Научная статья на тему 'Влияние психологической компетентности на профессиональное саморазвитие будущих специалистов'

Влияние психологической компетентности на профессиональное саморазвитие будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FUTURE PROFESSIONALS / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / MOTIVATIONAL READINESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / SELF-EFFICACY / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна

В статье анализируется проблема психологической компетентности и ее влияния на профессиональное саморазвитие будущих специалистов. Психологическая компетентность рассматривается как профессионально важное качество специалистов социономического профиля, предполагающее наличие психологических знаний, а также свободное владение практическими способами межличностного взаимодействия, способствующими решению профессиональных задач и являющееся одним из условий личностно-профессионального саморазвития. Личностно-профессиональное саморазвитие анализируется с точки зрения синергетического подхода как целостная саморазвивающаяся система, которая порождается потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляется в ходе саморегуляции поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей. Приводятся результаты экспериментального исследования психологической компетентности и профессионального саморазвития студентов-психологов. С помощью методов психодиагностического исследования выявляются уровни саморазвития, психологической компетентности, самоэффективности, саморегуляции и осмысленности жизни студентов. На основании результатов проведенного исследования делаются выводы о взаимосвязи профессионального саморазвития будущих специалистов с уровнем их психологической компетентности. Установлено, что психологическая компетентность является когнитивной и инструментальной основой процесса личностно-профессионального саморазвития специалистов социономического профиля, обеспечивающей рефлексивные и конативные ресурсы самоизменения и самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE PSYCHOLOGICAL COMPETENCE ON PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

The article analyzes the problem of psychological competence and its influence on professional self-development of future professionals. Psychological competence is seen as an important characteristic of experts of socionomic profile, suggesting the presence of psychological knowledge and being capable to organize interpersonal interactions in practice, contributing to the solution of professional problems and being one of the conditions of personal and professional self-development. Personal and professional self-development are analyzed from the point of a synergistic approach as an integral self-developing system, that creates a need for self-change and personal growth and exercising self-control in the behavior and activities oriented to achieving personally and professionally meaningful goals. The results of experimental research of psychological competence and professional self-development of students are given. With the use of psycho-diagnostic research the author reveals levels of self-development, psychological competence, self-efficacy, self-regulation and the level of meaningfulness of life of students. Basing on these results the author makes conclusions about the relationship of professional self-development of future professionals and their level of psychological competence. It was found that psychological competence is the cognitive and instrumental basis of personal and professional self-development of specialists in socionomic profile, providing reflexive and conative resources of self-transformation and self-improvement.

Текст научной работы на тему «Влияние психологической компетентности на профессиональное саморазвитие будущих специалистов»

УДК 159.9:378.144 ББК Ю9

ж. Г. Гаранина

влияние психологической компетентности на профессиональное саморазвитие будущих специалистов

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие, психологическая компетентность, будущие специалисты, мотивационная готовность, рефлексия, самоэффективность, самоактуализация.

В статье анализируется проблема психологической компетентности и ее влияния на профессиональное саморазвитие будущих специалистов. Психологическая компетентность рассматривается как профессионально важное качество специалистов социономического профиля, предполагающее наличие психологических знаний, а также свободное владение практическими способами межличностного взаимодействия, способствующими решению профессиональных задач и являющееся одним из условий личностно-профессионального саморазвития.

Личностно-профессиональное саморазвитие анализируется с точки зрения синергетическо-го подхода как целостная саморазвивающаяся система, которая порождается потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляется в ходе саморегуляции поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимы,тх целей.

Приводятся результат экспериментального исследования психологической компетентности и профессионального саморазвития студентов-психологов. С помощью методов психодиагностического исследования выявляются уровни саморазвития, психологической компетентности, самоэффективности, саморегуляции и осмылсленности жизни студентов. На основании результатов проведенного исследования делаются выгвоы о взаимосвязи профессионального саморазвития будущих специалистов с уровнем их психологической компетентности. Установлено, что психологическая компетентность является когнитивной и инструментальной основой процесса личностно-профессионального саморазвития специалистов социономического профиля, обе-спечивающейрефлексивныле и конативные ресуры самоизменения и самосовершенствования.

