Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петухова Л.П., Серегина Н.В., Катунина Н.П., Стратиенко Е.Н.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования профессиональнопсихологических особенностей личности педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Для проведения исследования применялись методики: Многофакторный опросник личности Кеттелла РБ., «Диагностика уровня эмпатии» Бойко В.В., «Организаторские и коммуникативные качества специалиста-профессионала» Л.П. Калининского. По результатам эмпирического исследования у педагогов со стажем профессиональной деятельности свыше 5 лет была выявлена более высокая степень сформированности таких профессионально-психологических особенностей личности как психологический такт, отзывчивость, дисциплинированность, моральные качества, эмпатия, неконфликтность, сдержанность, эмоциональная устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петухова Л.П., Серегина Н.В., Катунина Н.П., Стратиенко Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF TEACHERS AT DIFFERENT STAGES OFPROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article presents the results of the empirical study of the professional and psychological characteristics of the personality of teachers, depending on the length of professional activity. To conduct the study, the following methods were used: the multivariate personality questionnaire by R.B. Kettell, "Diagnostics of the level of empathy" by V.V Boyko, "Organizational and communicative qualities of a professional specialist" by L.P. Kalininsky. According to the results of the empirical study, the teachers with more than 5 years of professional experience revealed higher degree of formation of such professional and psychological personality traits as psychological tact, responsiveness, discipline, moral qualities, empathy, non-conflict, restraint, and emotional stability.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

3. Grichanov, A.S. (2016), "Features of professional training of future police officers at the stage of initial development of the specialty", Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 2 (44), pp. 118-119.

4. Maryin M.I., Petrov, V.E. and Safronov, A.D. (2014), Psychological training of police officers for professional activity: textbook, Moscow region, Domodedovo.

5. Panova, O.S. (2021), "Integration of knowledge of ontokinesiology in the management of professional and applied physical training of employees of the internal affairs bodies of Russia", Theory and practice of physical culture, No 3, pp. 73-75.

6. Romanov, V.V. and Krouz, M.V. (1994), Guide to professional psychological selection of candidates for service in the prosecutor's Office of the Russian Federation, Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Moscow.

7. Semenova, F.O. (2011), "Psychological characteristics of the career idea of women who successfully self-actualize in professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp. 183-187.

8. Tsilik, V.A. (2015), "Evaluation of professional and personal qualities of police officers depending on the type of professional activity", Psychopedagogy in law enforcement agencies, No. 3 (62),pp. 113-116.

9. Cherkashin, R.N. (2017), "The qualifications for police officers and training at the present stage", Training for law enforcement agencies: modern approaches and educational technologies: proceedings of the twenty-second all-Russian scientific-methodical conference, Irkutsk, pp. 148-151.

10. Chovdyrova, G.S. (2018), "Stages of adaptation of employees of internal affairs bodies to stressful conditions of professional activity", Psychological and pedagogical aspects offormation and development of the personality, No. 4 (75), pp. 5-10.

11. Shtrikova, D.B. (2015), "Women's professional activity and women's professional mentality", Initiatives of the XXI century, No. 3, pp. 80-82.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2021

УДК159.9.072

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Павловна Катунина, доктор биологических наук, профессор, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика

И.Г. Петровского

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования профессионально-психологических особенностей личности педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Для проведения исследования применялись методики: Многофакторный опросник личности Кеттелла Р.Б., «Диагностика уровня эмпатии» Бойко В.В., «Организаторские и коммуникативные качества специалиста-профессионала» Л.П. Калининского. По результатам эмпирического исследования у педагогов со стажем профессиональной деятельности свыше 5 лет была выявлена более высокая степень сформированности таких профессионально-психологических особенностей личности как психологический такт, отзывчивость, дисциплинированность, моральные качества, эмпатия, неконфликтность, сдержанность, эмоциональная устойчивость.

Ключевые слова: профессионально-психологические особенности, личность педагога, профессиональная деятельность, личностные особенности, педагогическая деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p497-501

PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF TEACHERS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Valeryevna Seregina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Pavlovna Katunina, the doctor of biological sciences, professor, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Bryansk State University named after Academician I. G. Pe-

trovsky

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the professional and psychological characteristics of the personality of teachers, depending on the length of professional activity. To conduct the study, the following methods were used: the multivariate personality questionnaire by R.B. Kettell, "Diagnostics of the level of empathy" by V.V. Boyko, "Organizational and communicative qualities of a professional specialist" by L.P. Kalininsky. According to the results of the empirical study, the teachers with more than 5 years of professional experience revealed higher degree of formation of such professional and psychological personality traits as psychological tact, responsiveness, discipline, moral qualities, empathy, non-conflict, restraint, and emotional stability.

