Научная статья на тему 'САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Землянская А.С.

Статья посвящена изучению психологической готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, а также исследованию основного компонента готовности - самооценки. Цель исследования - выявление основных структурных компонентов готовности и факторов, оказывающих влияние на готовность студентов к участию в волонтерском движении. Анализ научных источников показал, что заниженная самооценка студентов, как индивидуально-психологическая особенность, оказывает определенное влияние на эффективность волонтерской деятельности. Исследование самооценки проведено по методике С.А. Будасси, которая направлена на установление рассогласования между реальным «Я» и идеальным «Я» путем ранжирования. Анализ результатов показал, что повышение уровня сформированности самооценки студентов может являться ключевым фактором в процессе формирования психологической готовности к волонтерской деятельности в рамках целенаправленной подготовки по специальной комплексной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ESTEEM OF TRADE SCHOOL STUDENTS AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO VOLUNTEER ACTIVITIES

This article studies the psychological readiness of trade school students for volunteer activities, as well as the main component of such readiness - self-esteem. This study is aimed at identifying key structural components of readiness and determining the factors that affect the readiness of students to participate in volunteer activities. According to the scientific sources analyzed, a low self-esteem, as an individual psychological feature, has a certain impact on the effectiveness of volunteer activities. The study of self-esteem was conducted according to the method of S.A. Budassi, which is aimed at establishing a mismatch between the real and ideal «I» by means of ranking. The results of this analysis suggest that self- esteem enhancement is a key factor ensuring psychological readiness for volunteering and is to be carried out in the form of targeted training as part of a special comprehensive program.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.923.3

doi:10.52210/2224669X_2021_3_83

САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.С. Землянская

Аннотация. Статья посвящена изучению психологической готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, а также исследованию основного компонента готовности - самооценки. Цель исследования - выявление основных структурных компонентов готовности и факторов, оказывающих влияние на готовность студентов к участию в волонтерском движении. Анализ научных источников показал, что заниженная самооценка студентов, как индивидуально-психологическая особенность, оказывает определенное влияние на эффективность волонтерской деятельности. Исследование самооценки проведено по методике С.А. Будасси, которая направлена на установление рассогласования между реальным «Я» и идеальным «Я» путем ранжирования. Анализ результатов показал, что повышение уровня сформированности самооценки студентов может являться ключевым фактором в процессе формирования психологической готовности к волонтерской деятельности в рамках целенаправленной подготовки по специальной комплексной программе.

Ключевые слова: психологическая готовность, самооценка, волонтерская деятельность, компоненты готовности.

SELF-ESTEEM OF TRADE SCHOOL STUDENTS AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO VOLUNTEER ACTIVITIES

A.S. Zemlyanskaya

Abstract. This article studies the psychological readiness of trade school students for volunteer activities, as well as the main component of such readiness - self-esteem. This study is aimed at identifying key structural components of readiness and determining the factors that affect the readiness of students to participate in volunteer activities. According to the scientific sources analyzed, a low self-esteem, as an individual psychological feature, has a certain impact on the effectiveness of volunteer activities. The study of self-esteem was conducted according to the method of S.A. Budassi, which is aimed at establishing a mismatch between the real and ideal «I» by means of ranking. The results of this analysis suggest that self-esteem enhancement is a key factor ensuring psychological readiness for volunteering and is to be carried out in the form of targeted training as part of a special comprehensive program.

Keywords: the psychological readiness, self-esteem, volunteer activities, components of readiness.

Система профессионального образования в настоящее время проходит ряд поэтапных изменений, затрагивающих все аспекты образовательного процесса. Решение основных задач в профессиональном образовании требует проработки и осмысления проблем, связанных не только с профессиональным самоопределением будущих специалистов, но и с их самореализацией [12].

Наиболее остро стоит проблема профессиональной самореализации молодежи и студентов на территориях моногородов. Перспективы и вариативность дальнейшей личностной

и профессиональной реализации молодых людей в таких условиях, как правило, ограничены узостью выбора предприятий моногородов для дальнейшего трудоустройства, а также статусом закрытого автономного территориального образования - ЗАТО.

