Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОД ОПРОСА / ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадурина Елена Николаевна, Носова Наталья Валентиновна, Цатурян Марина Оганесовна

В статье приводятся результаты апробации модели поэтапного формирования гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах. Анализируется методика определения референтных личностных категорий, входящих в структуру гибких компетенций будущих юристов, а также рассматриваются условия, повышающие эффективность исследуемого процесса в контексте перспектив освоения профессиональной деятельности. Дается прогнозная оценка возможностей разработанной модели в формировании гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, в условиях содержательного наполнения и изменения образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадурина Елена Николаевна, Носова Наталья Валентиновна, Цатурян Марина Оганесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MODEL OF FORMATION OF FLEXIBLE COMPETENCIES OF FUTURE LAWYERS FOCUSED ON PROFESSIONAL ACTIVITY IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article presents the results of testing the model of step-by-step formation of flexible competencies of future lawyers focused on professional activity in law enforcement agencies. The methodology of determining the reference personal categories included in the structure of the flexible competencies of future lawyers is analyzed, and the conditions that increase the effectiveness of the process under study in the context of the prospects for mastering professional activity are also considered. A predictive assessment of the capabilities of the developed model in the formation of flexible competencies of future lawyers focused on professional activity in law enforcement agencies in the context of content content and changes in educational programs is given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ»

стремятся говорить неправду и обвинять других, зная, что они совсем не виновны. Они стремятся уходить от ответственности в принятии решений; их поведение отличается стереотипностью, зависимостью и тревожностью.

Предупреждение отклонений в развитии и поведении будет успешным, если создать психологические условия, способствующие полноценному развитию самосознания подростков с девиантным поведением, такие как: безоценочное принятие их личности педагогами и родителями; осуществление дифференцированного подхода к их воспитанию с учетом индивидуально-психологических особенностей личности; создание социально-одобряемых жизненных ориентаций, адекватных их установкам; создание ситуаций успеха в их социально-одобряемой деятельности; демонстрация динамики позитивных изменений их личности [8].

Литература:

1. Басюк, В.С. Методы исследования самосознания в психологии личности и возрастной психологии [Электронный ресурс] / В.С. Басюк // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2012. - №5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metody-issledovaniya-samosoznaniya-v-psihologii-lichnosti-i-vozrastnoy-psihologii (дата обращения: 08.06.2022).

2. Богданович, Н.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях / Н.В. Богданович, В.В. Делибалт // Психология и право. - 2020. - Т. 10. - №. 2. -С. 1-14.

3. Кржечковский, А.Ю. Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств [Электронный ресурс] / А.Ю. Кржечковский // Медицинская психология в России. - 2011. - № 5. -URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 29.06.2022).

4. Мишанов, А.Н. Исследование особенностей самосознания делинквентных подростков в условиях воспитательной колонии / А.Н. Мишанов // Развитие личности. - 2015. - № 2. - С. 151-163.

5. Налчаджян, А.А. Психика, сознание, самосознание: монография. Уровни существования психики / А.А. Налчаджян. - М.: Автор. изд-во, 2011. - Ч.1. - 517 с.

6. Прялухина, А.В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А.В. Прялухина, Л.Г. Лаптев // Человеческий капитал. - 2017. - № 3 (99). - С. 88-90.

7. Суриков, Ю.Н. Развитие самосознания у подростков / Ю.Н. Суриков, М.С. Заочинский // Colljgium-journal. - 2019. - № 17-6 (41). - С. 54-55.

8. Швецова, Наиля Ильдусовна. Развитие самосознания у подростков с девиантным поведением: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Швецова Наиля Ильдусовна: Астрахань, 2000. - 19 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы Вадурина Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); заведующий кафедрой психологии, педагогики и социальной работы, кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы Цатурян Марина Оганесовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНАХ

Аннотация. В статье приводятся результаты апробации модели поэтапного формирования гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах. Анализируется методика определения референтных личностных категорий, входящих в структуру гибких компетенций будущих юристов, а также рассматриваются условия, повышающие эффективность исследуемого процесса в контексте перспектив освоения профессиональной деятельности. Дается прогнозная оценка возможностей разработанной модели в формировании гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, в условиях содержательного наполнения и изменения образовательных программ.

Ключевые слова: гибкие компетенции будущего юриста, профессионально важные качества, структурная модель, метод опроса, общеуниверситетский курс.

