Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна

В статье раскрываются основные категории деструктивного поведения старшеклассников агрессивной направленности. Анализируются социальные и психологические факторы возникновения негативной агрессивности в процессе воспитания и обучения. Агрессивное поведение рассматривается, прежде всего, с точки зрения дестабилизирующего влияния на процесс выстраивания межличностных коммуникаций, завершения формирования Я-концепции личности, перехода в юношескую стадию взросления. Показана роль самооценки подростка в развитии эмоционального интеллекта. Тенденции современного образования диктуют необходимость расширенного сотрудничества в системе «школа-вуз». Помимо проведения разовых профориентационных мероприятий, кружковая работа педагогов высшей школы на базе различных образовательных площадок (включая применение дистанционных технологий) может стать важным подготовительным, адаптационным периодом подготовки будущих абитуриентов. В частности, такое направление актуально для формирования у выпускников школ навыков конструктивного делового общения, управления своими эмоциями и поведением. Автор приводит обоснование необходимости проведения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с агрессивным поведенческим вектором в рамках реализации тренинговых программ в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article reveals the main categories of destructive behavior of aggressive high school students. The social and psychological factors of the occurrence of negative aggressiveness in the process of upbringing and training are analyzed. Aggressive behavior is considered primarily from the point of view of the destabilizing influence on the process of building interpersonal communications, the completion of the formation of the Self-concept of personality, the transition to the youthful stage of adulthood. The role of a teenager's self-esteem in the development of emotional intelligence is shown. The trends of modern education dictate the need for expanded cooperation in the «school-university» system. In addition to conducting one-time career guidance events, the circle work of higher school teachers on the basis of various educational platforms (including distance technology) can become an important preparatory, adaptive period for the preparation of future applicants. In particular, this direction is relevant for the formation of school graduates ‘ skills of constructive business communication, managing their emotions and behavior. The author provides a justification for the need for comprehensive psychological and pedagogical support of students with an aggressive delinquent behavioral vector in the framework of the implementation of training programs in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Психологическая профилактика агрессивного поведения обучающихся в системе дополнительного образования

Пономарева Диана Игоревна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (национального исследовательского университета) E-mail: di37tap1@mail.ru

В статье раскрываются основные категории деструктивного поведения старшеклассников агрессивной направленности. Анализируются социальные и психологические факторы возникновения негативной агрессивности в процессе воспитания и обучения. Агрессивное поведение рассматривается, прежде всего, с точки зрения дестабилизирующего влияния на процесс выстраивания межличностных коммуникаций, завершения формирования Я-концепции личности, перехода в юношескую стадию взросления. Показана роль самооценки подростка в развитии эмоционального интеллекта. Тенденции современного образования диктуют необходимость расширенного сотрудничества в системе «школа-вуз». Помимо проведения разовых профориентационных мероприятий, кружковая работа педагогов высшей школы на базе различных образовательных площадок (включая применение дистанционных технологий) может стать важным подготовительным, адаптационным периодом подготовки будущих абитуриентов. В частности, такое направление актуально для формирования у выпускников школ навыков конструктивного делового общения, управления своими эмоциями и поведением. Автор приводит обоснование необходимости проведения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с агрессивным поведенческим вектором в рамках реализации тренинговых программ в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: агрессивное поведение, де-линквентное поведение, психологическая профилактика, старшеклассники, межличностная коммуникация, профориентационная работа, дополнительное образование.

Введение

Современные молодые люди - поколение, которое обладает рядом специфических особенностей в сфере выстраивания межличностного общения. С одной стороны, технический прогресс позволяет подросткам быстро осваивать виртуальное коммуникативное пространство, находить новые возможности для самореализации в цифровой среде. Однако ситуация, когда гаджет начинает вытеснять не только родителей и педагогов в качестве авторитета, примера для подражания, но и полностью заменять живое общение - это тревожный сигнал для специалистов, отмечающих возрастание на этом фоне различных негативных тенденций в психологической структуре личности таких детей [6].

Неспособность адекватно оценивать различные социально-педагогические ситуации, склонность преувеличивать или преуменьшать собственную значимость в семье, школьном коллективе, референтной группе могут провоцировать обучающихся проявлять агрессивность в разных моделях деструктивного поведения: вербальная и невербальная, косвенная и прямая агрессия в отношении других людей нередко демонстрируются как статусный показатель принадлежности к делинквентной субкультуре [1]. Однако, агрессивное отклоняющееся поведение также может быть рассмотрено и с позиций проявления невротической защитной реакции, например, замещения, сверхкомпенсации или проекции. Еще одним распространенным вариантом агрессивной самопрезентации является аддиктивное поведение, возникающее на фоне химической или нехимической зависимости несовершеннолетнего [12; 15].