Наряду с этим, основной проблемой профессиональных организаций моногородов, таких как колледжи и техникумы, является большой процент оттока молодежи в крупные города региона. Все эти проблемы можно отнести к внешним объективным факторам, оказывающим влияние на перспективы самореализации молодых жителей моногородов.

Внутренними субъективными факторами, затрудняющими процесс эффективной адаптации и самореализации студентов, являются: слабо сформированная профессиональная ориентация абитуриентов, низкий уровень коммуникативных навыков, заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, проблемы неблагополучия.

Специалисты профессиональных образовательных учреждений применяют системный подход в решении вышеперечисленных проблем студентов, реализуя в полном объеме не только профессиональное обучение согласно Федеральным государственным образовательным стандартам и профессиональным стандартам, но и организуя воспитательный процесс, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [1].

В настоящее время одним из самых популярных направлений общественной и социальной активности молодых людей современной России становится добровольческое и волонтерское движение. Волонтерство и добровольчество приветствуется во всех сферах жизни общества, это не только модное течение, но и путь самореализации личности многих молодых людей.

При поступлении в профессиональный колледж, уже на первом курсе специалисты и преподаватели колледжа проводят опросы и анкетирование студентов по различным темам, в том числе и с целью выявления внеурочных интересов. Именно в этот момент ребятам предлагается принять участие в волонтерской деятельности, что лишь для некоторых является знакомым направлением деятельности, а для большинства студентов данная деятельность - новая и абсолютно неизвестная.

Содержание и направления добровольчества подразумевают личностную активность и уверенность в общении с людьми различных категорий. но специалисты колледжа, курирующие волонтерскую деятельность, обратили внимание на то, что в процессе осуществления мероприятий студенты-добровольцы часто проявляют неуверенность в себе, неловкость, их активность и мотивация снижаются, что ставит под угрозу успех мероприятия. На вопрос о том, что произошло, студенты часто отвечают, что были не готовы столкнуться, например, с детьми с ограниченными возможностями здоровья или с чужими проблемами. Подобные особенности волонтерской деятельности всегда оговариваются перед мероприятиями, но психологическая готовность к этому требует времени и специальной подготовки студентов.

Теоретический анализ показал, что исследования феномена волонтерства и добровольчества проводятся в настоящее время в основном в социально-педагогической плоскости. Глубинные же мотивы личности и влияние волонтерства на самооценку, самореализацию, процессы формирования психологической готовности к участию в волонтерской работе требуют комплексного психологического осмысления.

Необходимость обращения к данной тематике также обусловлена тем, что исследования готовности студентов, в основном, проводятся в рамках профессионального подхода и выявляют готовность студентов к той или ной профессиональной деятельности. Добровольческая и волонтерская деятельность в общественном сознании должна осуществляться, по мнению многих, лишь на основе желания и инициативы самого волонтера. но практика показывает, что неподготовленный молодой человек может испытывать психологический

дискомфорт в процессе участия в волонтерском движении, что может свидетельствовать о неготовности к осуществлению данной социально-полезной деятельности. В связи с этим, проблемы психологической готовности личности студентов к волонтерской деятельности требуют комплексного осмысления и системного подхода в ее решении.

Целью данного исследования является изучение психологической готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, выделение ее структурных компонентов. Объектом данной части исследования является самооценка как один из основных структурных компонентов психологической готовности.

Обзор исследований феноменологии готовности дает понимание неоднозначности ее интерпретации различными авторами.

Так, например, в социологии понятие готовности рассматривается через призму качеств личности (Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.). Готовность личности к активной деятельности называют установкой, считая ее одной из социальных характеристик личности. Готовность возникает в определенной жизненно важной для личности сфере социальной действительности - в экономической, политической, научной и др. [10; 13].

В других теоретических исследованиях (медицинских, юридических) готовность рассматривается через готовность личности к выполнению той или иной деятельности в сфере определенной области, а также как готовность организаций, учреждений, структур и т.д.

