Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ / ЭМПАТИЯ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Землянская А.С.

Статья посвящена анализу психологических особенностей исторического развития российского волонтерского движения и добровольчества как феномена в целом. Цель исследования - выявление психологических особенностей российских добровольцев (эмпатии, сопереживания, толерантности), оказывающих влияние на формирование эмоционально-волевого компонента готовности студентов колледжа к волонтерской деятельности в контексте исторических особенностей российского менталитета и традиций благотворительности и добровольчества. Исследование эмоционально-волевого компонента проводилось по трем методикам: диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко, опросника «Уровень сопереживания» С. Барон-Коэн и С. Уилрайт, экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова. Результаты исследования показали, что более чем у 70 % студентов второго курса колледжа, вошедших в экспериментальную группу, показатели эмоционально-волевого компонента готовности сформированы на высоком и среднем уровне. Анализ результатов исследования показал, что традиционные психологические особенности российского менталитета, исторически сформировавшиеся в процессе осуществления социально-полезной благотворительной и добровольческой деятельности, являются основой для формирования эмоционально-волевого компонента готовности студентов к волонтерской деятельности и сформированы у них на достаточном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Землянская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF RUSSIAN VOLUNTEERING

This article describes psychological peculiarities of how Russian volunteer movement and volunteerism evolved as a phenomenon in general. The purpose of this study is to identify Russian volunteers’ psychological features (empathy, compassion, tolerance), which affect how the emotional-volitional component of students’ willingness to volunteer is formed in the context of historical features of Russian mentality, charity and volunteerism traditions. The emotional-volitional component was studied according to three methods: the level of empathy diagnosis by V.V. Boyko, the questionnaire «Level of empathy» by S. Baron-Cohen and S. Wheelwright, the express questionnaire «Tolerance Index» by G.U. Soldatov, O.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaeva, L.A. Shaigerova. The results of this study suggest that over 70 % of second-year students in the focus group have high- and medium-level indicators of the emotional-voluntary component of willingness to volunteer. The analysis of this study showed that the traditional psychological features of the Russian mentality, which has historically developed in the process of carrying out socially useful charitable and voluntary activities, form the basis for the strong emotional-volitional component of students’ willingness to volunteer and are cultivated within them at a sufficient level.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYCHOLOGY

УДК 159.923.3

doi:10.52210/2224669X_2022_1_54

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА

A.С. Землянская

Аннотация. Статья посвящена анализу психологических особенностей исторического развития российского волонтерского движения и добровольчества как феномена в целом. Цель исследования - выявление психологических особенностей российских добровольцев (эмпатии, сопереживания, толерантности), оказывающих влияние на формирование эмоционально-волевого компонента готовности студентов колледжа к волонтерской деятельности в контексте исторических особенностей российского менталитета и традиций благотворительности и добровольчества. Исследование эмоционально-волевого компонента проводилось по трем методикам: диагностика уровня эмпатии

B.В. Бойко, опросника «Уровень сопереживания» С. Барон-Коэн и С. Уилрайт, экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова. Результаты исследования показали, что более чем у 70 % студентов второго курса колледжа, вошедших в экспериментальную группу, показатели эмоционально-волевого компонента готовности сформированы на высоком и среднем уровне. Анализ результатов исследования показал, что традиционные психологические особенности российского менталитета, исторически сформировавшиеся в процессе осуществления социально-полезной благотворительной и добровольческой деятельности, являются основой для формирования эмоционально-волевого компонента готовности студентов к волонтерской деятельности и сформированы у них на достаточном уровне.

Ключевые слова: эмоционально-волевой компонент готовности, эмпатия, сопереживание, толерантность, российский менталитет.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF RUSSIAN VOLUNTEERING

A.S. Zemlyanskaya

Abstract. This article describes psychological peculiarities of how Russian volunteer movement and volunteerism evolved as a phenomenon in general. The purpose of this study is to identify Russian volunteers' psychological features (empathy, compassion, tolerance), which affect how the emotional-volitional component of students' willingness to volunteer is formed in the context of historical features of Russian mentality, charity and volunteerism traditions. The emotional-volitional component was studied according to three methods: the level of empathy diagnosis by V.V. Boyko, the questionnaire «Level of empathy» by S. Baron-Cohen and S. Wheelwright, the express questionnaire «Tolerance Index» by G.U. Soldatov, O.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaeva, L.A. Shaigerova. The results of this study suggest that over 70 % of second-year students in the focus group have high- and medium-level indicators of the emotional-voluntary component of willingness to volunteer. The analysis of this study showed that the traditional psychological features of the Russian mentality, which has historically developed in the process of carrying out socially useful charitable and

voluntary activities, form the basis for the strong emotional-volitional component of students' willingness to volunteer and are cultivated within them at a sufficient level.

