Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта'

Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7053
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта»

Практические

рекомендации

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Канд. психол. наук, доцент Я.Я.Белик, канд. психол. наук, доцент И.О.Котенев

Академия управления МВД России, г.Москва

В последние годы наше общество все чаще становится перед лицом различных чрезвычайных ситуаций, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного и морально-психологического ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. К этим чрезвычайным ситуациям относятся и масштабные террористические акты, такие, как взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, потрясшие, без преувеличения, все население России. В условиях возрастающей угрозы совершения новых террористических актов особое значение приобретает повышение готовности органов внутренних дел к эффективным действиям по их предупреждению, пресечению и участию в ликвидации последствий. Необходимым условием повышения готовности является морально и профессионально-психологическая подготовка личного состава.

Под психологической подготовкой обычно понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование и развитие психологических качеств и состояний сотрудника ОВД, обеспечивающих эффективное решение им профессиональных задач.

Органы внутренних дел при решении задач, связанных с террористическими актами, наделены достаточно ограниченной компетенцией, определяемой законами Российской Федерации “О милиции”, “О безопасности”, “О борьбе с терроризмом” и др. Изучение опыта деятельности ОВД показывает, однако, что наряду с обычными, повседневными функциями при чрезвычайных ситуациях они выполняют дополнительные, качественно иные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению бе-

зопасности. Эти обязанности направлены на спасение людей и имущества, их защиту от возникшей опасности; оказание необходимой помощи пострадавшим, предупреждение кризисных и конфликтных ситуаций, слухов, чреватых паникой среди населения; эвакуацию населения из прилегающих зданий и сооружений; идентификацию личности погибших граждан и их персональный учет; проведение оперативно-розыскных мероприятий и установление круга подозреваемых лиц; осуществление надзора за соблюдением режима допуска должностных лиц, населения и транспортных средств в зону разрушений; недопущение случаев использования преступниками резко осложнившейся оперативной обстановки; охрану оставшегося без присмотра государственного, общественного и личного имущества и др.

В результате усложнения функций, появления дополнительных (не свойственных повседневной оперативно-служебной деятельности) обязанностей, введения в действие специальных оперативных планов и режима усиления, резко возрастают физические и психофизиологические нагрузки на сотрудников ОВД. Так, взрывы в Москве на ул. Гурьянова и Каширском шоссе в сентябре 1999 г. потребовали от личного состава всей московской милиции, прикомандированных сотрудников из других регионов Российской Федерации, а особенно — от сотрудников территориальных ОВД крайней мобилизации профессиональных, физических, моральных и психологических ресурсов. Особые нагрузки при этом легли на руководителей служб и подразделений ОВД, сотрудников оперативно-розыскных подразделений, уголовного розыска, участковых инспекторов, следователей, криминалистов. Был отмечен значительный удельный вес не столько физических, сколько морально-психологических факторов, оказавших мощное психогенное (психотравмирующее) воздействие на эти категории сотрудников.

Учитывая изложенное, в качестве целей психологической подготовки выступают:

1. Повышение психологической готовности сотрудников ОВД, обеспечивающей успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач в условиях террористических актов.

2. Обеспечение успешного выполнения оперативно-служебных задач, а также сохранение здоровья личного состава как базового состояния физического, психологического и социального благополучия.

Задачами психологической подготовки являются:

• формирование зрелой, адекватной мотивации оперативно-служебной деятельности, психологической информированности и сложившейся системы отношения личности к различным аспектам терроризма;

• повышение уровня профессионально-психологических знаний, умений, навыков;

• повышение психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, укрепление уверенности в себе, самообладания, мужества, стойкости, смелости, разумной осмотрительности;

• формирование навыков психической саморегуляции, снятия эмоционального напряжения, оказания психологической само- и взаимопомощи;

• актуализация психологической готовности к несению службы в условиях угрозы совершения и реально совершенных террористических актов.

Сегодня необходимо дальнейшее комплексное исследование проблем психологической подготовки сотрудников и психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД при террористических актах, в условиях несения службы по усиленному варианту, направленное на выработку научно обоснованных нормативов длительности, сменности и т.д. с учетом необходимости профилактики негативных психологических явлений среди личного состава.

Цели занятия

— Овладение сотрудниками комплексом психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективных действий по предупреждению и пресечению террористических актов, уменьшению негативного психологического воздействия их последствий на личный состав.

