Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОПОЗНАНИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГАРМОНИЗИРУЮЩЕЕ САМОРАЗВИТИЕ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / SELF-KNOWLEDGE / PSYCHIC SELF-REGULATION / CREATION / CONSTRUCTIVE COMMUNICATION / HARMONIZING SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Д.А.

Феномен профессиональной компетентности прочно вошел в практику управления человеческими ресурсами современных организаций. Особо важную роль он играет в психологической культуре руководителя как лидера организации, поскольку именно компетентность руководства становится «примером для подражания» сотрудникам организации. В данной статье рассматривается понятие психологической культуры, оценивается уровень психологической культуры и частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений руководителей разного уровня управления. В результате проведенного исследования выявлена связь между уровнем психологической культуры руководителей и их социально-демографическими характеристиками. На основе полученных данных разработаны рекомендации по проведению групповой подготовки руководителей. Результаты исследования могут быть применены в организациях России для реализации компетентностного подхода в управлении человеческими ресурсами как ключевыми в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CULTURE OF A MANAGER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The phenomenon of professional competence has become fi rmly established in the practice of human resource management of modern organizations. It plays a particularly important role in the psychological culture of the head as the leader of the organization, because this competence of the management becomes a “role model” for the employees of the organization. In this article the concept of psychological culture is considered, the level of psychological culture and private types of cultural and psychological behavioral manifestations of heads of diff erent levels of management is estimated. As a result of the study, the relationship between the level of psychological culture of managers and their socio-demographic characteristics is revealed. On the basis of the obtained data, recommendations for group training of managers have been developed. The results of the study can be applied in Russian organizations to implement the competence approach in human resources management as a key in their activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

психологическая культура руководителя

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

PSYCHOLOGICAL CULTURE OF A MANAGER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON OF PROFESSIONAL COMPETENCE

ПОЛУЧЕНО 31.03.2019 ОДОБРЕНО 06.05.2019 ОПУБЛИКОВАНО 30.12.2019

УДК 331.546 DOI 10.12737/2305-7807-2020-44-49

КОНЕВА Д.А.

Магистр по направлению «Управление персоналом», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

KONEVA D.A.

Master's Degree Student, Human Resources Direction, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: d.a.koneva@urfu.ru

Аннотация

Феномен профессиональной компетентности прочно вошел в практику управления человеческими ресурсами современных организаций. Особо важную роль он играет в психологической культуре руководителя как лидера организации, поскольку именно компетентность руководства становится «примером для подражания» сотрудникам организации. В данной статье рассматривается понятие психологической культуры, оценивается уровень психологической культуры и частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений руководителей разного уровня управления. В результате проведенного исследования выявлена связь между уровнем психологической культуры руководителей и их социально-демографическими характеристиками. На основе полученных данных разработаны рекомендации по проведению групповой подготовки руководителей. Результаты исследования могут быть применены в организациях России для реализации компетентностного подхода в управлении человеческими ресурсами как ключевыми в их деятельности.

Ключевые слова: психологическая культура, самопознание, психическая саморегуляция, творчество, конструктивное общение, гармонизирующее саморазвитие.

Abstract

The phenomenon of professional competence has become firmly established in the practice of human resource management of modern organizations. It plays a particularly important role in the psychological culture of the head as the leader of the organization, because this competence of the management becomes a "role model" for the employees of the organization. In this article the concept of psychological culture is considered, the level of psychological culture and private types of cultural and psychological behavioral manifestations of heads of different levels of management is estimated. As a result of the study, the relationship between the level of psychological culture of managers and their socio-demographic characteristics is revealed. On the basis of the obtained data, recommendations for group training of managers have been developed. The results of the study can be applied in Russian organizations to implement the competence approach in human resources management as a key in their activities.

Keywords: psychological culture, self-knowledge, psychic self-regulation, creation, constructive communication, harmonizing self-development.

Современная ситуация в стране характеризуется не только экономическими преобразованиями, но и сменой культурной ситуации, что требует анализа места человека в мире как субъекта деятельности. В связи с этим рассмотрение управленческой деятельности необходимо через обращение к потребностям руководителя, его ценностям, интересам, способам саморегуляции его поведения, коммуникативным и организаторским способностям, стремлениям к саморазвитию. Все эти характеристики принято относить к психологической культуре.

