Научная статья на тему 'Психологическая подготовка молодых педагогов: обоснование условий гуманитаризации постдипломного образования'

Психологическая подготовка молодых педагогов: обоснование условий гуманитаризации постдипломного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / GENERAL PSYCHOLOGICAL CULTURE / ГУМАНИТАРНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / HUMANITARIAN-INTEGRAL APPROACH / СУПЕРВИЗИЯ / ИНТЕРВИЗИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CONCEPTUAL MODEL / SUPERVIZIYA / INTERVIZIYA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моложавенко Александра Владимировна

Основная цель рассматриваемой части исследования разработка концептуальной модели условий гуманитаризации постдипломного образования педагогов (молодых специалистов) в процессе их подготовки, обеспечивающей непрерывный и субъектный характер формирования основ общей психологической культуры. Соответственно, задачами исследования являются: обоснование теоретической модели результата подготовки; соответствующих ей методологических принципов и механизма; разработка модели процесса и структуры технологических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моложавенко Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological training of the young teachers: the substantiation of the conditions for the humanitarianization of the graduate formation

Basic purpose of the part of the study in question the development of the conceptual model of the conditions of the humanitarianization of the graduate education of teachers (young specialists) in the process of their preparation, which ensures the continuous and subject nature of shaping of the bases of general psychological culture. Accordingly, the tasks of a study are: the substantiation of the theoretical model of the result of preparation; the corresponding to it methodological principles and mechanism; the development of the model of process and structure of technological means.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка молодых педагогов: обоснование условий гуманитаризации постдипломного образования»

Психология

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, доцент Моложавенко Александра Владимировна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Основная цель рассматриваемой части исследования - разработка концептуальной модели условий гуманитаризации постдипломного образования педагогов (молодых специалистов) в процессе их подготовки, обеспечивающей непрерывный и субъектный характер формирования основ общей психологической культуры. Соответственно, задачами исследования являются: обоснование теоретической модели результата подготовки; соответствующих ей методологических принципов и механизма; разработка модели процесса и структуры технологических средств.

Ключевые слова: психологическая подготовка, общая психологическая культура, гуманитарно-целостный подход, супервизия, интервизия, концептуальная модель.

Аипогагюи. Basic purpose of the part of the study in question - the development of the conceptual model of the conditions of the humanitarianization of the graduate education of teachers (young specialists) in the process of their preparation, which ensures the continuous and subject nature of shaping of the bases of general psychological culture. Accordingly, the tasks of a study are: the substantiation of the theoretical model of the result of preparation; the corresponding to it methodological principles and mechanism; the development of the model of process and structure of technological means.

Keywords: psychological preparation, general psychological culture, humanitarian-integral approach, superviziya, interviziya, conceptual model.

Введение. Выпускник педагогического вуза, приступая к практической деятельности, нуждается в помощи более опытного коллеги. Это способствует успешному вхождению молодого человека в образовательную среду и профилактирует дезадаптацию, что, в свою очередь, обеспечивает эффективное профессиональное становление. В данном содержании особую значимость приобретает психологическая подготовка, которая является эффективным инструментом гуманитаризации постдипломного образования.

По мнению Е.И. Исаева, психологическая подготовка педагогов - «это процесс технического оснащения, освоения субъектом норм, образцов и правил деятельности. Подготовка ее субъекта заключается в освоении способов образовательной деятельности: предмета, структуры, норм, средств, в выработке индивидуального профессионального стиля. Психологическая подготовка - это особая работа обучающих по развитию и оформлению у обучаемых деятельности, общения, сознания, личности» [5, с. 58].

Все это позволяет, в соответствии с содержанием профессиональной периодизации Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, О.Г. Носковой, сформировать основу для последующей оптимизации и развития практического опыта, его расширения в ходе накопления и совершенствования профессионального мастерства [4], [6], [10]. Опираясь на исследовательские выводы Л.М. Митиной, О.В. Кузьменковой, молодому человеку необходимо конструктивно разрешить внутриличностный конфликт в направлении собственного эффективного профессионального становления [9].

Но педагог не всегда во время получает помощь и содействие от более опытного коллеги, что, в свою очередь, способствует затяжной адаптации к условиям образовательного учреждения, а неконструктивное разрешение внутриличностного конфликта определяет трудности в собственном профессиональном становлении. Это, соответственно, определяет опору практика в собственной профессиональной деятельности на технократическую (традиционно-авторитарную) стратегию в системе взаимодействия с субъектами образовательной среды.

