32
УДК 343.9.018
В. И. Брылев, И. В. Исупова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выявлен по результатам анкетирования реальный уровень наркотизации среди учащихся общеобразовательных школ, студентов высшего и среднего образования, колледжей, составляющие основную группу риска наркотизации. Сделаны выводы и предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия по профилактике наркомании в молодежной среде.
The article describes the results of a drug abuse survey in Krasnodar Krai. Special attention is paid to several risk groups: students of comprehensive schools, higher and vocational education institutions and colleges. The authors suggest a set of measures aimed at developing interdepartmental collaboration for the prevention of drug addiction among youth.
Ключевые слова: мониторинг, наркоситуация, межведомственное взаимодействие, наркотизм, молодежная среда, наркопреступления, профилактика.
Key words: monitoring, drug abuse, interdepartmental interaction, drug addiction, young people, drug-related crimes, prevention.
Распространение наркотизма в Российской Федерации приобрело нарастающий эпидемический характер, угрожающий национальной безопасности страны. Обострение проблемы свидетельствует о недостаточности и малоэффективности существующих методов и о необходимости формирования новых стратегий противодействия наркозависимости, совершенствования межведомственного взаимодействия по предупреждению наркомании среди молодежи, принятия экстренных мер и их реализацию в кратчайшие сроки [1, с. 45].
Анализ деятельности субъектов профилактики наркотизма в молодежной среде дает основание утверждать, что в отдельных регионах, в том числе в Краснодарском крае, эффективность межведомственного взаимодействия можно признать удовлетворительной. В Краснодарском крае накоплен большой опыт сотрудничества участников социальной профилактики наркопотребления и разработана программа межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании среди молодежи. Технология ее принятия может послужить алгоритмом разработки программ в других регионах с учетом корректировки, уточнений основных ее положений [2, с. 2].
В регионе организационные мероприятия направлены на объединение усилий всех субъектов профилактической деятельности по реализации комплексных программ, приведение в соответствие с требованиями современности кадрового потенциала специалистов социальной профилактики, на реализацию регионального мониторинга наркоситуации.
© Брылев В. И., Исупова И. В., 2017
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 32-38.
В результате проведенного наркомониторинга в Краснодарском крае в молодежной среде мы пришли к следующим выводам:
1. Проведение мониторинговых исследований наркотизации необходимо для создания системы производства и накопления субъективной статистики об изменениях объема, уровня, структуры наркотизации, эффективности социального контроля в условиях быстрых социальных перемен.
2. Статистический анализ основных показателей уровня приобщения молодежи к потреблению наркотиков в сравнении с официальной учетно-регистрационной статистикой органов внутренних дел и прокуратуры свидетельствует о неполноте оценки сложившейся ситуации наркопотребления молодежи в Краснодарском крае.
С одной стороны, выявленный уровень всех лиц, имеющих опыт наркопотребления (около 13 %), значительно ниже данных о лицах, состоящих на учете за потребление наркотиков. С другой — выявленный уровень наркопотребления сам нуждается в корректировке с учетом двух тенденций: более высокой интенсивности наркопотребления в группах наркотического риска (примерно в 2 раза) и проявления естественной (неосознанной) и искусственной (осознанной) латентности наркопотребления в молодежной среде в целом.
3. Выявленные в ходе исследования возрастные параметры потребителей наркотиков позволяют выделить следующие основные уровни раннего наркопотребления в молодежной среде:
Так, 0,6 % учащихся школ указали на возраст от 12 до 14 лет (0,3 % — студентов среднего образования); на возраст от 14 до 16 лет — 0,3 % школьников и 3,1 % студентов; на возраст от 16 до 18 лет — 0,6 % учащихся школ и 6,2 % — студентов среднего образования. Таким образом, наблюдается снижение возрастной границы учащихся, склонных к потреблению наркотиков, несмотря на то что основная доля первой пробы приходится на возраст от 16 до 18 лет.
Аналогичные параметры должна содержать и профилактическая модель противодействия наркопотреблению.
4. Структура детерминат наркопотребления включает личностные, микроструктурные и социальные группы факторов.
