Научная статья на тему 'Антиоксидантный статус как маркер здоровья студентов в период интенсивной умственной нагрузки'

Антиоксидантный статус как маркер здоровья студентов в период интенсивной умственной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НАГРУЗКА / АНТИОКСИДАНТНЫЙ СТАТУС / ANTIOXIDANT STATUS / ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ / CHEMILUMINESCENCE / СЛЮНА / SALIVA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коленчукова Оксана Александровна, Долгушина Е.Н., Рюпина А.А., Кратасюк В.А., Медведева Н.Н.

Введение. В настоящее время является актуальным внедрение инновационных неинвазивных методов контроля состояния организма человека при стрессовых ситуациях. Длительные интеллектуальные нагрузки вызывают хронический стресс и могут привести к истощению антиоксидантной системы. Целью исследования является изучение особенностей антиоксидантного статуса в слюне в условиях интенсивной интеллектуальной нагрузки. Материал и методы. Для проведения эксперимента была отобрана группа студентов второго и третьего курса КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, в количестве 123 человек в возрасте 20-22 лет. Исследуемый материал слюна, собирался путём прямого сплевывания в пробирку. Было проведено анкетирование студентов с помощью тестов Спилбергера Ханина и Немчина Тейлора. С помощью тестов определяли ситуативную и личностную тревожность, а также склонность к развитию стресса. Антиоксидантный статус оценивали по методу Н2О2-люминол зависимой хемилюминесценции. Хемилюминесцентное исследование проводили с использованием планшетного люменометра TriStar LB 941, производства Berthold. Результаты. Было доказано существование взаимосвязи антиоксидантного статуса слюны от состояния интеллектуального напряжения. Отмечено, что по обеим шкалам ЛТ и СТ по второму срезу в группе с высоким уровнем тревожности показатели выросли, в группе с низким уровнем тревожности, напротив, снизились. В период сессии происходит увеличение общего уровня тревожности при снижении антиоксидантной активности. При интеллектуальном стрессе антиоксидантная система менее интенсивно перехватывает радикалы, так как уменьшена скорость нейтрализации активных форм кислорода (АФК). В условиях интенсивной интеллектуальной нагрузки наблюдается деградация антиоксидантной защиты, предположительно, вследствие уменьшения активности ферментов пероксидазной защиты. Прооксидантная система тоже работает менее эффективно, о чём говорит спад таких индикаторов ХЛ-свечения как максимальная интенсивность, амплитуда и светосумма, которые показывают количество АФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коленчукова Оксана Александровна, Долгушина Е.Н., Рюпина А.А., Кратасюк В.А., Медведева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIOXIDANT STATUS AS THE MARKER OF THE HEALTH IN STUDENTS IN THE TIME OF THEIR INTENSIVE INTELLECTUAL ACTIVITIES

Currently, the implementation of innovative non-invasive methods for controlling the state of the human organism under stress conditions is highly actual. Long-time intellectual burdens lead to the chronic stress and may result in the exhaustion of antioxidant system. The aim of the research is to study the characteristics of the antioxidant status in saliva under the conditions of intensive intellectual activities. In order to carry out the experiment, we collected the cohort of 123students aged from 20 to 22 years of the second and third years of the V.F.Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University. The examined materials, namely saliva, had been taken by direct spitting into test-tubes. Saliva was collected twice: firstly background sampling had been taken during the course of regular classes when the students were supposed to be in the state of emotional balance; secondly, the test sampling had been made in the time of examination session characterized by considerable intellectual burdens. We carried out questionnaire survey for the students using Spielberger-Hanin and Nemchin-Taylor tests. With the help of these tests, we determined the situational and personal anxiety as well as the predisposition to stress development. Antioxidant status was evaluated by Н2О2-luminol-dependent chemiluminescence technique. Chemiluminescent tests were performed by tablet luminometer TriStar LB 941, (made by Berthold). We had proved the existence of the association between the antioxidant status of saliva and the state of intellectual tension. We have noted that during a session in a group with the high level of uneasiness indices have grown, in a group with the low level of uneasiness they have decreased. We can suppose that in the time of examination sessions there is an increase in the common level of anxiety under the lowering of antioxidant activity. In intellectual stress, the antioxidant system performs the interception of radicals less intensively, because the speed of active forms of oxygen (AFO) neutralization is decreased. So, under the conditions of intensive intellectual activities, the degradation of antioxidant protection is observed. It is caused, supposedly, by the lowering of the activity of the enzymes of peroxidase protection. The pro-oxidant system also works less efficiently. This is confirmed by the decline of such markers of CL-fluorescence as maximum intensity, amplitude and light sum, which showed AFO number.

