Научная статья на тему 'Индивидуально-характерологические особенности, стрессоустойчивость и мотивация к занятию спортом у девушек-баскетболисток ДЮСШ'

Индивидуально-характерологические особенности, стрессоустойчивость и мотивация к занятию спортом у девушек-баскетболисток ДЮСШ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология спорта / индивидуально-характерологические особенности спортсменов / стрессоустойчивость спортсменов / мотивы занятия спортом. / sports psychology / individual and characterological features of athletes / stress tolerance of athletes / motives for playing sports

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Валерия Александровна, Ласовская Татьяна Юрьевна

Выявлено, что ведущими потребностями у спортсменок являются: потребность в самосовершенствовании и потребность в достижении. Установлено, что среди девушек-баскетболисток ДЮСШ преобладают холерики и меланхолики; выявлено преобладание устойчивости к стрессорам у низкоуспешных спортсменок, в отличии от высокоуспешных спортсменок; волевая активность выше у высокоуспешных спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власова Валерия Александровна, Ласовская Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND CHARACTERISTIC FEATURES, STRESS RESISTANCE AND MOTIVATION TO GOING TO SPORTS AT GIRLS-BASKETBALL SPOTS OF CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS SCHOOL

It is revealed that the leading needs of sportswomen are: the need for self-improvement and the need for achievement. It has been established that choleric and melancholic predominate among girls-basketball players of children's and junior sports schools; revealed the prevalence of resistance to stressors in low-successful athletes, in contrast to the highly successful athletes; volitional activity is higher in highly successful athletes.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-характерологические особенности, стрессоустойчивость и мотивация к занятию спортом у девушек-баскетболисток ДЮСШ»

УДК 159.9.07 + 159.91

ИНДИВИДУАЛЬНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ СПОРТОМ У ДЕВУШЕК-БАСКЕТБОЛИСТОК ДЮСШ

Власова Валерия Александровна.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, студентка 4 курса факультета социальной работы, клинической психологии и менеджмента, vlasova.valeriya.a@gmail.com.

Ласовская Татьяна Юрьевна.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, кандидат медицинских наук, доцент, Las121268@mail.ru.

Аннотация. Выявлено, что ведущими потребностями у спортсменок являются: потребность в самосовершенствовании и потребность в достижении. Установлено, что среди девушек-баскетболисток ДЮСШ преобладают холерики и меланхолики; выявлено преобладание устойчивости к стрессорам у низкоуспешных спортсменок, в отличии от высокоуспешных спортсменок; волевая активность выше у высокоуспешных спортсменок.

Ключевые слова: психология спорта, индивидуально-характерологические особенности спортсменов, стрессоустойчивость спортсменов, мотивы занятия спортом.

INDIVIDUAL AND CHARACTERISTIC FEATURES, STRESS RESISTANCE AND MOTIVATION TO GOING TO SPORTS

AT GIRLS-BASKETBALL SPOTS OF CHILDREN'S AND YOUTH

SPORTS SCHOOL

Vlasova Valeria Alexandrovna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Medical University, Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy and Clinical Psychology, 4th year student of the Faculty of Social Work, Clinical Psychology and Management, vlasova.valeriya.a@gmail.com.

Lasovskaya Tatyana Yuryevna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Medical University, Department of Psychiatry, Narcology, Psychotherapy and Clinical Psychology, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Las121268@mail.ru.

Abstract. It is revealed that the leading needs of sportswomen are: the need for self-improvement and the need for achievement. It has been established that choleric and melancholic predominate among girls-basketball players of children's and junior

10

sports schools; revealed the prevalence of resistance to stressors in low-successful athletes, in contrast to the highly successful athletes; volitional activity is higher in highly successful athletes.

Key words: sports psychology, individual and characterological features of athletes, stress tolerance of athletes, motives for playing sports.

