Научная статья на тему 'Переносимость психической нагрузки и ее влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов'

Переносимость психической нагрузки и ее влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / СТРЕЛЬБА / СОРЕВНОВАНИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / РЕЗУЛЬТАТЫ / THE SPORTSMEN / SHOOTING / COMPETITION / MENTAL LOADING / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скорук Екатерина Александровна, Бабушкин Геннадий Дмитриевич

В статье представлены результаты исследования переносимости спортсменами-стрелками психической нагрузки. У спортсменов высокой квалификации выявлены более высокие показатели переносимости психической нагрузки, чем у спортсменов массовых разрядов, показано ее влияние на результаты соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance limit of mental loading and its influence on productivity of competitive activity in sportsmen

The article results in research of tolerance limit by sportsmen arrows of mental loading are submitted. Sportsmen of high qualification have higher parameters tolerance limit of mental loading, than the sportsmen of the mass categories, it is shown its influence on the results of competitive activity.

Текст научной работы на тему «Переносимость психической нагрузки и ее влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов»

УДК 796.799.315.4

Е. А. СКОРУК Г. Д. БАБУШКИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ПЕРЕНОСИМОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

В статье представлены результаты исследования переносимости спортсменами-стрелками психической нагрузки. У спортсменов высокой квалификации выявлены более высокие показатели переносимости психической нагрузки, чем у спортсменов массовых разрядов, показано ее влияние на результаты соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спортсмены, стрельба, соревнование, психическая нагрузка, результаты.

Актуальность исследования. Пулевая стрельба предъявляет специфические требования к физическим способностям спортсмена. Если для представителей скоростно-силовых видов спорта физическая подготовка является ведущей в процессе тренировки, то пулевая стрельба предъявляет в этом смысле ограниченные требования, рассчитанные на оптимальное развитие таких специальных физических качеств, как координация, статическая выносливость. При одинаковой технической подготовленности преимущество имеют физически развитые стрелки.

Каждого спортсмена перед соревнованиями и во время них охватывает волнение. Однако такого отрицательного влияния этого фактора на результат, как в пулевой стрельбе, не наблюдается ни в одном виде спорта. Это происходит в силу того, что действия стрелка носят характер тонко и точно координированных движений, которые сильно изменяются под влиянием состояния стрелка. Пулевая стрельба требует огромной сосредоточенности внимания, сильного напряжения нервной системы [1, 2].

К снижению результативности соревновательной деятельности стрелка могут приводить многие объективные и субъективные факторы, вызывающие появление технических ошибок. К тому же непредсказуемость соревновательной борьбы часто приводит к эмоциональным сдвигам, которые, вызывая снижение психофизической надежности спортсмена, отрицательно влияют на результат выступления. Отсюда повышается роль личностных факторов, которые также требуют своего изучения на предмет обеспечения соревновательной надежности [3].

Пулевая стрельба, как и другие виды спорта, предъявляет высокие требования к спортсмену как личности. Он должен обладать эмоциональной устойчивостью, длительной концентрацией внимания, волевыми качествами (самообладание, уверенность в своих силах). В нужный момент стрелок

должен уметь сосредоточиться, отключиться от окружающей обстановки, подавлять непроизвольно возникающие мысли, не относящиеся к выполняемой работе [4]. Соревнования в пулевой стрельбе осуществляются вне прямого единоборства с противником. Все действия спортсмена заранее определены, многократно отрепетированы и в значительной мере освоены, их внешне наблюдаемый «объем» по сравнению с другими видами спорта незначителен.

Соревновательная деятельность в пулевой стрельбе определяется специфическим условиями, в которых спортсменам-стрелкам приходится выполнять свою работу. Основными особенностями соревновательной деятельности в пулевой стрельбе являются [5, 6]:

1) необходимость поддержания высокой работоспособности в условиях нарастающего утомления, особенно в конце стрельбы, а также необходимость регулярного выполнения большого объема статической нагрузки;

2) необходимость на основании информации, поступающей по ходу выполнения стрельбы, принимать определенные решения и исполнять их для достижения максимально возможных результатов, когда главным соперником является не «рядом стреляющий спортсмен», а достоинство собственной пробоины;

3) необходимость овладения приемами саморегуляции с целью оптимизации эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности;

4) стрельба практически всегда ведётся в условиях непрерывного колебания оружия;

5) необходимость выполнять работу в условиях длительного воздействия монотонных факторов (в условиях монотонии);

6) повышенные требования к психологической подготовке спортсменов стрелков.

