Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ / ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / АГРЕССИВНОСТЬ КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА / АГРЕССИЯ / ОБУСЛОВЛЕННАЯ ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГОМОЗГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлюк Людмила Александровна, Логунова Кристина Геннадьевна, Юшкова Анна Эдуардовна

Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа проявлений агрессивного поведения у подростков слёгкой умственной отсталостью с учётом его природы: как черты личности или поведения, обусловленного органическим поражением головного мозга. Материалы и методы. Использовались методы экспертной оценки (педагогическая оценка нарушений поведения с помощью «Учительского опросника для выявления детей с нарушениями поведения», составлен Е. Л. Инденбаум); наблюдения, психодиагностический (проективная методика «Детский Апперцептивный Тест» (С. Беллак) (картинка 7); изучение медицинской документации и документов о микросоциальной ситуации развития подростков; метод математической статистики. Результаты исследования. Проявления агрессивного поведения у подростков с органическим поражением головного мозга характеризуются грубыми нарушениями эмоциональной саморегуляции, неадекватностью проявлений силе раздражителя, ригидностью аффекта, длительным выходом из негативного состояния. Психологическими особенностями агрессивного поведения подростков с наличием агрессивности как устойчивой черты личности является ситуативно обусловленное проявление агрессии, возможность её само- и внешней регуляции. Заключение. Результаты исследования показали, что у подростков с лёгкой умственной отсталостью существуют внутригрупповые различия в проявлениях агрессивного поведения в зависимости от его природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлюк Людмила Александровна, Логунова Кристина Геннадьевна, Юшкова Анна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE CHARACTERISTICS OF AGGRESSION IN ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Introduction. This paper presents the results of a comparative analysis of aggressive behavior in adolescents suffering from mild mental retardation given its nature of origin, which could either be a character trait and/or a behavioral pattern, or result from organic brain syndrome.Materials and Methods. The methods used in the study are the method of expert assessment (pedagogic assessment of disordered behavior with the Teacher questionnaire for identifying children with disordered behavior (E. L. Indenbaum); monitoring; psychological diagnostic method (the projective technique Children’s Apperceptive Test (S. Bellak) (Fig.7); analysis of medical history and documents regarding the micro-social environment of the adolescent development; and the mathematical statistics method. Results. Aggressive behavior in adolescents with organic brain syndrome is characterized by a severe disorder of emotional self-control, inadequate responses to an irritator of a certain degree, affective rigidity, and a long time necessary to return to a normal state. Distinctive characteristics of aggressive behavior in adolescents with aggression as an inherent character trait suggest that aggression occurs based on a specific situation and could be self-regulated or managed by exterior regulation. Conclusion. The findings indicate that adolescents with mild mental retardation show aggression differently depending on the nature of its origin.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 376.4

Особенности проявлений агрессии у подростков с лёгкой умственной отсталостью

Л. А. Самойлюк, К. Г. Логунова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

А. Э. Юшкова

Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Ангарск

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа проявлений агрессивного поведения у подростков с лёгкой умственной отсталостью с учётом его природы: как черты личности или поведения, обусловленного органическим поражением головного мозга.

Материалы и методы. Использовались методы экспертной оценки (педагогическая оценка нарушений поведения с помощью «Учительского опросника для выявления детей с нарушениями поведения», составлен Е. Л. Инденбаум); наблюдения, психодиагностический (проективная методика «Детский Апперцептивный Тест» (С. Беллак) (картинка 7); изучение медицинской документации и документов о микросоциальной ситуации развития подростков; метод математической статистики. Результаты исследования. Проявления агрессивного поведения у подростков с органическим поражением головного мозга характеризуются грубыми нарушениями эмоциональной саморегуляции, неадекватностью проявлений силе раздражителя, ригидностью аффекта, длительным выходом из негативного состояния. Психологическими особенностями агрессивного поведения подростков с наличием агрессивности как устойчивой черты личности является ситуативно обусловленное проявление агрессии, возможность её само- и внешней регуляции. Заключение. Результаты исследования показали, что у подростков с лёгкой умственной отсталостью существуют вну-тригрупповые различия в проявлениях агрессивного поведения в зависимости от его природы.

Ключевые

слова: агрессивное поведение, проявления агрессии, подростки с ум-

ственной отсталостью, агрессивность как черта характера, агрессия, обусловленная органическим поражением головного мозга.

