Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СОСТЯЗАНИЙ (ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА)'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СОСТЯЗАНИЙ (ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перетягивание каната / спортсмены / всестороннее физическое развитие / психологическое обеспечение / тренировочный процесс / педагогические условия / соревнования / tug of war / athletes / comprehensive physical development / psychological support / training process / pedagogical conditions / competitions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич

Представлены результаты исследований по выявлению педагогических условий организации тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в перетягивании каната. Доказана выдвинутая гипотеза, основанная на предположении, что формирование уверенности в себе, психологическая готовность к сложным самостоятельным тренировкам и состязания в команде позволят повысить уровень спортивного мастерства спортсменов-силовиков. Выявлена зависимость спортивных результатов от уровня показателей групповой сплоченности и уверенности в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES SPECIALIZING IN TEAM SPORTS (TUG OF WAR)

The results of studies on the identification of pedagogical conditions for the organization of the training process of athletes specializing in tug of war are presented. The put forward hypothesis is proved, based on the assumption that the formation of self-confidence, psychological readiness for complex independent training and team competitions will increase the level of sportsmanship of power athletes. The dependence of sports results on the level of indicators of group cohesion and self-confidence was revealed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СОСТЯЗАНИЙ (ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА)»

УДК 796.896:159.947.35 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-4-85-91

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СОСТЯЗАНИЙ (ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА)

Е.А. Пронин

Представлены результаты исследований по выявлению педагогических условий организации тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в перетягивании каната. Доказана выдвинутая гипотеза, основанная на предположении, что формирование уверенности в себе, психологическая готовность к сложным самостоятельным тренировкам и состязания в команде позволят повысить уровень спортивного мастерства спортсменов-силовиков. Выявлена зависимость спортивных результатов от уровня показателей групповой сплоченности и уверенности в себе.

Ключевые слова: перетягивание каната, спортсмены, всестороннее физическое развитие, психологическое обеспечение, тренировочный процесс, педагогические условия, соревнования.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES SPECIALIZING IN TEAM SPORTS (TUG OF WAR)

Pronin E.A., candidate of pedagogical sciences, master of sports of Russia in kettlebell lifting, head of the faculty course, rabotnik 2809@yandex.ru, Russia, St. Petersburg, Mikhailovskaya Military Artillery Academy

The results of studies on the identification of pedagogical conditions for the organization of the training process of athletes specializing in tug of war are presented. The put forward hypothesis is proved, based on the assumption that the formation of self-confidence, psychological readiness for complex independent training and team competitions will increase the level of sportsmanship of power athletes. The dependence of sports results on the level of indicators of group cohesion and self-confidence was revealed.

Key words: tug of war, athletes, comprehensive physical development, psychological support, training process, pedagogical conditions, competitions.

Пронин Евгений Анатольевич, канд. пед. наук, мастер спорта России по гиревому спорту, начальник курса факультета, rabotnik2809@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Михайловская военная артиллерийская академия

Последние годы характеризуются бурным ростом результатов в командных зачетах в спортивной дисциплине «перетягивание каната». Это прямое следствие повышения теоретических знаний тренеров и спортсменов. Однако и сегодня закономерности развития таких качеств, как уверенность в себе, умение работать в команде и, в целом, психологическая готовность к сложным самостоятельным занятиям спортсмена требуют дальнейшего детального изучения.

Одной из важных проблем является выявление педагогических условий

организации тренировочного процесса спортсменов-силовиков к командной соревновательной деятельности, детальное изучение которой позволяет получить ценный материал для анализа и выявления определенных закономерностей [1].

В процессе организации тренировочного процесса важны следующие факторы: постановка целей, выбор и организация содержательной и

процедурной составляющих тренировочного процесса, мониторинг эффективности тренировочного комплекса спортсменов, тактическая подготовка. В то же время, следует отметить важность индивидуализации тренировочных заданий, используемых в тренировочном процессе.