Актуальность повышения эффективности деятельности управленческих кадров определяет необходимость исследования психологической культуры руководителя как определяющего фактора управленческой деятельности. Исследователи утверждают, что психологическая культура профессионала руководителя проявляется в оптимальной самореализации личности и является средством совершенствования профессиональной управленческой деятельности.

1. ФЕНОМЕН ПИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЫУРЫ

руководителя

Совместная деятельность, партнерские отношения создают условия оптимального развития качеств личности,

обеспечивают становление руководителя профессионала в едином ценностно-смысловом пространстве саморазвития и управленческой деятельности, границы которого заданы ценностями социокультурного пространства его деятельности. Психологическая культура позволяет раскрыть профессионально-личностные качества руководителя организации, интеграция которых обусловливает эффективную управленческую деятельность в системе партнерских отношений. При осуществлении эффективной управленческой деятельности на основе партнерских отношений психологическая культура является необходимым элементом личности.

Проблемой изучения психологической культуры в целом занимались многие ученые, соответственно существует несколько ее определений, они представлены в табл. 1.

Психологическая культура руководителя представляет собой интегративное, многокомпонентное образование, каждый компонент которого взаимосвязан с другими и выполняет определенные функции. Так как данное образование не сводится к иерархии компонентного состава, оптимизация профессиональной деятельности руководителя благодаря психологической культуре должна определяться целостностью ее системы. Развитая психологическая культура руководителя, с точки зрения исследователей, проявляется

Таблица 1

Определения психологической культуры

Автор определения Определение

И О. Мотков Психологическая культура — это актуализация культурно-психологического потенциала, она помогает человеку создавать реалистичную Я-кон-цепцию, выстраивать свой жизненный путь, успешно преодолевать стресс (5; с . 38-40) .

Е .А. Климов Психологическая культура — это часть «общей культуры человека» (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности (5; с . 38-40) .

Л .Д . Демина Психологическая культура — это часть общей культуры человека, это сложная функциональная система взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, обеспечивающих информированность личности о законах психического отражения окружающего мира и порождения собственной психической реальности, способах управления внутренней и внешней активностью на основе функционирующего (персонального) образа мира (6; с . 44-47) .

Т.Е . Егорова Психологическая культура — это онтологический способ бытия человека в социокультурном и природном мире, основанный на переживании единства себя с миром и реализации субъект-субъектных отношений (10; с . 89-92) .

А .Р. Биктагирова Психологическая культура — это интегративное личностное свойство, которое обусловливает значимость основных ценностно-смысловых образований и обеспечивает управление на основе партнерских отношений, компетентность в решении организационных задач, также оптимальность самореализации как субъекта управленческой деятельности (4)

В .В . Семикин Психологическая культура — следующий уровень развития психологически компетентностной личности, освоение которого предполагает принятие гуманистических ценностей (10; с . 89-92) .

как в характеристиках деятельности (эффективное социальное взаимодействие, успешная адаптация, саморегуляция, самореализация в профессиональной деятельности), так и в характеристиках личности (рост творческого потенциала, личностное и профессиональное самосознание, адекватная самооценка, психологическое здоровье). Данный психологический феномен обеспечивает компетентность в решении проблем организации, эффективность управления и оптимальность самореализации руководителя — профессионала (1; с. 126—133).

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

культуры руководителей

ООО «УРАЛТРАНСГРУЗ» (г. ЕКАТЕРИНБУРГ)

Эмпирической базой исследования является компания «УралТрансГруз» (Екатеринбург). В исследовании участвовали представители руководителей высшего звена, функциональные руководители, линейные руководители.

Для изучения особенностей психологического функционирования личности руководителей была выбрана методика «Психологическая культура личности» (О.И. Моткова). В данной методике выделены шесть частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений, остановимся на них подробнее:

- самопознание — самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начи-

нают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, помогающие ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

- конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному решению личных, деловых и общественных вопросов;

- психическая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый образ жизни, и т.п.;

- творчество — наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени;

- конструктивное ведение дел, для которого характерно реалистичное планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.;

- гармонизирующее саморазвитие — наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, отношения к ним, улучшающих весь образ жизни (11).