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам.

Для

цитирования:

Самойлюк Л. А., Логунова К. Г., Юшкова А. Э. Особенности проявлений агрессивности у подростков с лёгкой умственной отсталостью // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С.247-258.

БОТ: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-247-258

Дата поступления Введение

статьи в редакцию: Проблема исследования подростковой агрессии является

8 февраля 2021 г. актуальной в современной психологической науке [9; 15; 22;

24 и др.]. Во многих исследованиях показано, что агрессивное поведение снижает возможности социальной адаптации, обусловливает асоциальное поведение подростков [7; 9; 11; 16; 20; 23]. Ещё более актуальной эта проблема становится при решении вопросов социальной адаптации детей и подростков с высоким риском её нарушения, каковыми являются обучающиеся с умственной отсталостью [13; 18].

На сегодняшний день мало исследований, посвящённых специфике проявлений агрессии у умственно отсталых школьников, возможности её предупреждения, нивелирования или «трансформации» в социально приемлемое поведение [1; 2; 8; 20; 21; 26]. Это затрудняет разработку содержания дифференцированной педагогической и психокоррекционной работы с данной категорией подростков с нарушениями развития.

В современных исследованиях агрессия рассматривается как форма поведения с целью нанесения психологического и/ или физического вреда. В свою очередь, агрессивность - комплексное (системное) личностное образование, включающее в себя разные компоненты (когнитивные, эмоциональные, мо-тивационно-волевые) [10; 12; 15; 19] и др. В целом значительная часть исследователей сходится в том, что агрессивность выступает устойчивым свойством (чертой) личности (характера), которая проявляется в склонности и готовности к агрессивным действиям [4; 12].

Существуют разные точки зрения на природу формирования агрессивных тенденций в поведении подростков. Исследуются как социально-психологические, так и биологические предпосылки агрессивного поведения. Говоря о генезисе агрессии, авторы уделяют большое внимание социальной ситуации развития. Так, враждебное отношение родителей друг к другу и к ребёнку, его одиночество, непоследовательность родительского воспитания и/или использование родителями суровых наказаний, их враждебность и непринятие подростка могут обусловливать проявления агрессивного поведения [3; 5; 6; 11; 17; 22; 27; 28].

Относительно подростков с интеллектуальными нарушениями эта теория находит своё подтверждение, поскольку, подростки с интеллектуальными нарушениями из неблагополучных семей часто обнаруживают агрессивность как устойчивую черту личности [2]. Высказывается мнение о том, что

средовые факторы «накладываются» на биологические предпосылки агрессии, способствуя или препятствуя их развитию [1; 8; 18].

При рассмотрении вопроса о биологических факторах проявления агрессии у умственно отсталых подростков отмечается неполноценность их нервной системы, в том числе подкорковых и стволовых образований головного мозга. Так, при дисфориче-ской форме умственно отсталые школьники склонны к аффективным вспышкам, мало-контролируемым разрушительным действиям, жестокости и аутоагрессии [14].

Целью нашего исследования явился сравнительный анализ проявлений агрессивного поведения у подростков с лёгкой умственной отсталостью с учётом его природы: как черты личности или поведения, обусловленного органическим поражением головного мозга.

Обзор литературы

В современной литературе природа агрессии рассматривается с позиций разных подходов. Исследуются как социально-психологические, так и биологические предпосылки агрессивного поведения. Изучая генезис агрессии, авторы уделяют большое внимание социальной ситуации развития [5; 6; 11; 17; 22; 23]. На сегодняшний день одна из наиболее распространённых - это «теория социального научения» А. Бандуры. По мнению исследователя, агрессивное поведение является усвоенным в процессе социализации [3]. В рамках этой теории семье отводится первостепенное значение [3; 5; 6; 11; 22; 28]. Среди психосоциальных факторов, обусловливающих агрессивное поведение умственно отсталых подростков, исследователи отмечают особенности воспитания и внутрисемейных отношений, враждебное отношение взрослых, неадекватные условия обучения, фрустрацию, порождающую компенсаторно-агрессивные (защитно-агрессивные) реакции [1; 2; 8; 9; 13; 18].

