Научная статья на тему 'ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / МАТЕРИ / СОБЫТИЙНОСТЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камышникова Наталья Николаевна, Нестеренко Анна Владимировна, Шевченко Алеся Сергеевна

Цель данного исследования: выявление психологических особенностей временной перспективы матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями (посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска»). Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические основания: подход к изучению временной перспективы и временной ориентации Ф. Зимбардо; научные взгляды Ж. Нюттена по определению временной установки; научные взгляды В. Кластер, о специфики измерения отношения к будущему; автобиографический подход к изучению жизненных перспектив (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова); анализ психологических особенностей понимания личностных изменений у матерей детей-инвалидов (Т.Д. Зинкевич, Н.В. Жутикова, Л.А. Нисевич, Т.Е. Козлова, и др.); представления о структуре нарушенного развития (Л.С.Выготский); описание клинико-психологических особенностей детей с аутизмом (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский); описание о воспитании детей с отклонениями в развитии (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина); изучение личностных особенностей родителей аутичных и умственно отсталых детей (Е.А. Бочарова, Л.С. Печникова, Л.М. Шипицина, В.М. Сорокин). Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска». В исследовании участвовали матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска», в количестве 60 человек. 30 - матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями и 30 - матери нормотипичных детей, в возрасте от 28 до 55 лет. Показано, что психологическое время матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, действительно имеет свои особенности и выражается в восприятии и переживании его как хаотичного, сложного, неприятного, проблематичного, исходящего от других и навязанного из вне. У большей части матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями наблюдается деформация временной перспективы в сторону негативных переживаний. Трансформации временных перспектив матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, происходят в отношении событийной и целевой насыщенности перспективы, эмоционального отношения к настоящему и будущему, поведенческой активности в отношении проектирования будущего и его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камышникова Наталья Николаевна, Нестеренко Анна Владимировна, Шевченко Алеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEMPORARY PERSPECTIVE OF MOTHERS RAISING CHILDREN WITH MENTAL DISABILITIES

The purpose of this study is to identify the psychological features of the time perspective of mothers raising children with mental disorders (attending classes at the KGBUSO «Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk»). Theoretical and methodological foundations: Theoretical and methodological foundations: an approach to the study of time perspective and time orientation F. Zimbardo; scientific views of J. The scientific views of V. Cluster, on the specifics of measuring attitudes to the future; an autobiographical approach to the study of life prospects (L.F. Burlachuk, E.Y. Korzhova); analysis of psychological features of understanding personal changes in mothers of disabled children (T.D. Zinkevich, N.V. Zhutikova, L.A. Nisevich, T.E. Kozlova, etc.); ideas about the structure of impaired development (L.S. Vygotsky); description of clinical and psychological characteristics of children with autism (K.S. Lebedinskaya, V.V. Lebedinsky); description of the upbringing of children with developmental disabilities (E.M.Mastyukova, A.G. Moskovkina); study of the personal characteristics of parents of autistic and mentally retarded children (E.A. Bocharova, L.S. Pechnikova, L.M. Shipitsina, V.M. Sorokin). Empirical base of the study: the study was conducted on the basis of the KGBUSO "Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk". The study involved mothers raising children with mental disabilities attending classes at the KGBUSO «Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk», in the number of 60 people. 30-mothers raising children with mental disorders and 30- mothers of normotypic children, aged from 28 to 55 years. It is shown that the psychological time of mothers raising children with mental disorders really has its own characteristics and is expressed in the perception and experience of it as chaotic, complex, unpleasant, problematic, coming from others and imposed from outside. The majority of mothers raising children with mental disorders have a deformation of the time perspective in the direction of negative experiences. Transformations of the time perspectives of mothers raising children with mental disorders occur in relation to the event and target saturation of the perspective, emotional attitude to the present and the future, behavioral activity in relation to the design of the future and its implementation.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

3. Синицын, А.А. Психологические инструменты изучения модели эффективного поведения менеджера топливно-энергетического кластера / М.О. Цатурян, А.А. Синицын // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 248-251.

4. Цатурян, М.О. Алертность как эффективный психологический инструмент личности в современном обществе // Universum: психология и образование: научный журнал. - 2020. - № 4. - С. 20-23.

5. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - Репр. воспр. текста издания 1982. - М.: Логос, 2007. - 192 с.