Существующие в настоящее время методики тренировки в пулевой стрельбе на этапе начальной

Таблица 1

Степень переносимости спортсменами-стрелками психической нагрузки (х ±о, баллы)

Показатель Стрелки МС, КМС Стрелки массовых разрядов Р

1. Переносимость психической нагрузки в целом: 26,6±2,5 23,1±2,5 < 0,05

2. Составляющие компоненты:

1) мотивация 19±3,4 14,9±3,4 <0,05

2) потребность в достижении 14±2,5 12,1±2,5 < 0,05

3) эмоциональная устойчивость 1,2±0,3 1,2±0,3 >0,05

4) способность к саморегуляции 86,3±9,1 71,1±9,1 <0,05

5) целеустремлённость 20,6±1,6 20,4±1,6 >0,05

6) смелость и решительность 21±1,9 20,9±1,9 >0,05

7) настойчивость и упорство 21,1±1,8 20,9±1,8 <0,05

8) инициативность и самостоятельность 20,7±1,7 19,3±1,7 > 0,05

9) самообладание и выдержка 20,1±1,6 19,9±1,6 >0,05

10) сила характера 22,5±5,6 13,7±5,6 <0,05

11) интеллект 131,4±8,6 114,1±8,6 <0,05

12) интуиция 51,6±3,6 52,8±3,6 >0,05

Таблица 2

Влияние переносимости психической нагрузки на результативность соревновательной деятельности спортсменов-стрелков (по Фишеру)

Показатели Спортсмены МС, КМС Спортсмены массовых разрядов

F расчетное F критическое F расчётное F критическое

1. Переносимость психической нагрузки: 4,9 3,4 0,4 3,2

2. Составляющие компоненты:

1) мотивация 5,6 4,3 0,3 3,2

2) потребность в достижении 4,3 3,4 0,2 3,2

3) эмоциональная устойчивость 0,3 3,4 0,2 3,2

4) способность к саморегуляции 3,8 3,4 0,04 4,09

5) леустремлённость 0,3 4,3 1,3 4,09

6) смелость и решительность 6,01 4,3 0,002 4,09

7) настойчивость и упорство 17,3 4,3 0,17 4,09

8) инициативность и самостоятельность 1,3 4,3 3,7 4,09

9) самообладание и выдержка 2,7 4,3 0,01 4,09

10) сила характера 3,9 3,4 1,3 4,09

11) интеллект 1,3 4,3 0,5 4,09

12) интуиция 0,2 4,3 1,9 4,09

Цифры, выделенные жирным шрифтом, характеризуют влияние переносимости психической нагрузки на результаты соревновательной деятельности спортсменов

подготовки, не в полной мере учитывают наличие данных специфических особенностей конкретного вида спорта.

Проблема исследования заключается в высокой психической нагрузке на спортсмена при выполнении стрельбы из пистолета, необходимости подготовки спортсменов-стрелков к перенесению соревновательных нагрузок и отсутствии научно-

го обоснования средств и методов начальной подготовки стрелков из пистолета к соревновательной деятельности.

Цель исследования — выявить уровень переносимости психической нагрузки квалифицированных спортсменов-стрелков из пистолета и определить её влияние на результативность соревновательной деятельности.

Гипотеза исследования: предполагается, что уровень переносимости психической нагрузки спортсменов-стрелков оказывает влияние на результативность их соревновательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить уровень переносимости психической нагрузки квалифицированных спортсменов-стрелков.

2. Выявить влияние переносимости психических нагрузок на результативность соревновательной деятельности спортсменов-стрелков из пистолета различной квалификации.

Методы и методики исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, тестирование, стрелковое упражнение ПП-2 (40 зачетных выстрелов), статистический анализ данных.

Методика диагностики переносимости спортсменами психических нагрузок включает анализ следующих механизмов саморегуляции: мотивацию, эмоции, волю, интеллект, интуицию [7, 8].