Проблема биологической детерминации агрессии у подростков с интеллектуальными нарушениями мало исследована. Учёные подчёркивают неполноценность их нервной системы, в том числе повреждения подкорковых областей головного мозга, обусловливающие формирование нежелательных форм поведения [14; 25]. Г. Е. Сухарева, описывая дисфорическую форму олигофрении, указывала, что на фоне перенесённых серьёзных родовых травм, интоксикаций, менингоэнцефалитов, мозговых осложнений после вакцинации у умственно отсталых детей могут наблюдаться раздражительность, недовольство всем окружающим, ригидность, злобность, склонность к агрессивным и разрушительным действиям. Органическую обусловленность нежелательных форм поведения при умственной отсталости подчёркивали и другие авторы [14; 18 и др.].

Кроме того, традиционно считается, что общее интеллектуальное недоразвитие обусловливает недостаточную способность к самообладанию, саморегуляции, трудности понимания социальных отношений, некритичное копирование поведения других, приводящие, в свою очередь, к риску социальной дезадаптации [13; 14; 18].

Изучение психологических особенностей агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью необходимо для определения их специфики, уточнения роли и содержания психокоррекционной работы с подростками с целью предупреждения их социальной дезадаптации.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 96 подростков (12-15 лет) с лёгкой умственной отсталостью, среди которых 23 человека проявляли агрессивное поведение. Критериями для разделения подростков на две целевые группы являлись агрессивное поведение и наличие/отсутствие диагноза, констатирующего нарушения поведения. В первую целевую группу (ЦГ 1) были включены 12 подростков с проявлениями агрессии, но не имеющие, по информации медицинской документации, стойких проявлений агрессивного поведения. Вторую группу (ЦГ 2) составили 11 обучающихся, чьё агрессивное поведение проявлялось в силу органического поражения головного мозга. Это под-

тверждал диагноз о сопутствующих нарушениях поведения, отражённый в медицинской документации. Обучающиеся состояли на учёте у психиатра или невролога, им оказывалась медицинская помощь в коррекции агрессивного поведения.

Были использованы эмпирические методы экспертной оценки (педагогическая оценка нарушений поведения с помощью «Учительского опросника для выявления детей с нарушениями поведения», составленный Е. Л. Инденбаум по симптоматике указанных нарушений в МКБ-10), наблюдения (за проявлениями агрессии). Для выявления некоторых эмпатийных способностей и понимания агрессивной ситуации подростками нами был использован стимульный материал (картинка 7) из проективной методики «Детский Апперцептивный Тест» (С. Беллак). Инструкция к методике была изменена, поскольку испытуемые не понимали её авторский вариант. Проводилась беседа по картинке, состоящая из следующих вопросов: «Что изображено на данной картинке? Что происходит между героями? Как ты думаешь, из-за чего сложилась такая ситуация? Как ты думаешь, что чувствуют герои? Чем закончится ситуация, по твоему мнению?». Сведения об эмоциональном интеллекте уточнялись с помощью беседы, ответы, полученные в ходе которой, помогали изучить способности умственно отсталых подростков понимать чувства, настроение своё и других, способность к помощи, сочувствию, поддержке и т. д.

Изучение медицинской документации и документов о микросоциальной ситуации развития подростков дополняло сведения о возможных коррелятах агрессивного поведения. Статистическая обработка экспериментального материала (корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, оценка достоверности различий с помощью 1-критерия Стьюдента).

Результаты исследования

По результатам исследования подростки двух выделенных групп обнаруживали значительные различия в интенсивности и направленности агрессивного поведения, а также чувствительности по отношению к агрессии других людей. Так, подавляющее большинство (83 %) испытуемых из ЦГ 1 проявляли агрессию в обусловленной ситуации: только в ответ на агрессивные действия других (вербальные или физические) и носили ответно-защитный (реактивный) характер. Остальные - на случайные действия одноклассников (нечаянно задел, уронил вещь, наступил на ногу). Причём в этой группе только один человек из 12 подростков отвечал физической агрессией в ответ на «провокацию», остальные - вербальной, в виде взаимных оскорблений сверстников.