В первой группе доминирующими стали «интерес к необычным ощущениям», «возможность забыться», «одиночество и скука», «удовольствие, кайф», «легкомыслие». Во второй — главенствует влияние ближайшего окружения, друзей, уличного окружения, «конфликты в семье и непонимание близких», «безделие и плохая организация досуга». Третью — возглавляют низкий материальный уровень жизни, кризис морали и безработица.
5. Мониторинговые исследования раскрывают статистическую связь табакокурения с наркотизацией подростковой среды, поскольку нередко злоупотребление табаком является фоновой поведенческой практикой, способствующей экспериментам с наркотиками. Совершенно оправданным представляется полный запрет табачной рекламы, а также алкогольной. Представляется оправданным проведение регу-
33
лярных информационных компаний в СМИ, формирующих установки на здоровый образ жизни. Активно противодействовать распространению наркотиков, а также табака, спиртных напитков должны материалы антинаркотической профилактики.
6. Структурная дифференциация наркопотребления характеризуется следующими особенностями: а) каннабиноиды (препараты конопли) являются наиболее распостраненным и используемым типом «легких» наркотиков среди несовершеннолетних Краснодарского края; б) потребление «тяжелых» наркотиков опийной группы в регионе имеет относительно небольшое распространение, прослеживается определенная тенденция к сокращению; в) снижение потребления опиатов замещается ростом применения каннабиноидов, психоактивных суррогатов.
7. Социальными ценностями и ориентирами, реализация которых может существенно снизить уровень и масштабы наркотизации среди несовершеннолетних, служит конструктивный досуг, спорт, учеба, занятость, профессиональные перспективы и достойный уровень жизни.
8. Проблема подросткового наркопотребления недостаточно эффективно регулируется с помощью мер уголовно-правового, административного характера. Наркопотребители по сравнению с ненаркопо-требителями обладают неразвитым правосознанием (для большинства из них приобретение наркотиков не является правонарушением, а тем более преступлением).
9. Наркопотребители — группа риска повышенной виктимизации: против них чаще всего совершаются насильственные преступления, они реально нуждаются в правовой защите, психологической и медицинской помощи.
10. Среди молодежи наступает осознание пагубности и вредности наркодегустаций. Этот коммуникативный результат снижает желание повторно обращаться к потреблению наркотиков. Однако активное действие по оказанию помощи потребителям наркотиков проявляет очень незначительное число подростков и молодых людей.
11. Профилактика ситуации в области наркопотребления характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, полученные данные отражают положительные тенденции: отрицательная оценка наркомании, устойчивые представления об опасности наркомании и ее последствиях, эмоционально-поведенческая готовность (установка) оказания помощи наркоманам. С другой — выявлены такие негативные тенденции, как правовой инфантилизм в оценке действий, связанных с наркоманией, распространенная позиция социальной индифферентности в данной проблеме, недооценка ряда последствий наркопотребления, ориентация в борьбе с наркопотреблением на малоэффективные разъяснительные и правопринудительные меры, недооценка необходимости воспитания некоторых положительных личностных качеств (трудолюбия, правового позитивизма), ориентация в профилактике наркомании в основном на неформальные институты, крайне низкая профилактическая значимость одного из ключевых субъектов профилактического воспитания — учителя, преподавателя.
Представляется, что причины указанных противоречий нуждаются в специальном комплексном изучении. Без соответствующих результатов подобных исследований концепция мониторинга наркоситуации в масштабах страны и регионов не может быть завершенной.
В целях оптимизации межведомственного взаимодействия по предупреждению наркомании среди молодежи предлагается следующее:
1. Губернаторам и главам администраций муниципальных образований:
— провести специальные слушания по совершенствованию межведомственного взаимодействия по предупреждению наркомании среди молодежи;
— сделать специальные обращения к гражданам по проблеме наркомании, обратив особое внимание на персональное патронирование всего комплекса мер, предпринимаемых в противодействии наркотикам;
— специальным Постановлением утвердить Положение о конкурсе на лучшее освещение в СМИ и на телевидении темы «Здоровый образ жизни», в том числе антинаркотической тематики.
