ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Тимченкова С.П.
Тимченкова Снежана Петровна - студент, направление подготовки: педагогическое образование «биология и химия», естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск
Аннотация: в статье рассматриваются влияние учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние студентов, характер учебного процесса, а также возникающие в результате данного влияния изменения, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. Материал данной статьи может быть использован педагогами, воспитателями, родителями для правильной организации психопрофилактической работы с обучающимися.
Ключевые слова: студент, интеллектуальная деятельность, невротизирующий фактор, информация, учебный процесс, тревожность, агрессивность, ригидность, фрустрированность, профессиональная поддержка.
Вопросы укрепления нервно-психического здоровья школьников тревожили умы многих ученых еще в начале прошлого века. Так, например С.С. Корсаков отмечал, что главной причиной развития нервно-психических расстройств являются тяжелые условия жизни учащихся [3, с. 127].
Несмотря на то, что проблема была обозначена более полувека назад, и сегодня она не потеряла своей актуальности. Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием - готовить профессионала, отвечающего постоянно меняющимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей профессиональной мобильностью, что требует высокого уровня интеллектуальной деятельности.
В результате современный студент подвергается воздействию целого комплекса невротизирующих факторов. Это огромные потоки аудиовизуальной информации, дополнительные занятия по разным предметам, сокращение времени пребывания на свежем воздухе. Сложным периодом для студентов всех курсов, и особенно первого, является экзаменационная сессия. Это один из вариантов стрессовой ситуации, которая протекает в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризуется большой ответственностью. В результате студент длительное время находится в постоянной психологической напряженности, порою сам этого не осознавая. Все это может стать причиной возникновения нарушений в здоровье учащихся, спровоцировать возникновение расстройств нервной системы, головные боли и привести к общему ухудшению самочувствия [1, с. 12] .
В настоящее время с целью сохранения здоровья обучающихся введены Санитарные правила и нормы. Требования, предъявляемые к организации учебного процесса:
Согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»: максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается федеральным
государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов [5, с. 193].
Поэтому целью нашего исследования является изучение влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние студентов.
Гипотеза исследования: нерациональное распределение учебной нагрузки негативно сказывается на эмоциональном состоянии студентов.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние студентов
Предмет исследования: характер учебного процесса и его влияние на психоэмоциональное состояние современных студентов.
В исследовании приняло участие 48 студентов ЕГФ, из них 32 девушки и 16 юношей.
Для изучения организации учебного процесса была использована анкета, разработанная М.М. Безруких: «Общая учебная(школьная и внешкольная) нагрузка».
В результате анализа данных по анкете М.М. Безруких все испытуемые были разделены на 3 группы:
1-я группа - значительно перегруженные, недельная и дневная учебная нагрузка у которых превышает допустимые нормативы, эти учащиеся ежедневно затрачивают больше времени на выполнение домашних заданий и посещение дополнительных занятий - 21 учащийся (43,75%);
2-я группа - незначительно перегруженные, те у кого отмечено превышение допустимых нормативов на посещение дополнительных и индивидуальных занятий, следовательно дневная учебная нагрузка превышена - 15 учащихся (31,25%);
3-я группа - студенты, учебная нагрузка у которых не превышает допустимых нормативов - 12 учащихся (25%).
В процентном отношении распределение по группам представлено на рис. 1:
МЗначительно перегруженные В Незначительно перегруженные Не перегруженные
Рис. 1. Процентное распределение учебной нагрузки студентов
Также была использована методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности, разработанная О. Елисеевым. Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности и ригидности.
После проведения тестирования по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» были получены следующие результаты (таблица 1):
Таблица 1. Результаты, полученные при анализе данных, полученных по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности»
Параметры С высоким уровнем Со средним уровнем С низким уровнем
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Тревожность 12 25 27 56,25 9 18,75
Фрустрированность 17 35,4 23 47,9 8 16,7
Агрессивность 11 22,9 25 52,08 12 25
Ригидность 20 41,7 12 25 16 33,3
Процентное соотношение отражено на рис. 2:
60 50 40 30
20 10 0
Тревожность Фрустрированность Агрессивность Ригидность
Ы С высоким уровнем В Со средним уровнем и С низким уровнем
Рис. 2. Процентное распределение параметров выраженности индивидуальных различий
12 человек - 25% - имеют высокий уровень тревожности, 27 студентов - 56.25% -средний уровень тревожности, 9 - 18.75% - низкий уровень тревожности.
У 17 человек, что соответствует 35,4%, высокий уровень фрустрированности, у 23 студентов - 47.9% - средний уровень, у 8 - 16.7% - низкий уровень фрустрированности. Фрустрация - один из основных параметров психического состояния человека: внутреннее напряжение, вызванное конфликтом потребностей, ценностей, тенденций человека.
У 11 человек - 22.9% - высокий уровень агрессивности, у 25 - 52.08% - средний уровень, у 12 - 25% - низкий уровень агрессивности.
У 20 студентов - 41.7% - высокий уровень ригидности, у 12 - 25% - средний уровень, 16 человек - 33.3% - имеют низкий уровень ригидности. Ригидность - неспособность индивида перестроиться, то есть неготовность следовать возникшим под влиянием каких-либо обстоятельств изменениям в запланированной ранее схеме поведения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующее состояние у студентов во время учебной деятельности - это состояние агрессивности и тревожности со средним уровнем. Важно отметить, что данные состояния доминирует среди тех студентов, у которых учебная нагрузка превышает допустимые нормы.
Результаты исследований показывают, что уровень учебной нагрузки оказывает значительное влияние на психоэмоциональное здоровье студентов, не рациональное ее распределение негативно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.
Нет сомнения в том, что большая роль в организации распределения учебной нагрузки отводится самому обучающемуся.Однако сегодня большинство психологов признаются в том, что наиболее эффективным способом сохранения здоровья обучающихся является вовремя организованная психопрофилактическая работа.
Ведущей должна стать первичная психопрофилактика, когда психолог начинает действовать еще до возникновения проблемы. Оптимизировать распределение учебной нагрузки, скорректировать эмоциональное состояние возможно только в том случае, если организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса -администрации, педагогов, родителей, самих обучающихся.
Следовательно, главная роль по решению проблемы принадлежит психологу, очень многое зависит от его позиции, личностных качеств, способности установить доброжелательные доверительные отношения со всеми, кто нуждается в его профессиональной поддержке.
Список литературы
1. Уэссман А. и Рикс Д. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» // Большая энциклопедия психологических тестов сост. А. Карелин. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 416 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. 201 с.
3. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. 175 с.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер. 560 с. // Серия «Практ. по психологии личности», 2001. 225 с.
5. Левитов Н.Д. Психология. М., 1964. 278 с.