Существующие противоречия позволяют сформулировать проблему постдипломного образования педагогов, которая заключается в отсутствии соответствующей теоретической концепции, используемой в процессе психологической подготовки. При этом не представлены теоретические обоснования, экспериментальные доказательства, определяющие выбор эффективных технологических средств. Решение данной проблемы позволит определить новое направление в педагогической психологии: гуманитаризацию постдипломного образования в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Формулировка цели статьи. В данной статье мы рассматриваем теоретические обоснования гуманитаризации постдипломного образования молодых педагогов (бакалавров) на первой стадии процесса подготовки (из четырех).

Основная цель теоретического моделирования сводится к необходимости разработки концептуальной модели условий гуманитаризации системы постдипломного образования педагогов в период адаптации к условиям образовательной среды.

В соответствии с методологией психологических исследований концептуальная модель должна включать в себя теоретическое обоснование результата подготовки в рамках формирования целостности индивидуальной общей психологической культуры у обучаемых; определение методологических принципов и вытекающих из них психологического механизма подготовки; теоретическую модель процесса (стадии, этапы, уровни), в котором обучающий использует специальную структуру технологических средств.

Следовательно, для достижения цели необходимо последовательно решить ниже следующие задачи.

1. Разработать теоретическую концептуальную модель результата психологической подготовки молодых педагогов.

2. Обосновать соответствующие результату методологические принципы.

3. Разработать психологический механизм действия принципов.

4. Обосновать содержание модели процесса подготовки с выделением ее этапов и уровней.

5. Структурировать технологические средства через анализ проблемы эффективности их использования.

Изложение основного материала статьи. В процессе подготовки обучаемые формируют

компетентностную основу для развития теоретических психологических знаний, практических умений и навыков. Все это активно используется молодыми педагогами в ходе профессиональной адаптации и

становления. При этом у субъектов подготовки развиваются, интегрируются (соотносятся) все компоненты составляющих общей психологической культуры.

По мнению Е.Н. Волковой, психологическая культура позволяет человеку обосновать и заложить основу собственного поведения, построить систему взаимоотношений, определить и реализовывать задачи, смыслы индивидуальной активности. Автор отмечает: «культурное изучение человека предполагает целостное представление о нем, опору на научное знание психологических механизмов человеческой деятельности и поведения, бережное отношение человечества к предшествующему опыту, непрерывность всех составляющих жизни человека. В рамках формирования психологической культуры предполагается не только изучение настоящего человека, но и прогноз последствий возможных разнообразных психологических воздействий, которые направлены на продуктивные и конструктивные изменения внутри человеческой психики» [3, с. 15].

В.В. Семикин определяет психологическую культуру как «многомерное и системное психическое явление, которое следует рассматривать в динамическом единстве общего, особенного и единичного проявлений человеческой психики. Это высокого уровня обобщенности интегральное образование, включающее в себя различные психологические свойства и образования человека. При этом психологическая культура является продуктом социализации и образования человека, позволяющим ему развиваться и постоянно самосовершенствоваться» [11, с. 45].

Автор в генезисе психологической культуры выделяет грамотность как базовую составляющую. При этом исследователь определяет ее как «некоторый минимум психологических знаний и умений, обеспечивающих адекватное поведение и эффективное социальное взаимодействие» [11, с. 46]. В интерпретации Л.С. Колмогоровой психологическая грамотность - это «овладение человеком психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д.» [7, с. 84].

Естественно предположить, что такую грамотность нужно формировать в системе среднего образования детей и подростков в рамках курса человекознания на протяжении всего школьного обучения. Такого курса, к сожалению, нет, и этим объясняется психологическая безграмотность абитуриентов, ориентированных на выбор профессии сферы «человек - человек».

Следовательно, психологическая грамотность формируется у студентов в системе вузовского образования наряду с психологической компетентностью. Поэтому для выпускника вуза определяется важность развития компонентов первой составляющей общей культуры и последующая их интеграция (соотнесение), как основы позитивных изменений внутри соответствующей компетентности.

