Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТНОШЕНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азарнова Анна Николаевна

Проанализированы содержание психологического понятия «переживание» и роль переживания в системе взаимодействия психолог-клиент в процессе психологического консультирования. Рассмотрены основные признаки переживания. Охарактеризована важность работы с переживанием клиента в ходе психологического консультирования. Описаны основные задачи консультанта по отношению к переживанию клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL CATEGORY OF EXPERIENCE AND LTS UNDERSTANDING IN THE CONTEXT OF CONSULTATIVE LNTERACTION

This article is devoted to the psychological analysis of the concept of experience and the role of experience in the system of interaction between a psychologist and a client in the process of psychological counseling. The main signs of the experience are considered. The importance of working with the client's experience in the course of psychological counseling is characterized. The main tasks of the consultant in relation to the experience of the client are described.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.06.R45 УДК 159.942

А.Н. Азарнова,

Российский новый университет

Психологическая категория переживания и ее осмысление в контексте консультативного взаимодействия

Категория переживания имеет давнюю историю исследования в отечественной и зарубежной философии и психологии. Так, наиболее серьезное внимание уделялось ее анализу в рамках феноменологии (Э. Гуссерль, Д Дильтей, Ю. Дженд-лин), исследования чувств и эмоций в отечественной психологической традиции (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.Е. Бассин). Глубокий анализ всех этих работ показывает, что переживание может быть понято как форма, в которой субъекту непосредственно, феноменологически дан (представлен) личностный смысл какого-либо явления, события, ситуации. Таким образом, переживание связывает сознание человека с его потребностями и мотивами, является формой, в которой личностный смысл представлен в сознании.

Несколько иной смысл вкладывал в это понятие Ф.Е. Василюк. В его работах переживание понимается как психическая деятельность субъекта, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с критической ситуацией [2].

В качестве основных признаков (характеристик) переживания могут быть названы следующие.

1. Довербальный характер. Переживание не является ни эмоцией, ни образом,скорее это «пред-эмоция», «пред-образ» -

© Азарнова А.Н., 2021

Переживание — очень важная психологическая категория. Оно помогает прояснить наши внутренние, субъективные смыслы, которые мы вкладываем

в окружающие нас явления, события, ситуации

целостное, нередко смутное, но, тем не менее, улавливаемое внутреннее ощущение-чувство, связанное с явлением, событием, ситуацией, отражающее его субъективное значение для данного конкретного человека. Это непосредственно данный на чувственном уровне смысл того или иного предмета переживания. Его можно описать как внутреннее чувство, возникающее при спокойном, расслабленном и неторопливом фокусировании внимания на каком-либо реальном или идеальном предмете, имеющем субъективное значение для данного конкретного человека. Обычно переживание отражает-

ся в слабых, смутных, неотчетливых телесных ощущениях, возникающих в области живота, груди, солнечного сплетения, иногда горла, реже - рук и ног.

2. Доступность символизации. Чувственно воспринимаемый смысл, который дан субъекту в изначально довербальной форме, может быть посредством определенного усилия соотнесен с той или иной символической системой (символизирован), «переведен» на язык, привычный и понятный сознанию. Таким языком может быть язык слова, эмоции, образа, телесного ощущения, позы, движения, звука, музыки. Символизация может быть в большей или меньшей степени

I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

АЗАРНОВА АННА НИКОЛАЕВНА Российская Федерация, Москва

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета. Сфера научных интересов: переживание клиента и его динамика в консультативном и психотерапевтическом взаимодействии. Автор 36 опубликованных научных трудов. Электронная почта: omela25@yandex.ru.

ANNA N. AZARNOVA Russian Federation, Moscow

Ph.D. of Psychological Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of General Psychology and Psychology Labor of the Russian New University. Research interests: the client's experience and his dynamics in counseling and psychotherapeutic interaction. Author of 36 scientific works. E-mail address: omela25@yandex.ru.

Проанализированы содержание психологического понятия «переживание» и роль переживания в системе взаимодействия психолог-клиент в процессе психологического консультирования. Рассмотрены основные признаки переживания. Охарактеризована важность работы с переживанием клиента в ходе психологического консультирования. Описаны основные задачи консультанта по отношению к переживанию клиента.