У руководителей ООО «УралТрансГруз» психологическая культура в целом и частные виды культурно-психологических поведенческих проявлений находятся на среднем уровне, это можно наглядно увидеть на рис. 1. Такое культурно-психологическое проявление, как конструктивность в делах (3,60 балла), достигает высокого уровня и является наиболее развитым из всех, и наоборот наименее развито проявление самопознания (3,31 балла).

Между тем, у руководителей-женщин конструктивность в делах находится на высоком уровне, все остальные культурно-психологические поведенческие проявления находятся на среднем уровне. Наименее развит показатель психической саморегуляции (рис. 2).

Как у руководителей-мужчин, так и у руководителей-женщин присутствует способность доминировать, благодаря которой они могут влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления. Они обладают такими качествами, как уверенность в себе, инициативность, воля и решительность, готовность выслушивать мнения других, коммуникабельность и коммуникативная компетентность. Как для женщин, так и для мужчин характерна эмоциональная уравновешенность, которая проявляется в их способности поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях, они способны сохранить самообладание и самоконтроль. И руководители мужчины, и руководители женщины могут, при необходимости, решать возникающие перед ними задачи и достигать намеченных целей творческим путем, хотя это происходит достаточно редко. Если говорить о конструктивности в делах,

Рис. 1. Средние значения уровня психологической культуры и частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений руководителей ООО «УралТрансГруз» (источник: собственное исследование)

Рис. 2

то можно отметить, что руководители ООО «УралТрансГруз» способны все детально и четко спланировать, как правило, доводят начатое дело до конца, умеют, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более доступную цель, у них присутствует умение работать достаточно систематично.

Если рассматривать уровень психологической культуры в соответствии с возрастом (рис. 3), то можно говорить, что у руководителей в возрасте от 24 до 29 лет на невысоком уровне развития находится показатель самопознания (2,85 балла), культурно-психологические поведенческие проявления и психологическая культура в целом находятся на среднем уровне развития, самым развитым из них можно считать конструктивность в делах (3,37 балла). У руководителей в возрасте от 30 до 39 лет психологическая культура и ее показатели находятся на среднем уровне, самое большое количество баллов получил показатель конструктивность в делах — 3,57 балла, в меньшей степени, чем другие, развит показатель — самопознание (3,17 балла). Для руководителей в возрасте от 40 лет и выше характерен высокий уровень развития психологической культуры и ее культурно-психологических проявлений, лишь одно проявление, творческое поведение, получило средний уровень (3,56 балла). Можно выделить три составляющие, которые развиты у них больше всех остальных: самопознание, конструктивность в делах,

конструктивность в общении (3,79 балла). Из диаграммы видно, что такие показатели, как самопознание, конструктивность общения, конструктивность в делах и психологическая культура в целом взаимосвязаны с возрастом руководителя. В разном возрасте самопознание, конструктивность общения, конструктивность в делах и психологическая культура имеют различный уровень выраженности, чем выше его возраст, тем выше уровень этих показателей, а соответственно и его психологической культуры.

У руководителей в возрасте от 24 до 39 лет средний уровень психологической культуры. Это говорит о том, что у них на достаточно высоком уровне организаторские качества, то есть эти руководители характеризуются умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль над ситуацией. У них присутствуют такие качества, как целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Они способны видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках, предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации. Руководители в возрасте от 24 до 39 лет способны к кооперации и групповой работе.

Высокий уровень психологической культуры характерен для руководителей в возрасте от 40 лет. Из общей доли высоких показателей выбился показатель творческое поведение, он получил средний уровень, что свидетельствует

Рис. 3

о не расположенности этих руководителей решать возникающие перед ними задачи творческим путем, несмотря на это они способны к этому, но пользуются этой способностью только в крайних случаях. Руководители этой возрастной категории могут влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления. У этих руководителей есть способность к стратегическому планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования стратегии развития организации, ее экономической политики, а следовательно, и методов управления персоналом. Для них характерны чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Они способны полностью реализовывать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки кадров и справедливых санкций, учитывая необходимость удовлетворения потребности в признании, поддерживать и способствовать развитию и самореализации сотрудников. Руководители высшего звена эмоционально уравновешенны, благодаря чему могут поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях.