Аннотация. The article presents the results of testing the model of step-by-step formation of flexible competencies of future lawyers focused on professional activity in law enforcement agencies. The methodology of determining the reference personal categories included in the structure of the flexible competencies of future lawyers is analyzed, and the conditions that increase the effectiveness of the process under study in the context of the prospects for mastering professional activity are also considered. A predictive assessment of the capabilities of the developed model in the formation of flexible competencies of future lawyers focused on professional activity in law enforcement agencies in the context of content content and changes in educational programs is given.

Key words: flexible competencies of a future lawyer, professionally important qualities, structural model, survey method, university-wide course.

Введение. Процесс определения, структуризации и последующего формирования гибких компетенций будущих специалистов принадлежит к числу наиболее актуальных задач современного образовательного сообщества, ввиду первостепенной значимости обозначенного компетентностного блока в общей профессиональной и личностной успешности будущего специалиста. Очевидно, процесс создания условий для формирования гибких компетенций, представленных преимущественно личностными образованиями, а также частными проявлениями эмоционального и социального интеллекта, должен учитывать отсроченный эффект актуализации рассматриваемых параметров и, таким образом, осуществляться на раннем этапе подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности [3].

Исследованием структурного и содержательного наполнения «жестких» и «гибких» компетенций занимались такие исследователи, как Баринова О.В., Новиков А.М., Чуркина М.А. и ряд других авторов. В свою очередь, компетенцию можно определить как характеристику потенциального качества, позволяющую реализовать практически все элементы профессиональной готовности сотрудника в заданной ситуации, на рабочем месте, в трудовом коллективе [41.

Ввиду того, что структура так называемых «hard skills» (от англ. «жесткие» навыки) будущего специалиста, представленная в основном академическими знаниями и инструкциями, оказывается более ригидной и сложнее перестраивается в ситуации кризиса и неопределенности, то очевидным становится поиск структурного наполнения «soft skills» (от англ. «мягкие», «гибкие» навыки) - набор универсальных компетенций, фиксирующих характерологические и поведенческие особенности личности. Среди «мягких» компетенций большинство учёных выделяет такие личностные образования, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность и ряд других качеств. Однако, на наш взгляд, данный перечень очень подвижен и содержательное наполнение структуры личностных и поведенческих компетенций будущего юриста, ориентированного на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, полностью определяется и задаётся спецификой осуществляемой профессиональной деятельности (Л.М. Митина, В.Д. Шадриков, Н.В. Яковлева и др.) [4].

Итак, первостепенная значимость гибких компетенций для будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, определяется спецификой рассматриваемой трудовой сферы, где особую значимость приобретают личностные, эмоциональные и социальные образования в многообразии контекстов человеческих взаимодействий.

Чрезвычайно сложно переоценить значимость таких образований, как стрессоустойчивость, ответственность, толерантность, эмпатия в будущей профессиональной деятельности юриста правоохранительных органов, который ориентирован на успешную реализацию поставленных рабочих целей и задач, предполагающих комплексную актуализацию как жестких, профессиональных, так и гибких, личностных, компетенций будущего сотрудника.

Как мы видим, очень часто содержательное наполнение личностных и профессиональных компетенций отождествляется с понятием «профессионально важные качества» (далее - ПВК), рассмотрение которого также представляется чрезвычайно важным для определения методологических подходов к построению будущей модели формирования гибких компетенций [1].

Значительный вклад в проблему определения ПВК специалистов различных профессий внесли исследования ученых Ярославской психологической школы, в основе которых лежит концепция системогенеза деятельности академика В.Д. Шадрикова.

В рамках этого подхода деятельность рассматривается в единстве трех аспектов: предметно-действенного, психологического и физиологического.

Предметом психологического анализа деятельности являются именно индивидуальные качества субъекта, которые составляют ее внутреннюю структуру. Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем профессионально важных качеств является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности [5].

Как отмечает В.Д. Шадриков, относительно любой деятельности можно определить ряд профессионально важных качеств, уровень развития которых обеспечивает «реализацию деятельности». ПВК оказывают влияние на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ним относятся и способности, но они не исчерпывают всего объекта ПВК [5].

Говоря о профессионально важных качествах ученые отмечают, что совокупность данных свойств личности определяет потенциальные или актуальные способности к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности (К.К. Платонов).