Как известно, среди профессиональных психологов и педагогов до сих пор нет консенсуса в однозначности

33

определения понятия «агрессия». Бытуют смешение и взаимозаменяемость понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение». В данном контексте под агрессией в широком смысле слова мы будем понимать любую активность личности, принимающую формы прямого или косвенного насилия по отношению к другим людям. Агрессивность можно рассматривать как качество личности, провоцирующее (в зависимости от степени выраженности) деструктивное поведение. В свою очередь агрессивное поведение может отражать устойчивую тенденцию личности, направленную на причинение физического, психологического или материального вреда другому лицу; возможны как противоправный, так и социально допустимый вариант [3; 9].

В зарубежной научной литературе используется расширенное толкование противоправного (делинквентно-го) поведения подростков вследствие отсутствия точных критериев для его определения. Часто под делинквент-ным поведением понимается не только способность подростка совершать правонарушение, но и проявления противоправной деятельности. Критериями для определения уровня делинквент-ности подростка, поведение которого внешне не отличается от сверстников, в ряде случаев служат различные криминогенные факторы, в частности, выявленные в результате психологического обследования его семейного окружения. В некоторых случаях делинквентом считается подросток-правонарушитель, в других - подросток с аномальным поведением, в-третьих - гиперактивный подросток [9; 18; 19].

Термин «делинквентное поведение» употребляется в научной литературе наряду с такими понятиями как «девиантное», «отклоняющееся», «асоциальное», «антисоциальное». Так, Р.Л. Дженкинс к антисоциальному поведению относит гиперкинетическую реакцию, реакцию повышенной тревожности, аутоагрессию и групповые правонарушения; Л.Н. Робинс связывает

антисоциальное поведение с нарушениями школьной дисциплины, драками, лживостью, сексуальной распущенностью, агрессивностью, наркоманией, ранним алкоголизмом, а также с воровством и актами вандализма. Отклонения в поведении старших подростков (в форме неадекватных агрессивных реакций) проявляются в обостренной форме [19].

Безусловно, доминирующим фактором психологического взросления в старшем подростковом возрасте является формирование адекватных навыков построения коммуникаций со своими ровесниками. Многие исследователи отмечают высокую корреляцию между конфликтностью таких обучающихся и характером их взаимоотношений с представителями старшего поколения. (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Бо-жович и др.). Нередко подросток копирует модель социального взаимодействия в референтной группе и затем проецирует ее на другие социальные ситуации, не задумываясь о последствиях и целесообразности подобных действий.

Как считает Х. Хекхаузен, фундаментальное правило, которое усваивается личностью с детства, состоит «в необходимости, подвергшись агрессии, ответить соразмерной агрессией». Нередко для снятия с себя ответственности за агрессивное поведение (причинение страданий другому) подростки и взрослые прибегают к самооправданию, к основным способам которого относятся: снижение значимости предпринятых агрессивных действий путем одностороннего сравнения своих поступков с более агрессивными действиями других людей; оправдание собственной агрессивности («моя агрессия служит высшим идеалам и ценностям»); отрицание,либо разделение своей ответственности с другими лицами, особенно в случаях групповых агрессивных действий; дегуманизация жертвы с отказом признать за ней личностные человеческие качества [16].

34

Факторы формирования деструктивного агрессивного поведения

Анализ научной литературы позволяет выделить несколько групп психологических факторов, оказывающих существенное влияние на процесс социализации подростка, развивающийся по негативному сценарию [4; 5; 9].

Первая группа - факторы, связанные с неблагоприятным микроклиматом в семейных отношениях:

• отсутствие доверительных отношений между родителями (или опекунами);

• доминирование императивного стиля общения родителей и/или членов семьи;

• наличие в семье правонарушителя (особенно если таковой является авторитетом для несовершеннолетнего);

• низкостатусная позиция подростка в семье, ущемляющая его самолюбие и потребность в самореализации в среде близких родственников;

• низкий культурно-образовательный уровень семьи;

• деформация правового сознания родителей, способствующая неправильному формированию интересов, взглядов, а также потребностей детей;

• применение родителями антипедагогических, репрессивных мер воздействия (оскорбления, угрозы, физические наказания, насильственные действия).