Обучающихся из ЦГ 2, наоборот, чаще (в 54 %) сами являлись инициаторами кон -фликтов, беспричинно «задирались», говорили обидные слова одноклассникам. Треть испытуемых были склонны проявлять физическую агрессию без очевидных для окружающих причин. Это может свидетельствовать (и наши наблюдения подтверждали это) о коммуникативных трудностях и неумении обратить на себя внимание социально приемлемым способом (проявляемая агрессия приводила к отвержению или пассивному игнорированию сверстниками, и подростки из этой группы часто являлись аутсайдерами в коллективе). Таким образом, подтверждается высказанное не раз мнение исследователей о том, что общее психическое недоразвитие обусловливает сужение круга действий во взаимоотношениях, делает их недостаточно адекватными, менее гибкими и разнообразными, отличающимися непосредственным характером. Однако при агрессивности, обусловленной органическим поражением мозга, подростки попадают в замкнутый круг изоляции.

При исследовании нами также оценивалась длительность выхода подростков из агрессивного состояния, что косвенно свидетельствует о способности к саморегуляции. Средние показатели оценки наблюдаемых агрессивных проявлений представлены в табл. 1.

Наблюдение показало, что подростки из ЦГ 1 быстрее успокаивались, для нор-

мализации своего состояния большинству из них (68 %) требовалось до 30 минут, остальным - до 15. При этом замечания, порицания со стороны значимого взрослого являлись для них (в 68 %) стимулом для прекращения агрессивных действий в конфликтной ситуации.

Таблица 1

Средние показатели оценки проявлений у подростков с лёгкой умственной

отсталостью

Table 1

Average scores for assessment of manifestations in adolescents with mild mental

retardation

Параметры наблюдения ЦГ

1 2

Чувствительность к помощи взрослого 1,25±0,75 2,18±0,41

Реактивность, чувствительность к агрессии других 1±0,42 2,72±0,46

Длительность выхода из агрессивного состояния 0,66±0,49 2,81±0,75

Испытуемым, включённым в ЦГ 2, напротив, вмешательство взрослых, в большей части случаев (в 81 %), не помогало прекращению агрессивных действий, в том числе физической агрессии. После «стычки» только треть из них могла успокоиться в течение часа, остальным требовалось больше времени, чтобы «прийти в норму». И после относительной стабилизации эмоционального состояния у этих подростков наблюдалось раздражённое, угрюмое или подавленное настроение, «застревание» на аффекте, что проявлялось в повторяющихся мало- или немотивированных вспышках агрессии: всё это демонстрировало сходство с органической психопатией по эпилептоидному варианту, согласно классификации Г. Е. Сухаревой [25]. Таким образом, при малоэффективной вербальной коррекции агрессивного поведения (запреты, порицания, объяснения) встаёт вопрос о поиске альтернативных методов и приёмов психокоррекционной работы с такими подростками.

В проявлении форм агрессивного поведения между целевыми группами наблюдались следующие значительные отличия. Подростки из ЦГ 1 либо не проявляли агрессию, направленную на предметы, либо портили вещи одноклассников. При этом испытуемые обнаруживали способность контролировать масштаб причинения ущерба предметам «противника» и не портили свои, что свидетельствует о способности к лучшей саморегуляции, по сравнению с испытуемыми из ЦГ 2, которые, в свою очередь, могли наносить вред как своим вещам, так и окружающих, в состоянии гнева разбрасывали, портили все предметы, «попавшие под руку», обнаруживая более разрушительный способ агрессивных действий. Средние показатели оценки некоторых форм агрессивного поведения представлены в табл. 2.

Таблица 2

Средние показатели оценки некоторых форм агрессивного поведения у подростков с лёгкой умственной отсталостью

Table 2

Average scores for some forms of aggressive behavior in adolescents with mild

mental retardation

Виды агрессии ЦГ 1 ЦГ 2

Физическая агрессия на предмет 0,75±0,62 2,27±0,64

Физическая агрессия на людей 1,16±0,38 2,54±0,52

Вербальная агрессия 1,58±0,51 2,63±0,67

Аутоагрессия 0,50±0,67 2,27±0,64

Подобная картина наблюдалась и при вербальной агрессии. Если подростки первой группы могли в состоянии гнева использовать обидные, грубые слова и обсценную (ненормативную) лексику, но при этом демонстрировали относительную способность к соблюдению субординации в отношениях «подросток - взрослый», лучший самоконтроль, не употребляя в сторону педагогов нецензурные слова, то у испытуемых (у 72 %) из второй группы жертвой такой вербальной агрессии мог стать как ученик, так и педагог. По нашему мнению, данный факт вновь свидетельствует о низкой способности испытуемых контролировать своё поведение в состоянии аффекта.