Текст научной работы на тему «Антиоксидантный статус как маркер здоровья студентов в период интенсивной умственной нагрузки»

JifSrHeHa и санитария. 2018; 97(4)_

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-4-332-336 Оригинальная статья

Гигиена детей и подростков

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 613.96:616-092.11-057.875-074

Коленчукова О.А.1,2,3, Долгушина Е.Н.1, Рюпина А.А.2, Кратасюк В.А.2, Медведева Н.Н.3

АНТИОКСИДАНТНЫЙ СТАТУС КАК МАРКЕР ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОЙ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

'ФГБНУ Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ СО РАН), 660022, Красноярск;

2ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Минобрнауки РФ, 660041, Красноярск;.

3ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф . В . Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ, 660022, Красноярск

Введение. В настоящее время является актуальным внедрение инновационных неинвазивных методов контроля состояния организма человека при стрессовых ситуациях. Длительные интеллектуальные нагрузки вызывают хронический стресс и могут привести к истощению антиоксидантной системы. Целью исследования является изучение особенностей антиоксидантного статуса в слюне в условиях интенсивной интеллектуальной нагрузки.

Материал и методы. Для проведения эксперимента была отобрана группа студентов второго и третьего курса КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, в количестве 123 человек в возрасте 20-22 лет. Исследуемый материал - слюна, собирался путём прямого сплевывания в пробирку. Было проведено анкетирование студентов с помощью тестов Спилбергера - Ханина и Немчина - Тейлора. С помощью тестов определяли ситуативную и личностную тревожность, а также склонность к развитию стресса. Антиоксидантный статус оценивали по методу Н2О2-люминол зависимой хемилюминесценции. Хемилюминесцентное исследование проводили с использованием планшетного люменометра TriStar LB 941, производства Berthold. Результаты. Было доказано существование взаимосвязи антиоксидантного статуса слюны от состояния интеллектуального напряжения. Отмечено, что по обеим шкалам ЛТ и СТпо второму срезу в группе с высоким уровнем тревожности показатели выросли, в группе с низким уровнем тревожности, напротив, снизились. В период сессии происходит увеличение общего уровня тревожности при снижении антиоксидантной активности. При интеллектуальном стрессе антиоксидантная система менее интенсивно перехватывает радикалы, так как уменьшена скорость нейтрализации активных форм кислорода (АФК). В условиях интенсивной интеллектуальной нагрузки наблюдается деградация антиоксидантной защиты, предположительно, вследствие уменьшения активности ферментов пероксидазной защиты. Прооксидантная система тоже работает менее эффективно, о чём говорит спад таких индикаторов ХЛ-свечения как максимальная интенсивность, амплитуда и светосумма, которые показывают количество АФК.

Ключевые слова: стресс; тревожность; интеллектуальная нагрузка; антиоксидантный статус; хемилюми-несценция, слюна.

Для цитирования: Коленчукова О. А. , Долгушина Е . Н. , Рюпина А. А. , Кратасюк В . А. , Медведева Н. Н. Антиоксидантный статус как маркер здоровья студентов в период интенсивной умственной нагрузки . Гигиена и санитария. 2018; 97(4): 332-336. DOI: http://dx . doi . org/10. 18821/0016-9900-2018-97-4-332-336

Для корреспонденции: Коленчукова Оксана Александровна, доктор биол . наук, доц . , вед . науч. сотр . ФГБНУ ФИЦ КНЦ СО РАН . E-mail: Kalina-chyikova@mail . ru

Kolenchukova О.А.123, Dolgushina E.N.1, RyupinaA.A2, Kratasyuk V.A.2, Medvedeva N.N.3 ANTIOXIDANT STATUS AS THE MARKER OF THE HEALTH IN STUDENTS IN THE TIME OF THEIR INTENSIVE INTELLECTUAL ACTIVITIES

