Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ЛИДЕРЫ ДОБРА»'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ЛИДЕРЫ ДОБРА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просоциальное поведение / альтруизм / эмпатия / толерантность / модель готовности студентов к волонтерской деятельности / prosocial behavior / altruism / empathy / tolerance / model of students’ readiness for volunteer activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Землянская

В статье представлены организационно-содержательные характеристики программы подготовки студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности. Рассмотрены теоретические и эмпирические обоснования разработки авторской программы «Лидеры ДОБРА», результаты реализации которой послужили основой подтверждения эффективности волонтерского направления в ГБПОУ «Озерский технический колледж». Целью программы является повышение уровня готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности. Программа направлена на работу с профессиональной и личностной направленностью; укрепление внутренней позиции волонтера на основе эмпатии и сопереживания; повышение самооценки и самоконтроля эмоционального состояния; формирование лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR VOLUNTEERING THROUGH THE AUTHOR’S PROGRAM «LEADERS OF GOOD»

The article presents the organizational and content characteristics of the training program for students of Vocational Education and Training providers for volunteer activity. The theoretical and empirical substantiations of the development of the author’s program «Leaders of Good», the results of which worked as the basis for confirming the effectiveness of the volunteer unit in the «Ozersk Technical College», are considered. The purpose of the program is to increase the level of readiness of professional college students to volunteer. The program is aimed at working with a professional and personal orientation; strengthening the internal position of the volunteer based on empathy and involvement; increasing self-esteem and self-control of the emotional state; formation of leadership traits.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ЛИДЕРЫ ДОБРА»»

УДК 159.923.3

doi: 10.52470/2619046X_2022_4_125

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ЛИДЕРЫ ДОБРА»

А.С. Землянская

Аннотация. В статье представлены организационно-содержательные характеристики программы подготовки студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности. Рассмотрены теоретические и эмпирические обоснования разработки авторской программы «Лидеры ДОБРА», результаты реализации которой послужили основой подтверждения эффективности волонтерского направления в ГБПОУ «Озерский технический колледж». Целью программы является повышение уровня готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности. Программа направлена на работу с профессиональной и личностной направленностью; укрепление внутренней позиции волонтера на основе эмпатии и сопереживания; повышение самооценки и самоконтроля эмоционального состояния; формирование лидерских качеств.

Ключевые слова: просоциальное поведение, альтруизм, эмпатия, толерантность, модель готовности студентов к волонтерской деятельности.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS FOR VOLUNTEERING THROUGH THE AUTHOR'S PROGRAM «LEADERS OF GOOD»

A.S. Zemlyanskaya

Abstract. The article presents the organizational and content characteristics of the training program for students of Vocational Education and Training providers for volunteer activity. The theoretical and empirical substantiations of the development of the author's program «Leaders of Good», the results of which worked as the basis for confirming the effectiveness of the volunteer unit in the «Ozersk Technical College», are considered. The purpose of the program is to increase the level of readiness of professional college students to volunteer. The program is aimed at working with a professional and personal orientation; strengthening the internal position of the volunteer based on empathy and involvement; increasing self-esteem and self-control of the emotional state; formation of leadership traits.

Keywords: prosocial behavior, altruism, empathy, tolerance, model of students' readiness for volunteer activity.

Наличие в обществе определенных социальных институтов является неотъемлемой характеристикой модерности как основной дефиниции современной социально-психологической мысли. Добровольчество как социальный институт, являясь активной частью современного общества, несет особую историко-социальную функцию, направляющую молодежь к просоциальному поведению и гуманизму в целом.

Молодежные организации и образовательные учреждения различного уровня включают в рамки воспитательной работы направления волонтерской деятельности, решая посредством него различные учебно-воспитательные и образовательные задачи.

ГБПОУ «Озерский технический колледж» в процессе реализации добровольческого направления провел апробацию авторской программы по подготовке студентов к волонтерской деятельности.

Теоретическим обоснованием для разработки программы готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности стала структурная модель готовности, выделенная в ходе теоретического анализа проблемы; феноменология просоциального поведения; понятие о помогающем (альтруистическом) поведении.