Уровень психологической культуры в целом и частные виды культурно-психологических поведенческих проявлений линейных, функциональных руководителей и руководителей высшего звена ООО «УралТрансГруз» можно увидеть на рис. 4. Из диаграммы видно, что для линейных и функциональных руководителей характерен средний уровень психологической культуры (3,24 и 3,49 балла соответственно). Руководителей высшего звена отличает более высокий уровень (3,76 балла). На диаграмме видна взаимосвязь между уровнем руководства и уровнем психологической культуры в целом, а также ее культурно-психологическими поведенческими проявлениями, такими как самопознание, конструктивность общения, психическая саморегуляция, гармонизирующее саморазвитие. Психологическая культура и ее культурно-психологические поведенческие проявления имеют различный уровень выраженности на разных уровнях руководства, чем выше уровень руководства, тем выше психологическая культура руководителя и ее проявления.

У линейных и функциональных руководителей ООО «УралТрансГруз» средний уровень психологической куль-

Рис. 4

туры, что свидетельствует о том, что у этих руководителей есть способность к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Также они способны понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Благодаря умению вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения необходимую атмосферу, они могут добиваться успеха в делах. Эффективность их управленческой работы в большей мере состоит в том, что для них характерна продуктивная работа с информацией благодаря конструктивному подходу к ней. У линейных и функциональных руководителей есть склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении условий ситуации.

У руководителей высшего звена ООО «УралТрансГруз» высокий уровень развития психологической культуры. Для них характерны чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Они могут влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления. У этих руководителей есть способность к стратегическому планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования стратегии развития организации, ее экономической политики, а следовательно, и методов управления персоналом. Они способны полностью реализовывать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки кадров и справедливых санкций, учитывая необходимость удовлетворения потребности в признании, поддерживать и способствовать развитию и самореализации сотрудников. Руководители высшего звена эмоционально уравновешенны, благодаря чему могут поддерживать необходимое эмоциональное состояние в изменяющихся условиях.

Исходя из данных диаграмм можно заключить, что и психологическая культура в целом и ее частные культурно-психологические проявления по шкале сила стремления находятся в среднем на 1 балл выше, чем по шкале степень реализации. Это говорит о том, что чем выше сила стремления у испытуемых руководителей, тем выше степень реализации психологической культуры в целом и ее частных культурно-психологических проявлений.

Можно говорить о том, что профессиональные качества, которые и составляют психологическую культуру руководителей ООО «УралТрансГруз», находятся на среднем уровне и развиты достаточно хорошо, но не имеют достаточной устойчивости и постоянства, а следовательно, и психологическая культура руководителей тоже. Психологическая культура руководителей ООО «УралТрансГруз» имеет выражение в процессе принятия управленческих решений, способности идти на риск, умении планировать и выполнять планы, способности давать оценку полученным результатам, коммуникации с партнерами и конкуренции, способности творчески мыслить, умении организовать рабочий процесс, себя и деятельность организации, имеет свое отражение в значительной части деятельности руководителя в целом.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают следующую закономерность в развитии психологической культуры респондентов: зависимость уровня развития психологической культуры:

A) от пола;

Б) возраста;

B) статуса в должностной иерархии.

Психологической культуре руководителей ООО «Урал-

ТрансГруз» не хватает устойчивости и постоянства, необходимо закрепление и тренировка профессионально важных качеств, с которыми связана психологическая культура руководителя.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

психологической культуры руководителей в целях развития профессиональной компетентности

Полученные результаты исследования стимулируют к разработке рекомендаций по проведению в организации интенсивной групповой подготовки руководителей с целью актуализации процессов самореализации и саморазвития в деятельности.

