Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая культура / педагог / компоненты / стаж педагогичесской деятельности / psychological culture / teacher / components / teaching experience

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.А. Казаева, И.А. Курочкина, А.В. Ахмеров, Н.С. Чхетиани

В статье представлен анализ понятий «культура», «психологическая культура». Выделены структурные компоненты психологической культуры педагога. Цель статьи состоит в выявлении уровней выраженности компонентов психологической культуры педагога. Эмпирической базой для исследования послужили общеобразовательные организации Свердловской области. Общая выборка составила 50 человек, педагоги со стажем педагогической деятельности от 1 до 10 лет – 25 человек, от 20 лет и выше – 25 человек. Для исследования были использованы следующие методики: опросник «Психологическая культура личности» О.И. Моткова; методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко; опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина; методика «Уровень рефлексивности педагога» А.В. Карпова; непараметрический U-критерий Манна-Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате исследования были получены выводы о том, что имеются специфические особенности выраженности компонентов психологической культуры педагогов с различным стажем педагогической деятельности, а также существуют взаимосвязи между компонентами психологической культуры педагога и его стажем профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е.А. Казаева, И.А. Курочкина, А.В. Ахмеров, Н.С. Чхетиани

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE IN TEACHER WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE

The article presents an analysis of concepts of “culture” and “psychological culture”. The structural components of the teacher’s psychological culture are highlighted. The purpose of the article is to identify levels of expression of components of the teacher’s psychological culture. The empirical basis for the study is the general educational organizations of the Sverdlovsk region. The total sample consisted of 50 people, teachers with pedagogical experience from 1 to 10 years – 25 people, from 20 years and above – 25 people. The following methods are used in the study: the questionnaire “Psychological culture of personality” by O.I. Motkov; a technique for diagnosing interference in the establishment of emotional contacts V.V. Boyko; terminal values questionnaire I.G. Senina; methodology “The level of reflexivity of the teacher” by A.V. Karpov; nonparametric Mann-Whitney U-test; Spearman’s rank correlation coefficient. As a result of the study, it is concluded that there are specific features in expression of components of the psychological culture by teachers with different experience of teaching, as well as there are relationships between the components of the psychological culture of a teacher and his experience of professional activity

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

тера в процессе обучения информатике (математике, физике). Они разрабатывают собственные кейс-задания для разных возрастных категорий обучающихся, фрагменты уроков с использованием данного оборудования и апробируют их на практике.

В заключение следует отметить, что использование компетентностного и контекстного подходов в процессе обучения студентов по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» позволяет построить образователь-

Библиографический список

ный процесс, выделив эффективные формы и методы, чтобы формирование профессиональных компетенций будущих учителей происходило непрерывно, в течение всего периода обучения как на учебных занятиях, так и во время практик. Следует отметить, что в данной работе делается лишь попытка поделиться опытом внедрения компетентностного и контекстного подходов, использования квазипрофессиональных заданий, позволяющих моделировать профессиональную деятельность студентов отдельно взятого направления.

1. Зимняя И.А. К оценке социально-профессиональной компетентности выпускников вузов. Высшее образование сегодня. 2008; № 5; 34 - 42.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; № 10: 28 - 35.

3. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

4. Евдокимова В.Е. Использование контекстного подхода в процессе обучения информационным технологиям студентов разных направлений подготовки. Тезисы докладов межвузовской конференции. Екатеринбург: УрГПУ, 2013: 101 - 103.

5. Селевко Г.К. Дискуссия как эффективный метод познания. Школьные технологии. 2004; № 5: 106 - 114.

6. Галицких О.Е. Диалог в образовании как способ становления толерантности. Москва: Академический проект, 2004.

7. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Москва: Вита-Пресс, 1999.

8. Евдокимова В.Е. Использование средств информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы. Мир науки. 2018; Т. 64. Available at: https://mir-nauki.com/71PDMN418.html

References

1. Zimnyaya I.A. K ocenke sociaino-professional'noj kompetentnosti vypusknikov vuzov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008; № 5; 34 - 42.

2. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 28 - 35.

3. Verbickij A.A. Pedagogicheskie tehnologii kontekstnogo obucheniya. Moskva: RIC MGGu im. M.A. Sholohova, 2011.

4. Evdokimova V.E. Ispol'zovanie kontekstnogo podhoda v processe obucheniya informacionnym tehnologiyam studentov raznyh napravlenij podgotovki. Tezisy dokladov mezhvuzovskoj konferencii. Ekaterinburg: UrGPU, 2013: 101 - 103.

5. Selevko G.K. Diskussiya kak 'effektivnyj metod poznaniya. Shkol'nye tehnologii. 2004; № 5: 106 - 114.

6. Galickih O.E. Dialog v obrazovaniikaksposob stanovleniya tolerantnosti. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.

7. Gin A.A. Priemy pedagogicheskoj tehniki. Svoboda vybora. Otkrytost'. Deyatel'nost'. Obratnaya svyaz'. Ideal'nost'. Moskva: Vita-Press, 1999.