Актуальность темы. С развитием исследований в области прикладной спортивной психологии за последние десятилетия все большее внимание уделяется психологическому благополучию спортсменов. Для многих занятие спортом представляет собой развлекательный и социальный аспект, а также эффективный метод борьбы со стрессом, и хорошо известно, что оно предотвращает возникновение многих психологических проблем, таких как депрессия [1-4] или тревожные расстройства [2], [4]. Тем не менее, занятия спортом на высоком уровне предполагают совершенно другой контекст, с одной стороны - карьеру, а с другой стороны - насыщенную стрессами и ограничениями жизнь. В профессиональном спорте спортсмены нередко сталкиваются с депрессией и тревогой, которые возникают из-за травм, как в ходе сезона, так и к моменту завершения карьеры [5], [6], стоит отметить, что травмы часто становятся причиной завершения спортивной деятельности, что также способствуют возникновению экзистенциональных кризисов. Некоторые спортсмены сталкиваются с расстройством питания, чаще женщины, занимающиеся тяжелыми или эстетическими видами спорта [7], [8]. Так или иначе, данных об общем психологическом здоровье спортсменов достаточно мало, даже у относительно стрессоустойчивых людей, занимающийся спортом, в условиях дополнительного давления, присущего процессу спортивной деятельности, вполне возможно развитие психологических проблем. В то же время психологическая устойчивость приписывается спортсменам высокого уровня [9], считается, что она помогает им подняться на мировую арену и позволяет им преуспеть над соперниками, однако подобного рода выносливость не подразумевает полного иммунитета от психопатологии.

Цель исследования: изучить индивидуально-характерологические особенности, стрессоустойчивость и мотивацию к занятию спортом у девушек-баскетболисток ДЮСШ.

Задачи исследования:

1. Провести изучение индивидуально-характерологических особенностей у девушек-баскетболисток ДЮСШ (мотивация, стрессоустойчивость, темперамент, свойства нервной системы, личностная тревожность).

2. Провести сравнительный анализ мотивации, стрессоустойчивости, темперамента, свойств нервной системы, личностной тревожности у девушек-баскетболисток ДЮСШ в зависимости от уровня успешности.

3. Провести сравнительный анализ мотивации, стрессоустойчивости, темперамента, свойств нервной системы, личностной тревожности у девушек-баскетболисток ДЮСШ в зависимости от спортивного амплуа.

11

4. Провести сравнительный анализ мотивации, стрессоустойчивости, темперамента, свойств нервной системы, личностной тревожности у девушек-баскетболисток ДЮСШ в зависимости от стажа занятий баскетболом.

Материал и методы. Эмпирическое исследование индивидуально-характерологических особенностей, стрессоустойчивости и мотивации к занятию спортом было проведено в апреле 2018 года в городе Новосибирске. В исследовании приняли участие 14 девушек-баскетболисток, обучающихся в детско-юношеской спортивной школе г. Новосибирска. Возраст девушек варьируется в диапазоне от 15-17 лет. Средний возраст составил 15,5 лет. Баскетбольный стаж испытуемых составил от 3 до 8 лет; средний показатель баскетбольного стажа в группе 4,9 лет. Квалификация: 71,4% девушек имеют I юношеский разряд по баскетболу, 21,4% - I взрослый и 7,1% - II взрослый.

Все респонденты заполнили личностный опросник Г. Айзенка, опросник личностной тревожности Спилбергера-Ханина, личностный опросник мотивации к достижению успеха Т. Элерса, опросник Гордона-Ямпольского «Психологическая подготовленность», опросник «Мотивы спортивной деятельности» (МСД) Е.А. Калинина и опросник «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас.

Также для определения степени успешности спортсменок, был проведен опрос тренера команды, который предполагал разделение баскетболисток на три группы: высокоуспешные, среднеуспешные и низкоуспешные. Низкоуспешные -спортсмены, чья тренировочная деятельность в большей степени требует работы над собой и приложения усилий, а также улучшения навыков, те, кто реже проявляет себя и свои способности во время соревнований. Среднеуспешные -спортсмены, чья соревновательная деятельность характеризуется переменным успехом. Высокоуспешные - спортсмены, чья соревновательная деятельность имеет высокие результаты и достижения, те, кто в большей степени проявляет свои таланты и способности на игровой площадке.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием стандартных методов подсчета средних величин, стандартного отклонения, подсчета достоверности разности показателей. Все вычисления проводились при помощи пакета статистического программного обеспечения StatSoft «Statistica 13.3». Использованы непараметрические критерии оценки различий (критерий Манна-Уитни и критерий Вальда-Вольфовица).

