Научная статья на тему 'Психологическая концепция права Л. И. Петражицкого'

Психологическая концепция права Л. И. Петражицкого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6854
965
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТУИТИВНОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ЭМОЦИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / INTUITIVE AND POSITIVE LAW / ETHICAL AND LEGAL EMOTIONS / MORALITY / LAW POLICY AND JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Валерия Юрьевна

В статье рассматриваются научные концепции Л.И. Петражицкого о роли психики, индивидуально-личностных качеств человека в процессе становления права. Определенное внимание уделяется сформулированной Л.И. Петражицким эмоциональной теории поведения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is considered the scientific concept of L.I. Petrazhitsky about the role of the psyche, individual personal qualities in the process of becoming law. Particular attention is paid to L.I. Petrazhitsky formulated a theory of emotional behavior.

Текст научной работы на тему «Психологическая концепция права Л. И. Петражицкого»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО

ГУСЕВА Валерия Юрьевна

Аннотация. В статье рассматриваются научные концепции Л.И. Петражицкого о роли психики, индивидуально-личностных качеств человека в процессе становления права. Определенное внимание уделяется сформулированной Л.И. Петражицким эмоциональной теории поведения.

Annotation. In the article is considered the scientific concept of L.I. Petrazhitsky about the role of the psyche, individual personal qualities in the process of becoming law. Particular attention is paid to L.I. Petrazhitsky formulated a theory of emotional behavior.

Ключевые слова: интуитивное и позитивное право, этические и правовые эмоции, нравственность, правовая политика, справедливость.

Keywords: intuitive and positive law, ethical and legal emotions, morality, law policy and justice.

Начиная с конца Х1Х в. сторонники психологической теории права утверждают, что онтологическую природу права следует рассматривать не как волю институтов власти, обращенную в закон, а как основу подлинного, «бытийственного» права, формирующего коллективное сознание, социальные установки, межличностные взаимодействия и оценивающего происходящие события с социально-психологических позиций1. Человек, являясь частью социума, должен быть единственным «индикатором», «мерилом» тех или иных общественных отношений, а также изменений в сфере права. В свою очередь право определяет специфику поведения индивида, его развития, характер индивидуальных оценок («правильно - неправильно», «положительно - отрицательно»).

Один из современников Л.И. Петражиц-кого, активный сторонник его теории, петербургский правовед Б.П. Вышеславцев считал, что никто из представителей либеральной правовой мысли России конца Х1Х - начала ХХ в. не смог так близко подойти к разрешению проблемы права, используя глубокие познания в психологической теории, социологии, философии и политике, как Л.И. Петражицкий. Более того, Б.П. Вышеславцев называл своего коллегу величайшим мыслителем современности. Однако ученого «несколько смущал» субъективизм психологической теории, устранив который, как считал Б.П. Вышеславцев, «мы получим настоящую феноменологию пра-

ва, сформулированную с редкой отчетливостью и глубиной, со свойственным этому ученому исключительным проникновением в стихию права»2.

Один из наиболее ярких и талантливых учеников Л.И. Петражицкого, социолог, философ и культуролог П.А. Сорокин акцентировал внимание на том, что его учитель первым среди правоведов пересмотрел современные для своего времени достижения психологической науки и создал принципиально новую теорию правопонимания, отдав предпочтение психике человека, его переживаниям (эмоциям), способности контролировать, ограничивать власть государства3.

Б.А. Кистяковский и Н.М. Коркунов считали психологическую теорию, многочисленные работы Л.И. Петражицкого о морали и нравственности чрезвычайно актуальными, оригинальными, полностью соответствующими тенденциям российской и европейской юридической мысли .

Известный представитель марксистского направления правовой мысли М.А. Рейснер отстаивал позицию психологического обоснования права, воспринимая ее как «настоящее событие науки»5, способное открыть абсолют-

1 Ракитская И.Ф., Кузнецов Э.В. Онтология права в русской научной традиции (Л.И. Петражицкий). СПб., 2000. С. 49-50 ; Тимошина Е.В. Л.И. Петражицкий и Львовско-Варшавская школа // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2013. № 1. С. 182-187.

Поляков А.В. Российский правовой дискурс и идея ком-

муникации. Психологическая теория права Льва Петражицкого. Правовые взгляды П.А. Сорокина. URL : http://society.polbu.ru (дата обращения: 22.05.2016).

