Научная статья на тему 'Анализ мотивационных аспектов спортивной деятельности'

Анализ мотивационных аспектов спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / спортсмены / мотивы к занятию спортом / психологическое благополучие / социально-психологическая адаптация / sports / athletes / motives for playing sports / psychological well-being / social and psychological adaptation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова Аклима Накиповна, Тошмирзаева Гулфира Эркин Кизи

В статье дан подробный анализ исследований мотивационной сферы спортсменов и психологических факторов, доминирующих в спортивной деятельности. Выявлено преобладание мотива достижения успехов в спорте, желание славы, развитие характера и психических качеств, мотива эмоционального удовольствия, гражданско-патриотического мотива и мотива физического самоутверждения. Авторы акцентируют внимание на важности проведения психообразовательных программ, как одной из важнейших составляющих поддержания психологического здоровья спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Султанова Аклима Накиповна, Тошмирзаева Гулфира Эркин Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MOTIVATIONAL ASPECTS SPORTS ACTIVITIES

The article provides a detailed analysis of studies of the motivational sphere of athletes and the psychological factors that dominate sports activities. The prevalence of the motive to achieve success in sports, the desire for fame, the development of character and mental qualities, the motive of emotional pleasure, civilpatriotic motive and the motive of physical self-affirmation are revealed. The authors emphasize the importance of psycho-educational programs, as one of the most important components of maintaining the psychological health of athletes.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивационных аспектов спортивной деятельности»

УДК 159.943.8

АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Султанова Аклима Накиповна.

Россия, г. Новосибирнск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, sultanova. [email protected].

Тошмирзаева Гулфира Эркин кизи.

Узбекистан, г. Ташкент, спортивный психолог, Центр научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту при Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан, [email protected].

Аннотация. В статье дан подробный анализ исследований мотивационной сферы спортсменов и психологических факторов, доминирующих в спортивной деятельности. Выявлено преобладание мотива достижения успехов в спорте, желание славы, развитие характера и психических качеств, мотива эмоционального удовольствия, гражданско-патриотического мотива и мотива физического самоутверждения. Авторы акцентируют внимание на важности проведения психообразовательных программ, как одной из важнейших составляющих поддержания психологического здоровья спортсменов.

Ключевые слова: спорт, спортсмены, мотивы к занятию спортом, психологическое благополучие, социально-психологическая адаптация.

ANALYSIS OF MOTIVATIONAL ASPECTS SPORTS ACTIVITIES

Sultanova Aklima Nakipovna.

Russia, Novosibirsk, Candidate of Sciences in Medicine, Ph.D. in Medicine, Novosibirsk State Medical University, [email protected].

Toshmirzaeva Gulfira Erkin kizi.

Uzbekistan, Tashkent, sports psychologist, Center for scientific and methodological support, retraining and advanced training of specialists in physical culture and sports at the Ministry of Physical Culture and Sports of the republic of Uzbekistan, [email protected].

Abstract. The article provides a detailed analysis of studies of the motivational sphere of athletes and the psychological factors that dominate sports activities. The prevalence of the motive to achieve success in sports, the desire for fame, the development of character and mental qualities, the motive of emotional pleasure, civil-

102

patriotic motive and the motive of physical self-affirmation are revealed. The authors emphasize the importance of psycho-educational programs, as one of the most important components of maintaining the psychological health of athletes.

Key words: sports, athletes, motives for playing sports, psychological well-being, social and psychological adaptation.

В настоящее время спортивная психология фокусируется на анализе разнообразных психологических переменных и когнитивных процессов, влияющих на работоспособность спортсменов, концентрируясь на улучшении их когнитивных способностей с целью максимизации эффективности. В этом смысле, это делает необходимым изучение определенных переменных, таких как мотивационный климат, лидерство, тревожность, эмоциональный интеллект или устойчивость благодаря их большому влиянию на работоспособность спортсменов, что делает эти факторы фундаментальным объектом изучения для специалистов по спортивной психологии [9, 10, 11].

