В.Н. Цуканов,
кандида т юридических на ук, доцент кафедры конституционного, муниципального и административного права
АНО ВПО «Прикамский социальный институт»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию терроризму зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов. К ним можно отнести полноту и объективность выявления и учета причин, условий, порождающих и благоприятствующих терроризму; уровень технической и специальной оснащенности служб и подразделений органов внутренних дел (ОВД), непосредственно принимающих меры по противодействию этому социальному явлению; степень осознания обществом угрозы, от него исходящей; состояние антитеррористического законодательства.
Кроме того, одним из существенных обстоятельств, определяющих успех противодействия терроризму, является психологическая подготовка личного состава ОВД. Обычно под психологической подготовкой понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование и развитие психологических качеств и состояний сотрудника ОВД, обеспечивающих эффективное решение им профессиональных задач1. С нашей точки зрения необходимость психологической подготовки обусловлена рядом факторов:
1. Проблема противодействию терроризму имеет серьезное практическое значение: компетентный подход, профессиональная организация деятельности сотрудников ОВД могут существенно снизить угрозу человеческим жизням и минимизировать ущерб от терроризма2.
2. Повседневная деятельность по предупреждению и пресечению террористических актов часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Значительные длительные нагрузки оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на субъект, иногда полностью дезорганизуя его трудовую деятельность3. Поэтому правильно организованная психологическая подготовка позволяет личному составу ОВД вырабатывать устойчивость к сильнодействующим психическим факторам.
1 Белик Я. Я. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического
акта / Я. Я. Белик, И. О. Котенев // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2 (16). С. 122.
2 Абрамов Ю. А. Белая книга российских спецслужб / Ю. А. Абрамов, Ю. И. Авдеев, С. Н. Алмазов. М., 1996. С. 25.
3 Постылякова Ю. В. Ресурсы совладения со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю. В. Постылякова
// Психологический журнал. 2005. № 6. С. 35.
3. Сегодня Министерство внутренних дел стало «воюющим» министерством1: участие его сотрудников в боевых действиях с незаконными вооруженными формированиями, например, на Северном Кавказе, требует от них повышенной психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, связанных со службой.
Однако, как показывает практика, наличие жизненного опыта, значительного стажа службы, хороших физических данных зачастую недостаточно для участия в вооруженном конфликте. Необходимые качества, такие как сила и выносливость, ловкость и быстрота, смелость и находчивость, высокий боевой дух, позволяющий сохранить хладнокровие в условиях смертельной опасности, достигаются на стадии психологической подготовки сотрудников, направляемых в районы боевых действий2.
4. Противодействие терроризму зачастую связано с вынужденными длительными служебными командировками сотрудников ОВД. В связи с этим меняется круг общения и привычный образ жизни, приходится временно расставаться с близкими людьми, что отрицательно воздействует на эмоциональное состояние личного состава. Могут возникнуть также проблемы психологической совместимости во время групповой изоляции. Предупреждение вышеназванных проблем должно происходить на стадии подготовительной работы перед запланированной командировкой.
Таким образом, психологическая подготовка имеет важное значение в противодействии терроризму.
Однако важной особенностью данной деятельности является формирование и укрепление правосознания в психологии подготавливаемых сотрудников. Это связано с рядом причин. Во-первых, сотрудники ОВД при проведении силовых операций могут неоправданно применять в отношении террористов и лиц, поддерживающих их, меры принуждения, что может повлечь за собой негативные юридические последствия для самих работников милиции. Во-вторых, роль защитника права должна особенно прочно укрепиться в сознании личного состава ОВД, так как стрессовые ситуации, с которыми им придется столкнуться в условиях противодействия терроризму, могут оказать сильное контрправовое влияние на их сознание и волю. В-третьих, с укреплением правосознания тесно связано формирование отношения к своим обязанностям сотрудников ОВД, как защитников граждан от терроризма, которые должны находить свое выражение в комплексе необходимых тактически грамотных мероприятиях, основанных на норме закона.
1 Башкирский А. И. Психологические аспекты антитеррористической деятельности правоохранительных органов / А. И. Башкирский // Российская система противодействия терроризму: проблемы, механизмы реализации и перспективы развития. Челябинск, 2005. С. 131.
2 Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: метод. пособие / под ред. В. М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 40.