3 Пиджаков А.Ю., Майор М.Н. Правовые взгляды П.А. Сорокина // Credo new : теорет. журн. 2010. URL : http:// credonew.ru (дата обращения: 22.05.2016).

4 Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 192-200.

5 Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908. С. 96.

но новые направления и перспективы для понимания права, устранить пробелы, которые имеют место в современной философии, в частности в марксизме. «Только проследив психику этических, эстетических, правовых, религиозных и т. п. переживаний, мы можем выяснить с полной достоверностью вопрос о том, что такое право... какую роль оно может

и должно играть в процессе общего преобразо-

6

вания...» .

И.А. Иванников пришел к выводу, что в современных условиях эволюции правовых систем, когда наблюдается сближение романо-германской и общей семей права, востребованность психологической теории права постоянно возрастает, поскольку судебный прецедент стал признаваться в качестве формы права в европейских странах, а в Российской Федерации уже долгое время дискутируется проблема признания судебного прецедента источником

7

права .

Биографы ученого вынуждены констатировать, что годы пребывания Л.И. Петражиц-кого в Киеве (обучение в Киевском университете) являются самым неизученным этапом его жизни. Однако именно в это время началась научная деятельность одного из корифеев российской юридической науки8.

В контексте нашего исследования целесообразно рассмотреть некоторые события, факты из жизни Л. И. Петражицкого, которые способствовали зарождению и «кристаллизации» его научных воззрений. Прежде всего отметим, что на протяжении двух лет он проходил обучение на медицинском факультете Киевского императорского университета св. Владимира.

Являясь студентом университета, Л.И. Пет-ражицкий мог дополнительно, по своему усмотрению посещать занятия на кафедре философии (в то время основы психологических знаний преподавались в рамках философских дисциплин). К сожалению, по свидетельству современников, программы по психологии и педагогике были составлены крайне реакционными профессорами, часть из которых являлась бывшими воспитанниками Киевской духовной академии;

6 Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология.

7 Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права // Журнал российского права. 2011. № 8. С. 82.

8 Иванников И.А. Студент Киевского университета св.

Владимира Л.И. Петражицкий // История государства и права.

2011. № 23. URL : http://www.center-bereg.ru (дата обращения:

22.05.2016).

профессорско-преподавательский состав пользовался исключительно идеалистической литературой, игнорируя работы позитивистов, естествоиспытателей, основоположников отечественной научной психологии, таких как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпа-нов и др.9

Однако передовые философско-психоло-гические концепции все равно становились достоянием студентов и преподавателей, служили темами для многочисленных дискуссий. Кроме того, психика человека (в ее нормальном и болезненном состоянии) изучалась на кафедре психиатрии, которую в течение 26 лет, начиная с 1885 г., занимал великий русский психолог, психиатр, педагог, профессор И.А. Сикорский.

Ранее И.А. Сикорский служил в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии и Медицинском департаменте МВД. В указанный период он уже имел мировое признание и статус основателя экспериментальной педагогики. Труды ученого, переведенные на многие европейские языки, были посвящены анализу интеллектуальной деятельности учащихся старших классов гимназий европейской части Российской империи, их эмоционально-волевой сферы, особенностей влияния личностного своеобразия на развитие этических и правовых норм, правомерного поведения. Являясь директором Киевского попечительского комитета по тюрьмам, председателем общества покровительства лицам, отбывшим наказание, и беспризорным детям, И.А. Сикорский пропагандировал такие психолого-педагогические методы воздействия на личность, как исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, правовое воспитание, трудоустройство10.

Л.И. Петражицкий также неоднократно обращался к вопросам правового воспитания. В частности, в 1908 г. он писал, что право формирует психологическую готовность как отдельно взятой личности, так и общества в целом существовать в качественно новых, оптимальных условиях. В контексте сказанного ученый выделил две важнейшие задачи «политики права»: 1) усиление роли правовой мо-

9 Демченко Н.Ю. Научно-психологические воззрения киевских ученых Императорского университета св. Владимира конца XIX - начала XX века // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Воронеж, 2003. С. 99-105.

