Научная статья на тему 'Потребности и эмоции в женском спорте - значение для инновационных психосоциальных взаимодействий'

Потребности и эмоции в женском спорте - значение для инновационных психосоциальных взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
594
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ СПОРТ / ПСИХОЛОГИЯ / ЭМОЦИИ / БАСКЕТБОЛ / ТЕСТ ГОФА / WOMEN'S SPORTS / PSYCHOLOGY / EMOTION / BASKETBALL / TEST GOUGH

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Hucinski Tadeusz, Hlobil Agnieszka, Kowalczyk Jacek

В мировом спорте психология используется на протяжении долгого времени. В наиболее развитых спортивных странах уже на протяжении многих лет внимание акцентируется на развитие психологической и тренерской компетенций, а не просто на развитие спортивных технических навыков. Спортивные соревнования по баскетболу протекают в условиях конфликта, и вследствие этого они оказывает многостороннее влияние на психическую деятельность участников. Более того, эффективность деятельности во время игры зависит в большой степени от уровня развития психо-эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер спортсменов. Следовательно, изучение психологического фактора в процессе достижения спортивного мастерства по баскетболу в женской сборной, для которой характерны специфические психологические особенности, представляет значительный интерес. Исследование личностной предрасположенности и как результат психо-социального поведения играет важную роль в спортивной деятельности, во время тренировочного процесса, а также во время соревнований. Установление между различными характеристиками психолого-педагогического взаимодействия является необходимым для процесса индивидуального и группового управления командой в экстремальных ситуациях. В первой части статьи мы представим характеристики личности, которые оценивались с помощью теста Гофа (шкала творческих характеристик личности), которые значительно коррелируются со спортивной эффективностью, а также с моделью личности, обусловливающих высокую эффективность спортивной игры. Во второй части статьи мы представим инновационную психологическую систему взаимодействия между намерением, уверенностью в себе, эмоциями, оказывающего влияние на игровую концентрацию в командной сплоченности и в самостоятельно созданной игроком ситуации. Система IMOPEKSIS представляет собой синтез новейших достижений в сфере достижения успешности, бизнеса и спортивной психологии, имеет 30-летний опыт постоянных экспериментальных тренировок и спортивных соревнований. Эксперимент подтвержден ежедневными изменениями поведения, индивидуума и партнера, группы, ситуационных эмоций, оцененными спортивными достижениями женской баскетбольной команды в качестве вице-чемпионов на мировых и европейских чемпионатах и медалями польского чемпионата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Hucinski Tadeusz, Hlobil Agnieszka, Kowalczyk Jacek

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEEDS AND EMOTIONS IN WOMEN''S SPORTS - IMPLICATIONS FOR INNOVATIVE PSYCHOSOCIAL INTERACTIONS

Sport in the world has been utilising psychology for a long time. In the most developed sports countries much higher emphasis has been laid for many years rather on development of psychosocial and coaching competence than strictly technical acquirements. Sports competition in basketball proceeds in conflict conditions and due to this it exerts a multilateral effect on psychic activities of participants. What is more, activity effectiveness during the game depends in a large degree on the development level of the psychoemotional, intellectual and volitionary sphere of sportsmen. Hence, investigations of the psychological factor on the process of achieving sports mastery by basketball women players, characterised by specific psychological characteristics, raise significant interest. Investigation of individualistic predispositions and resulting psychosocial behaviour plays an important role in sports activities, during the training process, as well as during competitions. Determination of relations between different psychological and pedagogical interaction characteristics is necessary for the individual and group management of a team in extreme situations. In the first part of the paper we will present personality characteristics assessed by the Gough test, which significantly correlate with sport effectiveness, as well as the personality model, conditioning high game effectiveness. In the second part we will present an innovative psychosocial system of mutual interactions between intentions, self-confidence, emotions, influence on game concentration in the team cohesion and situation self-creation system. IMOPEKSIS comprises the synthesis of newest achievements in the scope of success, business and sports psychology with 30-years experience of a permanent training experiment and sports competition. Experience has been verified by everyday variability of behaviour, individual and partner, group, situation feelings evaluated by sports successes in the form of World, European Vice-Championships and Polish Championship medals in women's basketball.

Текст научной работы на тему «Потребности и эмоции в женском спорте - значение для инновационных психосоциальных взаимодействий»

Раздел VI

РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

УДК: 159.9 Б01: 10.12737/11857

ПОТРЕБНОСТИ И ЭМОЦИИ В ЖЕНСКОМ СПОРТЕ - ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

ТАБЕШ7 НиСШБЮ, ЛС№Е57КЛ НШВ1Е, 1ЛСЕК К0ШЛЪС7УК

Кошалинский Технологический университет, факультет технологии и образования, и1. БтайееИеН 2, Ковгсйт, Польша, 75-453

Аннотация. В мировом спорте психология используется на протяжении долгого времени. В наиболее развитых спортивных странах уже на протяжении многих лет внимание акцентируется на развитие психологической и тренерской компетенций, а не просто на развитие спортивных технических навыков. Спортивные соревнования по баскетболу протекают в условиях конфликта, и вследствие этого они оказывает многостороннее влияние на психическую деятельность участников. Более того, эффективность деятельности во время игры зависит в большой степени от уровня развития психо-эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер спортсменов. Следовательно, изучение психологического фактора в процессе достижения спортивного мастерства по баскетболу в женской сборной, для которой характерны специфические психологические особенности, представляет значительный интерес. Исследование личностной предрасположенности и как результат психо-социального поведения играет важную роль в спортивной деятельности, во время тренировочного процесса, а также во время соревнований. Установление между различными характеристиками психолого-педагогического взаимодействия является необходимым для процесса индивидуального и группового управления командой в экстремальных ситуациях. В первой части статьи мы представим характеристики личности, которые оценивались с помощью теста Гофа (шкала творческих характеристик личности), которые значительно коррелируются со спортивной эффективностью, а также с моделью личности, обусловливающих высокую эффективность спортивной игры. Во второй части статьи мы представим инновационную психологическую систему взаимодействия между намерением, уверенностью в себе, эмоциями, оказывающего влияние на игровую концентрацию в командной сплоченности и в самостоятельно созданной игроком ситуации. Система ГМОРЕКЫБ представляет собой синтез новейших достижений в сфере достижения успешности, бизнеса и спортивной психологии, имеет 30-летний опыт постоянных экспериментальных тренировок и спортивных соревнований. Эксперимент подтвержден ежедневными изменениями поведения, индивидуума и партнера, группы, ситуационных эмоций, оцененными спортивными достижениями женской баскетбольной команды в качестве вице-чемпионов на мировых и европейских чемпионатах и медалями польского чемпионата.

