Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ПОВЫШЕНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ПОВЫШЕНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / СПОРТ / СПОРТСМЕН / СИЛА ВОЛИ / СОРЕВНОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авазов Ш.И.

В статье рассказывается о воспитании здорового поколения, деятельности спортсмена, его силе воли, задачах до и во время гонки, способах совершенствования его силы воли и других психологических качеств. Также упоминаются психологические особенности спортсмена, мотивационные, эмоциональные, познавательные, регуляторные аспекты в формировании его волевых характеристик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS IN IMPROVING THE STRONG-WILLED QUALITIES AND PHYSICAL FITNESS OF THE ATHLETE DURING THE COMPETITION

The article tells about the upbringing of a healthy generation, the activity of an athlete, his willpower, tasks before and during the race, ways to improve his willpower and other psychological qualities. Psychological features of the athlete, motivational, emotional, cognitive, regulatory aspects in the formation of his volitional characteristics are also mentioned

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ПОВЫШЕНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ»

УДК 37

Aвазов Ш.И.

старший преподаватель, кафедра «Физическое воспитание» Каршинский инженерно-экономический институт (г. Карши, Узбекистан)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ПОВЫШЕНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация: в статье рассказывается о воспитании здорового поколения, деятельности спортсмена, его силе воли, задачах до и во время гонки, способах совершенствования его силы воли и других психологических качеств.

Также упоминаются психологические особенности спортсмена, мотивационные, эмоциональные, познавательные, регуляторные аспекты в формировании его волевых характеристик.

Ключевые слова: здоровое поколение, система воспитания, спорт, спортсмен, сила воли, соревнование, физическая подготовка, психологические качества, физические способности, физическое развитие, мотивация.

В нашей независимой стране спорту уделяется особое внимание. Потому что от духовного и физического благополучия наших здоровых людей сегодня зависит судьба будущих поколений. В связи с этим в нашей стране проводится масштабная работа по укреплению физического и психического здоровья подрастающего поколения, обеспечению здорового образа жизни наших детей, формированию у них интереса и способностей к занятиям спортом. Особенно важны внимание, уделяемое науке, культуре и спорту, и созданные условия для того, чтобы будущее поколение стало духовно зрелым, гармоничным и физически здоровым. В связи с этим развитие спортивной психологии в стране

является одним из важнейших вопросов в подготовке специалистов и тренеров физической культуры и спорта. В связи с этим не случайно глава нашего государства уделяет большое внимание спорту. Большинство исследований и наблюдений показывают, что в основе волевых особенностей спортсменов лежит эмоциональное напряжение и даже агрессивные действия. Если у спортсменов нет навыков и инициативы для участия в соревнованиях, или отсутствие навыков, наработанных годами, соревнования не преминут показать свой «результат» [1].

Формирование силы воли спортсмена связано с его отношением к соревнованиям, поведением, мотивацией деятельности, направленностью на управление познавательными процессами. Спортсмены демонстрируют, насколько они подготовлены к соревнованиям, на что способны, реализуя свои желания, стремления, стремления, намерения, эмоциональные переживания, способны ли они выполнить поставленную задачу или нет. Успехи во всех аспектах физической культуры и спорта и достижение определенных достижений в этом отношении являются свидетельством силы его воли. В достижении важны потребности, мотивы, желания, интересы, терпение -выдержка, настойчивость или совпадение. Именно их использование проявляется в процессе воли. Важно, чтобы волевые качества спортсмена на пути к цели принимали соревнования, а во время соревнований физические и умственные нагрузки с намерением увидеть практическое выражение цели становятся залогом успеха, поведения. Социальные, предсоревновательные и конфликтные ситуации, существующие в личности спортсмена, требуют от человека силы воли предотвратить, приспособиться к ней или вовсе не допустить [2]. Успех в любой ситуации, основанный на силе воли, приводит к повышению статуса спортсмена, росту рейтинга, в результате появляется чувство уверенности в себе, желание делать ту или иную работу на основе четких планов, важные результаты. Также улучшает силу воли человека и другие психологические качества в спорте.

Спорт имеет большое значение в определенном возрасте человека. Из наук анатомии, физиологии и психологии видно, что человек очень достоин проявить свои физические способности в подростковом и юношеском возрасте. В то же время в тот или иной период имеется широкая возможность культивирования психологических особенностей личности, поскольку психологические особенности и качества связаны с физическим развитием. Примечательно и то, что в формировании волевых качеств у спортсмена он выполняет важную высокую функцию, обеспечивая адекватность мотивационно-эмоционального, познавательного, регуляторного аспектов. Именно поэтому формирование силы воли у спортсмена служит повышению его уверенности в результате. Другая категория действий называется произвольными действиями, которые требуют от человека представления в своем мозгу операций, способов и средств, позволяющих ставить цели, понимать и осуществлять цель, ориентировочно оценивать ее эффективность. На основании психологической информации их можно охарактеризовать следующим образом: «Определенные целенаправленные сознательные действия, сочетающиеся с усилием в процессе преодоления противоречий, встречающихся на пути к достижению цели, называются произвольными действиями» [3]. Следует отметить, что произвольная деятельность спортсмена не состоит из совокупности действий в простой форме, состоящей из реализации поставленных перед собой осознанных целей. Существует резкое различие между действиями, не требующими усилия (например, достать чайник из шкафа, повесить полотенце на вешалку и т. д.), и компонентами произвольной деятельности.

Волевая деятельность имеет специфический характер, суть которого состоит в том, что человек подчиняет менее ценные для него мотивы поведения тем целям, которые он поставил перед собой и которые важны для него. Приоритетные (ведущие) мотивы мобилизуют дополнительные вспомогательные мотивы в определенном направлении и ведут к общей цели.

Специфические проявления воли проявляются в поведении личности в опасной ситуации. Потакание своим слабостям называют риском, риском потери, страхом неудачи, синонимом элемента неудачи. Психологические источники показывают, что есть две взаимосвязанные причины для совершения рискованного хода. Первая причина такого решения — убежденность в том, что ожидание этого достижения, вероятно, будет выше, чем известный показатель результата, когда ожидается успех [4]. Эта реальность называется рискованной ситуацией и выражается в том, что мотивация достижения успеха выражена сильнее, чем мотивация избавления от неудачи, поэтому риск представляет собой психическое явление, важное для принятия человеком решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ибрагимов У. Спортивная психология. -Т.: «Янги авлод», 2004. 48 страниц. Газиев Э. Психология. Т., «Учитель», 1994 г.

Рахматходжаев М.., Б.Сафаров. Пособие для учителей физической культуры, руководителей и тренеров спортивных школ. Ташкент 2009 г. Туленова Х.Б. Спортивная психология. Текст лекций. Т., ТДПУ, 2002.

Avazov Sh.I.

senior Lecturer, Department of "Physical Education" Karshi Institute of Engineering and Economics (Karshi, Uzbekistan)

PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS IN IMPROVING THE STRONG-WILLED QUALITIES AND PHYSICAL FITNESS OF THE ATHLETE DURING THE COMPETITION

Abstract: the article tells about the upbringing of a healthy generation, the activity of an athlete, his willpower, tasks before and during the race, ways to improve his willpower and other psychological qualities.

Psychological features of the athlete, motivational, emotional, cognitive, regulatory aspects in the formation of his volitional characteristics are also mentioned.

Keywords: healthy generation, education system, sport, athlete, willpower, competition, physical fitness, psychological qualities, physical abilities, physical development, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.