10 Кальченко Т. Сикорский Иван Алексеевич // Русская национальная философия в трудах ее создателей. URL : http://www. hrono.ru (дата обращения: 23.05.2016) ; Музычко Г.В. Нравы и пороки современного общества. Харьков, 1913.

тивации в структуре индивидуального и массового поведения; 2) совершенствование человеческой природы, искоренение пороков, зависти, злобы, преступных наклонностей11.

И.А. Иванников считает, что под правовым воспитанием Л.И. Петражицкого следует рассматривать «комплексное идеологическое, организационно-правовое, социально-психологическое, информационно-ценностное влияние права на все сферы социальной жизни, на сознание и волю участников общественных отношений в целях обеспечения их правового поведения, формирования соответствующего правосознания и правовой культуры, их поддержку и развитие»12.

Согласно воззрениям Л.И. Петражицкого как бытие определяет сознание, так и сознание (индивидуальное, массовое) пронизывает всю жизнь человека, изменяет его бытие.

Психологическая теория права явилась фундаментом для создания новой науки - «политики права»; кроме того, психологическую теорию следует рассматривать в качестве краеугольного камня проблемы выявления соотношений сущности права и нравственности.

Здесь нам хочется вспомнить выдвинутую и обоснованную совсем недавно профессорами В.П. Сальниковым и С.И. Захарцевым компре-хендную теорию права. Ссылаясь на многовековую историю развития права и отсутствие однозначного подхода к его познанию, они предлагают рассматривать право всеобъемлюще. Ученые сравнивают право с бриллиантом и рассматривают как минимум 57 его граней. К каждой из существующих концепций понимания права они предлагают относиться как к одной из его граней. Авторы подчеркивают, что для познания всего феномена надо как минимум знать все его грани - отсюда и всеохватывающий (компрехендный) подход. Исследователи особо предостерегают об опасности идеализации права, подчеркивают, что их доктрина предполагает учет и позитивных (положительных), и негативных (отрицательных) свойств права, ибо оно (право) может быть и разумным, и бессмысленным13.

11 Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. СПб. : Тип. Ю.Н. Эрлих, 1905.

12 Иванников И. А. Теория государства и права. Понятийно-терминологический словарь. М., 2010.

13 Захарцев С.И., Сальников В.П. Как познать право? Мы предлагаем компрехендный подход // Правовое поле современной экономики. 2015. № 9. С. 17-30 ; Они же. Что есть компре-хендная теория права? // Юридическая наука. 2016. № 3 ; и др.

В компрехендной теории права определенная роль принадлежит психологической школе с выяснением ею соотношения сущности права и нравственности.

Для обоснования эмоциональной природы права и нравственности Л.И. Петражицкий предложил свое видение психической жизни, которая опирается на следующие элементы: а) импульсии (эмоции) - двусторонние, активно-пассивные переживания, раздражения; б) односторонние переживания - односторонне-пассивные, познавательные, чувствительные и односторонне-активные, волевые14.

Эмоции являются той силой, которая побуждает и сорганизует умственную работу, внутренние действия. Активируя волю субъекта, эмоции связывают воедино физиологические и психические процессы.

Значительное место в концепции эмоциональной психологии отводится конструированию мотивации. Так, ученый выделяет чувствительно-эмоциональную мотивацию (своеобразное «претерпевание» индивида, которое может и не сводиться к познавательным переживаниям); интеллектуально-эмоциональную мотивацию, к которой относятся право и нравственность (целевую, основную, объективную, акци-онную); и, наконец, исключительно эмоциональную мотивацию (определенный вид устойчивого отношения человека к различным сторонам действительности, к каким-либо конкретным объектам - реальным или воображаемым)15.

К методам изучения реальных правовых и нравственных явлений, а также способов психического реагирования (например, переживаний), порождающих данный феномен, Л.И. Пет-ражицкий отнес самонаблюдение и соединенный метод внутреннего и внешнего наблюдения. Второй метод основывался на дедуктивных умозаключениях, полученных из обобщенных сведений о конкретных, интересующих исследователя переживаниях индивида16.

Необходимо отметить, что в Германии в конце XIX в. были разработаны и успешно применялись экспериментальные методики для изучения психики, в том числе зависимости

14 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб. : Лань, 2000. С. 110.

15 Поляков А. В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2000. № 2. С. 135.

16 Поснов И.В. Соотношение права и нравственности

в психологической теории Л.И. Петражицкого // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9, № 1. С. 98.