2. Антинаркотическим комиссиям в субъектах Российской Федерации:
— своевременно и полно осуществлять финансирование антинаркотических профилактических программ;
— провести научно-практическую конференцию «Межведомственное взаимодействие по профилактике наркомании в молодежной среде», наметив пути противодействия наркомании, в том числе в молодежной и образовательной среде;
— на базе высших учебных заведений создать единый организационно-методический центр (социального партнерства по делам молодежи и региональной безопасности), которому поручить организацию работы по реализации мониторинга наркоситуации в регионе, позволяющую создать надежную сравнительную картину тенденций в распространении наркопреступности; воссоздать демографическую структуру и определить произошедшие изменения в популяции наркоманов среди различных слоев населения;
— мониторинг наркоситуации проводить в регионах ежеквартально (а не только ежегодно как это предусмотрено методикой и порядком осуществления мониторинга) [3, с. 5] с целью непрерывного проведения исследований для сравнительного точного выяснения латентного поступления наркосредств в регион.
— обеспечить учебно-методическую, информационную и ресурсную поддержку мониторинга наркоситуации на региональном уровне, включающую профессиональную подготовку и повышение квалификации сотрудников антинаркотических комиссий, методическое сопровождение мониторинга, техническое оснащение центра.
3. В регионе организовать Координационный межвузовский Совет по профилактике наркотизации в студенческой среде.
Цель — создание системы профилактики наркомании в студенческой среде и обеспечение согласованных действий при решении вопросов совершенствования антинаркотической политики в образовательных учреждениях.
35
Задачи образовательных программ по профилактике наркомании:
— повышение уровня информированности подростков и молодежи по вопросам последствий злоупотребления наркотиками;
— повышение квалификации специалистов, работающих в данной сфере;
— внедрение федеральных программ и разработка собственных программ в сфере профилактики употребления психоактивных веществ учащимися в рамках регионального компонента;
— разработка учебно-методических и наглядных пособий, буклетов, листовок, направленных на формирование здорового образа жизни у населения.
4. Внедрить в систему образования учебных заведений специальную программу «Противодействия наркомании», состоящей из трех элементов:
— доведение до школьников и студентов (с участием родителей) статистических данных о распространении наркотиков, количестве совершенных наркоманами преступлений и правонарушений, о количестве смертей, вызванных употреблением наркотиков и среднем возрасте умерших по этой причине;
— программы эмоционального воздействия, адресованные к чувствам школьников и студентов, их системе жизненных ценностей, устремлениям и планам на будущее, которые неизбежно будут разрушены в результате употребления наркотиков;
— программы, содержащие практические советы и рекомендации, пути избрания правильной линии поведения в той или иной ситуации, помогающие избежать вовлечения в употребление наркотиков и привыкания к ним.
5. В учебных планах общеобразовательных школ, колледжей предусмотреть комплексный медико-психолого-правовой курс для населения по профилактике наркомании в подростково-молодежной среде.
Организацию и проведение занятий в рамках курса образовательных антинаркотических программ в школах, колледжах, университетах, молодежных организациях поручить правоохранительным органам, медицинским учреждениям и социальным службам, а также общественным и региональным организациям граждан.
6. В совершенствовании профилактической модели противодействия наркопотреблению необходимо учитывать: возрастные параметры наркопотребления (в том числе его ранней формы); общую структуру и иерархию факторов наркотизации населения; выраженные дефекты правового сознания групп наркотического риска; устойчивую позицию индифферентности определенной части населения относительно проблемы наркомании; низкую общественную значимость официальных субъектов профилактики наркомании (таких как школа, психологическая и психотерапевтическая службы, подразделения полиции по предупреждению преступности несовершеннолетних).
7. В предупреждении распространения наркомании наряду с активизацией правовой профилактики обеспечить результативное воздей-
ствие на первичный и базовый элемент наркоситуации — наркопотребление. Выдвинуть противодействие наркотизации населения в число стратегических направлений борьбы с наркопреступностью.
8. Подготовить предложения по изменению законодательных подходов к привлечению наркопотребителей к ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта для личного потребления, исходя из логики направления их через судебные решения не в пенитенциарную систему, а в реабилитационные центры. Суть указанных предложений заключается в переводе преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, из категории тяжких в категорию средней тяжести.