Особо следует выделить незнание родителями (или опекунами) индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей и, как следствие - неумение целесообразно применять приемы и методы воспитательного воздействия; пренебрежительное, а подчас и весьма отрицательное отношение родителей к школе, педагогам, сотрудникам правоохранительных органов.

Исследователи отмечают, что работа с так называемыми «неблагополучными» семьями требует дифферен-

цированного подхода (С.А. Беличева, М.А. Алемаскин, Ю.М Антонян, И.Б. Пономарев и др.). Например, в конфликтных семьях стратегия и тактика психологического сопровождения будет отличаться от организации работы с аморальными семьями. Несомненно, особенно сильный психологический дискомфорт подросток может испытывать в неполной семье. Именно в этот период для подростка очень значима его общая социальная ситуация, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи. Отсутствие одного из родителей (чаще - отца) ослабляет социальную позицию подростка, делает инвариантным любое ролевое общение.

Ко второй группе относятся следующие психолого-педагогические факторы:

• низкая психологическая (в особенности коммуникативная) компетентность отдельных учителей, педагогический формализм;

• нескоординированность действий педагогов, психологов, членов семьи в направлении развития и закрепления у подростка устойчивой позитивной мотивации к обучению, а также поведению без девиаций различного рода;

• недостаточная компетентность некоторых школьных психологов в области разработки и реализации индивидуальной «дорожной карты» для работы с проблемными обучающимися;

• декларативный характер системного социального партнерства всех заинтересованных учреждений в отношении проведения психопрофилактики негативного агрессивного поведения несовершеннолетних;

• отсутствие желания у педагогов проявить эмпатию в отношении подростка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации [17].

Все вышеперечисленное может прямо или косвенно подталкивать обучающихся к совершению асоциальных действий в качестве своеобразного вызова обществу. Следует отметить, что часто отношения педагогов к проблемным

35

детям мотивированы стремлением пресечь плохое поведение, а не устранить порождающие его причины.

В третью группу входят факторы, связанные с личностными особенностями агрессивных подростков:

• наличие у несовершеннолетнего своеобразного психологического «барьера», обусловленного взаимным отрицательным отношением его с окружающими;

• отсутствие четкой собственной позиции по отношению к правовым и моральным нормам общества, связанное с особенностями характера (психологическая зависимость от лидера группы, внушаемость, сверхкомформность, потребность быть «ведомым»);

• неспособность отдавать себе отчет в различиях между виртуальными и реальными агрессивными действиями (агрессия воспринимается как естественный атрибут дополненной реальности);

• стремление противопоставить себя в составе криминальной микрогруппы законопослушным гражданам.

В результате воздействия на личность неблагоприятных объективных факторов происходит своеобразное внедрение их в сознание несовершеннолетнего. Эти факторы, преломляясь через особенности структуры личности, приспосабливаются к ее природе и потому уже проявляются как индивидуальные деструктивные тенденции в поведении. Возникающие при этом негативные психические состояния (например, депрессия, тревожность, дистресс или же озлобленность, агрессивность, раздражительность) наряду с формированием асоциальных установок по отношению к микросреде (семья, школа, класс) содействуют тому, чтобы подросток стал гипервосприимчивым к отрицательным влияниям - то есть создают предпосылки для ухода в девиант-ную и асоциальную среду [15]. Приобретая знания о морально-нравственных и правовых нормах, такой подросток не считает их социальной ценностью. Отчасти это происходит потому, что

данной субкультурой вырабатываются образцы поведения, направленные на избежание любой ответственности.

Необходимо также обратить внимание и на то, что физические условия окружающей среды (в частности, неблагоприятная экологическая обстановка) оказывают существенное влияние на возникновение негативных психических состояний. Вместе с тем, как считает М.И. Еникеев, для несовершеннолетних делинквентов характерны определенные сдвиги и нарушения в мотивационной сфере; по сравнению с нормотипом она примитизирована, носит импульсивный характер, что создает видимость «безмотивных» противоправных действий. Проявлению психологической агрессии наряду с вышеперечисленными факторами способствует употребление алкогольных напитков, наркотических и целого ряда других психоактивных веществ.

