Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
570
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ласкина А.А.

В данной статье представлены результаты исследования тревожности студентов. В исследовании приняли участие 52 студента Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого. Целью данной работы являлась разработка и апробация программы психологической коррекции тревожности. В результате прохождения психокоррекционной программы у студентов наблюдались значительные снижения показателей выраженности тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF ANXIETY AMONG STUDENTS OF KRASGMU NAMED AFTER PROF. V.F. VOINO-YASENETSKY

Resume: This article presents the results of a study of students' anxiety. The study involved 52 students of the Krasnoyarsk State Medical University. prof. V.F. Voino-Yasenetsky. The aim of this work was to develop and test a program for the psychological correction of anxiety. As a result of the psychocorrectional program, the students showed significant reductions in the severity of anxiety.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.9.07

Ласкина А.А. студент

Научный руководитель: Василькова Ж.Г., КПсН

доцент

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования тревожности студентов. В исследовании приняли участие 52 студента Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого. Целью данной работы являлась разработка и апробация программы психологической коррекции тревожности. В результате прохождения психокоррекционной программы у студентов наблюдались значительные снижения показателей выраженности тревожности.

Ключевые слова: тревожность; студенты; психологическая коррекция.

Laskina A.A. student

Scientific adviser: Vasilkova Zh.G., KPSN

associate professor

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-

Yasenetsky

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF ANXIETY AMONG STUDENTS OF KRASGMU NAMED AFTER PROF. V.F. VOINO-

YASENETSKY

Resume: This article presents the results of a study of students' anxiety. The study involved 52 students of the Krasnoyarsk State Medical University. prof. V.F. Voino-Yasenetsky. The aim of this work was to develop and test a program for the psychological correction of anxiety. As a result of the psychocorrectional program, the students showed significant reductions in the severity of anxiety.

Keywords: anxiety; students; psychological correction.

В данном исследовании наше внимание было обращено на выявление высоких показателей тревожности, как одного из наиболее часто встречающихся состояний [2; 4]. Кроме того, высокая тревога значительно снижает качество жизни и является основой для развития ряда сопутствующих заболеваний, таких как депрессия, расстройства, связанные с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ, панического

расстройства, других фобических расстройств и т. д. [3].

Базой данного исследования являлся Красноярский государственный медицинского университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого.

В исследовании приняли участие 52 студента в возрасте от 19 до 23 лет.

Для оценки выраженности тревожности использовались методика «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина и «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлор.

Так, с помощью методики Спилбергера-Ханина были выявлены следующие показатели. Из 52 опрошенных студентов, у 19 (37%) выявлена выраженная ситуативная тревожность, у 27 (52%) умеренная, у 6 (11%) низкая.

Выраженная личностная тревожность была выявлена у 28 (54%) опрошенных студентов, умеренная у 22 (42%), низкая у 2 (4%).

Итак, в выборке студентов высокий уровень личностной тревожности преобладает над средним и низким.

С помощью методики Дж. Тейлор было выявлено, что из 52 опрошенных студентов очень высокий уровень тревожности выявлен у 1 (2%) студента. У 12 (23% ) высокий уровень. У 15 (29%) средний с тенденцией к высокому. У 14 (27%) средний с тенденцией к низкому. У 10 (19%) низкий уровень тревоги.

Исходя из результатов исследования, были выделены экспериментальная (12 человек) и контрольная (12 человек) группы исследования. В каждую из групп входило равное количество юношей и девушек. В данные группы входили студенты, у которых были выявлены высокие показатели тревожности, давшие свое согласие на участие в эксперименте.

Наиболее эффективным направлением психологической коррекции тревожности считается когнитивно-поведенческая психотерапия [1]. Поэтому данное направление было выбрано в качестве основного для составления психологического тренинга для работы с тревожностью студентов.

Основной целью психологической коррекции является снижение тревожности у студентов.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Обеспечить понимание возможности преодоления тревожности посредством развития когнитивных и поведенческих навыков.