Результаты исследования. По результатам исследования по методике «Мотивы занятий спортом», предложенной А.В. Шаболтас, ведущими мотивами у девушек-баскетболисток ДЮСШ являются: социально-моральный мотив, который подразумевает стремление к успеху своей команды (ради которой необходимо тренироваться, иметь хороший контакт с партнёрами, тренером) и мотив достижения успеха.

Социально-моральный мотив представлен у 50% (7 человек) спортсменок; мотив достижения успеха представлен у 35,7% (5 человек) спортсменок и сочетание этих мотивов как ведущих встречается трижды, что составляет 21,4%

12

случаев. У 21,4% (3 человека) спортсменов выявлен гражданско-патриотический мотив (мотив стремления к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны), как ведущий; сочетание высоких баллов по гражданско-патриотическому и социально-моральному мотивам встречается у 14,2% (2 человека) девушек-баскетболисток и сочетание трех ведущих мотивов социально-морального, мотива достижения успеха и гражданско-патриотического было обнаружено в 7,1% (1 человек) случаев. Сочетание высоких баллов по мотивам достижения успеха и физического самоутверждения (мотив стремления к физическому развитию, становлению характера) представлено только у 1 испытуемой, что составляет 7,1% случаев. У 28,5% (4 человека) испытуемых не было обнаружено высоких баллов ни по одному из мотивов.

Результаты по опроснику Т. Элерса: весьма высокий уровень мотивации к успеху наблюдается у 42,8% (6 человек) спортсменок. Высокий уровень мотивации к успеху встречается у 35,7% (5 человек) спортсменок; средняя сила мотивации к успеху обнаружена у 21,4% (3 человека) баскетболисток; малая сила мотивации к успеху не выявлена ни у одной из испытуемых. Средние значения по силе мотивационной установки к достижению успеха составляют - 19,21±2,35 балла.

Данные по результатам опросника МСД Е.А. Калинина показали, что ведущими потребностями у девушек-баскетболисток ДЮСШ являются потребность в самосовершенствовании и потребность в достижении. Потребность в самосовершенствовании выявлена у 42,8% (6 человек) испытуемых. Потребность в достижении встречается у 35,7% (5 человек) спортсменок. Потребность в поощрении обнаружена у 28,5% (4 человека) спортсменок. Потребность в общении встречается у 21,4% (3 человека) баскетболисток. Потребность в борьбе представлена в 7,1% (1 человек) случаев. Средние значениия по потребности составили: потребность в достижении - 31,21±3,78 балла; потребность в борьбе - 28±3,57 балла; потребность в самосовершенствовании - 31,64±4,07 балла; потребность в общении - 30,07±3,78 балла; потребность в поощерении - 30,5±4,78 балла. Средние значения по шкале «среднее значение потребностей» составили 30,28±3,17 балла.

По результатам опросника личностной тревожности Спилбергера-Ханина у 64,2% (9 человек) спортсменок выявлены высокие баллы по шкале личностной тревожности. Средний уровень личностной тревожности характерен для 35,7% (5 человек) баскетболисток. Низкий уровень личностной тревожности не выявлен ни у одного спортсмена. Средние значения личностной тревожности составили -22,96+6,54 балла.

Результаты по тесту Г. Айзенка показали наличие высоких баллов по шкале «экстраверсия» у 21,4% (3 человека) спортсменок; также высокие баллы по шкале «нейротизм» встречаются у 35,7% (5 человек) спортсменок. При этом среди девушек-баскетболисток: 50% холериков (7 человек); 28,5% меланхоликов (4 человека); 14,2% сангвиников (2 человека) и 7,1% флегматиков (1 человек). 28,5%

13

(4 человека) холериков имеют высокие баллы по шкале «нейротизм»; 7,1% (1 человек) меланхоликов имеют высокие баллы по шкале «нейротизм».