Scientific Research Institute for Medical Problems of the North» FASE RF, 660022, Krasnoyarsk, Russian Federation; 2Institute for Biology and Biotechnologies of the Siberian Federal University, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; . 3V.F.Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation

Currently, the implementation of innovative non-invasive methods for controlling the state of the human organism under stress conditions is highly actual. Long-time intellectual burdens lead to the chronic stress and may result in the exhaustion of antioxidant system. The aim of the research is to study the characteristics of the antioxidant status in saliva under the conditions of intensive intellectual activities. In order to carry out the experiment, we collected the cohort of 123students agedfrom 20 to 22 years of the second and third years of the V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University. The examined materials, namely saliva, had been taken by direct spitting into test-tubes. Saliva was collected twice: firstly background sampling had been taken during the course of regular classes when the students were supposed to be in the state of emotional balance; secondly, the test sampling had been made in the time of examination session characterized by considerable intellectual burdens. We carried out questionnaire survey for the students using Spielberger-Hanin and Nemchin-Taylor tests. With the help of these tests, we determined the situational and personal anxiety as well as the predisposition to stress development. Antioxidant status was evaluated by H202-luminol-dependent chemiluminescence technique. Chemiluminescent tests were performed by tablet luminometer TriStar LB 941, (made by Berthold). We had proved the existence of the association between the

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2018; 97(4)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-4-332-336

Original article

antioxidant status of saliva and the state of intellectual tension. We have noted that during a session in a group with the high level of uneasiness indices have grown, in a group with the low level of uneasiness they have decreased. We can suppose that in the time of examination sessions there is an increase in the common level of anxiety under the lowering of antioxidant activity. In intellectual stress, the antioxidant system performs the interception of radicals less intensively, because the speed of active forms of oxygen (AFO) neutralization is decreased. So, under the conditions of intensive intellectual activities, the degradation of antioxidant protection is observed. It is caused, supposedly, by the lowering of the activity of the enzymes ofperoxidase protection. The pro-oxidant system also works less efficiently. This is confirmed by the decline of such markers of CL-fluorescence as maximum intensity, amplitude and light sum, which showed AFO number.

Keywords: stress; anxiety; antioxidant status; chemiluminescence; saliva.

For citation: Kolenchukova O . A. , Dolgushina E . N . , Rupina A. A. , Kratasuk V. A . , Medvedeva N . N . antioxidant status as the marker of the health in students in the time of their intensive intellectual activities . Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2018; 97(4): 332-336. (In Russ . ). DOI: http://dx. doi. org/ 10.18821/0016-9900-2018-97-4-332-336

For correspondence: Oksana A. Kolenchukova, MD, Ph . D . , DSci . , associate professor, leading researcher of the molecular and cellular physiology and pathology of the Scientific Research Institute for Medical Problems of the North, Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation; Professor of the Department of Biophysics of the Institute for Biology and Biotechnologies of Siberian Federal University, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; Professor of the Department of Human Anatomy and Histology of the V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, 660022, Krasnoyarsk, Russian Federation . E-mail: Kalina-chyikova@mail . ru

Information about authors: Kolenchukova O . A. , http://orcid . org/0000-0001-9552-447X;

Dolgushina E.N. , http://orcid. org/0000-0001-5457-9079; Rupina A. A. , http://orcid. org/0000-0002-2978-9266;

Kratasuk V. A. , http://orcid. org/0000-0002-6995-879X; Medvedeva N . N . , http://orcid . org/0000-0002-7757-6628.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgment. Research is supported by the Russian Foundation for basic research in the framework of the project 16-06-00439 . Received: 09 January 2017 Accepted: 18 October 2017

Введение

В настоящее время становится всё более актуальным внедрение инновационных неинвазивных методов контроля состояния организма человека для клинической лабораторной диагностики [1]. Это связано с увеличением количества стрессовых ситуаций в современном обществе и необходимостью профилактики перегрузок [2].

