СЕКЦИЯ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И АКМЕОЛОГИЯ»
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ермоленко Андрей Владимирович
аспирант кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета,
РФ, г. Белгород E-mail: andrey.ermolenko. 2014@mail. ru
THE PROBLEM OF PROFESSIONALISM OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Andrey Ermolenko
postgraduate student, Department of developmental and social psychology of the Faculty of Psychology of Belgorod state national research university,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
В статье представлен теоретический анализ проблемы профессионализма руководителей образовательных организаций. Автором обосновывается применение акмеологического подхода к профессионализму как способа комплексного и системного изучения феномена профессионального развития субъекта труда. В ходе теоретического анализа ставится вопрос об изучении инвариант профессионализма как показателя личностно-профессионального развития руководителей образовательных организаций.
ABSTRACT
The article presents a theoretical analysis of the problem of professionalism of heads of educational organizations. The author substantiates the application of acmeological approach to professionalism as a means of comprehensive and systemic study of the phenomenon of professional development of the labor subject. In the theoretical analysis raises the question of studying the invariant of professionalism as an
www.sibac.info
СибЛК
www.sibac.info
indicator of personal and professional development of heads of educational organizations.
Ключевые слова: акмеология; профессионализм; акмеологи-ческие инварианты профессионализма; подсистемы профессионализма; управленческая деятельность.
Keywords: acmeology; professionalism; acmeological invariants of professionalism; management activity; subsystems of professionalism.
Профессионализм в качестве предмета психологии имеет давнюю традицию изучения, начиная от научной организации труда, разрабатываемой под руководством А.К. Гастева в Центральном институте труда, и заканчивая современными воззрениями на профессионала как сложную и многогранную систему. Акмеология как наука, зародившаяся в рамках возрастной психологии, где ей отводилось место в объяснении и понимании проблем развития психики человека в зрелом возрасте, на сегодняшний день четко и аргументированно обозначила свою самодостаточность и независимость от родовой дисциплины. В своем современном состоянии акмеология - это наука о зрелой личности, наука о достижении АКМЕ в развитии человека как личности и субъекта труда [6].
В рамках акмеологии феномен профессионализма рассматривается сквозь призму подхода, разработанного Б.Г. Ананьевым. Данный подход подразумевает ориентацию на комплексный и системный анализ человека в качестве предмета изучения психологии и других наук. Поэтому, ориентируясь на человекознание Б.Г. Ананьева, акмеология предложила свой взгляд на проблему развития субъекта труда, этот взгляд отражается в определении акмеологии как научной дисциплины, предложенного А.А. Деркачом: «Акмеология - совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения» [1, с. 32]. Поэтому закономерным является то, что развитие профессионализма в акмеологии понимается как образование у субъекта трудовой деятельности особого сознания профессионала, преломленного через призму личности, в которой отражаются особенности деятельности. Опираясь на это положение, акмеология выдвигает свое понимание профессионализма через личностно-профессиональное развитие, в котором раскрываются особенности изменений, происходящих в личности человека во время становления его как профессионала. Такое понимание развития личности как субъекта труда наиболее полно отражается в словах великого русского
характеролога А.Ф. Лазурского, который подчеркивал, что главное в человеке - это «богатство личности», то есть разнообразие и сложность психических явлений и способностей. Лазурский под развитием личности понимал «максимум развития способностей и дарований, их обогащение», тем самым акцентируя внимание на равноправии приобретенного и потенциального [цит. По 2]. Концепция личностно-профессионального развития составляет «идеологическую» основу акмеологии и реализуется в акмеологических законах и закономерностях. Личностно-профессиональное развитие раскрывается в акмеологии через анализ содержательной и структурно-процессуальной плоскостей.
Содержательно личностно-профессиональное развитие характеризуется качественным переходом в развитии субъекта труда. Содержательная сторона, по мнению А.А. Деркача, раскрывается в общем расширении субъектного пространства личности, в обогащении профессиональной и нравственной сферы [3], и это непосредственно соответствует расширению такой важнейшей характеристики как масштаб или масштабность личности [4].
