Образовательные технологии наука и практика
Сведения для цитирования: Булдашов, В. А. Формирование общекультурных компетенций будущих юристов в курсе профессиональной этики / В. А. Булдашов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 30-35.
УДК 378 ББК 74.58
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В КУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
В. А. Булдашов
В статье рассматривается формирование общекультурных компетенций будущих специалистов, обучающихся в вузе по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (юрист). В качестве объекта исследования рассматривается содержание самого процесса. Предметом исследования выступают формы промежуточного контроля как средство формирования общекультурных компетенций будущих юристов.
Актуальность данного исследования обусловлена современными требованиями к сотруднику правоохранительных органов, которые порождают необходимость поиска эффективных педагогических приемов, отвечающих возникающим вызовам.
Целью исследования является разработка практико-ориентированных способов формирования усвоения общекультурных компетенций будущих юристов с использованием ситуационных задач. В работе раскрыта сущность понятия «общекультурная компетенция», его личностный и деятельностный аспекты. Показаны знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист в результате прохождения данного курса. На основе социального заказа разработаны приемы формирования компетенций через практические задания.
Ключевые слова: общекультурная компетенция, правоохранительная деятельность, ситуационные задачи.
Профессия юриста предполагает не только наличие специальной образовательной подготовки, но и осознанное владение целым комплексом моральных качеств, заключенных в осознанные этические нормы и правила [1; 2].
Общественность, представляющая разнообразные социальные страты, обсуждает и ставит выразительные требования к сотрудникам полиции в средствах массовой информации и в интернете. Так, на форуме (проекте) «Большой вопрос.ги» пользователь Ramzess в ответ на вопрос «Каким должен быть полицейский?» пи-
шет: «...Полицейский должен возможно быть примером для подражания — эталоном вежливости, и разсудительности, всегда прийти на помощь жаждущим, не отвергать прозб о той же помощи...» (орфография и пунктуация автора сохранены) [3].
Социальный заказ на профессионально-этические качества служащего полиции обсуждается и в научных публикациях [4; 5]. В электронном научном издании «Аналитика культурологии» в 2011 г. опубликована статья Л. В. Мордовиной и Д. Е. Попова «Моральный облик сотрудника
полиции и его отражение в общественном мнении». В ней рассматривается моральный облик современного полицейского, позиции его восприятия социумом: «Разнообразие и сложность форм социального взаимодействия полицейского требуют их высокой моральной подготовленности к результативной служебной деятельности и эффективному общению с сослуживцами, подчиненными, гражданскими лицами в различных, порой сложных и экстремальных ситуациях» [6].
Моральный облик сотрудника правоохранительных органов является предметом исследования и в самой полиции. В еженедельной электронной газете «Петровка, 38» в 2012 г. была опубликована информация о проведении в ГУ МВД России по г. Москве семинара-практикума «Этика сотрудника полиции в современных условиях», в котором приняли участие представители руководства полиции и известные деятели культуры [7].
На сегодняшний день социальный заказ на профессионально-этический облик полицейского закреплен в главе 2 Федерального закона «О полиции». В статье 7 указывается: «Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [8].
Таким образом, обществом и государством к сотруднику правоохранительных органов в виде социального заказа предъявляются вполне обоснованные и четко выраженные требования.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современные требования к сотруднику органов внутренних дел таковы, что возникает необходимость поиска эффективных педагогических приемов, которые отвечали бы возникающим вызовам. В исследованиях современных отечественных ученых-педагогов, теоретиков и практиков, предлагаются решения этого вопроса (В. А. Булавенко, В. И. Миханев, В. В. Романов, Р. Ф. Хайрутдинова и др.) [9; 10].
Результаты научных исследований показывают, что морально-этический уровень молодых специалистов не в полной мере отвечает ожиданиям со стороны общества. Значительная часть выпускников не имеют практики применения полученного теоретического багажа. Эти трудности возникают по причине недостаточной сформированности этических мотиваций в профессиональной подготовке специалистов [10].
В качестве объекта исследования рассматривается содержание самого процесса. Предметом исследования выступают формы промежуточного контроля как средство формирования общекультурных компетенций будущих юристов.
Целью исследования является разработка практико-ориентированных способов формирования усвоения общекультурных компетенций будущих юристов с использованием ситуационных задач.
Объектом исследования является процесс формирования общекультурных компетенций (ОК-4, ОК-5) будущих специалистов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (юрист). Цель исследования — разработать практико-ори-ентированные способы формирования общекультурных компетенций с применением форм практической направленности. В связи с целью определены следующие задачи исследования: определить содержание соответствующих общекультурных компетенций; выявить специфику их формирования путем использования ситуационных задач.
Общекультурные компетенции — это определенный объем вопросов, по отношению к которым обучаемый должен быть хорошо информирован, должен обладать опытом деятельности, это особенности культуры, нравственные основы жизни человека [11].