Ключевые слова: женский спорт, психология, эмоции, баскетбол, тест Гофа.

1. Потребности как основа оценивания пси-хо-педагогического поведения в сфере эмоций, намерений, формирования уверенности в себе, концентрации игрока и группы во время тренировок и спортивных соревнований. Формирование правильных взаимоотношений в системе «баскетболист - баскетболист» и «тренер - баскетболист» является исключительно сложной и деликатной задачей. В этих системах многое зависит от личностных черт самого тренера, а также его учеников. Установлено, что эти отношения зависят от объективных факторов (возраста, пола, уровня спортивной подготовки, времени, проведенного с данным тренером во время тренировки), а также от субъективных факторов (интеллектуального и культурного уровня разви-

тия тренера и игроков, стиля руководства, психологическая сплоченности, личностно-ценностной системы и взглядов на жизнь) [1,14,15]. Актуальность проблемы лидерства в баскетболе подчеркивается многими специалистами, которые указывают, что отсутствие лидеров в спортивной команде можно рассматривать как отрицательный синдром [19,21]. Исследование личностной предрасположенности (склонности) играет важную роль в спортивной деятельности - в ходе тренировочного процесса, а также во время соревнований. Установление отношений между различными характеристиками предрасположенности (склонности) особенно важно в реализации принципов индивидуализации. У спортивных игроков (в том числе, баскетболистов) проявляются

более высокие показатели нейротизма, восприимчивости (чувствительности), проницательности, страха, возбуждения и коллективизма (общности) [4,12,16,17]. Личностные особенности спортсменов разного уровня психической готовности (полной, частичной, неполной, низкой) резко отличаются в рамках таких показателей, как: мобилизация, самоконтроль, нейротизм, чувство вины, агрессивность, депрессия, страх, стресс, изменение настроения, волнение, возбуждение. Спортсмены с высоким и низким уровнем психической готовности - это люди с разной личностной структурой [22]. Сравнение личностных характеристик спортсменов различных видов спорта (в том числе, баскетболистов), их квалификации, возраста с характеристиками людей, не занимающихся спортом, показало, что наиболее различимыми личностными особенностями спортсменов высокого класса являются высокая эмоциональная стабильность, пыл (лихость), уверенность в себе, осознание целей, самоконтроля, независимость в оценке сложных ситуаций, а также терпение и сила воли, стремление к групповому и индивидуальному лидерству, смелость [4,9,11,18,20].

Целью исследования является определение личностных характеристик, оцениваемых с помощью теста Гофа, показатели которого значительно корре-лируется со спортивной эффективностью [6-11]. В исследовании были включены 40 женщин баскетболисток сборной Польши первой и второй лиги.

Соотношение показателей шкалы тест Гофа и игровой эффективности оценивалось на основе коэффициента корреляции Пирсона. Следует подчеркнуть, что только пять из них отличны от нуля, согласно статистической значимости критериев. Таковыми показателями являются: самоуверенность, лабильность, потребность в гетеросексуальных контактах,

потребность изменении, готовность обратиться за помощью. Эти пять показателей шкалы теста Гофа стали более репрезентативны при последующем подробном статистическом анализе. В ходе последовательных этапов статистического анализа была предпринята попытка построить математическую модель, с помощью которой можно определить игровую эффективность каждой женщины-игрока, основываясь на уровнях шкалы теста Гофа. Для достижения этой цели был применен многомерный регрессионный анализ, с помощью которого была модель-уравнение, описывающая соотношение игровой эффективности и показателей шкалы теста Гофа (табл. 1).

Линейный регрессионный анализ проводился с учетом каждого показателя шкалы Гофа, используемого во множественной регрессии. Результаты были представлены в порядке убывания переменных.

ZM шкала (потребность в изменении). Четкая связь наблюдается между игровой эффективностью и 20 показателями ZM шкалы. Эффективность увеличивается пропорционально шкалы уровня. Например, если ZM уровень уменьшается на 2 единицы, эффективность возрастает на 0,2. Шкала 20 измеряет потребность в поиске новых ощущений. Чем выше уровень шкалы достигнут, тем более женщина-игрок склонна к принятию спонтанных решений, быстрее реагирует на новые ситуации, склонна действовать в сложных ситуациях.

GP шкала (готовность обратиться за помощью).

Эффективность игрока возрастает с увеличением уровня этой шкалы. Если уровень увеличивается на 2 единицы по данной шкале, то эффективность увеличивается на 0,15. Данная шкала измеряет готовность игрока изменить свое поведение. Для женщин-игроков, проявляющих оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, доброжелательное отношение, характерен достаточно низкий уровень этой шкалы.

NIE шкала (потребность в гетеросексуальных контактов). Увеличение уровня данной шкалы положительно влияет на игровую эффективность женщины-игрока. Если уровень увеличивается на 4 единицы по шкале, то эффективность увеличивается на 0,2. Данная шкала связана с потребностью в гетеросексуальных контактах. Для лиц, достигших высоких результатов, характерен интерес к жизни и реальности. Они открыты, доброжелательны, общительны.

СВ шкала (оборонительная позиция). Было установлено на основании данных наблюдений, что уровень этой шкалы не влияет на игровую эффективность, даже в случае его значительного увеличе-

Таблица 1

Показатели регрессионного анализа

Шкала Гофа Показатели регрессионного анализа для определения эффективности К=0.667; Г(5.34)=5Л5; р<0.00086 Стандартная ошибка =0644

BETA коэффициент Стандартная ошибка BETA Коэффициент B Стандартная ошибка B Тест t (34) Уровень значимости

Постоянный коэффициент .292 .206 1.418 ,165

ZM - потребность в изменении .277 .135 .065 .032 2.057 .047

GP - готовность обратиться за помощью .347 .132 .068 026 2.621 ,013

NIE - потребность в гетеросексуальных контактах .533 .182 .076 .026 2.932 .006

CB -оборонительная позиция -.838 .344 -.068 ,028 -2.436 .020

ZR - потребность понять себя и других .464 .323 .045 .031 1.4З9 .159

ния. Данная шкала является одной из контрольных шкал. Лица, достигшие высоких результатов, хорошо адаптируются, они выносливы, они контролируют себя. Высокая степень самоконтроля, вежливость и чувство долга характерны для этих игроков.