— Повышение уровня психологической подготовленности и эмоциональной устойчивости при работе в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности, связанных с террористическими актами.

Учебные вопросы

1. Психологические факторы готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта.

2. Психологическая характеристика комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, воздействующих на участников контртеррористической операции и ликвидации последствий террористического акта.

3. Психология ведения переговоров с преступниками, угрожающими совершением террористического акта.

4. Предупреждение негативных психологических последствий воздействия на сотрудников ОВД террористического акта и участия в контртеррористической операции (мероприятиях усиления).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

1 вопрос: Психологические факторы готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта.

При подготовке к обсуждению первого вопроса изучить литературу:

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.205. Терроризм; ст.206. Захват заложника; ст.207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма; ст.222. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ст.282. Диверсия).

Федеральный Закон “О борьбе с терроризмом” от 25 июля 1998 г. №130-Ф3.

Приказ МВД России №20 от 12.01.1996 г. “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.

Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях на опыте психологического обеспечения в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике: Методические рекомендации / Директивные материалы МВД России за 1997 г. по работе с личным составом в ОВД. — М., 1998 (ДСП).

Столяренко А.М., Карпов B.C. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. — М.: Академия управления МВД России, 1998. — 192 с.

Задания и методические материалы

для слушателей по изучению 1 вопроса

1. При освещении первого вопроса обратить внимание на то, что в организации мероприятий психологической подготовки следует исходить из уголовно-правовой квалификации терроризма, требований МВД России по повышению готовности ОВД к действиям в экстремальных условиях, необходимости психологического обеспечения контртеррористических мероприятий, проводимых совместно с органами ФСБ, подразделениями Вооруженных Сил и внутренних войск МВД России. Слушатели должны знать психологические закономерности реагирования сотрудников ОВД и населения на катастрофические события последних лет. Содержание психологической подготовки охватывает при этом разноуровневые компоненты психологического потенциала личности сотрудника, такие как:

• знания,

• умения,

• навыки,

• отношения,

• взаимоотношения.

2. Выполнить упражнение, направленное на формирование профессиональной наблюдательности, внимательности (работа с признаками) и оперативного мышления:

Упражнение “Сообщение”

В отделение милиции поступили следующие сообщения от граждан:

I. В подъезде постоянно собирается молодежь (шумит, распивает спиртные напитки).

II. Пломба в подвальное помещение сорвана.

III. У подъезда паркуется грузовая автомашина, хозяин неизвестен.

IV. В доме (подъезде) бывают подозрительные незнакомые люди.

V. В подъезд N... вносят мешки (коробки), жильцы квартиры N... не говорят, что вносят.

VI. Из подъезда N... выносят мешки (коробки) незнакомые люди, сгружают на машину (хозяина квартиры не видно).

VII. В подъезде у почтовых ящиков лежит коробочка с кнопками и проводами, похожая на взрывное устройство (сообщила женщина по телефону).

VIII. Несколько раз за последнее время (и сейчас тоже) появились в доме (подъезде) несколько незнакомых молодых людей “южной” внешности.

IX. В подъезде поселились лица кавказской национальности.

Указать приоритетность реагирования (проран-жировать в возрастающем порядке) на данные сообщения.

3. Обсудить опыт психологического обеспечения и организации работы с личным составом на различных этапах деятельности ОВД в условиях террористического акта. Сформулировать психологические рекомендации сотрудникам ОВД по работе с населением.

4. Проанализировать документ 1 — “Предложения по информационно-психологическому обеспечению антитеррористической деятельности”, разработанные в ГУВД Московской области.

2 вопрос: Психологическая характеристика комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, воздействующих на участников контртеррористической операции и ликвидации последствий террористического акта.

При подготовке к обсуждению второго вопроса изучить литературу:

Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: Предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — №1(3). — С.76-84.

Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. — 1996. — №3. — С.49-56.

Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. — М.: Академия МВД России, 1995. — 41 с.

Задания и методические материалы для слушателей по изучению 2 вопроса

1. Нормальная человеческая психика не может не реагировать на столь масштабные, порой катастрофические, события, каковыми являются террористические акты. Характер реагирования во многом напоминает то, что имеет место при разрушительных стихийных бедствиях (например, землетрясениях), техногенных катастрофах (взрывы на производствах, железнодорожные и авиакатастрофы, крупные пожары), в условиях боевых действий.