Мы предлагаем следующее содержание компетенций.
ОК-4
Знать: проявление специфических особенностей профессиональной этики в деятельности юриста — сотрудника правоохранительных органов; содержание и объем основных этических категорий; способы решения разнообразных нравственных конфликтов в служебной деятельности.
Уметь: контролировать свои чувства, не позволяя личным симпатиям или антипатиям влиять на служебные отношения; давать нравственно-этические оценки фактам, возникающим в ходе профессиональной деятельности.
Владеть: навыками поведения в служебном коллективе, в общении с гражданами; уметь предвидеть моральные последствия своих действий.
ОК-5
Знать: правила поведения в коллективе; национальные, религиозные и культурные различия как сотрудников, так и граждан; основные требования религиозных конфессий к своим адептам; особенности национального менталитета; базовые
ценности мировой культуры; структуру, стадии развития и пути разрешения конфликтов.
Уметь: предупреждать и преодолевать последствия профессионально-нравственной деформации личности; ориентироваться в конфликтных ситуациях при этической неопределенности; принимать решения в состоянии нравственного выбора.
Владеть: навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками проведения допроса подозреваемого, не оказывая психологического давления, в спокойной, неагрессивной манере.
Формирование компетенций ОК-4 и ОК-5, по нашему мнению, достигается посредством решения ситуационных задач. Они имеют ярко выраженное практическое содержание, основаны на реальных прецедентах. Но для их решения необходимо в достаточной мере знать содержание изучаемого курса и смежного материала. Ситуационные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности в каждой отдельной ситуации [12; 13].
В ходе их решения преподаватель объясняет значение этих понятий на теоретическом уровне. Профессионально значимая деятельность формируется в ситуационных задачах через решение проблемных ситуаций, как правило, негативных, ставящих студента в ситуацию морального выбора: или служебный профессиональный долг, или решение других вопросов, например, касающихся общесемейных и/или супружеских связей. Роль преподавателя заключается в отсылке студента к нормативно-правовым актам, прямо регулирующим деятельность сотрудника в этом случае.
Пример ситуационной задачи «День рождения друга»
Личностно значимый познавательный вопрос: беззаботная жизнь, вкусная еда, красивые барышни — кому не хотелось бы обладать всем этим?
Информация по данному вопросу, представленная в текстах.
Текст 1. Цитата из «Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»:
«Глава 3. Профессионально-этические правила поведения сотрудника
Статья 8. Общие правила поведения Пункт 6. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от:
- употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;
- организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;
- участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;
- беспорядочных половых связей;
- отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее» [14].
Текст 2. «Старший лейтенант полиции Сорокин А. Г. был приглашен на празднование юбилея своего однокурсника в бар-ресторан „Волна". Через некоторое время после провозглашения тостов в честь юбиляра гости пошли танцевать. Сорокин А. Г. направился к стойке бара, где познакомился, как ему показалось, с симпатичной молодой девушкой. Старшему лейтенанту очень понравилось, что девушка сразу пригласила его в комнату отдыха на втором этаже ресторана. Расплатившись с ней, он спустился в зал к гостям и продолжил празднование юбилея. После застолья Сорокин А. Г. с одной из вновь познакомившихся с ним приглашенных на юбилей барышень проследовал к ней в апартаменты, где и провел ночь.»
Задания для работы с данной информацией
1. Ознакомление. Изучите содержание главы 3 Кодекса. Какие еще формальные требования предъявляются к поведению сотрудника во внеслужебное время?
2. Понимание. В полиции приблизительно 320 сотрудников в год увольняют из-за несоответствия их поведения морально-этическим нормам (самодельные видеопоздравления с танцами в форме, обнаженные фотографии в социальных сетях, приглашение сотрудниц стриптиза на празднование 23 Февраля и т. п.). Но все они знали требования. Как вы думаете, почему они их не соблюдали?
3. Применение. Соберите информацию из средств масс-медиа о том, какие еще нарушения профессионально-этических требований в быту вам известны.
4. Оценка. Дайте оценку данной ситуации, изложенной в тексте 2, в соответствии с требованиями Кодекса.
Очевидно, что формирование общекультурных компетенций у студентов правоохранительных специальностей является особенно актуальным. Воспитание у будущих сотрудников высоких моральных представлений является одной из наиболее сложных проблем в силу расхождения теоретических
знаний с обыденными низменными реалиями, с которыми сталкиваются студенты уже в ходе обучения, например, будучи на практике в органах. Решение ситуационных задач, в кото-
рых приведены нарушения требуемых этикой норм поведения, является как эффективным приемом воспитания, так и методом текущего контроля знаний.
Библиографический список
1. Булавенко, В. А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности современного специалиста / В. А. Булавенко, В. И. Миханев // Ученые записки Комсомоль-ского-на-Амуре государственного технического университета. — 2010. — № 1. — Т. 2. — С. 23-28.