Keywords: professional and psychological characteristics, teacher's personality, professional activity, personal characteristics, pedagogical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное становление педагога представляет собой сложный многопризнаковый динамичный процесс. Для успешного становления профессионала необходимо достижение взаимосоответствия человека и профессии, наличие профессионально-психологических особенностей, которые не только способствуют более быстрой адаптации педагога, но и благоприятствуют становлению учителя как профессионала.

Р. Фуллер отмечает, что педагог проходит три стадии: стадия «выживания»- первый год выполнения профессионального труда; стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций - 2-5 лет педагогической работы; через 6-8 лет специалист переходит на третью стадию - стадию зрелости, на которой педагог стремится переосмыслить опыт своей профессиональной деятельности, а также готов самостоятельным педагогическим исследованиям [3]. Нами проводилось изучение профессионально-психологических особенностей учителей, которые относятся к группе профессий «человек-человек». Мы разделяем точку зрения Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской о разделении качеств личности учителя на 3 группы [3]: личностные свойства, которые так или иначе связаны с развитием у педагога эмпатии, т.е. способности понимать внутренний мир другого человека (когнитивная сторона эмпатии) и проникать в его чувства, откликаться на них и сопереживать с другим человеком (эмоциональная сторона эмпатии); способность к активному воздействию на ученика, динамизм личности. Проявляется в богатстве внутренней энергией, инициативе и гибкости педагога, в разнообразии его воздействий; эмоциональная устойчивость, способность «владеть собой».

Для педагогов общими профессионально-психологическими особенностями являются направленность личности на область межличностных отношений, способность к эмпатии, способность адекватно воспринимать и оценивать людей, высокий уровень общительности, дисциплинированность, аккуратность, честность, выраженная экспрессия лица и поведения, умение управлять собой и оказывать воздействие на людей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено эмпирическое исследование по изучению профессионально-психологических особенностей педагогов. Данное исследование является продолжением

цикла работ, посвященных изучению проблем профессиональной деятельности учителя [1], [2].

В исследовании принимали участие 30 педагогов г. Брянска в возрасте от 21 до 58 лет, со стажем работы от 8 месяцев до 26 лет. Все исследуемые были разделены на две группы - первая группа (стаж работы от 6 месяцев до 5 лет - ГР1) и вторая группа (стаж работы от 6 лет и старше - ГР2).

Целью исследования является изучение особенности сформированности профессионально-психологических особенностей личности педагога с разным стажем профессиональной деятельности.

Гипотезой исследования является предположение, что стаж профессиональной деятельности влияет на сформированность таких профессионально-психологических особенностей как, психологический такт, отзывчивость, дисциплинированность, моральные качества, эмпатия, не конфликтность, сдержанность, эмоциональная устойчивость.

Методы исследования: тестирование, методы математической обработки результатов (и-критерий Манна-Уитни, О-критерий Розенбаума).

Методики исследования: Многофакторный опросник личности Кеттелла Р.Б., «Диагностика уровня эмпатии» Бойко В.В., «Организаторские и коммуникативные качества специалиста-профессионала» Л.П. Калининского

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для изучения профессионально-психологических особенностей личности педагога нами применялся 16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла. У педагогов со стажем профессиональной деятельности до 5 лет преобладают низкие (40%) и средние (40%) значения, со стажем более 5 лет преобладают средние (73,4%) и высокие (27%) значения по фактору С «Эмоциональная устойчивость». Для представителей с низкими значениями по данному фактору характерны неустойчивость настроения, слабость самоконтроля эмоций, раздражительность, низкая толерантность к эмоциогенным факторам, что является неприемлемым для представителей типа профессий «человек-человек». Учителя, имеющие средние значение по данному показателю эмоционально не всегда устойчивы. Лишь 20% учителей первой группы и 27% второй свойственна эмоциональная уравновешенность, стабильность в поведении, эмоциях, высокая способность к соблюдению общественных норм, настойчивость, высокий самоконтроль. Для оценки различий по уровню эмоциональной устойчивости нами был применен И-критерий Манна-Уитни. Иэмп=71,5<Икр. (Икр = 72 р< 0,05) показывает, что педагоги со стажем профессиональной деятельности более 5 лет эмоционально устойчивее своих коллег с меньшим стажем работы.