Психологическая компетентность по Л.С. Колмогоровой - это «особый тип организации психологических знаний, позволяющий принимать конструктивные решения в соответствующей области деятельности. Если психологическая грамотность обозначает знание и понимание, то психологическая компетентность - реальную готовность человека к использованию собственных психологических знаний в аспекте решения конкретных проблем, включения данных знаний в жизненную практику» [7, с. 85]. По В.В. Семикину компетентность «обеспечивает эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия людей» [11, с. 46].

Соответственно, исходя из специфики и особенностей содержания второй составляющей, можно заключить, что ее общее становление и развитие - приоритет вузовского образования, а интеграция компонентов и последующее развитие их соотнесенности - постдипломного процесса профессиональной оптимизации и развития опыта.

В.В. Семикин в своей концепции выделяет третью составляющую - собственно психологическую культуру, которая, по мнению исследователя, формируется в течение всей жизни человека. Автор определяет ее как «развитый механизм личностной саморегуляции человека, обеспечивающий его эффективное, безопасное и гуманное взаимодействие с людьми» [11, с. 47]. При этом предполагается, что «собственно психологическая культура - это особое психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелой личности» [там же]. Следовательно, в большей степени позитивные изменения внутри данной составляющей - предмет подготовки, способствующей накоплению педагогами профессионального мастерства и его самосовершенствованию.

Таким образом, целостная психологическая культура, по мнению авторов, - интегральное субъектное образование, представляющее собой единство трех составляющих: соответствующих грамотности, компетентности и собственно культуры. Понятно, что оформление целостности общей психологической культуры осуществляется в процессе подготовки наиболее опытных педагогов, ориентированных на профессиональное совершенствование и самообразование.

Говоря о феномене общей психологической культуры, необходимо обратиться к проблеме достижения педагогами относительного результата сформированности ее основ. В теории и практике образования выделяют три его основные стратегии: традиционную (классическую), гуманистическую (неклассическую) и гуманитарную (постнеклассическую).

В нашем исследовании мы ориентируемся на гуманитарное содержание образования, в центре которого находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. «Гуманитарный» означает обращенный к человеку, к его правам и интересам. «Гуманитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности - в сферу Бытия. Главная характеристика гуманитарного характера позиции обучающего - диалогичность; целью же гуманитарности выступает развитие "человеческого качества", того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, отношений» [1, с. 12].

Наличие в образовании трех стратегий не означает противостояния между ними. Гуманитарная стратегия не игнорирует естественнонаучных методов познания традиционной, а положения гуманистического подхода, касающиеся диалогичности, психологической помощи, - активно и успешно используются. При условии избегания крайностей все три стратегии могут быть результативны и имеют право на существование в образовании в соответствующих контекстах. Поэтому ориентация обучающего на системно-целостный подход в опоре на принцип дополнительности позволяет эффективно использовать возможности всех трех стратегий.

Теоретические исследования определяют развитие «как нелинейный, неоднородный процесс качественных преобразований, включающий накопление новых возможностей, появление разнопорядковых

новообразований, связанных с повышением уровня целостности, возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир» [1, с. 21]. Такой подход обнаруживает кризисный характер становления и развития человека. На закономерном характере кризисов саморазвития и строится гуманитарно-целостный подход, при котором соответствующий механизм видится в преодолении человеком барьеров и затруднений.

Все это приводит к необходимости определения соответствующих технологических средств. В последние десятилетия прошлого века в рамках исследований содержания, качества, форм и способов помощи специалистам широко обсуждалось и продолжает обсуждаться использование возможностей индивидуальной супервизии, как универсальной формы поддержки и сопровождения. Такая помощь позволяет человеку сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, более опытным профессионалом.

Как утверждает Э. Уильямс, в процессе прохождения супервизии обучаемый имеет возможность лучше понимать субъектов собственного взаимодействия, осознавая свои переживания и реакции; изучать особенности и тонкости взаимоотношений; определять степень эффективности используемых коммуникативных стратегий; структурировать взаимодействие и взаимоотношения; изыскивать ресурсы и использовать свои возможности в повышении качества профессиональной деятельности [13].

Вслед за супервизией должна осуществляться особая ее форма - интервизия («интерколлегиальный» или «межколлегиальный» групповой метод работы). Речь идет о работе в группе равных по уровню специалистов, осуществляемой ведущим (интервизором). Интервизия - это партнерское обсуждение в группе педагогов накопившихся проблем в образовании. Следовательно, «интервизию (или групповую супервизию) можно определить как взаимную консультацию, обмен опытом между коллегами» [12, с. 17].

