ментальными нарушениями, посещающими занятия в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рубцовска».
Программа тренинга рассчитана на 6 занятия, которые проводились 1 раз в неделю продолжительностью 40-60 минут.
Цель программы - восстановления целостности субъективной картины жизненного пути, направлена на формирование целостного восприятия своей жизни, расставление приоритетов, активизацию мыслительных процессов, направленных на осознание образа желаемого будущего развитие умений и навыков, эмоционального позитивное пере формулирование негативных ожиданий матерей через осознания ими значимости времени и активизации личностных ресурсов.
Литература:
1. Заборина, Л.Г. Изучение состояния психологической напряжённости и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Л.Г. Заборина // Сибирский психологический журнал. - 2007. - №26. - С. 136-140.
2. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент» / К. Левин. // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. Начало 10-х - середина 30-х годов XX в. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 364 с.
3. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст / И.А. Ральникова. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - 152 с.
4. Сагдулаев, А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии / А. А. Сагдулаев // Дефектология. - 1996. - №5. - С. 75-79.
5. Камышникова, Н.Н. Жизненные перспективы старших школьников с углубленным изучением естественнонаучных предметов / Н.Н. Камышникова, У.Н. Черноусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73. - Ч.1. - С. 348-350.
6. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. -Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. - 296 с.
Психология
УДК 159.9.019.2
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Кобзарева Инна Ивановна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической
психологии и социальной работы Прилепских Оксана Сергеевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);
студент 4 курса педагогического факультета , кафедры теории и
методики истории и обществознания Гончаров Артем Сергеевич
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ПРОБЛЕМА ДАЗАЙН-АНАЛИЗА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. Актуальность исследования заключается в необходимости более детального изучения характеристик Дазайна, Дазайн-анализа в рамках экзистенциальной психологии. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы можно использовать при проведении занятий по психологическим и философским дисциплинам в высшем учебном заведении академического типа. Научная новизна исследования отражена в пересмотре истории становления философии Дазайна и структуры Дазайн-анализа в истории датской, немецкой, французской школ и их непрямых последователей, а также российских представителей экзистенциализма, персонализма. В методологический аппарат данного теоретического исследования вошли общенаучные методы (анализ и синтез данных, сравнение, сопоставление, дедукция и индукция); методы исторической антропологии (номотетический метод, идиографический метод, метод индексов, метод главных компонентов, метод изучения комплиментарности); психоаналитические методы (интерпретативный метод, метод свободных ассоциаций, метод юнгианского анализа, конструктивный метод). Цель исследования - комплексный анализ проблемы Дазайна и Дазайн-анализа в истории европейской психологической мысли. Результаты исследования заключаются в определении истоков экзистенциальной психологии, особенностей формирования представления о Дазайне как о самости, творчестве и творческой самореализации человека «здесь и сейчас». В рамках исследования были пересмотрены и уточнены некоторые аспекты, касающиеся структуры и характерных особенностей Дазайн-анализа.
Ключевые слова: экзистенциализм, персонализм, школа, Дазайн, бытие, Дазайн-анализ, человек.
Annotation. The relevance of the study lies in the need for a more detailed study of the characteristics of Dasein, Daseinanalysis within the framework of existential psychology. The practical significance of the study lies in the fact that the materials of the work can be used when conducting classes in psychological and philosophical disciplines in a higher educational institution of an academic type. The scientific novelty of the study is reflected in the revision of the history of the formation of the philosophy of Dasein and the structure of Daseinanalysis in the history of the Danish, German, French schools and their indirect followers, as well as Russian representatives of existentialism, personalism. The methodological apparatus of this theoretical study included general scientific methods (analysis and synthesis of data, comparison, comparison, deduction and induction); methods of historical anthropology (nomothetic method, idiographic method, method of indices, method of principal components, method of studying complementarity); psychoanalytic methods (interpretative method, free association method, Jungian analysis method, constructive method). The purpose of the study is a comprehensive analysis of the problem of Dasein and Daseinanalysis in the history of European psychological thought. The results of the study are to determine the origins of existential psychology, the features of the formation of the idea of Dasein as a self, creativity and creative self-realization of a person «here and now». As part of the study, some aspects were revised and clarified regarding the structure and characteristics of Daseinanalysis.
