УДК 340.111
УЧЕНИЕ Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО О ПРАВЕ И ЕГО ОЦЕНКА В РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
© Олег Александрович УШКАРЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры теории государства и права, e-mail: 68.oleg.68@mail.ru
Рассматривается теория понимания права, сформулированная Л.И. Петражицким, основоположником психологической теории права. Показывается оценка научного наследия ученого другими российскими правоведами. Дается краткий анализ теоретических установок в рамках теории правопони-мания Л.И. Петражицого, анализируются недостатки его понимания права.
Ключевые слова: Петражицкий; правопонимание; психологическая теория права; нравственность; развитие права.
Актуальность изучения наследия Л.И. Петражицкого обусловлена тем, что его теория понимания права является частью современной концепции правового государства, при этом не все ее потенциальные возможности использованы. Кроме того в юридической науке существует довольно мало исследований, посвященных наследию Л.И. Петражицкого и его теории, в т. ч. во взаимосвязи с другими типами понимания права.
Оригинальная теория правопонимания была сформулирована Л.И. Петражицким на рубеже ХІХ-ХХ вв. Теория, получившая наименование «психологической», содержит в своем существе позиции ученого, определяемые естественно-правовыми признаками, которые могут рассматриваться как совокупность установок, ориентированных на наличие идеалов высшего, авторитетного свойства, норм-установок, норм-критериев, предстающих в качестве масштабов-ориентиров, к уровню которых должно стремиться позитивное (официальное) право. Другими словами, комплекс нормативно-правовых регуляторов, отражающих стремление создания установок с позиций моральных, разумных оценок, в первую очередь, право установителей, правосоздателей и правоприменителей.
Сложность уяснения теории понимания права Л.И. Петражицкого заключается в несовпадении подходов к пониманию права по отношению к тем бесчисленным этическим переживаниям, которые по терминологии автора относятся к интуитивному праву, в соответствии с общим словоупотреблением он использует то слово «право», то слово
«нравственность», или соединяют их (например, «нравственное право») [1, с. 10].
Л.И. Петражицкий исследовал механизм появления права и факторы, определяющие его рождение. Он указывал, что существующая в народной психике тенденция сведения своих прав к авторитетной воле, которой приписывают всякого рода власть, есть явление правопорядка [2, с. 167]. Поддержание какого-либо необходимого уровня правопорядка объясняет необходимость унификации правовых мнений и убеждений. Унификация заключается в выработке однообразного шаблона. Этот шаблон, на основе которого формируется единообразное правосознание представляет из себя позитивное право: обычное и законное. Законным называется право, имеющее ссылку на законы, т. е. такие императивно-атрибутивные переживания,
представления, о которых взяты из законов -односторонних распоряжений.
Л.И. Петражицкий полагал, что закон представляется именно распоряжением, а не документом, совокупность которых образует право, поскольку он может вызвать соответствующее представление психики, но не влечет автоматически возникновения правоотношений. Законы - односторонние правовые распоряжения, они являются нормативными фактами, которые вызывают представление в психике человека о себе. То есть имеют свойство быть воспринимаемыми. Закон не порождает правоотношений, поскольку о нем не возникло представления. Право не используется и закон не применяется в связи с отсутствием знаний о правиле, содержащемся в законе. Отсутствие единообразного по-
нимания правила влечет, по мнению ученого, ошибочную попытку его реализации, фактически реализацию другой нормы. Обычное право, как способ выражения, существования позитивного, есть императивно-атрибутивное переживание со ссылкой на соответствующее представляемое массовое поведение, как на нормативный факт. То есть представления, на почве которых появляются переживания, берутся не из распоряжения публичной власти, а из массового поведения, обычая [1, с. 15].
В рамках психологической теории права Л.И. Петражицкого как внутренний мир человека, так и окружающая его атмосфера действительности рассматривается во всей ее сложности и многообразии. Комплекс социальных регуляторов общественно-значимого поведения субъектов общественных отношений предстает как научно-теоретическое обоснование, во главу которого возведен человек со всеми его переживаниями, эмоциями и в процессе его взаимосвязей с государственными институтами, среди которых основополагающее место принадлежит праву. При этом он рассматривал процессы функционирования права с позиций основных характеристик самого института права, что позволяло ему утверждать, «что при определении «существа» права наука должна, исходя из сложного и производного комплекса юридических явлений, выделить в нем первоначально данное. В противном случае она «лишается возможности разложения мира правовых явлений на простейшие элементы и синтез сложных правовых комплексов... из простейших юридических элементов». А таким «простейшим элементом» у него выступает человек, личность как отражение Вечного лика в познании права», - пишут И.Ф. Ра-китская и Э.В. Кузнецов в работе, посвященной анализу наследия ученого [3, с. 27].
