Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари
Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта УУД (УДК, иОС): 796.01:159.9:8
Стажер-преподаватель Е.С. ЕПИФАНОВА1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОК ДЕВОЧЕК В с автором: ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Аннотация
Annotation
со
■с
0 а.
со
1
с со
В данной статье раскрывается оптимизация психологической подготовки юных тяжелоатлетов девочек в подготовительном периоде.
Ключевые слова: тяжелоатлеты, подготовительный этап, оптимизация, психологическая подготовка, исследование.
Ушбу макрлада огир атлетикачи кизларнинг тайёргарлик даврида психологик тайёргарлигини опти-маллаштириш хакида баён этилган.
Калит сузлар: огир атлетикачилар, тайёргарлик боскичи, оптималлаштириш, психологик тайёргарлик, тадцикрт.
This article reveals the optimization ofthe psychological training ofyounggirls weightlifters in the preparatory period.
Key words: weightlifters, preparatory stage, optimization, psychological preparation, research.
В данной статье на основе анализа литературных источников и бесед с тренерами обсуждаются вопросы, касающиеся роли темперамента в спортивной деятельности, а именно в подготовки девушек тяжело-атлеток на начальном этапе подготовки. Темперамент играет исключительную роль в выборе вида спорта, в достижении спортивных успехов, в индивидуальной работе тренеров со спортсменами.
На сегодняшний день тяжелая атлетика является одним из наиболее популярных силовых видов спорта. Это объясняется, прежде всего, ее зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы атлета со штангой и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества спортсмена. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в быстроте восприятия, переключения внимания, уравновешенности и стабильности [1,2]. В современном обществе становится все сложней разделять виды спорта по гендерному признаку. Популяризация многих видов, ранее считавшихся сугубо мужскими, приводит к росту интереса к ним со стороны женского пола и увеличения количества занимающихся девушек и женщин данными видами спорта. Высокий уровень конкуренции на соревнованиях вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней общей и специальной физической подготовленности, но и психологической подготовки юных тяжелоатлеток девочек в подготовительном периоде. Вопросы готовности спортсменов к соревнованиям нашли широкое отражение в исследованиях психологов спорта. Основу психологической подготовки атлета составляет вера в свои возможности. Если спортсмен не верит в свои возможности, то это передается и соперникам, и зрителям, и судьям. В соревновательных циклах подготовки атлет и его тренер должны положить в основу психологической подготовки моделирование условий, которые могут сложиться
в ходе соревнований. Однако недостаточно исследований, касающихся психологической подготовки юных спортсменок занимающими силовыми видами спорта особенно тяжелой атлетикой. Спортивная деятельность протекает в сложных, экстремальных условиях, что способствует выявлению предельных возможностей человеческого организма. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности спортсмена от индивидуальных свойств его нервной системы и темперамента. Свойства темперамента определяют динамическую сторону психической деятельности человека, т.е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфической особенностью темперамента является то, что разные свойства нервной системы закономерно связанные друг с другом, образуют определенную структуру, характеризующую тип темперамента. Таким образом под темпераментом следует понимать совокупность устойчивы, индивидуально - своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности [3,4]. Различают несколько типов темперамента:
1. Сангвиник - отдает предпочтение упражнениям связанным с большой подвижностью, активностью и требуют смелости. Они легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной тренировочной деятельности. При изучении новых упражнений быстро схватывают основу изучаемого движения, могут легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками. Не любят кропотливой, длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверенны в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны, и как правило, на соревнованиях выше, чем на трени-
Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта
ровках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии « боевой готовности «
2. Меланхолик - данный тип нервной системы отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечное - двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но при этом недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их нестабильны, т.к. присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии».
3. Холерик - спортсмены с данным типом нервной системы предпочитают высокоэмоциональные виды упражнений, интенсивные и темповые движения. Они охотно и с увлечением начинают заниматься избранным видом деятельности, но энтузиазм их быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют двигательную тренировочную работу на силу и выносливость.
4. Флегматик - в спорте этот тип нервной системы проявляется прежде всего в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого - либо качества. Не отличаются высокой общительностью.