Структурно-процессуальное развитие субъекта труда как профессионала в акмеологии рассматривается с помощью системного подхода, который, рассматривая систему профессионализма, выделяет специфические подсистемы:
• профессионализма личности и деятельности;
• нормативной регуляции;
• мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения;
• рефлексивной самоорганизации;
• творческого потенциала личности.
Индикатором развития подсистем профессионализма, на наш взгляд, выступают акмеологические инварианты профессионализма, которые, с одной стороны, непосредственно отображают степень достижения профессионализма в деятельности, а с другой - сами предопределяют успешность прохождения этого тернистого пути. Проблема акмеологических инвариант профессионализма в акмеологии раскрывает значительную часть понимания феномена личностно-профессионального развития, так как именно инварианты играют значительную роль в подсистемах профессионализма деятельности и личности. Инварианты профессионализма как универсальные качества, свойства и умения обеспечивают достижение АКМЕ человека в качестве субъекта труда, позволяя ему расширить
www.sibac.info
СибЛК
www.sibac.info
свои возможности и реализовать «потенциальное». В акмеологии инварианты профессионализма подразделяются на:
• общие - обеспечивают успешность профессионала во многих сферах;
• специфические - характерны для определенной деятельности.
Особую значимость проблема инвариант профессионализма обнаруживает в образовательной системе страны, которая непосредственно закладывает фундамент для будущего развития общества, поэтому изучение инвариант профессионализма руководителей образовательных организаций имеет исключительный характер. Так, именно в управленческой деятельности в образовательной организации мы наблюдаем совмещение двух уникальных форм деятельности: управленческой, реализуемой в управлении организацией, и педагогической, раскрывающейся в необходимости организовывать образовательный процесс. Такое совмещение выдвигает специфические требования к личности управленца образовательной организации.
Также немаловажным является то, что управленческая деятельность в своей сущности подразумевает сопряженность субъект-субъектной и субъект-объектной форм деятельности, выраженной в необходимости управления социотехнической системой [5]. Данная синергия предопределяет становление особого пути личностно-профессионального развития руководителя образовательной организации, что непосредственно формирует специфическую структуру подсистем профессионализма руководителей образовательных организаций, отражённую в специфике инвариант профессионализма.
Таким образом, анализ литературы, описывающей проблему профессионализма руководителей образовательных организаций, показал, что для наиболее полного и объективного раскрытия феномена профессионализма возможно использование акмеологи-ческого подхода, который позволяет раскрыть качественную и количественную специфику профессионализма руководителей образовательных организаций. Данный подход предопределяет возможность построения моделей развития профессионала в той или иной сфере, тем самым обеспечивая возможность унификации и контроля процесса управления в образовательной системе государства.
Список литературы:
1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
2. Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
3. Деркач А.А. Психология развития профессионала / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова. - М.: РАГС, 2000. - 124 с.
4. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма / В.Г. Зазыкин // Акмеология. - 2013. - № 2. - С. 25-31.
5. Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
6. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - 2-е изд., испр. и дополн / Н.В. Кузьмина. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
www.sibac.info
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Окунева Светлана Евгеньевна
ассистент кафедры психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,
РФ, г. Елец E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN AS THE BASIS OF THEIR PSYCHOLOGICAL HEALTH
Svetlana Okuneva
assistant Professor of psychology and pedagogy, Yelets state University. I.A. Bunin, Russia, Yelets
АННОТАЦИЯ
Ребенок, становясь личностью, переживает различные кризисные ситуации, которые откладывают отпечаток не только на эмоциональном благополучии, но и на здоровье ребенка в целом. В эти моменты необходима помощь взрослых, которые помогают детям справиться с этим, не навредив их здоровью. Важно с самого рождения ребенка заботится о его психологическом здоровье, о его эмоциональных переживаниях, чувствах. Как известно, психологическое здоровье