Агрессивному деструктивному поведению обучающихся предшествует переход от совершения незначительных аморальных проступков к общественно опасным деяниям. Данный процесс формирования девиантного (и в частности, делинквентного) поведения заслуживает специального рассмотрения. Типичный механизм криминализации личности в ранние периоды ее развития заключается во взаимосвязи двух обстоятельств: неблагоприятных условий семейного воспитания (дефекты социализации в семье) и пребывания подростков в досуговых криминогенных группах. Когда подросток лишен условий, обеспечивающих ему стабильность в переживании позитивных эмоций (эмоционального комфорта), когда родители или педагоги (по тем или иным причинам) демонстрируют безразличие, черствость или грубость по отношению к нему, то у него резко снижается потребность в сохранении с ними коммуникативного контакта. Подросток начинает испытывать неприязненное отношение к родителям (или учителям), бояться их, стремится их избегать. В результате фундаментальная потребность в общении блокиру-

36

ется, подросток оказывается в состоянии глубокой фрустрации, что приводит к формированию ущербного самосознания; при этом страдает самооценка его личности [5; 14].

В рамках сотрудничества Московского авиационного института (национального исследовательского университета) со школами г. Москвы в сфере профориентации автором была разработана и в течение двух лет реализована программа дополнительного образования «Социальная психология» для старшеклассников. В ходе организации кружковой работы педагогами вуза проводилась комплексная психолого-педагогическая деятельность по формированию компетенций, востребованных по направлениям подготовки «менеджмент» и «сервис», осуществляемой Институтом инженерной экономики и гуманитарных наук МАИ [7;11].

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем обучающихся, помогает формировать у школьников мотивацию достижения успеха, способствует ознакомлению с основами будущей профессиональной деятельности [8; 10]. Трудности и барьеры в педагогическом общении (особенно с проблемными агрессивными обучающимися) могут негативно отражаться на всех этапах образовательного процесса. В связи с этим кружковая работа по данной программе, помимо профориентационных целей, стратегически направлена на повышение психологической грамотности, сплоченности школьного коллектива, развитие эмоционального и социального интеллекта, профилактику и психокоррекцию негативной агрессивности [2; 13]. (Таблица 1)

Таблица 1. Стратегия психопрофилактики деструктивного агрессивного поведения обучающихся в рамках кружковой работы

Виды психологических тренингов Цели занятий Методы психологической работы Ожидаемый социально-педагогический и психологический эффект

Тренинги по оптимизации межличностных отношений и формированию конструктивного (неагрессивного) поведения формирование умений и навыков использования неагрессивных поведенческих стратегий; развитие и коррекция мотивов, лежащих в основе конструктивного общения и межличностных отношений ролевые игры;психо-техники конструктивного сопротивления психологическому давлению; просмотр и обсуждение видеоматериалов; тематическая дискуссия развитие коммуникабельности обучающихся; поддержание позитивных взаимоотношений в коллективе класса; формирование навыков работы в команде; снижение психологической напряженности между педагогами и проблемными обучающимися; формирование навыков конструктивного общения

Тренинги по обучению саморегуляции и самокоррекции поведенческих стратегий старших подростков расширение неагрессивного поведенческого репертуара; коррекция поведения в микрогруппах; развитие навыков самонаблюдения (интроспекции) ролевые игры; упражнения по саморе-гуляции:психотехники преодоления и снятия стресса; упражнения по самокоррекции; метод косвенного внушения; групповая дискуссия снижение негативной конфликтности в процессе учебной деятельности старшеклассников; повышение стрессоустойчивости к внешним негативным воздействиям; трансформация негативной агрессивной энергии в социально одобряемые действия и поступки

Заключение

Посредством общения подросток удовлетворяет как биогенные, так и социоген-

ные потребности. Именно полноценное общение создает эмоциональный комфортный фон, столь необходимый для

37

нормального развития личности. Демонстрация агрессивного поведения в школе может являться следствием психологического дискомфорта от чрезмерно императивного коммуницирования, а также асоциальной мотивации членов семьи или близких родственников, которые целенаправленно воспитывают детей в духе правового нигилизма, отрицания существующих законодательно закрепленных норм и правил, культивирования потребительского эгоцентричного подхода к участию в общественной жизни. Такие семьи потенциально дисфункциональны с точки зрения педагогической составляющей на этапе первичной возрастной социализации. В свою очередь, ошибки воспитания приводят к возникновению личностных психологических проблем в период формирования Я-концепции подростка; статусно-ролевые конфликты, неадекватная самооценка, стирание границ между сетевыми и живыми коммуникациями, наличие комплекса неполноценности, установка на конфликтное агрессивное общение в случае любого несогласия с собственной позицией, когнитивный диссонанс, низкий уровень развития эмоционального и социального интеллекта.