Keywords: emotional-volitional component of willingness to volunteer, empathy, compassion, tolerance, Russian mentality.

В настоящее время одним из самых популярных направлений общественной и социальной активности молодых людей современной России становится волонтерское движение. Во-лонтерство и добровольчество приветствуется во всех сферах жизни общества, это не только модное течение, но и путь самореализации личности многих молодых людей.

На современном этапе социального развития общества волонтерская деятельность является объектом исследования специалистов различных направлений науки и практики. Феномен волонтерства фрагментарно изучается в историческом, психологическом, социально-педагогическом, социально-правовом и социологическом контекстах.

Понятие «волонтерство» в англоязычных странах мало распространено. В словарях, как правило, раскрываются значения терминов «волонтер», «волонтерская работа», «волонтерский труд», «волонтерские организации». Чаще всего под волонтерским трудом понимается альтруистическая деятельность или работа, которая выполняется людьми, не рассчитывающими на какое-либо вознаграждение.

В отечественной литературе довольно широко рассмотрен феномен волонтерства в рамках экономического, социологического, социально-психологического, правового подходах следующими российскими исследователями Л.А. Кудринской, Н.Г. Бодренковой, Е.Е. Строковой, И.В. Мерсияновой, М.В. Певной, И.В. Самаркиной, А.Е. Шадриным, П.В. Шевченко.

Достаточно широко представлены исследования волонтерской деятельности в работах зарубежных авторов, работы которых, в большинстве, посвящены изучению стимулов и мотивов феномена волонтерства, и исходят из экономического, организационного, культурного, социально-демографического подходов, например, Ю. Вей, Н. Донти, К. Бернгардт, Д. Байди, Т. Вантилборг, Р. Пеперманс, Г. Хайбректс, Дж. Виллемс, М. Джегерс, Дж. Хофманс, П.К. Ду-айер, Дж. Боно, М. Снайдер и другие. Исследования эффективности и функций волонтерского труда в различных структурно-функциональных подсистемах общества подробно описаны Л. Саламоном и Д. Дугласом.

Теоретический анализ показал, что исследования феномена волонтерства и добровольчества проводятся в настоящее время в основном в социально-экономической плоскости. Анализ психологических предпосылок исторического развития российского волонтерского движения и добровольчества как феномена в целом, требует отдельного рассмотрения в контексте исторических особенностей российского менталитета и традиций благотворительности и добровольчества.

Поэтому целью данного исследования является выявление психологических особенностей российского добровольчества, оказывающих влияние на формирование эмоционально-волевого компонента готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности. Объектом данной части исследования являются качества российского характера (менталитета), исторически сложившиеся в процессе добровольческой и благотворительной деятельности.

Как пишет О.С. Решетников, в любом современном обществе существует определенная философия жизненной организации, сформированная в его историческом развитии, в которой закреплены ценностные ориентиры и представления общества о традициях, нормах и правилах, этике и стереотипах, мировоззрении и философских категориях, отношениях к различным категориям граждан, социальным ролям, помощи и поддержке и многом другом [7].

Опыт развития мировой культуры и цивилизации, как отмечает О.С. Решетников, раскрывает общепризнанные тенденции и процессы, стратегии развития всех направлений деятельности современной России, которые должны строиться с опорой на национальные традиции, с учетом многовековой истории развития государства, российского менталитета и культуры [7].

Добровольная помощь человека или группы людей как обществу, так и отдельному человеку - исторически сложившийся факт социализации и гуманизации общественного устройства и взаимодействия на бескорыстной основе. По мнению Т.А. Локтионовой, она может принимать различные формы традиционных видов взаимопомощи, оказываемой совместными усилиями тысяч людей, направленной на преодоление последствий стихийных бедствий, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. В добровольческой деятельности задействованы все уровни власти - местный, общенациональный, международный - помощь на которых осуществляются, невзирая на границы [6].

