Научная статья на тему 'Психологическая профилактика конфликтных отношений в трудовом коллективе'

Психологическая профилактика конфликтных отношений в трудовом коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1353
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / CONFLICT RELATIONS / ORGANIZATION / PROGRAM OF SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоров Евгений Евгеньевич, Лебедева Татьяна Евгеньевна

В настоящее время проблема конфликтов выступает объектом повышенного внимания в различных отраслях научного знания, закономерно порождаемого ее актуальностью. Насыщенность нашей жизни различного рода конфликтами диктует необходимость разработки проблемы эффективного управления ими. Конфликт в организации это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, которое сопровождается попытками разрешить конфликт на фоне эмоциональных отношений в рамках организации. В статье проанализированы результаты апробации программы психологической профилактики конфликтных отношений в трудовом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF CONFLICT RELATIONS IN THE WORKPLACE

At present, the problem of conflicts is an object of increased attention in various branches of scientific knowledge, which is naturally generated by its relevance. The saturation of our lives with various kinds of conflicts dictates the need to develop a problem of effective management of them. A conflict in an organization is a conscious contradiction between the communicating members of this collective which is accompanied by attempts to resolve the conflict amid emotional relations within the organization. The results of approbation of the program of psychological prevention of conflict relations in the workplace are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Психологическая профилактика конфликтных отношений в трудовом коллективе»

► СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 ББК 88.53

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF CONFLICT RELATIONS IN THE WORKPLACE

Егоров Евгений Евгеньевич

Доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Лебедева Татьяна Евгеньевна

Доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. В настоящее время проблема конфликтов выступает объектом повышенного внимания в различных отраслях научного знания, закономерно порождаемого ее актуальностью. Насыщенность нашей жизни различного рода конфликтами диктует необходимость разработки проблемы эффективного управления ими. Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, которое сопровождается попытками разрешить конфликт на фоне эмоциональных отношений в рамках организации. В статье проанализированы

Egorov Evgeny E.

Assistant Professor at the Department of Innovative Technologies in Management, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Economics E-mail: [email protected]

Lebedeva Tatiana E.

Assistant Professor at the Department of Innovative Technologies in Management, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Education E-mail: [email protected]

Abstract. At present, the problem of conflicts is an object of increased attention in various branches of scientific knowledge, which is naturally generated by its relevance. The saturation of our lives with various kinds of conflicts dictates the need to develop a problem of effective management of them. A conflict in an organization is a conscious contradiction between the communicating members of this collective which is accompanied by attempts to resolve the conflict amid emotional relations within the organization. The results of approbation of the program of psychological

результаты апробации программы психологической профилактики конфликтных отношений в трудовом коллективе.

prevention of conflict relations in the workplace are analyzed in the article.

Ключевые слова: психологическая профилактика, конфликтные отношения,

Keywords: psychological prevention, conflict relations, organization, program of support.

организация, программа сопровождения.

В настоящее время общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений - экономических, социальных, политических, нравственных, духовных. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. И если возникают помехи на пути реализации этих потребностей, это приводит к обострению противоречий между людьми, рождает напряжение, чреватое открытой конфронтацией, сознательным противоборством, приводящим к конфликтам.

Возросший интерес к проблеме конфликта объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Поэтому не случайно одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, в качестве междисциплинарного подхода к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня.

Сложная система отношений в трудовом коллективе таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам их разрешения [1; 2].

Проблема психопрофилактики конфликтных отношений в трудовых коллективах в последние годы приобретает особую актуальность и практическую значимость. Это определяется трудоемкостью непосредственного разрешения уже развернутых конфликтов. Значительно доступнее осуществлять не только и не столько преобразование и разрешение конфликтов, сколько предупреждать их возникновение, то есть осуществлять психопрофилактику и принимать меры по предупреждению и предотвращению конфликтов.

Учитывая все вышесказанное, актуальность рассматриваемого вопроса очевидна и обусловлена необходимостью профессионального разрешения конфликтов в трудовых коллективах.

При изучении вышеозначенного вопроса были рассмотрены работы следующих зарубежных авторов: Р. Дарендорф, М. Дойч, Г. Зиммель, З. Фрейд, Л. Козер, К. Левин, К. Томас, К. Хорни, Э. Эриксон, у. Мак-Дугал, Д. Морено, Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Доллард, А. Бандура, Дж. Мутон и др. А также труды отечественных исследователей: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский, К. А. Абульханова-Славская, Н. В. Гришина, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, В. В. Столин. В настоящее время данная проблема разрабатывается следующими авторами: А. И. Донцов, В. В. Волков, Т. А. Полозова, С. И. Ерина, А. Г. Ковалев, Ю. И. Мягков, Т. В. Новикова, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, Н. В. Гришина.