Key words: existentialism, personalism, school, Dasein, being, Daseinanalysis, man.
Введение. Экзистенциальная психология получила развитие в послевоенные годы благодаря влиянию психоанализа, феноменологии, персонализма и экзистенциализма. Главным предметом данной неклассической школы стала творческая личность как актор культуры. Прикладной раздел экзистенциальной психологии - экзистенциальная психотерапия совместила методы психоанализа, собрав новый методологический аппарат вокруг Дазайн-анализа - метода изучения творческой самореализации, корреляции творчества и эмоционального состояния человека.
На становление экзистенциальной психологии в целом и Дазайн-анализа в частности повлияли такие философы и психологи как С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл.
Не менее значимое влияние оказали представители персонализма - российские писатели и философы Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Л.И. Шестов и составители сборника «Вех» (М.О. Гершензон, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.С. Изгоев) [16].
Современная экзистенциальная философия имеет следующие разделы:
1) Анализ творческого потенциала персон И. Ялома;
2) Экзистенциальный анализ К. Роджерса;
3) Экзистенциальная логотерапия В. Франкла;
4) Экзистенциальный анализ А. Лэнгле;
5) Экзистенциальное консультирование Р. Мэя;
6) Дазайн-анализ А. Хольцхей-Кунц [3].
Американский психолог Ролло Мэй, один из главных представителей экзистенциальной школы второй половины XX в., считал, что для полноценного изучения личности человека психологу необходимо работать не с его образом у себя в голове, который он формирует на основе системы вопрос-ответ, а с проблемой выражения социальных, культурных и глубоко внутренних переживаний, лежащих в основе экзистенции человека - тех сокровенных надежд и стремлений, которые составляют ядро личности [12]. Трудности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, - в первую очередь должны анализироваться психологом [6]. В условиях клинической практики психоанализ предоставляет для этого широчайшие перспективы, но, при отсутствии требующегося оборудования, каждому психологу всегда нужен инструмент для глубокого измерения эмоционального состояния творческой личности. Одним из таких инструментов как раз и является Дазайн-анализ [4; 5].
Однако, прежде чем говорить о том, что собой представляет данный продукт синтеза психоанализа и экзистенциальной психологии, необходимо изучить истоки зарождения таких понятий, как «экзистенция» и «Дазайн».
Изложение основного материала статьи. С легкой подачи Ж.-П. Сартра, русская философская традиция, заложенная Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским, стала считаться основой формирования философии экзистенциализма наравне с творчеством С. Кьеркегора и А. Камю; хотя данная тока зрения, конечно, заслуживает право на существование... [4; 14] Российские писатели, действительно, во многом определили характер определения ключевых идей и тем философии экзистенциализма, а религиозный персонализм в лице Л.И. Шестова и «веховцев», поставив во главу угла личность -Персону как первооснову мира, ознаменовал собой новый этап развития идеалистических течений в России и Европе [2]. Выход сборника статей о русской интеллигенции «Вехи» в марте 1909 г. привел к широчайшему общественному резонансу. Четыре переиздания в 1910 г. быстро нашли отклик в кругу именитых французских и немецких философов-экзистенциалистов [13].
