Научная статья на тему 'Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета'

Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / СТРАХ / FEAR / ПАЦИЕНТЫ / PATIENTS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИССЛЕДОВАНИЕ / STUDY / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Утюж А. С., Юмашев А. В., Нефедова И. В.

В последние годы существенно увеличилось количество детей с неустойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами по сравнению с предшествующим периодом, что, в свою очередь, значительно повышает риск развития у таких людей во взрослом возрасте различных невротических состояний и неврозов. Тревожность в современной клинической практике рассматривается как один из основных пусковых механизмов, лежащих в основе расстройства эмоциональной сферы личности. Существует целый ряд факторов, предрасполагающих к формированию более высокого уровня тревожности, важнейшими из которых являются конституциональные, персонологические, социально-обусловленные, профессиональные. Углубленное исследование вопроса тревожности среди различных групп населения позволит оптимизировать лечебно-диагностический процесс благодаря осознанному выбору лечащим врачом наиболее соответствующей поведенческим особенностям и структуре личности пациента индивидуальной терапевтической модели.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Утюж А. С., Юмашев А. В., Нефедова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n recent years the number of children with unstable anxiety and intense permanent fears significantly increases compared with the previous period, which, in its turn, significantly increases the risk for such people in adulthood, get a wide range of neurological disorders and neuroses. In modern clinical practice anxiety is regarded as one of the main triggers underlying in development of the disorder in emotional sphere of the person. There are a number of factors that are predisposal to the formation of a higher level of anxiety, the most important of which are constitutional, personological, social-determined and professional as well. An in-depth study on anxiety among the various groups of population optimize the diagnostic and treatment process by realization of the attending physician`s conscious choice of the most appropriate therapeutic model due to behavioral characteristics and personality structure of individual patient.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета»

1 2 3 ©

Утюж А.С. , Юмашев А.В. , Нефедова И.В.

Заведующий кафедрой ортопедической стоматологии, к.м.н., доцент;

2Заведующий учебной частью, к.м.н., профессор кафедры ортопедической стоматологии;

3врач-интерн кафедры ортопедической стоматологии.

ГБОУ ВПО Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова г. Москва

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В последние годы существенно увеличилось количество детей с неустойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами по сравнению с предшествующим периодом, что, в свою очередь, значительно повышает риск развития у таких людей во взрослом возрасте различных невротических состояний и неврозов. Тревожность в

современной клинической практике рассматривается как один из основных пусковых механизмов, лежащих в основе расстройства эмоциональной сферы личности. Существует целый ряд факторов, предрасполагающих к формированию более высокого уровня тревожности, важнейшими из которых являются конституциональные, персонологические, социально-обусловленные, профессиональные. Углубленное исследование вопроса тревожности среди различных групп населения позволит оптимизировать лечебно-диагностический процесс благодаря осознанному выбору лечащим врачом наиболее соответствующей поведенческим особенностям и структуре личности пациента индивидуальной терапевтической модели.

Summary

In recent years the number of children with unstable anxiety and intense permanent fears significantly increases compared with the previous period, which, in its turn, significantly increases the risk for such people in adulthood, get a wide range of neurological disorders and neuroses. In modern clinical practice anxiety is regarded as one of the main triggers underlying in development of the disorder in emotional sphere of the person. There are a number of factors that are predisposal to the formation of a higher level of anxiety, the most important of which are constitutional, personological, social-determined and professional as well. An in-depth study on anxiety among the various groups of population optimize the diagnostic and treatment process by realization of the attending physician s conscious choice of the most appropriate therapeutic model due to behavioral characteristics and personality structure of individual patient.

Ключевые слова: тревожность, страх, пациенты, студенты, исследование, медицинский университет.

Keywords: anxiety, fear, patients, students, study, medical university.

В последнее десятилетие, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам тревоги и тревожности, эмоциональной и психической напряженности, стрессу. Повышение уровня ситуативной тревожности является первой ситуационно-обусловленной эмоциональной реакцией на самые различные стрессоры, и поэтому является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой субъективно значимой деятельности.

В первую очередь это связано с неуклонно возрастающим темпом жизни современного человека, техническим прогрессом, что ведет к росту числа

© Утюж А.С., Юмашев А.В., Нефедова И.В., 2016 г.

предрасполагающих факторов. Основываясь на причинах возникновения различных видов тревожности. Ч. Спилбергер выделял два их основных вида: ситуативная и личностная тревожность. И если первая является адаптационной реакцией организма на конкретную ситуацию и свойственна всем без исключения людям, личностная тревожность -индивидуальная особенность человека, связанная с низким порогом возбудимости нервной системы. И безусловно, имеется прямая корреляция между видами тревожности, а значит, важное значение имеет их совместное влияние на поведенческие особенности человека.

Общая и медицинская психология рассматривает понятие тревожности как индивидуальное психическое свойство человека испытывать состояние внутреннего беспокойства и ожидания негативного опыта в предвкушении различных событий. Данное качество формируется у индивидуума под влиянием совокупности внутренних (личностных) и внешних (ситуационно обусловленных) факторов. Современная клиническая практика уделяет особое внимание установлению контакта и благоприятного доверительного микроклимата на приеме у специалиста, поскольку это обеспечивает более успешную реализацию оптимальной терапевтической стратегии и способствует повышению показателей эффективности выполненных лечебных мероприятий. В этой связи

тщательное изучение индивидуальных психологических и поведенческих особенности пациентов соматического, психоневрологического, хирургического, ортопедического и других специализированных профилей занимает важное место в структуре диагностического процесса.

