Научная статья на тему 'К вопросу о психологической культуре руководителей органов внутренних дел'

К вопросу о психологической культуре руководителей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL CULTURE / AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / HEAD OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / FOCUS GROUPS / AUTOSUGGESTIVE TECHNIQUES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФОКУС-ГРУППЫ / АУТОСУГГЕСТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шумилина Ирина Вячеславовна

В статье освещается необходимость детального изучения проблемы психологической культуры руководителей органов внутренних дел, которая представляет собой сложное системное образование, состоящее из разных компонентов. Приведены данные проведенного группового стандартизированного фокусированного интервью с психологами подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел по вопросам уровня психологической культуры и аутопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шумилина Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the psychological culture of the heads of internal affairs bodies

The article highlights the need for a detailed study of the problem of the psychological culture of the leaders of the internal affairs bodies, which is a complex systemic education consisting of different components. The data of the conducted group standardized focused interview with the psychologists of the units dealing with the personnel of the internal affairs bodies on the level of psychological culture and the autopsychological competence of the heads of the internal affairs bodies are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологической культуре руководителей органов внутренних дел»

УДК 378

@ Шумилина И.В. 2018

ON THE ISSUE OF THE PSYCHOLOGICAL CULTURE OF THE HEADS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Irina Vyacheslavovna SHUMILINA, Ирина Вячеславовна ШУМИЛИНА,

adjunct of the Academy of Management адъюнкт Академии управления МВД России,

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, капитан полиции

police captain E-mail: office@unity-dana.ru

E-mail: office@unity-dana.ru

Научный руководитель: Мальцева Татьяна Вячеславна, кандидат психологических наук, доцент профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, полковник полиции

Для цитирования: Шумилина И.В. К вопросу о психологической культуре руководителей органов внутренних дел. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С.87—89.

Annotation. The article highlights the need for a detailed study of the problem of the psychological culture of the leaders of the internal affairs bodies, which is a complex systemic education consisting of different components. The data of the conducted group standardized focused interview with the psychologists of the units dealing with the personnel of the internal affairs bodies on the level of psychological culture and the autopsychological competence of the heads of the internal affairs bodies are given.

Key words: psychological culture, autopsychological competence, head of internal affairs bodies, focus groups, autosuggestive techniques

Аннотация. В статье освещается необходимость детального изучения проблемы психологической культуры руководителей органов внутренних дел, которая представляет собой сложное системное образование, состоящее из разных компонентов. Приведены данные проведенного группового стандартизированного фокусированного интервью с психологами подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел по вопросам уровня психологической культуры и аутопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел.

Ключевые слова: психологическая культура, аутоп-сихологическая компетентность, руководитель органов внутренних дел, фокус-группы, аутосуггестив-ные техники

В теоретической и прикладной психологии имеются работы направленные на осмысление сущности и содержания феномена психологической культуры (А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, И.И. Исаева, Я.Л. Коломинский и др.), на изучение компонентов психологической культуры (Е.А. Климов, А.В. Корнеева, Л.С. Колмогорова, В.В. Семикин, О.И. Мотков и др); на анализ ее эффектов в как жизнедеятельности, так и профессиональной деятельности, а также пути и возможностей развития психологической культуры (К.А. Абульханова, Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, В.А. Аристова, Т.В. Белых, Я.С. Бойченко, Н.М Волобуева, А.А. Деркач, Н.Н. Обозов, К.М. Романов, Т.Н.

Селезнева и др.). Тем не менее, полученный учеными ценный опыт еще остается разрозненным и слабо обобщенным, что затрудняет его трансформацию в деятельность руководителя органов внутренних дел. В целом не разработан методический инструментарий, уровни, параметры и критерии оценки, позволяющие характеризовать психологическую культуру и возможности ее формирования.

На современном этапе развития психологической практики все чаще встает вопрос о психологическом сопровождении процесса профессионального становления и деятельности руководителя, в основе которого лежит формирование психологической культуры. Связано это

№ 3 I 2018

в?

