3. Деркач А.А. Психология развития профессионала / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова. - М.: РАГС, 2000. - 124 с.
4. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма / В.Г. Зазыкин // Акмеология. - 2013. - № 2. - С. 25-31.
5. Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - 2-е изд., испр. и дополн / Н.В. Кузьмина. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
С
СибАК
www.sibac.info
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Окунева Светлана Евгеньевна
ассистент кафедры психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,
РФ, г. Елец E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN AS THE BASIS OF THEIR PSYCHOLOGICAL HEALTH
Svetlana Okaneva
assistant Professor of psychology and pedagogy, Yelets state University. I.A. Bunin, Russia, Yelets
АННОТАЦИЯ
Ребенок, становясь личностью, переживает различные кризисные ситуации, которые откладывают отпечаток не только на эмоциональном благополучии, но и на здоровье ребенка в целом. В эти моменты необходима помощь взрослых, которые помогают детям справиться с этим, не навредив их здоровью. Важно с самого рождения ребенка заботится о его психологическом здоровье, о его эмоциональных переживаниях, чувствах. Как известно, психологическое здоровье
СибЛК
www.sibac.info
предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
ABSTRACT
A child becomes a person, experiencing various crises that lay their mark not only on the emotional well-being, but also on the health of the whole child. In these moments need help adults who help children cope with this without harming their health. It is important from the very birth of the child takes care of his mental health, his emotional experiences, feelings. As we know, mental health involves mental health, which is based on a full mental development of the child at all stages of ontogeny.
Ключевые слова: психологическая компетентность; дошкольники; психологическое здоровье.
Keywords: psychological competence; preschool children; psychological health.
Одним из главных условий развития ребенка и становления его личности является состояние его психологического здоровья. Данную проблему изучали Н.И. Гуткина, Г.И. Колесникова, И.В. Дубровина и другие. Известно, что в процессе становления личности дети часто встречаются со сложными кризисными, стрессовыми ситуациями, которые ими тяжело преодолеваются. Такие моменты откладывают отпечаток не только на эмоциональном благополучии, но и на здоровье ребенка в целом. Здесь необходима помощь взрослых, которые помогают детям справиться с этим, не навредив их здоровью.
В настоящее время у большинства детей интенсивный ритм жизни, высокая школьная нагрузка, большое количество внеурочных занятий, поэтому актуальной является проблема сохранения и укрепления психологического их здоровья.
Понятие «психологическое здоровье» было введено И.В. Дубровиной. Она отнесла этот термин к личности в целом и показала тесную связь с высшими проявлениями человеческого духа, что и позволило выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов [2].
Соответственно необходимо с первых лет жизни ребенка заботится о его психологическом здоровье, о его эмоциональных переживаниях, чувствах. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Психическое здоровье М.М. Кабанов, А.И. Захаров и другие рассматривали как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Стожарова М.Ю. охарактеризовала психологическое здоровье, как преобладание положительных эмоций над отрицательными и закрепление их в чертах характера и личности детей. Она выделила несколько психолого-педагогических показателей психического здоровья и благополучия дошкольников:
1. поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
2. социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
3. положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
4. равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
5. доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам [3].
Для того чтобы обеспечить психологическое здоровье дошкольников необходимо сформировать у них потребность в саморазвитии, обучить их положительному взаимоотношению с другими людьми.
Для укрепления психологического здоровья дошкольников, работникам дошкольных учреждений и родителям при взаимодействии с детьми, необходимо включать специально разработанные психологические занятия, включающие решение проблемных ситуаций, элементы арттерапии, игры-драматизации, подвижные игры, с целью повышения психологической компетентности у детей.
Е.Е. Алексеева определила психологическую компетентность дошкольника, как знание и понимание ребенком себя, умение найти способы преодоления своих негативных состояний, и как способность решить возникающие проблемы или обратиться за помощью к компетентному значимому взрослому. А одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка она выделила знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы [1]. Если ребенок умеет регулировать свои эмоции, то ему значительно легче справиться с напряжением, а если он затрудняется в этом, то в будущем возможно у него появится какая-либо зависимость (например, интернет-зависимость). Она предлагает свою программу формирования психологической компетентности дошкольников, включающую 2 этапа:
€
СибАК
www.sibac.info
СибЛК
www.sibac.info
1. предоставление ребенку возможности оценить свое состояние и настроение, то есть провести самодиагностику. Педагоги должны обучать выражению эмоций и их распознаванию, инициировать самопознание детей. Неумение ребенка выразить свои чувства словами при неблагополучных условиях развития может приводить к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям.
2. предоставление ребенку возможности самостоятельно или, прибегнув к помощи взрослого, откорректировать свое состояние, настроение. Здесь важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих отрицательных эмоций [1].
Развить психологическую компетентность у дошкольников, можно используя психологические занятия для работы над различными эмоциональными состояниями. Дети должны активно участвовать в этом, испытывая и радость, и страх, и обиду.
Если дети не могут выразить свои эмоции, то это затрудняет взаимодействие с педагогами. Поэтому взрослые должны уделять больше внимания эмоциональному миру детей, обучать их проявлению чувств, выражению эмоций, их распознаванию. На занятиях педагоги должны развивать творческие способности детей, познавательную активность, что возможно, снизит у детей агрессию, тревожность. Также в эту работу необходимо включать и родителей, которые должны закрепить полученные в дошкольном учреждении, навыки (например, выполнение домашних заданий).
Можно сделать вывод, что важным моментом для повышения психологической компетентности дошкольников является не только правильная организация работы воспитателей, психолога, но и их взаимодействие с родителями, направленное на укрепление психологического здоровья детей. Взаимодействие взрослых возможно, проводя родительские собрания, оформляя уголки для родителей, общаясь по электронной почте и т. д., с целью обеспечения эмоционального комфорта ребенка.
Список литературы:
1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.Е. Алексеева - СПб., 2006.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной - СПб., 2004.
3. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст] / М.Ю. Стожарова. - Ростов н /Д., 2007.