В психологии описаны разнообразные способы выявления ПВК специалиста: разработка комплекса ПВК путем опроса экспертов и последующей математической обработки данных на основе факторного, кластерного анализа и др. процедур; научно обоснованная разработка модели специалиста; составление тезауруса ПВК.

Изложение основного материала статьи. Следующим важным этапом исследования гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, является построение структурной модели как необходимого основания для прогноза, дальнейшего развития и формирования обозначенных личностных образований. Модель в психологических и акмеологических исследованиях проектирует соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности и способ движения к нему, определяемый внешней и внутренней детерминацией.

Очевидно, «гибкие компетенции будущего юриста» - это комплексный психологический конструкт, или, возможно, даже некая личностная модель функционирования в современном обществе, требующая детального тщательного поэтапного эмпирического изучения. Содержательным наполнением, подлежащим последующему эмпирическому изучению, выступает сложная совокупность многообразных реально демонстрируемых компетенций либо потенциально существующих компетентностей будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах.

Вышеуказанные позиции позволили нам сформулировать цель исследования - разработать психологический инструмент, направленный на эмпирическое изучение модели формирования гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах.

В рамках нашего эмпирического исследования мы обратились к методу опроса как наиболее адекватному при реализации стратегии первичного поиска в научном исследовании [2].

В частности, содержанием первого этапа создания психологического инструмента, направленного на исследование модели гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, может стать проведение частично стандартизированного интервью, целью которого является фиксация основных личностных категорий, представленных в сознании респондентов и определяющих эффективность будущих юристов. Операциональные индикаторы данных категорий могут быть зафиксированы в последующих вопросах анкеты, направленной на выявление личностных и поведенческих сторон профессиональной деятельности будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах.

Особо подчеркнем, что на первом этапе создания психологического инструмента изучения модели гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, адекватным является проведение именно частично стандартизированного интервью, так как отклонение со стороны респондента от заданной линии опроса может расширить и углубить взгляд на исследуемый феномен. Таким образом, мы можем увидеть и зафиксировать новые операциональные индикаторы категории «гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах», и получить дополнительный ценный эмпирический материал [4].

На втором этапе при помощи контент-аналитической обработки полученного вербального массива информации представляется целесообразным выделение категорий гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах. В частности, предварительный многомерный теоретический анализ позволяет предположить, что в качестве данных категорий могут выступать внешние поведенческие характеристики индивида и личностные характеристики (оценки, эмоциональные проявления, реакции, личностные качества и т.д.).

Итак, на основе контент-аналитической обработки данных интервью в рамках третьего этапа создания психологического инструмента изучения психологической модели гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, нами была конструирована стандартизированная анкета, фиксирующая в себе категории и подкатегории исследуемого образования.

Реализация опроса, направленного на фиксацию частных параметров гибких компетенций, представленных ключевыми личностными категориями, определяющими успех будущего юриста, ориентированного на профессиональную деятельность в правоохранительных органах, осуществлялась в марте 2022 года. В опросе прияли участие 206 экспертов, имеющих профессиональный опыт работы в правоохранительных органах и высказавших добровольное согласие поделиться своим мнением о ключевых гибких компетенциях, определяющих успех будущих юристов в профессиональной деятельности в правоохранительных органах.

В качестве оцениваемых в ходе анкетирования образований структуры гибких компетенций выступили такие параметры, как адекватная положительная самооценка будущего юриста, активная позиция, инициативность, креативность, неподверженность постороннему влиянию, общительность, коммуникабельность, рефлексия, стрессоустойчивость, тактичность, толерантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, а также ряд других гибких компетенций будущего юриста, ориентированного на профессиональную деятельность в правоохранительных органах.

Выводы. Количественный и качественный анализ полученных данных позволил выделить первостепенное значение в структуре ключевых гибких компетенций будущих юристов таких параметров, как эмоциональная устойчивость (54%), стрессоустойчивость (48%), активная позиция (46%), коммуникабельность (46%), связанная с умением легко устанавливать контакты, умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, ответственность (44%). При этом в недостаточной степени отмеченными, но чрезвычайно важными в модели формирования гибких компетенций будущих юристов являются, на наш взгляд, такие параметры, как рефлексия (14%), толерантность и справедливость (14% и, соответственно, 16%) (например, в ситуациях необходимости принятия решений в условиях ценностно-нормативной неопределенности, при которых требуется интеграция права и морали, общекультурных и профессиональных компетенций).

