Научная статья на тему 'Психологическая культура как ресурс самореализации в спорте'

Психологическая культура как ресурс самореализации в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СПОРТ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шостак И.С.

В последние десятилетия интерес и внимание многих отечественных психологов обращены в сторону изучения психологической культуры личности. Однако, несмотря на многочисленные исследования, посвящённые анализу данного феномена, нерешённым остаётся вопрос границ данного понятия и его основных компонентов. Кроме того, особенно актуальной проблема психологической культуры выступает применительно к спортивной деятельности, где изучаемый феномен рассматривается как один из ресурсов успешной самореализации в избранной сфере деятельности. В данной статье была предпринята попытка осмысления данного понятия, анализа основных компонентов, обеспечивающих быструю адаптацию, а также направленных на развитие навыков саморегуляции поведения и эмоциональных состояний, формирование адекватных способов поведения и уверенности в собственных силах у спортсменов различной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая культура как ресурс самореализации в спорте»

Психологическая культура как ресурс самореализации в спорте Psychological culture as a resource of self-realization in sport

Шостак И. С.

Магистрант 2 курса, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Россия, г. Краснодар. e-mail: ishostak807@gmail.com

Shostak I.

Second year master, Kuban State University physical culture, sports and tourism Russia, Krasnodar. e-mail: ishostak807@gmail.com

Аннотация.

В последние десятилетия интерес и внимание многих отечественных психологов обращены в сторону изучения психологической культуры личности. Однако, несмотря на многочисленные исследования, посвящённые анализу данного феномена, нерешённым остаётся вопрос границ данного понятия и его основных компонентов. Кроме того, особенно актуальной проблема психологической культуры выступает применительно к спортивной деятельности, где изучаемый феномен рассматривается как один из ресурсов успешной самореализации в избранной сфере деятельности.

В данной статье была предпринята попытка осмысления данного понятия, анализа основных компонентов, обеспечивающих быструю адаптацию, а также направленных на развитие навыков саморегуляции поведения и эмоциональных состояний, формирование адекватных способов поведения и уверенности в собственных силах у спортсменов различной квалификации.

Annotation.

In recent decades, the interest and attention of many Russian psychologists have turned toward studying the psychological culture of the individual. However, despite numerous studies devoted to the analysis of this phenomenon, the question of the boundaries of this concept and its main components remains unresolved. In addition, the problem of psychological culture is especially relevant in relation to sports activities, where the phenomenon being studied is regarded as one of the resources for successful self-fulfillment in the chosen field of activity.

In this article, an attempt was made to understand this concept, to analyze the main components that ensure uncomplicated adaptation, as well as to develop behavioral and emotional states aimed at developing self-control skills, and to develop constructive ways of behavior and self-confidence among athletes of various qualifications.

Ключевые слова: психологическая культура, самореализация, спорт, саморегуляция поведения, эмоциональный интеллект.

Keywords: psychological culture, self-realization, sport, self-regulation of behavior, emotional intelligence.

В последние годы актуальным становится вопрос психологической культуры в спорте. Анализируя различные подходы к пониманию психологической культуры, её можно представить как многогранный процесс, способствующий эмоциональному благополучию, успешной адаптации, адекватному поведению, саморазвитию и самопознанию, а также способствующий реализации потенциальных возможностей и ресурсов личности.

В спортивной деятельности развитая психологическая культура способна выступать важным условием спортивного долголетия и профессиональной успешности спортсмена [1]. Она способствует развитию навыков саморегуляции действий и эмоций, формированию конструктивных способов поведения, а также формированию уверенности в собственных силах.

Наиболее важными аспектами психологической культуры в спорте являются регуляторный и аффективный компоненты, представляющие собой способность регулировать поведение и эмоции, а также управлять психическими состояниями [2, 4]. Это обосновывается спецификой спортивной деятельности - постоянным возрастанием физических и психических нагрузок, провоцирующих возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, и высокими

требованиями к технико-тактическому мастерству, требующих от спортсмена развитых навыков саморегуляции [3].

78

В связи с этим, целью исследования является установление особенностей психологической культуры как основы личностной готовности спортсменов к самореализации.

