Научная статья на тему 'Формирование профессионально-этической культуры у студентов юридического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин'

Формирование профессионально-этической культуры у студентов юридического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ТОЛЕ- РАНТНОСТЬ / СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ И ТАКТ / MORALITY / PROFESSIONAL ETHICS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS / TOLERANCE / SERVICE ETIQUETTE AND TACT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булдашов В. А.

Проблемы морали являются часто обсуждаемой и весьма актуальной темой в современном обществе, особенно среди представителей юридических профессий. Чувство толерантности, терпимости, уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самобытности имеет особенное значение в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, что нашло свое место в ряде документов МВД России. Формирование теоретической составляющей этого качества успешно предпринимается в рамках преподавания гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral issues are often discussed and are a highly relevant topic in today’s society, especially among the members of the legal professions. A sense of tolerance, respecting someone else’s perception of ethnic, religious identity is of particular importance in the professional activity of law enforcement officers that has found its place in several documents of the Ministry of Interior. The theoretical component of forming this quality is successfully undertaken in the framework of teaching humanities.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-этической культуры у студентов юридического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин»

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.01 № 3 (6) / 2015, с. 70-72

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В. А. Булдашов

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

Проблемы морали являются часто обсуждаемой и весьма актуальной темой в современном обществе, особенно среди представителей юридических профессий. Чувство толерантности, терпимости, уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самобытности имеет особенное значение в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, что нашло свое место в ряде документов МВД России. Формирование теоретической составляющей этого качества успешно предпринимается в рамках преподавания гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: мораль, профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов, толерантность, служебный этикет и такт.

LAW STUDENTS' PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE FORMING IN THE PROCESS OF STUDYING HUMANITIES

V. Buldashov

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

Moral issues are often discussed and are a highly relevant topic in today's society, especially among the members of the legal professions. A sense of tolerance, respecting someone else's perception of ethnic, religious identity is of particular importance in the professional activity of law enforcement officers that has found its place in several documents of the Ministry of Interior. The theoretical component of forming this

quality is successfully undertaken in the framework of teaching humanities.

Keywords: morality, professional ethics of law enforcement officers, tolerance, service etiquette and tact..

Темы морали являются давно обсуждаемыми, дискутируемыми в нашем обществе, как на уровне политической элиты, так и на бытовом уровне. Весьма актуальными вопросы морального поведения являются среди представителей юридических профессий, что обусловливает непреходящее значение такого предмета как профессиональная этика в учебном процессе.

Возникновение и существование профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов обусловлено конкретными социально-экономическими условиями развития общества, необходимостью понимания

«предназначения и смысла своей профессиональной деятельности» [5, с. 55]. В ходе преподавания этой учебной дисциплины в вузах давно сформирован понятий аппарат, состоящий из традиционных моральных категорий, но события, происходящие в обществе в последние годы, заставляют рассматривать в учебном процессе новые моральноэтические проблемы, такие как эвтаназия, клонирование, однополые браки и тому подобное. Среди прочих присутствует новая категория - толерантность, относимая к культурным, политическим и моральным категориям [3; 4]._____________________

70

В. А. БУЛДАШОВ

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ПРАВОСОЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Толерантность происходит от латинского tolerantia - терпение. В русский язык это слово пришло из английского, где tolerance - допуск, терпимость, допустимое отклонение. Вначале оно появилось как медицинский термин и означало «полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потеря или снижение организмом животного способности вырабатывать антитела» [2]. В психологическом и этическом плане толерантность в общих чертах понимается как «искренняя осознанно уважительная терпимость, специфическая психологическая установка, ориентирующаяся на уважительное восприятие чужой этнической, религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности как достойных уважения, связанная с активным психологическим процессом, направленным на внутреннее самостоятельное психологическое преодоление или ослабление нетерпимости и неприятия «чужого» на уровне собственного менталитета, связанная с волевыми усилиями по ослаблению реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и, в целом, межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию» [1].

В профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов эта «осознанно уважительная терпимость» является настолько актуальной, что нашла свое место в «Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России 24 декабря 2008 г.1 Уже в статье 1 среди профессионально-этических норм указывается на «профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе». В статье 12 «Общие правила служебного общения» пункт 5 гласит: «В общении с гражданами со стороны сотрудника недопустимы: любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений...». В статье 14 «Особенности общения с иностранными гражданами»: «.3. В общении с иностранными гражданами сотрудник

1 Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.

должен проявлять терпение, выдержку, корректность и предупредительность, готовность оказать помощь, при необходимости разъяснить правила поведения на территории Российской Федерации.».