Анализ научной разработанности феномена готовности и особенностей волонтерской деятельности послужил основой для построения структурной модели готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, которая представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами:

- ценностно-мотивационным (взаимосвязь мотивации помощи, ценностных ориентаций и профессиональных ценностей);

- эмоционально-волевым (взаимосвязь эмпатии, сопереживания и толерантности);

- познавательно-операциональным (совокупность знаний, умений, навыков волонтера и актуальной информации о волонтерском движении);

- личностным (взаимосвязь самооценки, просоциальной направленности личности, личностной установки).

Исследования, разрабатывающие подходы к пониманию просоциального поведения, появились еще с конца ХХ в., здесь оно противопоставляется достаточно изученному явлению антисоциального поведения. Отечественные психологи сравнительно недавно начали исследование просоциального поведения, тогда как зарубежные исследователи помогающего поведения достигли определенных наработок в данной области, среди них можно выделить: А. Омото, Д. Майерса, Х. Хекхаузена, Г. Бирхофф, М. Снайдера и др. [4].

Существует несколько подходов к пониманию сущности просоциального поведения.

Один из них отражён в теории поведенческих систем, разработанной Р. Шейвером и М. Микулинцером. В ее основе лежат современные бихевиористические принципы изучения альтруистического поведения, раскрывающие детерминанты просоциального поведения личности. Теоретические постулаты Р. Шейвера и М. Микулинцера раскрывают истоки «заботы о другом» как о врожденном компоненте в человеческом поведении. Основываясь на идеях Дж. Боулби о том, что у человека существуют врожденные «бихевиоральные» системы поведения, управляющие активацией и целями поведения с целью увеличения вероятности выживания и репродуктивного успеха. Функцией данного компонента является реакция на потребность другого человека в комфорте, защите, поддержке, поощрении [3; 4].

Другой подход находит отражение в теории общей приспособленности У. Гамильтона, согласно которой просоциальные формы поведения в основном ориентированы на близких по генотипу родственников, но их мотивация не связана с психологической близостью и привязанностью. Аналогичное мнение существует относительно рискованного поведения и эмпатических установок.

Альтруистическая мотивация понимается как сочувствие, заставляющее человека волноваться о благополучии другого. Эмпирические исследования подтверждают, что сочувствие (эмпатия) и просоциальное поведение прямо связаны друг с другом и являются основополагающими в волонтерской деятельности.

Просоциальное поведение - такой вид помогающего поведения, который рассматривается как нормативное поведение взаимной помощи и социальной ответственности, выявляет наличие родственных просоциальных установок [4].

Формирование просоциального поведения современной молодежи обусловлено потребностью общества в новом типе личности - личности, готовой прийти на помощь другим людям, безвозмездно оказать поддержку более слабым группам населения и их представителям [1]. Молодежь воспроизводит и закрепляет наиболее перспективные направления общественного развития, определяя будущее любого общества. Особенно ярко эта тенденция

проявляется в волонтерском движении и добровольческой деятельности. Изменить характер поведенческой активности молодежи, создать условия, в которых она могла бы проявить себя с положительной стороны и принести пользу обществу - одна из основных задач воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования. Разновидностями просоциального поведения, наряду с добровольчеством, являются альтруизм, благотворительность, сотрудничество и многие другие формы поведения.

Основными понятиями при разработке авторской программы, кроме готовности к волонтерской деятельности, являются понятия «альтруизм», «эмпатия», «толерантность».

Альтруизм - стремление к деятельности на пользу других, желание принести пользу ближнему, отсутствие себялюбия [7].

Эмпатия - способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать [5]. Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям [6].

С целью формирования достаточного уровня готовности к волонтерской деятельности студенту необходимо скорректировать негативные социальные установки, овладеть навыками саморегуляции, повысить самооценку, развить лидерские качества, повысить уровень информированности о предмете и направлениях деятельности волонтера, что, в свою очередь, способствует усвоению новых конструктивных форм реагирования на социальные проблемы субъектов помощи.

При разработке практической составляющей программы готовности студентов к волонтерской деятельности основной акцент был сделан на решение проблем, выявленных в результате проведенного исследования уровня сформированности компонентов готовности студентов-волонтеров.