Сущность данного положения может быть представлена и в виде необходимости в предъявляемых требованиях к правотворческим процессам - учитывать при создании норм-регуляторов общественно-значимого
поведения с признаками правового свойства, требования норм морали, (нравственности). Именно по этой причине одна из основных фундаментальных работ Л.И. Петражицкого называется «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» [2].
Л.И. Петражицкому принадлежит право открытия особого метода для процессов пра-вопознания и правопользования. Сам автор называл его методом интроспекции. По своим основным характеристикам данный метод значительно отличался от официально признанного, официально используемого метода, не учитывавшего наличия соединительного элемента внутреннего и внешнего наблюдения. Именно такое синтетическое соединение Л. И. Петражицкий представлял в качестве интуитивного права, способного, по его мнению, объединять в себе как частное, так и общее и которое могло бы стать основным положением для практического использования, а также для развития науки о праве
[4, с. 82].
Современное Л.И. Петражицкому право-понимание было позитивистским, которое с его точки зрения имело множество недостатков, связанных с реализацией и применением права, накладывавших негативный отпечаток на всю общественную жизнь. Главные недостатки такого понимания права выражаются в том, что законное право как императивно-атрибутивное переживание, при котором в психике усваивается принцип поведения или норма, выведенная из соответствующего нормативного факта, смешивается с самим нормативным фактом. Традиционное позитивистское мировоззрение усматривает понятие закона в тех нормативных актах, которые изданы государством в соответствии с установленной для этих актов специальной процедурой. «Между тем, - указывал Петра-жицкий, - правовые переживания могут быть со ссылкой на веления богов, на веление отца, на распоряжения владельца предприятия. Нормативно-правовые акты не в состоянии урегулировать возможное поведение, связанное с такими представлениями и соответствующим поведением».
Негативная оценка позитивизма породила то, что научные заслуги Л.И. Петражицко-го не стали признанными в российской науке. Его взгляды многие дореволюционные российские юристы, например, В.И. Сергие-вич, резко критиковали. Марксисты Е.Б. Па-шуканис и П.И. Стучка не воспринимали в качестве самостоятельной теории, а советские правоведы и вовсе отвергли, в т. ч. и наличие специфики и самостоятельности его теории.
В этой связи представляется не совсем точным определение специфики научной теории ученого, предложенное Л.И. Спиридоновым и И.Л. Честновым. «В противоположность принятому сегодня делению науки по предметам изучения, - отмечают авторы, -основатель психологической теории права различает их по роду научных суждений. Особенности субъективного суждения - вот основание классификации теорий» [5, с. 4]. Опровержением этого тезиса может стать высказывание самого Л.И. Петражицкого: «Открытие основного свойства изучаемой категории явлений издает свет и животворящую силу, необходимые для такого идентичного построения науки или, по крайней мере, для приближения к такому идеалу» [6, с. 70].
Считаем, что теория Л.И. Петражицкого оригинальна и имеет свой предмет и методологию. В связи с чем анализ научного наследия Л.И. Петражицкого позволяет сделать вывод о том, что к 1909 г. в России в основном была создана «школа Петражицкого».
Данные вывод мы делаем на основе того, что к этому времени почти ни одна из научно-исследовательских работ, посвященных проблемам права, психологии, философии и социологии не издавалась без использования выводов и анализа теоретических положений теории Л.И. Петражицкого. К таким работам можно отнести труды М.А. Рейснера [7], С.Н. Трубецкого и П.И. Новгородцева, стоявших на позициях неокантианства, а также представителей юридического позитивизма -В.И. Сергеевича, Г.Ф. Шершеневича.
В большей своей массе научная литература ХІХ в. о концепции Л. И. Петражицкого носила полемический характер. При этом и Л.И. Петражицкий, разъясняя сущностное содержание своей теории, вел широкие дискуссии с представителями других научных направлений. В результате росло его влияние на отраслевые дисциплины, что увеличило круг его последователей, среди которых находились два наиболее ярких представителя, чьи имена тесно связаны с историей наиболее революционно настроенных партий -М. А. Рейснер и П.А. Сорокин [8, с. 7].
В советской России после нескольких лет официального признания имя и научное наследие Л.И. Петражицкого были подвергнуты забвению. А.В. Овчинникова полагает, что причины этого не могут не иметь связи с
особенностями трактовки сущности права и правогенеза на ранних этапах развития советского права. Психологическая теория права не вписывалась в идеологические концепции социалистического государства и права, о Л. И. Петражицком почти ничего не писали, а если и упоминали, то исключительно негативно, как о классово-чуждом буржуазном ученом [9, с. 15].
