Научная статья на тему 'Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений'

Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / учащиеся-спортсмены / мотивы занятия спортом / мотивационный профиль личности спортсмена. / motivation / student athletes / motives for playing sports / motivational profile of an athlete.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоусова Алла Константиновна, Крищенко Елена Павловна, Тушнова Юлия Андреевна

Актуальность исследования мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений определяется пониманием мотива спортивной деятельности как фактора адаптации (М. А. Кузьмин), а также значимостью формирования мотивации именно на стадии специализации в профессионализации спортсмена (Е. П. Ильин). Целью исследования являлось изучение особенностей мотивационной сферы абитуриентов спортивного образовательного учреждения. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: осознанные и базовые мотивы абитуриентов спортивных учреждений могут быть равнораспределены, образуя комплексную мотивацию занятий спортом, при этом мотивы занятий спортом абитуриентов могут иметь неравную распределенность, образуя группы мотивов разной степени выраженности. Исследование выполнено на выборке абитуриентов (N= 133) (40,6% – девушки), поступающих на различные спортивные направления, средний возраст 14,14 ± 1,06 лет. Для исследования осознанных мотивов занятий спортом предпринят контент-анализ мини-сочинения «Почему Я пришел в спорт». Для исследования базовых и спортивных мотивов использовались «Метод парных сравнений» В. В. Скворцова (модификация И. А. Акиндиновой), методика «Изучение мотивов занятий спортом» И. В. Тропникова. Построен мотивационный профиль абитуриента образовательного учреждения подготовки спортсменов. Установлены основные мотивы занятия спортом по группам: статусные (повышение престижа, желание славы), личностные (развитие характера, эстетическое удовольствие, улучшение здоровья и самочувствия, приобретение полезных знаний и навыков), социальные (коллективистская направленность, общение, материальные блага). Показано, что мотивы занятия спортом согласуются с осознанными мотивами, где ведущими выступают личностные, а дополнительными – профессиональные и статусные. Вышеназванные группы мотивов обоснованы общими мотивационными тенденциями, где ведущей группой являются потребности в самореализации и признании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белоусова Алла Константиновна, Крищенко Елена Павловна, Тушнова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational Sphere Peculiarities in Students Applying to Study at Sports Educational Institutions

The relevance of the study of motivational sphere in students applying to study at sports educational institutions is determined by understanding of sports activities motive as an adaptation factor (M. A. Kuzmin), as well as the significance of motivation formation precisely at the stage of specialization as a professional athlete (E. Ilyin). The purpose of the study was to investigate the characteristics of motivational sphere in students applying to study at a sports educational institution. We tested the following hypotheses within the empirical study: conscious and basic motives of students applying to study at sports institutions can be equally distributed, thus, forming a comprehensive motivation for playing sports, while motives for sporting activities may be unequally distributed, thus, forming groups of motives of different degrees. The study was carried out on a sample of applicants (N = 133) (40.6% – girls) entering a course with various sports specializations, average age 14.14 ± 1.06 years. We carried out content analysis of the mini-essay “Why I Chose Sport” to study conscious motives for playing sports. We used the “Paired comparisons technique” by V. V. Skvortsov (modified by I. A. Akindinova) to study basic and sporting motives, as well as the technique called “The Study of Motives for Playing Sports” by I. V. Tropnikov. The motivational profile of an applicant for an educational institution for training athletes has been built. We established the groups with main motives for playing sports. Among them are status (increase of prestige, desire for fame), personal motives (character development, aesthetic pleasure, improvement of health and well-being, acquisition of useful knowledge and skills), and social motives (collectivist orientation, communication, wealth). It has been shown that the motives for playing sports are consistent with the conscious motives, where the leading ones are personal motives, and the additional ones are professional and status motives. The above-listed groups of motives are based on general motivational trends, where the leading group consists of the need for self-realization and recognition.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений»

УДК 159.922

Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений

A. К. Белоусова, Е. П. Крищенко, Ю. А. Тушнова

Белоусова Алла Константиновна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования и организационной психологии, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, belousovaak@gmail.com

Крищенко Елена Павловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, krichenko@bk.ru

Тушнова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования и организационной психологии, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, trubulya@yandex.ru