По нашим наблюдениям и экспертной оценке педагогов, для подростков с агрессивностью как чертой личности (ЦГ 1) аутоагрессия была не свойственна. Только некоторые из них причиняли себе вред в состоянии раздражения и во время агрессивной реакции с минимальным нанесением ущерба: подросток мог щипать себя, заламывать пальцы, дёргать волосы. Для испытуемых из ЦГ 2 качество и сила самоповреждающих действий значительно превосходит аутоагрессию подростков из ЦГ 1: они наносили себе синяки, царапины, ссадины, порезы и т. д. Зачастую требовалось вмешательство взрослого, чтобы остановить самоповреждение. В диссертационном исследовании Н. А. Польской было показано, что у подростков при умственной отсталости коррелятами самоповреждающего поведения являются недостаточность эмоционального интеллекта, низкоадаптивные копинг-стратегии [21]. Это было подтверждено и в нашем исследовании: подростки из второй целевой группы обнаруживали низкий уровень эмоционального интеллекта, проявляющийся в неспособности к пониманию собственных чувств и чувств окружающих людей. Корреляционный анализ показал, что, чем ниже показатели эмоционального интеллекта, тем выше показатели аутоагрессии (г=-0,57 при р<0,05).

Кроме того, в ходе исследования нами обнаружена статистически значимая отрицательная корреляция между показателями эмоционального интеллекта и форм агрессии. Чем ниже показатели способности к распознаванию, пониманию эмоций, тем выше показатели агрессивного поведения: физической агрессии (г=-0,62), вербальной (г=-0,47 при р<0,05). Педагоги достоверно чаще отмечали (2,36±0,92 и 1±0,00) злобность и мстительность, внешнеобвиняющую позицию (2,63±0,67 и 1,08±0,28 при р<0,001) у агрессивных подростков из ЦГ 2.

Изучение социальной ситуации развития показало, что в группе подростков с агрессивностью как чертой личности около 60 % семей характеризовались наличием постоянных серьёзных конфликтов, кроме этого, часть из них состояла на учёте Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, четверть испытуемых воспитывалась в депривированных условиях (детских домах для умственно отсталых детей), и только двое школьников были из благополучных семей. Таким образом подтвердились литературные сведения о возможном влиянии неблагоприятных социальных условий на формирование агрессивности как черты личности.

Обратная картина наблюдалась в группе испытуемых с агрессией, обусловленной органическим поражением головного мозга: 72 % воспитывались в благополучной семье, и только четверть - в депривированной, что даёт основание говорить, скорее, о важной роли биологических факторов, обусловливающих агрессивное поведение у этой группы подростков.

Заключение

Исследование показало, что существуют достоверно значимые различия в проявлениях агрессии у подростков с лёгкой умственной отсталостью при разной её природе:

характерными особенностями для подростков с агрессивностью как чертой личности являлись ситуативно-обусловленное проявление агрессии, лучшая способность к контролю негативных эмоций, меньшая интенсивность проявления разных форм агрессии, большая восприимчивость к внешней коррекции поведения. Неблагополучные (конфликтные, агрессивные) условия семейного воспитания выступали коррелятами агрессивного поведения.

Для подростков, чьё агрессивное поведение обусловлено органическим поражением головного мозга, характерны значительные трудности саморегуляции в конфликтной ситуации, ригидность аффекта, трудности понимания собственных чувств и чувств других людей, низкая эмпатийность. Благополучные условия воспитания практически исключали риск формирования агрессивного поведения в семье. Данные, полученные в ходе исследования данной выборки подростков с лёгкой умственной отсталостью, свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований по уточнению сведений на более широкой выборке и апробации коррекционных подходов с учётом выявленных психологических особенностей.

Заявленный вклад авторов

Самойлюк Л .А.: научное руководство, идея статьи, проведение критического анализа теоретических и эмпирических материалов, введение и заключение.

Логунова К. Г.: анализ материалов в отечественных и зарубежных публикациях, анализ результатов эмпирических исследований, подготовка текста статьи.

Юшкова А. Э.: сбор, анализ и обобщение результатов эмпирического исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Бажукова О. А. Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 139. С. 53-59.