Если взросление такого подростка проходило в семье с авторитарным стилем воспитания, то в дальнейшем сценарии межличностного взаимодействия с большой долей вероятности будет прослеживаться негативная тенденция закрепления агрессивных поведенческих паттернов и формирование соответствующих черт характера. Возможен и прямо противоположный эффект, когда к моменту совершеннолетия старший школьник проявляет крайнюю закомплексованность, тревожность и максимально невротизирован. Ошибки семейного и школьного воспитания создают прецедент для развития конфликтной ситуации, которая дает начало психологической и нравственной деформации личности подростка.

Таким образом, можно обозначить магистральное направление системной психолого-педагогической работы, необходимой для успешной адаптации

обучающихся с агрессивным отклоняющимся поведением и стратегически ориентированной на формирование у старшеклассников адекватного образа «Я», что позволит им пересмотреть жизненные ценности, определить путь дальнейшего профессионального развития, скорректировать самооценку, наладить межличностные контакты, исключая постоянную демонстрацию агрессивных проявлений.

Литература

1. Беличева С. А., Белинская А.Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2021. - 304 с.

2. БочанцеваЛ.И.Влияниесоциально-психологического тренинга на развитие коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 68-79.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб: Питер, 2001. - 352 с.

4. Дробот Д. А., Митичева Т.И. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2016. № 1 (16). С. 3236.

5. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. - М.: РОССПЭН, 2014. -493 с.

6. Ефимова Т.В., Береснева А.Г. Интернет и подростковая агрессивность: грани проблемы // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 8 (64). С. 108-116.

7. Коган Е.А., Пономарева Д.И. Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профориен-тационной работы кафедры вуза // Высшее образование в России. 2020. т. 29. № 10. С. 135-143.

8. Кочнева Л.В., Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профес-

38

сионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74-76.

9. Пономарева Д.И., Пономарева Е.А. Социально-психологические факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Психология. Историко-критичес-кие обзоры и современные исследования. 2018. т. 7. № 1а. С. 14-21.

10. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Комплексная программа профилактики агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов// Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования. - М.: Перо, 2016. С. 73-79.

11. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Психологические аспекты стресс-менеджмента в профессиональной деятельности педагогов высшей школы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XI Международной научно-практической конференции. в 2-х частях. Научный редактор В.И. Ка-заренков. - М.: РУДН, 2018. С. 408411.

12. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И., Афонская Т.А. Особенности личностной детерминации и коррекция агрессивности подростков// Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 26-35.

13. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практ. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. -2-е изд., испр. - М.: Юрайт, 2018. -255 с.

14. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Инфра-М, 2011. -245с.

15. Фахрадова Л.Н., Барсуков В.Н., Смолева В.О., Разварина И.Н. Профилактика и коррекция девиантно-

го поведения несовершеннолетних на уровне образовательной организации //Проблемы развития территории. Вып.2 (82). 2016. С. 123-136.

16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - Спб: Питер, 2003. - 860 с.

17. Шингаев С.М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога // Человеческий фактор. Социальный психолог. Ярославль. 2018. № 1. С. 199-208.

18. Buss A.H. The psychology of aggression. N. Y.: Wiley, 1961. - 307 p.

19. Robins L.N. The consequences of conduct disoder. - In: Development of antisocial and prosocial behavior. Research, theories and issues. D. Olweus, J. Block, M. Radke-Yarrow Eds. - Florida, 1986. - pp.227-259.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Ponomareva D.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article reveals the main categories of destructive behavior of aggressive high school students. The social and psychological factors of the occurrence of negative aggressiveness in the process of upbringing and training are analyzed. Aggressive behavior is considered primarily from the point of view of the destabilizing influence on the process of building interpersonal communications, the completion of the formation of the Self-concept of personality, the transition to the youthful stage of adulthood. The role of a teenager's self-esteem in the development of emotional intelligence is shown. The trends of modern education dictate the need for expanded cooperation in the «school-university» system. In addition to conducting one-time career guidance events, the circle work of higher school teachers on the basis of various educational platforms (including distance technology) can become an important preparatory, adaptive period for the preparation of future applicants. In particular, this direction is relevant for the formation of school graduates ' skills of constructive business communication, managing their emotions and behavior. The author provides a justification for the need for comprehensive

39

psychological and pedagogical support of students with an aggressive delinquent behavioral vector in the framework of the implementation of training programs in the system of additional education.