Важно отметить, что восемь статей, составивших сборник, определили все дальнейшее развитие экзистенциализма и экзистенциальной психологии, сформировав основной перечень проблем и тем для исследования:
• Гершензон М.О. Предисловие. Автор подробно обозначил проблему экзистенциального субъекта, личной свободы и свободы творчества;
• Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. В статье представлено подробное описание проблемы смысла жизни, поиска истины и соотношения желаний личности с потребностями общества;
• Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. Данная статья, определила проблемы подвига, действия и бездействия, вины, преступления и наказания, виктимности, страха и солидарности, конечности жизни и высшей цели существования;
• Гершензон М.О. Творческое самосознание. Автором подробно описывались проблемы свободы слова, творчества, независимости личности и мнения, абсурда и причинности существования, особенности творческой самореализации;
• Кистяковский Б.А. В защиту права. Статья, направленная на переоценку общественных ценностей и системы наказания, которая, по мнению автора, должна «исправлять» человека, а не «калечить» его психику;
• Струве П.Б. Интеллигенция и революция. Статья, посвященная проблеме гражданской идентичности и солидарности и актуальной теме первой русской революции 1905 г.;
• Франк С.Л. Этика нигилизма. Автор статьи, проводит черту между самостью и общественным долгом;
• Изгоев А.С. Об интеллигентной молодежи. Статья, призывавшая молодежь к поиску себя в меняющемся мире [2].
За рубежом в это время на становление экзистенциализма значительное влияние оказала философия жизни и перспективизм Ф. Ницше и философия экзистенциального субъекта С. Кьеркегора [7]. Последний разделил мир на две части - личную и общественную, объективную. В своих главных работах «Или-или» [9], «Страх и трепет» [10] и «Евангелие страданий» [8] С. Кьеркегор сосредоточился на попытках анализа таких чувств творческой личности как страх, ужас, отчаяние и безысходность. Их истоком философ считал невозможность творческой самореализации.
С. Кьеркегор неосознанно определил две главные категории экзистенциализма - эссенцию (лат. essentia - «сущность»), творческий, культурный и духовный потенциал человека, его «дух» и экзистенцию (лат. exsistentia - «выступать», «существовать»), причинность, цель и смысл жизни [9]. В дальнейшем такие философы, как Э. Гуссерль, А. Камю, М. Хайдеггер и К. Ясперс более детально изучили феномен сущности [11].
В частности, немецкий философ М. Хайдеггер выделил новую категорию в рамках экзистенциализма - Дазайн (нем. Dasein - «здесь-бытие»). Обиходный смысл данного понятия - человеческое наличное бытие, то есть, то, что беспокоит человека в данный момент. Сам М. Хайдеггер в книге «Бытие и Время» (нем. «Sein und Zeit») определял Дазайн как человека в онтологическом смысле, его творческие возможности, которые возможно реализовать в наличном бытие, в картине, стихотворении, скульптуре и пр. [19]. Нереализованные возможности творческой личности, по мнению философа, являются причинами возникновения кьеркегоровских упаднических чувств - страха, ужаса, отчаяния, которые на фоне социальной незащищенности и потери смысла жизни могут стать поводом для суицида [21]. Дазайн - это предощущение творческой самореализации, обеспечивающая вовлеченность человека в события и явления социального мира [22].
Практическое применение идеям М. Хайдеггера нашли такие исследователи, как Ж.-П. Сартр, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл. Они соединили методологический аппарат психоанализа с детальной, глубинной последовательностью Дазайн-анализа - процесса изучения особенностей творческой самореализации. Впоследствии активные дискуссии о Дазайн-анализе в рамках экзистенциальной психологии велись в 70-е гг. XX в. [12; 15; 17; 18; 25]. Так, например, Б. Эчеверриа разработал новую технологию психологического анализа, включавшую в себя анамнез, анализ личности, совместную творческую деятельность, классические приемы «лечения словом» и использование технических средств для гипноза, коррекции эмоционального состояния и активности [14]. Данная технология не раз изменялась и дополнялась новыми методами и приемами [13]. На сегодняшний день многие американские школы Дазайн-анализа используют технологию Б. Эчеверриа при работе с криминальными элементами, душевнобольными и пережившими психологический шок [14]. Другое направление - более «мягкое» и конструктивное, включающее в себя новые модели: арт-терапии, музыкотерапии, библиотерапии, драматерапии, фототерапии и игровой терапии [26].