Актуальность исследования мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений определяется пониманием мотива спортивной деятельности как фактора адаптации (М. А. Кузьмин), а также значимостью формирования мотивации именно на стадии специализации в профессионализации спортсмена (Е. П. Ильин). Целью исследования являлось изучение особенностей мотивационной сферы абитуриентов спортивного образовательного учреждения. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: осознанные и базовые мотивы абитуриентов спортивных учреждений могут быть равнорас-пределены, образуя комплексную мотивацию занятий спортом, при этом мотивы занятий спортом абитуриентов могут иметь неравную распределенность, образуя группы мотивов разной степени выраженности. Исследование выполнено на выборке абитуриентов (Ы = 133) (40,6% - девушки), поступающих на различные спортивные направления, средний возраст 14,14 ± 1,06 лет. Для исследования осознанных мотивов занятий спортом предпринят контент-анализ мини-сочинения «Почему Я пришел в спорт». Для исследования базовых и спортивных мотивов использовались «Метод парных сравнений»

B. В. Скворцова (модификация И. А. Акиндиновой), методика «Изучение мотивов занятий спортом» И. В. Тропникова. Построен мотивационный профиль абитуриента образовательного учреждения подготовки спортсменов. Установлены основные мотивы занятия спортом по группам: статусные (повышение престижа, желание славы), личностные (развитие характера, эстетическое удовольствие, улучшение здоровья и самочувствия, приобретение полезных знаний и навыков), социальные (коллективистская направленность, общение, материальные блага). Показано, что мотивы занятия спортом согласуются с осознанными мотивами, где ведущими выступают личностные, а дополнительными - профессиональные и статусные. Вышеназванные группы мотивов обоснованы общими мотивационными тенденциями, где ведущей группой являются потребности в самореализации и признании.

Ключевые слова: мотивация, учащиеся-спортсмены, мотивы занятия спортом, мотивационный профиль личности спортсмена.

Р01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-247-255

Введение

Обращаясь к актуальности исследования проблемы мотивационной сферы абитуриентов спортивного образовательного учреждения, необходимо отметить, что данный этап в жизни спортсмена представляет собой определенную стадию профессионального становления. Так, поступление в образовательные учреждения подготовки спортсменов и обучение в них можно обозначить как стадию оптации/адаптации (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов,) [1, 2], стадию профессионального обучения и подготовки к профессиональной деятельности (Т. В. Кудрявцев) [3], стадию до-профессионализма (А. К. Маркова) [4]. На этом этапе складываются представления о выбранной профессии, оценивается мера возможного успеха, формируются представления о личности профессионала, осуществляется проверка соответствия этих представлений собственным особенностям, складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы [1, 2, 4].

Систематическое занятие спортом инициирует направленное развитие профессиональных качеств, которое определяется конкретной выбранной спортсменом областью. Происходит уточнение целей и задач, что расширяет и конкретизирует мотивационную сферу спортсмена [5, 6].

Рассматривая проблему мотивации в психологии, можно выделить два подхода к пониманию мотива. Первый рассматривает мотив лишь как конструкт мышления, второй - рассматривает мотив как реально существующий феномен, как то, что побуждает к поступку, к действию [7]. Но при этом в качестве мотива принимаются самые различные психологические феномены.

A. Н. Леонтьев отмечал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации, потому что значения, в которых употребляется термин «мотив», крайне различны [8]. Одни авторы рассматривают мотив как реальный психический феномен (Е. П. Ильин, В. А. Крутецкий, К. К. Платонов и др.). Другие рассматривают мотив как потребность (В. И. Ковалев, Б. Ф. Ломов,

B. С. Магун, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков), мотив как намерение (Л. И. Божович).

Важнейшим направлением изучения мотива и мотивации является изучение феномена «мотивации достижения» [9]. Мотив достижения, как устойчивая характеристика личности, впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устой-

чивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле [10]. В рамках отечественной психологии мотивацию достижения рассматривают в русле проблемы мотивационных свойств личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Зарубежные психологи рассматривают проблему мотивации достижения в контексте различных стилей (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон). Исторически мотивация достижения связана с исследованиями мотивации, проводимыми двумя пионерами немецкой психологии - Н. Ахом и К. Левиным. У первого попытки объяснения поведения испытуемых его лаборатории, направленного на достижение, были связаны с концепцией «детерминирующей тенденции», у второго - с использованием понятия «квазипотребности» [11].

В психологии спорта термин «мотивация» употребляется в широком и узком значениях. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин выбора вида деятельности, осуществления деятельности, преодоления препятствий и т. д. [12].

М. А. Кузьмин мотивацию в спортивной деятельности рассматривает как фактор адаптации. При этом различают мотивацию как характеристику личности и деятельности. Как характеристика личности, мотивация в спортивной деятельности рассматривается с точки зрения мотивации достижения. Как характеристика деятельности, мотивация рассматривается через положение о том, что отношение спортсмена к деятельности определяется связью мотивации (величины потребности в достижении цели) и возможностей (субъективной оценкой вероятности достижения цели) [13].