Исследование проводилось с помощью опросников «ЭмИн», «Тип и уровень профессиональной самореализации» и «Стиль саморегуляции поведения». Было опрошено 75 спортсменов различной квалификации в возрасте от 15 до 20 лет.

Полученные результаты по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» позволили установить следующие особенности профессиональной самореализации у спортсменов различной квалификации.

Средние баллы, полученные при исследовании основных компонентов профессиональной самореализации, установили, что в группе высококвалифицированных спортсменов все три компонента являются выраженными: 23,1 балла получено по целевому компоненту, интегрирующему цели, ценности и намерения субъекта спортивной деятельности; 22,9 балла получено по ресурсному компоненту, отвечающему за процессуальные аспекты профессиональной самореализации; 23 балла получено по феноменологическому компоненту, отвечающему за внешнее и внутреннее проявление профессиональной самореализации.

Противоположные результаты были полученным в группе спортсменов массовых разрядов, где все три компонента не выражены: 21,6 балла получено по целевому компоненту, по 21,7 балла - ресурсный и феноменологический компоненты. Результаты представлены на рисунке 1.

Феноменологический Ресурсный Целевой

20 20,5 21 21,5 22 22,5 23 23,5 спортсмены массовых разрядов ■ высококвалифицированные спортсмены Рисунок 1 - Средние баллы по компонентам профессиональной самореализации

Рассматривая уровни профессиональной самореализации, было установлено, что у спортсменов высокой квалификации и массовых разрядов примитивно-исполнительский уровень профессиональной самореализации не выражен, что свидетельствует об умеренной выраженности рефлексии, достаточно осознанной и активной профессиональной позиции.

2,5% высококвалифицированных спортсменов и 11,4% спортсменов массовых разрядов демонстрируют безынициативную жизненную позицию, неумение прогнозировать предстоящие трудности, а также неверие в свои силы, сомнение в способности выполнить поставленные цели и задачи, что соответствует индивидуально-исполнительскому уровню профессиональной самореализации.

Уровень реализация ролей и норм свойственен 85% высококлассных спортсменов и 74,3% спортсменов массовых разрядов. Спортсмены, находящиеся на данном уровне, склонны к замене сложных целей более простыми и к ориентации на принцип «надо» при выполнении деятельности. Они способны быстро адаптироваться к новым условиям, часто испытывают чувство долга перед значимыми людьми.

Уровень смысложизненной и ценностной реализации свойственен 12,5% спортсменам высокой квалификации и 14,3% спортсменов массовых разрядов. Для них специфично постоянное стремление к самосовершенствованию и

саморазвитию, реализация творческого потенциала и поставленных целей, рассмотрение спортивной деятельности как высшей ценности (рис. 2).

Для определения достоверных различий выраженности уровней профессиональной самореализации в исследуемых группах, был использован критерий Фишера. Полученные данные позволили установить, что выраженность уровней профессиональной самореализации в обеих группах не является достоверно различной.

Смысложизненная и ценностная реализация Реализация ролей и норм Индивидуально-исполнительский

Примитивно-исполнительский

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% спортсмены массовых разрядов ■ высококвалифицированные спортсмены Рисунок 2 - Выраженность уровней профессиональной самореализации

Выявленный общий уровень профессиональной самореализации спортсменов, позволяет установить, что у высококлассных спортсменов и спортсменов с массовыми спортивными разрядами полученные значения имеют среднюю выраженность, что свидетельствует о достаточном интересе к спортивной деятельности и удовлетворённости результатами собственного труда вне зависимости от спортивной квалификации (рис. 3).

спортсмены массовых разрядов высококвалифицированные спортсмены

0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рисунок 3. Средние баллы по общему уровню профессиональной самореализации

Полученные результаты по методикам «Стиль саморегуляции поведения» и «ЭмИн» позволили установить следующие особенности психологической культуры спортсменов различной квалификации.