Zh. G. Garanina

influence psychological competence on professional self-development of future specialists

Keywords: personal and professional self-development, psychological competence, future professionals motivational readiness, reflection, self-efficacy, self-actualization.

The article analyzes the problem of psychological competence and its influence on professional self-development of future professionals. Psychological competence is seen as an important characteristic of experts of socionomic proflle, suggesting the presence of psychological knowledge and being capable to organize interpersonal interactions in practice, contributing to the solution of professional problems and being one of the conditions of personal and professional self-development.

Personal and professional self-development are analyzed from the point of a synergistic approach as an integral self-developing system, that creates a need for self-change and personal growth and exercising self-control in the behavior and activities oriented to achieving personally and professionally meaningful goals.

The results of experimental research of psychological competence and professional self-development of students are given. With the use of psycho-diagnostic research the author reveals

levels of self-development, psychological competence, self-efficacy, self-regulation and the level of meaningfulness of life of students. Basing on these results the author makes conclusions about the relationship of professional self-development of future professionals and their level of psychological competence. It was found that psychological competence is the cognitive and instrumental basis of personal and professional self-development of specialists in socionomic profile, providing reflexive and conative resources of self-transformation and self-improvement.

Одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе является формирование компетентности, способности успешно решать профессиональные задачи. Для специалистов социономической сферы в структуре общей профессиональной компетентности особое место занимает психологическая компетентность, предполагающая знание людей и умение эффективно с ними взаимодействовать.

Проблема исследования психологической компетентности в настоящее время весьма актуальна в связи с ее особой ролью в процессе профессиональной деятельности специалистов социономических профессий.

Теоретический анализ данной проблемы показывает, что существует множество методологических подходов к исследованию психологической компетентности в трудах отечественных психологов.

Так, Л. А. Колмогорова рассматривает психологическую компетентность как составляющую профессиональной и общей культуры. Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также в уровне их решения [9]. Психологическую компетентность автор характеризует через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, что означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач и проблем.

Психологическая компетентность как интегративное психическое образование рассматривается в работе Л. П. Урванцева и Н. В. Яковлевой как «уровень успешности решения проблемных ситуаций деятельности» [11, с. 67]. По аналогии с общей компетентностью они определяют психологическую компетентность как представленность в сознании индивида психологического содержания проблемных ситуаций и владе-

ние способами их решения. Н. В. Яковлева отмечает, что структура психологической компетентности, как и профессиональной, различается для отдельных видов деятельности, так как она определяется проблемными ситуациями, характерными для конкретных профессий [13].

В рамках акмеологического подхода А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин считают психологическую компетентность стержневой составной частью профессиональной компетентности. В ее структуру они включают социально-перцептивную, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную и психолого-педагогическую компетентности [5]. Проблему карьерной компетентности студентов с позиций субъектного подхода рассматривает А. Н. Яшкова [14].

Наряду с понятиями коммуникативной, психологической компетентности в психологической литературе встречается понятие аутопсихологической компетентности. В частности, А. С. Гусева и В. В. Лешин выделяют аутопсихологическую компетентность, которая имеет ключевое значение для осуществления прогрессивного личностно-профессионального развития [4]. Их исследования показывают, что от ее уровня зависят качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства. Н. В. Кузьмина аутопсихологическую компетентность определяет как готовность и способность личности к целенаправленной психологической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик [8, с. 56]. Роль аутопсихологиче-ской компетентности особенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личностно-профессионального.

С акмеологической точки зрения аутопси-хологическая компетентность рассматривается как готовность и способность личности к целенаправленной психологической работе по изменению свойств личности, ее поведе-

ния, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионального развития. Она также является следствием способности к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопсихологическая компетентность проявляется в умении личности использовать и развивать собственные ресурсы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятельности. Ее предметом выступают саморазвитие и самосовершенствование человека [4].