Психология

УДК159.9

кандидат химических наук, старший научный сотрудник, бакалавр по профилю «Общая психология. Психология личности», психолог АНСОО по общественной поддержке и просвещению «Эверест» Камышникова Наталья Николаевна

Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск), АНСОО по общественной поддержке и просвещению «Эверест» (г. Рубцовск); педагог-психолог Нестеренко Анна Владимировна Автономная некоммерческая организация «Лучик» (г. Рубцовск); кандидат физико-математических наук, доцент Шевченко Алеся Сергеевна Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск)

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. Цель данного исследования: выявление психологических особенностей временной перспективы матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями (посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска»). Теоретико-методологические основания: Теоретико-методологические основания: подход к изучению временной перспективы и временной ориентации Ф. Зимбардо; научные взгляды Ж. Нюттена по определению временной установки; научные взгляды В. Кластер, о специфики измерения отношения к будущему; автобиографический подход к изучению жизненных перспектив (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова); анализ психологических особенностей понимания личностных изменений у матерей детей-инвалидов (Т.Д. Зинкевич, Н.В. Жутикова, Л.А. Нисевич, Т.Е. Козлова, и др.); представления о структуре нарушенного развития (Л.С.Выготский); описание клинико-психологических особенностей детей с аутизмом (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский); описание о воспитании детей с отклонениями в развитии (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина); изучение личностных особенностей родителей аутичных и умственно отсталых детей (Е.А. Бочарова, Л.С. Печникова, Л.М. Шипицина, В.М. Сорокин).

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска». В исследовании участвовали матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска», в количестве 60 человек. 30 - матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями и 30 - матери нормотипичных детей, в возрасте от 28 до 55 лет.

Показано, что психологическое время матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, действительно имеет свои особенности и выражается в восприятии и переживании его как хаотичного, сложного, неприятного, проблематичного, исходящего от других и навязанного из вне. У большей части матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями наблюдается деформация временной перспективы в сторону негативных переживаний. Трансформации временных перспектив матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, происходят в отношении событийной и целевой насыщенности перспективы, эмоционального отношения к настоящему и будущему, поведенческой активности в отношении проектирования будущего и его реализации.

Ключевые слова: временные перспективы, матери, событийность, поведенческая активность.

Annotation. The purpose of this study is to identify the psychological features of the time perspective of mothers raising children with mental disorders (attending classes at the KGBUSO «Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk»). Theoretical and methodological foundations: Theoretical and methodological foundations: an approach to the study of time perspective and time orientation F. Zimbardo; scientific views of J. The scientific views of V. Cluster, on the specifics of measuring attitudes to the future; an autobiographical approach to the study of life prospects (L.F. Burlachuk, E.Y. Korzhova); analysis of psychological features of understanding personal changes in mothers of disabled children (T.D. Zinkevich, N.V. Zhutikova, L.A. Nisevich, T.E. Kozlova, etc.); ideas about the structure of impaired development (L.S. Vygotsky); description of clinical and psychological characteristics of children with autism (K.S. Lebedinskaya, V.V. Lebedinsky); description of the upbringing of children with developmental disabilities (E.M.Mastyukova, A.G. Moskovkina); study of the personal characteristics of parents of autistic and mentally retarded children (E.A. Bocharova, L.S. Pechnikova, L.M. Shipitsina, V.M. Sorokin).

Empirical base of the study: the study was conducted on the basis of the KGBUSO "Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk". The study involved mothers raising children with mental disabilities attending classes at the KGBUSO «Integrated Center for Social Services of the population of the city of Rubtsovsk», in the number of 60 people. 30-mothers raising children with mental disorders and 30- mothers of normotypic children, aged from 28 to 55 years.

It is shown that the psychological time of mothers raising children with mental disorders really has its own characteristics and is expressed in the perception and experience of it as chaotic, complex, unpleasant, problematic, coming from others and imposed from outside. The majority of mothers raising children with mental disorders have a deformation of the time perspective in the direction of negative experiences. Transformations of the time perspectives of mothers raising children with mental disorders occur in relation to the event and target saturation of the perspective, emotional attitude to the present and the future, behavioral activity in relation to the design of the future and its implementation.

Key words: time perspectives, mothers, eventfulness, behavioral activity.

Введение. В последние время наблюдается подъем интереса специалистов в области психологии к проблеме временных возможностей личности. Восприятие времени личностью определяет избирательность в понимании своего жизненного пути: происходит произвольное обращение к урокам прошлого, пристальное отношение к событиям настоящего, построение перспектив своего будущего. Представления себя во времени дают возможность личности

разобрать опыт минувших дней, осознавать суть настоящего и выстраивать планы на будущее. От того, насколько успешно реализуется этот процесс, зависит жизненный успех и субъективное благополучие личности [5, 6].