Анализ и обобщение имеющегося опыта научных исследований в области правосознания показывает, что значительное влияние на его формирование оказывают происходящие социально-экономические и политические процессы в обществе, образовательный и культурный уровень сотрудников ОВД, их жизненный опыт, отношение к нормам права.
В этой связи в процесс психологической подготовки работников органов внутренних дел необходимо включить теоретическое и практическое обучение, которое заключается в том, что:
- на первоначальном этапе доводится определенный объем информации о правовых нормах, регулирующих общественные отношения в рассматриваемых условиях;
- в сознание обучаемых сотрудников с помощью определенных методов внедряются установки, связанные с правовыми предписаниями, дозволениями, запретами;
- следует активно использовать индивидуальные качества лиц, с которыми проводятся занятия, акцентировать внимание на их личном служебном опыте;
- представляется оправданным обращаться к военной, политической, экономической, социальной и иной действительности, останавливаясь на имеющихся противоречиях и тенденциях в реальной общественной жизни страны;
- тактически правильно будет использовать в обучении положительный и отрицательный опыт противодействия терроризму в иностранных государствах;
- целесообразно привлекать сотрудников ОВД и специалистов из других сфер деятельности, которые по своим профессиональным качествам в состоянии обеспечить на высоком педагогическом уровне правовую подготовку обучаемых.
Следует также иметь в виду, что в условиях постоянной угрозы проведения террористических актов в отношении мирного населения сотрудники ОВД должны быть готовы действовать в условиях панического поведения со стороны большого количества людей, вызванного стрессовой ситуацией. Обобщая типичные ситуации, связанные с проведением террористических актов, можно смоделировать механизм развития общего состояния людей, которые в силу определенных обстоятельств пострадали или стали свидетелями рассматриваемого события.
«В первые несколько мгновений после шокирующего стимула обычно наступает так называемый «психологический момент». Масса людей оказывается как бы во взвешенном состоянии и у них наступает «оторопь». В этой ситуации люди готовы следовать первой реакции, иногда совершенно нерациональной»1. Сотрудники ОВД могут использовать данный момент и взять практическое руководство над людьми в целях перелома ситуации. Остано-
1 Шабалин О. М. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в условиях террористического акта / О. М. Шабалин / Общественно-государственная подготовка сотрудников органов внутренних дел России : учеб.-метод. пособие. Пермь, 2000. С. 255.
вить паническое поведение в определенных случаях помогает привычное стимулирование (например, громкое включение национального гимна, на который люди, как правило, реф-лекторно реагируют своим осознанным поведением) или, напротив, использовать неожиданный интенсивный стимул (например, использование технических средств с целью подачи громких команд). Очевидно, что всякое противодействие массовой панике, возникшей после террористического акта, возможно в случае преодоления стрессового состояния, в котором могут находиться сами сотрудники ОВД.
По мнению некоторых ученых стрессовую реакцию человека практически невозможно предотвратить1. Поэтому в целях предупреждения наступления посттравматических расстройств может и должна сыграть предварительная психологическая подготовка работников правоохранительных органов, которая при правильной организации может привести к значительному снижению психических расстройств у лиц, принимающих меры по ликвидации последствий террористического акта.
В заключении следует отметить, что успешная деятельность сотрудников ОВД по противодействию терроризму на сегодняшний день зависит от многих факторов, особое место в ряду которых занимает психологическая подготовка. Именно она требует дальнейшего осмысления для эффективного противодействия терроризму.
Библиографический список
1. Абрамов Ю. А. Белая книга российских спецслужб / Ю. А. Абрамов, Ю. И. Авдеев, С. Н. Алмазов. М., 1996.
2. Башкирский А. И. Психологические аспекты антитеррористической деятельности правоохранительных органов / А. И. Башкирский // Российская система противодействия терроризму: проблемы, механизмы реализации и перспективы развития. Челябинск, 2005.
3. Белик Я. Я. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта / Я. Я. Белик, И. О. Котенев // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2 (16).
4. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: метод. пособие / под ред. В. М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
5. Постылякова Ю. В. Ресурсы совладения со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю. В. Постылякова // Психологический журнал. 2005. № 6.
6. Смирнов В. Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.
7. Шабалин О. М. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в условиях террористического акта / О. М. Шабалин / Общественно-государственная подготовка сотрудников органов внутренних дел России : учеб.-метод. пособие. Пермь, 2000.
1 Смирнов В. Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. С. 57.