Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕСИТЕТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблина А.Д.

В статье исследована распространенность и выраженность тревожности у студентов первого курса медицинского университета. Установлено, что у большинства студентов высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности. Знание о высоком уровне тревожности студентов, полученное и доказанное эмпирическим путем, позволит организовать сопровождение студентов в их адаптации к условиям обучения в высшем учебном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ANXIETY IN FIRST COURSE STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article investigates the prevalence and severity of anxiety among first-year students of a medical university. It was found that students have high rates of both situational and personal anxiety. The knowledge about the high level of students' anxiety, obtained and proven empirically, will help organize the accompaniment of students in their adaptation to the conditions of study in a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕСИТЕТА»

УДК 159.9.07

Кораблина А.Д. студент

Научный руководитель: Попенко Н.В.

доцент

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого.

Россия, г. Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕСИТЕТА

Аннотация: В статье исследована распространенность и выраженность тревожности у студентов первого курса медицинского университета. Установлено, что у большинства студентов высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности. Знание о высоком уровне тревожности студентов, полученное и доказанное эмпирическим путем, позволит организовать сопровождение студентов в их адаптации к условиям обучения в высшем учебном учреждении.

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация.

Korablina A.D. student

Scientific adviser: Popenko N. V.

associate professor

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-

Yasenetsky.

Russia, Krasnoyarsk

RESEARCH OF ANXIETY IN FIRST COURSE STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Abstract: The article investigates the prevalence and severity of anxiety among first-year students of a medical university. It was found that students have high rates of both situational and personal anxiety. The knowledge about the high level of students' anxiety, obtained and proven empirically, will help organize the accompaniment of students in their adaptation to the conditions of study in a higher educational institution.

Key words: anxiety, personal anxiety, situational anxiety, adaptation.

Проблема тревожности является актуальной в настоящее время, в связи с резкими изменениями, происходящими в мире и в нашей стране. Тревога -это одна из самых распространённых эмоциональных и поведенческих

расстройств, она является основным предиктором низкой успеваемость среди студентов [3].

Исследования психологов среди студентов показали, что самый высокий уровень тревожности характерен для студентов медицинских университетов [5]. Особенно трудно студентам первых курсов. Именно на первых курсах студенты проходят период адаптации к новым условиям и требованиям связанных с обучением в вузе. Процесс обучения, в большинстве случаев, сопровождается повышенной тревожность индивидов, которое ведет к дезорганизации их учебной деятельности [2].

Базой для проведения экспериментальной работы стал психологический центр КрасГМУ. Первичную сплошную выборку составили 30 студентов первого курса, специальности «Лечебное дело»

В соответствии с целью исследования был сформирован комплекс диагностических методик, в который вошли:

1. Шкала тревожности Спилбергера-Ханина

2. Госпитальная шкала тревоги и депрессии.

Обратимся к описанию результатов, полученных на этапе проведения первичного психодиагностического обследования.

Результаты диагностики по госпитальной шкале тревоги изображены на рисунке 1

Тревога (НАРБ)

■ Субклинически выраженная

■ Клинически выраженная

Норма

Рисунок 1 - Показатели тревоги по госпитальной шкале

В ходе исследования было определено, что у 17 % испытуемых выявлена клинически выраженная тревога, у 30% субклинически выраженная тревога. Это означает, что половина участников (47%) испытывают ощущения беспокойства, неопределённости.

Далее рассмотрим показатели тревожности по методике Спилбергера -Ханина.

В ходе исследования было определено, что у большинства участников (57%) диагностируется высокий уровень ситуативной тревожности (Рисунок 2). Можно говорить о том, что данные лица ощущают выраженный субъективный дискомфорт, напряженность и беспокойство в стрессовой

ситуации. Умеренная ситуативная тревожность наблюдается у 43% испытуемых. Показателей низкой тревожности не обнаружено.

Ситуативная тревожность

Высокая Умеренная I Низкая

Рисунок 2 - Показатели ситуативной тревожности.

Анализируя показатели личностной тревожности, видно (Рисунок 3), что высокие уровень диагностируется у большинства испытуемых - 73%. Можно говорить о том, что данные лица рассматривают широкий круг ситуаций как вызывающих тревогу, а также несущих в себе возможные источники стресса. Средние значения личностной тревожности выявлены у 20% испытуемых. Низкие значения личностной тревожности свойственны единицам - 7 %.

Личностная тревожность

Высокая

Умеренная

Низкая

Рисунок 3 - Показатели личностной тревожности

Выводы.

Таким образом, в ходе диагностики нами получены результаты, свидетельствующие о высоких показателях личностной и ситуативной тревожности у испытуемых. Повышенной тревожность индивидов, часто ведет к дезорганизации их учебной деятельности. В таком случае желательно прибегнуть к психологической помощи с целью снижения уровня

тревожности, которая поможет студенту достичь успехов в любой деятельности, самое главное, в учебной.

Использованные источники:

1. Александров, А. Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А. Г. Александров., П. И. Лукьянёнок // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2016 - № 6. - С. 5-14;

2. Панфилов, А. Н. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности / А. Н. Панфилов., Г. М. Льдокова // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 1. - С. 11-15.

3. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С. Л. Соловьева // Медицинская психология в России. - 2012. - N 6. - С. 17- 27.

4. Утюж, А.С. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета / А. С. Утюж, В. А. Загорский // Роль науки в развитии общества. - 2016. - №5. - С. 148-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.