Научная статья на тему 'Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья'

Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
776
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CREATIVITY / PRESCHOOL AGE / SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваторопина Светлана Витальевна, Сепп Мария Леонидовна

В статье представлены результаты анализа исследований отечественных и зарубежных ученых о влиянии креативности на психологическое здоровье дошкольников. Рассмотрено соотношение между психическим здоровьем и креативностью. Также определено, что на развитие креативности главным образом влияет предметно-развивающая среда, которая должна быть интересной для ребенка и способствовать его личностному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ваторопина Светлана Витальевна, Сепп Мария Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470119.htm.

ART 470119 УДК 159.9

Ваторопина Светлана Витальевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород [email protected]

Сепп Мария Леонидовна,

магистрант ФГБОУ ВО «(Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород [email protected]

Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья

Аннотация. В статье представлены результаты анализа исследований отечественных и зарубежных ученых о влиянии креативности на психологическое здоровье дошкольников. Рассмотрено соотношение между психическим здоровьем и креативностью. Также определено, что на развитие креативности главным образом влияет предметно-развивающая среда, которая должна быть интересной для ребенка и способствовать его личностному развитию.

Ключевые слова: креативность, психическое здоровье, дошкольный возраст, предметно-развивающая среда.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Психическое (психологическое) здоровье человека относится к категории наиболее интересных, сложных и не потерявшей свою актуальность проблем. Многие ученых занимались изучением проблемы психического здоровья: А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. В. Давыдова, И. В. Дубровина, А. В. Петровский и др. Психическое здоровье - это не только душевное здоровье, но и прежде всего личностное. Оно является обязательным условием полноценного развития ребенка на протяжении всей его жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, развиваются ее главные свойства: психическое и физическое здоровье, а также нравственный и культурный потенциал. Психическое здоровье, с одной стороны, является важнейшей составной частью адаптации ребенка, а с другой - его жизненных сил [1].

Проблема психического здоровья вызывала и вызывает интерес у множества экспертов из различных областей науки: психологов, философов, медиков и т. д. На сегодняшний день существует множество подходов в решении этой проблемы. Понятие «психическое здоровье» неоднозначно, оно как бы соединяет в себе психологическую и медицинскую науки. Так, в словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» вовсе нет, а есть только понятие «здоровье». Здоровье - состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Стоит также отметить, что понятие «психическое здоровье» обширно используется как в медицинской литературе, так и в практике. Однако при всем при этом, состояние психического здоровья объясняется с точки зрения условий психосоциального развития малышей [2]. Так в «словаре по социологии» есть трактовка понятия «здоровья населения», которое имеет несколько значений:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470119.htm.

1. Обычное состояние организма, характеризующееся его гармонией с внешним миром, а также отсутствием болезней;

2. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов и т. д.

Понятие «психическое здоровье» было введено Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

В психологическую литературу термин психического здоровья пришел сравнительно недавно. Практически в каждом словаре отсутствует понятие «психическое здоровье». Первым кто попытался определить данное понятие с точки зрения психологии был А. В. Петровский. По его мнению, психологическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности [2].

А. Маслоу утверждает, что такие нарушения психического здоровья как неврозы и психозы, есть последствия неправильного развития личности. По его мнению, психически здоровые личности - это люди, с высоким уровнем самореализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности. Он также считает, что уважение окружающих, независимость, человеколюбие, креативность, являются показателями психического здоровья.

С точки зрения В. Э. Пахальян «психологическое здоровье - динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе».

По мнению О. В. Хухлаевой, психологическое здоровье - комплекс индивидуальных характеристик, являющихся предпосылками устойчивости к стрессам, социальной адаптации, успешной самоактуализации [3].

Изучив большое количество подходов к понятию психического здоровья остановимся на определении А. В. Петровского, как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Дошкольный возраст является ключевым в качестве закладки основных составляющих психологического здоровья взрослого человека. Поэтому важно сохранить психологического здоровья в детстве. Все же, данные статистики в этой сфере неутешительны. Так, по данным А. И. Захарова, каждый четвертый ребенок в возрасте от 1 до 3 лет имеет существенные отклонения в психологическом здоровье по разным причинам. А в дошкольном возрасте - уже каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка.

Все вышесказанное определяет актуальность изучения проблемы психологического здоровья детей. Исходя из этого целью настоящей статьи является раскрыть влияния креативности на психологическое здоровье дошкольников.