В исследованиях мотивации спортивной деятельности обозначено два направления. Первое изучает причины, почему спортсмены предпочитают один вид деятельности другому, влияние различных мотивов, ценностей и потребностей. Во втором направлении делается попытка объяснить, почему спортсмены работают с различной степенью интенсивности. Оно связано с исследованиями возбуждения и активации, которые влияют на интенсивность выполнения двигательных задач [14, 15].

Е. П. Ильин выделяет 4 стадии профессиональной спортивной карьеры: начальный этап, стадия специализации, стадия спортивного мастерства, стадия завершения выступления на соревнованиях [16]. Проблема мотивации актуальна именно на стадии специализации, потому что здесь возникает устойчивый интерес не просто к занятиям спортом, а к его конкретному виду, познавательный интерес к технике и тактике в данном виде спорта, стремление к достижениям в данном виде [17].

Целью исследования являлось изучение особенностей мотивационной сферы абитуриентов спортивного образовательного учреждения. В качестве объекта исследования выступают абитуриенты спортивного образовательного учреждения. Предмет - особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивного образовательного учреждения. В эмпирическом исследовании проверялись гипотезы: осознанные и базовые мотивы абитуриентов спортивных учреждений могут быть равнораспределены, образуя комплексную мотивацию занятий спортом; мотивы занятий спортом абитуриентов могут иметь неравную распределенность, образуя группы мотивов разной степени выраженности.

Выборка, методики и методы исследования

Участники исследования. Выборку в нашем исследовании составили абитуриенты Ростовского областного Училища Олимпийского резерва. Всего в исследовании приняли участие 133 абитуриента, поступающие на различные спортивные направления. Гендерные характеристики выборки представлены в следующем соотношении: 59,4% - мальчики; 40,6% - девочки. Средний возраст по выборке составляет 14,1 года. У мальчиков этот показатель немного выше - 14,4 ± 1,06 года, чем у девочек (13,7 ± 1,04 года).

Гендерные предпочтения в видах спорта распределились следующим образом: бокс, дзюдо, гимнастику, стрельбу, футбол выбрали только абитуриенты мужского пола; гандбол, художественную гимнастику, синхронное плавание, триатлон - только женского пола (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1 Гендерные предпочтения в выборе вида спорта, % Gender preferences in the choice of sport, %

Мальчики Девочки

Гребля

62,86 37,14

Легкая атлетика

37,5 62,5

Греко-римская борьба

83,3 16,7

Плавание

77,7 22,2

Велоспорт

60 40

Фехтование

25 75

Пятиборье

66,6 33,3

Парусный спорт

50 50

Среди названных видов можно отметить как гендерно-определенные (художественная гимнастика, синхронное плавание), так и нет. Этот аспект интересен в ракурсе тендерных предпочтений. Особенности смешанного выбора состоят в следующем: больший процент мальчиков выбрал такие виды, как гребля, греко-римская борьба, плавание, велоспорт, пятиборье, больший процент девочек - легкую атлетику и фехтование. Выбор парусного спорта равен среди мальчиков и девочек.

Методики. Методический инструментарий, используемый в исследовании, обусловлен следующими задачами: 1) исследованием социальных характеристик абитуриента и осознанных мотивов занятия спортом: анкета «Социальная ситуация развития»; мини-сочинение «Почему Я пришел в спорт»; 2) диагностикой преобладающих мотивов абитуриентов: «Метод парных сравнений» В. В. Скворцова (модификация И. А. Акиндиновой); 3) диагностикой доминирующих мотивов занятий спортом: методика «Изучение мотивов занятий спортом» И. В. Тропникова.

Методы. В эмпирическом исследовании были использованы диагностический метод, шкалирование, метод опроса, контент-анализ, ма-тематико-статистические методы (описательные статистики, %2-критерий для нескольких эмпирических распределений, %2-критерий для сравнения эмпирического и теоретического распределений, непараметрический критерий Крускала - Уоллиса для нескольких несвязанных выборок). Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 20.0.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение осознанных мотивов занятия спортом проводилось при помощи мини-сочинения на тему «Почему Я пришел в спорт». Анализ результатов сочинения позволил составить перечень осознанных мотивов занятия спортом у абитуриентов, в том числе по разным спортивным направлениям.

Ведущими мотивами для абитуриентов являются высокие спортивные достижения (52,15%), эмоциональное отношение к спорту (люблю заниматься спортом - 44,38%) и олимпийское чемпионство (36,78%), т. е. ведущими компонентами осознанной мотивации занятия спортом являются содержательный, направленный на результаты в спортивных достижениях, эмоциональный и цензовый, отражающий высший уровень награды за эти достижения. Это говорит о продуктивной мотивационной направленности абитуриентов на обучение в специализированном учреждении, характеризуемой четкой, эмоцианально положительной нацеленностью на спортивные достижения и их официальное признание.