2. Бажукова О. А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. Махачкала, 2006. 218 с.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. : Эксмо-Пресс, 2016. 512 с.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : АСТ ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

5. Васильченко Н. А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Краснодар, 2005. 22 с.

6. Воробьева К. А. Генезис агрессивных установок личности подростков из полных и неполных семей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2012. 24 с.

7. Глуздова О. В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Н. Новгород, 2002. 20 с.

8. Григорьева А. С. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, воспитывающихся в условиях детского дома : дис. . канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2014. 192 с.

9. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М. : ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004. 352 с.

10. Дроздов А.Ю. Агрессивность как системное свойство личности // Вестник Полоцкого государственного университета. 2019. № 15. С. 36-43.

11. Елашкина Н. М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2012. 27 с.

12. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37-47.

13. Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития: монография. Иркутск : ВСГАО, 2012. 180 с.

14. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л. : Медицина, Ленингр. отд-ние, 1982. 224 с.

15. Козырева Е. В. Дифференциально-психологические аспекты ауто - и гетероа-грессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2006. 25 с.

16. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 286 с.

17. Коренева А. А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2004. 16 с.

18. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : Perse, 2002. 191 с.

19. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. СПб. : Питер, 2007. 734 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Николаенко Я. Н. Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. СПб., 2009. 26 с.

21. Польская Н. А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии : дис. . д-ра психол. наук : 19.00.04. М., 2017. 423 с.

22. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3-12.

23. Реан А. А. Социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. № 1. Т. 12. С. 29-40.

24. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. : Флинта, 1998. 96 с.

25. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). В 3 т. Т. 3. М. : Медицина, 1974. 320 с.

26. Токарская Л. В. Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.10. Екатеринбург, 2008. 24 с.

27. Guedes M., Santos A. J., Ribeiro O., Freitas M., Rubin K., Verissimo M. Perceived attachment security to parents and peer victimization: Does adolescent's aggressive behaviour make a difference? // Journal of Adolescence. 2018. No. 65. Pp. 196-206. June 2018 D0I:10.1016/j.adolescence.2018.03.017

28. Jiménez T.I., Estévez E. School aggression in adolescence: Examining the role of individual, family and school variables // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2017. No. 17 (3). Pp. 251-260. D0I:10.1016/j.ijchp.2017.07.002

1. Bazhukova O. A. Vliyanie frustratsii na povedenie umstvenno otstalykh uchash-chikhsya podrostkovogo vozrasta [Influence of frustration on behavior of mentally retarded adolescent schoolchildren]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University

References

Journal of Humanities & Sciences]. 2011. no. 139. Pp. 53-59. (In Russian).

2. Bazhukova O. A. Korrektsiya dezadaptivnogo povedeniya podrostkov s intellektu-al'noy nedostatochnost'yu. Diss. ... kand. psikhol. nauk [Modification of maladaptive behavior In adolescents with intellectual disabilities: Dr. ps. sci. diss.]. St Petersburg, 2006. 218 p. (In Russian).

3. Bandura A., Walters R. Podrostkovaya agressiya. Izuchenie vliyaniya vospitaniya i semeynykh otnosheniy [Adolescent aggression. A study of the influence of child-training practices and family interrelationships]. M.: Eksmo-Press, 2016. 512 p. (In Russian).

4. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Big Dictionary of Psychology / edited by B. G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko]. SPb. : Prime-Euroznak Publsihing House, 2009. 811 p. (In Russian).

5. Vasilchenko A. A. Osobennosti agressivnosti i obraza roditeley u podrostkov. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [Special characteristics of aggressiveness and parents' image in adolescents. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. Krasnodar, 2005. 22 p. (In Russian).

6. Vorobyeva K. A. Genezis agressivnykh ustanovok lichnosti podrostkov iz polnykh i nepolnykh semey. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [Genesis of aggressive personality attitudes in adolescents from two-parent and single-parent families. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2012. 24 p. (In Russian).

7. Gluzdova O.V. Psikhologicheskie osobennosti verbal'noy agressii v podrostkovom vozraste. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [Psychological features of verbal aggression in adolescence. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. N. Novgorod, 2002. 20 p. (In Russian).