Достаточно большое внимание изучению различных аспектов проблемы готовности уделяется в научной и учебно-методической психологической литературе. Их изучению посвящены работы В.И. Байденко, А.Д. Ганюшкина, А.А. Деркач, С.О. Кубицкого, Л.А. Кандыбо-вич, Н.Д. Левитова, Л.С. Нерсесян, Г. Оллпорт, К.К. Платонова, В.А. Пономарева, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Р.Д. Санжаевой, Э. Торндайк, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядова и др.

Ученые выделяют несколько различных этапов в истории становления и развития сущности понятия «готовность», которые указывают на сложность и неоднозначность решения данной проблемы на теоретическом и практическом уровнях.

Изучение готовности отечественные исследователи начали еще в 1950-е гг. Проблемами готовности личности к какой-либо деятельности занимались такие отечественные исследователи, как М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, А.С. Нерсисян, А.Ц. Пуни, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе.

Современный этап актуализирует научные исследования готовности с позиции теории деятельности.

Несмотря на многообразие определений готовности, исследователи едины во мнении, что готовность к деятельности - это предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом.

Широко представлена в научной литературе информация, посвященная проблематике изучения феномена готовности относительно определенного вида деятельности, например, учебной (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), педагогической (К.М. Ду-рай-Новакова, Л.В. Кондрашова, В.А. Моляко, В.А. Сластенин и др.), профессиональной (С.А. Бондаренко, К.М. Дурай-Новакова, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.), спортивной (А.Ц. Пуни), политической (А.А. Деркач, Саид Ахмед Мамунд и пр.).

Она конкретизируется в различных работах, таких как исследования готовности:

- ребенка к школе (А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.И. Капчеля, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.);

- подростков к профессиональному самоопределению (Г.Н. Жулина, Ю.А. Василенко, А.В. Массанов, И.Н. Пронина, О.С. Щербинина и др.) и подростков-сирот (И.С. Арон), девиантных подростков к выбору профессии (Л.Ю. Проскурякова);

- подростков к безопасному (Л.А. Сорокина) и к вандальному поведению (И.В. Воробъева, И.В. Кружкова);

- подростков к целеполаганию в учебной деятельности (Л.Ю. Ерохина), к социальной адаптации в дополнительном образовании (И.П. Бахарева), к межкультурному общению во внеурочной деятельности (Т.И. Севостьянова);

- старших подростков (Л.И. Колосова) и детей-сирот (Г.А. Заболотин) к труду;

- студенческой молодежи к диалоговому взаимодействию (О.П. Селиванова) и здоровому образу жизни (М.О. Шуайбова) и других исследованиях.

Однако изучение готовности студентов к волонтерской деятельности в настоящее время в научных исследованиях никаким образом не отражено.

Рассмотрим сущность понятия «готовность» по отношению к определенному виду деятельности. Специалисты выделили три основных вида готовности: физическую, психологическую и специальную.

Л.В. Лежнина выделяет следующие компоненты психологической готовности: моти-вационный, личностный и когнитивный [6].

Л.В. Карапетян добавляет еще несколько компонентов и представляет структуру готовности, состоящую из следующих компонентов: мотивационный, личностный, когнитивный, операционально-деятельностный (поведенческий), оценочный (рефлексивный) [5].

С позиции личностного подхода, психологическая готовность рассматривается как сложное психическое образование, которое зависит от индивидуально-психологических особенностей личности и характера предстоящей деятельности.

Таким образом, анализируя различные взгляды исследователей на проблему готовности, можно сказать, что большинство авторов подчеркивает взаимозависимость компонентов готовности к деятельности, благодаря этому обеспечивается целостное согласование характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Это представляет наибольший интерес в контексте данного исследования, позволяя применять различные подходы к исследованию феномена готовности студентов колледжа к волонтерской деятельности в отсутствие теоретических исследований и эмпирических результатов по данной проблематике.

В рамках изучения готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности рассмотрим индивидуально-психологические особенности подростков и юношества в возрасте от 15 лет до 18 лет.

Анализ феноменологии готовности позволил понимать ее как сложное системное образование личности. Поэтому подходы к пониманию готовности студентов к волонтерской деятельности рассмотрим через ведущий вид деятельности старшего подростка, будущего абитуриента. Согласно теории Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности старшего подростка является учебно-профессиональная деятельность. Эта деятельность, связывается с профессиональным самоопределением и наполняет ранее сложившуюся учебную деятельность профессиональным содержанием [11]. Окончательно происходит становление индивидуальности, а также особенности сформировавшихся структур его «Я-концепции», самооценки и способности к саморегуляции.

