УДК 159.923.3
doi: 10.52470/2619046X_2022_3_89
МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.С. Землянская
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа феномена готовности к волонтерской деятельности в виде модели готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности и результаты апробации программы подготовки волонтеров, основанной на данной модели. Целью работы является исследование уровня сформированности готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности. Исследование направлено на оценку уровней сформированности готовности по четырем структурным компонентам: ценност-но-мотивационного, эмоционально-волевого, познавательно-операционального и личностного. Анализ результатов исследования показал, что уровень сформированности компонентов готовности к волонтерской деятельности у студентов профессионального колледжа повысился после прохождения специализированной авторской программы по подготовке к волонтерской деятельности, что подтверждено достоверностью преобладающего сдвига, если Сэмп. < 45, при p < 0,05, для n = 106.
Ключевые слова: психологическая готовность, волонтерская деятельность, просоциальное поведение, модель готовности студентов к волонтерской деятельности.
THE WILL-TO-VOLUNTEER MODEL FOR VOCATIONAL COLLEGE STUDENTS
A.S. Zemlyanskaya
Abstract. TThis article presents the results of a theoretical analysis with regard to the phenomenon of goodwill for volunteering, represented as a model of the volunteering readiness exhibited by the students of a vocational college. This study also describes the results of a pilot volunteer training program based on this model. The aim of this work is to study the extent to which the students of a vocational college are willing to participate in volunteer activities. The research is aimed at assessing the volunteering readiness levels based on four structural components: value-motivational, emotional-volitional, cognitive-operational and personal. An analysis of the study results suggested that the students' level of volunteering readiness increased after completing a specialized authorial volunteering preparation program, as confirmed by the reliability of a prevailing shift, whereby Gэмп. < 45,p < 0,05, n = 106.
Keywords: psychological readiness, volunteer activity, prosocial behavior, model of students' readiness for volunteer activity.
Студенческое волонтерское движение - одно из наиболее популярных направлений самореализации современной молодежи в российском социуме. Общепризнанно, что волонтер осуществляет свою деятельность на основе принципа добровольности и альтруизма.
Несмотря на принцип добровольности, практика работы кураторов волонтерского движения в учреждениях среднего профессионального образования показывает, что неподготовленный студент-волонтер часто испытывает психологические трудности в данном процессе, что свидетельствует о психологической неготовности к осуществлению волонтерской деятельности.
В настоящий момент недостаток исследований в области психологической готовности к волонтерской деятельности является одной из причин невысокого прироста привлечения
студентов к добровольчеству, что способствуют необходимости более глубокого анализа процесса подготовки студентов к волонтерской деятельности и комплексного осмысления самого феномена готовности.
Исходя из данных Росстата, процент вовлеченного населения в волонтерскую деятельность от общего числа жителей России по состоянию на 2020 г. составляет 1,9 % [9], что указывает на определенные проблемы в вовлечении добровольцев.
Противоречия, выявленные в ходе анализа разработанности феномена готовности к деятельности, в том числе - волонтерской, показали следующее:
- общая неготовность студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности на фоне высоких требований современного общества к личности студента-волонтера;
- фрагментарный характер научных знаний по проблематике готовности к волонтерству как обоснование необходимости системного изучения готовности к волонтерской деятельности как подструктуры личности;
- отсутствие программ подготовки для студентов колледжа как подтверждение актуальности разработки специальной программы для студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.
В связи с этим возникает необходимость решения данной проблемы не только на практическом, но и на теоретическом уровне: обобщение теоретических исследований феномена готовности, обоснование модели готовности студентов к волонтерской деятельности, разработка программы подготовки студентов к волонтерской деятельности.
Цель данного исследования: изчение уровня сформированности готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.
Объект исследования: готовность студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.
Предмет исследования: изменения уровней готовности к волонтерской деятельности в процессе проведения программы по ее повышению.
Теоретико-методологический обзор феномена готовности к определенному виду деятельности широко представлен работами по изучению: учебной деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), педагогической (К.М. Дурай-Новакова, Л.В. Кондрашова, В.А. Моляко и др.), профессиональной (С.А. Бондаренко, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.) и конкретизирован в исследованиях: студенческой молодежи к диалоговому взаимодействию (О.П. Селиванова), здоровому образу жизни (М.О. Шуайбова); готовности молодежи к волонтерской деятельности (Е.С. Носова, А.А. Шагурова).