Психопрофилактика является одним из видов психологической помощи и одним из основных направлений профессиональной деятельности практического психолога.

Психологическая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Содержание понятия «психологическая помощь» представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике (психопросвещении), психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии [3]. Все эти формы психологической помощи тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Конфликт в современном понимании - это чрезвычайно многоликое и многостороннее явление, одновременно позитивное и негативное, развивающее и разрушающее - и снова развивающее и отражающее во всем многообразии истинную диалектику жизни.

Ряд исследователей, среди которых А. Е. Миронов (2002), М. А. Климов (1978), Г. В. Игумнова (1996) считают, что конфликты с психологической точки зрения - это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление [4].

Таким образом, в широком смысле конфликт можно определить как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон, который заключается в противодействии субъектов конфликта и сопровождается негативными эмоциями, переживаемыми ими по отношению друг к другу [5].

Авторами была разработана программа психопрофилактики конфликтных отношений в трудовом коллективе, включающая в себя мероприятия по психодиагностике, психопросвещению, коррекционно-развивающую программу «Мы вместе» и индивидуальное психологическое консультирование.

Основу программы исследования составили:

1) авторская программа психопрофилактической помощи членам трудового коллектива «Мы вместе»;

2) тест «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку);

3) методика оценки поведения в конфликте К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной;

4) тест Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»;

5) протоколы индивидуальных консультаций.

Эмпирическое исследование включало в себя два этапа: констатирующий и формирующий.

Констатирующий этап заключался в изучении личностных особенностей сотрудниц компании N. С этой целью была проведена диагностика психических состояний испытуемых: тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности, а также диагностика стилей поведения в конфликте.

Формирующий этап заключался в апробации разработанной авторской программы психопрофилактической помощи членам трудового коллектива «Мы вместе».

С целью диагностики психического состояния испытуемых был использован тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний» [6].

Количественные показатели результатов, полученных в ходе тестирования, представлены в табл. 1.

Таким образом, мы видим, что у основной части испытуемых ярко выражены следующие психические состояния: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Далее был использован тест «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина) [6].

Количественные показатели результатов, полученных в ходе тестирования, представлены в табл. 2.

Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемым требуется помощь специалиста. Поэтому им рекомендовано участие в программе психопрофилактической помощи членам трудового коллектива «Мы вместе».

Далее, методика оценки поведения в конфликте К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной.

Таблица 1

Количественные показатели теста «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку) в группе испытуемых до проведения программы

психопр офилактики

№ п/п Тревожность Фрустрация Агрессия Ригидность

1 20 высокая 20 высокая 18 высокая 18 высокая

2 19 высокая 19 высокая 20 высокая 18 высокая

3 19 высокая 20 высокая 19 высокая 19 высокая

4 20 высокая 18 высокая 20 высокая 20 высокая

5 18 высокая 18 высокая 18 высокая 17 высокая

6 18 высокая 16 высокая 19 высокая 18 высокая

7 18 высокая 17 высокая 16 высокая 16 высокая

8 16 высокая 17 высокая 18 высокая 18 высокая

9 16 высокая 18 высокая 17 высокая 17 высокая

10 17 высокая 16 высокая 17 высокая 16 высокая

11 14 средняя 13 средняя 14 средняя 13 средняя

12 14 средняя 14 средняя 12 средняя 14 средняя

13 7 низкая 6 низкая 6 низкая 7 низкая

14 7 низкая 7 низкая 7 низкая 6 низкая

Среднее 15,9 14,2 15,8 15,5

Таблица 2

Количественные показатели теста «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» в группе испытуемых (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина) до проведения программы психопрофилактики

№ п/п Ситуативная тревожность Личностная тревожность

1 52 высокая 56 высокая

2 56 высокая 60 высокая

3 51 высокая 58 высокая

4 60 высокая 64 высокая

5 48 высокая 58 высокая

6 49 высокая 49 высокая

7 45 высокая 47 высокая

8 51 высокая 48 высокая

9 50 высокая 52 высокая

10 48 высокая 50 высокая

11 40 средняя 41 средняя

12 39 средняя 40 средняя

13 32 средняя 33 средняя

14 30 средняя 31 средняя

Среднее 46,5 49

Основная часть испытуемых, а именно 57,1%, использует «Соперничество» как основной стиль поведения в конфликтной ситуации, что свидетельствует о том, что человек использует силовые приемы для достижения своей цели, не учитывая интересы окружающих, проявляет авторитарность.