Низкий уровень сформированности компонентов готовности, выявленный по результатам исследования готовности студентов к волонтерской деятельности, показал необходимость использования следующих компонентов в качестве основных направлений по повышению готовности:

- работа с профессиональной и личностной направленностью;

- работа с ценностными ориентациями;

- повышение интереса и мотивации к добровольчеству в целом;

- развитие навыков саморегуляции;

- расширение информационной осведомленности о добровольчестве, волонтерском движении в нашей стране и мире, направлениях волонтерского движения и навыках, приемах работы волонтера;

- повышение самооценкистудентов;

- развитие лидерских качеств.

Авторская программа «Лидеры ДОБРА» представляет собой систему специально подобранных мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности компонентов психологической готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности и гармонизацию личности студентов. Программа направлена на расширение представлений о понятии «готовности» у специалистов колледжа, осуществляющих кураторство волонтерского движения колледжа, а также на расширение у них репертуара психологических приемов и технологий - с целью повышения эффективности работы по подготовке студентов-волонтеров.

Программа реализуется в форме ежедневных занятий с элементами тренинга, в процессе которых происходит осмысление студентом своей профессиональной и личностной направленности; переосмысление социальных установок о помогающем поведении, замена их новыми конструктивными; а также укрепление внутренней позиции волонтера на основе

эмпатии и сопереживания, посредством расширения информирования о существующих формах и направлениях добровольчества, о возможностях методов и приемов работы; повышение самооценки и самоконтроля эмоционального состояния; формирование лидерских качеств.

Структура программы состоит из модулей теоретических и практических занятий с элементами тренинга, в соответствии с тематикой четырех основных модулей:

Модуль I. «Я - волонтер». Модуль II. «Я - альтруист». Модуль III. «Я - профи». Модуль IV. «Я - лидер ДОБРА».

Программа рассчитана на 96 часов (12 месяцев): 48 аудиторных занятий по 2 часа один раз в неделю (в месяц по 4 занятия). Так как охват студентов достаточно большой, то группы были сформированы в потоки, а потоки проходили ежедневно (5 дней в неделю) по различным модулям. Студент получал обменную карту, где фиксировалось его участие во всех модулях. таким образом, велось отслеживание прохождения студентом всего курса программы.

Программа рассчитана на студентов профессиональных колледжей (техникумов) 2-4 курсов в возрасте от 16 до 18 лет.

Целью программы является повышение уровня готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.

Задачи, посредством которых достигается цель:

1. Расширить информированность и представления студентов о добровольчестве и его направлениях, приемах и технологиях работы.

2. Повысить самооценку студентов.

3. Сформировать и повысить уровни самоконтроля студентов-волонтеров, через овладение методами саморегуляции.

4. Скорректировать неконструктивные установки о помогающей деятельности волонтера, усвоенные в социуме.

5. Сформировать лидерские качества студентов-волонтеров.

6. Создать информационно-методическое обеспечение подготовки волонтеров.

Типовое занятие в структуре программы состоит из следующих этапов:

1. Организационный этап: знакомство, организационный момент, постановка целей и задач, оглашение правил группы и ожиданий, актуализация личного опыта, упражнение на сплочение коллектива и др.

2. Основной этап:

- теоретический блок (видеофильм, презентация, лекция, дискуссия, выступление специалиста (юрисконсульта, социального педагога, психолога, лидеров волонтерского движения и др.);

- практический блок (ролевая игра, деловая игра, мозговой штурм, элементы тимбилдинга, психотехника, арт-терапия и др.)

3. Заключительный этап: упражнение на саморегуляцию (дыхательные техники, аутотренинг, релаксация, визуализация, нейромышечная релаксация, идеомоторная тренировка, тайм-менеджмент и др.), обратная связь, шеринг.

Основные направления программы:

- информационное (информирование студентов о целях, задачах, направлениях работы волонтера);

- обучающее (формирование умений и навыков, необходимых волонтеру в работе);

- мотивационное (поиск и актуализация ценностей, потребностей, интересов и смыслов волонтера);

- корректирующее (практика методов саморегуляции);

- развивающее (повышение самооценки, развитие лидерских качеств и организаторских способностей).

Авторская программа подготовки студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности (таблица 1) представляет собой практико-ориентированную конструкцию (систему), структурными элементами которой выступают модули.

Программа разработана с учетом основных результатов и тенденций, полученных в эмпирическом исследовании, в ее основе лежат представления о мотивах просоциального поведения.