Мотивация является одним из наиболее изученных факторов в психологии, поскольку она влияет на определенные действия, изменяя их интенсивность и направление [1-3, 8]. Исследование мотивации в спортивной психологии основывается на теории самоопределения и теории достижения целей, фокусируясь на мотивационном климате, который представляет собой набор показателей, воспринимаемых людьми в их спортивной среде, посредством которых неудача или успех будет определен. Эта теория фокусируется на идее, что тренеры могут создавать мотивационный климат, ориентированный на мастерство или производительность в зависимости от выбранных критериев успеха [11]. Если тренер сконцентрируется на результате, он будет продвигать мотивационный климат, ориентированный на производительность (тренер использует неравное признание спортсменов, основанное на способностях и индивидуальных навыках, поэтому поощряет внутригрупповое соперничество), тогда как климат, ориентированный на задачи, будет поощряться, если мотивирующий климат ориентирован на процесс (тренер поощряет усилия и личное самосовершенствование, чувство равенства между членами одной команды и кооперативное обучение) [5].

Другим важным психологическим фактором в контексте спорта является тревога, которая понимаемая как психоэмоциональное негативное состояние личности. Однако для спортсмена состояние тревоги чаще состояние, при котором он чувствует себя оптимально, с высоким уровнем самоконтроля и уверенности в себе, способен сосредоточить все свои способности, навыки, мысли и эмоции при выполнении задания [8].

Интересны работы относительно эмоционального интеллекта в контексте спортивной психологии, определяемые как способность человека, позволяющая эффективно интегрировать когнитивные и эмоциональные аспекты. Восприятие, управление и использование эмоций в контексте спорта сильно влияют на результативность, но изучение эмоциональных факторов, связанных со спортом,

103

все еще недостаточно [9]. Согласно последним исследованиям в этой области, необходимо работать над эмоциональными аспектами так же, как и над другими когнитивными, физическими, техническими и тактическими факторами [7]. Эмоциональное состояние спортсмена оказывает большое влияние на выполнение и развитие деятельности [4, 6].

Таким образом, литературные данные показывает необходимость работать и тренировать мотивационные и эмоциональные факторы, направленные на снижение уровня тревожности и улучшение спортивных результатов у спортсменов. В этом смысле важно проанализировать различия между этими факторами в зависимости от вида спорта: индивидуального или коллективного -из-за их различных характеристик, таких как соревновательная плотность, способы справиться с неблагоприятными обстоятельствами или влияние партнеров.

Материал и методы. Основную группу составили профессиональные спортсмены в возрасте от 18 до 23 лет, занимающиеся следующими видами спорта: биатлон, каратэ, лыжный спорт и волейбол. Количество людей в каждой группе исследуемой выборки по 25 человек.

Результаты исследования. В результате исследования социально-психологической адаптации была выявлена следующая картина: по шкале «адаптация» средние показатели ниже нормы как в основной (63,8±10,4), так и в контрольной группах (60,9±9,4). По шкале «самопринятие» средние показатели в норме как в основной (73,8±10), так и в контрольной группах (73,5±12,02). По шкале «приятие других» средние значения ниже нормы как в основной (63±12,7), так и в контрольной группе (57,7±12,4). По шкале «эмоциональный комфорт» средние значения в норме в основной группе (75,8±10,5), а в контрольной группе ниже нормы (56,9±14). По шкале «интернальность» средние значения ниже нормы в основной группе (59,2±12,6) и в норме в контрольной группе (74,2±11,1). Сравнительный анализ средних значений показал, что при использовании Ц-критерия Манна-Уитни есть тенденции (р=0,021) к значимости различий показателя интернальность в исследуемых группах и эмоциональный комфорт ф=0,026). То, что у спортсменов высокий уровень интернальности можно объяснить тем, что успехи, достигнутые спортсменом в спорте, зависят только от него и поэтому в своих неудачах спортсмен, как правило, винит только себя. Эмоциональный комфорт может быть выше, потому, что спортивную карьеру обычно строят люди, которым нравится то, чем они занимаются.

Анализ мотивов занятий спортом у основной группы (профессиональные спортсмены) и контрольной группой показал, что наибольшее количество баллов в основной группе набрали следующие шкалы: гражданско-патриотический мотив (ГП) (17,56±1,9); мотив достижения успехов в спорте (ДУ) (23,72±1,9); социально-эмоциональный мотив (СЭ) (16,68±1,8). В контрольной же группе наибольшее количество баллов набрали: рационально-волевой мотив (РЕ) (20,64±2,4) и мотив физического самоутверждения (ФС) (21±2,7). Сравнительный анализ средних значений показал, что при использовании ^критерия Манна-

104

Уитни есть тенденции к значимости различий показателя мотива достижения успехов в спорте (р=0,001) в исследуемых группах и гражданско-патриотический (р=0,001) мотив. Высокий уровень гражданско-патриотического мотива можно объяснить тем, что немало спортсменов стремится попасть на международные соревнования, чтобы отстаивать интересы своей страны. Мотив достижения успехов в спорте объясняется тем, что мотивационная сфера спортсмена направлена на завоевание титулов, побед и так далее. То есть, именно на достижение успеха в выбранном виде спорта.