Несмотря на сложность и многообразие представлений о готовности к определенному виду деятельности, понимаемую и как установка, и как психофизиологическое состояние организма человека, и как сторона личности, интегрирующая индивидуальные особенности психических процессов и профессиональную готовность, исследователи едины во мнении, что готовность к деятельности - это предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом.
Анализ феноменологии готовности, в контексте данного исследования, позволил определить ее как сложное системное образование личности, характеризующееся мобилизацией всех структурных компонентов на качественное и долгосрочное выполнение конкретной деятельности. Волонтерская деятельность детерминирована генетическими, социально-культурными и индивидуально-личностными факторами, включающими в себя компоненты профессиональной и личностной мотивации и самореализации субъекта.
С целью построения модели готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, рассмотрим подходы к ее пониманию через ведущий вид деятельности старших подростков и индивидуально-психологические особенности, включающие:
профессиональное самоопределение, «Я-концепцию», направленность личности и другие особенности.
Студентами профессионального колледжа являются старшие подростки от 15 до 18 лет.
Подростковый возраст характеризуют кардинальные изменения как физического, так и психологического состояния субъекта, открывая период индивидуализации и утверждения своей личностной уникальности и неповторимости. Феноменология социального и профессионального самоопределения старшего подростка дает обоснование для целостного анализа готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.
Теоретические и эмпирические исследования некоторых авторов показывают, что для успешного профессионального самоопределения необходимо обладать знаниями о себе, окружающих людях, о способах эффективного общения и сотрудничества (когнитивный компонент), умениями и навыками успешного межличностного взаимодействия (деятель-ностный компонент), мотивацией общения (мотивационный компонент) и определенными личностными качествами, определяющими успешность общения (личностный компонент) [1].
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что структурные компоненты психологической готовности старшего подростка к социальному и профессиональному самоопределению характеризуются активностью субъекта в решении проблем своего профессионального самоопределения.
Мотивы и ценности волонтеров представлены в исследованиях социальной психологии, в которых предприняты попытки связать просоциальное поведение (помогающее поведение, альтруизм, сотрудничество) с отдельными характеристиками личности волонтера, в частности, с его мотивационно-ценностной системой [5].
Современными исследователями доказано, что для волонтеров характерны высокий уровень социальной компетентности (индивидуального социального опыта), толерантности, социального интеллекта, волевых и коммуникативных качеств [6].
Изучение исторического развития российского волонтерского движения, его духовной составляющей, восходящей к принятию Русью православия, позволило выявить психологические особенности российского менталитета, традиций благотворительности и добровольчества, которые традиционно оказывают влияние на молодое поколение и включают: эмпатию, сопереживание, толерантность, являясь одной из основных психологических детерминант готовности к добровольчеству и помогающему поведению [2].
Е.С. Носова определяет волевую подготовленность, формирование ответственности, навыки принятия решений, развитие навыков саморегуляции, как исполнительскую в структуре психологической готовности к добровольческой деятельности [4].
А.А. Шагурова в «идеальном» портрете волонтера как субъекта успешной волонтерской деятельности, наряду с другими характеристиками, выделяет: умение работать с различными эмоциональными состояниями, толерантность в отношениях, эмпатию, высокий уровень стрессоустойчивости [8].
«Я-концепция» старшего подростка включает в себя самоопределение как единую смысловую систему обобщенных представлений о мире и самом себе, формируя внутренние субъектные позиции, отмечает О.С. Щербинина [7].
Согласно современным представлениям, волонтер - личность, для которой характерна социально ориентированная направленность личности [6].
Направленность личности как устойчивая мотивационно-ценностная система, в сочетании с эмоциональной составляющей и личностными характеристиками рассмотрена психологическими и социологическими исследованиями просоциального поведения.
Психологический механизм готовности к волонтерской деятельности, детерминированный ведущей деятельностью студента (старшего подростка) - учебно-профессиональ-
ным самоопределением, можно представить как цикл процессов (процедур и действий), побуждающих формирование готовности, который в общем виде можно представить так: «идентификация - интериоризация - индивидуализация - экстериоризация» [3].
Идентификация - как осознание своих ценностей и мотивов вступления в волонтерское движение, мотивация просоциального (альтруистического) поведения, стремление помочь нуждающимся людям, самореализоваться через помогающую деятельность.
Интериоризация - как осмысление и оценка условий, целей, задач, требований общества на основе новых знаний, умений, навыков волонтерской деятельности и информационной политики волонтеркой организации.
Индивидуализация - как определение на основе своего личностного опыта своих возможностей в реализации предстоящей волонтерской (помогающей) деятельности, выработка своего стиля деятельности; прогнозирование наиболее рациональных способов решения задач, опираясь на свои интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые процессы в достижении определенного результата.