Справедливости ради следует отметить, что «Кодекс.» уже отменен приказом Министра внутренних дел РФ в 2013 г. № 8832, но, по имеющимся сведениям, его продолжают использовать и изучать в рамках служебной подготовки. В соответствии с вышеупомянутым приказом следующий кодекс должен быть готов к 1 июля 2014 г., но его до сих пор нет. Причиной этого, по нашему мнению, является не инертность МВД, а острый морально-этический кризис, переживаемый всем российским обществом, с размытыми нормами и принципами. Но в случае с полицией последние всегда остаются устойчивыми, вне зависимости от социального или временного контекста. Если явление перестать замечать и именовать, это не значит, что оно исчезает.

Высокой степени осознанности толерантности требует от сотрудника Федеральный закон «О полиции», принятый Государственной Думой 28 января 2011 г.3 В статье 7 «Беспристрастность» пункт 3 гласит: «Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.».

Из всего сказанного выше следует, что те мировоззренческие взгляды сотрудника, которые мы называем толерантностью, обусловлены не только морально-этическими требованиями обычного поведения, но и нормативными правовыми актами. Формирование хотя бы в теоретической составляющей этого качества предпринимается в рамках преподавания курса профессиональной этики на факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов ЮУрГУ

В темах преподаваемого курса толерантность представлена по-разному. Уже в первой теме «Предмет и значение курса» рассматриваются нравственные ценности как ценности гуманистического характера, их проявление в работе сотрудника правоохранительных органов, формируется общее представление

2 О признании утратившим силу приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 : приказ МВД России от 31 октября 2013 г. № 883.

3 О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

В. А. БУЛДАШОВ

71

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

о нравственных ценностях и их абсолютном значении вне зависимости от социального статуса, этнической, религиозной и иной принадлежности. В теме, посвященной сущности морали, ее происхождению и развитию значение толерантности раскрывается через историческое соотношение морали и права, где требования терпимости к инакомыслию со временем приобретают форму закона, как это было, например, в Англии в конце XVII века.

При изучении раздела о специфике профессиональной морали и этики рассматриваются основные нравственные принципы и категории этики, их нормативно-регулятивная роль в профессиональной деятельности юристов, среди которых присутствует толерантность: «Только обладая положительными морально-нравственными характеристиками, например такими как честность, толерантность, скромность, порядочность, неподкупность и др., они (прокуроры, следователи) способны противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил» [6, с. 117].

Одной из центральных тем курса является служебный этикет и такт. При её изучении формируется представление о культуре межличностного общения, определяется специфика профессиональных отношений. Требования этикета в практике служебного общения приобретают особую значимость и строго регламентируются соответствующими правилами. Специфика работы сотруд-

ника правоохранительных органов такова, что определенные официальные формы поведения не должны выходить за пределы жестко установленных рамок, даже в случае экстремальных форм общения, например, при задержании или досмотре. При ежедневном контакте с большим количеством совершенно разных людей трудно выбрать правила поведения с каждым, а реалии таковы, что никакие правила и нормы не в состоянии предусмотреть их полностью. Следовательно, важную роль здесь играют такие моральные качества, как вежливость, великодушие, терпимость, уважение к другому мнению, обычаям и традициям. Соблюдение такта и правил этикета должно быть выражено через доброжелательность к людям, не должно быть формальным, оторванным от своего нравственного содержания.

Культура толерантных отношений не возникает стихийно, её формирование требует проведения целенаправленной государственной политики в обществе. Необходимо, в первую очередь с детства прививать уважение к разнообразию культур и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, отражающим разнообразие идей в обществе. Это предполагает взаимодействие средств массовой информации, религии, искусства, науки и образования, но не меньшую роль играет здесь и воспитательная работа в рамках преподаваемых дисциплин.

Примечания

1. http://loza.prihod.ru/v_pomoshh_uchitelju_opk_razdel/view/id/10582 (дата обращения 2 сентября 2015 г.)

2. http://pikabu.ru/story/o_proiskhozhdenii_termina_quottolerantnostquot_1631561 (дата обращения 2 сентября 2015 г.)

3. Новая философская энциклопедия. - М. : Институт философии РАН. - http://iph.ras.ru/elib/3028. html (дата обращения 02 сентября 2015 г.)

4. Политология. Словарь. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/politDlogy/234 (дата обращения 2 сентября 2015 г.)

5. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел : курс лекций. - Екатеринбург : Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001.

6. Чадаева, С. В. Профессиональная этика юриста : электронный курс лекций (специалитет). -Нижний Новгород : Нижегородская правовая академия, 2012. -117 с. - http://www.allbest.ru/ (дата обращения 2 сентября 2015 г.)

БУЛДАШОВ Вадим Александрович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: vadim_buldashov@mail.ru

BULDASHOV Vadim,

Candidate of History, Assistant Professor, Chair of Social Studies and Management, Faculty of Law Enforcement Officers’Training South Ural State University (National Research University).

E-mail: vadim_buldashov@mail.ru

72

В. А. БУЛДАШОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.