14,3% используют «Сотрудничество» как основной стиль поведения в конфликте. Это говорит об умении вырабатывать совместно с другими оптимальные решения, полностью удовлетворяющие обе стороны, способности находить единомышленников.

«Компромисс» как основной стиль поведения в конфликтной ситуации использует 7,1%. Такие люди способны к игнорированию разногласий в позициях, умеют идти на уступки в целях принятия хоть какого-нибудь, пусть частично удовлетворяющего обе стороны решения.

«Избегание» как основной стиль поведения в конфликте используют 14,3%. Такое поведение характеризуется уклонением от принятия любого решения в конфликте.

«Приспособление» как основной стиль поведения в конфликте использует 7,1%. Такое поведение характеризуется ориентацией на удовлетворение интересов партнера в ущерб своих собственных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная часть испытуемых использует неэффективные стратегии поведения в конфликте, что в свою очередь приводит к повышению конфликтности в трудовом коллективе.

Для установления корреляционной связи между показателями таких психических состояний, как тревожность, агрессивность, фрустрация, ригидность, и выбором неконструктивных стилей поведения в конфликте, таких как «Соперничество», «Избегание», «Приспособление», нами был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена [7].

Применив коэффициент ранговой корреляции Спирмена, мы установили следующие закономерности.

1. Показатели таких психических состояний, как тревожность, агрессивность, фрустрация и ригидность, имеют тесную положительную корреляционную связь с выбором стиля «Соперничество» как основного стиля поведения в конфликте. Иными словами, чем сильнее у испытуемых проявления тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности, тем чаще ими используется стиль «Соперничество».

2. Показатели таких психических состояний, как тревожность, агрессивность, фрустрация и ригидность, имеют тесную отрицательную корреляционную связь с выбором стиля «Сотрудничество» как основного стиля поведения в конфликте. Иными словами, чем сильнее у испытуемых проявления тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности, тем реже ими используется стиль «Сотрудничество».

3. Полученные нами коэффициенты корреляции между такими психическими состояниями, как тревожность, агрессивность, фрустрация, ригидность, и выбором таких стилей поведения в конфликте, как «Компромисс», «Избегание» и «Приспособление», не достигают уровня статистической значимости.

4. Показатели ситуативной и личностной тревожности имеют тесную положительную корреляционную связь с выбором стиля «Соперничество» как основного стиля поведения в конфликте. Иными словами, чем сильнее у испытуемых проявления тревожности, тем чаще ими используется стиль «Соперничество».

5. Показатели ситуативной и личностной тревожности имеют тесную отрицательную корреляционную связь с выбором стиля «Сотрудничество» как основного стиля поведения в конфликте. Иными словами, чем сильнее у испытуемых проявления тревожности, тем реже ими используется стиль «Сотрудничество».

6. Полученные коэффициенты корреляции между показателями ситуативной и личностной тревожности и выбором таких стилей поведения в конфликте, как «Компромисс», «Избегание» и «Приспособление», не достигают уровня статистической значимости.

Полученные данные говорят о том, что испытуемым требуется помощь специалиста. И поэтому им рекомендовано участие в программе психопрофилактической помощи членам трудового коллектива «Мы вместе», что будет способствовать снижению уровня тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности, а также позволит оптимизировать стратегии поведения в конфликте (табл. 3).

Для оценки эффективности разработанной программы были проведены повторные психодиагностические мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Программа психопрофилактическойпомощичленам трудового коллектива

организации N

Первый блок. Психопросвещение Второй блок. Коррекционно-развивающая программа «Мы вместе» Третий блок. Индивидуальное психологическое консультирование

Цель: просветительская деятельность; популяризация психологических знаний в области психологии конфликта; осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей Цель: предоставление возможности участникам занятий закрепить теоретические знания и получить практический опыт конструктивного разрешения межличностных конфликтов и, как следствие, снижение у сотрудников уровня выраженности психических состояний: тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности; оптимизация стратегий поведения в конфликте Цель: определение и решение проблем сотрудниц, обратившихся за помощью