Длительные интеллектуальные нагрузки вызывают хронический стресс и могут привести к истощению нервной системы, что ведёт за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем, обострение хронических заболеваний [3, 4]. Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - это спутник студенческой жизни . Стресс, испытываемый студентами, может оказывать негативное влияние на обучение и препятствовать академической успеваемости В психофизиологии под стрессом понимают неспецифические психофизиологические проявления адаптации организма при действии любых значимых для него факторов (стрессоров) [5, 6]. Одним из критериев адаптационных возможностей личности является активность работы системы антиоксидантной защиты (АОЗ), обезвреживающей свободные радикалы [7]. В настоящее время большое внимание уделяется исследованию влияния свободных радикалов на организм человека, которые оказывают обширное цитотоксиче-ское воздействие, разрушая генетический аппарат клетки . При этом нарушается синтез белка и повреждается липидная мембрана клетки [8, 9]. Изменения метаболических процессов организма под влиянием стресса, отражаются на составе биологических жидкостей организма и в частности на слюне Исследование метаболических изменений в слюне под воздействием стрессоров позволит создать простой в использовании высокотехнологичный инструмент для индивидуализированного формирования схем, контроля адаптации организма к стрессовым ситуациям [10-12].

Таким образом целью исследования является изучение особенностей антиоксидантного статуса в слюне в условиях интенсивной интеллектуальной нагрузки

Материал и методы

Для проведения эксперимента была отобрана группа студентов второго и третьего курса КрасГМУ им . проф . В . Ф . Войно-Ясенецкого, специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» . Всего в эксперименте приняло участие 123 человека: из которых 51 мужчин и 81 женщина . Возраст испытуемых 20-22 лет Исследуемый материал - слюна, собирался путем прямого сплевывания в пробирку Забор слюны производили два раза: фоновая проба отбиралась на обычных занятиях, когда студенты, предположительно находились в состоянии эмоционального покоя; тестовая проба отбиралась в период сессии сопряженный со значительной интеллектуальной нагрузкой

Было проведено анкетирование студентов на обычных занятиях, когда студенты, предположительно находились в состоянии эмоционального покоя и в период сессии сопряженный со значительной интеллектуальной нагрузкой . Были использованы тесты: Спилбергера-Ханина для выяснения общего уровня тревожности; определяющие склонность к развитию стресса (по Т А . Немчину и Тейлору) . При интерпретации данных учитываются показания по СТ (ситуативной тревожности) и ЛТ (личностной тревожности): до 30 баллов - низкая, 31-45 баллов - умеренная, 46 и более - высокая А также уровень тревоги (вероятность развития стресса): при показателях 5 - 15 баллов можно предполагать низкий уровень тревоги, при показателях выше 15 прогнозируется повышенный уровень тревоги (снижение стрессоустойчивости), при показателях 40-50 вероятностно прогнозируется развитие дистресса Для прогноза эустресса рассматривается количественная сторона утверждений до 25 баллов

Антиоксидантный статус оценивали по методу Н2О2-люминол зависимой хемилюминесценции [13]. Хемилю-минесцентное исследование проводили с использованием планшетного люменометра TriStar LB 941, производства ВегШоШ, по следующей методике: 200 мкл слюны; 25 мкл люминола; 25 мкл 3% Н202 . Измерение ХЛ проходило в течение 5 мин, в ходе чего получали график динамики свечения проб Эксперимент проводился при комнатной температуре

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-4-332-336

Оригинальная статья %

120-,

100806040200-

Ш

1 лт

18

2 ЛТ

1

29

1 CT

2 CT

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

%

70 60 50 40

30-

р = 0,03

1 75

- 62

- ¡ИР ШЖ Шт р = 0,027 38

- 'ШШ 11 ■УЁ!

- lililli 1

Низкий уровень Высокий уровень

Рис . 1. Параметры психологического тестирования: 1 - период покоя; 2 - период сессии; а - уровень ситуационной (СТ) и личностной

тревожности (ЛТ) (р < 0,01); б - склонность к развитию стресса .