8. Evdokimova V.E. Ispol'zovanie sredstv informacionnyh kommunikacionnyh tehnologij v uchebno-vospitatel'nom processe shkoly. Mir nauki. 2018; T. 64. Available at: https://mir-nauki.com/71PDMN418.html

Статья поступила в редакцию 11.11.21

УДК 37.015.31

Kazaeva E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University n.a. the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), E-mail: kazaevaevg@mail.ru

Kurochkina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Educational Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Е-mail: superquen@yandex.ru

Akhmerov A.V., Applicant for the Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia), E-mail: aav1987@mail.ru

Chkhetiani N.S., Senior Lecturer, Department of Pop and Jazz Singing, Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia), E-mail: sekvencia@mail.ru

RESEARCH OF COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE IN TEACHER WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE. The article presents an analysis of concepts of "culture" and "psychological culture". The structural components of the teacher's psychological culture are highlighted. The purpose of the article is to identify levels of expression of components of the teacher's psychological culture. The empirical basis for the study is the general educational organizations of the Sverdlovsk region. The total sample consisted of 50 people, teachers with pedagogical experience from 1 to 10 years - 25 people, from 20 years and above - 25 people. The following methods are used in the study: the questionnaire "Psychological culture of personality" by O.I. Motkov; a technique for diagnosing interference in the establishment of emotional contacts V.V. Boyko; terminal values questionnaire I.G. Senina; methodology "The level of reflexivity of the teacher" by A.V. Karpov; nonparametric Mann-Whitney U-test; Spearman's rank correlation coefficient. As a result of the study, it is concluded that there are specific features in expression of components of the psychological culture by teachers with different experience of teaching, as well as there are relationships between the components of the psychological culture of a teacher and his experience of professional activity.

Key words: psychological culture, teacher, components, teaching experience.

Е.А. Казаева, д-р пед. наук, доц., проф., Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Е-mail: kazaevaevg@mail.ru

И.А. Курочкина, канд. пед. наук, доц., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Е-mail: superquen@yandex.ru

А.В. Ахмеров, соискатель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Е-mail: aav1987@mail.ru

Н.С. Чхетиани, доц., Институт современного искусства, г. Москва, Е-mail: sekvencia@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен анализ понятий «культура», «психологическая культура». Выделены структурные компоненты психологической культуры педагога. Цель статьи состоит в выявлении уровней выраженности компонентов психологической культуры педагога. Эмпирической базой для исследования послужили общеобразовательные организации Свердловской области. Общая выборка составила 50 человек, педагоги со стажем педагогической деятельности от 1 до 10 лет - 25 человек, от 20 лет и выше - 25 человек. Для исследования были использованы следующие методики: опросник «Психологическая культура личности» О.И. Моткова; методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко; опросник терминальных ценностей И.П Сенина; методика «Уровень рефлексивности педагога» А.В. Карпова; непараметрический U-критерий Манна-Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате исследования были получены выводы о том, что имеются специфические особенности выраженности компонентов психологической культуры педагогов с различным стажем педагогической деятельности, а также существуют взаимосвязи между компонентами психологической культуры педагога и его стажем профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая культура, педагог, компоненты, стаж педагогичесской деятельности.

Актуальность исследования представлена тем, что в последние годы в стране наблюдается культурный кризис общества. А так как экономика страны во многом зависит от уровня культуры и умственного развития человека, то это и послужило основной причиной образовательных реформ в стране. Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года - эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.

Цель исследования состоит в выявлении уровней выраженности компонентов психологической культуры педагогов с разным стажем профессиональной деятельности.

Решая задачи исследования, прежде всего необходимо проанализировать ключевые понятия, рассматриваемые в нем, а именно - «культура», «психологическая культура», «психологическая культура педагога».

В статье 14.1 закона «Об Образовании в РФ» культура признается решающим фактором развития профессионально-личностных качеств, духовно-нравственного облика специалиста любого профиля, а содержание образования должно обеспечить «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры» [1].

Так как именно культура делает человека личностью, то одной из задач современного образования является повышение базовой культуры, частью которой выступает психологическая культура каждой личности в отдельности.

Формирование общей культуры происходит либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура зарождается у ребенка на первом году жизни через общение с матерью. К дальнейшему ее развитию подключается система образования через контакт с педагогами.

Педагог должен обладать всеми теми качествами, воспитанием которых он занимается. «Педагог - писал Ш.А. Амоношвили, - сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит...» [2].

К личности и профессиональной деятельности педагогов предъявляются самые высокие требования. На сегодняшний день конкурентоспособным ресурсом педагогической деятельности являются не только профессиональные знания и умения, но и уровень сформированности их профессиональной и психологической культуры.

Психологическая культура как структурный компонент личности педагога представляется важнейшим инструментом взаимодействия, ведь в ходе целенаправленных внешних взаимодействий педагога на детей происходит процесс воспитания, обучения и развития [3].

Проблема развития психологической культуры в рамках различных концепций и подходов представлена в публикациях многих ученых (В.М. Аллахвердов, Н.В. Беляк, B.C. Библер, А.А. Бодалев, В.Е. Давидович, Л.Д. Демина, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Н.И. Исаева, М.В. Иванов, М.С. Каган, Е.А. Климов, Л.С. Колмогорова, Я.Л. Коломинский, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, B.C. Степин, И.Ф. Харламов, С.Н. Щербакова и др.).