Поэтому одним из важных компонентов в структуре личностной готовности является высокая самооценка и наличие опыта выполнения деятельности и готовности преодолевать возникшие при ее реализации трудности.

Ежедневно сталкиваясь с проблемами молодой личности, педагоги и специалисты профессиональной образовательной организации убеждаются, что причинами многих трудностей в обучении студентов являются проблемы с самооценкой, неуверенность в своих возможностях и низкая учебная мотивация, проблемы с психологическим благополучием, о чем пишет в своих исследованиях С.Е. Сорокина [9].

А. Маслоу полагал, что только гибкая творческая личность способна по-настоящему управлять своим будущим, так как будущее человека, активное уже в настоящем, находится в каждом из нас.

Исследуя проблему самооценки студентов профессионального колледжа на базе ГБПОУ «Озерский технический колледж», специалисты провели обширный анализ научной литературы по данной проблематике.

В разные периоды самооценка становилась предметом исследования многих авторов, отечественных (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, Л.И. Божович, Л.С. Славиной и др.), а также зарубежных (З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Левина, К. Роджерса и др.).

Наиболее общим определением самооценки, опираясь на многочисленные мнения ученых, можно назвать представление индивида о самом себе, оценка себя, своих качеств и деятельности. В рамках данного исследования самооценка будет рассмотрена как часть самосознания и самореализации личности, в ракурсе деятельностного подхода.

С.Л. Рубинштейн полагал, что личность есть субъект деятельности, которая сознательно присваивает себе все, что делает, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, принимает на себя ответственность за них как автор и творец. Иными словами, личность формируется через деятельность и реализуется через нее же. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, самосознание на пути от наивного неведения самого себя до углубленного самопознания, порождает самооценку личности. В процессе самопознания самооценка проходит путь от резко колеблющейся до более определенной, как писал С.Л. Рубинштейн [8].

Анализ трудов Л.И. Божович показывает, что самооценка является центральным новообразованием в сфере сознания и личности, которое формируется еще в младшем школьном возрасте (7-11 лет), наряду с рефлексией. В подростковом возрасте (в 12-13 лет) предметом рефлексии становится «Я», она преобразуется в «личностную рефлексию» и ложится в основу механизма развития нового уровня самосознания [2; 3].

Развитие в этом возрасте теоретического мышления, в частности, обобщения, дает младшему школьнику возможность осознавать свои достижения и деятельность, а самооценка, как центральное личностное новообразование, имеет неэмоциональный характер и способствует развитию его самопознания.

Таким образом, как утверждает Л.И. Божович, возрастные новообразования младшего школьного возраста непосредственно подготавливают подростковый кризис и дальнейшее личностное развитие ребенка.

Самооценка подростка характеризуется внутренними противоречиями, неуверенностью в себе, и, несмотря на то, что она не всегда адекватна, является новым этапом в развитии самосознания, позволяющим подростку почувствовать себя уникальной личностью.

По определению Ф. Зимбардо, самооценка - это мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми и оценки результатов своей деятельности [7].

Общеизвестно, что самооценка первоначально формируется из оценки ребенка окружающими людьми, в первую очередь родителями, и лишь позднее, человек начинает оценивать себя сам. Рефлексируя, ребенок определяет свои основные положительные или отрицательные качества, учится понимать, какой он, почему одни его поступки одобряемы родителями и социумом, а другие нет. Но оценка своих возможностей и осознание своего места среди других людей окончательно формируется в процессе профессионального самоопределения, когда встает необходимость самореализации себя как личности и как специалиста в той или иной сфере жизни.

Именно в процессе профессионального выбора молодые люди задают себе вопрос: «Чем я буду заниматься в жизни?». Появляется необходимость овладения дополнительными

компетенциями, такими как коммуникативные навыки, умение выступать перед аудиторией, организаторские способности, широкий репертуар когнитивных способностей, креативность и прочее. Многие студенты в силу различных обстоятельств не владеют вышеперечисленными компетенциями и испытывают трудности с адаптацией в учебном заведении, часто теряют интерес к выбранной профессии или не проявляют активности в овладении узкими профессиональными компетенциями, так как не осознают своего потенциала и нуждаются в помощи преподавателей и мастеров.