Выделяли такие параметры свечения:

I 0 - начальное свечение до добавления Н202;

I max - максимальное свечение после добавления свободных радикалов в систему;

А - амплитуда свечения, которую получали вычитанием I max от среднего значения свечения;

S - светосумма (S), оценивали по площади фигуры под графиком [2];

U - скорость снижения вспышки за 60 с находили по величине тангенса по формуле:

U = tan(

Imax - I(60 c) 60 c

где и - скорость снижения вспышки за 60 с; 1тах - максимальное свечение; I (60) - уровень свечения через 60 с после добавления перекиси; Шах - время наступления максимальной интенсивности свечения .

Статистический анализ данных производили в программе Statistica 10 . Достоверность различия средних величин оценивали по непараметрическому критерию Вилкоксона. Обработку данных проводили с помощью подсчёта медианы (Ме) и интерквартильного разброса (С25-С75 перцентили) . Для исследования силы взаимосвязей показателей проведена корреляция по методу Спир-мена

Результаты

Исследование проводилось по двум срезам . Первый срез - начало учебного года, второй срез - конец первого полугодия (сдача сессии) При анализе полученных данных по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч . Д. Спилбергера, Ю . Л . Хани-на» нами были выделены 3 группы с низким, умеренным и высоким уровнем по шкале ситуативная тревожность (СТ) и личностная тревожность (ЛТ) . Половина испытуемых вошла в группу со средним уровнем тревожности, что явилось весьма предсказуемым Показатели, полученные у студентов в период покоя и в период сессии, не вышли за рамки нормы (умеренная тревожность) Однако показатели с высоким уровнем тревожности по обеим шкалам ЛТ и СТ, полученные в период, когда студенты предположительно находились в состоянии эмоционального покоя, выросли на 12 и 13% соответственно по сравнению с периодом сессии (рис . 1,а) . В группе с низким уровнем тревожности во втором срезе показатели снизились Соотношение показателей в группе со средним уровнем тревожности незначительно колеблется в зависимости от ситуации

При анализе данных, полученных из опросника, определяющего склонность к развитию стресса (по Т А . Немчину и Тейлору) нами были выделены 2 группы с низким и высоким уровнями тревоги. Далее мы проанализировали, как изменяется уровень тревожности по каждому студенту в период сессии и представили результаты на рисунке 1,б . Было зафиксировано повышение тревожности у 13% студентов в группе с высоким уровнем, и снижение в группе с низким уровнем тревожности в период сессии .

Исследование антиоксидантной активности у студентов в период покоя и интенсивной эмоциональной нагрузки показало достоверное снижение хемилюминесцентной активности в тестовой пробе, взятой на сессии, по сравнению с фоновой пробой, характеризующей спокойное состояние . Как видно из рис . 2, различие в 43,2% было зафиксировано уже при сравнении свечения до добавления перекиси водорода, что говорит о снижении синтеза АФК при стрессе

После добавления перекиси водорода наблюдается быстрая вспышка свечения, результаты по параметрам, характеризующим её, представлены на рис . 3 . Показатель Imax вспышки снижен в тестовой пробе на 72,9% по медиане, а амплитуда изменилась на 75,5%, что говорит о меньшем окислении люминола под воздействием свободных радикалов . Светосумма, характеризующая общее количество радикалов, в тестовой пробе снизилась на 72,8% относительно фона

800

600

ч: <и

400

200

1 2 Проба слюны

Рис . 2 . Параметр начального свечения (10) проб слюны: 1 - фоновая проба, 2 - тестовая проба, (р < 0,001) .

0

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2018; 97(4)

100

80

60

40

20

1 2 Проба слюны

а

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-4-332-336

Original article

45 000 000 40 000 000 35 000 000 30 000 000 25 000 000

3

20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000 0

Рис . 3. Параметры, характеризующие хемилюминесцентное свечение проб слюны: 1 - фоновая проба; 2 - тестовая проба; (р < 0,001) . а - максимальная интенсивность свечение (1тах); б - амплитуда свечения (А); в - светосумма (8); г - время достижения максимальной интенсивности (1тах) .

Иной параметр, характеризующий изменение кривой, - скорость снижения вспышки за 60 с (и), представлен на рис . 4 . Параметр в тестовой пробе снизился на 81,6% относительно фона.