Всестороннее физическое развитие спортсменов - важный аспект, его основой является непрерывное совершенствование физических и мо -ральных качеств спортсмена, а также рост спортивного мастерства. Всестороннее физическое развитие достигается только в процессе многолетней, перспективной круглогодичной тренировки. Вместе с совершенство -ванием физических и моральных качеств (стойкости, мужества, силы воли, настойчивости в достижении цели, чувства коллективизма, товарищества и дружбы) идет процесс адаптации организма спортсмена к более интенсивным и максимальным нагрузкам.

В достижении высокого уровня всестороннего физического развития большое значение имеют специальные упражнения и психологическая подготовка. Важны такие показатели, как групповая сплоченность и уверенность в себе. Специальные упражнения необходимо выполнять регулярно, повышать объем и интенсивность их выполнения. Рост показателей физического развития спортсмена неразрывно связан с ростом физической нагрузки, поэтому в этой связи следует рассматривать вопрос применения на тренировках метода повышенных нагрузок. Выполнение повышенных нагрузок возможно при достижении спортсменом высокого уровня физического развития. Если спортсмен физически не подготовлен, то повышенная физическая нагрузка не окажет должного эффекта и может быть опасной для здоровья. Кроме того, при применении тренировок с повышенной нагрузкой необходим педагогический и врачебный контроль, соблюдение режима и правильная организация отдыха. Только в этом случае трени -ровка с повышенной нагрузкой принесет пользу.

Целью исследования является выявление педагогических условий организации тренировочного процесса спортсменов специализировавшихся в спортивной дисциплине «перетягивание каната».

Задачи исследования:

- выявить зависимость спортивных результатов спортсменов-силовиков от уровня показателей групповой сплоченности и уверенности в себе;

- экспериментально доказать, что формирование уверенности в себе, психологическая готовность к сложным самостоятельным трениров -кам и состязаниям в команде позволит повысить уровень спортивного мастерства спортсменов-силовиков и степень их готовность к выполнению соревновательных нагрузок.

Методика и организация исследования. В спортивной дисциплине «перетягивание каната» большое значение имеют техническая, тактическая и физическая готовность спортсменов, сплоченность команды, уве-

ренность каждого спортсмена в своих силах, а также всестороннее физиче -ское развитие спортсменов [2].

Информация, полученная в ходе анализа научно-методической литературы, опроса респондентов, в роли которых выступали ведущие тренеры сборной команды Военной академии связи им. С.Н. Буденого, не позволяла в полном объеме ответить на поставленные вопросы.

В рамках исследования был проведен педагогический эксперимент, результаты которого представлены в табличной форме.

Результаты исследования и их обсуждение. Выдвинута гипотеза, предполагающая, что формирование уверенности в себе, умение работать в команде и в целом, психологическая готовность к сложным командным состязаниям позволит повысить уровень спортивного мастерства и адаптацию спортсменов к соревновательным нагрузкам [3].

Организация тренировочного процесса спортсменов, специализировавшихся в дисциплине «перетягивание каната» связана с формированием мотивации и личной заинтересованности в тренировочном процессе. В то же время особая роль в организации тренировочного процесса принадлежит тренеру, деятельность которого включает структуризацию и разра -ботку системы знаний, навыков и возможностей командного вида спорта, самостоятельность, ответственность и организацию командного вида спорта, формирование способности тренироваться самостоятельно [4].

По мнению многих тренеров, специализирующихся в командных видах спорта, в процессе тренировочного процесса и спортивной подготовки повышается сплоченность команды и уверенность спортсменов в себе. Данная тенденция хорошо просматривается среди спортсменов на этапе формирования спортивного совершенствования и высшего спортив -ного мастерства. Установлено, что важными педагогическими условиями являются: сочетание групповой и индивидуальной форм организации тренировочного процесса, разработка содержания тренировки, направленной на скоростную работу, формирование дружественной обстановки в команде, установление эмоционального контакта между тренером и спортсменом в тренировочном процессе и в ходе соревнований [5].

В рамках исследования проведен педагогический эксперимент, использовались методы определения сплоченности команды (тест Си-шора), уровня уверенности в себе (тест Райдаса), а также уровень психоло -гического стресса (Тест PSM-25).