Психологическая реакция на террористический акт и его последствия включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Первая фаза — психологического шока — содержит два основных компонента:

— угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизацию деятельности;

— отрицание происшедшего (своеобразную охранительную реакцию психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза — осознания и эмоциональной проработки — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия.

Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу “что было бы, если бы...” и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример — это описанное в литературе чувство “вины за выживание", нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.

Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо процесс выздоровления (негативных эмоций, принятия реальности, адаптации к вновь возникшим обстоятельствам), т.е. третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на событии, которое приобретает характер психической травмы. В этом случае нередко развивается так называемое посттравматическое стрессовое состояние, одной из разновидностей которого является посттравма-тическое стрессовое расстройство (ПТСР).

2. Дать характеристику комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, связанных с террористическим актом, в двух аспектах: с точки зрения их воздействия на население и общество; с точки зрения их воздействия на сотрудников ОВД. Проанализировать следующие стрессогенные и психотравмирующие факторы:

• неожиданность;

• гибель людей;

• гибель сотрудников;

• разрушения;

• вид обезображенных трупов;

• столкновение с человеческим горем;

• возможность повторения теракта;

• дистресс и “вина выжившего”;

• ответственность за оперативность и оптимальность решений при ликвидации последствий теракта;

• информационный дистресс;

• “сбои” в управлении;

• враждебная настроенность населения к сотрудникам милиции;

• десинхроноз и др.

Охарактеризовать психологические последствия терроризма для общества. Коллективный стресс и феномены массовой психологии (внеколлективно-го поведения), проявляющиеся в условиях террористических актов. Отметить роль профессиональнопсихологической подготовленности в преодолении негативного психологического воздействия теракта на личный состав (“профессионалы успешно справляются со стрессом, выполняя свой профессиональный долг и реализуя соответствующие задачи”).

3. Обсудить воздействие режима усиления на психическое состояние и работоспособность сотрудников ОВД и возможные меры по его оптимизиции.

3 вопрос: Психология ведения переговоров с преступниками, угрожающими совершением террористического акта.

При подготовке к обсуждению третьего вопроса изучить литературу:

Андреев Н.В. Тренинги по переговорной деятельности: Учеб. пос. 4.1. — М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 56 с. (ДСП).

Андреев Н.В. Тренинги по переговорной деятельности: Учеб. пос. 4.2. — М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 72 с. (ДСП).

Андреев Н.В., Вахов В.П., Козловский И.И. и др. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: Метод. рекомендации. — М.: МВД России, Учебно-методический центр, 1995.

Илларионов В.П. Переговоры с преступниками: Библ. сотр. ОВД. — М.: Ассоц. проф. обр., 1993. — Вып.3,4. — 100 с.

Задания для слушателей по изучению 3 вопроса

1. Основываясь на данных литературы, дать психологическую классификацию (типологию) террористов, захвативших заложников. Охарактеризовать способы психологического воздействия переговорщика на преступника или преступную группу. Отработать практические навыки профессионального общения сотрудников ОВД при ведении переговоров с террористами в ситуации угрозы совершения террористического акта или захвата заложников.

2. Обсудить значение составления психологического портрета личности террориста (группы террористов) для прогнозирования его (их) поведения и обеспечения эффективного проведения перегово-

ров. Дать характеристику эмоционального состояния и внушаемости, показав ее значение в реализации способов психологического воздействия на террористов.

3. Определить понятие “стокгольмский синдром”. Показать роль психологов ОВД в проведении реабилитационных мероприятий с жертвами террористов (заложниками).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 вопрос: Предупреждение негативных психологических последствий воздействия на сотрудников ОВД террористического акта и участия в контртеррористической операции (мероприятиях усиления)

При подготовке к обсуждению четвертого вопроса познакомиться с литературой:

Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности: Научно-аналитический обзор. - М.: Академия МВД СССР, 1988. — 48 с.

Комаров К.Э. и др. Стресс-менеджмент в системе психологического обеспечения деятельности профессий “повышенного риска”: разработка программы // Вестник Воронежского ин-та МВД России. — 1999. — №3 (5). — С.62-66.

Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 1(3). — С.76-84.

Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: Постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. - 1996. — № 3. — С.49-56.

Приходько Е.П., Човдырова Г.С. О психологической поддержке заложников и участников операций по их освобождению // Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сб. научных трудов ВНИИ МВД РФ. - М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. — С.61-79 (ДСП).