Таблица 1

Структура программы «Лидеры ДОБРА»

МОДУЛЬ I. «Я - ВОЛОНТЕР» - 16 часов

Модуль представителей и кураторов волонтерского движения

Цели модуля: информирование о формах и направлениях волонтерского движения. Задачи: - информировать студентов о многообразии направлений добровольчества; - расширить представления студентов о волонтерской деятельности; - привлечь в ряды волонтерского движения новых студентов

№ Диагностический блок-модуль Количество часов

1 Устный опрос студентов о том, что они знают о волонтерском движении в России и мире 1

2 Анкетирование студентов по вопросам информированности о добровольчестве 1

Итого 2

№ Целевой блок-модуль 1.1. «Волонтерское движение в России и мире» Количество часов

1 Нормативно-правовое обоснование волонтерской деятельности 1

2 История волонтерства, добровольчества и благотворительности в мире 1

3 История российского волонтерского движения 1

4 Передовой опыт волонтерства зарубежных стран 1

5 Передовой опыт волонтерства регионов России 1

Итого 5

№ Информационный блок-модуль 1.2. «Формы и направления волонтерского движения» Количество часов

1 Социальное направление, его формы 1

2 Образовательное направление, его формы 1

3 Другие направления деятельности 1

Итого: 3

№ Операциональный блок-модуль 1.3. «Я - волонтер, отработка навыков волонтера» Количество часов

1 Решение ситуационных задач 2

2 Отыгрывание сюжетно-ролевых игр 2

3 Решение конфликтных ситуаций 2

Итого 6

МОДУЛЬ II. «Я - АЛЬТРУИСТ» - 25 часов

Модуль психолога

Цели модуля: формирование навыков саморегуляции и совладающего поведения. Задачи: - научить определять свое психоэмоциональное состояние; - обучить навыкам саморегуляции при стрессе; - формировать навыки совладающего поведения и копинг-стратегии

№ Целевой блок-модуль 2.1. «Методы саморегуляции» Количество часов

1 Здоровьесбережение. Профилактика ПАВ 1

2 Дыхательные техники 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Аутогенная тренировка 1

4 Визуализация 1

5 Релаксация 1

6 Поиск ресурсных состояний 1

7 Арт-терапия 1

Итого 7

№ Информационный блок-модуль 2.2. «Основы саморегуляции» Количество часов

1 Эмоции. Стресс 2

2 Психическая саморегуляция 2

3 Естественные приемы саморегуляции 2

Итого 6

№ Операциональный блок-модуль 2.3. «Отработка приемов и навыков саморегуляции» Количество часов

1 Обучение дыхательным техникам 3

2 Обучение самовнушению 3

3 Поиск ресурсных состояний 3

Итого 9

№ Диагностический блок-модуль Количество часов

1 Уровень эмпатии В.В. Бойко 1

2 Экспресс-опросник «Индекс толерантности» 1

3 Опросник «Уровень сопереживания» 1

Итого 3

МОДУЛЬ III. «Я - ПРОФИ» - 30 часов

Модуль психолога и социального педагога, педагога дополнительного образования

Цели модуля: формирование ценностно-мотивационной сферы волонтера. Задачи: - переоценить социальные установки, ценностные ориентации студентов; - обучить взаимодействию с социальными категориями населения, с учетом их особенностей; - формировать организаторские способности и мотивацию помощи.

№ Целевой блок-модуль 3.1. «Организационная работа волонтера» Количество часов

1 Основы менеджмента 2

2 Основы волонтерской деятельности 2

3 Основы целеполагания 2

4 Психология толпы, социометрия 2

Итого 8

№ Информационный блок-модуль 3.2. «Этические правила волонтера» Количество часов

1 Этика и психология общения с лицами с ОВЗ 2

2 Общение с детьми, в том числе с ОВЗ 2

3 Общение с пожилыми людьми 2

Итого 6

№ Операциональный блок-модуль 3.3. «Ценности и мотивы помощи» Количество часов

1 Ценностные ориентации и мировоззрение 3

2 Интерес, мотив, потребность, мотивация помощи 3

3 Переоценка ценностей, пирамида Дилтса, пирамида Маслоу 3

4 Философия добра и зла 3

Итого 12

№ Диагностический блок-модуль Количество часов

1 Опросник «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер 1

2 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 1

3 Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна 2

Итого 4

МОДУЛЬ IV. «Я - лидер ДОБРА» - 27 часов

Модуль психолога

Цели модуля: развитие личностных качеств, основы лидерства. Задачи: - повысить самооценку; - развить лидерские качества; - сформировать навыки конструктивного поведения