Под общим термином «временная перспектива» собрались многочисленные исследования, посвященные различным аспектам психологического времени, исследования, нацеленные на изучение временных ресурсов в личном смысле. Проблемы временных ориентаций личности нашли свое отражение в трудах отечественных авторов: Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, В.И. Ковалева, А.М. Прихожан, А.А. Кроника, Е.М. Головахи, B.C. Хомика и др.

В свою очередь понятие «временная перспектива» введено в работах Курта Левина, который представлял ее как «полную совокупность представлений индивидуума о своем психологическом будущем, настоящем и прошлом, существующих в данный момент времени» [2]. Дальнейшее развитие этой теории нашло свое отражение в работах таких зарубежных авторов, как Ф. Зимбардо, Д. Бойда, Ж. Нюттен, Л. Франк.

Изложение основного материала статьи. Таким образом, особенный интерес, в свете вышесказанного, представляет исследование взаимосвязи в построении временной перспективы у матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, как фактора стресса и сложной жизненной ситуации.

Появление в семье ребенка с ментальными проблемами (отставанием от нормы) в развитии, в каждой семье воспринимается как неожиданное и эмоционально травмирующее событие. Подготовится к нему психологически нельзя. К авторам, изучающим особенности развития в данном русле можно отнести (Л.М. Шипицына, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, О.Н. Усанова и др.).

В основе психологических реакций родителей лежит так называемый феномен экспектаций, под которым понимается система ожиданий родителей в отношении ребенка и своего собственного поведения в отношение последнего. Рождение ребенка с ментальными нарушениями аннулирует прежние ожидания, а новые в этот момент еще не сформированы. Матерями происходит переоценка жизненного смысла, нарушается непрерывность внутреннего существования и целостности душевной жизни [4].

Т.Б. Козлова отмечает, что сильнее всего страдает психика матери, именно она подвергается сильным изменениям и трансформации, психология матери ребенка - с нарушениями, это происходит из-за физиологических, психологических особенностей женского организма, а также культурных традиций и социальных особенностей нашего общества [3].

Каждый родитель, по-разному проживают процесс принятия ребенка с ментальными нарушениями, поскольку это очень трудный и неоднозначный и сложный путь, часто он зависит не столько от степени отягощения заболевания ребенка, сколько от личных особенностей матери [1].

Отношение матери к своему ребенку с ментальными нарушениями, проблемность и отягощенность состояния ребенка, позволяет более подробно изучить вопросы данной темы, понять и увидеть, как данные моменты в развитии ребенка влияют на изменение в осознании времени и построении временных перспектив матерями.

На первом этапе исследования матери детей с ментальными нарушениями были протестированы по методике «Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо». С помощью опросника Ф. Зимбардо определяли выраженность временных ориентаций в структуре временной перспективы. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

В ходе проведения эмпирического исследования было выявлено, что группа матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, ориентирована на прошлое и настоящее, наиболее выраженной является фактор «позитивное прошлое» (83,5) и «гедонистическое настоящее» (60,5), «фаталистическое настоящее» (55,1). Воспоминания о прошлом свидетельствует, об обращенности женщин к традициям, опыту и былым достижениям.

Полученные данные говорят, о желании матерей сохранить сложившейся порядок из прошлого, поскольку это дает ощущение с налаженным образом жизни, или сходством с ним.

Будущее не радует, оно сопровождается опасениями и тревогами о том, что все может стать хуже, чем есть сейчас. Прошлое представляется более событийно насыщенно, рационально организованно.

В ходе проведения эмпирического исследования было выявлено, что в группе матерей, воспитывающих нормотипичных детей, так же характерным является ориентация на «позитивное прошлое» (46,9) и «будущее» остальные факторы имеют среднее или низкое значение.

С помощью опросника Ф. Зимбардо определяли выраженность временных ориентаций в структуре временной перспективы. С использованием Т-критерия Стьюдента были обнаружены различия между группами матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями и воспитывающих нормотипичных детей. Преобладает положительная оценка позитивного прошлого в группе матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, это выражается в событийной наполненности и насыщенности жизненных перспектив в прошлом у данной группы матерей (р=0,001).

Испытуемые обеих групп по-разному оценивают свое настоящее, при этом и у матерей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями высокие показатели среднего значения фаталистического настоящего и гедонистическое настоящее, настоящее очень тесно связано с прошлым и будущим, с тем в будущем уже не будет так хорошо, как в прошлом (р=0,001).