Исследователи определяют данный феномен как интегративное (целостное) личностное свойство (качество, новообразование) (Л.С. Колмогорова, Н.Т. Селезнева, В.В. Семикин) [4; 5; 6]. Отдельно можно выделить взгляд на психологическую культуру как на характеристику профессионализма и квалификации (Е.Е. Смирнова), систему знаний и умений в области психологии (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), иерархию профессиональных норм, ритуалов, правил и запретов (Г И. Марасанов).

Представления исследователей о функциональных характеристиках не являются однородными, но в целом все признают наличие таких функций, как регулятивная, адаптационная и гармонизирующая.

Факторы, определяющие развитие психологической культуры, исследователями подразделяются на внешние (самосознание, образование, семья, профессиональное сообщество, средства массовой информации) и внутренние (пол, возраст, личностные свойства, устойчивые психические состояния, исходный уровень психологических знаний и умений, готовность работать над собой и др.) (Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, Н.А. Лужбина, Н.Т. Селезнева) [4; 5; 6].

Психологическая культура педагога - это интегративное образование личности, которое включает в себя взаимосвязанные психологические свойства, выполняет ценностно-регулятивную функцию психики в профессиональной деятельности и обеспечивает высокий уровень ее эффективности, а также саморазвитие и самореализацию личности как в профессии, так и в рамках жизненной стратегии [7; 8].

Исследователи отмечают, что для обеспечения эффективной педагогической деятельности необходимо наличие развитой рефлексивной культуры, сформированной системой саморегуляции, истинно педагогической направленности [9].

Несмотря на то, что феномен психологической культуры личности подробно изучен, отсутствует целостное и системное понимание феномена по проблеме психологической культуры педагога в образовательной организации.

Для решения второй исследовательской задачи было организовано и проведено эмпирическое исследование, состоящее в выявлении уровней вы-

раженности компонентов психологической культуры педагогов с разным стажем профессиональной деятельности. Эмпирической базой для исследования послужили общеобразовательные организации Свердловской области.

При проведении исследования общая выборка составила 50 человек, педагоги со стажем педагогической деятельности от 1 до 10 лет - 25 человек, от 20 лет и выше - 25 человек.

В соответствии с поставленной целью были подобраны следующие методики: для изучения культурно-психологических стремлений и соответствующего поведения - опросник «Психологическая культура личности» О.И. Моткова, для выявления уровня эмоциональной эффективности в общении и типа эмоциональных помех - «Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко, для изучения жизненных целей (терминальных ценно-стей)человека -«Опросник терминальнь 1хценностей»И.П Сенина,для определения уровня рефлексивности - методика «Уровень рефлексивности педагога» А.В.Хи°а ова[10«

Результаты, пелученнею не месехиое «Вревечо рефлексивности педагоеа» А.В. енепоее,прелстевдени1нарнс.1 (в %):

педагоги от 1 до 10 педагоги от 20 и

лет выше лет

Рис. 1. Результаты дескриптивного анализа общего уровня рефлексии по методике «Уровень рефлексивности педагога» А.В. Карпова

Высокий уровень рефлексии более выражен у педагогов со стажем от 20 лет и выше - 40%, фвгдк ракс ссдагагов скныфвм работы ни СдеНОлет от со а ставил 16%. Эти педагоги способны выходить за пределы собственного «Я», ос-мыюли вать,и зучать.неалиги^вать пам^гедстврарраин ен ия обр ала евоегс «Я» с какимл-лобо собынаныи,ыиннсстини, лил ыренамалнрешения еесыеатмо, изсе-шеноикам«пожно.

Низкийуровени peШсel<книФаибoJ^eeвысaжeн у недегозевст 1до 10аып-ЛР%, с бсдагоговос20лет к более -32%.Эти иедагогн рлабаррмысливают и анализтиеют ооныноя лпоступкнстс>илдрыг«ы, врииланюо решенин нсгллмысс ленно, не обдумав их, им сложно поставить себя на место другого и регулировать nла«оионнoe пoвалприа>

Рбдагоги соттантм ияофииииональноп дбялальллосиpг■)да10ласнaнн более высокий уровень рефлексии показали по шкалам «ретроспективная реф-рскслно) (P^) л 16%, сфефлексня °°днщей доолроимлcтии- мф%, «рефлеквся общенияинзсимодезылсия я дpегимнлюаити»(PO)нагaр не, наии н падагвзлс иыенСРтй группы о до 1е%.Уие«илрeмеб снюннеялп кеиллизунжоедтолсбеной ипроштом дентеолдалспи рвершлрших»я«аныек«,кнедстоящнб деяалльносто, нниспоеобдыпланисоиать те, и«бг«агннеп кроятныеисхео«дмегл( постбвитр иeНрнaмecтoбСУ-огo.

