Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЛИ СПОРТСМЕНОВ'

ВАЖНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЛИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / СОРЕВНОВАНИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоназаров Ж.У., Махматкулов Ф.А.

В статье раскрывается роль спорта в воспитании молодежи, здоровом образе жизни в семье, особенностях физического воспитания и спорта. Также есть способы подготовить молодежь к спортивным соревнованиям, сформировать силу воли спортсмена, укрепить поведение, мотивацию деятельности, силу воли, уверенность в победе, самовлияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE FORMATION OF ATHLETE'S WILL

The article describes the role of sports in the education of young people, a healthy lifestyle in the family, the peculiarities of physical education and sports. There are also ways to prepare young people for sports competitions, to form the willpower of the athlete, to strengthen the behavior, motivation, willpower, and confidence in victory, self-influence.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЛИ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 1

Шоназаров Ж.У.

старший преподаватель, кафедра «Социальных наук» Каршинский инженерно-экономический институт (г.Карши, Узбекистан)

Махматкулов Ф.А.

старший преподаватель, кафедра «Физическое воспитание» Каршинский инженерно-экономический институт (г.Карши, Узбекистан)

ВАЖНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЛИ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация: в статье раскрывается роль спорта в воспитании молодежи, здоровом образе жизни в семье, особенностях физического воспитания и спорта.

Также есть способы подготовить молодежь к спортивным соревнованиям, сформировать силу воли спортсмена, укрепить поведение, мотивацию деятельности, силу воли, уверенность в победе, самовлияние.

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивная психология, развитие, соревнования, спортивная деятельность, физическая активность, произвольная деятельность, психологическая подготовка, здоровье человека.

В последние годы независимая Республика принимает последовательные меры по развитию физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации людей с ограниченными возможностями и обеспечению полноценного участия спортсменов в международных видах спорта. Физическое воспитание детей и подростков становится основным содержанием

государственной программы. Потому что судьба будущих поколений зависит от духовного и физического благополучия наших здоровых людей сегодня.

В связи с этим в нашей стране проводится масштабная работа по укреплению физического и духовного здоровья подрастающего поколения, по обеспечению здорового образа жизни в семейном воспитании, по формированию у молодого поколения любви к физической культуре и спорту [1].

В сегодняшнем процессе глобализации фундаментальное развитие науки в нашей стране, разделение той или иной области на несколько десятков или сотен отраслей - прекрасная возможность познакомить наш народ, нашу страну с миром. В частности, развитие спортивной психологии в нашей стране является одним из важнейших вопросов в этом плане. Особенно благодаря широкому вниманию Президента к спорту, физическая культура и спорт поднялись до уровня государственной политики. В частности, принятие нового закона «О физической культуре и спорте», разработка Государственной программы «Здоровое поколение», постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Узбекистане» создали правовая основа физического воспитания.

Физическое воспитание в общеобразовательных школах Узбекистана -это педагогический процесс, который осуществляется через уроки, занятия в спортивных секциях. Согласно «Государственному стандарту физического воспитания для общеобразовательных общеобразовательных школ» в 1-9 классах введены занятия по физическому воспитанию по 2 часа в неделю. В целях дальнейшей популяризации физического воспитания среди школьников и укрепления их здоровья, в 1999 г. специальные тестовые испытания были разработаны на. Для успешно сдавших эти испытания установлены трехуровневые значки «Алпомиш» и «Барчиной» [2].

Кроме того, каждые два года проводятся «Умид нихоллари» для школьников, «Баркамол авлод» для лицеистов и студентов колледжей и Универсиада для студентов вузов. Каждые два года в народных играх и массовых

видах спорта проводятся Фестиваль Альпомишских игр и Томарисские игры. В таких соревнованиях и испытаниях волевые особенности спортсмена, его истинная воля ярко отражаются в тренировочном процессе и в реальных соревнованиях. Спортсмены не обладают навыками и инициативой, чтобы соревноваться, или отсутствие навыков, приобретенных за годы, не останется незамеченным на соревнованиях.