психических функций от среды. Наибольшего успеха в данном направлении удалось добиться Э. Веберу, Г. Фехнеру, Г. Гельмгольцу. В 1879 г. в Лейпциге В. Вунд организовал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию и тем самым «подвел» под психологию фундамент естествознания. Была предпринята первая, довольно успешная попытка «размежеваться» с идеалистической философией, хотя никто из ученых не отрицал высокую роль философской методологии в сфере познания человека, в решении вопросов междисциплинарного синтеза, накопленных на тот момент знаний, в том числе и о социально-психологических процессах, физиологии центральной нервной деятельности, политике, праве и т. д.

В то же время ученые столкнулись с новой проблемой: большинство психических функций было невозможно ограничить рамками «строго научных» математических методов. Такие процессы, как сознание, воля, эмоции, интуиция могли интерпретироваться лишь на уровне простого или экспериментального наблюдения. Этот метод достаточно широко использовал Л.И. Пет-ражицкий, а также его современники: создатель психоанализа З. Фрейд, основоположник криминалистики и криминальной психологии Г. Гросс, «отец-основатель» юридической психологии Э. Клапаред и др. Если же обратить свой взор в Средневековье, то необходимо упомянуть святого Августина (1У-У вв.), который ввел в научный обиход метод «познание душой души» или интроспекцию (т. е. самонаблюдение).

Нам показалось, что и современные исследователи С.И. Захарцев, В.П. Сальников, отталкиваясь от идей Л.И. Петражицкого, приходят к мысли о зависимости творчества любого ученого от индивидуальных качеств его личности. Даже использование им методологии научного изыскания связано с жизненной обстановкой становления его как личности. На мировоззрение творца, его методологию существенно влияет биография ученого, окружающая его социальная среда. Научные позиции ученого коррелируются в зависимости от его жизненной ситуации, наблюдается

17

их взаимосвязь и взаимозависимость .

17 Захарцев С.И., Сальников В.П. Становление личности ученого и его научные позиции: взаимосвязь и взаимозависимость // Мир политики и социологии. 2016. № 2. С. 11-17 ; Сальников В.П., Захарцев С.И. Роль биографии ученого в формировании его жизненной позиции, мировоззрения и методологии // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2016. № 2 (92).

Итак, согласно Л. И. Петражицкому право и нравственность являются производными индивидуальной психики, при этом они социальны по своему происхождению; изучение их возникновения и последующей эволюции требует глубокого, всестороннего анализа общественных условий. В то же время право, в отличие от нравственности, обладает широкими и эффективными регулятивными возможностями: «Право... более успешно укрепляет социально желательные привычки и склонности и искореняет противоположные элементы характера; вообще оно оказывает соответственно более неуклонное и сильное воспитательное действие на индивидуальную и массовую психику, чем нравственность»18.

Ф.В. Тарановский пришел к заключению, что описание двустороннего, императивно-атрибутивного характера нормативного воздействия права на индивидуальную волю следует считать одной из неоспоримых научных заслуг Л.И. Петражицкого19.

Л.И. Петражицкий выделял официальное право, поддерживаемое государственной властью, и неофициальное (так называемые непривилегированные нормы), создаваемое и поддерживаемое значительным большинством населения страны для установления согласия и справедливости, негласных корпоративных правил, любовных отношений и т. д. Под позитивным правом Л.И. Петражицкий понимал обычаи, которые длительное время действовали в обществе. Интуитивное право буквально «пронизывает» внутренний мир человека, его мировоззрение, переживания, истинные мотивы поведения. Для Л.И. Петражицкого реальным «являлось только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом осознания двусторонней императивно атрибутивной связанности воли»20.

Поступательное развитие современной юридической науки характеризуется двумя тенденциями: дифференциацией научных знаний и интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Данный процесс сопровождается появлением новых разделов

18 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. С. 598.

19 Тарановский Ф.В. Двусторонний характер юридической нормы // Русская философия права. Антология. СПб. : Алетейя, 1999. С. 345-354.

20 Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 117.