Необходимо понимать, что ситуативная тревожность сама по себе не является патологическим проявлением. Она возникает как естественное следствие реальной угрозы благополучию, здоровью индивидуума и его жизни в целом, при этом соматические, вегетативные и поведенческие проявления тревоги представляют собой своеобразный сигнал об опасности, запускающий каскад стресс-ассоциированных нейророгуморальных реакций, направленных на избегание, устранение и преодоление неблагоприятных факторов.

Страх перед стоматологическим вмешательством, ожидание возможной боли и повышение уровня ситуативной тревожности способны вызывать мощные биохимические сдвиги в организме больного, выражающиеся в форме различных вегетативных, сосудистых и соматоформных реакций.

Исследования, проведенные Д.В. Шаныгиной (2002), показали, что при психоэмоциональном напряжении включается механизм, стабилизирующий одну из систем быстрого реагирования, которая связана с реакциями свободнорадикального окисления. При определении уровня тревожности (тест Спилбергера) установлено, что на стоматологическом приеме выделение кортизола и катехоламинов значительно возрастает, особенно у женщин. Доказано, что личностные особенности во многом определяют степень выраженности реакций на острый психоэмоциональный стресс.

Со стрессом, который связан с профессиональной деятельностью, каждый из нас знакомится еще на этапе получения образования. Нередко опыт, полученный при обучении, накладывает отпечаток на весь стиль и подход к работе. Поэтому для подготовки высококвалифицированных специалистов в медицинском ВУЗе важно сформировать благоприятную педагогическую атмосферу, направленную на тщательное усвоение знаний, успешное приобретение и закрепление профессиональных, а также психологических навыков при работе с пациентами.

Ввиду вышеизложенного, целью нашего исследования являлось определение уровня тревожности среди студентов медицинского университета.

Материалы и методы. Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина) проводился среди студентов первого курса ПМГМУ им. И.М. Сеченова. В выборочную совокупность вошли всего 23 человека (Рис.1). Из них:

14 человек - лечебный факультет (1 - 14 испытуемые);

4 человека - медико-профилактический факультет (15 - 18 испытуемые);

3 человека - фармацевтический факультет (19 - 21 испытуемые);

2 человека - стоматологический факультет (22 - 23 испытуемые).

СТУДЕНТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СТУДЕНТЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СТУДЕНТЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СТУДЕНТЫ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

0 2 4 6 8 10 12 14 16

Рис.1. Структура выборки исследования

Представленная методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух видов тревожности. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуативную тревожность.

Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. Реактивная (ситуативная) тревожность непосредственно связана с предвкушением попадания в определенную стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности, каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Данная шкала в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

В результате исследования, было обнаружено, что среди студентов первого курса 52,2% имеют очень высокий уровень тревожности, причем большинство из них (10 из 12) являются студентами лечебного факультета; 30,4% имеют высокий уровень тревожности; 8,7% имеют средний уровень тревожности. Остальные 8,7% имеют низкий и очень низкий уровень тревожности (студенты фармацевтического факультета).

Говоря о полученных результатах, следует обратить внимание на внешние (ситуационно обусловленные) факторы, способствующие возрастанию тревожности, поскольку именно они являются наиболее гибкими и легкоуправляемыми. Рациональная модуляция и контроль окружающих условий социальной, профессиональной и неформальной среды позволяют создать атмосферу комфорта, максимально соответствующую потребностям индивидуума и способствующую повышению уровня адаптивности и самообладания.

Необходимо принять во внимание, что опрос проводился в общежитие университета. А значит, к объективным причинам повышенной тревожности студентов первого курса высшего медицинского учебного заведения, а именно: сдаче выпускных экзаменов, поступлению в ВУЗ, высоким умственным нагрузкам, которые их сопровождают, также можно отнести смену места жительства, разлуку с родителями, изменение круга общения, наличие новых академических и дисциплинарных обязательств. В свою очередь, это требует дополнительного напряжения адаптационных механизмов и может в значительной мере дестабилизировать психоэмоциональное состояние, способствуя более массивному стрессированию и как следствие - повышению уровня тревожности. Неблагоприятный психологический фон может негативно отражаться на способности индивидуума к социализации, усвоению учебного материала и приобретению необходимых профессиональных навыков.

Выводы. Нами показано, что уровень тревожности среди студентов очень высок. Стрессовые ситуации, так остро переживаемые на первом курсе, могут повлиять и на учебный процесс. А значит, важным аспектом является адаптационный период к обучению в университете, что следует учитывать при составлении учебных планов первого курса. Полученные результаты могут быть использованы для оптимизации академического процесса, а также для сохранения психического здоровья студентов и разработки профилактических мер в отношении дезадаптивных, асоциальных форм поведения.

Литература

1. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — М.: Медицина, 1988. -С.248

2. Шаныгина Д.В. Психоэмоциональный стресс пациента на стоматологическом ортопедическом приеме// Актуальные проблемы стоматологии: сб. науч. тр. -М, 2002. -С. 267268

3. Карнута С.В. Состояние реактивной тревожности у пациентов при протезировании зубными коронками // Стоматология. 2002 - Т.81.,№2 - С. 37-39

4. Менделевич В.Д., Мухаметзянова Д. А. Антиципатиоонные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами // Социальная и клиническая психиатрия. — 1997 №2-С. 31-36.

5. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001 - С. 88-103.

6. Spielberger Ch. Anxiety, current trends in theory and research / Ed. Ch. D. Spielberger. New York, 1972. - Vol. 2. - P. 482.

7. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч: Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976 - С. 18

8. Ханин Ю.Л. Кросс культурные перспективы диагностики, индивидуальных различий: методологические и концептуальные проблемы // Вопросы психологии 1989 - № 4 - С. 118-125.

9. Павлова Я.В., Сакович С.И. Плюсы и минусы информатизации образования.

10. Педагогический профессионализм в образовании. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 142-147.

11. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: монография / Е. Е. Малкова; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.