Психическое здоровье детей рассматривается в соответствии со следующими критериями: психическим состоянием, свойствами личности, а также психическими процессами. Одним из психических состояний, содействующих сбережению здоровья является креативность (творческая способность).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470119.htm.

Термин «креативность» происходит от латинского слова огваНо, что в переводе означает «создание», «сотворение» [4].

На данный момент существует множество точек зрения на понятие креативность как в педагогике, так и в психологии. В большинстве случаев в психолого-педагогической литературе термин креативность объединяют с термином творчество, изучается как личностное свойство.

Так в педагогической литературе под креативностью В. А. Сластенин понимает способность к генерированию оригинальных идей, принятию необычных решений, созданию чего-то нового, а именно новых продуктов творческой деятельности.

В то время как в «психологической литературе» креативность понимается как общую творческую способность, процесс изменение уже имеющихся знаний. Наряду с этим ученые говорят, что креативность имеет тесную связь с воображением (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев и др.) [5].

Так Д. Б. Богоявленская описывает креативность, как способность не просто мастерски осуществлять всякую деятельность, но также способность параллельно изменять ее.

В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова (2008) определяют креативность как личностные качества творческого человека, связанные с созданием им новых продуктов.

С точки зрения Э. Фромма, креативность - это способность в неординарных обстоятельствах находить верное решение, направленность на изобретение чего-то нового и необычного.

Ф. Вильямс рассматривает креативность, как свойство личности, выражающуюся в способности генерировать оригинальные идеи, отказываться от общепринятых схем, быстро решать проблематичные ситуации.

По Е. Торренсу, «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению».

Ведущими критериями креативного уровня психологического здоровья являются нижеследующие:

- склонность к рефлексии;

- склонность к самореализации;

- склонность к дружбе и любви.

Особый интерес на сегодняшний день вызывает проблема, связанная с влиянием креативности на здоровье детей. Креативность дает возможность ребенку сберечь не только психическое здоровье, но и оказывает помощь в достижении целей и борьбе с препятствиями, возникающими на пути.

Развитие креативности во многом зависит от того в каком окружении находятся дети - в неизменном, постоянном, однообразном или же, напротив, в динамичном, нестандартном, оригинальном, меняющемся [6].

А. Маслоу отмечал, что ухудшение показателей креативности по мере взросления связано с воспитанием детей в императивной среде. В. Н. Дружинин также подчеркивал, что общество привыкло к неизменности, стабильности и следованию правил, в то время, как креативность подразумевает независимость и самостоятельность в действиях. Лишь специально организованная среда, с точки зрения автора, может стимулировать развитие креативности.

Л. С. Выготский, Н. Т. Гринявичене, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Флерина, С. Л. Новоселова и др., также утверждали, что на формирование творческих способностей дошкольников в большей степени оказывает влияние предметно-развивающая среда в ДОУ.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470119.htm.

Предметно-развивающая среда - это специально организованное пространство, которое способно обеспечить социокультурное развитие ребенка и развитие его способностей [7].

С точки зрения ученых, предметно-развивающая среда должна формировать условия для творческой деятельности. Она должна подталкивать детей к игровой деятельности, развивать воображение и т. д.

По мнению И. А. Липчанской обязательным условием в создание предметно-развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель. Необходимо, чтобы педагог в процессе работы с детьми придерживался принципа: «Не над детьми, а вместе с ними!». Цель педагога - способствовать формированию ребенка как личности. Все это подразумевает решение следующих задач: формирование у ребенка доверительного отношения к миру, ощущения счастья существования (психологическое здоровье); развитие основ личности (социокультурное развитие); формирование личности ребенка. В процессе работы педагог должен избегать строгого регламента, занятия должны проходить в свободной и интересной форме, дети должны почувствовать свою сопричастность к процессу деятельности. Педагог должен исходить из интересов прежде всего ребенка.

Самое главное, чтобы дети ощущали себя абсолютно безопасно и уютно в предметно-развивающей среде, чтобы они могли реализовать творческие идеи, а также изучать и менять среду на свое усмотрение.

Главными аспектами в создании креативной среды выступают:

- присутствие позитивного креативного образца (прежде всего на развитие творческих способностей большое влияние оказывает взаимодействие детей с взрослыми, имеющих развитые творческие способности);

- формирование условия направленных на подражание креативному поведению;

- создание благоприятной атмосферы для практических занятий;

- исключение строго регламента занятий.

Н. Н. Поддьяков говорил, что творчество в дошкольном возрасте надлежит понимать, как механизм формирования деятельности детей; увеличение знаний, умений, навыков; развития личности. Л. С. Выготский придерживается той же точки зрения: он утверждает, что важность творчества заключается не в продукте, а в процессе.