Средняя оценка будущего по данной методике между группами матерей так же получила различия. Было выявлено, что группа матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями воспринимает свое будущее в целом менее привлекательным (р=0,006), чем группа, матерей воспитывающая нормотипичных детей.

Средние значения параметров времени методики «Опросник временной перспективы», у матерей, воспитывающих нормотипичных детей приближен к «сбалансированной временной ориентации». У матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, выявлена - «деформированная временная ориентация. Вероятно, женщины, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, обладают чувством недостаточной наполненности жизни событиями, впечатлениями, деятельностью.

Далее с помощью методики шкала временных установок (Ж. Нюттена, В. Ленсома) и многомерной шкалы отношения к будущему (В. Кластера), была измерена индивидуальная установка по отношению к личному прошлому, настоящему и будущему, у матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска». Методика позволила оценить субъективные установки по отношению к этим временным измерениям и их содержанию.

Матерям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и матерям, воспитывающим нормотипичных детей, были предложены пары противоположных прилагательных-утверждений. Им необходимо было отметить на каждой шкале, что они непосредственно чувствуют относительно своего личного прошлого, настоящего и будущего. Показано, что в содержании измерения индивидуальных установок субъективной картины жизненного пути женщин, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, наиболее насыщенной значимыми событиями, является события, происходящие в прошлом. Можно сказать, что представления о прошлом в группе матерей нормотипичных детей и матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, достаточно похожи. Образы прошлого преимущественно позитивные. Матери нормотипичных

детей более гармонично описывают свое прошлое, для них оно «удаленное» (2,2), и уже не имеет такой ценности и важности. Прошлое не выглядит достаточно легким или простым (2,4), полное (3,5). У матерей, воспитывающих нормотипичных детей, настоящее более событийно наполнено, их настоящее «близкое» (5,1), «приятное» (4,4), «полное» (4,4), (5,1), близкое полно надежд (5,3), «планируемое ими» «теплое» (4,3), интересное (4), они четко знают, чего хотят, планируют события, и уверенны в своем настоящем. Среднее значение настоящего у матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями можно охарактеризовать, как полезное (4,5), ценное (4,5), близкое (4,8), полно надежд (4,6), в тоже время оно ведется им как хаотичное (1,8), неструктурированное (1,5), сложное (1,2), зависящее от обстоятельств (1,9), конфликтное (1,6), навязанное из вне (1,9), проблематичное (1,7), трудное (1,8).

Исходя из представленных данных видно, что матерям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями настоящее, видится, как важное, ценное, полезное, мое личное. И в тоже время, они его видят, как тяжелое, сложное, исходящее от обстоятельств, проблематичное и навязанное из вне. На основании полученных результатов, можно сказать, что для матерей данной группы настоящее видится в более тревожных и пессимистичных тонах, чем прошлое. Это связано с тем, что многие так и не смогли принять диагноз ребенка, связанные с ним ограничения в собственной реализации, а также привязанность к ребенку и невозможность полностью строить свое настоящее и будущее как хочется матерям, без навязывания из вне.

Изучая временную установку на будущее, можно сказать, что представления о будущем в группе матерей нормотипичных детей и матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, достаточно отличаются. Это мы можем проследить по отдельным дескрипторам в исследовании. Матерям нормотипичных детей будущее видится более радужным и полным, это отражается по следующим дескрипторам: «приятное» (5), «полное» (4,9), «привлекательное» (4,9), «светлое» (4,8), «прекрасное» (5), интересное (4,9) (р=0,001). Низкие показатели мы можем проследить в динамики будущего, это «медленное», «отсроченное», «удаленное», но эти показатели отличаются не существенно от матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что будущее воспринимается матерями детей с ментальными нарушениями, как важное, полное надежд, полное, интересное, и в тоже время, зависящее от обстоятельств и неопределённое. Исходя из этого, можно сказать, что, несмотря на тяжелое, разочаровывающее настоящее, матери возлагают надежды на свое будущее.

Анализируя данные, полученные по результатам исследования методики Ж. Нюттена и В. Ленсома, можем заключить следующее, наполненность и насыщенность образов прошлого, настоящего и будущего обуславливает поведенческий стиль матерей. Так же мы можем сделать выводы, что матери детей с ментальными нарушениями испытывают трудности в планировании будущего, им присуща борьба и тревога, из-за сложившихся проблем с детьми они воспринимают свою жизнь как навязанную, неподвластную себе, нет контроля над собственной жизнью, отсюда возникает ощущение нестабильности.