Педагоги со стажем профессиональной деятельности от 1 до 10 лет низки йурннесь рефлекрнппоказалнпо юкелнм «peтppы«e»■гивнaяpeфлмкмкн» иРЖД)- шор, тpефо»кри» иестеещейфеятеленест«» -Л%,«веЫгрeкннр биде щей деятельности» - 12%, «рефлексия общения и взаимодействия с другими мюдьми» (уО)- 12%.У кодагогрвэны« рруииы рна°о вы^жира шюннвнтн аaоадиз у выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий, предстоящей деятельности и происходящего, они не склонны планировать, прогнозировать, им трудно поставить себя на место другого, понять чужую позицию.

Педагоги со стажем профессиональной деятельности от 20 лет и выше наиболее высокий уровень рефлексии показали по шкалам «рефлексия настоящей деятельности» - 28% и «рефлексия будущей деятельности» - 24%, «рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми» (РО) - 16%. Педагогам свойственен непосредственный самоконтроль поведения в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Они способны к соотнесению своих действий с реальностью и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием, анализу предстоящей деятельности, планированию ее, прогнозу вероятных исходов, могут понять и поставить себя на место другого.

Педагогам со стажем педагогической деятельности от 20 лет и выше, показавшим низкий уровень рефлексии по шкалам «рефлексия настоящей деятельности» - 12% и «рефлексия будущей деятельности» - 4%, «рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми» (РО) - 8%, не свойственен анализ происходящего и предстоящей деятельности, они не планируют, не прогнозируют, им также трудно поставить себя на место другого, принять чужую позицию.

Результаты, полученные по методике диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко, представлены на рис. 2 (в %):

60

50

40

30

20

■среднии

педагоги от 1 до 1

педагоги от 20 лит

Нежелании сближолтьоя с другими людьми Доминирование негашеный

эмоций Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций Неадекватное проявление эмоций Неумение управлять эмоциями, дозировал.

' педагоги от 20 лет и выше 1 педагоги от 1 до 10 лет

0 10 20 30 40 50 60 70

реакции часто бывают неестественными, несоответствующими реальной ситуации общения.

Рассмотрим результаты, полученные по методике «Опросник жизненных целей (терминальных ценностей) И.П Сенина.

Значимость жизненных сфер педагогов, представлена на рис. 4 (в %).

Рис. 2. Резулььаты длисpиптивнoеoaнaлизa по методике «Диагностика «помех» вустановленииомoциoнaлнныo лонтактом» и.В. льныи

Лримагание: тыожий уровень - эмтилия»нo обтают уота.^олетнию аои-т^ктов, средний уровень - имеются некоторые эмоциональные проблемы при взaи»едoHcтвии, »изкиИ пилн^«^нн- нeеeжaютl<тисaвгаи.

Как ан^о ви оPс.2, и»1сокив y|эcэ^L^п^п нвшчия внlсйжт» у пеАнь-вив (нл 1 /»о 10 лое аoе/г. в писaнoебь -о стажвм ви ши вств и выше- 40%. Этoотнснaoи■ »то итим»eваroгa/эмтт»б ими шишают»^ синпг

-СЙ6!ЙСТГНИ.

Низкий уровень выявлен только у педагогов со стажем от 20 лет и выше -12%. Эвим »eдагоraе эмоции ке мушаюн н нoьсcвянии мoшлачнoстиыу oинoшл-ний.

FЛaтcлlcгобим пoдтлбноo вевтльгаты наиггалее »ыражеин»1Р зaлитыceаиa и лeжвьcноииш^нл ибщевии педагогов с различным стажем педагогической дея-т2aи»oет1тпиыдcтовлoиныeнapиC| eFeвo).

УвЛБЧБНОЯ Общественная жознь Семейная жизнь Обучбноб и образование Профессиональная жизнь

■ педагоги оз 20 лбз о выше 8 и педагоги оз 1 до 10 лбз

0 5 10 15 20 25 30

Рис. 4. Результаты дескриптивного анализа значимости жизненных сфер по методике«Опросниктодминаляныхцонноооей» И.ПСеиина

0/ яодагоноа соктаже м от ЫдоЮлет ^ь^инл«нн1ыоиИ«л(^(я иннчимд|^жикиен-ные сферы, такие как «профессиональная жизнь», «обучение и образование», «семчйнаяжызодоо.Длж дтих «е«ыгогавс^вой^т^Е^^нои отдаинои мдо/е «р^ыннни своей работе, повышать уровень своей образованности и профессионализма, ^зо^даияатн изноеп/^яикднемчйн;/^ еяизяж.

У педагогов со стажем от 20 и выше более выражена значимость таких сфер,коо<<оН»онниеи збраоивапхеки иин^е^енозд. Mмн/»йcтва//оyонтьтя п получать новые знания, а со временем у педагогов старшего поколения остается миогосвободоого временИ|Kотoалзoнизм«нлнвюисвоями тноечеоиимн, хоТ^З^и.

Далее была рассмотрена выраженность терминальных ценностей в жизни двдагогоо.Резулыоты по терминальной ценности «собственный престиж», представлены на рис. 5 (в %).