Нами психологическая компетентность специалистов социономической сферы рассматривается с точки зрения деятельностно-го подхода как особое образование психики, являющееся одним из факторов успешной профессиональной деятельности [3]. Она служит условием эффективного достижения поставленных профессиональных целей, инструментом, определяющим использование оптимальных психологических средств для решения коммуникативных задач, возникающих в процессе выполнения профессиональной деятельности. Психологическая компетентность предполагает наличие психологических знаний, а также свободное владение практическими способами межличностного взаимодействия, способствующими решению профессиональных задач.

Психологическая компетентность как профессионально важное качество специалистов социономического профиля является главным фактором, определяющим успешность и высшие достижения в профессиональной деятельности. В связи с этим ее можно рассматривать как одно из условий личностно-профессионального саморазвития специалистов, стремящихся к высокому уровню самореализации в жизни и профессиональной сфере. Психологическая компетентность выступает как один из инструментов, дающих человеку возможность для самоизменения, самосовершенствования.

Как показывает теоретико-методологический анализ проблемы личностного и профессионального саморазвития, оно рассматривается отечественными психологами как собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. В работах М. В. Ермолаевой,

В. Г. Маралова, А. И. Бондаревской, Г. А. Цукермана и др., выделяются следующие характеристики процесса профессионального и личностного саморазвития: саморазвитие - качественный процесс изменения личностью самой себя под влиянием внутренних противоречий; процесс активного самопознания и самосовершенствования; сознательное качественное изменение самого себя и своей деятельности.

Наиболее полно проблема саморазвития на основе субъектного подхода рассматривается в работах М. В. Ермолаевой [6]. В рамках указанного подхода представление о человеке как о субъекте анализируется с помощью таких понятий, как «самодетерминация», «саморазвитие», «самообразование» и др., ориентирующих на поиск внутренних источников психического развития человека. Сущность субъектности, по ее мнению, состоит в способности человека быть автором своей судьбы, делать осмысленный выбор, максимально мобилизуя свои психические ресурсы. Человек на высшем уровне своего развития выступает как субъект, отличающийся целостностью (системностью), автономностью, индивидуализированностью, которого характеризуют определенный способ самоорганизации, саморегуляция личности, согласование внешних и внутренних условий осуществления деятельности во времени. М. В. Ермолаева анализирует такие механизмы саморазвития, как рефлексия, смысложизненные ориентации, организация личного пространства, временная перспектива, самоотношение и самопонимание.

Основываясь на субъектном подходе к проблеме саморазвития, Г. А. Цукерман отмечает, что субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе [12].

Проблема саморазвития подробно исследовалась В. Г. Мараловым, который рассматривал его как специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, процесс постановки и достижения своих

целей посредством изменения собственной деятельности, поведения и самого себя на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний [10]. Единицей саморазвития он считал акт самопостроения личности, в процессе которого человек воссоздает себя либо в прежнем качестве, либо в новом, что в конечном счете, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне. В. Г. Маралов отмечает неоднозначность и многоплановость процесса саморазвития и выделяет различные его формы, такие как самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени, поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Представления о профессиональном саморазвитии как ценностной категории анализируются с точки зрения аксиологического подхода. Так, трактовка профессионального саморазвития педагога на основе аксиологического подхода, предложенная М. И. Кряхтуновым, рассматривает процесс как возможность освоения системы ценностей: своей личности, педагогической деятельности и личности ученика. Профессиональное саморазвитие понимается им как процесс ценностного самоопределения, развертывающегося в трех измерениях: личностном, профессиональном и межличностном, которые имеют системное строение, и в каждом из них реализуются ценности личности, деятельности, отношений с другими людьми. Процесс интеграции этих ценностей составляет сущность профессионального саморазвития, которое выполняет функцию преобразования личности и деятельности профессионала [7].