Далее в нашем исследовании мы рассмотрим, как измеряется будущее в двух группах респондентов, при использовании методики «многомерная шкала отношения к «будущему» (В. Кластера). Мы сравнили результаты у двух групп испытуемых, заметили следующие закономерности и отличия. Отношение к будущему в группе матерей нормотипичных детей и матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, имеют следующие различия по шкалам и дескрипторам, которые входят в данные шкалы. Будущее матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, видится им «неопределенным» (р=0,001), «зависящем от обстоятельств» (р=0,002), «трудным» и «сложным» (р=0,001), «проблематичным» (р=0,001). По динамике развития, будущее видится им «отсроченным» (р=0,001), «удаленное» (р=0,094). Матери нормотипичных детей будущее видят более радужным и наполненным событиями и смыслом, это выражается в дескрипторах: «упорядоченное» (р=0,001) и «структурированное» (р=0,001), «исходящее от меня» (р=0,004), и «планируемое мной» (р=0,004), «ценное» (р=0,004), «привлекательное» (р=0,001). Были обнаружены различия относительной важности разных компонентов этого отношения, в сравнении шкал у матерей нормотипичных детей и матерей детей с ментальными нарушениями. Шкала «ценность» (р=0,004) превалирует у матерей, воспитывающих нормотипичных детей, так же наблюдается разница в остальных шкалах. Это может говорить о том, что происходит психологическое нарушение восприятия будущего, вследствие негативного прошлого в своем настоящем.

На заключительном этапе исследования матери детей с ментальными нарушениями были протестированы по методике «Психологическая автобиография» (Л.Ф. Бурлачука и Е.Ю. Коржовой). У матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями происходит застревание на прошлом. У матерей, воспитывающих нормотипичных детей прошлое воспринимается, как положительный опыт. Отрицательное будущее (р=0,03), у матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, низкий уровне положительных ожиданий, от будущего, они им кажется менее непривлекательным, предопределенным и предстает в их мыслях в негативном свете событий. Матери данной группы испытывают чувство безнадежности, неспособности повлиять на сложившуюся жизненную ситуацию. Матери смотрят на будущее сквозь призму неизбежных событий. Данные этапы жизненного пути, сами по себе, носят нейтральный характер, в силу своей неизбежности, однако матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, в первую очередь выделяют именно их, расставляя акценты при анализе будущего на подобных событиях.

Выводы. На основе полученных результатов исследования временных перспектив матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, с точки зрения системного подхода, можно сделать следующие выводы:

1. Временные перспективы матерей воспитывающих детей с ментальными нарушениями, отличаются менее сформированным будущим, более фаталистическим отношением к жизни, которое характеризуется независимостью от воли личности, предопределенным подчинением судьбе, и более высоким средним значением по шкале «позитивное прошлое».

2. Вырисовывается смещение временной ориентации в сторону позитивного прошлого.

3. Матери, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, предпочитают жить сегодняшним днем, не демонстрируют многообразие планов. У них так же доминирует гедонистическое отношение к настоящему, которое говорит о сосредоточенности на актуальных событиях, приносящих удовлетворения посредством наименьших затрат психической и физической активности, и, в свою очередь, ухода от реалистичного планирования будущей жизни.

4. Временная установка на настоящее и будущее характеризуется более негативным восприятием данных временных отрезков. Они воспринимаются и переживаются, как навязанные, неподвластные себе, сложное, проблематичное, хаотичные, безнадежные.

5. Происходит психологическое нарушение восприятия будущего, вследствие негативного прошлого в своем настоящем.

6. Характер воспроизведенных событий и целей носит примитивный обобщенный характер. Слабая событийная наполненность может быть связана с зависимым состоянием матери от своего ребенка, ограниченным кругом общения и узким интересом, направленным, как правило, на ребенка.

На основе полученных данных была разработана программа психологического тренинга Временная перспектива: «осознание значимости времени и трансформация негативных переживаний» для матерей, воспитывающих детей с

ментальными нарушениями, посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска».

Программа тренинга рассчитана на 6 занятия, которые проводились 1 раз в неделю продолжительностью 40-60 минут.

Цель программы - восстановления целостности субъективной картины жизненного пути, направлена на формирование целостного восприятия своей жизни, расставление приоритетов, активизацию мыслительных процессов, направленных на осознание образа желаемого будущего развитие умений и навыков, эмоционального позитивное пере формулирование негативных ожиданий матерей через осознания ими значимости времени и активизации личностных ресурсов.