Таким образом, разработка, апробация и последующее проведение анкетирования на репрезентативной выборочной совокупности позволило нам углубить, расширить и более детально исследовать феномен гибких компетенций, а также предложить методический инструмент для решения задачи формирования исследуемого образования в виде специально разработанной модели. На основе осмысления полученного эмпирического опыта нами были определены основные направления содержательного наполнения перспективной модели формирования гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах.

Процесс моделирования, на наш взгляд, может быть максимально успешным в рамках ранней профессиональной подготовки будущих юристов, в частности в процессе непосредственной реализации образовательной деятельности уже на начальных этапах обучения по программам высшего профессионального образования. Так, полученные в результате эмпирического исследования данные стали основанием для разработки на кафедре психологии, педагогики и социальной работы Вологодского государственного университета общеуниверситетских курсов, направленных на формирование и развитие тех гибких компетенций, которые были отмечены экспертами как необходимые в работе будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах.

Так, целью курса «Саморегуляция психических состояний» (общая трудоемкость составляет 72 часа) является формирование компетенций, направленных на профилактику и коррекцию неблагоприятных состояний психики: умения рефлексировать и самостоятельно корректировать свое поведение, неблагоприятные функциональные состояния, эффективно использовать время как ресурс; предполагается практическое освоение и отработка основных приемов и методов саморегуляции; формирование культуры профессионального самосохранения; самосовершенствования, самореализации, самопознания.

Содержательное наполнение курса предполагает актуализацию всех ранее выявленных в ходе экспертного опроса компетенций и ориентировано на такие направления работы со студентами, как: обсуждение понятия о психике и психических состояниях, регуляцию тревожности, стресса, выгорания, регуляцию конфликтных состояний, регуляцию времени, оптимизацию психических состояний и выявление психологических ресурсов в будущей профессиональной деятельности, обсуждение основ позитивной психологии как базы успешной реализации профессиональных и личностных качеств будущих юристов.

Ключевым практическим методом актуализации на практике разработанной компетентностной модели, на наш взгляд, должен выступать тренинг с элементами диагностики и информирования как ключевой инструмент формирования гибких компетенций будущих специалистов в юриспруденции, именно поэтому тренинговая форма работы рассматривается нами в качестве основной в реализуемой образовательной программе.

Все занятия предполагают активное участие студентов в процессе обучения и направлены на осознавание своих дефицитов и актуальных функциональных состояний, овладение различными способами и приемами регуляции и управления эмоциями и собственным поведением, самостоятельная работа предполагает применение техник самопомощи в различных жизненных ситуациях, рефлексивный отчет об их эффективности. Опыт реализации курса показывает его востребованность у студентов различных направлений, в том числе будущих юристов.

Таким образом, в данной статье нами выделены основные этапы процедуры разработки психологического инструмента формирования гибких компетенций будущих юристов, ориентированных на профессиональную деятельность в правоохранительных органах. На наш взгляд, практическая реализация специально разработанной модели на ранних этапах профессиональной подготовки может способствовать своевременной актуализации важнейших гибких компетенций будущих юристов, определяющих успех в выбранной профессиональной сфере, требующей комплексного сочетания как профессиональных, так и личностных параметров.

Литература:

1. Вадурина, Е.Н. Изучение личностных детерминант готовности современных студентов к осуществлению профессиональной деятельности / Е.Н. Вадурина, Н.В. Носова, М.О. Цатурян // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - 2021. - №71 (4). - С. 338-341.

2. Киселева, Е.В. Методы и методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Е.В. Киселева, Т.А. Поярова, М.О. Цатурян. - Вологда: Мин-во образов. и науки РФ; Вологод. гос. пед. ун-т., 2012. - 180 с.

3. Синицын, А.А. Психологические инструменты изучения модели эффективного поведения менеджера топливно-энергетического кластера / М.О. Цатурян, А.А. Синицын // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 248-251.

4. Цатурян, М.О. Алертность как эффективный психологический инструмент личности в современном обществе // Universum: психология и образование: научный журнал. - 2020. - № 4. - С. 20-23.

5. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - Репр. воспр. текста издания 1982. - М.: Логос, 2007. - 192 с.