Результаты по фактору Б «Сдержанность» в первой группе испытуемых группе низкие значения имеют 26,7%, во второй группе - 33,3%, т.е. для них характерна повышенная осторожность, сдержанность, иногда пессимизм, необщительность. Во второй группе 13,3% - имеют высокие значения по данному фактору, в первой группе таких испытуемых 0%., следовательно для педагогов со большим стажем них свойственны общительность, раскрепощенность, они часто сохраняют спокойствие, гибки в поведении, верят в удачу, в себя, что подтверждают результаты статистической обработки с помощью О-критерия Розенбаума(Оэмп=6, Оэмп=Окр (Окр. = 6 при р<0,05).

По фактору в «Моральная нормативность» в двух группах преобладают средние значения, при этом во второй группе отсутствуют низкие значения, у 33,3% - высокие значения, т.е. для них характерна дисциплинированность, добросовестность, требовательность себе в плане соблюдения моральных норм, руководствуются чувством долга. Наличие выделенных качеств очень важно для представителей данной профессии. В первой группе у 26,7% испытуемых - низкие значения по фактору, т.е. они могут быть неряшливыми, неточными, неорганизованными, могут пренебрегать моральными нормами поведения в быту, что является неприемлемым для медицинских работников. Таким

образом, учителя со стажем работы более 5 лет морально устойчивее своих коллег с меньшим стажем профессиональной деятельности, что подтверждает оценки различий по О-критерию Розенбаума (0эмп=8, 0эмп>0кр (Окр. = 6 при р<0,05).

Анализ результатов изучения по фактору N «Дипломатичность» показал, что преобладающими в ГР1 являются средние значения (46,7%), так же высокие значения - у 40% исследуемых, т.е. они дипломатичны, проницательны, понимают людей и скрытые мотивы их поведения. Во второй группе значения по факторам распределились равномерно (33,3%) Следовательно, учителя стажем работы более 5 лет превосходят своих коллег по показателю «Дипломатичность», что находит подтверждение по результатам статистической обработки (0эмп=6, 0эмп=0кр (Окр. = 6 при р<0,05).

Результаты исследования по фактору 03 «Дисциплинированность» показывают, что во второй группе 33,3,% имеют высокие значения по фактору, что свидетельствует, что у них преобладает постоянный самоконтроль эмоций и поведения, они умеют планировать свое время и проявляют то, что называют самоуважением, 67,7% — средние значения, и низких значений в этой группе нет. В первой группе преобладающими являются средние значения и они выше, чем в ГР2, в Гр 1 13,3% имеют низкие значения. Они невнимательны к другим, у них низкий самоконтроль, внутренняя конфликтность. Для оценки различий по фактору 03 «Дисциплинированность» нами был применен 0-критерий Розенбаума, 0эмп>8, 0эмп>0кр (Окр. = 6 при р<0,05), который показал, что педагоги со стажем работы более 5 лет дисциплинированнее своих коллег.

Анализ данных показывает, что в первой и второй группах испытуемых не выявлены статистически значимые различия по таким факторам, как А «Общительность», В «Интеллектуальность», О «Тревожность», 04 «Напряженность». Это подтверждают результаты математической обработки: по уровню общительности и-критерий Манна-Уитни. Иэмп=101>Икр. (Икр = 72 р< 0,05; Икр = 56 р<0,01); по уровню интеллектуальности И-критерий Манна-Уитни. Иэмп=101,5>Икр. (Икр = 72 р< 0,05; Икр = 56 р<0,01); по уровню тревожности И-критерий Манна-Уитни. Иэмп=98,5>Икр. (Икр = 72 р< 0,05; Икр = 56 р<0,01); по уровню напряженности И-критерий Манна-Уитни. Иэмп=106,5>Икр. (Икр = 72 р< 0,05; Икр = 56 р<0,01).

Для изучения коммуникативных качеств преподавателей по методике «Организаторские и коммуникативные качества специалиста-профессионала» нами были отобраны из 10 качеств личности следующие: отзывчивость, психологический такт, негативизм, требовательность, уверенность. Результаты изучения качества личности - «отзывчивость» показал, что данное качество наиболее развито у специалистов с большим опытом работы (ГР2), чем у преподавателей со стажем менее 5 лет (ГР1). Для оценки различий по уровню развития отзывчивости нами был применен И-критерий Манна-Уитни. Иэмп=70,5<Икр. (Икр = 72 р< 0,05) показывает, что стаж профессиональной деятельности влияет на развитие такого качества, как отзывчивость, причем учителя со стажем работы более 5 лет превосходят своих коллег по уровню развития отзывчивости.