Можно сказать, что современное состояние Дазайн-анализа сводится скорее к коррекции эмоционального состояния путем релаксации и разных видов терапии художественного и игрового типов, а не к попыткам высвобождения творческого потенциала личности [24; 26]. Тем не менее, нас интересуют в большей степени американские школы, поставившие своей целью возвращение к фундаментальной онтологии, психиатрическим исследованиям и поиску взаимосвязи между эмоциональным упадком и творческим кризисом.
Американские школы Дазайн-анализа сегодня придерживаются традиции, заложенной швейцарскими психиатрами Л. Бинсвангером и М. Боссом. На основе анализа в методологии К.Г. Юнга, герменевтики М. Хайдеггера и синтеза данных об эмоциональном состоянии по принципам Ж.-П. Сартра, швейцарские психологи создали наиболее устойчивую форму Дазайн-аналитической психотерапии, включающую в себя три поля для анализа:
1) Umwelt (с нем. - «мир вокруг») - изучение внешних факторов, раздраженности, эмоционального упадка и творческого кризиса;
2) Mitwelt - изучение мира близких людей, оказывающих непосредственное влияние на чувства и эмоции человека, его взаимоотношения и социальные установки;
3) Eigenwelt - изучение самости, «своего мира», который человек создает для того, чтобы «закрыться от проблем», создать идеальный образ, который, по сути, станет ядром психологической защиты [26].
Главная задача психолога на раннем этапе Дазайн-анализа - осторожно разрушать часть за частью идеального мира, чтобы сформировать у человека новый образ, новое представление о себе, на которое можно будет повлиять. Ключевым инструментом для этого являются беседа и творческая деятельность.
На основе данной трактовки Дазайн-анализа, Р. Мэй предложил в ходе изучения причин эмоционального упадка и творческого кризиса не выделять категории страха и тревоги, как это делали ранее, важнее сосредоточиться на изучении чувства вины и сильных эмоциях, в которых она проявляется. В экзистенциальной психологии принято выделять следующие основные виды чувства вины [12]:
1) отрицание, отказ и невозможность (творческой) самореализации, свободной активности как проявление угрызений совести;
2) обратное отрицание, когда человек стремится с помощью работы и творчества забыть о вине, но не может сосредоточиться на активной и продолжительной деятельности;
3) вина как невозможность удовлетворения своих потребностей и потребностей своего ближайшего окружения;
4) вина сепарации, когда человек не представляет себе, какой жизненный выбор он может сделать или какой жизненный сценарий избрать;
5) вина онтологическая, обуславливающая невозможность выбора - потаенный страх;
6) вина через страх, характеризующаяся обратной ситуацией, когда человек начинает испытывать страх постфактум.
Американские исследователи, разработавшие работающие в Национальном Совете США первую модель Дазайн-
анализа, выделили ряд социокультурных и психологических категорий, которые могут позволить косвенно или прямо повлиять на формирование целостного диалога между психоаналитиком и пациентом. Из всех категорий сближения психоаналитика и пациента - общими выделяются те, что призваны включить их в единую идейную систему восприятия тех ценностей и норм, которые присущи конкретному обществу и государству [1]. Конечно, особой категорией выступают и общечеловеческие ценности, но в рамках Дазайн-анализа важно определить именно то, что волнует пациента. Это позволит сократить психологическую дистанцию и углубиться в сущность волнующей его проблемы (вины) [6].
Выводы. Согласно экзистенциальной психологии, человек должен оказаться в положении, когда он может «сломать» психологические барьеры самостоятельно. Задача психолога - помочь ему. В этом ключе Дазайн-анализ не предлагает ничего принципиально нового: углубленная и продолжительная беседа, которая в практической форме направлена на раскрытие вины и творческого потенциала с помощью арт-терапии.
Тем не менее, комплексное решение и нестандартный подход, распространенные в американских и европейских (континентальных) школах Дазайн-анализа позволяют по-иному взглянуть на проблемы самости, творчества, страха и вины, чтобы аккумулировать знания психологов различных направлений при работе со «сложными случаями».
