ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Канд. юрид. наук, доцент А. С. Телегин, В. Н. Цуканов, преподаватель
Пермский филиал Нижегородской академии МВД России
Эффективность деятельности органов внутренних дел в борьбе с терроризмом зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов. К ним можно отнести: полноту и объективность выявления и учета причин, условий, порождающих и благоприятствующих терроризму; уровень технической и специальной оснащенности служб и подразделений ОВД, непосредственно принимающих меры по противодействию этому социальному явлению; степень осознания обществом угрозы, от него исходящей; состояние антитеррористического законодательства.
Кроме того, одним из существенных обстоятельств, определяющих успех в борьбе с терроризмом, является психологическая подготовка личного состава ОВД. Обычно под психологической подготовкой понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование и развитие психологических качеств и состояний сотрудника ОВД, обеспечивающих эффективное решение им профессиональных задач (3, 122). С нашей точки зрения, необходимость психологической подготовки обусловлена рядом факторов.
1. Проблема борьбы с терроризмом имеет серьезное практическое значение: компетентный подход, профессиональная организация деятельности сотрудников ОВД могут существенно снизить угрозу человеческим жизням и минимизировать ущерб от терроризма (1, 25).
2. Повседневная деятельность по предупреждению и пресечению террористических актов часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Значительные длительные нагрузки оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на субъект, иногда полностью дезорганизуя его трудовую деятельность (5, 35). Поэтому правильно организованная психологическая подготовка позволяет личному составу ОВД вырабатывать устойчивость к сильнодействующим психическим факторам.
3. Сегодня Министерство внутренних дел стало «воюющим» министерством (2, 131): участие его сотрудников в боевых действиях с незаконными вооруженными формированиями, например, на Северном Кавказе, требует от них повышенной психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, связанных со службой.
Однако, как показывает практика, жизненного опыта, значительного стажа службы, хороших физических данных зачастую недостаточно для участия в вооруженном конфликте. Необходимые качества, такие как сила и выносливость, ловкость и быстрота, смелость и находчивость, высокий боевой дух, позволяющий сохранить хладнокровие в условиях смертельной опасности, достигаются на стадии психологической подготовки сотрудников, направляемых в районы боевых действий (4, 40).
4. Борьба с терроризмом зачастую связана с вынужденными длительными служебными командировками сотрудников ОВД. В связи с этим меняется круг общения и привычный образ жизни, приходится временно расставаться с близкими людьми, что отрицательно воздействует на эмоциональное состояние личного состава. Могут возникнуть также про-
блемы психологической совместимости во время групповой изоляции. Предупреждение названный выше проблем должно происходиты на стадии подготовителыной работы перед запланированной командировкой.
Т аким образом, психологическая подготовка имеет важное значение в борыбе с терроризмом.
Однако важной особенностью данной деятелыности является формирование и укрепление правосознания при подготовке сотрудников. Это связано с рядом причин. Во-первых, сотрудники ОВД при проведении силовыгх операций могут неоправданно применять в отношении террористов и лиц, поддерживающих их, меры принуждения, что может повлечь за собой негативные юридические последствия для самих работников милиции. Во-вторыгх, ролы защитника права должна особенно прочно укрепитыся в сознании личного состава ОВД, так как стрессовые ситуации, с которыми им придется столкнутыся в условиях борыбы с терроризмом, могут оказаты силыное контрправовое влияние на их сознание и волю. В-третыих, с укреплением правосознания тесно связано формирование отношения к своим обязанностям сотрудников ОВД как защитников граждан от терроризма, что должно находиты свое выражение в комплексе необходимых тактически грамотный мероприятий, основанных на норме закона.
Анализ и обобщение опыта, резулытатов научных исследований в области правосознания показывают, что значителы-ное влияние на его формирование оказывают происходящие в обществе социалыно-экономические и политические процессы, образователыный и кулытурный уровены сотрудников ОВД, их жизненный опыт, отношение к нормам права.