Анализируя результаты исследования такого качества, как психологический такт, отметим, что оно более свойственно представителям второй группы, т.к. испытуемые первой группы имеют более низкие значения по верхним шкалам развития качества. Это подтверждает расчет И-критерия Манна-Уитни. Иэмп=62,5 <Икр. (Икр = 72 р< 0,05), т.е. представители второй группы во взаимоотношениях с людьми более тактичные, чуткие, у них более выражено чувство меры, быстрее находят нужный тон, находчивы при первом знакомстве и контактах. Следовательно, стаж профессиональной деятельности влияет на развитие такого качества, как психологический такт.

Результаты исследования таких качеств, как «требовательность, жесткость», «упрямство, негативизм» показали, что не выявлены статически значимые различия в уровне их развития в зависимости от стажа педагогической деятельности: по уровню требовательности И- критерий Манна-Уитни. Иэмп=108,5>Икр. (Икр = 72 р< 0,05; Икр =

56 р<0,01); по уровню упрямство, негативизм нами был применен критерий U-критерий Манна-Уитни. Шмп=88,5>икр. (икр = 72 р< 0,05; икр = 56 р<0,01). По этой же методики нами определялся показатель: конфликтное-адаптивное поведение. По результатам исследования, педагогов со стажем работы до 5 лет преобладает адаптивное, т.е. нормальное приспособительное поведение, а у второй группы специалистов - конфликтное. Расчет U-критерия Манна-Уитни по показателю конфликтное поведение показывает иэмп=58 <икр. (икр = 72 р< 0,05), т.е. представители второй группы во взаимоотношениях с коллегами более конфликтны. Анализ результатов исследования по методике «Диагностика уровня эмпатии» Бойко В. В. показал, что для учителей в двух группах не характерен высокий уровень эмпатии, эмоциональной восприимчивости. В первой группе (ГР1) преобладает заниженный уровень (73,4%) развития эмпатии, т.е. у большинства специалистов данной группы недостаточно выражены эмоциональные проявления в отношении других людей, сочувствие, сопереживание. Во второй группе также преобладает заниженный уровень развития эмпатии (60%), но он ниже, чем в первой группе. У 33,4% работников со стажем более 5 лет преобладает средний уровень развития эмпатии. Им свойственны эмоциональные проявления, но в большинстве случаев они находятся под самоконтролем. В первой группе учителей средний уровень развития эмпатии ниже (20%), чем во второй. Для оценки различий по уровню развития эмпатии нами был применен U-критерий Манна-Уитни. Шмп=70,5>икр. (икр = 72 р< 0,05) показывает, что педагоги со стажем работы более 5 лет превосходят своих коллег по уровню развития эмпатии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам эмпирического исследования у педагогов со стажем профессиональной деятельности свыше 5 лет была выявлена более высокая степень сформирован-ности таких профессионально-психологических особенностей личности как психологический такт, отзывчивость, дисциплинированность, моральные качества, эмпатия, не конфликтность, сдержанность, эмоциональная устойчивость; в обеих группах не выявлено различий в степени сформированности таких профессионально-психологических особенностей как коммуникабельность, интеллектуальность, тревожность, покорность, внутреннюю напряженность, требовательность, упрямство, негативизм. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыкина, О.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О.С. Балыкина, Н.М. Ерохина, Л.П. Петухова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013.- № 11 (105).- С. 17-23.

2. Комарова, С.В. Взаимосвязь личностных особенностей и психологического благополучия педагогов / С.В. Комарова, Н.В. Серегина, А.В. Савин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-5. - С. 299-308.

3. Петухова Л.П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций: учебное пособие для вузов / Л.П. Петухова, Н.В. Серегина. - Брянск, 2018. - 134 с.

REFERENCES

1. Balykina, O.S., Erokhina, N.M. and Petukhova, L.P. (2013), "Emotional burnout in professional activity among representatives of the sphere of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 17-23.

2. Komarova, S.V., Seregina, N.V. and Savin, A.V. (2017), "The relationship of personal characteristics and psychological well-being of teachers", Problems of modern pedagogical education, No. 55-5, pp. 299-308.

3. Petukhova, L.P. and Seregina, N.V. (2018), Pedagogical psychology with a practical course: a course of lectures: textbook for universities, Bryansk.

Контактная информация: petuhowa.larisa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.