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

с тем, что психологическая культура, по мнению ряда ученых, определяет вектор эффективной профессиональной деятельности, самоутверждения в профессии и самореализации личности в жизни, способствует успешной ее адаптации и саморазвитию (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, О.М. Краснорядцева, А. Маслоу, К. Роджерс, К.М. Романов и др.). Недостаточный же уровень развития психологической культуры профессионала приводит к отсутствию оптимальной реализации профессионального поведения, продуктивности трудовой деятельности, психологической готовности выполнять трудовые функции в быстро меняющихся условиях и возникновению трудностей в адаптации к изменившейся ситуации профессиональной деятельности.

Психологическая культура может рассматриваться как совокупность культурно-исторических способов человеческой деятельности по восприятию и произвольной регуляции индивидом осуществляемых и переживаемых им эмоций и состояний сознания, включая поведенческие акты1.

Так, Егорова Т.Е. и Семенова С.Л. определяют психологическую культуру как интегра-тивное образование, которое является частью общей и профессиональной культуры и обеспечивает эффективность психической и психосоциальной деятельности человека. В работах Зее-ра Э.Ф., Савельева И.В., Семикина В.В. психологическая культура рассматривается как новообразование, характеризующее уровень зрелости личности. Многие авторы сходятся во мнении, что психологическая культура выступает как уровень самопознания и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе и т.д.

В трудах А.А. Бодалева выделены основные значения психологической культуры личности, сводящиеся к трем основным элементам: умению разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно и эмоционально откликаться на их поведение и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям. Стоит отметить, что все три элемента имеют огромное значение для руководителей органов внутренних дел2.

В классификации О.И. Моткова, психологическая культура включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений, изначально присущих человеку, и обеспечи-

вающих их реализацию природных способностей; набор соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения. Зрелая психологическая культура — одно из наиболее гармоничных психологических образований, выступающее социально- психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, показателем психологического здоровья, фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной.

Важность психологической культуры личности сотрудников правоохранительной системы отмечается в работах Васильева В. Л., Иванова Л.И., Позднякова В.М., Ратинова А.Р., Савельева И.В., Столяренко А.М. и др.

С точки зрения В.М. Позднякова, психологическая культура базируется прежде всего на возвышении ценностно-смысловой направленности личности и аутопсихологической компетентно-сти3, которое рассматривается как сложноинтег-рированное личностное образование, включающее акмеориентированное усвоение знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации.

Нехватка в профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел перечисленных знаний, умений и навыков ведет к снижению оптимальности деятельности4.

В данной статье предлагается рассматривать психологическую культуру руководителя органов внутренних дел как психологическая характеристика личности, позволяющая обеспечивать оптимальные условия для успешной реализации руководящих функций. В этой связи именно сформированность психологической культуры выступает одним из значимых показателей успешности руководителя.

Минимально необходимый уровень развития психологической культуры выступает в виде овладения способами психологического познания мира и включенности приобретенных человеком психологических знаний в его жизненную и профессиональную практику. Высшим проявлением развитой психологической культуры выступает результат целенаправленного психологического образования, а именно знания в области психологии и научные психологические понятия, навыки и умения самопознания, саморегуляции и межличностного взаимодействия,

88

№ 3 / 2018

приобретенные в ходе специально организованного образовательного процесса. Это не сиюминутный процесс, он требует системной и целенаправленной работы по формированию психологической культуры.

Психологическая культура — в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. Невозможно представить профессионала высокого уровня с низкой или несформированной психологической культурой. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Это означает, что сформированность психологической культуры позволяет сделать осознанный и обоснованный выбор управленческих решений, оценить себя в профессиональной деятельности, простроить систему повышения уровня компонентов психологической культуры в случаях их несоответствия требованиям профессии.

Таким образом, психологическая культура высокого уровня может выступать как показатель успешности руководителя органов внутренних дел. Она включает в себя глубокое знание психологии, умение применять полученные знания на практике; профессиональная готовность к принятию управленческих решений; способность к творческому, нестандартному мышлению и поведению; видение своей профессиональной и личностной перспективы развития.

1 Егорова Т.Е., Семенова С.Л. Психологическая культура: возможности становления // Образование и наука. 2006. № 4 (40). С. 90—99.

2 Бодалев A.A. Психология о личности. М., 1988.

3 Поздняков В.М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 2 (53). С. 75—77.

4 Сомов A.B., Мальцева Т.В. Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 105—109; Сепиашвили Е.Н., Мальцева Т.В. Психолого-педагогические проблемы формирования управленческого кадрового резерва // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 2. С. 45—49.

№ 3 / 2018

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.