Современные школы Дазайн-анализа представляют такие высшие учебные заведения, как Австрийский Дазайн-аналитический институт, Бельгийский центр Дазайн-анализа, Бразильская ассоциация Дазайн-анализа, Венгерское общество Дазайн-анализа и др. В рамках данных школ осуществляется реализация гуманистических принципов психологической поддержки.
Ведущие специалисты считают, что совокупность технологий и методов Дазайн-анализа при общении с пациентом должна опираться на демократический стиль общения, формирование наиболее важных ценностных категорий и ориентироваться на включение человека в коллективные виды творческой деятельности. Индивидуализация, которая, безусловно является важной сама по себе, тем не менее, уходит на второй план, вместо этого, расширяется пространство для арт-терапии, творческих проектов, круглых столов и игровых форм совместных занятий.
Считаем, что Дазайн-анализ в его современном виде вполне подходит для использования российскими психологами-практиками в области клинического психоанализа и экзистенциальной, аналитической психологии, а также специалистами, занимающимися изучением новых форм арт-терапии, проектной и игровой технологий. В тесной связи с традициями, заложенными С. Кьеркегором и представителями персонализма, Дазайн-анализ имеет не только практическую, но и культурную значимость, что обуславливает перспективы его дальнейшего изучения.
Литература:
1. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько / Бьюдженталь Дж. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 336 с.
2. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции / вступ. стат. канд. ф. н. А.А. Тесли. - М.: РИПОЛ-классик, 2017. - 330 с.
3. Всемирная энциклопедия: Философия / науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: Аст, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
4. Гийон, Ч. Аутентичность, нравственные ценности и психотерапия // Мартин Хайдеггер: сб. статей / сост. Д.Ю. Дорофеев / Гийон Ч. - СПб.: РХГИ, 2004. - 576 с.: ил.
5. Гуссерль, Э. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной / Гуссерль Э. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 464 с.
6. Дорцен, Э. ван. Повседневные тайны. Экзистенциальные измерения психотерапии / Дорцен Э. ван. - М.: ИОИ. / перевод с английского / 2019. - 446 с.
7. Камю, А. Изнанка и лицо: Сочинения / Камю А. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 864 с.
8. Кьеркегор, С. Евангелие страданий / Пер. с дат. А.В. Лызлова, предис. прот. А. Уминского / Кьеркегор С. - М.: Свято-Владимирское изд-во, 2011. - 304 с.
9. Кьеркегор, С. Или-или: Фрагмент из жизни: в 2 ч. / Пер. с дат., вступ, ст., коммент., примеч. Н. Исаевой и С. Исаева / Кьеркегор С. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии; Амфора, 2011. - 823 с.
10. Кьеркегор, С. Страх и трепет / Пер. с дат., изд. 2-е, дополненное и исправленное / Кьеркегор С. - М.: Культурная революция, 2010. - 488 с.
11. Лэнгле, А. Эмоции и экзистенция / пер. с нем. О. Шипиловой / Лэнгле А. - Харьков: «Гуманитарный центр», 2011. - 332 с.
12. Мэй. Р. Открытие Бытия / Мэй Р. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 224 с.
13. Пикалов, Д. В. Экология эгоизма // Социально-гуманитарный вестник : Всероссийский сборник научных трудов / Пикалов Д.В. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2021. - С. 5-8. - EDN MOWFJK.
14. Прогрессивные мыслите в Латинской Америки (Х1Х - начал о XX в.) / Пер. с исп. и порт. А.Р. Бургете, А.В. Дерюгиной. - М.: АН СССР, 1965. - 418 с.
15. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Роджерс К.Р. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 480 с.
16. Рябов, П.В. Экзистенциализм. Период становления / Рябов П.В. - М.: Рипол Классик, 2019. - 464 с.
17. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко / Сартр Ж.П. - М.: Республика, 2000. - 640 с.