При диагностике мотивации определялась сила мотивации к достижению успеха и потребность в достижении [9]. Для выявления эмоциональной составляющей переносимости психических нагрузок выявлялся коэффициент вегетатики [10] и способность к управлению своим эмоциональным состоянием по методике А. В. Алексеева [11].

Для определения волевых качеств использовался опросник «Самооценка волевых качеств спортсмена» Н. Б. Стамбуловой [12], позволяющий выявить уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Для выявления силы характера использовалась методика А. В. Лебедева [9], позволяющая выявить выраженность следующих свойств характера: тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.

Для выявления уровня развития интеллекта использовался пространственный тест Г. Айзенка [9]. Особенности интуитивных процессов (уровень развития интуитивности) определялись по методике Е. А. Науменко [9].

Таким образом, выявлялась выраженность 12 личностных особенностей спортсменов, способствующих переносимости психических нагрузок.

Организация исследования: исследование проводилось на базе спортивно-стрелкового клуба ДОСААФ, ДЮСШ-13, ДЮСТШ. В исследовании принимали участие квалифицированные спортсмены, специализирующиеся в стрельбе из пистолета (1 — МСМК, 11 — МС, 11 — КМС, 41 — спортсмены массовых разрядов). Вначале была проведена диагностика переносимости спортсменами психических нагрузок. Далее спортсмены-стрелки принимали участие в контрольном тестировании соревновательной деятельности — стрелковое упражнение ПП-2 (40 зачетных выстрелов).

Результаты исследования. Проведение диагностики переносимости психических нагрузок спортсменов-стрелков позволило выявить высокий уровень данного показателя у группы высококвалифицированных спортсменов-стрелков из пистолета, составивший 26,6 балла из 36 возможных, и средний (23,1 балла) уровень у спортсменов-стрелков массовых разрядов (табл. 1). Спортсмены высокой квалификации в большей степени готовы к перенесению психических нагрузок, возникающих в соревновательной деятельности по сравнению со стрелками массовых разрядов.

В процессе диагностики степени переносимости психической нагрузки по отдельным компонентам в группе высококвалифицированных стрелков были выявлены следующие показатели, превышающие показатели спортсменов массовых разрядов: мотивация к занятиям избранным видом спорта; потребность в достижении; способность к саморегуляции; сила характера; уровень интеллекта. В то же время следует отметить недостаточно высокие показатели следующих качеств: самообладание, сила характера, эмоциональная устойчивость, инициативность, самостоятельность. Исходя из полученных результатов, следует сказать о наличии резервов повышения степени переносимости соревновательных нагрузок, за счет повышения уровня развития отдельных качеств, имеющих недостаточно высокий уровень.

Для решения второй задачи проводился одно-факторный дисперсионный анализ по Фишеру с целью определения степени влияния переносимости психических нагрузок на результативность соревновательной деятельности спортсменов-стрелков.

Проведённый факторный анализ показал, что степень переносимости психической нагрузки спортсменов-стрелков в целом оказывает достоверное влияние на результативность соревновательной деятельности только в группе спортсменов-стрелков высокой квалификации (табл. 2). Из 12 исследованных показателей переносимости психической нагрузки достоверное влияние на результативность оказывают: мотивация, потребность в достижении, способность к саморегуляции, смелость и решительность, настойчивость и упорство, а также сила характера.

Результаты однофакторного анализа в группе спортсменов-стрелков массовых разрядов свидетельствуют о том, что как общий показатель переносимости психической нагрузки, так и его составляющие компоненты, не оказывают достоверного влияния на результативность соревновательной деятельности. На наш взгляд, на это могли повлиять низкий уровень стрелковой подготовленности испытуемых спортсменов, а также выявление влияния исследуемых факторов на однократный результат контрольного стрелкового упражнения. Возможно, что при выявлении влияния переносимости психических нагрузок на нескольких соревнованиях результаты будут другими.

Таким образом, проведённое исследование позволило выявить состав наиболее важных качеств стрелков из пистолета, обусловливающих переносимость спортсменом соревновательных нагрузок и результативность соревновательной деятельности, в состав которых входят: эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции, сила характера, интеллект.