Нишу средней выраженности занимают мотивы: «здоровье, тренированное тело» (25,09%),

«спортивная карьера» (21,86%), «членство в сборной» (20,02%), «стать чемпионом» (15,29%), «оправдать ожидания родителей и тренера» (13,58%), «члены семьи - спортсмены» (12%), «желание приносить людям удовольствие, красивый вид спорта» (10,46%). Здесь наблюдается смешение личностных мотивов (здоровье, красивое тело, оправдать ожидание родителей и тренера, члены семьи - спортсмены, желание приносить людям удовольствие, красивый вид спорта), профессиональных (спортивная карьера) и статусных (членство в сборной, стать чемпионом). В целом на данном уровне доминируют личностные мотивы занятия спортом, при этом можно выделить как положительную мотивацию (здоровье, красивое тело, желание приносить людям удовольствие), так и мотивационные тенденции, которые в дальнейшем могут спровоцировать определенные проблемные ситуации в развитии личности подростка-спортсмена. Например, осознанный мотив «пришел заниматься спортом, потому что члены моей семьи спортсмены» может являться только внешней мотивацией, не выражать личного выбора подростка, а показывать влияние со стороны взрослых. Это в дальнейшем может сказаться на спортивных достижениях подростка, так как ценностно-смысловая сфера подвижна и в будущем могут продуцироваться личностные смыслы и мотивы, не связанные со спортом. Неоднозначен также мотив «оправдать ожидания родителей и тренера». В целом такая мотивация может долго побуждать подростка заниматься спортом с большим усилием, но опять же, здесь не отражается личный выбор подростка, а полностью проявляется влияние значимого взрослого. С такой мотивацией могут сопрягаться высокая личностная тревожность, нивелирование собственных достижений, агрессивность, чувство одиночества, проявления аутоагрессии, низкая самооценка [16, 18-20]. Данный мотив является внешним, и при отсутствии стимуляции со стороны тренера / родителей отсутствие внутренних мотивов занятия спортом может нивелировать все предыдущие спортивные достижения подростка.

Соотношение статусных и профессиональных осознанных мотивов в этой категории показывает явное доминирование первых. Профессиональные мотивы формулируются четко как карьера, статусные мотивы более диффузны, разнообразны и отражают цензовый уровень спортивных достижений. Следовательно, профессиональная мотивация у абитуриентов четко дифференцирована, они имеют четкое представление о собственных устремлениях при обучении в специализированном учреждении, однако велика роль статусных мотивов, представление о которых у абитуриентов не сформировано окончательно, что в дальнейшем может повлечь различные трансформации.

Мало выраженными являются мотивы: стать тренером (6,23%), быть профессиональным спортсменом (6,16%), большой спорт (6,07%), известная команда (5,63%), золотая медаль (4,39%), игра в других странах (3,31%). Здесь наблюдается деление мотивов на статусные (большой спорт, известная команда, золотая медаль), прямые профессиональные (стать профессиональным спортсменом) и косвенные про-

фессиональные (стать тренером, игра в других странах). При этом необходимо отметить, что мотив «стать профессиональным спортсменом» косвенно связан с материальной мотивацией, где профессиональное понимается как обеспечение своего будущего.

С целью анализа особенностей осознанной мотивации по видам спорта полученные мотивы были разделены на три группы (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Соотношение личностных, профессиональных и статусных мотивов в выборке, % Percentage of personal, professional and status motives in the sample, %

Личностные мотивы Профессиональные мотивы Статусные мотивы

Люблю заниматься спортом, хорошее здоровье, тренированное тело, оправдать ожидания родителей и тренера, члены семьи - спортсмены, приносить людям удовольствие, красивый вид спорта Добиться высоких спортивных достижений, спортивная карьера, стать тренером, быть профессиональным спортсменом, играть в других странах Стать олимпийским чемпионом, членство в сборной, стать чемпионом, играть в большом спорте, играть в известной команде, получить золотую медаль

38,1 30,1 31,8

X2 = 60,557; df= 2; p = 0,741

Для проверки гипотезы о том, что осознанные мотивы абитуриентов равнораспределены по категориям: личностные, профессиональные, статусные, и образуют комплексную мотивацию к занятиям спортивной деятельностью, проводился статистический анализ при помощи х2-критерия для эмпирического и теоретического распределений. Результаты анализа (см. табл. 2) показали, что выдвинутое предположение подтвердилось. Таким образом, у абитуриентов личностные, профессиональные и статусные мотивы выражены в равной мере. Профессиональные и статусные мотивы имеют равные доли в распределении.