ZR шкала (потребность понять себя и других). Эта шкала лишь незначительно влияет на эффективность женщины-баскетболистки. При увеличении уровня на 4 единицы по данной шкале, эффективность возрастает лишь 0,04. Шкала измеряет потребность в понимании себя и других, в стремлении получить новый опыт, избегая рутины. Следующие личностные характеристики влияют на увеличение уровня по данной шкале: бдительность, наблюдательность, склонность предаваться фантазиям, откровенность, зрелость, критический характер, легкомыслие и чувственность. Лица с высокими показателями - чувствительны, восприимчивы к медиации, им нравится жалеть себя.

Интерпретация выделенных шкал позволяет утверждать, что следующие шкалы показывают наибольшую связь с эффективностью деятельности женщины-баскетболистки: ZM, GP и NIE.

С другой стороны, ZR шкала лишь незначительно влияет, а СВ шкала совсем не влияет на эффективность деятельности женщины-игрока. Регрессионное уравнение на основе всех пяти выделенных шкал описывает наиболее совершенную модель игровой эффективности личности.

Проведенный анализ, основанный на собственных результатах исследования и литературных данных, позволяет ответить на вопросы, поставленные в данной статье.

Результаты и их обсуждение:

а) определены и выделены личностные особенности с помощью теста Гофа, показатели которого значительно коррелируется со спортивной эффективностью, оцениваемой методом суммирования полученных баллов;

б) предпринята попытка построить наиболее полезную модель игровой эффективности, основываясь на личностные характеристики по тесту Гофа.

В результате отбора переменных в соответствии с анализом теста С. Фишера, была построена модель (уравнение), базирующаяся на 5 отдельных шкалах теста Гофа (из 24), которые позволяют измерить эффективность возможностей игрока:

ЭФФЕКТИВНОCTЬ=0,29+0,05*ZM + 0,07*GP + +0,07*NIE-0,06*CB+0,04*ZR.

Вычисленные уровни теоретически строго связаны с эмпирически определяемыми личностными характеристиками. Собранный материал исследования является одной из первых попыток, демонстрирующей возможности женщин-баскетболисток, применяя с самого начала тестирование эффективности деятельности на основе определения личностных особенностей игрока.

Оценки потребностей, полученные из шаблона модели, имеют практико-ориентированный характер для организации мероприятий тренерской деятельности, которая будет представлена в виде системы взаимного взаимодействия эмоций, мотиваций, уверенности в себе, концентрации, сплоченности и игровой эффективности.

Рис. 1. Схематическое описание типового шаблона потребностей (собственное исследование)

2. 1МОРЕКв1в как психосоциальная система взаимных взаимодействий, совершенствования и подготовки игрока и команды в баскетболе.

Польская система подготовки тренеров, в большой степени зависимая от государственных Академий физической культуры, по-прежнему готовит тренеров таким образом, что они только способны научить конкретным техническим элементам и маневренности, и не используют никаких ноу-хау и обширных знаний из области спортивной психологии и педагогики. По этой причине, часто можно услышать вопросы о том, как мотивировать, как концентрироваться, как управлять эмоциями, использовать интуицию, сформировать уверенность в себе. Эта система взаимодействия готова ответить именно на эти вопросы. Кроме того, данная система нацелена на изменение менталитета и общего подхода к роли тренера-наставника, согласно новейшей тенденции позитивной психологии, таким образом, что спортивные тренировочные процессы, состоящие из реального и принятого вызова, одновременно предоставляют игроку подлинное удовлетворение от достижения видимого прогресса. Согласно этой теории, тренер высвобождает человеческий потенциал, максимизируя собственную деятельность / эффективность - он не передает знания, а организует мышление, задавая соответствующие вопросы, выдвигая задачи игроку, вдохновляя его к действию, создавая среду для саморефлексии, для анализа информации и обратного взаимодействия [2,23].

Система IMOPEKSIS является практико-ориентированным разработанным инструментом,

создание которой осуществлялось в течение 30-летней экспериментальная работы с высоко квалифицированной командой женщин-баскетболисток, участвующих в чемпионатах мира, Европы, Польши и в предолимпийских турнирах. Механизмы и поведенческие методы в такой системе позволяют выявить новые значения чувств, которые без анализа причин и потребностей в совокупности приведут к неверному и неадекватному взаимодействию участников в решающих ситуациях (трудных и экстремальных).

Система ¡МОРБКБ1Б базируется на следующих положениях. Одним из положений системы является самоконтроль собственных чувств, который должен проявляться на многих уровнях: контроль действия или поведения, контроля скрытых физиологических импульсов, контроль интеллектуальных функций (например, контроль мыслей) и контроль эмоций (например, чувств). Это требует работы над всеми психосоциальными факторами, начиная с интуиции, через мотивацию, концентрацию к чувству уверенности в себе и контролю эмоциями.

Вторым важным положением системы является оптимальный опыт. Главная особенность оптимального опыта заключается в том, что этот опыт и является самоцелью. В процессе приобретения опыта задача, стоящая перед человеком, состоит в максимальном вовлечении в этот процесс, таким образом, он самопроизвольно повышает свое мастерство. Деятельность, приводящая к приобретению опыта, дает ощущение новых открытий и создает впечатление перемещения в другую прогрессирующую реальность [3].

Внутренний диалог является одной из базовых компетенций, связанных с самоконтролем и контролем (управлением) взаимодействия с партнером, понимается как способность и склонность к преобладанию сознательных размышлений над собственными, внутренний мир чувств, потребностей и эмоций. В коммуникации внутренний диалог имеет ключевое значение, поскольку он включает в себя основы эффективного управления в каждом взаимодействии.

Эффективная эмпатическая коммуникация понимается как процесс обмена информацией, невозможен без расширения возможностей и полномочий партнеров, без обучения и принятия взаимных потребностей и чувств. Внутренний диалог позволяет постичь собственные чувства и понять их истинную природу. В данном аспекте, расширение возможностей и полномочий игрока тренером становится возможным. Целью эффективной коммуникации является достижение внутреннего диалога, и задача тренера заключается в организации коммуникации с игроком таким образом, чтобы тот достиг состояния внутреннего диалога. Положительные условия для эффективного внутреннего диалога могут быть созданы, если мысли сосредоточены на дан-

ном моменте («здесь и сейчас»), а также на определенных целях и вытекающих из них задачах.