Экстериоризация - как мобилизация сил в соответствии с требованиями, условиями и задачами, уверенность в своих силах, успешное достижение цели.
Активизация описанного цикла в процессе развития студентом своих индивидуально-личностных особенностей, включенность в специфику деятельности волонтеров обеспечивают готовность студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.
Анализ вышеизложенных концептуальных положений: о готовности как о феномене, способствующем реализации деятельности; о социокультурных, исторических и индивидуально-личностных детерминантах волонтерской деятельности; о профессиональной самореализации личности как о ведущей потребности старшего подростка и его социально ориентированной (альтруистической) направленности личности дает основания для разработки модели психологической готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.
Данные выводы стали обоснованием для построения структурной модели готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности, которая состоит из четырех взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного (взаимосвязь мотивации помощи, ценностных ориентаций и профессиональных ценностей), эмоционально-волевого (взаимосвязь эмпатии, сопереживания и толерантности), познавательно-операционального (совокупность знания, умения, навыков волонтера и актуальной информации о волонтерском движении), личностного (взаимосвязь самооценки, просоциальной направленности личности, личностной установки).
Модель готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности представлена на рисунке 1.
На основе представленной модели готовности студентов колледжа к волонтерской деятельности разработана программа подготовки студентов, с целью повышения уровня сформи-рованности структурных компонентов готовности - «Лидеры Добра», которая представляет собой практико-ориентированный алгоритм, включающий в себя систему специально подобранных мероприятий, опирающихся на принципы системности, активности и развития и направлена на гармонизацию структурных компонентов готовности студентов-волонтеров.
Модель готовности студентов к волонтерской деятельности, разработанная в рамках представленного исследования, является функциональной; эффективность программы, основанной на данной модели, подтверждается результатами исследования.
В исследовании уровня сформированности готовности студентов к волонтерской деятельности приняли участие 233 студента ГБПОУ «Озерский технический колледж»: из них 127 - контрольная группа, 106 - экспериментальная.
Рисунок 1. Графическая модель готовности студентов профессионального колледжа
к волонтерской деятельности
Данные, полученные по результатам апробации программы подготовки волонтеров, были обработаны при помощи G-критерия знаков, с целью выявления значимых различий и оценки сдвига показателей после прохождения программы.
Анализ полученных результатов показал существенные позитивные изменения всех компонентов готовности к волонтерской деятельности у студентов экспериментальной группы. Сдвиг является достоверно преобладающим, если Gэмп. < 45, при р < 0,05, для п = 106 или Gэмп. < 42, при р < 0,01, для п = 106, согласно таблице критических значений G-критерия знаков.
Таким образом, преодоление неготовности студентов к волонтерской деятельности возможно посредством ее поэтапного и системного формирования. Формирование и развитие психологической готовности студентов предполагает повышение до достаточного уровня сформированности компонентов готовности, обеспечивающее субъекту эффективную координацию и реализацию волонтерской деятельности, посредством программы подготовки волонтеров, в основу которой положена модель готовности студентов профессионального колледжа к волонтерской деятельности.
Библиографический список
1. Арон И.С. Развитие компетенций социального взаимодействия подростков-сирот в процессе формирования их психологической готовности к профессиональному самоопределению // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 2.
2. Землянская А.С. Психологические особенности российского добровольчества // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 1.
3. Марчук Н.Ю. Оптимизация профессионально-личностной направленности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012.
4. Носова Е.С. Формирование психологической готовности к волонтерской деятельности // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.
5. Романов Д.А. Современные модели толерантности обучающихся // Среднее профессиональное образование. 2013. № 12.
6. Чашкова О.Ю., Синельникова Н.А., РомановаМ.Л., Ковтун Р.И. Шлюбуль Е.Ю. Моделирование и диагностика просоциального поведения волонтеров // Научные труды КубГТУ. 2016. № 5.
7. Щербинина О.С. Методика формирования готовности подростков к социальному самоопределению // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14.
8. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 2013.
9. Отчет Федеральной службы государственной статистики за 2020 год. URL: https://www.vyatsu. ru/uploads/file/2108/tendentsii_razvitia_volonterskoy_deyatelnosti_v_kirovskoy_oblasti.pdf (дата обращения 25.03.2022).
А.С. Землянская
магистр социальной работы заведующий очным отделением «Озерский технический колледж», учебный отдел E-mail: zemlyanskaya 75@inbox. ru