Исследование преобладающих мотивов проводилось при помощи методики «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей. Метод парных сравнений» В. В. Скворцова. Анализ данных показывает (рис. 1), что материальные потребности, потребность в безопас-

%

35 30 25 20 15 10 5 0

ности, социальные потребности и потребность в признании находятся в зоне частичной удовлетворенности (> 14 б.). Потребность в самовыражении находится в зоне неудовлетворенности (> 28 б.).

Для проверки гипотезы о том, что базовые мотивы, направленные на удовлетворение основных потребностей, будут неравно распределены у абитуриентов, был проведен статистический анализ с помощью х2-критерия для эмпирического и теоретического распределения. Результаты анализа (х2 = 5,087; ё/ = 3; р = 0,002) показали, что выдвинутое предположение подтвердилось.

Таким образом, потребности в самореализации являются ведущими в группе (хср = 29,3). То есть главенствующим побуждением для абитуриентов является стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов

Потребность Материальные Социальные Потребность Потребность вбезопасности потребности потребности впризнании всамовыражении

Рис. 1. Степень удовлетворенности в основных потребностях абитуриентов Fig. 1. The degree of satisfaction of the basic needs of applicants

и способностей, желание быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Это отражает позитивную тенденцию в дальнейшем обучении абитуриентов, так как указывает на необходимость достижений, в данном случае спортивных, что будет побуждать абитуриентов совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Необходимо отметить, что потребность в самореализации актуализируется в ситуации удовлетворенности в предшествующих потребностях (материальных, в безопасности и др.). Поступление в специализированное образовательное учреждение и занятие спортом на профессиональном уровне как раз и обеспечат удовлетворенность в данной группе потребностей на момент поступления за счет прошлых спортивных достижений и идеализированных представлений о дальнейшем обучении. В целом неудовлетворенность в потребности в признании и самореализации соответствует осознанным мотивам. Так, ведущими осознанными мотивами назывались олимпийское чемпионство, принадлежность к сборной, золотая медаль, что описывает представление абитуриентов о целях обучения и соответствует удовлетворенности в группе потребностей в признании и самореализации.

Диагностика мотивов занятия спортом проводилась посредством методики «Изучение мотивов занятий спортом» И. В. Тропникова (рис. 2). Для подтверждения гипотезы о том, что мотивы занятия спортом у абитуриентов будут неравно распределены, образуя группы более и менее сформированных мотивов, проводился статистический анализ с помощью х2-критерия для эмпирического и теоретического распределения. Результаты анализа (х2 = 3,087; df = 9; р = 0,004) показали, что выдвинутое предположение подтвердилось.

Ведущими мотивами у абитуриентов являются повышение престижа, желание славы (х = 37), физическое совершенствование (хср= = 36,1), развитие характера и психических качеств (хср= 34,3), эстетическое удовольствие и острые ощущения (хср= 31,4) и коллективистская направ-

%

40 20 0

ленность (хср= 30,3). Мотив «повышение престижа и желание славы» согласуется с достаточно выраженными осознанными мотивами «олимпийское чемпионство», «спортивная карьера», «членство в сборной страны, города», «чемпионство», мотив «физическое совершенствование» - с выраженными осознанными мотивами «высокие спортивные достижения», «хорошее здоровье, тренированное тело», мотив «эстетическое удовольствие и острые ощущения» частично соответствует средневыра-женному осознанному мотиву «приносить людям удовольствие, красивый вид спорта». Помимо этого, наиболее выраженный мотив занятия спортом «повышение престижа, желание славы» консони-рует с неудовлетворенной группой потребностей в самореализации и признании.

Выраженная коллективистская направленность занятия спортом противоречит характеру некоторых видов спорта, которые выбраны абитуриентами. Однако учитывая подростковый возраст поступающих и необходимость для них принадлежности к группе сверстников и одобрения со стороны этой группы, можно предположить, что принадлежность к спортивной школе, сборной, группе спортсменов актуализирует данный мотив на этапе поступления в специализированное учреждение. Моделирование подростками желаемого окружения связано, во-первых, с появлением ориентации на отдаленные цели и, как следствие, повышением контроля поведения и осознанием себя в качестве члена общества [19, с. 217-218], во-вторых, с ориентацией подростка на отношения со сверстниками, стремлением идентифицироваться с себе подобными [20, 21]. Это созвучно идее присущего подросткам группового конформизма в среде сверстников [21].