А. И. Бондаревская под профессионально-личностным саморазвитием понимает взаимодействие процессов, отражающих собственные усилия личности в самоосуществлении себя как достойного человека и компетентного специалиста, постижении ценностей и смыслов жизни и профессии, вхождении в собственный личностный образ, выстраивании Я-концепции, овладении способами личностной саморегуляции и профессиональной самоорганизации [1].

Мы рассматриваем личностное и профессиональное саморазвитие на основе си-нергетического подхода как целостную саморазвивающуюся систему, основанную на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемую потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющуюся в ходе саморегуляции поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей [2].

Для исследования психологической компетентности и личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов нами проводилось экспериментальное исследование среди студентов 2-4-х курсов отделения «Психология» МГУ им. Н. П. Огарева (115 человек).

В процессе исследования использовались следующие методы: авторская анкета, опросник «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. М. Шамовой, методика «Шкала общей самоэффективности» (русская версия Р. Шварцера, М. Еру-салема, В. Ромека), опросник личностной ориентации А. Шострома (краткая форма, разработанная А. Джоунсом и Р. Крэндал-лом), опросник определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, тест смыс-ложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест коммуникативной компетентности В. М. Снеткова, тест коммуникативных умений Л. Михельсона, опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» В. И. Мо-росановой, тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева. Статистическая обработка полученных данных проводилась методами корреляционного и факторного анализа.

Исследование процесса саморазвития на всех стадиях профессионального обучения показало, что среди студентов всех курсов данный процесс протекает достаточно интенсивно. Позитивно оценивают самоизменение за последние несколько лет 100 % студентов. Исследование изменений, происходящих в процессе саморазвития, выявило, что наиболее часто среди испытуемых упоминаются изменения в коммуникативной сфере (65 % опрошенных), что можно объяснить влиянием психологического обучения и

собственных усилий в развитии психологической компетентности студентов - будущих психологов. Кроме того, достаточно большая часть студентов отмечает положительные изменения в когнитивной и эмоционально-волевой сфере, что обусловлено как влиянием процесса обучения, так и собственных волевых усилий, направленных на профессиональное и личностное саморазвитие.

Исследование таких профессиональных качеств будущих специалистов-психологов, как психологическая компетентность с помощью теста коммуникативных умений Л. Михельсона и теста коммуникативной компетентности В. М. Снеткова показало, что средний уровень сформированности данных свойств составляет соответственно 14,8 и 61,7. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень сформиро-ванности психологической компетентности в целом по выборке соответствует средней норме, а коммуникативной компетентности -выше среднего. Это позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне развития психологической компетентности. Различия в показателях уровня сформированности данных качеств по всем группам студентов не выходят за пределы статистической значимости.

Результаты исследования самоэффективности как профессионально важного качества будущих специалистов по методике «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера, М. Ерусалема, В. Ромека показали: средний уровень выраженности данного качества составляет 28 баллов, что соответствует среднестатистической норме для данной выборки.

Для выявления статистически значимых взаимосвязей между выделенными компонентами саморазвития нами проводился корреляционный и факторный анализ полученных данных.

Корелляционный анализ показал, что существуют прямые статистически значимые взаимосвязи между такой ценностью, как саморазвитие, и уровнем саморазвития (г = 0,62), а также готовностью к саморазвитию (г = 0,337). Данные взаимосвязи можно объединить в единый мотивационно-смысловой блок саморазвития, в котором уровень саморазвития определяется моти-

вационной готовностью к нему и осуществляется на основе имеющихся ценностей личностного и профессионального саморазвития.