Рис. 2. Схематическое описание системы ¡МОРБКБК (собственное исследование)

Намерения. Этот элемент системы 1МОРЕКБ1Б соответствует потребностям в изменении согласно шаблону модели. Существует 3 шкалы намерений игрока и тренера: добросердечная (положительная), недоброжелательная (отрицательная) и двойственная (смешанная). Хорошие намерениями - это отношение в пользу команды, в котором собственное эго не доминирует над потребностями команды. Плохие намерения - это эгоистические намерения, их цель - укрепить уверенность в себе, собственное эго, вне командного контекста. Если игрок признает трудность этой задачи и возможности ее выполнения, это указывает на его добрые намерения по отношению к тренеру и команде и свидетельствует о превалировании его неэгоистического мышления над эгоистическими. Тренер может использовать двойственные намерения, но никогда - недоброжелательные. Общим знаменателем его деятельности в аспекте намерений заключается в том, чтобы избежать персонализации и расширения отношений.

Баланс мотивации. Мотивация - это совокупность явлений, определяющих цель поведения и стимулирующих запуск данного действия. Мотивация равновесия возникает, когда внутренняя мотивация превышает внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация - это состояние стресса, в котором эффективные действия предпринимаются из-за желания почувствовать собственные успехи. Внутренняя мотивация является результатом индивидуальных потребностей и стремления к самореализации. Наиболее эффективное действие, основанное на внутренней мотивации, связано с умением установить

соответствующие цели. Эти цели должны быть признаны полезными и достижимыми, они позволят ощутить радость и удовлетворение от их достижения. В целях достижения ответственности, следует проводить оценку-рейтиг задач в отношении оптимальных возможностей, таким образом, чтобы спортсмен превратился автором самого себя. Потребность в изменении и оборонительная позиция согласно шаблону модели - заключаются во внутренней мотивации. В этом смысле, оборонительное отношение интерпретируется как положительный эгоизм, способствующий нашему развитию, - собственное ощущение целенаправленного достижения прогресса в отношении партнера, его целей, мечт.

Самоуверенность. Аналогично мотивации, в поддержании надлежащего психологического равновесия играет существенную роль самоуверенность. Самооценка не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой. Низкая степень уверенности в себе вызывает страх, уменьшая концентрацию и, по сути, негативно сказывается на эффективности и чувстве удовлетворения. Человек, который имеет проблемы из-за низкой степени уверенности в себе, часто не способен выразить собственное мнение и принять эффективные решения. Слишком высокая степень уверенности в себе (например, бесцеремонность) уменьшает мотивацию в ходе игры и тренировки. Это является причиной ненадлежащей и реальной оценки собственных возможностей и, впоследствии, создает сложность для оптимальной подготовки спортивного соперничества [6].

Управление эмоциями. Это компонент модели IMOPEKSIS является наиболее совместимым с потребностью в готовности обратиться за советом.

Каждый контакт тренера с игроком строит взаимные эмоциональные отношения, следовательно, тренер должен сознательно управлять каждым взаимодействием. Управление эмоциями - это умение «входить» во внутренний мир собственных чувств и чувств других людей. Точка контроля над эмоциями находится внутри каждого из нас - значит, это мы должны иметь контроль над эмоциями [5]. Управление эмоциями - это также умение управления конфликтом. Умение задавать необходимые вопросы и активное слушание позволяет изучить реальные эмоции других людей. Умение наблюдать, понимать и выражать эмоции позволяет организовать подлинную коммуникацию между тренером и игроком. Потребности игрока должны быть ощутимы на уровне настроения, чтобы не допустить эмоционального разочарования (фрустрации).

Концентрация. Концентрация связанная с четко сформулированными целями и немедленным получением обратной информации, упорядочивает сознание, позволяя сосредоточиться на том, что является наиболее актуальным для достижения эффективности в действии. Концентрация позволяет по-

чувствовать оптимальное движение в приобретении опыта, обеспечивающая высочайшую удовлетворенность. Чтобы достичь наивысшей степени концентрации, определенные цели и задачи должны иметь личностно значимый характер, т.е. быть значимыми и продуктивными для себя лично. Если игрок теряет индивидуальную концентрацию, ему необходимо предложить более простую задачу, чтобы он, как можно скорее, обрел радость и удовлетворение.

Сплоченность. Большое значение имеют потребности понимать себя и других, изменения в соответствии с шаблоном модели. Каждый игрок должен знать, понимать и принимать свою роль и роль других членов команды, основываясь на эмпатии, толерантности, уважении и дружбы. С другой стороны, тренер должен как можно лучше знать игроков, он должен формировать среду совместного принятия решений игроками. Тренер определяет командные цели и обучает способам их достижения, он должен убеждать каждого игрока в его личностной значимости для команды, подчеркивая положительные аспекты реализации командной концепции (независимо от результата). Для достижения группового творчества, следует добиваться осознания собственных, партнерских, групповых чувств, и, как следствие, эффективного решения ситуации.

Интуиция. Лучший способ совершенствования умений подсознательно принимать решения - это как можно чаще прислушиваться к сигналам, посылаемым интуицией. Если тренер хочет развивать эти умения у своих игроков, он должен игрокам позволять принимать автономные решения и побуждать их предпринять действия на основе происходящих сигналов из внутреннего диалога игрока, и не объективизировать его схематический способ мышления.

Эффективность. Согласно принципу Парето (для вас - 20% того, на что у вас есть влияние, будет заключаться в 80% вашего участия, для остальных -эти 80% составляют 20% вашего участия), психосоциальное взаимодействие в процессе тренировки и спортивных состязаний способствует на 80% эффекту действия [13]. Процесс психосоциального контроля эффективности зависит от поддержания желания понимать положительные намерения других без личной оценки и оптимальной мотивации. Для достижения уверенности в выполнении действий, задачи должны быть корректно снижены до оптимальных, обеспечивая последующее эмоциональное разочарование (фрустрацию). Такой процесс обеспечивает оптимальную концентрацию и добавляет значимость в игровую эффективность.