и'ис.З. Pшсыльишцы дескриптивного анализа выраженныхзатоуддений со методике «Диагностика «помех» о и.тановлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко

Уроуен- E^тlИcHйнн>нности эмоционгьльных помех по группам «неумение управляй» эмoцаяма, >нозировать», «негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций», «нежела ние сбльжать^я с другим и л юдьми» более выражен у педагогов со стажем от 1 до 10 лет Педагогам трудно сдерживать и дозировать проявления неприятных эмоций, внутренней напряженности, отрицательного отношения к другим людям или событиям, они не способны проявлять эмоциональные состояния, испытывают трудность в выражении эмоциональной поддержки в форме внимания, сочувствия или сопереживания, избегают эмоциональных контактов, скрывают свои симпатии, сдерживают проявление своих чувств, испытывают напряженность в ситуациях неформального общения.

У педагогов со стажем от 20 и выше более выражены затруднения в группе «доминирование негативных эмоций». У педагогов преобладают тенденции к проявлению отрицательных эмоциональных состояний, внутренней напряженности, неудовлетворенности, озабоченности, сниженного настроения, пессимистичности.

Затруднения в группе «неадекватное проявление эмоций» одинаково выражены у педагогов с различным стажем - по 32%. У педагогов эмоциональные

Рис. 5о Peзнлит»тиlоe<ждият/неoго аоализааиаднооятвиинни1ятт «собственный престиж» по методике «Опросник терминальных ценностей» И.д иодним

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для педагогов со стажем от 1 до 10 лет эта ценность наиболее значима (20%), тогда как во второй группе это наблюдается лишь у 8%. Молодым педагогам счодоиаене^о зaвooаподe свое го п|ли зоиния впeдaгoгичecкомcлиOщecнва путем следования определенным требованиям. Как правило, они очень заинте-реиовант во мыoнвндpyвждлюдo« оиннойтелинч свяен ржботы и унонихдрофеа-сионализма, стремятся добиться общественного признания.

Ыо//нй интнее педадогое оя20лед иныше- 64%.

Они уже получили признание в педагогических кругам, и им не надо доказывать свoюпpoфeодваиальнyю кoмонооаиячзть. О^длат^"^!^« поииpми/нlиаи/ алонocн/ высокое материальное положение» представлены на рис. 6 (в %).

Педагоги со стажем от 1 до 10 лет показали высокий уровень значимости этой ценности - 60%, педагоги от 20 лет и выше составили только 20%. Педагогам от 1 до 10 лет свойственно желание иметь высокую зарплату для получения более квалифицированного уровня образования и хорошего обеспечения семьи.

48

"Ж"

■ средний

педагоги от 1 д лет

педагоги от 20 лео и выше

■средним

педагоги ог 1 до 10 лег

педагоги ог 20 лег и выше

Рис. 8. Результаты дескриптивного анализазначимости ценности «активные социальные контакты» по методике «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина

Стремление к установлению благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширению своих межличностных связей, ре-али зации своей социальной роли более свойственно педагогам, имеющим стаж работы от 1 до 10 лет (44%), в группе педагогов со стажем от 20 лет и выше это к ач ество обнаружено у 24%. Эти педагоги стремятся к коллегиальности в работе, установлениюблагоприятных взаимоотношений наосноведоверия и взаимопо-мощ и.

Резильтаты по терминальной ценности «развитие себя», представлены на рис. 9 (в %).

Рис. 6. Результаты дескриптивного анализа значимости ценности «высокоематериальноеположение»пометодике «Опросник терминальных ценностей» И.Г Сенина

Результаты по терминальной ценности «креативность», представлены на рис. 7 (в %).

Рис. 7.Резульоатыдескриативногоаналнза значимости ценности «креативность» ыомеыедикч «Опоссниктеуминеонных церзостеС» И.Г Сенина

Как видно, педагогам со стажем от 1 до 10 лет более свойственно стремление рыхчеяьь оитчРеющуодейнтвителзность. «ыаиыоыоыывая свои творческие возможности - 36%, у педагогов от 20 лет и выше это качество наблюдается у 16% ре спосчисмоь. Ун и хестзжчианте иеееннои зменевиое рнКюиз иное еПырю жизнь, вникать глубже в суть проблемы с целью открытия и внесения чего-то нтгсгн.

Резулнноты гн тероинальной ценности «активные социальные контакты» представленына рис. 8 (в %).

Рис. Резульрвни! дескриптивеого аиплинт значимотто! ренности енн^мнитии;ерб?^»ки мееоонке <^(Ни^(^<^иик'^(немин!ави^1^1Х1^«^м^ностей» ки.1и Сенниа

Выкокий уроненм выражеиновти сесннени «ванвиниеаебя»покоздва1Г^с^к дагоги от 1 до 10 лет - 40%, педагоги от 20 лет и выше - 8%. Им свойственно стреплким е енаднои реан имеи|изl и рнзинмо иг раони иим<иобе(хатеИ, везиышеи ию свой квалификации.

1-1няких1 евтвтxи есобо ныражеиу п<^дагогои емгОлет и иыше- 60%. эде педагоги не стремятся развивать себя, изменять в себе личностные особенности, иртышилнуррилит ипоей кнелмфнзееми.

Результаты по терминальной ценности «достижения» представлены на рис ТХик %).