Для того чтобы разработать соответствующий экспериментальный инструментарий, необходимо определиться с видением ее результата. Речь идет о построении модели образа молодого педагога, которая дает возможность определить ее взаимосвязь с феноменом формирования основ общей психологической культуры.

Подготовка выпускников вуза средствами супервизии и интервизии обеспечивает развитие компонентов психологической грамотности и последующую их интеграцию (соотнесение) внутри целостной общей психологической культуры. В данном содержании мы предполагаем образование профессиональной общности, внутри которой первоначально осуществляется индивидуальная супервизия. В этой общности встречаются молодой педагог (супервизируемый) и наставник (супервизор, успешно прошедший период адаптации), создающий условия адаптации своего подопечного к условиям образовательной среды. После супервизии проводится групповая интервизия, способствующая эффективному профессиональному становлению ее участников.

Мы смоделировали относительный результат такой подготовки, исходя из специфики психологической грамотности. Здесь выделяются четыре сформированные у субъекта подготовки позиции: 1) наличие представлений о себе как о биопсихосоциальной индивидуальности; 2) целостное видение собственного образа интенционально-действующего себя; 3) определение иерархии ценностей, задающих смыслообразующую активность, изменения в я-концепции; 4) сложившиеся индивидуальная и социальная идентичности в процессах профессионального самоопределения.

Обобщая особенности содержания концептуальной модели образа педагога в части определения необходимости позитивных изменений в границах грамотности в процессе подготовки, следует подчеркнуть, что на этапе адаптации молодой педагог испытывает сложные противоречивые переживания относительно состояния собственной самости. Как утверждает Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова, это объясняется внутриличностным конфликтом между идентичностями Я - эмпирическим (сформированным в вузовском образовании) и Я - действующим (новым практико-ориентированным образом) [9]. Только при конструктивном разрешении кризиса идентичностей в сторону нового образа эффективно действующего себя педагог успешно адаптируется к условиям образовательной среды. При этом предполагается комплементарное соотнесение эмоционально-чувственных и поведенческо-деятельностных характеристик личности молодого педагога с точки зрения стратегии и тактики последующего профессионального становления.

Содержание концептуальной модели результата дает основание для выделения методологических принципов, которые служат основанием для определения действия психологических механизмов и создания теоретической модели процесса подготовки.

Базовым мы выделяем принцип непрерывности вузовского и постдипломного образования, реализуемый наставником через функцию вхождения (интеграции) молодых педагогов в образовательную среду. Принцип субъектности опирается на основополагающий принцип и направляет его действие. Другими словами, действие базового принципа непрерывности следует рассматривать в его неразрывном союзе с принципом субъектности, обеспечивающим гуманитарное содержание психологической подготовки. В центр внимания ставится человек, которому создаются оптимальные условия для развития его способностей, формирующие в ходе профессиональной адаптации и становления готовность к эффективной организации компонентов грамотности в рамках соответствующих позитивных изменений в границах компетентности.

Принцип непрерывности определяет формирование у обучаемого механизма перехода от знаний к умениям в ракурсе собственного профессионального самоопределения. При этом молодой педагог приходит к выбору теоретического контекста, в котором предполагает использовать соответствующие коммуникативные средства в поиске путей самоэффективности в профессии. Развитие чувства самоуважения и собственного достоинства определяет нацеленность на решение жизненных проблем, которая выражается в координации компонентов грамотности в направлении формирования избирательного отношения к межличностному взаимодействию и воздействию. В этом случае у субъекта подготовки определяется активная партнерская позиция, основанная на осознанной необходимости действовать в соответствии со своими ценностно-смысловыми ориентирами, я-концепцией, идентичностью в коллективно-распределительной совместной деятельности.

В содержании принципа важным его свойством и характеристикой является преемственность обучения и развития человека на разных ступенях образования. Преемственность предполагает процесс, идущий в порядке последовательности от одной к другой ступени с соответствующим приоритетом наполнения знаниями и опытом составляющих общей психологической культуры. В частности, преемственность в

развитии компонентов грамотности выражается в естественном использовании молодым педагогом ресурсов, возможностей, способностей собственной самости (самовосприятия, самопознания, саморегуляции, самопонимания), позволяющей ему быть состоятельным в построении эффективных межличностных отношений с субъектами образовательной среды.