Заключение. Представленная система взаимодействий и анализа - это попытка опровергнуть миф, согласно которому психосоциальные элементы являются особенностями, которые не могут быть разработаны в значительной степени; а также изменить типичное мнение о том, что данный человек/игрок явля-

ется таким, как есть и не может измениться. Возможность использовать знания, компетентность в сфере чувств, ощущений, симптомов потребностей игрока, представленных в шаблоне модели, увеличивает вероятность успеха на мировом и олимпийском уровне, что подтверждается спортивными результатами женской баскетбольной команды на мировых, европейских и польском чемпионатах.

Литература

1. Bogdanowa D. J., Rukowodstwo i liderstwo w sportiwnoj komande. Psichologiczeskij klimat i mezlic-znostnyje otnoszenia w komande. Psychologia fizic-zeskogo wospitaniai sporta. Moscow, 1979.

2. Brzezinski M., Biznes czyli kupa ludzi. War-szawa, 2002.

3. Csikszentmihalyi M. Przepfyw. Taszow, 2005.

4. Gordon S.M., Ilin A.B., Ocenka licznosti sportsmenow raznych spiecjalizacij i kwalifikacji. Teoriai praktyka fiziczeskoj kultury, 2003.

5. Gladwell M., Punkt przelomowy. Krakow,

2005.

6. Hucinski T., Psychospoleczne uwarunkowania optymalnej gotowosci sportowej w olimpizmie. War-szawa, 2012.

7. Hucinski T., Makurat F., Efektywnosc w walce sportowej a cechy osobowo sciba dane testem Cattella, Wychowanie Fizycznei Sport. Warszawa, 1999. S. 37-49.

8. Hucinski T., Makurat F., Factors determining basketball success in extreme circum-stances, W: Factors determining basketball success in extreme circumstances // Wychowanie Fizycznei Sport. 1999. vol. 43. nr supl. 1. S. 218-219.

9. Hucinski Т., Makurat F. Efektywnosc walki sportowej w koszykowce w kontekscie cech osobowosci zawodnikow w swietle badan wlasnych // Rocznik Nau-kowy. Т. X. AWF, Gdansk.- 2001.-S. 7-25.

10. Hucinski T., Makurat F., Krzykowski G., Efektywnosc sportowa koszy karekai chcech yosobowosci, Rocznik Naukowy Akademii Wychowa-nia Fizycznego AWF Gdansk, 2000. S. 50-58.

11. Hucinski T., Makurat F., Krzykowski G., Efektywnosc walki sportowej w koszykowce, w kontekscie cechosobowosciza wodnikow w swiet lebadan wlasnych, Rocznik Naukowy AWFiS. Gdansk, 2001.

12. Iljin A.W., Ocenka licznostii sorewnowatelnoj gotownosti sportsmenow raznoj specjalizacji i kwalifi-kacji. Awtoref. dis. kand. ped. Nauk, 2002.

13. Jazdon A., Doskonalenie zarz^dzania jakosci^. Bydgoszcz, 2001.

14. Ljach W., Koszykowka. Podr^cznik dla stu-dentow Akademii Wychowania Fizycznego, Cz. 2.. Krakow, 2007.

15. Martens R., Sporto psichologijo svadovas tren-eriui. Coaches guide to sport psychology. Vilnius, 1999.

16. Malinauskas R. K., Osobiennosti charaktera b studentow - legkoatletow i basketbolistow // Teoria i praktyka fiziczeskoj kultury. 2001. N 5. S. 23-25.

17. Malinauskas R. K., Osuszczestwlenie program fornirowania psichologiczeskich nawykow w komanda chpobasketbolu. Nauka w olimpijskomsportie. Moskwa, 2003. S. 119-124.

18. Markielow W. Psichologo-pedagogiczeskije as-pekty integralnego podchoda k uprawieniu razwitjem indiwidualnosti sportsmen // Teoria I praktika fizic-zeskoj kultury. 2006. Nr 2. S. 24-26.

19. Pluta B. The multiaspectual role of the leader In team sport games on the basis of basketball, Studies in Physical Culture & Tourism // University School of Physical Education in Poznan. 2005. Vol. 12(2). P. 85-90.

20. Rychta T., Osobowoscgracza. Human Movement, N 3, AWF Wroclaw, 2001. S. 76-85.

21. Weller K., Identification of leaders of a professional basketball team // Journal of Applied Research in Coaching and Athletics. 1988. Vol. 3. P. 158-171.

22. Wiatkin B., Lozkin G. Integralnaja indiwidual-nost czlowieka w sportiwnoj dejatielnosti // Nauka w olimpijskom sportie. 2002. nr 1.

23. Whitmore J., Coaching. Treningaktywnosci. Warszawa, 2011.

NEEDS AND EMOTIONS IN WOMEN'S SPORTS - IMPLICATIONS FOR INNOVATIVE PSYCHOSOCIAL

INTERACTIONS

TADEUSZ HUCINSKI, AGNIESZKA HLOBIE, JACEK KOWALCZYK Koszalin University of Technology, Faculty of Technology and Education, ul. Sniadeckich 2, Koszalin, Poland, 75-453

Abstract. Sport in the world has been utilising psychology for a long time. In the most developed sports countries much higher emphasis has been laid for many years rather on development of psychosocial and coaching competence than strictly technical acquirements. Sports competition in basketball proceeds in conflict conditions and due to this it exerts a multilateral effect on psychic activities of participants. What is more, activity effectiveness during the game depends in a large degree on the development level of the psychoemotional, intellectual and volitionary sphere of sportsmen. Hence, investigations of the psychological factor on the process of achieving sports mastery by basketball women players, characterised by specific psychological characteristics, raise significant interest. Investigation of individualistic predispositions and resulting psychosocial behaviour plays an important role in sports activities, during the training process, as well as during competitions. Determination of relations between different psychological and pedagogical

interaction characteristics is necessary for the individual and group management of a team in extreme situations. In the first part of the paper we will present personality characteristics assessed by the Gough test, which significantly correlate with sport effectiveness, as well as the personality model, conditioning high game effectiveness. In the second part we will present an innovative psychosocial system of mutual interactions between intentions, self-confidence, emotions, influence on game concentration in the team cohesion and situation self-creation system. IMOPEKSIS comprises the synthesis of newest achievements in the scope of success, business and sports psychology with 30-years experience of a permanent training experiment and sports competition. Experience has been verified by everyday variability of behaviour, individual and partner, group, situation feelings evaluated by sports successes in the form of World, European Vice-Championships and Polish Championship medals in women's basketball.