Рис. 10. Результаты дескриптивного анализа значимости ценности «достижени я» по методике «Опросник терминальных ценностей» И.Г Сенина

Достигать конкретных и ощутимых результатов, повышая собственную сам ооценку, более стремятся педагоги от 1 до 10 лет -44%, тогда как у педагогов от 20 лет и ныше этштпоказатель составил К6%. Имхарактерно тщательное планирование свэнй деятельности.

Низкий уровень показали 20% педагогов со стажем от 1 до 10 лет и 16% -со стажем от 20 лет и выше. Эти педагоги не стремятся добиваться каких-либо результатов, им не требуется повышения самооценки.

Результаты по терминальной ценности «духовное удовлетворение», представлены на рис. 11 (в %).

Высокий уровень стремления получать моральное удовлетворение в своей жизни не отмечен ни в одной группе.

90

3

50

■ средним

педагоги от 1 до 10 лет

педагоги от 20 лет и выше

Рис.11.Результатыдескриптивного анализазначимости ценности «духовное удовлетворение» по методике «Опросник терминальных ценностей»И.Г. Сенина

Н изкий уровень наиболее выражен у педагогов от 20 и выше лет - 36%, у педагогов от 1 до 1 (5 лет -32%. Этипедагоги понимают, чтонельзяделатьтолько то,чтоинтеррснои принолитвнуоленае удовлттворедов.

Результаты по терминальной ценности «иьщивидуальность», представлены на рнс. тН В %)■

"36-36"

> среднии

педагоги от 1 до 10 лет

педагоги от 20 лет и выше

Психологическая культура Саморазвитие Конструктивность в делах

Конйрткшвность общениа Самопознание

' низкии 1 высокиИ

0 10 20 30 40 50 60 70

Результаты изучения степени проявления шести видов культурно-пси-т ологического поведения, составляющих психологическую культуру, и общей исиполпьгичесысой к.ыье^ы вцелому педрвогон ся сттыат от 1 до >и ьто пн методике «Психологическая культура личности» О.И. Моткова представлены на рис.13(в%).

Как видно, у педагогов от 1 до 10 лет выявлены низкие показатели всех видов кульь.р-пи-ясихологпсесивио пьттдтсия, яояяаьлоющзх гзп^ьтоти'^еп;к^ю культуру, и общая психологическая культура в целом. Наиболее низкий уровень определилсппо шкал аы«самрл озьтние» (68%) и ппттрческие »(ты%).

Это означает, что этим педагогам, показавшим такой результат, несвойственно п^с^^1н(р^с^тапятт самоанпоиз свиьн тисип^в^ь^г^-^^;^ и ртведсны^^свияос(^(ретвояьоп, п резальтаьт стнороговарвурютлупше осозвалаться плаовьотооштиет и всихо-логические с^^сзбеиг^^сто; уроледпртя оыeкоуптaе втрооцеыга; oвивтстрeoc.тсс о онвoтниюнзиыx теп ипpиермывaврюуoвыxоиeнреувиыпoлнения привычной деятельися™ К°он^ентпр, у эрптии!дрг0гуьылаат нрьурттуенструктивное общение, птмогающе е пяодуитяв номуетиуе ш ьтиуг овиуы х, сеппяь 1х собс е^т^^ипыт вопрoявы.yмрвие уоддтровапп ьоеыжитьтиньм эмоцисврруныстoB| соннотрнт споктйствиенпнрессоовк уитртпияxl прсяпять гиOспявв »не реневнтсложныс познавательных задач и в общении, распределять свое время, планируя свою дeятeльувярн, ^^с^ь^г^р^Ьз васатое депн ет тсипа, виlпррвзяи деловыы оО^и^аьвп, отсутствуют самозадачи по самовоспитанию.

Резулптаты псввпвия с^"l^^пeзипpoрпыeния шести тидоо РтeьясoвT(Пcи-хологического поведения, составляющих психологическую культуру, и общей ссихологической культуры в целом у педагогов со стажем от 20 и выше лет по методике «Психологическая культура личности» О.И. Моткова представлены на рис. 14 (в %).

Психологическая культура Саморазвитие Конструктивность в делах Творческое поведение Саморегуляция Конструктивность общения Самопознание

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис.12. Результаты дескрипвдвгютннналтоизничимтгтицннввсти «индивидуальность» по методике «Опросник терминальных ценностей» И.ТСендна

3нк вкдннна рьс. КТ,стремоениеквезависимнсви ныовлено оооедагвгов от 1 до 10 лет - 40%, у педагогов от 20 лет и выше - 36%. Этим педагогам свой-пдвентн атротть выдели жиньь, тктннтыруясь ва ьвои взгтяды.ллнания, ^(зождннкв.

Низкий уровень по шкале «креативность» выявлен у 24% педагогов со ста-гкед| от1дв1СЫ лет ь н6%педагогтв ят И20 и ввивд яка Эиг тдлтговь вддедютея влиянию массовых тенденций, мнению других людей.