Содержание принципов позволяет перейти к обоснованию конкретных механизмов подготовки и, вытекающих из них, ее стадий, этапов и уровней. Важно прояснить взаимосвязь процесса и результата подготовки в условиях реализации гуманитарно-целостного подхода.

Основная цель механизма подготовки - расширение у молодых бакалавров возможностей психологической грамотности. При этом следует ориентироваться на развитие и интеграцию следующих ее компонентов: самовосприятия, самопознания, саморегуляции, самопонимания. Осознание ресурсов и возможностей данных компонентов способствует, во-первых, успешной адаптации к условиям образовательного учреждения; во-вторых, - корректированию собственной системы ценностей и смыслов, я-концепции, личностной и социальной идентичностей в контексте самоопределения и эффективного профессионального становления.

А.К. Маркова называет становление профессионализацией, подчеркивая, что «это одна из сторон социализации» [8, с. 64]. Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее этапов, но особая роль отводится подготовке, которая способствует соответствующему становлению обучаемого через осознание качеств, необходимых для эффективной трудовой деятельности и развития личности.

Следовательно, говоря о модели процесса психологической подготовки, следует подчеркнуть важность создания общности, включающей педагога, наставника и субъектов образовательной среды. Отталкиваясь от выводов И.В. Вачкова, в позитивном содержании данная общность должна стать активным, действующим, интегративным коллективным субъектом (полисубъектом), выступающим как единое целое [2].

Соответственно, начинающим свою карьеру педагогам необходима профессиональная помощь, в ходе которой, во-первых, создаются условия их ориентации в структуре и направлениях деятельности образовательного учреждения; во-вторых, осуществляется содействие адекватному пониманию своих подопечных, способов становления и развития у них самосознания. Это, в свою очередь, определяет успешную профессиональную адаптацию и становление.

В позитивном аспекте педагоги конструктивно разрешают внутриличностный конфликт в переходе от Я - эмпирического к Я - действующему. Это приводит к идентификации себя как психологически грамотных субъектов, которые эффективно организуют собственное поведение и становление, формируют готовность к профессиональному развитию.

Негативное содержание разворачивается, если молодой человек не взаимодействует с наставником в рамках прохождения индивидуальной супервизии, не участвует в групповой интервизии. В этом случае внутриличностный конфликт разрешается деструктивно, происходит замыкание в границах эмпирического Я. Отношения с детьми и подростками строятся педагогом только в традиционной технократической системе убеждений, которая не учитывает особенностей самосознания обучающихся, рассматривает их как объектов профессионального воздействия.

Имея в виду позитивный аспект, предполагается, что обучающие, работающие с педагогами в системе повышения квалификации, должны использовать специальные технологические средства в соответствии с содержанием модели процесса подготовки. С учетом непрерывности образования речь идет об интегрирующих средствах, используемых наставником в ходе профилактики дезадаптации молодых педагогов внутри супервизии и формирования готовности к оптимизации профессиональных действий внутри интервизии.

Структура средств наставника включает: 1. Супервизорские средства актуализации у обучаемого возможностей развития и интеграции компонентов психологической грамотности; 2. Супервизорские организационно-интегрирующие средства вхождения субъекта подготовки в образовательную среду;

3. Интервизорские коммуникативно-диалогические средства, способствующие профессионализации;

4. Интервизорские средства контроля и определения эффективности овладения молодыми педагогами наставничеством как показателя готовности к оптимизации собственных профессиональных действий.

Выводы. Теоретический анализ оснований гуманитаризации постдипломного образования выпускников вуза позволил нам доказать:

1. Концептуальная модель результата, достигаемого в процессе подготовки, представляет собой целостное образование, внутри которого комплементарно сочетаются особенности компонентов составляющих общей психологической культуры обучаемых;

2. Постдипломное образование опирается на его непрерывность с вузовским, определяется субъектным характером психологической подготовки молодых бакалавров;

3. Механизм психологической подготовки педагогов определяется соизмерением позитивных изменений компонентов психологической грамотности на этапе адаптации (конструктивное разрешение внутриличностного конфликта) с процессами эффективного профессионального становления (оформление образа Я - действующее);

4. Внутри модели процесса подготовки выделяются два этапа: 1) создание условий для конструктивного разрешения внутриличностного конфликта в ходе адаптации; 2) содействие эффективной профессионализации, способствующей формированию готовности к последующему профессиональному развитию;

5. Структура технологических средств наставника опирается на необходимость профилактики дезадаптации в ходе супервизии и обеспечение эффективности профессионального становления в ходе интервизии.