Средние значения по шкале лжи составили - 1,57±1,14 балла. Средние значения по шкале «экстраверсия» составили - 12,71±2,46 балла. Средние значения по шкале «нейротизм» составили - 15,14±3,44 балла.

Данные по результатам опросника Гордона-Ямпольского «Психологическая подготовленность»: высокие показатели по шкале «устойчивость к стрессорам» выявлены у 42,8% (6 человек) испытуемых; высокие баллы по шкале «способность к самоконтролю, саморегуляции» обнаружены у 21,4% (3 человека) спортсменок; высокие баллы по шкале «волевая активность» обнаружены у 42,8% (6 человек) девушек-баскетболисток. Сочетание высоких баллов по шкалам «способность к самоконтролю, саморегуляции» и «волевая активность» встречается у 14,2% (2 человека) спортсменов. Сочетание высоких баллов по шкалам «волевая активность» и «устойчивость к стрессорам» было выявлено в 7,1% (1 человек) случаев. Также в 7,1% (1 человек) случаев отмечались низкие баллы по шкале «способность к самоконтролю, саморегуляции». В 7,1% (1 человек) случаев встречаются низкие баллы по шкале «волевая активность», в то же время низких показателей по шкале «устойчивость к стрессорам» не обнаружены ни одной из спортсменок. Анализ средних значений показал, что по шкале «устойчивость к стрессорам» - 10,42±0,91 балла; по шкале «способность к самоконтролю, саморегуляции» - 8,64±2,3 балла; по шкале «волевая активность» -10,07±2,36 балла.

В ходе исследования были получены достоверные различия по устойчивости к стрессору между высокоуспешными и низкоуспешными баскетболистками: у высокоуспешных спортсменок среднее значение составило 9,75±0,37 балла; у низкоуспешных - 11,25±0,87 балла (Манна-Уитни р=0,04).

Таким образом, более высокие показатели у низкоуспешных спортсменок по устойчивости к стрессору могут быть обусловлены тем, что высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач. Само состояние стресса является неотъемлемой частью профессиональной спортивной деятельности, заставляющее спортсменов постоянно идти на риск. Риск понимается как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности - действие наудачу в надежде на счастливый исход. Готовность к риску связна прямо пропорционально с числом допущенных ошибок [10]. Исследование личностных факторов достижения и успеха баскетболисток с различным уровнем тревожности показало, что степень стрессоустойчивости (высокая, средняя, низкая) генетически детерминирована, определяется комплексом индивидуально-типологических особенностей организма, как биохимических, так и психофизиологических, среди которых особое внимание уделяется уровню личностной тревожности [11].

Достоверные различия результатов между данными категориями девушек-баскетболисток также получились по шкале «волевая активность»: у высокоуспешных средний балл составил 9,75±2,75, у низкоуспешных - 8,5±2,5

14

(Вальда-Вольфовица р=0,02). Более высокие показатели по волевой активности у высокоуспешных спортсменов могут быть связаны с тем фактом, что в структуре их личности преобладают такие качества как: выдержка, самоконтроль, инициативность, ответственность, целеустремленность, настойчивость [12].

По мотиву эмоционального удовольствия в ходе исследования были обнаружены достоверные различия между высокоуспешными и низкоуспешными баскетболистками: у высокоуспешных среднее значение составило 7,75±3,25 балла, у низкоуспешных - 7±3 балла (Вальда-Вольфовица р=0,02); также получены достоверные различия по мотиву физического самоутверждения между высокоуспешными и низкоуспешными баскетболистками высокоуспешных средний балл составил 8±3, у низкоуспешных - 13,75±2,37 (Манна-Уитни р=0,04). Были выявлены достоверные различия результатов по спортивно-познавательному мотиву между высокоуспешными и низкоуспешными баскетболистками: у высокоуспешных среднее значение составило 7,5±2,75 балла, у низкоуспешных - 6,5±3,25 балла (Вальда-Вольфовица р=0,02).