Keywords: aggressive behavior, delinquent behavior, psychological prevention, high school students, interpersonal communication, career guidance, additional education.

References

1. Belicheva S. A., Belinskaya A.B. Socio-ped-agogical diagnostics and support of socialization of minors. - 2nd ed. - Moscow: Yurayt, 2021. - 304 p.

2. Bochantseva L.I. The influence of socio-psychological training on the development of communicative abilities of high school students with aggressive behavior // Problems of modern education. 2018. No. 3. pp. 68-79.

3. Baron R., Richardson D. Aggression. -St. Petersburg: Peter, 2001-352 p.

4. Drobot D. A., Miticheva T.I. Psychological and pedagogical prevention of deviant behavior of adolescents from disadvantaged families // Science of the 21st century: questions, hypotheses, answers. 2016. No. 1 (16). pp. 32-36.

5. Enikolopov S. N., Kuznetsova Yu. M., Chu-dova N.V. Aggression in everyday life. -Moscow: ROSSPEN, 2014. - 493 p.

6. Efimova T. V., Beresneva A.G. Internet and adolescent aggressiveness: facets of the problem // Modern studies of social problems. 2016. No. 8 (64). pp. 108-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kogan E. A., Ponomareva D.I. The experience of organizing research circles in schools as a direction of career guidance work of the university department //Higher education in Russia. 2020. vol. 29. No. 10. pp. 135-143.

8. Kochneva L. V., Ponomareva D.I. Research of career preferences as a condition for the development of professional self-awareness of students of technical and humanitarian faculties of universities // Initiatives of the XXI century. 2018. No. 3-4. pp. 74-76.

9. Ponomareva D. I., Ponomareva E.A. So-cio-psychological factors of the formation of deviant behavior of minors // Psychology.

Historical and critical reviews and modern research. 2018. vol. 7. No. 1a. pp. 14-21.

10. Ponomareva E. A., Ponomareva D.I. Comprehensive program for the prevention of aggressive behavior and psychological correction of the personality of delinquent ado-lescents// Modern psychological and pedagogical approaches to the education of tolerance and social competence to overcome antisocial behavior in the conditions of integrated school education. - M.: Pero, 2016. pp. 73-79.

11. Ponomareva E. A., Ponomareva D.I. Psychological aspects of stress management in the professional activity of teachers of higher school // Higher school: experience, problems, prospects. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. in 2 parts. Scientific editor V.I. Kazarenkov. -M.: RUDN, 2018. pp. 408-411.

12. Ponomareva E. A., Ponomareva D.I., Afon-skaya T.A. Features of personal determination and correction of aggressiveness of adolescents// Systems psychology and sociology. 2018. No. 1 (25). pp. 26-35.

13. The guide of a practical psychologist. Psychologist at school: practice. stipend / Edited by I.V. Dubrovina. - 2nd ed., ispr. - Moscow: Yurayt, 2018-255 p.

14. Semenyuk L.M. Psychological features of aggressive behavior of adolescents and conditions for its correction. - M.: Infra-M, 2011-245 p.

15. Fakhradova L. N., Barsukov V.N., Smole-va V.O., Razvarina I.N. Prevention and correction of deviant behavior of minors at the level of an educational organization //Prob-lems of territory development. Issue 2 (82). 2016. pp. 123-136.

16. Heckhausen H. Motivation and activity. -St. Petersburg: Peter, 2003-860 p.

17. Shingaev S.M. Emotional intelligence as a success factor of a modern teacher // Human factor. A social psychologist. Yaroslavl. 2018. No. 1. pp. 199-208.

18. Buss A. H. The psychology of aggression. N. Y.: Wiley, 1961. - 307 p.

19. Robins L.N. The consequences of conduct disoder. - In: Development of antisocial and prosocial behavior. Research, theories and issues. D. Olweus, J. Block, M. Radke-Yarrow Eds. - Florida, 1986. - pp.227-259.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.