8. Grigoryeva A. S. Korrektsiya dezadaptivnogo povedeniya podrostkov s legkoy step-en'yu umstvennoy otstalosti, vospityvayushchikhsya v usloviyakh detskogo doma. Diss. ... kand. psikhol. nauk [Modification of maladaptive behavior in adolescents with mild mental retardation raised in orphanages: Dr. ps. sci. diss.]. SPb., 2014. 192 p. (In Russian).

9. Dozortseva E. G. Anomal'noe razvitie lichnosti u podrostkov s protivopravnym pov-edeniem [Abnormal personality development in adolescents with delinquent behavior]. M.: GNTs SSP im. V.P. Serbskogo [VP.Serbsky State Research Center of Social and Forensic Psychiatry], 2004. 352 p. (In Russian).

10. Drozdov A. Yu. Agressivnost' kak sistemnoe svoystvo lichnosti / A.Yu. Drozdov [Aggressiveness as systemic personality attribute]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of Polotsk State University], 2019. no. 15. - Pp. 36-43 (In Russian).

11. Elashkina N. M. Psikhologicheskie faktory i formy proyavleniya agressii u podrostkov s deviantnym povedeniem. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [Psychological factors and forms of aggression among adolescents with deviant behavior. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2012. 27 p. (In Russian).

12. Enikolopov S. N. Aktual'nye problemy issledovaniya agressivnogo povedeniya [Contemporary problems in studying aggressive behavior]. Prikladnaya yuridicheskaya psik-hologiya [Journal of Applied Legal Psychology], 2010. no. 2. Pp. 37-47 (In Russian).

13. Indenbaum E.L. Shkol'niki s legkimi formami intellektual'noy nedostatochnosti: psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika i kharakteristiki psikhosotsial'nogo razvitiya [Schoolchildren with mild forms of intellectual disability: psychological and pedagogical diagnostics and characteristics of psychosocial development: monograph]. Irkutsk: VSGAO [East Siberian State Academy of Education], 2012. 180 p. (In Russian).

14. Isayev D. N. Psikhicheskoe nedorazvitie u detey [Psychic underdevelopment of children]. L.: Medicine, Leningrad Department, 1982. 224 p. (In Russian).

15. Kozyreva E. V. Differentsialno-psikhologicheskie aspekty auto- i geteroagressivnosti v podrostkovo-yunosheskom vozraste i v period ranney vzroslosti. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [Differential and psychological aspects of auto- and hetero-aggressiveness in adolescence and early adulthood. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. SPb., 2006. 25 p. (In Russian).

16. Connor D. Agressiya i antisotsial'noe povedenie u detey i podrostkov. Issledovaniya

i terapevticheskie strategii [Aggression and antisocial behavior in children and adolescents: research and treatment strategies]. M.: Olma-media group, 2005. 286 p. (In Russian).

17. Koreneva A. A. Vzaimosvyaz' semeynogo vospitaniya i agressivnosti v podrostkovom vozraste. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [The interrelationship between parenting practices and aggressiveness in adolescence. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2004. 16 p. (In Russian).

18. Korobeynikov I. A. Narusheniya razvitiya i sotsial'naya adaptatsiya [Developmental disorders and social adaptation]. M.: PerSe Publishers, 2002. 192 p. (In Russian).

19. Nalchajian A. Agressivnost' cheloveka [Aggressiveness of Man]. SPb.: Piter, 2007. 736 p. (In Russian).

20. Nikolayenko Ya. N. Agressivnoe povedenie podrostkov s narusheniem povedeniya. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [Aggressive behavior in adolescents with behavioral disorders. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. St Petersburg, 2009. 27 p. (In Russian).

21. Polish N.A. Fenomenologiya i funktsii samopovrezhdayushchego povedeniya pri normativnom i narushennom psikhicheskom razvitii. Diss. dokt. ps. nauk [Phenomenology and functions of self-injurious behavior in normative and impaired mental development. Dr. ps. sci. diss.]. Moscow, 2017. 423 p. (In Russian).

22. Rean A. A. Profilaktika agressii i asotsial'nosti nesovershennoletnikh [Prevention of aggression and asociality in underage youth]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Journal of Psychology], 2018. no. 2 (30). Pp. 3-12 (In Russian).