В формировании волевых характеристик спортсмена связано его отношение к соревнованиям, поведению, мотивации деятельности, ориентированность на управление познавательными процессами. Спортсмен демонстрирует, насколько он готов к соревнованиям, на что он способен в силу состояния желания, стремления, желания, намерения, эмоционального переживания, способности выполнять или не уметь выполнять поставленную задачу. Успех во всех аспектах физического воспитания и спорта и достижение определенных достижений в этом отношении является свидетельством силы его воли.

Важно, чтобы волевые качества спортсмена для достижения цели взяли соревнование, а во время соревнований физические и умственные нагрузки, направленные на то, чтобы увидеть практическое выражение цели, стали залогом поведенческого, исполнительского успеха. Социальные, предсоревновательные и конфликтные ситуации, которые существуют в личности спортсмена, требуют силы воли для предотвращения, адаптации или недопущения вообще [3]. Успех в любой ситуации, основанный на силе воли, ведет к повышению статуса спортсмена, повышению рейтинга, в результате чего возникает чувство уверенности в себе, желание выполнять ту или иную работу на основе четких планов, важные результаты. Также можно добиться улучшения силы воли и других психологических качеств человека в спорте.

Примечательно также, что в формировании волевых качеств у спортсмена важную роль играет высокая, обеспечивающая его целесообразность мотивационный, эмоциональный, когнитивный, регуляторный аспекты. Именно

поэтому формирование силы воли у спортсмена служит повышению его уверенности в результате. Другая категория действий называется произвольными действиями, которые требуют от человека визуализации в своем мозгу операций, методов и средств, обеспечивающих постановку цели, понимание цели и ее реализацию, приблизительную оценку ее эффективности. Основываясь на психологической информации, их можно описать следующим образом: «Сознательные, ориентированные на действие сознательные действия в сочетании с усилием в процессе преодоления противоречий, встречающихся на пути достижения цели, называются произвольными действиями» [4].

Следует отметить, что произвольная деятельность спортсмена не состоит из набора действий в простой форме, состоящего из реализации поставленных перед ним воспринимаемых целей. Произвольная деятельность имеет специфический характер, суть которого в том, что она подчиняет менее ценные для него мотивы поведения целям, которые человек ставит перед собой и важны для него. Приоритетные (ведущие) мотивы мобилизуют дополнительные вспомогательные мотивы в определенном направлении и приводят к общей цели. Психологическая подготовка играет очень важную роль на уроках физкультуры и спортивных соревнованиях. В первую очередь, формирование характера, укрепление силы воли, улучшение мыслительных процессов определяют эффективность физического воспитания. Это также обеспечивает уверенность в победе, самовлияние, постановку целей, концентрацию, умственную активность для достижения максимального результата упражнения [5].

Короче говоря, все, кто занимается определенным видом спорта, от мала до велика, всегда бдительны и активны. Жизнь таких людей будет наполнена смыслом и смыслом. Они всегда стремятся к цели, хорошо чувствуют родину и хорошо понимают свои обязанности и ответственность перед родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Вохидов М. Детская психология. Т., «Учитель», 1982.

Махкамжонов К.М. и другие. Теория и методика физической культуры. Т .: «Экономика -Финансы», 2008.

Гончерова О.В. Развитие физических качеств юных спортсменов. Методическое пособие. Т. 2005-176 с.

Усмонхояев Т.С., Алиев М.Б., Сагдиев К.Х., Турдиев Ф.К., Акрамов Я.А., Усмонхяев С.Т. Теория и методика занятий спортом для детей и подростков. - Ташкент, 2006. - Б. 66-72. Гозиев Э. Психология. Т., «Учитель», 1994.

Shonazarov Z.U.

Senior Lecturer, Department of Social Sciences Karshi Engineering and Economic Institute (Karshi, Uzbekistan)

Makhmatkulov F.A.

Senior Lecturer, Department of Physical Education Karshi Engineering and Economic Institute (Karshi, Uzbekistan)

THE IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE FORMATION OF ATHLETE'S WILL

Abstract: the article describes the role of sports in the education of young people, a healthy lifestyle in the family, the peculiarities of physical education and sports.

There are also ways to prepare young people for sports competitions, to form the willpower of the athlete, to strengthen the behavior, motivation, willpower, and confidence in victory, self-influence.

Keywords: physical education, sports psychology, development, competition, athletic activity, physical training, voluntary activity, psychological training, human health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.