В заключение следует подчеркнуть, что условием эффективности межведомственного взаимодействия профилактической работы является анализ причин и факторов наркотизма. Проведенное исследование позволяет к числу его основных причин отнести микросоциальные, макросоциальные, биофизиологические и индивидуально-психологические детерминанты.
Доминирующими факторами наркотизма стали: недостаточно эффективное формирование антинаркотического общественного мнения; просчеты в воспитании молодежи; недостатки в работе полиции по вовлечению молодежи в среду наркоманов; недостаточный контроль за наркотиками; несовершенство законодательной базы; слабый контроль за миграционными процессами.
Целесообразно выделить два стратегических направления организации взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности. Первое — связано с сотрудничеством субъектов в ходе минимизации влияния обусловливающих наркоманию и наркотизм причин. Второе — с участием в изменении воздействия на молодежь факторов, определяющих приобщение молодых людей к наркотикам.
Следует отметить, что исследования зафиксировали достаточно низкую оценку усилий по профилактике наркотизма социальных работников, общественных объединений, церкви и семьи, то есть тех структур, которые преимущественно должны заниматься социальной профилактикой.
Анализ деятельности субъектов профилактики дает основание утверждать, что межведомственное взаимодействие осуществляется главным образом в разрозненном функционировании ее элементов, в недостаточной координации и фрагментарном взаимодействии. Должна накапливаться информация о наркоситуации в регионе, производиться ее профессиональный вневедомственный анализ, в котором с учетом местных реалий, российского и мирового опыта и достижений науки разрабатывались бы меры эффективного управленческого воздействия на органы здравоохранения, образования, внутренних дел, социальной защиты, средств массовой информации. Следует осуществлять взаимодействие с общественными организациями и их поддержку в деле противодействия наркотизации населения.
Межведомственное взаимодействие по предупреждению молодежного потребления наркотиков на этапе организационных мероприятий направлено на объединение усилий всех субъектов профилактической деятельности в регионе, участников профилактической работы при разработке и реализации на основе разработанной идеологии ком-
37
38
плексных проектов программ, адаптированных для конкретного региона, приведение в соответствие с требованиями современности кадрового потенциала специалистов социальной профилактики, осуществление регионального мониторинга наркоситуации и реализация инновационных программ на различных уровнях антинаркотической профилактики.
Таким образом, взаимодействие субъектов при осуществлении профилактики молодежной наркопреступности и наркотизма как условие ее эффективности представляет собой инициативные процессы информирования, планирования, реализации антинаркотической профилактической деятельности в отношении молодежи с целью привлечения к ее осуществлению иных заинтересованных субъектов. При этом как бы ни строилось управление все вместе они нуждаются в координировании своих действий.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в рамках научного проекта «Оценка степени межведомственного взаимодействия по профилактике наркотизма в молодежной среде на основе учета и анализа динамики правонарушений в Краснодарском крае», № 16-13-23015 а/(р).
Список литературы
1. Брылев В. И., Исупова И. В. Мониторинг наркоситуации как основа совершенствования профилактики наркотизма в молодежной среде (на примере Краснодарского края). М., 2016.
2. Государственная программа Краснодарского края «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на 2016—2021 гг. // Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 941 (ред. от 30.12.2015 г.).
3. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах: государственный антинаркотический комитет. М., 2014.
Об авторах
Виктор Иванович Брылев — д-р юр. наук, проф., Краснодарский университет МВД России.
E-mail: vibrilev@mail.ru
Ирина Викторовна Исупова — канд. юр. наук, зам. директора школы по научно-методической работе, МАОУ СОШ № 6, Геленджик.
E-mail: i_isupova@mail.ru
About the authors
Dr V. Brylev, Professor, the Department of Criminalistics, Krasnodar University Ministry of Internal Affairs. of Russia, Krasnodar. E-mail: vibrilev@mail.ru
Dr I. Isupova, Deputy Principal for Research and Methodology, MAOU comprehensive school No. 6, Gelendzhik. E-mail: i_isupova@mail.ru