Литература:

1. Заборина, Л.Г. Изучение состояния психологической напряжённости и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Л.Г. Заборина // Сибирский психологический журнал. - 2007. - №26. - С. 136-140.

2. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент» / К. Левин. // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. Начало 10-х - середина 30-х годов XX в. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 364 с.

3. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст / И.А. Ральникова. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - 152 с.

4. Сагдулаев, А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии / А. А. Сагдулаев // Дефектология. - 1996. - №5. - С. 75-79.

5. Камышникова, Н.Н. Жизненные перспективы старших школьников с углубленным изучением естественнонаучных предметов / Н.Н. Камышникова, У.Н. Черноусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73. - Ч.1. - С. 348-350.

6. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. -Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. - 296 с.

Психология

УДК 159.9.019.2

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Кобзарева Инна Ивановна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической

психологии и социальной работы Прилепских Оксана Сергеевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

студент 4 курса педагогического факультета , кафедры теории и

методики истории и обществознания Гончаров Артем Сергеевич

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПРОБЛЕМА ДАЗАЙН-АНАЛИЗА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Актуальность исследования заключается в необходимости более детального изучения характеристик Дазайна, Дазайн-анализа в рамках экзистенциальной психологии. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы можно использовать при проведении занятий по психологическим и философским дисциплинам в высшем учебном заведении академического типа. Научная новизна исследования отражена в пересмотре истории становления философии Дазайна и структуры Дазайн-анализа в истории датской, немецкой, французской школ и их непрямых последователей, а также российских представителей экзистенциализма, персонализма. В методологический аппарат данного теоретического исследования вошли общенаучные методы (анализ и синтез данных, сравнение, сопоставление, дедукция и индукция); методы исторической антропологии (номотетический метод, идиографический метод, метод индексов, метод главных компонентов, метод изучения комплиментарности); психоаналитические методы (интерпретативный метод, метод свободных ассоциаций, метод юнгианского анализа, конструктивный метод). Цель исследования - комплексный анализ проблемы Дазайна и Дазайн-анализа в истории европейской психологической мысли. Результаты исследования заключаются в определении истоков экзистенциальной психологии, особенностей формирования представления о Дазайне как о самости, творчестве и творческой самореализации человека «здесь и сейчас». В рамках исследования были пересмотрены и уточнены некоторые аспекты, касающиеся структуры и характерных особенностей Дазайн-анализа.

Ключевые слова: экзистенциализм, персонализм, школа, Дазайн, бытие, Дазайн-анализ, человек.

Annotation. The relevance of the study lies in the need for a more detailed study of the characteristics of Dasein, Daseinanalysis within the framework of existential psychology. The practical significance of the study lies in the fact that the materials of the work can be used when conducting classes in psychological and philosophical disciplines in a higher educational institution of an academic type. The scientific novelty of the study is reflected in the revision of the history of the formation of the philosophy of Dasein and the structure of Daseinanalysis in the history of the Danish, German, French schools and their indirect followers, as well as Russian representatives of existentialism, personalism. The methodological apparatus of this theoretical study included general scientific methods (analysis and synthesis of data, comparison, comparison, deduction and induction); methods of historical anthropology (nomothetic method, idiographic method, method of indices, method of principal components, method of studying complementarity); psychoanalytic methods (interpretative method, free association method, Jungian analysis method, constructive method). The purpose of the study is a comprehensive analysis of the problem of Dasein and Daseinanalysis in the history of European psychological thought. The results of the study are to determine the origins of existential psychology, the features of the formation of the idea of Dasein as a self, creativity and creative self-realization of a person «here and now». As part of the study, some aspects were revised and clarified regarding the structure and characteristics of Daseinanalysis.

Key words: existentialism, personalism, school, Dasein, being, Daseinanalysis, man.

Введение. Экзистенциальная психология получила развитие в послевоенные годы благодаря влиянию психоанализа, феноменологии, персонализма и экзистенциализма. Главным предметом данной неклассической школы стала творческая личность как актор культуры. Прикладной раздел экзистенциальной психологии - экзистенциальная психотерапия совместила методы психоанализа, собрав новый методологический аппарат вокруг Дазайн-анализа - метода изучения творческой самореализации, корреляции творчества и эмоционального состояния человека.

На становление экзистенциальной психологии в целом и Дазайн-анализа в частности повлияли такие философы и психологи как С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.