Исследование проводилось с сентября 2022 года по январь 2023 года, в котором приняли участие первый и второй составы сборной команды по перетягиванию каната Михайловской военной артиллерийской академии (г. Санкт-Петербург) [6, 7]. Предварительно были сформированы 2 группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 8 человек в каждой.

Сравнительный анализ тестовых результатов в обеих группах перед экспериментом не выявил существенных различий. Тренировочный процесс экспериментальной группы был направлен на развитие силы и скоростной выносливости, выполнение индивидуальных тренировочных заданий, развитие морально-психологических качеств, а также повышение сплоченности коллектива.

По окончании педагогического эксперимента также в обеих группах были проведены контрольные тесты [8]. Анализ результатов тестирования показал наличие существенных различий в исследуемых выборках. Каждый этап эксперимента завершался соревновательной командной борьбой по перетягиванию каната.

Преимущественная направленность тренировочных занятий определялась подбором упражнений, направленных на развитие тех или иных качеств и формирование навыков, необходимых спортсмену. Таким образом, при выполнении всех вышеописанных условий происходило активное формирование умений самостоятельной тренировки спортсменов. Все это в конечном итоге повлияло на результаты контрольных тестов и зачетного упражнения в виде перетягивания каната [9]. Результаты эксперимента представлены в таблице.

Результаты спортсменов до и после педагогического эксперимента

Тест Контрольная группа Экспериментальная группа

До эксперимента

Тест Райдаса (уверенность в себе), балл 55,8±3,12 54,2±3,09

Тест Сишора (групповая сплоченность), балл 11,2±0,44 11,1±0,46

Тест PSM-25 (уровень психологического стресса), балл 98±5,09 97±5,17

Перетягивание каната (10 схваток), кол-во раз 7/10 3/10

После эксперимента

Тест Райдаса (уверенность в себе), балл 55,8±3,12 56,9±3,38

Тест Сишора (групповая сплоченность), балл 11,2±0,44 15,3±0,51

Тест PSM-25 (уровень психологического стресса), балл 98±5,09 108±4,04

Перетягивание каната (10 схваток), кол-во раз 3/10 7/10

Выводы. В результате исследования выявлена зависимость спортивных результатов от уровня показателей групповой сплоченности и уверенности в себе. Экспериментально доказано, что формирование уверен -ности в себе, психологическая готовность к сложным самостоятельным тренировкам и состязаниям в команде позволяют повысить уровень спортивного мастерства спортсменов-силовиков.

Результаты исследования позволили обосновать систему индивидуальных тренировочных заданий, выполнение которых зависит от установления следующих педагогических условий: сочетание групповой и инди -видуальной форм организации тренировочного процесса, разработка содержания тренировки, направленной на скоростную работу, формирова -ние дружественной обстановки в команде, установление эмоционального контакта между тренером и спортсменом в тренировочном процессе и в ходе соревнований.

Выявлено, что всестороннее физическое развитие спортсменов-силовиков играет важную роль в достижении высоких спортивных результатов, уровень которого во многом обусловлен выполнением специальных упражнений и психологической подготовкой.

Список литературы

1. Бумарскова Н.Н., Никишкин В.А., Лазарева Е.А. Перетягивание каната - от ритуальных обрядов до олимпийского и студенческого спорта // Мас-рестлинг как вид силового единоборства: становление, развитие и популяризация: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (очно-заочной) в рамках III чемпионата мира по мас-рестлингу. Якутск: ИД СВФУ, 2018. С. 196-199.

2. Баранов В.В., Павлов С.П., Фунтиков Н.Н. Гиревой спорт в физическом воспитании студентов // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сб. материалов Всерос. науч. -метод. конф. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017. С. 4144-4148.

3. Давиденко И.А., Пронин Е.А., Фадеев А.С. Экспериментальное обоснование комплексного упражнения для тренировки силовой выносливости артиллерийских подразделений // Проблемные вопросы деятельности специалистов физической культуры и спорта образовательных органи -заций МО РФ. Пути их решения: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во ВИ ЖВиВС ВА МТО им. генерала армии А.В. Хру-лева, 2022. С. 257-264.