Анализ мотивов занятия спортом выявил наибольшее количество баллов в основной группе по следующим шкалам: желание славы (21,84±2,2) и развитие характера и психических качеств (23,32±2,2), а в контрольной группе наибольшее количество баллов по показателям: физическое совершенствование (21,48±2,4) и здоровье (18,92±3,2). Сравнительный анализ средних значений показал, что при использовании и-критерия Манна-Уитни есть тенденции к значимости различий следующих показателей: желание славы ф=0,001) и приобретение умений и навыков ф=0,001). Большое количество баллов по шкале "желание славы" можно объяснить тем, что немало спортсменов хочет достигнуть самых высот в спортивной карьере. Они стремятся попасть на международные соревнования и быть лучшими в своем виде спорта. Приобретение умений и навыков так же важно для спортсмена, так как спорт требует постоянного самосовершенствования для достижения успеха.

Таким образом, исследование показало, что доминирующими мотивами занятий спортом у спортсменов являются: мотив достижения успехов в спорте, желание славы, развитие характера и психических качеств, мотив эмоционального удовольствия, гражданско-патриотический мотив и мотив физического самоутверждения. Из этих результатов можно сделать вывод, что для профессионального спортсмена важно достижение успеха и славы в выбранном виде спорта, а для достижения всего вышеперечисленного необходимо развивать свой характер и психические качества (такие, как, например, выносливость и сила воли). Для лиц, которые спорт воспринимают не более чем хобби, основными мотивами занятий спортом оказались: рационально-волевой мотив (он заключается в компенсировании недостатка двигательной активности), развитие характера и психических качеств и здоровье.

Всестороннее понимание психологического здоровья и благополучия спортсменов будет способствовать развитию моделей ухода и управления этой группой населения, что, в свою очередь, может способствовать повышению производительности и успешности спортсменов. Такое понимание необходимо для обеспечения руководством к действию тренеров, медицинский персонал и спортивных психологов в развитии способностей к преодолению стресса у спортсменов и, в свою очередь, в улучшении их эмоционального благополучия.

Библиографический список:

1. Овчинников А.А., Султанова А.Н. Психологические предикаты успешной адаптации студентов-мигрантов в крупном мегаполисе [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. - 2014. - № 4. -Режим доступа : http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1458.

2. Овчинников А.А., Султанова А.Н. Сравнительный анализ психологического благополучия и стратегий адаптации студентов-мигрантов и студентов титульного этноса [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1461.

3. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющих на успешность адаптации. / Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2017. -№ 3(96). - С. 50-56.

4. Arribas-Galarraga S., Saies E., Cecchini J. A., Arruza J. A., Luis-De-Cos I. The relationship between emotional intelligence, self-determined motivation and performance in canoeists. J. Hum. Sport Exerc. 2017;12:630-639.

5. Avci K.S., Qepikkurt F., Kale E.K. Examination of the relationship between coach-athlete communication levels and perceived motivational climate for volleyball players. Univ. J. Educ. Res. 2018;6:346-353.

6. Balk Y.A., De Jonge J., Oerlemans W.G., Geurts S.A. Testing the triple-match principle among Dutch elite athletes: A day-level study on sport demands, detachment and recovery. Psychol. Sport Exerc. 2017;33:7-17.

7. Dave A., Farin E.N., Farin A.N. Emotional intelligence and coaching behavior of sport coaches in the state universities and colleges in Region III, Philippines. Int. J. Sports Sci. 2017;7:105-110.

8. Holden S.L., Pugh S.F., Schwarz N.A. Achievement motivation of collegiate athletes for sport participation. Int. J. Sports Sci. 2017;7:25-28.

9. Mann A., Narula B. Positive psychology in sports: An overview. Int. J. Soc. Sci. 2017;6:153-158.

10. Parmar D.S., Kumari G., Rathore S. Importance of sports psychologist for team performance in sports. Anxiety. 2017;98:6-89.

11. Thelwell R.C., Wood J., Harwood C., Woolway T., Van Raalte J.L. The role, benefits and selection of sport psychology consultants: Perceptions of youth-sport coaches and parents. Psychol. Sport Exerc. 2018;35:131-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.