Задачи: 1) предоставление информации по проблеме конфликтных отношений в коллективе (сущность, причины возникновения, динамика развития); 2) ознакомление сотрудников с технологиями и правилами эффективного общения в конфликте; 3) ознакомление сотрудников с технологиями и правилами рационального поведения в конфликте; 4) ознакомление сотрудников с методами и приемами психологической самопомощи, с целью профилактики конфликтов Задачи: 1) создание условий для снятия эмоционального напряжения и снижения тревожности у сотрудниц компании; 2) помощь в осознании собственных неэффективных стратегий поведения в конфликте, выработка новой успешной поведенческой модели; 3) помощь в формировании уверенности в своих силах для самостоятельного решения возникающих проблем Задачи: 1) помощь сотрудницам компании, обратившимся за помощью в осознании собственной проблемной ситуации; 2) помощь в поиске наиболее конструктивной позиции в общении

После прохождения программы психопрофилактики высокий уровень тревожности выявлен всего у 21,4% испытуемых, 35,7% проявляют средний уровень тревожности и 42,9% имеют низкий уровень тревожности.

Высокий уровень фрустрации после проведения программы психопрофилактики был выявлен у 14,3% испытуемых, 35,7% проявляют средний уровень фрустрации и 50%

имеют низкий уровень фрустрации, то есть они достаточно устойчивы к неудачам и не боятся трудностей.

Высокий уровень агрессивности после проведения программы психопрофилактической помощи не был выявлен ни у кого из испытуемых, 71,4% испытуемых проявляют средний уровень агрессивности и 28,6% имеют низкий уровень агрессивности. Они спокойны и выдержанны.

Высокий уровень ригидности после проведения программы выявлен у 14,3%, 50% имеют средний уровень ригидности и 35,7% имеют низкий уровень ригидности. Это говорит о том, что испытуемые не ригидные и легко переключаемы.

Таким образом, после прохождения программы психопрофилактики у сотрудниц трудового коллектива снизилась выраженность следующих психических состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Таким образом, разработанная программа психопрофилактики конфликтных отношений в трудовом коллективе, включающая в себя мероприятия по психодиагностике, психопросвещению, коррекционно-развивающую программу «Мы вместе» и индивидуальное психологическое консультирование, может способствовать снижению уровня выраженности таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, а также оптимизации стиля поведения в конфликте.

Список литературы

1. Егоров Е. Е., Бондаренко В. А. Инновационные тенденции в управлении персоналом организации // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сб. ст. по материалам III Всероссийской науч.-практ. конф. - Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2017. - С. 254-258.

2. Лебедева Т. Е. Управление стрессом специалистов сферы туризма // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2017. - С. 147-150.

3. Маясова Т. В. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость // Вестн. Мининского ун-та. - 2014. - № 4 (8). - С. 13.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / пер. с. лит. - М.: Академ. проект, 2000. - 240 с.

6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011. - 480 с.

7. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 640 с.

References

1. Egorov E. E., Bondarenko V. A. Innovatsionnye tendentsii v upravlenii personalom or-ganizatsii. In: Sotsialnye i tekhnicheskie servisy: problemy i puti razvitiya. Proceedings

of the III All-Russian scientific-practical conference. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskiy gos. ped. un-t im. Kozmy Minina, 2017. Pp. 254-258.

2. Lebedeva T. E. Upravlenie stressom spetsialistov sfery turizma. In: Industriya tur-izma i servisa: sostoyanie, problemy, effektivnost, innovatsii. Proceedings of the IV International scientific-practical conference. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskiy gos. ped. un-t im. Kozmy Minina, 2017. Pp. 147-150.

3. Mayasova T. V. Vliyanie professionalnoy deyatelnosti na stressoustoychivost. Vestn. Mininskogo un-ta. 2014, No. 4 (8), pp. 13.

4. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta. St. Petersburg: Piter, 2008. 544 p.

5. Kociünas R. Osnovy psikhologicheskogo konsultirovaniya. Moscow: Akadem. proekt, 2000. 240 p.

6. Raygorodskiy D. Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Moscow: Bakhra-kh-M, 2011. 480 p.

7. Bodalev A. A., Derkach A. A., Laptev L. G. (ed.). Rabochaya kniga prakticheskogo psik-hologa: posobie dlya spetsialistov, rabotayushchikh s personalom. Moscow: Izd-vo In-ta psik-hoterapii, 2001. 640 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.