2. Беляева, О. В. К вопросу о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел современной России / О. В. Беляева // Вестник московского университета МВД России. — 2017. — № 6. — С. 9-13.
3. Каким должен быть полицейский? — URL: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/279598-kakim-dolzhen-byt-policejskij.html (дата обращения: 18.12.2018).
4. Жуков, Б. А. Повышение престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Формирование положительного имиджа сотрудника полиции / Б. А. Жуков // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 188-189.
5. Терехов, М. Г. Профессиональная мораль в деятельности сотрудника полиции / М. Г. Терехов, Г. М. Реуцкая // Актуальные вопросы современных общественных наук : сб. науч. тр. по итогам международ. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 10 марта 2016 г.) — Екатеринбург : Инновационный центр развития образования и науки, 2015. — С. 61-63.
6. Мордовина, Л. В. Моральный облик сотрудника полиции и его отражение в общественном мнении / Л. В. Мордовина, Д. Е. Попов // Аналитика культурологии. — 2011. — Вып. 3 (21). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralnyy-oMik-sotrudnika-politsii-i-ego-otrazhenie-v-obschestvennom-mnenii (дата обращения: 01.03.2021).
7. Этика сотрудника полиции в современных условиях : материалы семинара-практикума // Петровка, 38. — 2012. — 29 февраля — 6 марта. — URL: https://petrovka-38.com/arkhiv/ item/etika-sotrudnika-politsii-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 05.03.2021).
8. Российская Федерация. Законы. О полиции : Федер. закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 [принят Государственной думой 28.01.2011 : одобрен Советом Федерации 02.02.2011] // Консуль-тантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения: 02.03.2021).
9. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник / В. В. Романов. — Москва : Юристъ, 1998. — 488 с. — ISBN 5-7975-0054-Х.
10. Хайрутдинова, Р. Ф. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр: на примере предметной области «Уголовно-процессуальное право» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Набережные Челны, 2012. — 23 с.
11. Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС // Инфоурок. Образовательный портал. — URL: http://infourok.ru/kompetentnostniy-podhod-v-obrazovanii-1776079.html (дата обращения: 18.04.2019).
12. Тупикин, Е. И. Ситуационные задачи как средство повышения эффективности образовательного процесса в ВПО при дистанционном обучении / Е. И. Тупикин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 4-1. — С. 266-267. — URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11374 (дата обращения: 23.04.2019).
13. Найденышева, И. Ю. Ситуационные задачи как средство оценивания в современной школе / И. Ю. Найденышева. — URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedago-gicheskietekhnologii/library/2015/06/04/situatsionnye-zadachi-kak-sredstvo (дата обращения: 01.03.2021).
14. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : [приказ МВД России от 24.12.2008 № 1138] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85884/ (дата обращения: 02.03.2021).
For citation: Buldashov, V. A. Formation of common cultural competence of future lawyers in the course of professional ethics / V. A. Buldashov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 30-35.
FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL ETHICS
V. A. Buldashov
The article deals with the formation of common cultural competencies of future specialists studying at the higher learning educational program 40.05.02 "Law-enforcement activity" at a university. The content of the process is considered as the object of research. Forms of intermediate control as a means of formation of common cultural competences of future lawyers are the subject of the research.
The aim of the study is to develop practice-oriented ways of formation of assimilation of common cultural competences for future of master's degrees in law with the use of situational tasks. The paper reveals the essence of the concept of "common cultural competence" in its personal and activity aspects. The knowledge, abilities and special skills are shown as the result of passing the course. On the basis of the social order the methods of competence formation through practical tasks have been developed.
Key words: common cultural competence, law-enforcement activity, situational tasks.
References
1. Bulavenko V. A., Mihanev V. I. Sushhnostnye harakteristiki professional'noj kompetentnosti sovremennogo specialista [Essential characteristics of the professional competence of a modern specialist], Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tehnicheskogo univer-siteta [Scientific notes of the Komsomolsk-on-Amur State Technical University], 2010, vol. 2, no. 1, pp. 23-28. (In Russian)
2. Beljaeva O. V. K voprosu o narushenijah zakonnosti v dejatel'nosti organov vnutrennih del sovremennoj Rossii [On the issue of violations of the law in the activities of the internal affairs bodies of modern Russia], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, no. 6, pp. 9-13. (In Russian)
3. Kakim dolzhen byt' policejskij? available at: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/279598-kakim-dolzhen-byt-policejskij.html (accessed: 18.12.2018). (In Russian)
4. Zhukov B. A. Povyshenie prestizha sluzhby v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Formirovanie polozhitel'nogo imidzha sotrudnika policii [Increasing the prestige of service in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Formation of a positive image of a police officer], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 27 (265), pp. 188-189. (In Russian)
5. Terehov M. G., Reuckaja G. M. Professional'naja moral' v dejatel'nosti sotrudnika policii [Professional morality in the activities of a police officer], Sb. nauch. tr. po itogam mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. "Aktual'nye voprosy sovremennyh obshhestvennyh nauk" (g. Ekaterinburg, 10 marta 2016 g.) [Digest of articles according to the results of international. scientific-practical conf. "Actual questions of modern social sciences" (Yekaterinburg, March 10, 2016)]. Ekaterinburg, Innovacionnyj centr razvitija obrazovanija i nauki, 2015, pp. 61-63.