Формирование групп и работа с личным составом органов внутренних дел в особых условиях / Под ред.Н.В. Андреева. — М.: Академия МВД России,

1996. — 80 с.

Задания и методические материалы для слушателей по изучению 4 вопроса

1. Для организации психопрофилактических мероприятий в подразделениях ОВД, подвергшихся террористическим актам или участвующих в ликвидации их последствий, руководителям и психологам необходимо знание причин, условий и механизмов формирования постстрессовых состояний, их отрицательного влияния на качество и результативность деятельности. При этом следует исходить из следующей закономерности: чем раньше будет определена потребность сотрудников в психологической поддержке (на основе оценки их психического состояния, изменений в поведении, ухудшения качества профессиональной деятельности) и оказана

психологическая помощь, тем меньше вероятность возникновения стойких ПТСР и других психологических проблем в последующем.

Руководитель обязан не только организовывать оперативно-служебную деятельность подчиненных и осуществлять управление ею, но и контролировать, совместно с психологом, психическое и физическое состояние подчиненных, своевременно проводя необходимые мероприятия психологического обеспечения.

Особое внимание должно уделяться профилактике последствий десинхроноза, состояний утомления и переутомления, “профессионального выгорания”, психологической демобилизации и гипермобилизации, психологического дистресса и посттрав-матических стрессовых состояний. Необходимо отыскать возможность для проведения психологического дебрифинга с сотрудниками, работающими на наиболее сложных участках (например, проводящими идентификацию и регистрацию погибших; опрашивающими свидетелей — соседей, родственников; стоящими в оцеплении и др.). Сотрудникам с явлениями переутомления, “выгорания”, находящимся в состоянии дистресса, следует предоставить возможность краткосрочного отдыха либо поручить выполнение менее ответственных и напряженных задач.

При необходимости психологом могут быть проведены индивидуальные психокоррекционные мероприятия с использованием следующих методов (элементы этих методов и приемов демонстрируются слушателям):

• метод психической саморегуляции (в форме ауто- и гетеротренинга);

• “лицевая психогимнастика” (техника управления сознанием);

• методика саморегуляции “ключ”, по Х.М.Али-

еву.

Конкретные приемы и упражнения:

• управление “кругами внимания” или упражнение “внутренний прожектор”;

• расслабление через дыхание;

• “пульс”;

• успокаивающее дыхание;

• мобилизующее дыхание;

• упражнение самоутверждения (формирование заданного переживания);

• “диалог” (упражнение сюжетного воображения).

Если психо профилактические мероприятия не проводились непосредственно в период активной деятельности по ликвидации последствий теракта, учитывая возможность отсроченных реакций и появления психологических затруднений при исполнении обязанностей службы в более отдаленной перспективе, психологическое обеспечение должно осуществляться при первой возможности.

О результатах психологического обеспечения на разных этапах деятельности сотрудников в условиях террористического акта и предложениях по его совершенствованию в дальнейшем психолог докладывает лично руководителю ОВД.

2. Изучить и обсудить документ 2 — “Предложе-

ния в план мероприятий ГУВД г.Москвы по психологическому обеспечению деятельности сотрудников ОВД в период проведения операции “Вихрь-Антитеррор” и несения службы по усиленному варианту”.

Учитывая, что имеющаяся в настоящее время в округах численность психологов не позволяет в полном объеме реализовать необходимые мероприятия психологического обеспечения, предусмотреть увеличение штатной численности психологов (старших психологов) в УВД — до 3 единиц, кроме того — ввести должности психологов в РУВД-ОВД в соответствии с приказами МВД РФ №420-93 г. и №180-96 г. В первую очередь необходимо ввести должности психологов в ОВД, на территории которых были совершены террористические акты (ОВД “Печатники” — ЮВАО и ОВД “Нагатино-Садов-ники” — ЮАО).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.205. Терроризм; ст.206. Захват заложника; ст.207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма; ст. 222. Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ст.282. Диверсия).

2. Закон РСФСР “О милиции” от 18 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — №16.

3. Федеральный закон “О борьбе с терроризмом” от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ.

4. Приказ МВД России №20 от 12.01.1996 г. “О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах”.

5. Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях (на опыте психологического обеспечения в период вооруженного конфликта в 4еченской Республике): Методические рекомендации / Директивные материалы МВД России за 1997 год по работе с личным составом в ОВД. — М., 1998 (ДСП).