Корреляционный анализ между показателями антиок-сидантного статуса и уровнем стрессовой нагрузки выявил положительную взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и скоростью хемилюминесцентной реакции (г = 0,34; p = 0,006) в период, когда студенты предположительно находились в состоянии эмоционального покоя, и отрицательную корреляцию между личностным уровнем тревожности и скоростью хемилюминесцентной реакции (г = -0,24; p = 0,015) в период сессии .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Тест Спилбергера - Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Реактивная (ситуативная) тревожность - состояние субъекта в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке [14]. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и

динамичным во времени Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них весьма выраженным состоянием тревожности Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности . У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [15, 16].

Уровень тревожности во многом определяется характером, является личностным показателем; зависимость от внешних ситуаций наблюдается незначительная Стоит отметить, что в объективно тревожной ситуации уровень как ЛТ, так и СТ может снизиться: личность как бы понижает порог стрессового воздействия, возможно в этом выражается адаптационный механизм [16] Таким образом отмечено, что по обеим шкалам ЛТ и СТ по второму срезу

1

2

в

0

1

2

г

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-4-332-336

Оригинальная статья

2200

2000

1800

1600

1400

ч:

GJ 1200

Н

О 1000

3

800

600

400

200

0

Проба слюны

Рис . 4 . Снижение максимальной вспышки - свечение (V) проб слюны: 1 - фоновая проба; 2 - тестовая проба; (р < 0,001) .

в группе с высоким уровнем тревожности показатели выросли, в группе с низким уровнем тревожности, напротив, снизились Также в период сессии было зафиксировано повышение тревожности у студентов в группе с высоким уровнем склонности к развитию стресса, и снижение тревожности в группе с низким уровнем тревожности .

Исследование антиоксидантного статуса показало повышение количества радикалов в тестовой пробе относительно фоновой, и таким образом можно предположить депрессию прооксидантной системы при стрессовой нагрузке Обезвреживание радикалов в тестовой пробе происходило тоже менее интенсивно, с меньшей скоростью по сравнению с фоновой пробой, где снижение достаточно резко выражено Соответственно, нейтрализация пере-кисных продуктов менее интенсивна во время интеллектуальной нагрузки

Таким образом, корреляционный анализ подтвердил взаимосвязь между психологическим статусом человека и хемилюминесцентной активностью слюны, при этом в период покоя определена положительная взаимосвязь, а в период сессии - отрицательная, показывающая нарушение в системе АОЗ

Выводы

1 По обеим шкалам ЛТ и СТ в период сессии в группе с высоким уровнем тревожности показатели выросли, а в группе с низким уровнем тревожности показатели снизились

2 В период сессии было зафиксировано повышение тревожности у студентов в группе с высокой склонностью к развитию стресса, и снижение в группе с низким уровнем тревожности

3 Исследование антиоксидантного статуса показало повышение количества радикалов в пробе слюны, взятой в период сессии относительно фоновой пробы, характеризующей спокойное состояние, что указывает на депрессию прооксидантной системы при стрессовой нагрузке

4 Корреляционный анализ подтвердил взаимосвязь между психологическим статусом человека и хемилюми-несцентной активностью слюны

Финансирование. Исследование поддержано РФФИ . Проект № 16-06-00439.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Литература (п. п. 1-12 см. References)

13. Винник Ю . С. , Савченко А. А. , Перьянова О. В. , Теплякова О. В. , Якимов С. В . , Тепляков Е . Ю. , Мешкова О. С. Клинические аспекты применения хемилюминесцентного анализа. Сибирское медицинское обозрение. 2006; 3(40): 3-6 . Доступно по: http://elibrary.ru/item. asp?id=11674410

14 . Урумова Л . Т , Хетагурова Л . Г , Ботоева Н . К. , Тагаева И . Р. Психофи-

зиологические аспекты экзаменационного стресса. Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2007. XXXIX(3): 74-8 . Доступно по: http://elibrary.ru/item. asp?id=11787340

15. Севрюкова Г. А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения . Гигиена и санитария . 2006; 1: 72-3.

16 . Мельников В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012; 1: 45-60. Доступно по: http:// elibrary. ru/item . asp?id=17307476

References

I. Rathnayake N. , Akerman S . , Klinge B. , Lundegren N. , Jansson H. , Try-selius Y. et al. Salivary biomarkers for detection of systemic diseases . PLoS One. 2013; 8(4): e61356 . doi: 10 ,1371/journal .pone .0061356.