Некое забвение идей Л.И. Петражицкого в России было связано и с тем, что после февральской революции 1917 г. он переехал в Варшаву, где возглавил кафедру социологии в местном университете. Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому, которые переживала Польша в те годы, воспринимались им крайне болезненно. В результате нервного срыва в 1931 г. в силу разных обстоятельств Л.И. Петражицкий покончил жизнь самоубийством.
Работы Л.И. Петражицкого не были переведены на иностранные языки, а соответственно его учение не имело распространения в зарубежной науке. Только в 1955 г. его работы - «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» и «Введение в изучение права и нравственности» - были опубликованы в США благодаря Н.С. Тима-шеву и П.А. Сорокину, которые являлись его учениками. После выхода в свет этих книг идеи Л.И. Петражицкого получили развитие в рамках таких направлений юриспруденции, как социология права, американский и скандинавский правовой реализм, движение свободного права и др.
Подводя итог краткого анализа творчества Л.И. Петражицкого, необходимо отметить следующее.
Развитие правовых взглядов относительно правопонимания в XX в. показало на ошибочность позиций ученых, утверждавших, что уже существует такое исчерпывающее изобилие определений права, что появление какой-либо новой теории уже невозможно. И, тем не менее, таких теорий появилось достаточно большое количество, вполне отвечающим требованиям нашего времени (коммуникативная теория права, интегральный подход к праву, синтетическая теория права, либертарная концепция права). Все указанные теории в той или иной мере заимствовали опыт и положения ранее созданных теорий. Это связано с тем, что эво-
люция любой концепции правопонимания возможна только в том случае, когда происходит усовершенствование системы знаний. Поэтому заслуга Л.И. Петражицкого в становлении теории права в российской юридической науке очевидна.
Необходимо отметить, что изучение теории права Л. И. Петражицкого может приобрести большое значение в деле преодоления в правовом сознании представления о праве как о совокупности нормативных актов, в т. ч. в понимании того, что законодательный акт может быть и бывает неполным, нуждающимся в толковании, может иметь неправовой характер. Дидактическое значение теории Л.И. Петражицкого заключается в том, что так или иначе происходит повышение уровня правовой культуры, что должна быть самоцель любого юриста, как теоретика так и практика.
Таким образом, мы видим, что теоретические установки, разработанные Л.И. Пет-ражицким, остаются ценностными ориентирами, на которые опираются в своих исследованиях современные ученые. Трудно переоценить то наследие, которое оставил своим потомкам один из величайших ученых прошлого, имя которого сегодня знает весь научный мир, Лев Иосифович Петражицкий -теоретик, цивилист, юрист, достойный сын России, один из величайших ученых прошлого, основоположник концептуальных положений психологической теории права.
Считаем, что теория понимания права Л.И. Петражицкого, входя в блок основных учений о сущности права, оказывает положительное влияние на законотворческую и правоприменительную деятельность, на общечеловеческие ценности с целью поддержания определенного уровня законности и
правопорядка. Необходимо отметить, что наследие этого ученого, в силу глобальности его исследований, широте поднимаемых проблем и их значимости для процессов дальнейшего развития учения о праве, принадлежат всему юридическому миру. Его теория содержит ценные для современной науки положения о понимании права, в которой обозначены основные тенденции развития и модернизации права.
1. Головина Л.Ю. Теория понимания права Л.И. Петражицкого: история и современность: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2QQ7.
2. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Спб.,
1907. Т. 1.
3. Ракитская И.Ф., Кузнецов Э.В. Онтология права в русской научной традиции. (Л.И. Петражицкий). СПб., 2002.
4. Петражицкий Л.И. Теория права и государства. СПб., 2QQQ.
5. Спиридонов Л.И., Честнов И.Л. Предисловие к работе Л. И. Петражицкого «Теория права и государства». СПб., 2QQQ.
6. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 2QQQ.
7. Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. Спб.,
1908.
8. Волкова М.А. Политическая и научно-педагогическая деятельность Л.И. Петражицкого: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2QQ5.
9. Овчинникова А. В. Проблемы правогенеза и онтологии права в психологической теории Л.И. Петражицкого: автореф. дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2QQ6.
Поступила в редакцию 9.02.2012 г.
UDC 340.111
L.I. PETRAZHITSKY'S DOCTRINE ABOUT LAW AND ITS ESTIMATION IN RUSSIAN JURISPRUDENCE Oleg Aleksandrovich USHKARYOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Theory of State and Law Department, e-mail: 68.oleg.68@mail.ru
The theory of understanding of the right, the formulated by L.I. Petrazhitsky, is considered by the founder of the psychological theory of the law. The estimation of a scientific heritage of the scientist is shown by other Russian jurists. The short analysis of theoretical installations within the limits of the theory lawunderstanding is given to L.I. Petrazhitsky, lacks of its understanding of the law are analyzed.
Key words: Petrazhitsky; law understanding; psychological theory of law; morals; law development.