6. Андреев Н.В. Тренинги по переговорной деятельности: Учеб. пос. — 4.1. — М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 56 с. (ДСП).

7. Андреев Н.В. Тренинги по переговорной деятельности: Учеб. пос. — 4.2. — М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 72 с. (ДСП).

8. Андреев Н.В., Вахов В.П., Козловский И.И. и др. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: Методич. рекомендации — М.: МВД России, Учебно-методический центр, 1995.

9. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. — М., 1998.

10. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности: Научно-аналитический обзор. - М.: Академия МВД СССР, 1988. — 48 с.

11. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. Библ. сотр. ОВД. — М.: Ассоц. проф. обр. — 1993.

— Вып.3, 4. — 100 с.

12. Кириллов И. Проблемы современного терроризма в социально-правовом, криминологическом и уголовно-правовом аспектах // Профессионал. — 1999. — №1 (28). — С.29-33.

13. Комаров К.Э. и др. Стресс-менеджмент в системе психологического обеспечения деятельности профессий “повышенного риска”: разработка программы / Вестник Воронежского ин-та МВД России. — 1999. — №3 (5). — С.62-66.

14. Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — №1 (3). — С.76-84.

15. Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: (Постстрессовые состояния у работников милиции) // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. — 1996. — №3. — С.49-56.

16. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним // Гос-во и право. —

1997. — №8.

17. Мозольно-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. — М.: Академия МВД России, 1995. — 41 с.

18. Столяренко А.М., Карпов B.C. Моральнопсихологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах: Учеб. пос. — М.: Академия управления МВД России, 1998. — 192 с. (ДСП).

19. Приходько Е.П., Човдырова Г.С. О психологической поддержке заложников и участников операций по их освобождению // Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сб. научных трудов ВНИИ МВД РФ. — М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. — С.61-79. (ДСП).

20. Формирование групп и работа с личным составом ОВД в особых условиях / Под ред. Н.В.Андреева. — М.: Академия МВД России, 1996. — С.80.

Документ 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по информационно-психологическому обеспечению антитеррористической деятельности

(подготовлены психологической службой УК ГУВД Московской области)

В современных условиях усиления борьбы за установление конституционного порядка на территории 4ечни, а также попыток лидеров незаконных вооруженных формирований и банд под флагом радикальных мусульманских учений распространить свою деятельность на территории России резко обострилась угроза осуществления террористических актов на территории, непосредственно не прилегающей к району конфликта.

Руководители боевиков открыто угрожают террористической войной на всей территории России, объявляя своими целями стратегические объекты жизнеобеспечения и жилые дома граждан. Взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, направленные на глобализацию конфликта, устрашение населения, возбуждение чувства незащищенности, страха за свою жизнь, паники и антиправительственных выступлений, подтверждают серьезность их намерений.

В ситуации увеличения угрозы терроризма необходимо принимать следующие меры информационно-психологического обеспечения антитеррористической деятельности.

I. Информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности в условиях повышения опасности осуществления террористических актов в зоне ответственности

1. Обучение руководящего состава работе с большими группами людей по недопущению деструктивных действий толпы, предотвращению паники в ситуации непосредственной угрозы и осуществления террористического акта и работе с населением, пострадавшим от террористов либо ставшим свидетелем массовой гибели людей.

2. Обучение групп сотрудников, выделенных для ведения переговоров, переговорной деятельности в ситуации угрозы проведения террористического акта до прибытия представителей уполномоченных служб.

3. Обучение личного состава оперативным действиям в ситуации непосредственной угрозы и осуществления террористического акта и работы с гражданами, пострадавшими от террористов либо ставшими свидетелями массовой гибели людей.

4. Обучение личного состава подразделений действиям в ситуации угрозы террористического акта, направленного против жизни сотрудников ОВД, имущества государственного и иных видов собственности.

5. Обучение психологов подразделений методам оказания оперативной психологической помощи личному составу, подвергшемуся психотравмирующему воздействию в результате террористического акта.

6. Подготовка публикаций в СМИ с разъяснением мер, принимаемых государством и ОВД, по борьбе с терроризмом, предотвращению слухов, недопущению незаконных действий против представителей отдельных национальностей.

7. Привлечение населения к работе по профилактике террористических действий.

П. Информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности в ситуации острой угрозы осуществления и реального террористического акта в зоне ответственности

1. Создание групп психологического консультирования переговорной деятельности, а также по вопросам работы с населением.