3. Научить студентов выявлять дисфункциональные мысли, опровергать их и заменять на функциональные, реалистичные.

4. Обучить стратегии решения проблем и принятия осознанных решений.

5. Научить студентов совладать с ранее тревожащими ситуациями.

Формат группы: 12 участников. Занятия проводились в групповом

формате два раза в неделю (10 встреч) с использованием программы для организации видеоконференций Zoom. Каждая встреча длилась 90 минут без перерыва.

По окончании психокоррекционной работы была проведена повторная диагностика тревожности в экспериментальной и в контрольных группах, затем было проведено сравнение полученных показателей.

Результаты повторной диагностики, полученные с помощью методики Спилбергера-Ханина в экспериментальной и контрольной группах, представлены в таблице 1-2.

Таблица 1 - Результаты повторной диагностики ситуативной тревожности

Экспериментальная группа Контрольная группа

n % n %

Низкий уровень 2 17% 0 0%

Умеренный уровень 8 66% 4 34 %

Высокий уровень 2 17% 8 66%

Представленные результаты позволяют увидеть, что большинство участников экспериментальной группы находятся в диапазоне, который соответсвует умеренному уровню ситуативной тревожности (66%), тогда как у большинства участников контрольной группы диагностируется высокий уровень ситуативной тревожности (66%). Умеренный уровень тревожности является нормативным и полученные результаты позволяют сделать вывод о эффективности программы, которая была направлена на снижение показателей тревожности.

Таблица 2 - Результаты повторной диагностики личностной тревожности

Экспериментальная группа Контрольная группа

n % n %

Низкий уровень 0 0% 0 0%

Умеренный уровень 6 50,0% 3 25,0%

Высокий уровень 6 50,0% 9 75,0%

Представленные данные позволяют увидеть, что у половины испытуемых ЭГ диагностируется умеренный уровень личностной тревожности, тогда как у участников КГ он обнаружен лишь у 25%. У 75% испытуемых контрольной группы диагностирован высокий показатель личностной тревожности.

У второй половины участников ЭГ уровень личностной тревожности остается высоким. Это может объясняться тем, что личностная тревожность сложнее поддается коррекции и требует более длительной работы.

Рассмотрим результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента с помощью методики Дж. Тейлор. Данные представлены в

таблице 3.

Таблица 3 - Результаты повторной диагностики тревожности по методике Дж. Тейлор_

Уровень тревожности Экспериментальная группа Контрольная группа

N % N %

Очень высокий 0 0% 0 0%

Высокий 1 9% 5 42 %

Средний с тенденцией к высокому 3 33% 5 42 %

Средний с тенденцией к низкому 8 58% 2 16%

Низкий 0 0% 0 0 %

Итак, мы видим, что данные, полученные в экспериментальной группе отличаются от результатов контрольной. Так, у большинства участников ЭГ был диагностирован средний с тенденцией к низкому уровень тревожности (58%), тогда как в КГ чаще всего диагностировались средний с тенденцией к высокому (42%) и высокий (42%) уровни тревожности.

Учитывая то, что участники обеих группах находились в равных условиях обучения, можно сделать вывод о том, что на благоприятное изменение показателей экспериментальной группы оказала влияние психокоррекционной программы тревожности. Таким образом, разработанная программа психотерапевтической коррекции социальной тревожности у студентов-медиков показала свою эффективность.

Использованные источники:

1. Караваева Т. А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств) / Т. А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак // обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2016. - № 4. - С. 42-52.

2. Кочорова Л. В. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде / Л.В. Кочорова, В С. Скрипов, А.С. Сливка //Наука молодых (Eruditio Juvenium). - 2020. - Т. 8, №2. - С. 246-253.

3. Хаустова Е. А. Современные представления о диагностике и терапии тревожных расстройств / Е. А. Хаустова, В. Г. Безшейко // Международный неврологический журнал. 2012 - Т. 2, № 48. - С. 52-60.

4. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). - Arlington, VA: «American Psychiatric Publishing», 2013. - С. 189-195. - 992 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.