Таким образом, для высокоуспешных спортсменок в наибольшей степени характерны мотив эмоционального удовольствия и спортивно-познавательный мотив, это объясняется тем, что у спортсменов в процессе формирования структуры мотивов только на втором этапе происходит вовлечение эмоциональных компонентов в спортивную деятельность [13]. Первый этап при этом характеризуется принятием целей, одобряемых и постулируемых социальным окружением спортсмена. На третьем же, заключительном этапе начинает проявляться самооценка качеств спортсмена, личная оценка собственных перспектив и возможностей, для этого этапа характерна прагматичность и рациональность, что соотносится с выбором мотива физического самоутверждения высокоуспешными спортсменками.

В ходе исследования достоверные различия результатов были получены и по социально-моральному мотиву между высокоуспешными и среднеуспешными баскетболистками: у высокоуспешных среднее значение составило 17+3 балла, у среднеуспешных - 17,16+3,8 балла (Вальда-Вольфовица р=0,02); также были выявлены достоверные различия по гражданско-патриотическому мотиву между высокоуспешными и среднеуспешными баскетболистками. У высокоуспешных средний балл составил 10,5+3,5, у среднеуспешных - 16,33+1,33 (Манна-Уитни Р<0.04). Полученные данные свидетельствуют о том, что для среднеуспешных баскетболисток в больше степени характерны социально одобряемые мотивы, а именно, социально-моральный мотив и гражданско-патриотический, что соответствует первому этапу в структуре формирования мотива у спортсменов [13].

Обнаружены достоверные различия в силе мотивационной установки на достижение успеха между высокоуспешными и среднеуспешными баскетболистками. У высокоуспешных среднее значение составило 20,5+0,75 балла, у среднеуспешных - 19,3+2,77 балла (Вальда-Вольфовица Р<0.04).

Данные результаты подтверждают, что у высокоуспешных девушек-баскетболисток в большей степень проявляется сила мотивационной установки на успех, а значит, можно предположить, что высокоуспешные спортсменки обладают уверенностью в себе, авторитетом, хорошим состоянием здоровья, удовлетворены спортивным результатами. Уверенность спортсмена в себе тесно связана с результатами спортивных достижений, мотивом к достижению успеха и эмоциональным включением в спортивную деятельность[13].

Достоверные различия результатов были получены по средним значениям ведущих потребностей спортсменов между высокоуспешными и среднеуспешными баскетболистками. У высокоуспешных среднее значение составило 30,75+3,52 балла, у среднеуспешных - 32,73+1,26 балла (Вальда-Вольфовица Р<0.04).

Среднее значение ведущих потребностей включает следующие потребности: потребность в достижении, потребность в борьбе, потребность в самосовершенствовании, потребность в поощрении. Общая выраженность мотивов у среднеуспешных баскетболисток больше, чем у высокоуспешных, этот факт можно объяснить в рамках закона Йеркса-Додсона, по которому производится интерпретация методики Калинина Е.А: «Для достижения максимального результата необходим оптимальный уровень мотивации».

Обнаружены достоверные различия по мотиву эмоционального удовольствия между форвардами и защитниками. У форвардов средний балл составил 12,2+2,96, у защитников - 5,42+2,61 (Манна-Уитни Р<0.01). Достоверные различия результатов выявлены по мотиву подготовки к профессиональной деятельности между форвардами и защитниками. У форвардов среднее значение составило 2+1,6 балла, у защитников - 7,28+3,46 балла (Манна-Уитни Р<0.04). Полученные результаты можно объяснить тем, что тяжелые и лёгкие форварды среди девушек-баскетболисток в большей степени включены эмоционально в спортивную деятельность. Мотив же, ориентированный на будущую профессиональную спортивную деятельность, в большей степени характерен для разыгрывающих и атакующих защитников.