Известны два подхода, являющиеся теоретико-методологическими основаниями изучения волонтерской деятельности: общностный и институциональный. Общностный подход рассматривает феномен волонтерства, опираясь на теорию социальных общностей. Она представлена работами таких современных отечественных социологов, как В.А. Ядов, Г.Е. Зборовский, М.О. Мнацаканян и др., а также трудами зарубежных социологов Г. Блуме-ра, Б. Мерсера, Н. Смелзера и др. Теория определяет волонтеров как социальную общность, а структуру и функции социальной общности волонтеров характеризует как общностноо-бразующую. Исследования Н. Смелзера, Д. Норта, С.Г. Кирдиной, рассматривают волон-терство исходя из институциональной теории. Данные социологи выделяют волонтерскую деятельность как социальный институт, обладающий характерными признаками, структурой и функциями, показывая ее взаимодействие с другими социальными институтами [15].

Общепризнанны следующие типы волонтерской деятельности: социальный, образовательный, культурно-досуговый, экологический, правовой, поисковое волонтерство и другие.

Волонтерство как социальная общность выполняет ряд функций, которые имеют внешнюю и внутреннюю направленность. Одной из значимых функций, с точки зрения общественной (внешней) направленности, является интегративная функция, которая воспроизводит общественные отношения, ретранслирует социально значимые ценности, присущие менталитету и особенностям национального характера той или иной общности.

Исторический обзор показывает, что в иностранной традиции до XX в. волонтерская деятельность понималась исключительно в рамках военной тематики, так как во французском языке существует понятие «volontaire» - «добровольный», которое начало употребляться с 1606 г. и преимущественно означало людей, добровольно ставших солдатами и служивших в специальных военных подразделениях [2; 3].

Термин «волонтерство» является производным от французского слова volonté, означающего волю или желание человека, которое, в свою очередь, произошло от латинского voluntarius (в дословном переводе - «доброволец, желающий»). За последнее столетие термин существенно расширил свое значение и приобрел более объемное понимание в 20-е гг. ХХ в. Во Франции безвозмездный труд волонтеров способствовал восстановлению страны после Первой мировой войны, ими оказывалась первая медицинская помощь раненым и пленным. В 1960-е гг. возникли десятки волонтерских программ с целью подружить Восточную и Западную Европу, а через двадцать лет получили развитие экологические добровольческие проекты [11].

Экскурс в историю принятия христианства на Руси дает понимание того, что уже вскоре после 988 г. в русской православной среде сложилась традиция добровольного труда в монастырях. И на протяжении всей российской истории традиции благотворительности

и добровольчества тесно связаны с духовной составляющей ментальности русского народа и христианской добродетелью [13].

Еще при императрице Екатерине II в конце XVIII в. в России была создана сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в которых работали добровольцы [14].

Император Александр I в 1802 г. издал рескрипт о создании Филантропического общества, в дальнейшем известного как Императорское Человеколюбивое общество, которое просуществовало более ста лет, до 1918 г. и занималось, согласно уставу, созданием заведений для стариков, инвалидов и неизлечимо больных людей, сиротских приютов. Также оно создавало мастерские для бедных, которые могли бы делать посильную работу (шить, строгать, заниматься переплетным делом), получая плату [10].

Значительной вехой в истории волонтерства в нашей стране можно считать деятельность земств. Большинство народных начальных школ во второй половине XIX в. принадлежало именно земствам, где преподавали в том числе и волонтеры. В «Записках юного врача» М. Булгаков повествует о распространении бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, практикуемого земскими врачами-энтузиастами, где издревле крестьяне применяли лишь народные средства [13].

В конце 1870-х гг., в разгар русско-турецкой войны монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам [6].

В 1894 г. в Москве были учреждены городские участковые попечительства о бедных, для сбора добровольных пожертвований в них привлекались волонтеры [13].

В начале XX в. в России действовало уже около 20 тыс. попечительских советов для бедных, в которых трудились волонтеры [14].

После октября 1917 г. инициативу волонтерской деятельности, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью приняло государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е гг. [4]. Советская Россия создавала новые флагманы волонтерства: на примере комсомольца-добровольца тысячи граждан своей страны сражались в рядах Красной Армии, восстанавливали разрушенное войнами народное хозяйство, покоряли целину, строили железные дороги. В СССР добровольческое движение было связано с крупными всесоюзными мероприятиями, массовыми субботниками. В 1990-е гг. волонтерской деятельностью вновь начали заниматься некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

Н.С. Розов пишет, что несмотря на «толстый слой штампов», несомненными общими достоинствами российского менталитета, среди прочих, являются такие качества характера, как душевная теплота, забота о близких, бескорыстное подвижничество, тяга к справедливости, способность к самоотречению и служение высоким идеалам [8].