Выводы. В группе спортсменов-стрелков высокой квалификации выявлен высокий уровень переносимости психической нагрузки, в группе спортсменов-стрелков массовых разрядов выявлен средний уровень данного показателя. По-видимому, занятия стрельбой способствуют развитию у спортсменов способности переносить психические нагрузки в соревновательной деятельности. Однако есть ряд качеств, имеющих недостаточно высокий уровень развития, что составляет резерв повышения переносимости психической нагрузки у спортсменов-стрелков.

Выявлено влияние уровня переносимости психической нагрузки на результативность соревнова-

тельной деятельности в группе высококвалифицированных спортсменов-стрелков. Из 12 исследуемых факторов достоверное влияние на результативность оказывают мотивация, потребность в достижении, способность к саморегуляции, смелость и решительность, настойчивость и упорство, сила характера. В группе спортсменов-стрелков массовых разрядов степень переносимости психической нагрузки не оказывает достоверного влияния на результативность соревновательной деятельности.

Библиографический список

1. Кочеткова, С. В. Повышение соревновательной надежности спортсменов-стрелков на основе макро- и микровременных факторов ее формирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Кочеткова. — Краснодар, 2000. — 22 с.

2. Кочеткова, С. В. Соотношение результативности и надёжности соревновательной деятельности стрелков-пистолет-чиков / С. В. Кочеткова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 34-35.

3. Заика, В. М. Психологические факторы надёжности стрелка / В. М. Заика // Мир спорта. - 2007. - № 2. -С. 71-74.

4. Грицаенко, М. В. Оптимизация эмоциональной устойчивости в тренировочном процессе стрелков-винтовочников / М. В. Грицаенко // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 35-36.

5. Грицаенко, М. В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков спортсменов / М. В. Грицаенко, Е. В. Романина // Современные тенденции и проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в обществе. - Воронеж, 2000. - С. 14-16.

6. Заика, В. М. Проблема оптимального состояния в стрелковом спорте / В. М. Заика // Современный олимпийский

спорт и спорт для всех : материалы XI Междунар. науч. конг., Минск, 10-12 окт. 2007 г.: в 4 ч. - Ч. 1. Актуальные проблемы теории и методики подготовки спортсменов / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол. : М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2007. - С. 111-114.

7. Бабушкин, Г. Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом / Г. Д. Бабушкин, Б. П. Яковлев // Омский научный вестник. - 2013. - № 5 (122). - С. 178-182.

8. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений: моногр. / Б. П. Яковлев. - Сургут : СурГПУ, 2007. - 201 с.

9. Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом : учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин. - Омск : СибГУФК, 2010. - 327 с.

10. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности : учеб. пособие / В. Ф. Сопов. - М. : Академический проект, 2005. - 128 с.

11. Алексеев, А. В. Преодолей себя! / А. В. Алексеев. -Ростов-н-Д. : Феникс, 2006. - 352с.

12. Ильин, Е. П. Психология воли : учеб. пособие / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 288 с.

СКОРУК Екатерина Александровна, аспирантка кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта. Адрес для переписки: gena41@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2014 г. © Е. А. Скорук, Г. Д. Бабушкин

УДК 378.016:796.015.132

С. С. СТОЙЧЕВА А. Г. ПОЛИВАЕВ

Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ B.E.S.T. FIT КАК НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

В статье рассматривается новая система упражнений B.E.S.T. Fit и теоретически обосновывается эффективность данной системы упражнений как средства физического воспитания студенческой молодежи. Авторы рассматривают данную систему упражнений как механизм формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом студентов, а также средства развития физических качеств, необходимых в повседневной жизни человека. Ключевые слова: система упражнений, B.E.S.T. Fit, средство физического воспитания, механизм формирования мотивации.

Актуальность исследования. Проблема повы- терные игры, общаться в виртуальном пространстве.

В шения качества физкультурного образования моло- Результатом такого времяпрепровождения стано-

дежи весьма актуальна в эпоху развития компью- вятся снижение двигательной активности молоде-

терных технологий, социальных сетей и т.п. [1-2]. жи, частые заболевания, застойные явления в опорно-

Современные школьники и студенты предпочитают двигательном и мышечном аппарате и т.п. В целом мы

после ежедневных «сидячих» занятий играть в компью- наблюдаем повышение заболеваемости, снижение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.