В этой связи в процесс психологической подготовки работников органов внутренних дел необходимо включиты теоретическое и практическое обучение, которое заключается в том, что:
- на первоначалыном этапе доводится определенный объем информации о правовыгх нормах, регулирующих общественные отношения в рассматриваемых условиях;
- в сознание обучаемых сотрудников с помощыю опреде-ленныгх методов внедряются установки, связанные с правовыми предписаниями, дозволениями, запретами;
- следует активно исполызоваты индивидуалыные качества лиц, с которыми проводятся занятия, акцентироваты внимание на их личном служебном опыте;
- представляется оправданным обращатыся к военной, политической, экономической, социалыной и иной действителы-ности, останавливаясы на противоречиях и тенденциях в общественной жизни страны;
- тактически правилыно будет исполызоваты в обучении положителыныш и отрицателыныш опыт борыбы с терроризмом иностранных государств;
- целесообразно привлекаты сотрудников ОВД и специалистов из других сфер деятелыности, которые по своим про-фессионалыным качествам в состоянии обеспечиты на высоком педагогическом уровне правовую подготовку обучаемых.
Следует также иметы в виду, что в условиях постоянной угрозы проведения террористических актов в отношении мирного населения сотрудники ОВД должны быты готовы действоваты в условиях вызванного стрессовой ситуацией панического поведения болышого количества людей. Обобщая типичные ситуации, связанные с проведением террористических актов, можно моделироваты механизм развития общего состояния людей, которые в силу определенных обстоя-телыств пострадали или стали свидетелями рассматриваемого события.
«В первые несколыко мгновений после шокирующего стимула обышно наступает так назышаемый “психологический момент”. Масса людей оказышается как бы во взвешенном состоянии, и у них наступает “оторопы”. В этой ситуации люди
готовы следоватъ первой реакции, иногда совершенно нера-ционалыной» (7, 255). Сотрудники ОВД могут исполызоватъ данныш момент и практически руководиты людыми в целях перелома ситуации. Остановиты паническое поведение в оп-ределеннык случаях помогает привыганое стимулирование (например, громкое включение националыного гимна, на которым люди, как правило, рефлекторно реагируют осознанным поведением) или, напротив, исполызоваты неожиданный интенсивный стимул (например, исполызоваты технические средства с целыю подачи громких команд). Очевидно, что всякое противодействие массовой панике, возникшей после террористического акта, возможно в случае преодоления стрессового состояния, в котором могут находитыся сами сотрудники ОВД.
По мнению ученык, стрессовую реакцию человека практически невозможно предотвратиты (6, 57). Поэтому в целях предупреждения наступления посттравматических расстройств важную ролы должна играты предварителыная психологическая подготовка работников правоохранителыных органов, которая при правилыной организации может привести к значителыному снижению психических расстройств у лиц, принимающих меры по ликвидации последствий террористического акта.
В заключение отметим, что успешная деятелыносты сотрудников ОВД в борыбе с терроризмом на сегодняшний дены зависит от многих факторов, особое место в ряду кото-рык занимает психологическая подготовка. Именно она тре-
бует далынейшего осмысления для эффективной борыбы с терроризмом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов Ю. А., Авдеев Ю. И., Алмазов С. Н. Белая книга российских спецслужб. - М., 1996.
2. Башкирский А. И. Психологические аспекты антитерро-ристической деятелыности правоохранителыных органов // Российская система противодействия терроризму: проблемы, механизмы реализации и перспективы развития. - Челябинск, 2005.
3. Белик Я. Я., Котенев И. О. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта // Психопедагогика в правоохранителы-ных органах. - 2001. - № 2 (16).
4. Организация психологического обеспечения деятелынос-ти сотрудников органов внутренних дел в экстремалыных условиях: методическое пособие / под ред. В. М. Бурыкина. - М., 2004.
5. Постылякова Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессионалыной деятелыности // Психологический журнал. - 2005. - № 6.
6. Смирнов В. Н. Профессионалыно-психологическое обеспечение деятелыности сотрудников органов внутренних дел в экстремалыных условиях: учебно-методическое пособие. - Домодедово, 2003.
7. Шабалин О. М. Психологическая подготовка сотрудников правоохранителыных органов к действиям в условиях террористического акта // Общественно-государственная подготовка сотрудников органов внутренних дел России: учебно-методическое пособие. - Пермы, 2000.