2 . Tothova L. , Kamodyova N . , Cervenka T , Celec P. Salivary markers of oxidative stress in oral diseases . Front. Cell. Infect. Microbiol. 2015; 5: 73. doi: 10 . 3389/fcimb .2015.00073.

3. Yoshizawa J. M . , Schafer Ch. A. , Schafer J. J. , Farrell J. J. , Paster B. J. , Wong D . T Salivary biomarkers: toward future clinical and diagnostic utilities . Clin. Microbiol. Rev. 2013; 26(4): 781-91. doi: 10 .1128/ CMR.00021-13.

4 Cheng Y , Rees T , Wright J A review of research on salivary bio-markers for oral cancer detection. Clin. Transl. Med. 2014; 3: 3 . doi: 10.1186/2001-1326-3-3.

5. Slavish D . C . , Graham-Engeland J. E . , Smyth J. M . , Engeland Ch . G . Salivary markers of inflammation in response to acute stress . Brain Behav. Immun. 2015; 44: 253-69. doi: 10 ,1016/j.bbi.2014.08.008.

6 . Goodson J. M. , Kantarci A. , Hartman M. , Denis G. V , Stephens D. ,

Hasturk H et al Metabolic disease risk in children by salivary bio-marker analysis . PLoS One. 2014; 9(6): e98799. doi: 10 ,1371/journal . pone 0098799

7 Peluso I , Raguzzini A Salivary and urinary total antioxidant capacity as biomarkers of oxidative stress in humans . Patholog. Res. Int. 2016; 2016: 5480267. doi: 10. 1155/2016/5480267.

8 Bonne N J , Wong D T Salivary biomarker development using genomic, proteomic and metabolomic approaches . Genome Med. 2012; 4(10): 82 . doi: 10 ,1186/gm383.

9 Spielmann N , Wong D T Saliva: diagnostics and therapeutic perspectives OralDis. 2011; 17(4): 345-54. doi: 10. 1111/j.1601-0825.2010.01773. x.

10 . Lowe F. J. , Karsta L. , Gregg E . O . Lung cancer biomarkers for the assess-

ment of modified risk tobacco products: an oxidative stress perspective . Biomarkers. 2013; 18(3): 183-95. doi: 10. 3109/1354750X. 2013. 777116.

II. Bergen A . W. , Mallick A. , Nishita D . , Wei X . , Michel M . , Wacholder A. et al Chronic psychosocial stressors and salivary biomarkers in emerging adults . Psychoneuroendocrinology. 2012; 37(8): 1158-70. doi: 10 ,1016/j. psyneuen. 2011.11. 010 .

12 Maeshima E , Koshiba H , Furukawa K , Maeshima Sh , Sakamoto W Residual salivary secretion ability may be a useful marker for differential diagnosis in autoimmune diseases . Dis. Markers. 2014; 2014: 534261. doi: 10.1155/2014/534261.

13. Vinnik Yu. S . , Savchenko A. A. , Per'yanova O. V. , Teplyakova O . V. , Ya-kimov S V , Teplyakov E Yu , Meshkova O S Klinicheskie aspekty primeneniya khemilyuminestsentnogo analiza Sibirskoe meditsins-koe obozrenie. 2006; 3(40): 3-6. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=11674410 (in Russian)

14. Urumova L. T. , Khetagurova L. G. , Botoeva N. K. , Tagaeva I. R. Psikho-fiziologicheskie aspekty ekzamenatsionnogo stressa. Nevrologicheskiy vestnik. Zhurnal im. V.M. Bekhtereva. 2007. XXXIX(3): 74-8 . Available at: http://elibrary ru/item . asp?id=11787340 (in Russian)

15 Sevryukova G A Adaptive functional changes and working capacity of students during a learning process Gigiena i sanitariya 2006; (1): 72-3 (in Russian)

16 Mel'nikov V I Ekzamenatsionnyy stress studentov i osnovnye metody ego optimizatsii Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremen-nye issledovaniya. 2012; (1): 45-60. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=17307476 (in Russian)

Поступила 09. 01.2017 Принята к печати 18. 10 .2017

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.