В основу психологического склада русской души положена христианская идея (Н.А. Бердяев, В. Иванов, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов), объединяющая в единое целое характер русского народа, в том числе в его стремлении к бескорыстной помощи ближнему.

Л.В. Лесная рассматривает менталитет как понятие, характеризующее глубинную сущность социума. По ее мнению, именно в социальной сфере формируются критерии и ценности, с которыми человек сверяет свое отношение к жизни, своими поступками и всем своим поведением [9].

Таким образом, обобщает О.В. Лебедева, менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, которая основана на доминирующих знаниях, потребностях и верованиях, образующих архетипы

коллективного бессознательного и иерархию ценностей представителей данной общности [5]. В связи с этим убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие российский менталитет, перенимает и молодое поколение, имеющее изначально в своем характере готовность к помощи другим.

Резюмируя вышеизложенное, можно подчеркнуть, что национальный характер, выражающий ценностные ориентации и установки общности, является частью менталитета как интегральной характеристики людей, живущих в конкретной культуре, в данном случае в России. Ведущим подходом к интерпретации национального характера является социально-исторический, отстаивающий принцип социального или культурного детерминизма. Ввиду вышеизложенного, логичным будет предположение о наличии достаточно сформированного эмоционально-волевого компонента готовности к волонтерской деятельности у студентов профессионального колледжа, как носителей российского менталитета.

В современной России растет число волонтеров, работающих в некоммерческих организациях. Общность волонтеров в России за последние три года значительно выросла. Так, по данным исследований «Мировой индекс благотворительности», проведенным международной благотворительной организацией «Charities Aid Foundation» (CAF) по итогам 2020 г., волонтерство в нашей стране составляет 33 % от всего населения страны (рассчитано на основании данных ООН о численности взрослого населения, данные показывают число граждан, занимавшихся волонтерством, в месяц, предшествовавший опросу). Это может говорить о том, что социальная общность волонтеров является статистически значимой общностью в России. По данному показателю Россия поднялась с 124 на 69 место в мире за последние пять лет, что по праву можно считать всплеском взаимопомощи и своего рода социальным прорывом [12].

Во Всемирной декларации добровольчества, принятой в январе 2001 г., добровольчество определяется как фундамент гражданского общества, привносящий в реальность потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала [1].

Декларация поддерживает права любого гражданина на вступление в ряды добровольцев независимо от культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, материального положения. Все люди имеют право свободно посвящать время, талант, энергию другим людям, не ожидая вознаграждения. В документе особо подчеркивается, что волонтерская деятельность является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ [1].

Существует множество позиций, с которых рассматривалась добровольческая деятельность. Более всего проработаны организационные аспекты волонтерской деятельности - программы по управлению волонтерами, структура и деятельность некоммерческих объединений, социологические, демографические, экономические, функциональные аспекты феномена. Менее всего исследованы конкретные проблемы, с которыми сталкиваются добровольцы в определенных условиях, что свидетельствует о недостаточной готовности к данному виду деятельности. Добровольчество объясняется учеными с альтруистической позиции (Д. Май-ерс, Р. Чалдини, П.А. Сорокин) и нравственной активности (Л.Н. Антилогова, М. Ридли), изучаются вопросы мотивации, помощи и просоциального поведения (Е.И. Холостова, Е.П. Ильин, Е.В. Субботский).

Интересны исследования добровольчества, связаные с идентификацией личностных черт, которые отличают добровольцев и не добровольцев.

Анализ феномена готовности позволил не только выделить структурные компоненты психологической готовности к волонтерской деятельности, но и определить эмоционально-

волевой компонент готовности, как сложный конструкт, включающий в себя эмоциональное отношение волонтера, сопереживающего объекту помощи (нуждающемуся). Осознание и контроль собственных эмоций позволяет волонтеру не только проявлять визуальную эмоциональную реакцию, но также активно и рационально действовать в рамках принятого направления волонтерской деятельности. Спектр эмоциональных реакций, чувств и качеств личности волонтера, в данном случае может быть широким, но наиболее традиционными в контексте российского менталитета могут являться эмпатия, сопереживание и толерантность, которые в данном исследовании выделены в основу эмоционально-волевого компонента готовности студентов колледжа к волонтерской деятельности.