6. Mordovina L. V., Popov D. E. Moral'nyj oblik sotrudnika policii i ego otrazhenie v obshhestven-nom mnenii [Moral image of a police officer and his reflection in public opinion], Analitika kul'turologii [Analytics of cultural studies], 2011, Vyp. 3 (21), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/moral-nyy-oblik-sotrudnika-politsii-i-ego-otrazhenie-v-obschestvennom-mnenii (accessed: 01.03.2021). (In Russian)
7. Jetika sotrudnika policii v sovremennyh uslovijah : materialy seminara-praktikuma // Petrov-ka, 38, 2012, 29 fevralja — 6 marta, available at: https://petrovka-38.com/arkhiv/item/etika-sotrudni-ka-politsii-v-sovremennykh-usloviyakh (accessed: 05.03.2021). (In Russian)
8. Rossijskaja Federacija. Zakony. O policii :Feder. zakon № 3-FZ ot 07.02.2011 [prinjat Gosu-darstvennoj dumoj 28.01.2011: odobren Sovetom Federacii 02.02.2011]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (accessed: 02.03.2021). (In Russian)
9. Romanov V. V. Juridicheskaja psihologija: uchebnik [Legal psychology: textbook]. Moscow, Jurist#, 1998, 488 p., ISBN 5-7975-0054-H. (In Russian)
10. Hajrutdinova R. F. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov, budushhih juristov na osnove uchebnyh delovyh igr: na primere predmetnoj oblasti «Ugolovno-processual'noe pravo» [Formation of professional competencies of students, future lawyers on the basis of educational business games: on the example of the subject area "Criminal Procedure Law"]. Cand. ped. sci. diss. Abstr. Naberezhnye Chelny, 2012, 23 p. (In Russian)
11. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii kak osnova FGOS // Infourok. Obrazovatel'nyj portal, available at: http://infourok.ru/kompetentnostniy-podhod-v-obrazovanii-1776079.html (accessed: 18.04.2019). (In Russian)
12. Tupikin E. I. Situacionnye zadachi kak sredstvo povyshenija jeffektivnosti obrazovatel'nogo processa v VPO pri distancionnom obuchenii [Situational tasks as a means of increasing the efficiency of the educational process in HPE in distance learning], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2017, no 4-1, pp. 266-267, available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11374 (accessed: 23.04.2019). (In Russian)
13. Najdenysheva I. Ju. Situacionnye zadachi kak sredstvo ocenivanija v sovremennoj shkole, available at: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/06/04/situatsion-nye-zadachi-kak-sredstvo (accessed: 01.03.2021). (In Russian)
14. Ob utverzhdenii Kodeksa professional'noj jetiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: [prikaz MVD Rossii ot 24.12.2008 № 1138]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85884/ (accessed: 02.03.2021). (In Russian)
Булдашов Вадим Александрович, доцент кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат исторических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Buldashov Vadim Aleksandrovich, Associate Professor of the Department of Professional Training and Management in the Law Enforcement Sphere of the Law Institute "South Ural State University (SRU)", Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Ерофеев, Д. В. Практическая реализация модели формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов / Д. В. Ерофеев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 35-44.
УДК 378 ББК 74.58
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Д. В. Ерофеев
Целью научного исследования является практическая реализация функциональной модели эффективного формирования культуры делового общения у курсантов военных вузов. Эта модель построена на основе совокупности системного, деятельностного, аксиологического и культурологического подходов. Основными структурными компонентами разработанной функциональной модели являются информационно-ценностный, когнитивный, деятельност-ный, рефлексивно-оценочный.
Овладение курсантами навыками ведения делового общения осуществляется в несколько этапов (когнитивный, мотивационный, деятельностный, практико-ориентированный), что способствует формированию у них мотивационно-ценностного отношения к профессиональному общению. Курсанты также получают коммуникативные знания и способности определения коммуникативной проблемы. Они имеют опыт анализа и решения коммуникативных задач-ситуаций и проявляют личные качества в общении.
Задача научного исследования: формирование культуры делового общения и актуализация самого процесса ее формирования у курсантов военных вузов.
Для решения поставленной задачи научного исследования применялись теоретические методы: анализ диссертационных исследований, сравнительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.