Key words: women's sports, psychology, emotion, basketball, test Gough.

1. Needs as the basis for assessment of psy-chopedagogical behaviour in the aspect of emotions, intentions, shaping of self-confidence, player and group concentration during training and sports competition. Forming of proper relations in the system "basketball player - basketball player" and "trainer - basketball player" is an exceptionally difficult and delicate task. In these systems much depends on individual attributes of the trainer himself, as well as his pupils. It has been determined that these relations are affected by objective factors (age, sex, sports level, time spent with a given trainer during training), as well as subjective (intellectual and cultural development level of the trainer and players, the management style, psychological cohesion, identity of systems of value and the outlook on life) [1,14,15]. The timeliness of the leadership problem in basketball is emphasised by many specialists indicating that lack of leaders in a sports team can be considered as a negative syndrome [19,21]. Investigation of individualistic predispositions plays an important role in sports activities - during the training process, as well as during competitions. Determination of relations between different predisposition characteristics is particularly important when applying individualisation principles. Sports players (including basketball players) show higher neu-rotism, recipience, perspicacity, fear, exaltation and collectivity indexes [4,12,16,17]. Personality characteristics of sportsmen of different mental readiness level (complete readiness, close to complete, incomplete, low) distinctly differ in the scope of these indexes, such as: mobilisation, self-control, neurotism, feeling of guilt, aggressiveness, depression, fear, stress, change of mood, excitement, exaltation. Sportsmen with a high and low mental readiness level are people of different personality structure [22]. Comparison of data concerning personality characteristics of sportsmen of various specialities (including basketball players), qualifications, age and persons not dealing with sports has shown that the most distinguishable personality characteristics of high class sportsmen include: high emotional stability, mettle, self-confidence, awareness of goals, self-control, independence in assessment of complex situations, also patience and wilfulness, endeavour to lead a group, individuality and courage [4,9,11,18,20].

The aim of investigations was determination of personality characteristics assessed by the Gough test, which

significantly correlate with sport effectiveness [6-11]. Investigations covered women basketball players of the Polish national team, the first, as well as the second league. In total 40 women basketball players had been tested.

The relation of the Gough test scale and game effectiveness has been assessed on the basis of the Pearson correlation coefficient. It should be emphasised that only five of them differ from zero according to statistical significance criteria. They are: self-confidence, lability, need for heterosexual contacts, need for change, readiness to seek help. Five Gough test scales became more demonstrative during later detailed statistical analysis. During the consecutive statistical analysis stage an attempt was undertaken to construct a mathematical model by which one may determine the playing effectiveness of each woman player basing on Gough test scale levels. In this aim a multidimensional regression analysis was used, by which a model equation was created, describing the relation of game effectiveness and Gough test indexes:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 1

Regression analysis indexes

Gough scale Regression analysis indexes for effectiveness R=0.667; F(5.34)=5.45; p<0.00086 Standard error =0644

BETA coefficient Standard error BETA Coefficient B Standard error B Test t (34) Significance level

Constant coefficient .292 .206 1.418 ,165

ZM - need for change .277 .135 .065 .032 2.057 .047

GP - readiness to seek help .347 .132 .068 026 2.621 ,013

NIE - need for heterosexual contacts .533 .182 .076 .026 2.932 .006

CB - defensive attitude -.838 .344 -.068 ,028 2.436 .020

ZR - the need to understand oneself and others .464 .323 .045 .031 1.4З9 .159

Linear regression analysis was performed taking into account each of the Gough scales used in multiple regression. Results have been presented in the order of

decreasing variables.

ZM SCALE (need for change) A distinct relation has been observed between game effectiveness and the 20 ZM scale. Effectiveness increases proportionally to the scale level. For example, if the ZM level decreases by 2 units, effectiveness increases by 0.2. Scale 20 measures the need for seeking new experience. The higher the scale level achieved, the more the woman player is inclined to undertake spontaneous decisions, reacts faster to new situations, is inclined to act in complex situations.

GP scale (readiness to seek help). Player effectiveness increases with increase of this scale. If the level increases by 2 units according to the scale, effectiveness increases by 0.15. The GP scale measures readiness of the player for change of her behaviour. Women players showing optimism, even-minded, belief in themselves, a friendly attitude, are characterised by a rather low scale level.

NIE scale (need for heterosexual contacts). Increase of the NIE scale level positively affects woman player game effectiveness. If the level increases by 4 units according to the scale, effectiveness increases by 0.2. The NIE scale is connected with the need for heterosexual contacts. Persons achieving high results are characterised by interest in life and reality. They are open, friendly, communicative.

CB scale (defensive attitude). It has been determined on the basis of data from observations that the level of this scale does not affect game effectiveness, even in case of a large increase. The given scale is one of the control scales. Persons achieving high results adapt well, they are tough, they control themselves, they are characterised by high self-observation, politeness and sense of duty.

ZR scale (the need to understand oneself and others). This scale only insignificantly affects woman basketball player effectiveness. If the level increases by 4 units according to the ZR scale, effectiveness increases by 0.04 only. The scale measures the need to understand oneself and others, of seeking new experience, avoiding routine. The following personality characteristics affect increase of the scale level: alertness, perceptiveness, inclination to indulge in fantasy, frankness, maturity, a critical character, superficiality and sensuality. Persons with high indexes are sensible, susceptible to mediation, they like to pity themselves.

Interpretation of extracted scales allows statement that the following scales show the greatest connection with woman basketball player effectiveness: ZM, GP and NIE.

On the other hand, the ZR scale only insignificantly affects, and the CB scale does not affect woman player activity effectiveness. The regression equation based on all five extracted scales describes the most perfect game effectiveness personality model.

The performed analysis, based on own investigation results and literature data, allows answering questions posed in the paper.

As a result:

a) personality characteristics have been separated, assessed by the Gough test, which significantly correlate with sport effectiveness assessed by the method of summing of achieved points;

b) an attempt has been made to construct the most useful game effectiveness model, basing on personality characteristics assessed by the Gough test.

As a result of variable selection in accordance with analysis of the S. Fischer test, a model (equation) has been constructed, basing on 5 separated Gough tests scales (out of 24), which allow player effectiveness measurement possibility:

EFFECTIVENESS=0.29+0.05*ZM+0.07*GP+0.07*NIE--0.06*CB + 0.04*ZR.