Цель исследования. Определить оптимизацию психологической подготовки юных тяжелоатлеток в подготовительном периоде.
Задачи исследования. 1. Анализ современных литературных источников с целью определения роли психологической готовности спортсменок. 2. Проведение психологического тестирования в группе юных тяжелоатлеток для определения их индивидуальных особенностей в подготовительном периоде.
Объект исследования. Психологические особенности юных тяжелоатлетов девочек в подготовительном периоде.
Результаты исследования. Тренер должен знать темперамент каждого спортсмена, поскольку в процессе спортивной деятельности он играет значительную роль. Основными факторами психологической подготовки к соревнованию является: - психологическая самоподготовка (психологическая установка мысли, переживания, волевые явления, которые возникают у спортсмена в подготовительном периоде, воздействия тренера (предупреждение психического перенапряжения); - воздействия среды (помощь и психологическая поддержка спортивного коллектива, отношение семьи, товарищей, знакомых). В эксперименте принимали участие 16 спортсменок возраста (12-13 лет), занимающихся тяжелой атлетикой. Проводя психологический анализ, особое
внимание мы уделили установлению взаимосвязи между отдельными особенностями психики. На основе такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой приводится комплексное описание психологических черт данного юного спортсмена. В результате проведенного психологического исследования были определены личностные особенности юных тяжелоатлеток, а также определены особенности их характера. По полученным данным была составлена сжатая психологическая характеристика на каждого спортсмена, которая включает в себя степень выраженности таких качеств, как настойчивость, активность, уверенность в себе, другие. Эта характеристика может быть использована тренером в построении тренировочного процесса и общении с юными спортсменами. Эта методика включала в себя 50 вопросов об особенностях поведения спортсмена, где ему нужно было определить свою позицию относительно отдельных жизненных ситуаций. По результатам тестирования группа была разделена на 2 подгруппы по 8 человек: сангвиники, холерики, флегматики. Все эти типы темперамента - это типы с сильной нервной системой, что является очень важным фактором, учитывая специфику занятий спортом. С такими спортсменами легче всего проводить воспитательную работу, они хорошо поддаются педагогическому влиянию. Представителей меланхоличного типа в исследуемой группе не выявлено, так как этот тип темперамента не очень подходит для занятий тяжелой атлетикой. Среди юных спортсменок наибольшее количество оказалось сангвинического типа темперамента (60%), а также их возрастному периоду (12-14 лет), небольшое количество оказалось холериков (25%), а также (15%) флегматиков.
холерик флегма!
Рис. Процентное соотношение типов темперамента выражено в графике
Вывод. Теоретический анализ литературных данных показал, что в психологической подготовке спортсменов посвятили свои работы многие психологи в области спорта. Однако, на мой взгляд, не хватает информации для исследования, в которую я решила углубится для предоставления точной информации, на сегодняшний день остаются вопросы подготовки юных спортсменок в силовых видах спорта. Успех в силовых видах спорта может быть достигнут в сочетании установки самого спортсмена на успех, а также воздействия на него тренера и окружающей среды. Проведенные нами тестирования в группе подготовки юных тяжелоатлеток девочек в подготовительном периоде показало, что для успешных занятий тяжелой
см о см
го га
0
а ю
1
с го
№2-2021 е-шаП: [email protected]
Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари
Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта
атлетикой оптимален сильный тип нервной системы.
Итак, способности —это индивидуально-психологические особенности (или свойства) личности, которые являются необходимым условием для достижения успеха в данной деятельности.
Литература:
1. Багина В. А. Психологические особенности проявления активности личности юного спортсмена в профессиональном самоопределении / В.
А. Багина // Теория и практика физической культуры, 2002. - №5. - С. 45.
2. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теорiя и ее практические приложения / В. Н. Платонов. -Киев :: Вид-во Урал. ун-т, 1989. - 2000 с
3. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности - М.; «Физкультура и спорт»; 1978.-134 стр.
4. Долженко М.Ю. Особенности общей и специализированной подготовки девушек в тяжелой атлетике. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 2015, 38-41.