Н. А. Ветлугина отмечает, что формирование творческих способностей идет от копирования действий взрослого к стремлению собственным силами перенести полученный опыт в повседневность, а далее к творческой активности. Ребенка как творца характеризует группа качеств. Это отыскивание нетрадиционных путей решения проблем, изъявление желания использовать усвоенные способы действий в отношении нового предмета и т. д. Одним из основных условий формирования креативной личности выступает право на независимость. Педагогу необходимо сделать обычную деятельность творческой, ставить детей в условия художественного поиска, требующего активации творческих способностей. Еще одним главным условием является необходимость создания содержательно-насыщенной среды дошкольного учреждения, она должна способствовать возникновению и формированию познавательного интереса, эмоций, чувств ребенка.

Также взрослые должны поощрять самостоятельность детей в процессе творческой и интеллектуальной работы, но в то же время помогать в случае неудачи малышей и радоваться их достижениям. У детей в процессе занятий должно сформироваться чувство защищенности, доверительного отношения к взрослому.

Чуткое и заботливое отношение к процессу и результату деятельности детей, является одним из условий «высвобождения» творческих возможностей личности.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470119.htm.

Опосредующим требованием усовершенствования творческих способностей выступает элемент обучения, в ходе которого развиваются нужные во всякой деятельности знания, помогающие на начальных этапах творческого процесса.

Согласно ФГОС образовательная деятельность в ДОУ должна строится, прежде всего, исходя из интересов ребенка, необходимо сформировать условия для реализации творческого потенциала детей в процессе их воспитания и обучения, а именно в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

На данный момент многие педагоги еще не способны в полной мере сформировать необходимые условия для реализации творческого потенциала дошкольников. По результатам исследования направленных на изучение состояния работы по развитию креативности дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений проведенной Л. Н. Прохоровой, главными причинами неудовлетворительной работы по развитию креативности дошкольников служат недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, недостаточный уровень развития творческого потенциала воспитателей ДОУ, а также отсутствие соответствующего методического обеспечения.

Также среди проблем нынешнего образовательного процесса, препятствующих эффективности решения вопросов творческого развития личности можно назвать следующие:

- обращение к личностно-ориентированной модели воспитания еще не полностью завершен, при всем при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка, удерживать выражение самостоятельности и оригинальности в пределах педагогических задач и пр.;

- несовершенное владение технологией развития творческих способностей и, как итог, оценка главным образом продукта детского творчества, а не динамики его развития [6].

Таким образом, анализ литературы помог определить, что имеется тесная связь между психическим здоровьем и креативностью. Психическое здоровье детей рассматривается в соответствии со следующими критериями: психическим состоянием, свойствами личности, а также психическими процессами. Одним из психических состояний, содействующих сбережению здоровья, является креативность (творческая способность) Креативность дает возможность ребенку сберечь не только психическое здоровье, но и оказывает помощь в достижении целей и борьбе с препятствиями, возникающими на пути. Большое значение на развитие креативности оказывает предметно-развивающая среда, которая должна быть интересной и насыщенной. Образовательная среда должна строится исходя из интересов ребенка, а именно в форме игры, так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а значит, интересна дошкольникам. Правда на данный момент многие педагоги не способны в полной мере сформировать необходимые условия для реализации творческого потенциала детей, из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности и т. д.

Ссылки на источники

1. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

2. Там же.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Развитие креативности у детей как условие сохранения психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470119.htm.

4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.

5. Там же.

6. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 94 с.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Svetlana Vatoropina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Institute of Continuing Teacher Education, Novgorod State University Named after Yaroslav Mudryj, Velikiy Novgorod [email protected] Maria Sepp,

Graduate, Institute of Continuing Teacher Education, Novgorod State University Named after Yaroslav Mudryj,

Velikiy Novgorod

[email protected]

Development of creativity in children as a condition for maintaining psychological health Abstract. The article presents the results of an analysis of the research of Russian and foreign scientists on the influence of creativity on the psychological health of preschool children. The relationship between mental health and creativity is considered. It was also determined that the development of creativity is mainly influenced by the subject-developing environment, which should be interesting for the child and contribute to his personal development.

Key words: creativity, mental health, preschool age, subject-developing environment.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 14.04.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.04.17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята к публикации Accepted for publication 17.04.17 Опубликована Published 20.04.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ваторопина С. В., Сепп М. Л., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.