18. Сартр, Ж.-П. Пьесы: Мухи; Мертвые без погребения; Почтительная потаскушка; Дьявол и Господь; Только правда; Затворники Альтоны / сост. Г.С. Брейтбурд / Сартр Ж.-П. - М.: Искусство, 1967. - 612 с.
19. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина / Хайдеггер М. - Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.
20. Хайдеггер, М. Ницше и пустота / Сост. О. В. Селин / Хайдеггер М. - М.: Алгоритм, 2006. - 304 с.
21. Хайдеггер, М. О существе человеческой свободы. Введение в философию / Хайдеггер М. - СПб.: Владимир Даль, 2018. - 416 с.
22. Хайдеггер, М. Размышления XII-XV (Черные тетради 1939-1941) / Хайдеггер М. - М.: Издательство института Гайдара, 2020. - 344 с.
23. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ Т.С. Драбкиной / Ялом И. - М.: «Класс», 2000. - 576 с.
24. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. / Ясперс К. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
25. Frankl V. Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. - Moscow: Alpina Non-Fiction, 2018. - 228 p.
26. Holzhey-Kunz A. Daseinsanalyse, dans / Alfried Längle, Alice Holzhey-Kunz. Existenzanalyse und Daseinsanalyse. -2008. - UTB 2966. - P. 183-348.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ
Аннотация. Статья посвящена обсуждению проблемы отношения сотрудников исправительного учреждения к осужденным. Целями профессионального взаимодействия сотрудников с осужденными выступают их исправление и ресоциализация. Утверждается неотделимость межличностных отношений от процесса взаимодействия. Отношение сотрудников к осужденным определяется не только профессиональными, но и во многом личностными качествами. При этом обнаруживается противоречивость личностной позиции сотрудников по отношению к осужденным. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических проявлений отношения сотрудников к осужденным. В качестве таковых рассматриваются эмпатия, коммуникативная толерантность и коммуникативная агрессия. Отдельные характеристики отношения к осужденным изучены у групп сотрудников различных отделов и служб исправительного учреждения. Делаются выводы о различиях в отношении сотрудников к осужденным в зависимости от характера взаимодействия с ними. Подчеркивается важность профессионально-психологической подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: отношение, уголовно-исполнительная система, сотрудники исправительного учреждения, осужденные, исправление, ресоциализация, эмпатия, коммуникативная толерантность, коммуникативная агрессия.
Annotation. The article is devoted to the discussion of the problem of the attitude of correctional facility staff to convicts. The goals of professional interaction of the staff with convicts are their correction and re-socialization. The inseparability of interpersonal relations from the process of interaction is asserted. The attitude of the staff to the convicts is determined not only by professional, but also in many respects by personal qualities. At the same time, the inconsistency of the personal position of employees in relation to convicts is revealed. The article presents the results of an empirical study of psychological manifestations of the attitude of employees to convicts. Empathy, communicative tolerance and communicative aggression are considered as such. Individual parameters of the relationship towards convicts were studied in groups of employees of various departments and services of the correctional institution. Conclusions are drawn about the differences in the attitude of employees to convicts, depending on the nature of interaction with them. The importance of professional and psychological training of specialists for the penal system is emphasized.
Key words: attitude, penal enforcement system, correctional facility staff, convicts, correction, resocialization, empathy, communicative tolerance, communicative aggression.
Введение. Деятельность сотрудников исправительных учреждений (далее - ИУ) определяется, с одной стороны, потребностью социума в обеспечении защиты населения от криминальных воздействий, с другой - необходимостью работы по ресоциализации людей, осужденных к лишению свободы. Специфика этой деятельности выражается в ряде особенностей, таких как ее правовой характер, включенность в субъект-объектные отношения, в которых каждый акт правоприменения влечет за собой определенные последствия, повышенная ответственность [2, С. 58]. Вместе с тем обнаруживается противоречие между требованием неукоснительного соблюдения правопорядка в ИУ и ориентацией на гуманистические принципы, уважительное отношение к правам и свободам человека (в контексте обсуждаемой темы -осужденного).