4. Екомасова Д.Ю., Клепиков А.М., Сафошкин А.В. История развития перетягивания каната и становления, как вид спорта // Наука и совре -менность: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Таганрог: Изд-во «ДГТУ-Принт», «ЭльДирект», 2017. С. 9-13.

5. Зуб И.В. Перетягивание каната: прошлое и настоящее: сб. науч. трудов проф.-преподав. состава Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. СПб.: Изд-во ГУМиРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2017. С. 198-206.

6. Коджаспиров Ю.Г. Основы развития силы // Физическая культура в школе. 2006. № 6. С. 17-21.

7. Пронин Е.А. Педагогическая модель тренировки упражнения «армейский гиревой рывок» // Известия Тульского государственного уни -верситета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 12. С. 125-131.

8. Романова А.Д. Перетягивание каната как вид спорта: история и специфика // Студенческая наука и XXI век. 2021. Т. 18. № 1-2 (21). С.248-250.

9. Bolotin A., Bakayev V. Comparative analysis of peripheral blood circulation parameters in long-distance swimmers at middle altitude and under the conditions of a hypoxic gas environment // Sport Mont. 2020. Vol. 18. No 2. P. 113-115.

References

1. Bumarskova N.N., Nikishkin V.A., Lazareva E.A. Peretyagivanie kanata - ot ritu-al'nyh obryadov do olimpijskogo i studencheskogo sporta [Tug of war - from ritual ceremonies to Olympic and student sports] // Mas-wrestling as a type of power combat: formation, development and popularization: sat. materials of the International scientific-practical. conf. (part-time) as part of the III Mas-Wrestling World Championship. Yakutsk: ID NEFU, 2018. P. 196-199.

2. Baranov V.V., Pavlov S.P., Funtikov N.N. Girevoj sport v fizicheskom vospitanii studentov [Kettlebell lifting in the physical education of students] // University complex as a regional center of education, science and culture: Sat. materials Vseros. scientific method. conf. Orenburg: OSU Publishing House, 2017. P. 4144-4148.

3. Davidenko I.A., Pronin E.A., Fadeev A.S. Eksperimental'noe obosnovanie kom-pleksnogo uprazhneniya dlya trenirovki silovoj vynoslivosti artillerijskih podrazdelenij [Experimental substantiation of a complex exercise for training the strength endurance of artillery units] // Problematic issues of the activity of specialists in physical culture and sports of educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Ways to solve them: sat. materials of interuniversity. scientific-practical. conf. SPb.: Publishing House VI ZhViVS VA MTO im. Army General A.V. Khruleva, 2022. P. 257-264.

4. Ekomasova D.Yu., Klepikov A.M., Safoshkin A.V. Istoriya razvitiya peretyagivaniya kanata i stanovleniya, kak vid sporta [The history of the development of tug of war and formation as a sport] // Science and modernity: coll. materials I All-Russian. scientific-practical. conf. with international participation. Taganrog: DSTU-Print Publishing House, ElDirect, 2017. P. 9-13.

5. Zub I.V. Peretyagivanie kanata: proshloe i nastoyashchee [Tug of war: past and present]: sat. scientific works of prof.-teacher. composition of the State University of the Sea and River Fleet named after Admiral S.O. Makarov. St. Petersburg: Publishing House of GUMiRF im. Admiral S.O. Makarova, 2017. P. 198-206.

6. Kodzhaspirov Yu.G. Osnovy razvitiya sily [Fundamentals of strength development] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school]. 2006. No. 6. P. 17-21.

7. Pronin E.A. Pedagogicheskaya model' trenirovki uprazhneniya «armejskij girevoj ryvok» [Pedagogical model for training the exercise "army kettlebell jerk"] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 12. P. 125-131.

8. Romanova A.D. Peretyagivanie kanata kak vid sporta: istoriya i specifika [Tug-of-war as a sport: history and specifics] // Studencheskaya nauka i XXI vek [Student science and XXI century]. 2021. V. 18. No. 1-2 (21). P. 248-250.

9. Bolotin A., Bakayev V. Comparative analysis of peripheral blood circulation parameters in long-distance swimmers at middle altitude and under the conditions of a hypoxic gas environment // Sport Mont. 2020. Vol. 18. No 2. P. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.