Научная статья на тему 'Особенности стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков'

Особенности стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
1
Поделиться
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ / PSYCHOPROPHYLAXIS OF EMOTIONAL AND PERSONALITY DISORDERS / THE PECULIARITIES OF THE STRESS TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дугарова Туяна Цыреновна

В статье представлены результаты исследования стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков, выделены основные направления психопрофилактической работы с подростками.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дугарова Туяна Цыреновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PECULIARITIES OF THE STRESS TOLERANCE OF BURYAT AND TUVAN CHILDREN

The article dwells upon the basic problems of the peculiarities of the stress tolerance of Buryat and Tuvan children, the main directions of psychoprophylaxis work with teenagers are analyzed here.

Текст научной работы на тему «Особенности стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков»

6. Thostov, A. Sh. Osoznanie zabolevanija u onkologicheskih bol'nyh / A. Sh. Thostov // Zhurnal klinicheskoj psihoonkologii. -2007. - №1. - S.23-31.

Гунзунова Бальжима Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ), E-mail: balzhimag@mail.ru

Gunzunova Balzhima - candidate of psychological sciences, associate professor of department of general and social psychology of Buryat State University (Ulan-Ude), E-mail: balzhimag@mail.ru

УДК 152.32

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ БУРЯТСКИХ И ТУВИНСКИХ ПОДРОСТКОВ

Дугарова Т.Ц.

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ THE PECULIARITIES OF THE STRESS TOLERANCE OF BURYAT AND TUVAN CHILDREN

Dugarova T.Ts.

Buryat State University, Ulan-Ude

В статье представлены результаты исследования стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков, выделены основные направления психопрофилактической работы с подростками.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, психопрофилактика эмоциональных и личностных нарушений.

The article dwells upon the basic problems of the peculiarities of the stress tolerance of Buryat and Tuvan children, the main directions of psychoprophylaxis work with teenagers are analyzed here.

Key words: stress, the peculiarities of the stress tolerance, psychoprophylaxis of emotional and personality disorders.

В условиях радиальных перемен в обществе наблюдается рост социальной напряженности, активизация деструктивных жизненных парадигм: девиации и аддикции, нивелирование морально-этических норм, снижение ценностей человеческого существования. Своеобразным индикатором снижения нравственной экологии в обществе выступает рост количества детских суицидов. Известно, дети и подростки сензитивны к явлениям нестабильности в обществе, чувствуют несправедливость, ненужность и бесперспективность, и суицидальное поведение является одной из форм таких реакций. Подростковый возраст характеризуется как критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Специального внимания исследователей требуют: самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, составляющие эмоционально-личностное благополучие подростков и особенности эмоционального отношения к учению, а также уровень личностной адаптации подростка. Увеличивающиеся эмоциональные нагрузки, стрессогенность повседневной жизни требуют от подростка проявления качеств совладающего поведения. По данным ВОЗ распространение среди подростков среднего и старшего возраста авитального поведения проявляется в форме пресуицидальной (рост фрустрации, депрессии, агрессивности), парасуицидальной (самоповреждающее поведение) и суицидальной активности. Среднероссийский показатель суицидов в этой сфере — 2,7 случая на 100 тыс. человек населения, в Бурятии показатель — 10,3 случая, Республике Тыве этот показатель равен 12,1. В генезисе авитального поведения рассматривают совокупность интропсихических (стрессоустойчивость, защитные механизмы) и средовых (социально-экономический уровень, роль СМИ) воздействий.

Наше исследование направлено на изучение стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков с целью профилактики суицидального поведения с учетом этнического фактора.

Исследование проводилось в общеобразовательных учреждениях города Улан-Удэ и города Кызыл. В исследовании приняли участие школьники подросткового возраста обоих полов, с 7 по11 класс: буряты (52 подростка), тувинцы (63 подростка) и русские (70 подростков). Для выявления статистически достоверных различий между сравниваемыми группами применялся сравнительный анализ по t - критерию Стьюдента. Для определения взаимосвязей между показателями стрессоустойчивости использовался корреляционный анализ Пирсона. В исследовании были использованы методы: опросник «Самооценка психических состояний» Айзенка, опросник «Копинг-тест» Лазаруса, «Социометрия», ПДО для подростков Е.А. Личко. В качестве показателей стрессоустойчивости мы рассматриваем выраженность тревожности, фрустрации, агрессивности; стратегии совладающего поведения; социометрический статус.