№ Целевой блок-модуль 4.1. «Качества личности» Количество часов

1 Лидерские качества 2

2 Направленность личности 2

3 Самооценка, Я-концепция 2

4 Самореализация 2

5 Самовыражение 2

Итого 10

№ Информационный блок-модуль 4.2. «Конфликтология и медиация» Количество часов

1 Основы психологии конфликтов 1

2 Понятие о медиации 1

3 Конструктивные стратегии взаимодействия 1

Итого 3

№ Операциональный блок-модуль 4.3. « Тренинг личностного роста» Количество часов

1 Тренинг лидерских качеств 3

2 Творческие акции 3

3 Тимбилдинг 3

Итого 9

№ Диагностический блок-модуль Количество часов

1 Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси 1

2 Методика «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучера 1

3 Опросник «Альтруизм», Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов 1

Итого 3

Ожидаемые результаты от реализации программы: повышение эффективности подготовки студентов к волонтерской деятельности; повышение качества волонтерской помощи; развитие лидерских качеств у студентов; повышение самооценки.

С целью проверки эффективности предлагаемой программы применялся квазиэкспериментальный план. Апробация программы была реализована при участии студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Озерский технический колледжа» г. Озёрска Челябинской области. Средний возраст - 16,6 лет (на начало эксперимента). Формирование выборки осуществлялось из студентов второго курса (общее количество - 233 студента) профессионального колледжа, путем добровольного желания вступить в волонтерский отряд колледжа «Озерская дружина». Из общей выборки были выделены две группы: контрольная - 127 человек и экспериментальная - 106 человек. Студенты, не пожелавшие вступить в волонтерский отряд, не были вовлечены в эксперимент. Теоретические занятия чередовались с тренинговыми занятиями и реальными мероприятиями, проектами и акциями волонтерского отряда колледжа. Занятия проводились ежедневно по разным модулям разными специалистами.

По результатам реализации программы проведено повторное исследование готовности студентов к волонтерской деятельности среди участников программы (студентов-волонтеров) с целью получения данных об эффективности реализованной программы. Данные, полученные по результатам апробации, были подвергнуты обработке при помощи G-критерия знаков с целью выявления значимых различий, полученных в результате прохождения программы, и оценки сдвига показателей в каждой группе.

Анализ полученных результатов показал существенные позитивные изменения всех компонентов готовности к волонтерской деятельности у студентов экспериментальной группы. Сдвиг является достоверно преобладающим, если Gэмп. < 45, при р < 0,05, для п = 110 или Gэмп. < 42, при р < 0,01, для п = 110, так как согласно таблице критических значений G-критерия знаков, значение п = 106 не представлено, будем использовать критические значения для п = 110.

Таким образом, авторская программа «Лидеры ДОБРА», разработанная в рамках данного исследования, позволила управлять развитием готовности и повышать ее уровни в процессе образовательной и волонтерской деятельности. Программа может быть рекомендована для использования психологическими службами среднего профессионального образования для подготовки студентов-волонтеров, может быть положена в основу психолого-педагогического сопровождения кураторов волонтерского движения как ответственного субъекта воспитания.

Библиографический список

1. Бабичева А. Волонтерство: прошлое, настоящее, будущее: сборник материалов по подготовке волонтеров. Самара, 2016.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.

3. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб., 2013.

4. ПоповаИ.В., СероваЕ.А. Феномен эмпатии в поведении населения как стимулятор просоциального поведения в личностном развитии // Вестник КГУ 2020. Педагогика, Психология, Социокинетика. 2020. Т. 26. № 4.

5. Большой современный толковый словарь русского языка. URL: 2012https://slovar.cc/rus/tolk/131969. html (дата обращения: 06.12.2019).

6. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 06.12.20219).

7. УшаковД.Н. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: https://slovar.cc/rus/ushakov/382512. html (дата обращения: 25.03.2022).

А.С. Землянская

магистр социальной работы

заведующий очным отделением, учебный отдел

Озерский технический колледж

E-mail: zemlyanskaya75@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.