23. Rean A. A. Sotsial'nye ustanovki i asotsial'noe povedenie detey i podrostkov [Social attitudes and asocial behavior in children and adolescents]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Journal of Psychology], 2015. no. 1 (Vol. 12). pp. 29-40 (In Russian).

24. Semenyuk L. M. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii [Psychological aspects of aggressive behavior in adolescents and conditions for its correction]. M.: Flinta [Flint Publishing House], 1998. 96 p. (In Russian).

25. Sukhareva G. E. Klinicheskie lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta (klinika oli-gofrenii) [Clinical lectures on child psychiatry (oligophrenia clinic). Vol. 3]. M.: Medicine Publishers, 1974. 320 p. (In Russian).

26. Tokarskaya L. V. Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya detey i podrostkov s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu. Avtoref. dis. ... kand. ps. nauk [Psychological aspects of aggressive behavior in children and adolescents with moderate and severe mental retardation. Cand. ps. sci. diss. abstr.]. Ekaterinburg, 2008. 24 p. (In Russian).

27. Guedes M., Santos J., Ribeiro O., Freitas M., Rubin H., Veríssimo M. Perceived attachment security to parents and peer victimization: Does adolescent's aggressive behaviour make a difference? Journal of Adolescence. 2018. No. 65. - Pp. 196-206. (In Eng).

28. Jiménez T.I., Estévez E. School aggression in adolescence: Examining the role of individual, family and school variables. International Journal of Clinical and Health Psychology. 2017. No. 17 (3). Pp. 251-260. (In Eng).

Distinctive Characteristics of Aggression in Adolescents with Mild Mental Retardation

L. A. Samoylyuk, K. G. Logunova

Irkutsk State University, Irkutsk E. Yushkova

Secondary school No.11, Angarsk

Abstract. Introduction. This paper presents the results of a comparative analysis of aggressive behavior in adolescents suffering from mild mental retardation given its nature of origin, which could either be a character trait and/or a behavioral pattern, or result from organic brain syndrome.

Materials and Methods. The methods used in the study are the method of expert assessment (pedagogic assessment of disordered behavior with the Teacher questionnaire for identifying children with disordered behavior (E. L. Indenbaum); monitoring; psychological diagnostic method (the projective technique Children's Apperceptive Test (S. Bellak) (Fig.7); analysis of medical history and documents regarding the micro-social environment of the adolescent development; and the mathematical statistics method.

Results. Aggressive behavior in adolescents with organic brain syndrome is characterized by a severe disorder of emotional self-control, inadequate responses to an irritator of a certain degree, affective rigidity, and a long time necessary to return to a normal state. Distinctive characteristics of aggressive behavior in adolescents with aggression as an inherent character trait suggest that aggression occurs based on a specific situation and could be self-regulated or managed by exterior regulation.

Conclusion. The findings indicate that adolescents with mild mental retardation show aggression differently depending on the nature of its origin.

Keyword: aggressive behavior, aggression, adolescents with mental retardation, aggression as a character trait, aggression as a result of organic brain syndrome.

Acknowledgments. The authors are very grateful to the reviewers.

Людмила Александровна Самойлюк

кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4259-6661

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 243437 e-mail: [email protected]

Lyudmila A. Samoylyuk

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor of the Department of Comprehensive Correction of Child Development Disorders

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4259-6661

Irkutsk State University

1 Karl Marks St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7 (3952) 243437 e-mail: [email protected]

Кристина Геннадьевна Логунова

старший преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8069-8511

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 243437 e-mail: [email protected]

Kristina G. Logunova

Senior Teacher of the Department of Comprehensive Correction of Child Development Disorders

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8069-8511

Irkutsk State University 1 Karl Marks St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7 (3952) 243437 e-mail: [email protected]

Анна Эдуардовна Юшкова

магистр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»

профиль: психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

учитель

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6686-0626

Средняя общеобразовательная школа № 11

665852, г. Ангарск, м-н Китой, ул. Трактовая, 15

тел.: +7 (3955) 500001 e-mail: [email protected]

Anna E. Yushkova

Master of Science in Special (defectology-based) Education

Profile: Psychological and Pedagogical Support for Inclusive Education

Teacher

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-6686-0626

Secondary school No.11

15 Traktovaya St, Kitoy microdistrict, Angarsk, Russia, 665852

тел.: +7 (3955) 500001 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.