Для руководителей ООО «УралТрансГруз» будет ценным «психологическое» расширение собственных возможностей в виде переоценки имеющегося опыта, переосмысления стереотипов, приобретения способности системно и в более широкой перспективе взглянуть на ситуацию, им необходимо пересмотреть собственные поведенческие модели, выработать новые стратегии поведения, оптимизировать определенные ролевые модели. Полученные данные могут служить информационной основой принятия административных решений, касающихся обучения руководителей.

В арсенале обучающих и развивающих мероприятий ООО «УралТрансГруз» могут содержаться следующие технологии: коучинги, тренинги, деловые игры, метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики. На данном предприятии хотелось бы особое внимание уделить именно коучингу, так как профессиональный коучинг это процесс, который будет способствовать развитию руководителя, повышать компетентность и совершенствовать профессиональные навыки. Используя методики практической психологии, коучинг фокусируется на целях и потребностях руководителя. Именно коучинг будет стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности руководитель смог сам находить и получать необходимые знания. Суть коучинга заключена в раскрытии внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого руководителя.

Эмпирические исследования по проблеме психологической культуры руководителей ранее не имели широкого распространения, поэтому результаты, полученные нами, позволят углубить представления о данной проблематике, а также смогут стать основой для последующих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биктагирова А.Р. Влияние психологической культуры руководителей на успешность принимаемых решений / / Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 65—68.

2. Биктагирова А.Р. Исследование психологической культуры руководителей // Образование и саморазвитие. 2009. № 1 (11). С. 218-224.

3. Биктагирова А.Р. Психологическая культура руководителя: теоретический анализ // Искусство и образование. 2008. № 11. С. 240-244.

4. Биктагирова А.Р. Особенности социально-психологической культуры бизнес-объединений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва : РГСУ, 2009. 191 с.

5. Бородулькина А.В. Психологическая культура будущих специалистов // Психология сегодня: Материалы XI региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Екатеринбург: ГОУ ВПО «РГППУ», 2009. С. 38-40.

6. Демина Л.Д., Середина Т.С. Специфика компонентов психологической культуры личности активных пользователей социальных сетей // Известия АГУ. 2011. № 2. С. 44-47.

7. Егорова Т.Е., Семенова С.Л. Психологическая культура: возможности становления // Образование и наука. 2006. № 4 (40). С. 90-99.

8. Егорова Т.Е. Становление психологической культуры: теория, эксперимент, практика : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль : ЯГУ им. П.Г. Демидова, 2007. 223 с.

9. Мотков О.И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. 1999. № 15. С. 8-9.

10. Середина Т.С. Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 89-92.

11. Образовательный портал — психология, психологические тесты. URL: http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/ k_psihollichnost/m_kyltura_4.htm (дата обращения: 15.11.2018)

12. Энциклопедия психодиагностики. URL: http://psylab.info (дата обращения: 25.02.2018)

13. Khanaeva, Ekaterina; Lysenko, Elena. The use of competency approach in the formation of a successful project management team in the talent management system // SGEM 2016, BK 1: PSYCHOLOGY AND PSYCHIATRY, SOCIOLOGY AND HEALTHCARE, EDUCATION CONFERENCE PROCEEDINGS, VOL III. STEF92 Technology, 2016. стр. 1199-1206 (International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts).

14. Carpió Vázquez E.P., Lysenko E.V. Aligning expectations between young talent and organizations-employers: an experiential learning how to create «a common bridge» // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция : Сборник статей участников Международной молодежной научно-исследовательской конференции. Федеральное агентство по делам молодежи России; Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина»; Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (факультет глобальных процессов) и др., 2016. С. 567-572.

REFERENCES

1. Biktagirova A. R. Vliyanie psihologicheskoj kul'tury rukovoditelej na uspeshnost' prinimaemyh reshenij [The influence of the psychological culture of leaders on the success of decisions]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2009, I. 5, pp. 65-68.

2. Biktagirova A.R. Issledovanie psihologicheskoj kul'tury rukovoditelej [The study of the psychological culture of leaders]. Obrazovanie isamorazvitie [Education and self-development]. 2009, I. 1 (11), pp. 218-224.