Calculated levels theoretically are strictly connected with empirically determined personality characteristics. The collected material is one of the first attempts, demonstrating possibility of woman basketball player start activity effectiveness testing on the basis of player personality characteristics determination.

The answer to assessment of needs resulting from the model template are practical trainer behaviour measures, which will be presented in the form of a system of mutual interactions of emotions, motivations, self-confidence, concentration, cohesion and game effectiveness.

Figure 1. Schematic diagram of the model template of needs (own study)

2. IMOPEKSIS - a psychosocial system of mutual interactions, improvement and training of a player and team in basketball. The Polish system of teaching trainers, depending in a large degree on state Physical Education Academies, still educates trainers in such a way so that they are able to teach specific technical and agility elements, not providing any knowhow on how to cope with the vastness of knowledge in the scope of sport psychology and pedagogics. For this reason questions frequently may be heard on how to motivate, how to concentrate, how to manage emotions, liberate intuition or build self-confidence. This interaction system

prepares answers to just these questions. Also, it aims in the direction of change of mentality and the general approach to the role of trainer - coach, as per newest positive psychology trends, in such a way so that sport training processes comprise a real and accepted challenge and simultaneously give genuine player satisfaction from the felling of progress. As per this theory, the coach releases the human potential of maximising own activity/effectiveness - he does not transfer knowledge, but organises thinking by asking appropriate questions, setting tasks acknowledged by the player, inspiring to action, building an auto-reflection atmosphere, analysing information and reversible interaction [2,23].

IMOPEKSIS is a practically developed tool in conditions of 30-years experimental work with the highly-qualified woman basketball team participating in World, European, Polish Championships, Pre-Olimpic tournaments. Presentation of mechanisms and behaviour methods in such a system reveals new values of feelings, which without analysis of causes and needs of the entirety would have led to inapt interaction in the direction of areas not adequately participating in decisive situations (difficult and extreme).

The IMOPEKSIS system is based on several foundations. One of them is self-control of own feelings, which has to proceed on many levels: action or behaviour control, control of hidden physiological impulses, control of intellectual functions (e.g. control of thoughts) and control of emotions (e.g. feelings). This requires work in principle on all psychosocial factors from intentions to intuition, through motivation, concentration, to self-confidence and management of emotions. The second of the foundations is optimal experience. The main feature of optimal experience is that it is a goal in itself. In the state of flow the person stands before the challenge of maximum engagement and spontaneously increases his skills. Activities leading to flow give a sense of discovering something new and the impression of moving into another progress reality [3].

Internal dialogue is one of the basic competences connected with self-management and management of interaction with the partner, understood as the ability and inclination to wilful contemplation over an own, internal world of feelings, needs and emotions. In the communication aspect internal dialogue is of key importance as it comprises the basis of effective management of each mutual interaction.

Effective empathie communication, understood as the process of information exchange, is not possible without empowerment of partners, without learning and accepting mutual needs and feelings. Internal dialogue allows reaching of own feelings and understanding their real nature. Due to this, empowerment of the player by the trainer is possible. The aim of effective communication is to lead to an internal dialogue, and the task of the trainer is to conduct communication with the player in such a way so as to leave the player in in-

ternal dialogue. Positive conditions for an effective internal dialogue can be created only when thoughts are focused on the present moment ("here and now"), and also on determined goals and tasks resulting from them.

/ SËLF^ \ / MAH 'I EMOTION

V CONFIDENCE / GAME V MAUMiFMFHT J

X

CONCENTRATION

С

COHESION

J

С

INTUITION

J

С

EFFECTIVENESS

Figure 2. IMOPEKSIS schematic diagram (own study)

Intentions. This IMOPEKSIS element corresponds to the need for change from the model template. There are 3 player and trainer intention scopes: kind-hearted (positive), ill-natured (negative) and ambivalent (mixed).Good intentions are the attitude in which own ego does not dominate over benefits for the team. Bad intentions are egoistic intentions, with the aim of lifting self-confidence, own ego, with no team context. If the player acknowledges the difficulty of the task and possibility of its performing, this points to his good intentions in relation to the trainer and team and on prevalence of non-egoistic thinking over egoistic.The trainer can use ambivalent intentions, but never ill-natured. The common denominator of his activities in the area of intentions is avoiding personalisation and empowerment of relations.

Motivation balance. Motivation is the entirety of phenomena determining the aim of behaviour and stimulating starting of a given action. Motivation equilibrium occurs when internal motivation exceeds external motivation. Internal motivation is the state of stress, in which effective action is undertaken due to the desire to feel own progress. Internal motivation results from individual needs and the pursuit of personal fulfillment. The most effective action based on internal motivation is connected with the skill to set appropriate goals. These goals have to be acknowledged as useful and achievable, then they allow feeling pleasure and satisfaction due to their accomplishment. In order to achieve responsibility, one should pursue underrating of tasks in relation to optimal possibilities, so that the sportsman becomes the author of himself. The need for change and the defensive

attitude from the model template are contained in internal motivation. In this meaning the defensive attitude is interpreted as positive egoism favouring our development - own feeling of autotelic goal accomplishment progress by the partner, his goals, dreams.

Self-confidence. Similarly to motivation, maintaining of appropriate psychosocial equilibrium plays a significant role in the issue of self-confidence. Self-esteem should not be too low, nor too high. Low self-confidence causes fear, decreasing concentration and in effect negatively affects effectiveness and feeling pleasure. A person who has problems with low self-confidence frequently will not be able to express his own opinion and undertake effective decisions. Too high self-confidence (e.g. presumptuousness) decreases motivation to perform match and training tasks. It causes lack of appropriate and actual assessment of the situation about own possibilities and in consequence renders difficult optimum preparation of sport rivalry [6].

Emotion management. This component of the IMOPEKSIS model is most compatible with the need of readiness to ask for advice. Each contact of the trainer with the player builds mutual emotional relations, hence the trainer should knowingly manage each interaction. Management of emotions is the skill of entering the internal world of own feelings and feelings of other persons. The point of control over emotions is located inside each of us - hence it is us who need to have control over them [5]. Management of emotions also is the skill of conflict management. Asking of appropriate questions and active listening allows learning of real emotions of other persons. The skill of observation, understanding and expressing emotions allows for authentic communication between the trainer and the player. The needs of a player should be felt at the mood level, so as not to allow emotional frustration.