Готовность к саморазвитию значимо связана с самоэффективностью (г = 0,441), с психологической (г = 0,438) и коммуникативной (г = 0,418) компетентностью, а также с рефлексией (г = 0,39), саморегуляцией (г = 0,547) и самоотношением (г = 0,423). Выявленные взаимосвязи можно объединить в действенно-практический блок саморазвития, определяющий успешность осуществления профессиональных коммуникативных задач. Уровень коммуникативной и психологической компетентности, а также самоэффективность связаны с готовностью к профессиональному саморазвитию, которая в свою очередь влияет на рефлексивные и регулятивные качества испытуемых. Таким образом, мотивационная готовность к саморазвитию определяет как уверенность в своей профессиональной компетентности, так и рефлексивные и регулятивные особенности будущих психологов.

Выявлены также значимые взаимосвязи между психологической компетентностью и такими составляющими саморазвития, как готовность к саморазвитию (г = 0,479), саморегуляция (г = 0,443) и уровень самоконтроля (г = 0,707), а также значимая отрицательная взаимосвязь между психологической компетентностью и уровнем осмысленности жизни (г = -0,516).

Коммуникативная компетентность положительно взаимосвязана с самоэффективностью (г = 0,513), уровнем осмысленности жизни (г = 0,534), готовностью к самопознанию (г = 0,403) и саморазвитию (г = 0,529), а также с самоотношением (г = 0,582). Данный комплекс взаимосвязей, который можно назвать «психологическая компетентность», объединяется вокруг психологической и коммуникативной компетентности, которые определяют готовность к саморазвитию, уровень саморегуляции и самоконтроля будущих психологов. Коммуникативная компетентность, определяемая как успешность в решении коммуникативных задач, непосредственно связана с уровнем и готовностью к саморазвитию, а также с самоэффективностью. В целом полученные взаимосвязи

можно интерпретировать как стремление будущих специалистов с высоким уровнем психологической и коммуникативной компетентности к профессиональному саморазвитию, основанному на осознанной саморегуляции и самоконтроле поведения, уверенности в собственной эффективности, а также осознание собственных жизненных и профессиональных целей.

По результатам факторного анализа выявлены три фактора. В первый фактор, получивший название «Мотивационная готовность к саморазвитию», с наибольшим факторным весом и дисперсией 27,7 % вошли такие показатели, как готовность к саморазвитию (0,914), саморегуляция (0,840), самоотношение (0,832), самоэффективность (0,769), психологическая компетентность (0,716), коммуникативная компетентность (0,427).

Показатель готовности к саморазвитию имеет максимальный факторный вес. Вокруг него объединяются такие действенно-практические компоненты, как саморегуляция, самоэффективность, а также психологическая и коммуникативная компетентность. Полученные взаимосвязи можно объяснить тем, что готовность к саморазвитию определяется наличием развитой системы саморегуляции, которая ориентирует их на саморазвитие личностных и профессиональных качеств. Лица с развитой системой саморегуляции обладают сформированными волевыми качествами, определяющими их целеустремленность и настойчивость, умение регулировать свое поведение.

Вошедшие в данный фактор показатели самоэффективности, психологической и коммуникативной компетентности можно интерпретировать как действенно-практическую основу для формирования мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию. Под самоэффективностью понимается сочетание представлений у будущих психологов о наличии профессионально важных качеств и уверенности в том, что в ситуациях профессиональной деятельности они смогут использовать эти качества как инструмент для успешного выполнения стоящих перед ними задач. Этим можно объяснить тот факт, что высокий уровень самоэффективности определяется стремлением развивать у себя

профессиональную компетентность и добиваться жизненно важных целей. Готовность к саморазвитию реализуется с помощью развитых психологических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущих психологов.

Во второй фактор, определяемый нами как «Уровень саморазвития» с дисперсией 21,8 % вошли следующие переменные: саморазвитие (0,885), ценность саморазвития (0,782), коммуникативная компетентность (0,671), самоконтроль в общении (0,682), готовность к самопознанию (0,505), самоэффективность (0,453).