Рассматривая особенности саморегуляции поведения, было установлено, что средние баллы по таким компонентам как планирование, моделирование, гибкость, оценивание результатов, программирование и самостоятельность в обеих группах имеют среднюю выраженность. Кроме того, средние баллы по общему уровню саморегуляции также находятся в диапазоне средних величин в обеих группах спортсменов (рис. 4). Это говорит о том, что спортсмены в достаточной мере самостоятельны, адекватно реагируют на изменения условий, способны выдвигать и достигать цели, уверенно чувствуют себя в новых условиях.

Общий уровень саморегуляции Самостоятельность Гибкость Оценивание Програмирование Моделирование Планирование

0 5 10 15 20 25 30 35 | спортсмены массовых разрядов ■ высококвалифицированные спортсмены

Рисунок 4. Средние баллы по шкалам саморегуляции поведения

Изучая особенности эмоционального интеллекта, было установлено, что средние баллы по общему уровню эмоционального интеллекта, а также по таким его компонентам как межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций и управление эмоциями, в исследуемых группах также находятся в диапазоне средних величин. Это означает, что спортсмены способны понимать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей, обладают способностью вызывать у людей разнообразные эмоции. Они также способны распознавать и различать собственные и чужие эмоции, анализировать причины их возникновения, контролировать и корректировать, конструктивно выражать.

Общий уровень эмоционального интеллекта

Управление эмоциями

Понимание эмоций

Внутриличностный эм интеллект

Межличностный эм интеллект

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ спортсмены массовых разрядов ■ высококвалифицированные спортсмены

Рисунок 5. Средние баллы по шкалам эмоционального интеллекта

Корреляционный анализ позволил установить в группе высококлассных спортсменов положительную взаимосвязь ресурсного компонента самореализации с общим уровнем саморегуляции поведения (г = 0,44), что говорит о том, что при развитии энергетических ресурсов и ресурсов самосознания улучшаются способности выдвижения и удержания целей, улучшается осознанное планирование деятельности.

Положительная взаимосвязь ресурсного компонента с внутриличностным эмоциональным интеллектом (г = 0,4) означает, что лучше спортсмены понимают и управляют собственными и чужими эмоциями, тем более сформирован ресурсный компонент.

В группе спортсменов массовых спортивных разрядов были выявлены положительные корреляционные связи целевого компонента с моделированием (r = 0,39) и оцениванием (r = 0,39), что говорит том что, осознанность значимых условий, реалистичность самооценки и оценки результатов собственных действий способствует повышению ценности и интереса к спорту.

Положительная связь ресурсного компонента с гибкостью (r = 0,4) свидетельствует об улучшении способности перестраивать и вносить коррекции в систему саморегуляции поведения в изменяющихся условиях при развитии личностных ресурсов.

Наличие положительной связи ресурсного компонента со всеми компонентами эмоционального интеллекта говорит о значимости роста энергетических ресурсов и ресурсов самосознания при развитии эмоционального интеллекта.

Выявленная прямая взаимосвязь уровня самореализации с общим уровнем саморегуляции поведения (r = 0,38) говорит о том, что самостоятельность, способность гибко и адекватно реагировать на изменения условий, осознанное выдвижение и достижение целей способствует более быстрой и лёгкой самореализации.

Таким образом, проведённое психологическое исследование позволило не только изучить особенности психологической культуры и самореализации спортсменов, но и установить, что психологическая культура способна выступать ресурсом самореализации. Она предопределяет отношение к спорту, а также результативность спортивной деятельности, являясь важной предпосылкой эффективного тренировочного процесса.

Список используемой литературы:

1. Берилова Е. И. Развитие элементов психологической культуры спортсменов как ресурс конкурентоспособности в спорте высших достижений // Традиции и инновации в системе подготовки спортсменов и спортивных кадров: материалы I Всероссийской отраслевой научной интернет-конференции преподавателей спортивных вузов в режиме on-line (16-18 октября 2013 г.). - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. - С. 10 - 13.

2. Мотков О. И. Психологическая культура в мозаике личности // Сборник тезисов XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры». -2011. - С. 246 - 252.

3. Огородова Т. В. Психология спорта: учеб. пособ. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 120 с.

4. Семикин В. В. Психологическая культура и образование // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2002. - № 2 (3). - С 26 - 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.