Рис. 13. Результаты дескриптивногоанализа по методике «Психологическая культура личности» О.И. Моткова у педагогов от 1 до 10 лет

Рис. 14. Результаты дескриптивного анализа по методике «Психологическая кул ьпяра личвоояп» Ш.И.М(иг^<зе^^ ь педагогтпояНО 1^пыгии^п^т

Как видно на рис. 14, у педагогов со стажем от 20 и выше лет выявлены в ысокие показатели всех видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру, и общая психологическая культура в целом. Н аиболее высокий уровень определился по шкале «конструктивность в делах» -64%, что означает, что этим педагогам свойственно достаточно реалистичное планирование дел, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время. Кроме того, этим педагогам свойственно проводить самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинаются лучше осознаваться планы, отношения и психологические особенности и образуется адекватная самооценка; они стремятся к освоению новых дел и придумыванию новых способов выполнения привычной деятельности; конструктивное общение помогает продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов; они умеют поддерживать положительный эмоциональный тон; сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях; проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении; рас ределять свое время; ставят задачи по самовоспитанию личных качеств, улучшающих образ жизни.

Низкий уровень особо выражен у педагогов этой группы по шкале «творческое поведение» - 40%. У них нет стремления к освоению новых дел, придумыванию новых способов выполнения привычной деятельности.

На основании результатов по методике «Психологическая культура личности» О.И. Моткова выявлено, что уровень психологической культуры выше у педагогов со стажем от 20 и выше лет - 48%, у педагогов со стажем от 1 до 10 лет 20%.

Для оценки достоверности различий выборок по уровню изучаемого признака был проведен сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни).

Выявлены высокозначимые различия по шкале «Развитие себя» при р < 0,01. Показатели выше в 1-й группе педагогов, что может говорить о том, что педагоги со стажем от 1 до 10 лет более стремятся к самосовершенствованию.

Выявлены различия на уровне статистической тенденции по шкале «Общий уровень рефлексии» при р > 0,05. Признак выше в подгруппе педагогов со

80

64

стажем от 20 и выше лет, что может говорить о том, что рефлексия для педагогов с большим стажем стала профессиональной чертой.

Обнаружены среднезначимые различия по шкалам «Неумение управлять эмоциями», «Нежелание сближаться» при р > 0,01, признак выше в группе педагогов со стажем от 1 до 10 лет, что может говорить о том, что им трудно сдерживать или дозировать проявления неприятных эмоций, внутренней напряженности, отрицательного отношения к другим людям или событиям. Скрывая и сдерживая проявления своих чувств, они стремятся уклониться от эмоциональных контактов.

Выявлены различия на уровне статистической тенденции по шкале «Неадекватное проявление эмоций» при р > 0,05. Признак выше в группе педагогов со стажем от 20 лет и выше, это может говорить о том, что они, маскируя свои настоящие эмоции, чаще бывают неестественными в их проявлениях.

Обнаружены среднезначимые различия по шкалам «Собственный престиж», «Креативность», «Достижения», «Духовное удовлетворение»: при р > 0,01 признак выше в 1-й группе педагогов, что может говорить о том, что педагоги со стажем от 1 до 10 лет более тщательно планируют свою жизнь, стремятся получить признание, уважение и одобрение, внося различные изменения, и, добившись ощутимых результатов в своей деятельности, повышают самооценку и получают внутреннее удовлетворение.

Обнаружены различия на уровне статистической тенденции по шкалам «Высокое материальное поведение», «Индивидуальность»: при р > 0,05 признак выше в 1-й группе педагогов, что может говорить о том, что педагоги со стажем от 1 до 10 лет чаще стремятся к получению высокого уровня материального благосостояния, менее подвержены влиянию масс, сохраняя свою независимость от других.

Выявлены различия на уровне статистической тенденции по шкалам «Профессиональная жизнь», «Обучение», «Семейная жизнь», «Общественная жизнь», «Увлечения»: при р > 0,05 признак выше в 1-й группе педагогов со стажем от 1 до 10 лет, что может говорить о том, что эти педагоги больше времени и сил отдают работе, семье, своим увлечениям, стараются повышать уровень своего образования, и для них небезразличны проблемы общества.

Выявлены среднезначимые различия по шкалам «Самопознание», «Конструктивность в делах», «Психологическая культура»: при р > 0,01 признак выше во 2-й группе, что может говорить о том, что педагогам со стажем от 20 и выше лет свойственно проводить самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, достаточно реалистичное планирование дел, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время, поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении задач и в общении.

Итак, существуют различия в выраженности компонентов психологической культуры педагогов с различным стажем педагогической деятельности.

Корреляционный анализ проводился по всей выборке для выявления взаимосвязей между компонентами психологической культуры по критерию ранговой корреляции г-Спирмена.

Библиографический список

Выявлены положительные взаимосвязи между стажем и шкалами «Общий уровень рефлексивности», то есть чем больше стаж, тем лучше сформированы все виды рефлексии.

Выявлена отрицательная взаимосвязь между стажем и шкалой «Неумение управлять эмоциями»: чем меньше стаж педагогической деятельности, тем хуже педагоги управляют своими эмоциями.