2. Оказание психологами подразделений экстренной психологической помощи личному составу, подвергшемуся психотравмирующему воздействию в результате террористического акта.

3. Подготовка публикаций в СМИ о произошедших террористических актах с разъяснением мер, принимаемых властью и ОВД по борьбе с террористами, предотвращению слухов, недопущению незаконных действий против представителей отдельных национальностей.

4. Привлечение населения к работе по профилактике террористических действий.

III. Информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности в ситуации террористическо-диверсионной войны

1. Регулярный инструктаж личного состава по действиям в ситуации непосредственной угрозы террористического акта и работы с гражданами, пострадавшими от террористов либо ставшими свидетелями массовой гибели людей.

2. Регулярный инструктаж личного состава подразделений по действиям в ситуации угрозы террористического акта, направленного против зданий ОВД и жизни сотрудников.

3. Обучение личного состава оказанию экстренной психологической самопомощи в ситуации длительной террористичекой угрозы либо проявлений психотравмирующего воздействия последствий террористического акта.

4. Проведение психологической службой мероприятий по восстановлению личного состава, подвергшегося психотравмирующему воздействию.

5. Работа групп психологического обеспечения переговорной деятельности и работы с населением.

6. Подготовка регулярных публикаций в СМИ об оперативной обстановке в регионе с разъяснением мер, принимаемых властью и ОВД, по борьбе с террористами, предотвращению слухов, повышению бдительности, недопущению незаконных действий против представителей отдельных национальностей.

7. Работа с населением по профилактике террористических действий.

Документ 2

Предложения в план мероприятий ГУВД г. Москвы по психологическому обеспечению деятельности сотрудников ОВД в период проведения операции “Вихрь-антитеррор” и несения службы по усиленному варианту

1. Профессионально-психологическая подготовка.

— Разработать программу и учебно-методические материалы для проведения занятий в системе служебной подготовки с целью повышения уровня профессионально-психологических знаний, умений и навыков, формирования психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.

— Провести цикл занятий в системе служебной подготовки руководителей кадровых аппаратов ОВД по организации психологического обеспечения работы с личным составом в условиях усиленного варианта несения службы.

— Провести 3-дневный цикл повышения квалификации практических психологов всех подразделений ГУВД г.Москвы по тематике “Психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД в условиях усиленного варианта несения службы в связи с угрозой совершения террористических актов на обслуживаемой территории”.

— Организовать занятия с руководителями оперативных служб по психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности подчиненных в связи с угрозой террористических актов.

— Провести обучение руководителей оперативных служб и их подчиненных методам психологической саморегуляции в экстремальных условиях деятельности.

2. Психологическое сопровождение сотрудников ОВД.

— Провести выборочные психодиагностические обследования, направленные на оценку моральнопсихологического состояния и работоспособности личного состава при несении службы по усиленному варианту.

— Регулярно проводить оценку негативных факторов, влияющих на морально-психологическое состояние, служебно-боевую готовность сотрудников и подразделений в целом. В случае выявления негативных факторов немедленно докладывать руководству подразделений.

— Разработать рекомендации по оптимизации режима труда и отдыха для различных категорий сотрудников с учетом данных психодиагностики.

— Активизировать психокоррекционую работу с личным составом непосредственно в местах несения службы, круглосуточно.

3. Реабилитационно-восстановительные мероприятия.

— Руководителям подразделений обеспечивать по ходатайству психолога предоставление краткосрочных отпусков сотрудникам с неблагоприятными психическими состояниями (психологическая дез-адаптация,психическое или физическое переутомление, постстрессовое состояние). Считать обязательным в период пребывания в краткосрочном отпуске прохождение психокоррекционных и восстановительных мероприятий в кабинете психологической поддержки.

— При обнаружении клинически выраженных проявлений дезадаптивного состояния направлять нуждающихся сотрудников на консультацию в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для решения вопроса о проведении необходимых лечебно-восстановительных мероприятий.

4. Научно-методическое обеспечение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Провести с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений МВД России комплексное исследование проблем психологической подготовки и адаптации сотрудников ОВД к условиям несения службы по усиленному варианту, направленное на выработку научно обоснованных нормативов длительности, сменности и т.д. с учетом необходимости профилактики явлений утомления, переутомления и профессионального “выгорания”, среди личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.