3. Biktagirova A.R. Psihologicheskaya kul'tura rukovoditelya: te-oreticheskij analiz [The psychological culture of the leader: theoretical analysis]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. 2008, I. 11, pp. 240-244.

4. Biktagirova A.R. Osobennosti social'no-psihologicheskoj kul'tury biznes-ob"edinenij. Kand. Diss [Features of the socio-psycho-logical culture of business associations. Cand. Diss]. Moscow: RGSU Publ., 2009. 191 p.

5. Borodul'kina A.V. Psihologicheskaya kul'tura budushchih specialistov [The psychological culture of future specialists]. Psihologiya segodnya: Materialy HI regional'noj nauchno-prak-

ticheskoj konferencii studentov i aspirantov [Psychology today: Materials of the XI regional scientific-practical conference of students and graduate students]. Ekaterinburg: GOU VPO «RGPPU» Publ., 2009, pp. 38-40.

6. Demina L.D., Seredina TS. Specifika komponentov psihologicheskoj kul'tury lichnosti aktivnyh pol'zovatelej social'nyh setej [Specificity of the components of the psychological culture of the personality of active users of social networks]. Izvestiya AGU [News of ASU]. 2011, I. 2, pp. 44-47.

7. Egorova TE., Semenova S.L. Psihologicheskoj kul'tura: voz-mozhnosti stanovleniya [Psychological culture: the possibilities of formation]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2006, I. 4 (40), pp. 90-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Egorova TE. Stanovleniepsihologicheskoj kul'tury: teoriya, eks-periment, praktika. Dokt. Diss [The formation of psychological culture: theory, experiment, practice. Doct. Diss]. Yaroslavl': YaGU im. P.G. Demidova Publ., 2007. 223 p.

9. Motkov O.I. Psihologicheskaya kul'tura lichnosti [Psychological culture of personality]. Shkol'nyj psiholog [School psychologist]. 1999, I. 15, pp. 8-9.

10. Seredina T.S. Emocional'nyj intellekt i psihologicheskaya kul'tura lichnosti aktivnyh pol'zovatelej social'nyh setej [Emotional intelligence and psychological culture of the personality of active users of social networks]. Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, mart 2011 g.) [Actual issues of modern psychology: international materials. extramural scientific conf. (Chelyabinsk, March 2011)]. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca Publ., 2011, pp. 89-92.

11. Obrazovatel'nyj portal — psihologiya, psihologicheskie testy [Educational portal — psychology, psychological tests]. Available at: http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_ psihollichnost/m_kyltura_4.htm (accessed 15 November 2018).

12. Enciklopediya psihodiagnostiki [Encyclopedia of psychodiagnostics]. Available at: http://psylab.info (accessed 25 February 2018).

13. Khanaeva, Ekaterina; Lysenko, Elena. The use of competency approach in the formation of a successful project management team in the talent management system // SGEM 2016, BK 1: PSYCHOLOGY AND PSYCHIATRY, SOCIOLOGY AND HEALTHCARE, EDUCATION CONFERENCE PROCEEDINGS, VOL III. STEF92 Technology, 2016. str. 11991206 (International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts).

14. Carpio Vázquez E.P., Lysenko E.V. Aligning expectations between young talent and organizations-employers: an experiential learning how to create \"a common bridge\" // Innovacion-nyj potencial molodezhi: globalizaciya, politika, integraciya: Sbornik statej uchastnikov Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauch-no-issledovatel'skoj konferencii. Federal'noe agentstvo po delam molodezhi Rossii; Fond «Prezidentskij centr B.N. El'cina»; Min-isterstvo fizicheskoj kul'tury, sporta i molodezhnoj politiki Sverd-lovskoj oblasti; Moskovskijgosudarstvennyj universitet imeni M. V. Lomonosova (fakul'tet global'nyh processov) [Youth Innovation Potential: Globalization, Politics, Integration: A collection of articles by participants of the International Youth Research Conference. Federal Agency for Youth Affairs of Russia; Foundation "Presidential Center B.N. Yeltsin "; Ministry of Physical Culture, Sports and Youth Policy of the Sverdlovsk Region; Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Faculty of Global Processes)]. 2016, pp. 567-572.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.