Значимыми для абитуриентов выступают мотивы улучшения здоровья и самочувствия (хср = = 21,7), общения (хср = 21,2), материальных благ (хср = 20,5), приобретения полезных знаний и навыков (хср = 19,2). Наименьшую значимость при занятиях спортом для абитуриентов имеют потребность в одобрении (хср = 15,1) и мотив познания (хср = 13,6).

Л/ •Sh. 1 H .-si л 21,7 21,2 20,5 19,2 15,1 13,G

■ ■ ш ■ ■ ■ H H

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 Повышение престижа, слава

2 Физическое совершенствование

3 Развитие характера и психических качеств

4 Эстетическое удовольствие и острые ощущения

5 Коллективистская направленность

6 Улучшение здоровья и самочувствия

Рис. 2. Мотивы занятия спортом у абитуриентов Fig. 2. The motives of the applicants in sports

7 Общение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Материальные блага

9 Приобретение ЗУН

10 Потребность в одобрении

11 Познания

Выводы

Диагностика осознанных мотивов, преобладающих групп общих мотивов и мотивов занятий спортом позволяет построить мотивационный профиль абитуриента (табл. 3).

Мотивационный профиль абитуриентов достаточно дифференцирован, при этом моти-вационные тенденции выражены на высоком и среднем уровне. Низкий уровень выраженности наблюдается только в сфере мотивов занятий спортом. Наименее выражен мотив познания,

который не встречался в осознанных мотивах. Противоречивым является низкий уровень выраженности мотива одобрения в мотивации занятий спортом, хотя общая группа потребностей в признании, а также осознанный мотив «оправдать ожидания тренера и родителей» выражены достаточно сильно. Это можно трактовать как рассогласование в осознании и реальной актуальной потребности в одобрении со стороны других, т.е. осознаваемая часть данной потребности выше, чем ее реальная побудительная сила.

Таблица 3 / Table 3

Мотивационный профиль абитуриента спортивного образовательного учреждения Motivational profile of an applicant of a sports educational institution

Высокий уровень выраженности Средний уровень выраженности Низкий уровень выраженности

Осознанные мотивы

Личностные мотивы: люблю заниматься спортом, хорошее здоровье, тренированное тело, оправдать ожидания родителей и тренера, члены семьи - спортсмены, приносить людям удовольствие, красивый вид спорта Профессиональные мотивы: добиться высоких спортивных достижений, спортивная карьера, стать тренером, быть профессиональным спортсменом, играть в других странах Статусные мотивы: стать олимпийским чемпионом, членство в сборной, стать чемпионом, играть в большом спорте, играть в известной команде, получить золотую медаль -

Общие мотивы

Потребность в самореализации, потребность в признании Потребность в безопасности, материальные потребности, социальные потребности -

Мотивы занятий спортом

Повышение престижа, желание славы, физическое совершенствование, развитие характера и психических качеств, эстетическое удовольствие и острые ощущения, коллективистская направленность Улучшение здоровья и самочувствия, общение, материальные блага, приобретение полезных знаний и навыков Потребность в одобрении, мотив познания

Таким образом, мотивационный профиль абитуриента складывается из ряда компонентов (рис. 3). Основными мотивами занятия спортом являются группы статусных мотивов (повышение престижа, желание славы), личностных мотивов (развитие характера, эстетическое удовольствие, улучшение здоровья и самочувствия, приобретение полезных знаний и навыков) и социальных мотивов (коллективистская направленность, общение, материальные блага).

Мотивы занятия спортом согласуются с осознанными мотивами поступления, когда ведущими выступают личностные (люблю заниматься спортом, хорошее здоровье, тренированное тело, оправдать ожидания родителей и тренера, члены семьи - спортсмены, приносить

людям удовольствие, красивый вид спорта), а дополняющими - профессиональные (добиться высоких спортивных достижений, спортивная карьера, стать тренером, быть профессиональным спортсменом, играть в других странах) и статусные (стать олимпийским чемпионом, членство в сборной, стать чемпионом, играть в большом спорте, играть в известной команде, получить золотую медаль).

Вышеназванные группы мотивов обоснованы общими мотивационными тенденциями, когда ведущей группой являются потребности в самореализации и признании.

Основной побудительной силой для абитуриентов является стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих зна-

Рис. 3. Мотивационный профиль абитуриента спортивного образовательного учреждения Fig. 3. Motivational profile of an applicant of a sports educational institution

ний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, желание быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Это отражает позитивную тенденцию в дальнейшем обучении абитуриентов, так как указывает на необходимость достижений, в данном случае спортивных, что будет побуждать абитуриентов совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Благодарности и финансирование

А. К. Белоусова и Ю. А. Тушнова - победители конкурса стипендиальной программы благотворительного фонда Владимира Потанина 2017/2018.