Литература:

1. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. выш. учеб заведений / Под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2008. 320 с.

2. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопр. психол. 2007. №3. С. 16-29.

3. Волкова Е. Н. Психология как феномен культуры современного общества // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании : Материалы Всероссийской конференции, Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003 г. М., 2003. С. 14-18.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2003. 336 с.

5. Исаев Е. И. Теория и практика психологического образования педагога // Психол. журн. 2000. Том 21. №6. С. 57-65.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

7. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника // Вопр. психол. 1999. №1. С. 83-91.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Академия, 1996. 308 с.

9. Митина Л. М, Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопр. психол. 1998. №3. С. 3-16.

10. Носкова О. Г. Психология труда. Учебное пособие / Под ред. Е.А. Климова. М.: издательский центр «Академия», 2004. 382 с.

11. Семикин В. В. Психологическая культура: сущность и проявления // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003г.): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 45-48.

12. Траутманн Ф. Руководство по проведению интервизии. Проектное бюро в Балтийских странах, 2010. 17 с.

13. Уильямс Э. Вы - супервизор...: Шести фокусная модель, роли и техники в супервизии. М.: независимая фирма «Класс», 2001. 288 с.

Психология

УДК: 158.8

кандидат психологических наук Прокопьева Светлана Александровна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда); психолог отделения психологического обеспечения Полозова Дарья Сергеевна

Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (г. Нижний Новгород)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗЕ ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН

Аннотация. В статье описано эмпирическое исследование об образе идеального мужчины у осужденных женщин, отбывающих наказание за убийство и корыстные преступления. На основе анкетных данных произведен сравнительный анализ обобщенных характеристик личности мужчины, которые суммируются с последующим разделением на категории: образ отца, образ мужа, образ сексуального партнера.

Ключевые слова: личность, образ, идеальный образ, мужчины, осужденные.

Annotation. The article describes an empirical study about the image of the ideal man the convicted women serving sentences for homicide and acquisitive crime. Based on questionnaire data comparative analysis of the generalized characteristics of the individual men that are added to the subsequent categories: the image of the father, the image of her husband, the image of sexual partner.

Keywords: personality, image, ideal image, men convicted.

Введение. В современной психологии достаточно большое место занимают исследования по описанию объективных характеристик мужского пола, особенностей мужской психики, эмоционального реагирования мужчин на те или иные внешние факторы и т. п. Однако, недостаточно внимания уделяется теме изучения идеального образа мужчины, в особенности у специфических категорий женщин, таких как осужденные за убийство мужчин.

Данная тема исследования актуальна еще и потому, что в наше время воспитываемое мужское поколение не ориентировано на какие-то определённые мужские эталоны, так называемые нормы мужественности.

Следует отметить что, изменение социальных ролей мужчины и женщины в России, происходит трансформация образов феминности и маскулинности, изменение тендерной и сексуальной культуры людей, резкое увеличение людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, нежелание мужчин выполнять свои исторически сложившиеся функции, т.е. происходит очевидное изменение социокультурного статуса полов, это становится серьёзной общественной проблемой.

Изучение данного вопроса нашло свое отражение в работах Е.А. Здравомысловой, М. Мида, М. Фуко, В.В. Юрчук, Д.С. Акивис, Д. Хиллгард, А. Шутценбергер, О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова, К. Иванова, А.В. Литвинова, Н.Г. Большакова.

В нашем исследовании мы бы хотели рассмотреть мужчину как носителя пола. Следовательно, на протяжении нашей работы мы попытаемся определить идеальный образ мужчины в представлениях осужденных женщин.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в психологической науке на сегодняшний день не существует четко определённой картины об образе идеального мужчины у женщин, а в частности осужденных женщин за убийство мужчин.

Изложение основного материала статьи. Изучения теоретического материала по данной проблеме, дает возможность констатировать, что наиболее исследованы вопросы, связанные с: проблемой факторов, влияющих на формирование представлений об образе отца; роли отца в семье и воспитательном процессе; влиянием отцовской фигуры на развитие ребенка и формирование представлений у него на то, как нужно выстраивать взаимоотношения с людьми и представителями противоположного пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.