На базе ГБПОУ «Озерский технический колледж» в период с 2018-2021 гг. было проведено комплексное исследование, направленное на изучение качеств личности в рамках подготовки студентов-волонтеров к осуществлению эффективной волонтерской деятельности. Исследование состояло из нескольких этапов, на одном из которых (2018 г.) было проведено изучение самооценки как структурного компонента психологической готовности студентов к волонтерской деятельности. Изучение самооценки проводилось с помощью стандартизированной методики С.А. Будасси [4]. В исследовании приняли участие обучающиеся второго курса ГБПОУ «Озерский технический колледж», всего 233 студента.

Результаты исследования самооценки студентов по методике С.А. Будасси показали, что у 85 испытуемых нормальная (адекватная) самооценка, что составляет 36,4 %, у 42 студентов завышенная самооценка, что составляет 18,2 %, и у 106 человек заниженная самооценка, что составляет 45,4 %.

Анализ полученных результатов показал, что процент испытуемых с неадекватной самооценкой (завышенной и заниженной) составляет 69 % от контрольной группы. Так как методика С.А. Будасси направлена на определение количественного показателя уровня самооценки путем оценки рассогласований между «Я-реальным» и «Я-идеальным», данные результаты свидетельствуют о том, что подобные рассогласования (и их мера) являются важным фактором в формировании поведения студентов, определяют направление деятельности, позволяют получить представления об отношении студентов к самим себе, что может способствовать (или препятствовать) формированию готовности к любому виду деятельности, в том числе готовности к волонтерской деятельности.

Теоретически, рассогласования между двумя составляющими «Я-концепции» могут быть источником как внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности студента, так как многое определяется внутриличностной интерпретацией [4]. Поэтому задача психологического сопровождения студентов с неадекватной самооценкой и формирование у них более высокого уровня самооценки в рамках специальной комплексной программы для подготовки волонтеров - одна из важнейших задач на следующих этапах данного исследования.

Таким образом, опираясь на теоретические представления, лежащие в основе феномена «Я-концепции» и самооценки, а также на конкретные результаты исследования, можно предположить, что возможно повышение уровня сформированности самооценки у студентов профессионального колледжа в процессе формирования психологической готовности к волонтерской деятельности в рамках целенаправленной подготовки по специальной комплексной программе.

Теоретический анализ феномена готовности в научной литературе показал, что психологическая готовность к волонтерской деятельности представляет собой целостный конструкт личности студента-волонтера, который отражает такие индивидуально-психологические особенности, как самооценка, и оказывает влияние на характер предстоящей добровольческой деятельности.

Результаты исследования самооценки студентов профессионального колледжа дают основания полагать, что для формирования высокого уровня готовности к волонтерской деятельности необходима разработка комплексной специализированной программы, направленной не только на повышение самооценки студентов.

Дальнейшие теоретические изыскания в контексте данного исследования будут направлены на выявление и описание других компонентов психологической готовности, с целью формирования целостной модели готовности студентов к волонтерской деятельности, которая может быть положена в основу программы подготовки волонтеров профессионального колледжа.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 23.09.2021).

2. Гудкина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. № 2.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2.

4. Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. 1971. № 3.

5. Карапетян Л.В. Опыт Уральского филиала по формированию готовности к оказанию экстренной психологической помощи у психологов РСЧС: материалы международного конвента. Екатеринбург, 2016.

6. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009.

7. Панасенко К.Е., Антонова Л.З. Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с нарушением речевого развития. Белгород, 2009.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

9. Сорокина С.Е. Роль личностной самооценки в психологическом благополучии личности // Гер-ценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб. 2018. № 1-1.

10. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. М., 1969.

11. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

12. Чесноков А.Н. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. № 1 (9). 2016.

13. Ядов В.А. о диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

А.С. Землянская

аспирант

Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно-строительный институт E-mail: zemlyanskaya75@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.