В данном факторе показатели коммуникативной компетентности, коммуникативного самоконтроля, самоэффективности и готовности к самопознанию объединяются вокруг показателей уровня саморазвития и ценности саморазвития. Полученные результаты можно объяснить тем, что к активному личностно-профессиональному саморазвитию склонны лица, рассматривающие его как важную жизненную ценность, с высоким уровнем коммуникативной компетентности и самоконтроля, способные успешно осуществлять профессиональную деятельность в сфере общения, готовые к самопознанию и уверенные в собственной эффективности.

В третий фактор с дисперсией 13,7 %, определяемый как «Рефлексивный компонент саморазвития», вошли такие параметры, как рефлексия (0,960), готовность к самопознанию (0,567), ценность саморазвития (0,468), саморегуляция (0,425).

Рефлексия имеет в данном факторе максимальный факторный вес и объединяет вокруг себя мотивационную готовность к самопознанию, осознание ценности саморазвития и саморегуляцию. Взаимосвязь между рефлексией и готовностью к самопознанию наиболее очевидна, поскольку данные показатели входят в единый рефлексивный блок саморазвития, определяя такие его когнитивные компоненты, как самопознание и самосознание. Также в рефлексивный блок входят ценности саморазвития, поскольку их осознание формирует у будущих специалистов мотивационную готовность к самопознанию и самосовершенствованию. Кроме того, в структуру данного блока включается такое волевое качество, как саморегуляция,

которое на основе рефлексии, осознанного самопознания предполагает работу над собой, регуляцию собственного поведения и состояний.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что профессиональное саморазвитие студентов-психологов тесно связано с таким профессиональным качеством, как психологическая компетентность, влияющим на успешность профессионального взаимодействия, а также с самоэффективностью, предполагающей уверенность в своей профессиональной компетентности. Сформированные у будущих специалистов психологические знания и практические умения и навыки во многом влияют на эффективность процесса профессионального саморазвития студентов.

Коммуникативная компетентность в структуре личностно-профессионального саморазвития занимает одно из центральных мест, поскольку определяет уровень развития такого когнитивно-рефлексивного свойства, как стремление к самопознанию, а также использование таких действенно-практических способов саморазвития, как самообразование, посещение семинаров и тренингов и развитие коммуникативных на-

выков общения с людьми в межличностном и профессиональном взаимодействии.

Таким образом, подробное исследование психологической компетентности в структуре личностно-профессионального саморазвития позволяет представить ее в виде целостной взаимосвязанной системы, где психологическая компетентность является когнитивной и инструментальной основой процесса личностно-профессионального саморазвития специалистов социономического профиля, обеспечивающей ее рефлексивные и конативные ресурсы, направленные на самоизменение и самосовершенствование.

Психологическая компетентность является одним из факторов, обусловливающих личностное и профессиональное саморазвитие специалистов социономической сферы. Это инструмент, влияющий на использование оптимальных психологических средств для решения коммуникативных задач, возникающих в процессе выполнения профессиональной деятельности. Психологическую компетентность можно рассматривать как одно из условий личностно-профессионального саморазвития специалистов, стремящихся к высшему уровню самореализации в жизни и профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Бондаревская А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Бондаревская. -Ростов н/Д, 2004. - 30 с.

2. Гаранина Ж. Г. Профессиональное саморазвитие будущих специалистов в процессе обучения в высшей школе / Ж. Г. Гаранина // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013. - № 2 (22). - С. 40-48.

3. Гаранина Ж. Г. Роль психологической компетентности в процессе профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж. Г. Гаранина // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2013 г. - Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наук-Общество», 2013. - Ч. 2. - С. 44-46.

4. Гусева А. С. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии / А. С. Гусева, В. В. Лешин. - М. : РАГС, 2000. - 286 с.

5. Деркач А. А. Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. -364 с.

6. ЕрмолаеваМ. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2006. - 200 с.

7. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : практ. пособие для школьных психологов / Л. С. Колмогорова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.

8. Кряхтунов М. И. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога / М. И. Кряхтунов. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 1999. - 382 с.

9. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высш. шк. - 1990. - 119 с.

10. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М. : Academia, 2002. - 250 с.