На базе ГБПОУ «Озерский технический колледж» в период с 2018-2021 гг. было проведено комплексное исследование, направленное на изучение качеств личности в рамках подготовки студентов-волонтеров к осуществлению эффективной волонтерской деятельности. Исследование состояло из нескольких этапов, на одном из которых (2018 г.) было проведено изучение эмпатии, сопереживания и толерантности как составляющих эмоционально-волевого компонента психологической готовности студентов к волонтерской деятельности. Исследование эмоционально-волевого компонента проводилось по трем методикам: диагностика уровня эмпатии В.В. Бойко, опросника «Уровень сопереживания» С. Барон-Коэн и С. Уилрайт, экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова. В исследовании приняли участие обучающиеся второго курса ГБПОУ «Озерский технический колледж», всего 233 студента.

Результаты исследования эмпатии по методике «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко у студентов колледжа показали, что 47 испытуемых имеют высокий уровень эмпатии; это составляет 20,2 % . У 100 студентов средний уровень эмпатии, что составляет 42,9 % . У 54 испытуемых уровень эмпатии заниженный, что составляет 23,2 %. 32 студента - 13,7 % - обладают очень низким уровнем эмпатии.

Результаты исследования сопереживания на основе опросника «Уровень сопереживания» С. Барон-Коэн и С. Уилрайт у студентов второго курса колледжа показали, что преобладает средний уровень сопереживания у 177 респондентов, что составляет 75,9 % экспериментальной выборки. Низкий уровень сопереживания показали 27 студентов - 11,6 % , высокий уровень - 29 студентов, что составило 12,5 %. Очень низкий уровень сопереживания и очень высокий уровень не показал никто.

Результаты исследования толерантности по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова выявили следующие показатели: высокий индекс толерантности - 21 студент (9 % ), средний индекс толерантности - 176 студентов (75,5 % ), низкий уровень - 36 студентов (15,4 % ).

Таким образом, анализ исторического развития российского волонтерского движения позволил выявить психологические детерминанты российского менталитета, традиций благотворительности и добровольчества, который, с теоретико-методологической точки зрения, оказывает влияние на молодое поколение и его готовность к волонтерской деятельности, в частности - на формирование эмоционально-волевого компонента готовности и таких его составляющих, как эмпатия, сопереживание, толерантность. Анализ результатов исследования показал, что процент испытуемых со средним и высоким показателями эмпатии, сопереживания и толерантности составляет более 70 % студентов второго курса колледжа, вошедших в экспериментальную группу, что свидетельствует о достаточном уровене сформированности вышеперечисленных качеств.

Добровольчество по праву можно назвать глобальным социальным феноменом современности, включенным в мировые тренды и в то же время имеющим ярко выраженные национальные особенности в каждой стране.

Сегодня добровольцем быть престижно, поэтому волонтерская деятельность продолжает активно развиваться и расширять сферы своего приложения.

Библиографический список

1. Всеобщая Декларация Добровольчества провозглашена на XVI Всемирной конференции добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE). Амстердам, январь, 2001 г., Международный год добровольцев при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2022).

2. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М., 2001.

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. М., 2010.

4. Левдер И.А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. 2006. № 2.

5. Лебедева О.В. Особенности российского менталитета // Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции. Петербург, 19 апреля 2007 года / под ред. А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, М.С. Гавриловой. СПб., 2007.

6. Локтионова Т.А. Психология и социология // Молодой учёный. № 8 (43). 2012.

7. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. М., 2005.

8. Розов Н.С. Российский менталитет: наиболее конструктивные концепции и их критика // Мир России. 2011. № 1.

9. Поликарпова Т.В. Социально-экономические особенности формирования российского менталитета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология, политология. 2007. Т. 7. № 2.

10. УльяноваГ.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX в. - начало XX в. М., 2005.

11. Dictionniare de la langue française. Lexis. P. Larousse, 1993. P. 2027.

12. Благотворительность и добровольчество // АСИ. 16.06.2021. URL: https://www.asi.org.ru/ news/2021/06/16/caf-rating-blagotvoriteljnosti (дата обращения: 10.01.2022)

13. История волонтерского движения в России // ТАСС-ДОСЬЕ. 2018. 4 декабря. URL: https://tass.ru/ info/5870697 (дата обращения: 03.01.2022)

14. История благотворительности в России: царской, советской и современной // РИА-новости. 2013. 26 февраля. URL: https://sn.ria.ru/20130226/924715394.html (дата обращения: 03.01.2022)

15. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2016.

А.С. Землянская

аспирант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт

магистр социальной работы заведующий очным отделением

ГБПОУ «Озерский технический колледж», Челябинская область, г. Кыштым E-mail: zemlyanskaya75@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.