УУК (УДК, UDC): 796.325:61
ärh
Информация для связи с автором:
Преподаватель Р.М. АЪЗАМОВ1
'Академия МВД Республики Узбекистан город Ташкент, Узбекистан
ОБОСНОВАНИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОК С ПОЗИЦИЙ ИХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация
Annotation
В статье представлены данные по показателям сравнительной оценки физического развития и компонентного состава массы тела квалифицированных спортсменок специализирующихся в родственных специализациях -баскетболе и волейболе. Установлены признаки сходства и различия в физическом развитии сопоставляемых двух специализаций. Установлено повышенное содержание жирового компонента у баскетболисток, а у волейболисток содержание мышечного компонента на 6% больше чем у волейболисток.
Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические признаки, компоненты массы тела, жировые компоненты, мышечные компоненты, костные компоненты, телосложение.
СМ О СМ
го га t
0 Q. W
1
Ушбу маколада спорт уйинларининг баскетбол ва волейболда мутахассислашган спортчи киз-ларнинг жисмоний ривожланиши ва тана таркибини ташкил этувчи компонентларини микдори солиштирма хщда бахщанган. Утказилган тадкикотлар натижасида баскетболчи ва волейболчи кизларнинг жисмоний ривожланиш даражаси ухшаш, факат тана компонентлари таркибида баскетболчи кизларда ёг компонента бир оз купрок, волейболчи кизларда эса мускул компонента 6% ортикчалиги аникланган.
Калит сузлар: жисмоний ривожланиш, антропометрии белгилар, тана массаси компонентлари, ёг компонентлари, мушак-мускул компонентлари, суяк компонентлари, тана тузилиши.
The article presents data on the indicators of the comparative assessment of the physical development and component composition of the masses of the body of qualified athletes specializing in related specializations - basketball and volleyball. The signs of similarities and differences in the physical development of comparated two specializations are established. The increased content of the body component in basketball players has been established, and volleyball players have a 6% muscle component content than volleyball players.
Key words: physical development, anthropometric signs, body mass components, fatty components, muscle components, bone components, body type.
Актуальность. Особенности телосложения являются базовой составляющей формирования показателей общей и специальной работоспособности, маркерами соответствия избранной специализации в спорте и в значительной степени определяет спортивную результативность. Известно, что различные виды спорта специфически влияют на формирование того или иного телосложения, а с повышением спортивного мастерства четче проявляются различия в проявлении морфологических признаков между различными видами спортивных специализаций (Кочеткова Н.И, 1989, Шахлина Л.Г., 1995, Никитюк Б.А., 1996, Дорохов Р.Н.,2005,Ткачук М.Г., Дюсенова А.А., 2009, Сафарова Д.Д., 2003, 2017). Однако до настоящего времени слабоизученными остаются вопросы о структуре изменчивости морфологических показателей в родственных видах спорта, в которых спортивная деятельность сходна. Если на ранних этапах спортивного отбора важное значение имеют ряд антропометрических признаков, представленных тотальными и парциальными размерами тела, то на всех этапах спортивной подготовки не теряют своего значения компоненты массы тела, содержание мышечного, костного и жирового компонентов. Исходя
из этого, представляет интерес, насколько близкородственные виды спортивных специализаций влияют на особенности телосложения, насколько сходны и различны проявления их морфологических признаков.
Цель исследования. Проведение сравнительной оценки физического развития и компонентного состава массы тела у спортсменок специализирующихся в игровых видах спорта.
Методы исследований. Обследованы 20 квалифицированных баскетболисток, являющихся членами команды АГМК (2018 г) и 20 квалифицированных волейболисток, входивших в состав сборной Узбекистана (2015 -2016 г.г.). Все они имели спортивную квалификацию от I разряда до мастеров спорта. Возраст составил - 18 - 20 лет. Программа обследования включала антропометрические методы исследования: измерение тотальных и парциальных размеров тела, в частности, определение длиннотных, широтных, обхватных размеров тела. Соматоскопические исследования: определение компонентного состава массы тела: измерения кожно-жировых складок с последующим расчетами жирового компонента. По формулам Я. Матейки проведены расчеты по содержанию мышечного и костного компонентов.