Психология

УДК159.9

кандидат химических наук, старший научный сотрудник, бакалавр по профилю «Общая психология. Психология личности», психолог АНСОО по общественной поддержке и просвещению «Эверест» Камышникова Наталья Николаевна

Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск), АНСОО по общественной поддержке и просвещению «Эверест» (г. Рубцовск); педагог-психолог Нестеренко Анна Владимировна Автономная некоммерческая организация «Лучик» (г. Рубцовск); кандидат физико-математических наук, доцент Шевченко Алеся Сергеевна Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск)

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. Цель данного исследования: выявление психологических особенностей временной перспективы матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями (посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска»). Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические основания: подход к изучению временной перспективы и временной ориентации Ф. Зимбардо; научные взгляды Ж. Нюттена по определению временной установки; научные взгляды В. Кластер, о специфики измерения отношения к будущему; автобиографический подход к изучению жизненных перспектив (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова); анализ психологических особенностей понимания личностных изменений у матерей детей-инвалидов (Т.Д. Зинкевич, Н.В. Жутикова, Л.А. Нисевич, Т.Е. Козлова, и др.); представления о структуре нарушенного развития (Л.С.Выготский); описание клинико-психологических особенностей детей с аутизмом (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский); описание о воспитании детей с отклонениями в развитии (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина); изучение личностных особенностей родителей аутичных и умственно отсталых детей (Е.А. Бочарова, Л.С. Печникова, Л.М. Шипицина, В.М. Сорокин).

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска». В исследовании участвовали матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска», в количестве 60 человек. 30 - матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями и 30 - матери нормотипичных детей, в возрасте от 28 до 55 лет.

Показано, что психологическое время матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, действительно имеет свои особенности и выражается в восприятии и переживании его как хаотичного, сложного, неприятного, проблематичного, исходящего от других и навязанного из вне. У большей части матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями наблюдается деформация временной перспективы в сторону негативных переживаний. Трансформации временных перспектив матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, происходят в отношении событийной и целевой насыщенности перспективы, эмоционального отношения к настоящему и будущему, поведенческой активности в отношении проектирования будущего и его реализации.

Ключевые слова: временные перспективы, матери, событийность, поведенческая активность.

Annotation. The purpose of this study is to identify the psychological features of the time perspective of mothers raising children with mental disorders (attending classes at the KGBUSO «Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk»). Theoretical and methodological foundations: Theoretical and methodological foundations: an approach to the study of time perspective and time orientation F. Zimbardo; scientific views of J. The scientific views of V. Cluster, on the specifics of measuring attitudes to the future; an autobiographical approach to the study of life prospects (L.F. Burlachuk, E.Y. Korzhova); analysis of psychological features of understanding personal changes in mothers of disabled children (T.D. Zinkevich, N.V. Zhutikova, L.A. Nisevich, T.E. Kozlova, etc.); ideas about the structure of impaired development (L.S. Vygotsky); description of clinical and psychological characteristics of children with autism (K.S. Lebedinskaya, V.V. Lebedinsky); description of the upbringing of children with developmental disabilities (E.M.Mastyukova, A.G. Moskovkina); study of the personal characteristics of parents of autistic and mentally retarded children (E.A. Bocharova, L.S. Pechnikova, L.M. Shipitsina, V.M. Sorokin).

Empirical base of the study: the study was conducted on the basis of the KGBUSO "Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk". The study involved mothers raising children with mental disabilities attending classes at the KGBUSO «Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk», in the number of 60 people. 30-mothers raising children with mental disorders and 30- mothers of normotypic children, aged from 28 to 55 years.

It is shown that the psychological time of mothers raising children with mental disorders really has its own characteristics and is expressed in the perception and experience of it as chaotic, complex, unpleasant, problematic, coming from others and imposed from outside. The majority of mothers raising children with mental disorders have a deformation of the time perspective in the direction of negative experiences. Transformations of the time perspectives of mothers raising children with mental disorders occur in relation to the event and target saturation of the perspective, emotional attitude to the present and the future, behavioral activity in relation to the design of the future and its implementation.

Key words: time perspectives, mothers, eventfulness, behavioral activity.

Введение. В последние время наблюдается подъем интереса специалистов в области психологии к проблеме временных возможностей личности. Восприятие времени личностью определяет избирательность в понимании своего жизненного пути: происходит произвольное обращение к урокам прошлого, пристальное отношение к событиям настоящего, построение перспектив своего будущего. Представления себя во времени дают возможность личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.