Достоверные различия результатов были выявлены по шкале нейротизма между форвардами и защитниками. У форвардов среднее значение составило 13,6+4,48 балла, у защитников - 15,28+2,61 балла (Вальда-Вольфовица Р<0.04).

Получены достоверные различия по шкале нейротизма между девушками-баскетболистками со стажем занятий баскетболом 6-8 лет и девушками-баскетболистками, чей стаж составляет 3-5 лет. У баскетболисток со стажем игры 6 и более лет среднее значение составило 16,66+3,2 балла, у баскетболисток со стажем игры 3-5 лет среднее значение составило 14+4,25 балла (Вальда-Вольфовица Р<0.02). Средний уровень нейротизма выше у девушек-баскетболисток, чей стаж игры в баскетбол составляет 6-8 лет, это может быть связано с тем, что современный баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью и большой напряженностью в исполнении игровых действий [14]. В баскетболе комплекс быстродействия является одним из ключевых факторов,

16

определяющих успех деятельности спортсмена, именно поэтому спортсмены-баскетболисты в большинстве случаев имеют слабый тип нервной системы, подвижность нервных процессов, а также преобладание возбуждения или торможения по «внешнему балансу» [15].

Также достоверные различия были выявлены по потребности в достижении между девушками-баскетболистками со стажем занятий баскетболом 6-8 лет и девушками-баскетболистками, чей стаж составляет 3-5 лет. У баскетболисток со стажем игры 6 и более лет среднее значение составило 29,66+4,3 балла, у баскетболисток со стажем игры 3-5 лет среднее значение составило 32,37+3,12 балла (Вальда-Вольфовица Р<0.01).

Таким образом, потребность в достижении выше у девушек-баскетболисток, чей стаж занятий баскетболом составляет 3-5 лет, это может быть связано с тем, что девушки-баскетболистки, чей стаж игры больше, столкнулись с определённым кризисом-переходом из юношеского спорта в спорт высших достижений (во взрослый спорт) [16]. Молодым спортсменам на этапе перехода из юношеского спорта во взрослый необходима сильная мотивация, то есть воздействие мотивов на спортивный результат находится в прямой зависимости [17].

Выводы

1. В ходе изучения мотивации, стрессоустойчивости, темперамента, свойств нервной системы, личностной тревожности у девушек-баскетболисток ДЮСШ было выявлено, что ведущими мотивами у девушек-баскетболисток ДЮСШ являются: социально-моральный мотив и мотив достижения успеха. Также было выявлено преобладание весьма высокого и высокого уровня мотивации к достижению успеха у девушек-баскетболисток ДЮСШ, в то время как низкой мотивации обнаружено не было ни у одной испытуемой. Было установлено, что у девушек-баскетболисток ДЮСШ ведущими мотивами-потребностями являются: потребность в самосовершенствовании и потребность в достижении. Преимущественно у спортсменок выявлены высокие баллы по шкале личностной тревожности. Установлено, что среди девушек-баскетболисток ДЮСШ преобладают холерики и меланхолики. Высокие показатели по устойчивости к стрессорам и волевой активности у спортсменок в среднем составили 42,8% случаев.

2. В ходе сравнительного анализа мотивации, стрессоустойчивости, темперамента, свойств нервной системы и личностной тревожности у девушек-баскетболисток ДЮСШ в зависимости от уровня успешности, было выявлено преобладание устойчивости к стрессорам у низкоуспешных спортсменок, в отличии от высокоуспешных спортсменок. Также выявлено, что волевая активность выше у высокоуспешных спортсменок, чем у низкоуспешных. Для высокоуспешных спортсменок в большей степени характерны мотив эмоционального удовольствия и спортивно-познавательный мотив, а для низкоуспешных - мотив физического самоутверждения. Для среднеуспешных девушек-баскетболисток в большей степени характерны социально-одобряемые

17

мотивы. Сила мотивационной установки на достижение успеха выше у высокоуспешных девушек-баскетболисток, чем у среднеуспещных. Показатель средних значений по ведущим мотивам-потребностям выше у среднеуспешных спортсменок.