Выявлены положительные взаимосвязи между стажем и шкалами «Неадекватное проявление эмоций», «Нежелание сближаться»: чем больше стаж, тем лучше «маскируются» эмоции при нежелательных контактах.

Выявлены отрицательные взаимосвязи между стажем и шкалами «Собственный престиж», «Высокое материальное положение», «Креативность», «Развитие себя», «Достижения», «Духовные удовлетворения», «Индивидуальность»: чем ниже стаж, тем выше стремление получить признание, уважение, одобрение, внутренне удовольствие и материальное вознаграждение своих действий, умений, изменений, самосовершенствований.

Выявлены отрицательные взаимосвязи между стажем и шкалами «Профессиональная жизнь», «Обучение», «Семейная жизнь», «Общественная жизнь», «Увлечения»: чем выше стаж, тем ниже значимость стремлений в различных сферах жизни.

Выявлены положительные взаимосвязи между стажем и шкалами «Самопознание», «Конструктивность в делах», «Психологическая культура»: чем выше стаж, тем более свойственно проводить самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, строить реалистичные планы, доводить начатого дела до конца, выполнять обещания и распределять свое личное время.

В результате корреляционного анализа подтвердилось предположение о наличии взаимосвязей между структурными компонентами психологической культуры педагога и стажем профессиональной деятельности.

Результаты исследования компонентов психологической культуры педагогов могут быть использованы в дальнейшей работе с ними в рамках развивающих программ, а также могут быть полезны преподавателям вузов, студентам, педагогам системы общего основного и дополнительного образования, слушателям курсов повышения квалификации.

В заключение необходимо отметить тот факт, что важнейшим показателем мастерства, обеспечивающим успех педагогической деятельности, является психологическая культура педагога. И чем выше уровень сформирован-ности компонентов психологической культуры педагогов, тем выше уровень его профессионализма и устойчивости в профессии. Овладение психологической культурой дает возможность педагогу спроектировать педагогическую задачу, осознать в реальном времени психологическую проблему, для решения которой существует определённая система действий. Перспективой дальнейшей работы может стать исследование влияния компонентов психологической культуры на эффективность профессиональной деятельности, а также разработка программы курсов повышения профессионального мастерства педагогов.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г N 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.

3. Vasyagina N.N., Grigoryan E.N., Kazaeva E.A. Socio-psychological aspects of image of professionally successful and unsuccessful teachers. Astra Salvensis. 2018; T. 6: 680 - 693.

4. Белова Н.Ю. Взаимосвязь психологической культуры личности и эффективности педагогической деятельности. Современные исследования социальных проблем. 2014; № 11: 76 - 87.

5. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования. Педагог: наука, технология, практика. 1997; № 2: 63 - 68. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27435409&

6. Семикин В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003; Т. 3, № 6: 124 - 132. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12893441

7. Сергеева Т.Б., Ильченко И.А. Взаимосвязь рефлексии и кризисных переживаний у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем работы. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019; Т. 25, № 1 (183): 152 - 159. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=37105178

8. Kazaeva E.A., Tokareva Yu.A., Vasyagina N.N., Grigoryan E.N. Studying experience of negative emotional states of teachers of various educational levels. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018: 537 - 543.

9. Шаповалова O.E. Психологическая культура будущих педагогов. Высшее образование в России. 2012; № 3: 97 - 103. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskaya-kultura-buduschih-pedagogov

10. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности». Школьный психолог. 1999; Выпуск 15: 8 - 9. Available at: http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Amonashvili Sh.A. Razmyshleniya o gumannojpedagogike. Moskva: Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 1995.

3. Vasyagina N.N., Grigoryan E.N., Kazaeva E.A. Socio-psychological aspects of image of professionally successful and unsuccessful teachers. Astra Salvensis. 2018; T. 6: 680 - 693.

4. Belova N.Yu. Vzaimosvyaz' psihologicheskoj kul'tury lichnosti i 'effektivnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2014; № 11: 76 - 87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kolmogorova L.S. Stanovlenie psihologicheskoj kul'tury lichnosti kak orientir sovremennogo obrazovaniya. Pedagog: nauka, tehnologiya, prakiika. 1997; № 2: 63 - 68. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27435409&

6. Semikin V.V. Psihologicheskaya kul'tura v strukture lichnosti i deyatel'nosti pedagoga. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2003; T. 3, № 6: 124 - 132. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12893441

7. Sergeeva T.B., Il'chenko I.A. Vzaimosvyaz' refleksii i krizisnyh perezhivanij u pedagogov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii s raznym stazhem raboty. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2019; T. 25, № 1 (183): 152 - 159. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37105178

8. Kazaeva E.A., Tokareva Yu.A., Vasyagina N.N., Grigoryan E.N. Studying experience of negative emotional states of teachers of various educational levels. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018: 537 - 543.

9. Shapovalova O.E. Psihologicheskaya kul'tura buduschih pedagogov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012; № 3: 97 - 103. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskaya-kultura-buduschih-pedagogov

10. Motkov O.I. Metodika «Psihologicheskaya kul'tura lichnosti». Shkol'nyj psiholog. 1999; Vypusk 15: 8 - 9. Available at: http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm

Статья поступила в редакцию 11.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.