Библиографический список

1. Зеер Э. Ф. Психология профессии. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 245 с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с.

3. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М. : Изд-во МЭИ, 1985. 108 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

5. Кашапов М. М., Лоскутова М. Е., Огородова Т. В. Ведущие мотивы спортсмена // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 174-180. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-174-179

6. Огородова Т. В. Психология спорта : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2013. 120 с.

7. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психол. журн. 1995. Т. 25, № 2. С. 27-40.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.

10. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб. : Речь, 2001. 240 с.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2017. 608 с.

12. Акимова Л. Н. Психология спорта : курс лекций. Одесса : Негоциант, 2004. 127 с.

13. Кузьмин М. А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки ун-та имени П. Ф. Лесгафта. 2012. № 2 (84). С. 84-89.

14. Волков И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб. : Питер, 2002. 384 с.

15. Theeboom M., DeKnop P., Weiss M. R. Motivational climate, psychological response, and motor skill development in children's sport : A field-based intervention study // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1995. № 17. P. 294-311. DOI: 10.1123/jsep.17.3.294

16. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. 352 с.

17. Дятлова А. А., Ротэряну Ю. М., Чернявская В. С. Характеристики мотивации спортивной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 172-174.

18. Белоусова А. К., Тушнова Ю. А. Особенности осознанных мотивов спортивно одаренных подростков, занимающихся различными видами спорта // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / под. ред. В. В. Знакова, А. Л. Журавлева. М. : Ин-т психологии РАН, 2018. С. 1402-1408.

19. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М. : Академия, 1999. С. 213-227.

20. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 469-480. DOI: 10.1037//0003-066X.55.5.469

21. Тушнова Ю. А., Мочалова Ю. А. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных качеств у подростков с различным типом картины мира // Психология обучения. 2017. № 9. С. 84-94.

Образец для цитирования:

Белоусова А. К., Крищенко Е. П., Тушнова Ю. А. Особенности мотивационной сферы абитуриентов спортивных учреждений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 247-255. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-247-255

Motivational Sphere Peculiarities in Students Applying to Study at Sports Educational Institutions

Alla A. Belousova, Elena P. Krishchenko, Yuliya A. Tushnova

Alla A. Belousova, https://orcid.org/0000-0002-7506-3749, Don State Technical University, 1 Gagarin Sq., Rostov-on-Don 344000, Russia, belousovaak@gmail.com

Elena P. Krishchenko, https://orcid.org/0000-0003-1589-760X, Southern Federal University, 105/42 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don 344006, Russia, krichenko@bk.ru

Yuliya A. Tushnova, https://orcid.org/0000-0001-8579-2630, Don State Technical University, 1 Gagarin Sq., Rostov-on-Don 344000, Russia, trubulya@yandex.ru

The relevance of the study of motivational sphere in students applying to study at sports educational institutions is determined by understanding of sports activities motive as an adaptation factor (M. A. Kuzmin), as well as the significance of motivation formation precisely at the stage of specialization as a professional athlete (E. Ilyin). The purpose of the study was to investigate the characteristics of motivational sphere in students applying to study at a sports educational institution. We tested the following hypotheses within the empirical study: conscious and basic motives of students applying to study at sports institutions can be equally distributed, thus, forming a comprehensive motivation for playing sports, while motives for sporting activities may be unequally distributed, thus, forming groups of motives of different degrees. The study was carried out on a sample of applicants (N = 133) (40.6% - girls) entering a course with various sports specializations, average age 14.14 ± 1.06 years. We carried out content analysis of the mini-essay "Why I Chose Sport" to study conscious motives for playing sports. We used the "Paired comparisons technique" by V. V. Skvortsov (modified by I. A. Akindi-nova) to study basic and sporting motives, as well as the technique called "The Study of Motives for Playing Sports" by I. V. Tropnikov. The motivational profile of an applicant for an educational institution for training athletes has been built. We established the groups with main motives for playing sports. Among them are status (increase of prestige, desire for fame), personal motives (character development, aesthetic pleasure, improvement of health and well-being, acquisition

of useful knowledge and skills), and social motives (collectivist orientation, communication, wealth). It has been shown that the motives for playing sports are consistent with the conscious motives, where the leading ones are personal motives, and the additional ones are professional and status motives. The above-listed groups of motives are based on general motivational trends, where the leading group consists of the need for self-realization and recognition. Keywords: motivation, student athletes, motives for playing sports, motivational profile of an athlete.