Concentration. Concentration, connected with clearly formulated goals and immediate obtaining of reverse information, arranges consciousness, as it allows focusing on what is most relevant for achieving effectiveness in action. Concentration allows feeling of an optimal flow experience, enabling highest satisfaction. In order to achieve the highest concentration degree the determined goals and tasks should be autotelic in character, i.e. they have to be pleasant and satisfying by themselves. If a player loses individual concentration, he should be assigned a simpler task, so that he attains a pleasure and satisfaction element as soon as possible.

Cohesion. Here, of great importance are the need of understanding oneself and others, changes, in accordance with the model template. Each player should know, understand and accept her role and the role of other team members, based on empathy, tolerance, respect and friendship. On the other hand the trainer should get to know players as well as possible, he should form an environment of joint undertaking of decisions by players, determine team goals and teach

their achieving, assure each player about his individual significance for the team, emphasise positive aspects of team concept implementation (independently of the result). To achieve group creativity one should pursue awareness of own, partner, group feelings, as a consequence effective solving of the situation.

Intuition. The best method of perfecting decisions undertaken subconsciously is as frequent as possible listening to signals sent by intuition. If the trainer wishes to develop these skills in his players, he should allow players to take autonomic decisions and to encourage them to undertake actions on the basis of signals flowing from the empowered internal dialogue of the player, and not to objectify him by a schematic thinking method.

Effectiveness. According to the Pareto principle (take 20% of what you have influence on, which will comprise 80% of your engagement, while let the remaining 80% comprise 20% of your engagement), psychosocial interaction during training and sport combat contribute to 80% of the action effect [13]. The process of psychosocial effectiveness control depends on maintaining the desire of understanding for other positive intentions without personal assessment and optimal motivation. To achieve certainty of actions tasks should be correctly lowered to optimum, ensuring lack of emotion frustration. Such a process affects optimal concentration with added value in game effectiveness.

The presented system of interactions and analysis is an attempt to refute the myth, according to which psychosocial elements are characteristics, which cannot be worked on in a significant degree, as per the typical opinion that a given person/player is who he is and will not change. The ability to utilise knowledge, competence in the scope of feelings, senses, symptoms of needs of a player resulting from the model template, increases the probability of success on a World and Olympic level, as confirmed by sports results in the World, European, Polish Championship level in Women's basketball.

References

1. Bogdanowa D. J., Rukowodstwo i liderstwo w sportiwnoj komande. Psichologiczeskij klimat i mezlic-znostnyje otnoszenia w komande. Psychologia fizic-zeskogo wospitaniai sporta. Moscow, 1979.

2. Brzezinski M., Biznes czyli kupa ludzi. War-szawa, 2002.

3. Csikszentmihalyi M. Przeplyw. Taszow, 2005.

4. Gordon S.M., Ilin A.B., Ocenka licznosti sportsmenow raznych spiecjalizacij i kwalifikacji. Teoriai praktyka fiziczeskoj kultury, 2003.

5. Gladwell M., Punkt przelomowy. Krakow,

2005.

6. Hucinski T., Psychospoleczne uwarunkowania optymalnej gotowosci sportowej w olimpizmie. War-szawa, 2012.

7. Hucinski T., Makurat F., Efektywnosc w walce sportowej a cechy osobowo sciba dane testem Cattella,

Wychowanie Fizycznei Sport. Warszawa, 1999. S. 37-49.

8. Hucinski T., Makurat F., Factors determining basketball success in extreme circum-stances, W: Factors determining basketball success in extreme circumstances // Wychowanie Fizycznei Sport. 1999. vol. 43. nr supl. 1. S. 218-219.

9. Hucinski Т., Makurat F. Efektywnosc walki sportowej w koszykowce w kontekscie cech osobowosci zawodnikow w swietle badan wlasnych // Rocznik Nau-kowy. Т. X. AWF, Gdansk.- 2001.-S. 7-25.

10. Hucinski T., Makurat F., Krzykowski G., Efektywnosc sportowa koszy karekai chcech yosobowosci, Rocznik Naukowy Akademii Wychowa-nia Fizycznego AWF Gdansk, 2000. S. 50-58.

11. Hucinski T., Makurat F., Krzykowski G., Efektywnosc walki sportowej w koszykowce, w kontekscie cechosobowosciza wodnikow w swiet lebadan wlasnych, Rocznik Naukowy AWFiS. Gdansk, 2001.

12. Iljin A.W., Ocenka licznostii sorewnowatelnoj gotownosti sportsmenow raznoj specjalizacji i kwalifikacji. Awtoref. dis. kand. ped. Nauk, 2002.

13. Jazdon A., Doskonalenie zarz^dzania jakosci^. Bydgoszcz, 2001.

14. Ljach W., Koszykowka. Podrçcznik dla stu-dentow Akademii Wychowania Fizycznego, Cz. 2.. Krakow, 2007.

15. Martens R., Sporto psichologijo svadovas tren-eriui. Coaches guide to sport psychology. Vilnius, 1999.

16. Malinauskas R. K., Osobiennosti charaktera b studentow - legkoatletow i basketbolistow // Teoria i praktyka fiziczeskoj kultury. 2001. N 5. S. 23-25.

17. Malinauskas R. K., Osuszczestwlenie program fornirowania psichologiczeskich nawykow w komanda chpobasketbolu. Nauka w olimpijskomsportie. Moskwa, 2003. S. 119-124.

18. Markielow W. Psichologo-pedagogiczeskije as-pekty integralnego podchoda k uprawieniu razwitjem indiwidualnosti sportsmen // Teoria I praktika fizic-zeskoj kultury. 2006. Nr 2. S. 24-26.

19. Pluta B. The multiaspectual role of the leader In team sport games on the basis of basketball, Studies in Physical Culture & Tourism // University School of Physical Education in Poznan. 2005. Vol. 12(2). P. 85-90.

20. Rychta T., Osobowoscgracza. Human Movement, N 3, AWF Wroclaw, 2001. S. 76-85.

21. Weller K., Identification of leaders of a professional basketball team // Journal of Applied Research in Coaching and Athletics. 1988. Vol. 3. P. 158-171.

22. Wiatkin B., Lozkin G. Integralnaja indiwidual-nost czlowieka w sportiwnoj dejatielnosti // Nauka w olimpijskom sportie. 2002. nr 1.

23. Whitmore J., Coaching. Treningaktywnosci. Warszawa, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.