По данным исследования тревожность у подростков бурятских и тувинских этносов находится на высоком уровне, чем у подростков русского этноса. Для подростков русского этноса характерен высокий уровень фрустрации и ригидности, что проявляется через внутреннюю напряженность, склонность накапливать эмоции при изменении условий деятельности и общения, при наличии новых требований. Уровень агрессивности подростков находится на высоком уровне независимо от этнической принадлежности, что соответствует возрастным особенностям, обусловленными глубокими физиологическими и психическими изменениями. В целом у подростков система регуляции эмоциональных состояний характеризуется нестабильностью, напряженностью, выраженностью агрессивных реакций.

Полученные результаты в ходе исследования констатируют, что исследуемые выборки наиболее часто используют конструктивные и эффективные копинг-стратегии. В качестве наиболее предпочитаемого стиля совладания подростков бурятской и русской выборки (средние и высокие значения) выявлен «копинг, положительная переоценка»^=9,6 при р=0,001), у подростков тувинской выборки - «копинг, самоконтроль» (1=10,2 при р=0,001). Это говорит о том, что большинство подростков используют преобразующие стратегии поведения, предпочитают применять произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации (аналитический подход к проблеме, признание своей роли в решении проблемы, регулирование своих чувств и действий, создание положительного значения собственной личности).

У подростков русского этноса по выраженности копинг-стратегий выступает стратегия «бегство-избегание», которая предполагает мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на уход от проблемы. В отличие от русских подростков, подростки бурятской и тувинской национальности чаще применяют стратегию планирования решения.

Данные корреляционного анализа показателей взаимосвязи эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий выявили ситуативность использования копинг-стратегий вне зависимости от психических состояний.

По данным исследования на основе социометрии выявлено, что у низкостатусных подростков наблюдается высокая тревожность, агрессивность, фрустрация и ригидность. Низкостатусные используют неадаптивные менее адаптивные копинг-стратегии, заключающие в отказе решения проблем, перекладывания ответственности на других людей, повышенной конфликтности. При этом высокостатусные подростки используют адаптивные копинг-стратегии (направленные на взаимодействие социальным окружением, поиск и принятие социальной поддержки).

Выраженность акцентуации характера характерна почти для всей выборки, только у 5% школьников отсутствует акцентуация. При этом наиболее выраженными являются Лабильный, Гипертимный, Эпилептоидный и Истерический типы. Типы перечислены по степени выраженности.

Результаты исследования показывают, что у школьников бурятской национальности были выявлены Лабильный тип у 16,6%, Гипертимный, Эпилептоидный и Истерический типы по 11,9%. У

школьников русской национальности Гипертимный тип у 15, 2%, Лабильный и Эпилептоидный по 13,5%, Истерический и Сенситивный типы по 10,1%. По данным нашего исследования более акцентуированными являются подростки русской национальности.

Смешанные типы акцентуаций характера выявлены у школьников тувинской и бурятской национальности: Гипертимно-истерический тип у 7,1% испытуемых. Так же отсутствуют Циклоидный, Неустойчивый и Астено-невротический типы. В ходе исследования получены следующие данные по отдельным шкалам. Черты мужественности-женственности в системе отношений у школьников бурятской и тувинской национальности выражены в соотношении: маскулинность у 64%, феминность у 29% и не выявлено черт у 7% испытуемых. Риск социальной дезадаптации у всех школьников независимо от национальности: возможен у 33%, низкий уровень риска 31%, отсутствует риск у 36% испытуемых. Склонность к делинквентности у школьников выражена независимо от национальности: в пределах от 12 до 14% подростков.

Результаты исследования указывают на следующие направления развития стрессоустойчивости подростков. Во-первых, необходимо сформировать навыки саморегуляции психического состояния, во-вторых, целенаправленно развивать конструктивные копинг-стратегии.

Для предупреждения и профилактики у подростков эмоциональной неустойчивости важно обратить внимание на подростков «группы риска». По результатам нашего исследования у подростков бурятских и тувинских этносов мы вывили высокую тревожность. У подростков с высоким уровнем тревожности необходимо формировать способность переводить непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, помочь им овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки (активизация внешних и внутренних действий, регуляция самооценки своего состояния, самоприказ, переключение и отвлечение внимания, анализ ситуации).

1. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетво-рение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, заданий, общения, игры; бодрое настроение и др.).

2. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

- акцентирование внимания на их эмоциональном опыте;

- формирование у подростков представлений об эмоциональных процессах и путях преодоления эмоциональных затруднений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выделение в содержании учебного предмета элементов, создающих положительный эмоциональный фон учебной деятельности;

3. Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожности, агрессии, негодование, обида, зависть, страх и т.д.).

4. Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать собственное эмоциональное состояние и их причины, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

5. Разработка системы психолого-педагогического сопровождения тревожных детей (оптимизация отношений со сверстниками, снижение значимости тревожащих ситуаций, обучение эмоциональному самоменеджменту; обучение конструктивным способам решения проблем); включение в данную систему обучение родителей по оптимизации детско-родительских отношений.

По результатам нашего исследования выявлен высокий уровень агрессивности у всех подростков, независимо от этнической принадлежности. С целью профилактики агрессивных проявлений, реакций подростков должна быть проведена работа по формированию социально-приемлемых форм поведения, расширению репертуара совладающего поведения.

Согласно результатам нашего исследования выявлен высокий уровень фрустрации и ригидности у бурят и тувинцев. Состояние эмоциональной напряженности негативно сказывается на функционировании всего организма подростка, что может представлять серьезную угрозу его здоровью. Эмоциональная напряженность характеризуется временным понижением устойчивости

психических состояний, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. В настоящее время существует достаточно много практических способов и рекомендаций по коррекции эмоционального напряжения. К основным способам снятия эмоционального напряжения можно отнести: аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, физические упражнения, различные способы релаксации, ароматерапия, арттерапия.

Наиболее выраженной копинг - стратегией подростков является стратегия «положительная переоценка и самоконтроль», скорее всего, это связано с востребованностью данной стратегии ведущим видом деятельности в подростковом возрасте - общением со сверстниками. В наименьшей степени подростки выбирают стратегию «принятие ответственности», которая подразумевает признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. Скорее всего, это связано с тем, что подросток сохраняет инфантильную позицию в решении возникающих проблем, ответственность за свои поступки склонен перекладывать на окружающих людей.

Особенностью копинг-стратегий подростков является выраженность неконструктивной копинг-стратегий как «копинг, ориентированный на бегство-избегание». «Копинг, ориентированный на избегание», обеспечивает функционирование и развитие на низком функциональном уровне. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте механизм поведения основан на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий.

Наше исследование выявило много вопросов, на которые найдем исчерпывающие ответы в дальнейшей исследовательской работе стрессоустойчивости подростков. Подростковый возраст наиболее трудный и непредсказуемый из всех детских возрастов. Подросток находится в маргинальной зоне между «миром взрослых» и «миром детей», он пока еще «ищет себя», поэтому его поведение часто парадоксально: откровенный негативизм может сочетаться с явной комфортностью, стремление к независимости - с просьбами о помощи. На основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что подростки составляют группу «риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Полученные данные могут быть использованы для анализа проблем связанных с изучением слабых мест характера подростка и тем самым позволяют предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики эмоциональных и личностных расстройств.

Библиографический список

1. Дугарова, Т., Мухина, В. Ментальные особенности современных бурят в России. - М.: Развитие личности. - 2010. -№ 2. - С.164 - 175.

2. Дугарова, Т.Ц. Феноменология этнического самосознания бурят. - Улан-Удэ: Изд-во «БГУ» , 2012. - 283 с.

3. Ламажаа, Ч.К. Тувиноведение: новые горизонты - М.: 2013. - 178 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Dugarova, T., Muchina, V. Mentalnue osobenosti sovremenukh buryat v Rosii. - M.: Razvitie lichnosti. - 2010. - № 2. -С.164 - 175.

2. Dugarova, T. Ts. Phenomenologia etnicheskogo samosoznania buryat. - Ulan-Ude, 2012. - 283 с.

3. Lamazha, Ch.K. Tuvinovedenie: novue gorizontu. - М.: 2013. - 178 с.

Дугарова Туяна Цыреновна - доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой

возрастной и педагогической психологии ФБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», E-mail:

dugarovatts@mail.ru

Dugarova Tuyana - Doctor of Sc. (Psychology), Professor, Chair of Aging and Educational

Psychology, Faculty of Psychology and Social Work, Buryat State University, E-mail: dugarovatts@mail.ru