Acknowledgements and funding: Alla A. Belousova and Yuliya A. Tushnova, the authors, are the winners of the scholarship program of Vladimir Potanin charity foundation 2017/2018.

References

1. Zeyer E. F. Psikhologiya professii [Psychology of Profession]. Ekaterinburg. Ural Professional Pedagogical University Publ., 2000. 245 p. (in Russian).

2. Klimov Ye. A. Psikhologiya professional'nogo sa-moopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 304 p. (in Russian).

3. Kudryavtsev T. V. Psikhologiya professional'nogo obucheniya i vospitaniya [Psychology of Vocational Training and Education]. Moscow, MEI Publ., 1985. 108 p. (in Russian).

4. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow. Znanie Publ., 1996. 312 p. (in Russian).

5. Kashapov M. M., Loskutova M. Ye., Ogorodova T. V. Athlete's Leading Motives. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 2, pp. 174-180 (in Russian).

6. Ogorodova T. V. Psikhologiya sporta: ucheb. posobiye [Sports Psychology: study guide]. Yaroslavl, Yaroslavl University Publ., 2013. 120 p. (in Russian).

7. Il'in Ye. P. Essence and Structure of Motive. Psikholog-icheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1995, vol. 25, iss. 2, pp. 27-40 (in Russian).

8. Leont'yev A. N. Problemy razvitiya psikhiki [Problems of Development of Psyche]. Moscow, MSU Publ., 1981. 584 p. (in Russian).

9. Il'in Ye. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 512 p. (in Russian).

10. Khekkhauzen Kh. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of Achievement Motivation]. St. Petersburg, Retch Publ., 2001. 240 p. (in Russian).

11. Kh'yell L., Zigler D. Teorii lichnosti [Theories of Personality]. St. Petersurg, Piter Publ., 2017. 608 p. (in Russian).

12. Akimova L. N. Psikhologiya sporta: Kurs lektsiy [Psychology of Sports: Course of Lectures]. Odessa, Negotsi-ant Publ., 2004. 127 p. (in Russian).

13. Kuz'min M. A. Motivation for Sports Activities in Various Kinds of Sport. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Uchenye Zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta], 2012, no. 2 (84), pp. 84-89 (in Russian).

14. Volkov I. P. Sportivnaya psikhologiya v trudakh ote-chestvennykh spetsialistov [Sports Psychology in Native Experts' Works]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 384 p. (in Russian).

15. Theeboom M., DeKnop P., Weiss M. R. Motivational climate, psychological response, and motor skill development in children's sport: A field-based intervention study. Journal of Sport and Exercise Psychology, 1995, no. 17, pp. 294-311. DOI: 10.1123/jsep.17.3.294

16. Il'in Ye. P. Psikhologiya sporta [Sports Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 352 p. (in Russian).

17. Dyatlova A. A., Roteryanu Yu. M., Chernyavskaya V. S.

Kharakteristiki motivatsii sportivnoy deyatel'nosti [Characteristics of the motivation of sports activities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], 2013, no. 6 (43), pp. 172-174 (in Russian).

18. Belousova A. K., Tushnova Y. A. Osobennosti osoznan-nykh motivov sportivno odarennykh podrostkov, za-nimayushchikhsya razlichnymi vidami sporta [Features of Conscious Motives of Sports Gifted Adolescents Involved in Various Kinds of Sport]. In: Psikhologiya cheloveka kak sub'yekta poznaniya, obshcheniya i deyatel'nosti [Psychology of Human as Subject of Cognition, Communication and Activity]. Eds. V. V. Zna-kov, A. L. Zhuravlev. Moscow, IP RAN Publ., 2018, pp. 1402-1408 (in Russian).

19. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of Formation of Personality]. In: Vozrastnaya i pedagogicheskayapsikhologiya: khrestomatiya [Age and Pedagogical Psychology: textbook]. Eds. I. V. Dubrovina, A. M. Prikhozhan, V. V. Zatsepin. Moscow, Akademiya Publ., 1999, pp. 213-227 (in Russian).

20. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 2000, vol. 55, pp. 469-480. DOI: 10.1037//0003-066X.55.5.469

21. Tushnova Yu. A., Mochalova Yu. A. Features of Relationship between Emotional Intelligence and Personality Traits in Adolescents with Different Types of Pictures of World. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Education], 2017, no. 9, pp. 84-94 (in Russian).

Cite this article as:

Belousova A. A., Krishchenko E. P., Tushnova Yu. A. Motivational Sphere Peculiarities in Students Applying to Study at Sports Educational Institutions. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), pp. 247-255 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-247-255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.