11. Урванцев Л. П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе / Л. П.Урванцев, Н. В. Яковлева // Психол. журн. - 1995. - № 4. - С. 98-107.

12. Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М. : Интерпракс, 1995. - 286 с.

13. Яковлева Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача) : дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Яковлева. - Ярославль, 1994. - 277 л.

14. Яшкова А. Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование : научн.-метод. журн. - 2012. - № 2 (10). - С. 116-119.

References

1. Bondarevskaja A. I. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo vuza kak sreda professional'no-lichnostnogo samorazvitija studentov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / A. I. Bondarevskaja. - Rostov n/D, 2004. - 30 s.

2. Garanina Zh. G. Professional'noe samorazvitie budushhih specialistov v processe obuchenija v vysshej shkole / Zh. G. Garanina // Gumanitarij : aktual'nye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. -№ 2 (22). - S. 40-48.

3. Garanina Zh. G. Rol' psihologicheskoj kompetentnosti v processe professional'nogo samorazvitija budushhih specialistov / Zh. G. Garanina // Sovremennye tendencii v obrazovanii i nauke : sb. nauch. tr. po materialam мezhdunar. nauch.-prakt. konf. 31 oktjabrja 2013 g. - Tambov : Izd-vo TROO «Biznes-Nauk-Obshhestvo», 2013. - Ch. 2. - S. 44-46.

4. Guseva A. S. Razvitie autopsihologicheskih sposobnostej cheloveka: metody i tehnologii / A. S. Guseva, V. V. Leshin. - M. : RAGS, 2000. - 286 s.

5. Derkach A. A. Akmeologija : ucheb. posobie / A. A. Derkach, V. G. Zazykin. - SPb. : Piter, 2003. -364 s.

6. Ermolaeva M. V. Subektnyj podhod v psihologii razvitija vzroslogo cheloveka : ucheb. posobie / M. V. Ermolaeva. - M.; Voronezh : NPO «MODJeK», 2006. - 200 s.

7. KolmogorovaL. S. Diagnostika psihologicheskoj kul'tury shkol'nikov : prakt. posobie dlja shkol'nyh psihologov / L. S. Kolmogorova. - M.: VLADOS-PRESS, 2002. - 360 s.

8. Krjahtunov M. I. Struktura processa professional'nogo samorazvitija social'nogo pedagoga / M. I. Krjahtunov. - Stavropol' : Izd-vo SGU, 1999. - 382 c.

9. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija / N. V. Kuz'mina. - M. : Vyssh. shk. - 1990. - 119 s.

10. Maralov V. G. Osnovy samopoznanija i samorazvitija / V. G. Maralov. - M. : Academia, 2002. - 250 s.

11. Urvancev L. P. Formirovanie psihologicheskoj kompetentnosti vracha v processe obuchenija v medicinskom vuze / L. P. Urvancev, N. V. Jakovleva // Psihol. zhurn. - 1995. - №4. - S. 98-107.

12. Cukerman G. A. Psihologija samorazvitija / G. A. Cukerman, B. M. Masterov. - M. : Interpraks, 1995. - 286 s.

13. Jakovleva N. V. Psihologicheskaja kompetentnost' i ee formirovanie v processe obuchenija v vuze (na materiale dejatel'nosti vracha) : dis. ... kand. psihol. nauk / N. V. Jakovleva. - Jaroslavl', 1994. - 277 l.

14. Jashkova A. N. Subektnost' kak psihologicheskaja predposylka razvitija kar'ernoj kompetentnosti / A. N. Jashkova // Gumanitarnye nauki i obrazovanie : nauchn.-metod. zhurn. - 2012. - № 2 (10). -S. 116-119.

Поступила в редакцию 25 мая 2015 г.

Сведения об авторе

Гаранина жанна Григорьевна - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - психологическая компетентность, личностно-профессиональное саморазвитие. Автор более 110 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 8-987-991-36-88

E-mail: garanina23@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.