науки, объединяющих ранние обособленные дисциплины. Нельзя забывать и о «свежем взгляде» на труды классиков отечественной либеральной правовой мысли конца XIX - начала XX в. С этой точки зрения обращение к творческому наследию Л.И. Петражицкого представляет собой закономерное явление и может послужить мощным импульсом для создания какой-то новой теории государства и права, дальнейшего развития социальной психологии и социологии, а также способствовать повышению правовой культуры населения страны.

Подводя итог сказанному в данной статье, следует выделить ряд моментов. Прежде всего отметим, что острые дискуссии по проблеме соотношения права с психикой человека продолжались на протяжении многих столетий. Данные вопросы не потеряли своей актуальности и в XXI в. Впервые оригинальная и последовательная трактовка права с позиции психо-

логии была дана Л.И. Петражицким; исследуя природу права, ученый обосновывает вывод о том, что право - это явление внутреннего мира, особенность индивидуальной психики человека. Право представляет собой особые этические и правовые эмоции (переживания). Основной чертой правовых эмоций автор считал их императивно-атрибутивную направленность, этические эмоции характеризовались осознанием чувства долга, ответственностью и т. д .

Значение права в жизни социума несравненно выше нравственности, так как, по мнению Л.И. Петражицкого, пассивная этическая мотивация обязательно уступает осознанию правомочности (активной этической мотивации).

Право играет важную роль в воспитании, формировании эмоционально-волевой сферы, которая определяет характер мотивации на индивидуальном и массовом уровнях.

Библиографический список

1. Демченко, Н.Ю. Научно-психологические воззрения киевских ученых Императорского университета св. Владимира конца XIX - начала XX века // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. - Воронеж, 2003.

2. Захарцев, С.И. Как познать право? Мы предлагаем компрехендный подход // Правовое поле современной экономики. - 2015. - № 9.

3. Захарцев, С.И. Становление личности ученого и его научные позиции: взаимосвязь и взаимозависимость / С.И. Захарцев, В.П. Сальников // Мир политики и социологии. - 2016. - № 2.

4. Захарцев, С.И. Что есть компрехендная теория права? / С.И. Захарцев, В.П. Сальников // Юридическая наука. - 2016. - № 3.

5. Иванников, И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права // Журнал российского права. - 2011. - № 8.

6. Иванников, И.А. Студент Киевского университета св. Владимира Л.И. Петражицкий [Электронный ресурс] // История государства и права. - 2011. - № 23. - Режим доступа : http://www.center-bereg.ru (дата обращения: 22.05.2016).

7. Иванников, И.А. Теория государства и права. Понятийно-терминологический словарь. -М., 2010.

8. Кальченко, Т. Сикорский Иван Алексеевич [Электронный ресурс] // Русская национальная философия в трудах ее создателей. - Режим доступа : http://www.hrono.ru (дата обращения: 23.05.2016).

9. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права. - СПб., 1998.

10. Кузнецов, Э.В. Философия права в России. - М., 1989. - С. 117.

11. Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. - СПб. : Тип. Ю.Н. Эрлих, 1905.

12. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб. : Лань, 2000.

13. Пиджаков, А.Ю. Правовые взгляды П.А. Сорокина / А.Ю. Пиджаков, М.Н. Майор [Электронный ресурс] // Credo new : теорет. журн. - 2010. - Режим доступа : http://credonew.ru (дата обращения: 22.05.2016).

14. Поляков, А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2000. - № 2.

15. Поляков, А.В. Российский правовой дискурс и идея коммуникации. Психологическая теория права Льва Петражицкого. Правовые взгляды П. А. Сорокина [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://society.polbu.ru (дата обращения: 22.05.2016 г.).

16. Поснов, И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории Л.И. Петражицкого // Вестник МГТУ. - 2006. - Т. 9, № 1.

17. Ракитская, И.Ф. Онтология права в русской научной традиции (Л.И. Петражицкий) / И.Ф. Ра-китская, Э.В. Кузнецов. - СПб., 2000.

18. Рейснер, М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - СПб., 1908.

19. Сальников, В.П. Роль биографии ученого в формировании его жизненной позиции, мировоззрения и методологии / В.П. Сальников, С.И. Захарцев // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. - 2016. - № 2 (92).

20. Тарановский, Ф.В. Двусторонний характер юридической нормы // Русская философия права. Антология. - СПб. : Алетейя, 1999.

21. Тимошина, Е.В. Л.И. Петражицкий и Львовско-Варшавская школа // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2013. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.