3. В ходе сравнительного анализа мотивации, стрессоустойчивости, темперамента, свойств нервной системы и личностной тревожности у девушек-баскетболисток ДЮСШ в зависимости от спортивного амплуа, было установлено, что у форвардов в большей степени преобладает мотив эмоционального удовольствия, чем у защитников. В то время как в составе спортивной деятельности защитников преобладает мотив подготовки к профессиональной деятельности. Также было установлено, что уровень нейротизма выше у защитников.

4. В ходе сравнительного анализа мотивации, стрессоустойчивости, темперамента, свойств нервной системы и личностной тревожности у девушек-баскетболисток ДЮСШ в зависимости от стажа занятий баскетболом, было выявлено, что у девушек-баскетболисток, чей стаж составляет 6-8 лет занятий баскетболом в среднем выше уровень нейротизма. Однако потребность в достижении у них меньше, чем у спортсменок, чей стаж составляет 3-5 лет игры.

Библиографический список:

1. Lawlor D.A., Hopker S.W. The effectiveness of exercise as an intervention in the management of depression: systematic review and meta-regression analysis of randomised controlled trials. BMJ. 2001;322:763-767.

2. Petruzzello S.J., Landers D.M., Hatfield B.D., Kubitz K.A., Salazar W. A metaanalysis on the anxiety-reducing effects of acute and chronic exercise. Outcomes and mechanisms. Sports Med. 1991;11:143-182.

3. Scully D., Kremer J., Meade M.M., Graham R., Dudgeon K. Physical exercise and psychological well being: a critical review. Br J Sports Med. 1998;32:111-120.

4. Wipfli B.M., Rethorst C.D., Landers D.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis. J Sport Exerc Psychol. 2008;30:392-410.

5. Johnson U. Coping strategies among long-term injured competitive athletes. A study of 81 men and women in team and individual sports. Scand J Med Sci Sports. 1997;7:367-372.

6. Leddy M.H., Lambert M.J., Ogles B.M. Psychological consequences of athletic injury among high-level competitors. Res Q Exerc Sport. 1994;65:347-354.

7. Smolak L., Murnen S.K., Ruble A.E. Female athletes and eating problems: a metaanalysis. Int J Eat Disord. 2000;27:371-380.

8. Sundgot-Borgen J., Torstveit M.K. Prevalence of eating disorders in elite athletes is higher than in the general population. Clin J Sport Med. 2004;14:25-32.

9. Connaughton D., Wadey R., Hanton S., Jones G. The development and maintenance of mental toughness: perceptions of elite performers. J Sports Sci. 2008;26:83-95.

10. Манько Р.С. Стрессоустойчивость и готовность к риску как неотъемлемые составляющие интуитивного мышления // Слобожанский научно-спортивней вестник. - 2010. - № 3(23). - С. 138-142.

11. Петров А.В., Лысенко А.В., Ильина Е.К. Исследование личностных факторов достижения успеха у юных баскетболистов с различным уровнем тревожности // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: материалы V всерос. междунар. науч. конф. - 2016. - С. 144-146.

12. Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Ярославский гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2009. - 19 с.

13. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / Санкт-П. гос. ун-т. СПб., 1998. - 180 с.

14. Касмалиева А.С., Тиллабаев А., Абдрахманов А.А., Носков Е.С. Специальная физическая подготовка юных баскетболистов 13-14 лет с учетом игрового амплуа // Наука, новые технологии и инновации. - 2017. - №6. - С. 172-174.

15. Серегина Н.В. Взаимосвязь темпераментальных характеристик с функциями, выполняемыми игроками на баскетбольной площадке // Наука и современность. -2010. - №2 (2). - С. 231-236.

16. Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №10. - С. 13-17.

17. Дергач Е.А. Педагогическое обеспечение процесса перехода спортсменов-юношей в спорт высших достижений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Сиб. федер. ун-т. Красноярск, 2017. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.