Ключевые слова: переживание, личностный смысл, взаимодействие, отношение, консультирование.

This article is devoted to the psychological analysis of the concept of experience and the role of experience in the system of interaction between a psychologist and a client in the process of psychological counseling. The main signs of the experience are considered. The importance of working with the client's experience in the course of psychological counseling is characterized. The main tasks of the consultant in relation to the experience of the client are described.

Keywords: experience, personal meaning, interaction, attitude, counseling.

точной, что всегда улавливается на субъективном уровне - субъект обычно способен дать отчет о том, насколько точна символизация того или иного его переживания. Точная символизация переживания позволяет ему стать субъективно более отчетливым.

3. Различная степень воспринимаемой отчетливости. Обычно удержание того или иного переживания в фокусе внимания, сокращение внутренней дистанции по отношению к нему, а также точная символизация позволяют повысить воспринимаемую отчетливость переживания.

4. Возможность изменения внутренней дистанции субъекта по отношению к переживанию. Максимально близкая дистанция выражается в ситуации «затопленности» переживанием, максимально далекая - в ситуации его игнорирования, когда оно присутствует в феноменальном поле, но не является предметом внимания. Та или иная дистанция по отношению к переживанию есть то, чем реально может управлять субъект (за исключением особых случаев), а изменение дистанции способно повлиять на качество переживания. На изменении дистанции субъекта по отношению к переживанию построено

значительное количество психотерапевтических техник и приемов, относящихся к различным модальностям психотерапии.

5. Переживание разворачивается во внутренней системе координат личности, и субъект может по-разному относиться к нему. Для каждого из нас без исключений одни переживания являются субъективно легитимными, принимаемыми, а к другим мы относимся иначе, не позволяем им быть. Кому-то из нас трудно принять себя в гневе и агрессии, кому-то - в печали и беспомощности, кому-то - в переживании острой потребности в принимающем контакте. Продвижение клиента в терапии часто связано с тем, что табуированные или стигматизированные переживания получают гораздо больше принятия и позволения быть со стороны Я, они тоже могут быть услышаны наравне со всеми. Когда это становится возможным, человек получает более прямой доступ к осознанию и переживанию своих истинных потребностей.

6. Переживание является феноменом внутренней психической жизни субъекта, по отношению к которому возможно совершение психического действия. Переживание можно подавить,

раздуть, заглушить, игнорировать либо переложить ответственность за его возникновение на третьих лиц. Способность как-то обходиться с переживанием, регулировать его - это сложное психическое умение, обеспечивающееся нейрофизиологическими действиями: 1) замечать переживание; 2) правильно обозначать (символизировать) его; 3) принимать переживание, то есть относиться к нему доброжелательно, с уважением и интересом; 4) улавливать потребность, стоящую за переживанием; 4) по возможности удовлетворить потребность, стоящую за переживанием, а если это невозможно - предпринимать психические действия, облегчающие фрустрацию, дающие облегчение или утешение (перенос внимания на другой объект, подбадривание себя и самоподдержка, снятие напряжения посредством различных способов и др.).

7. Переживания не являются статичным феноменом, им присуща многоуровневая внутренняя динамика. Качество и интенсивность переживания гибко и динамично видоизменяются в условиях их принятия или непринятия, точной или неточной символизации, попытках прояснения их субъективного смысла либо

_АЗАРНОВА А.Н. И

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ...

игнорировании. Как в случаях принимающего и эмпатичного отношения, так и в тех случаях, когда переживание не принято (значимым другим или самим субъектом), не понято, не имеет возможности быть выраженным или невыносимо (его трудно выдерживать), оно может преобразоваться в какое-то другое переживание. Нэнси Мак-Вильямс в книге «Формулирование терапевтического случая» пишет: «...проблема людей, склонных к проявлению насилия, состоит не в управлении гневом, а в использовании гнева для защиты от страха брошенности, который связан со стыдом, унижением и виной <...> гнев для многих людей, склонных к постоянному проявлению насилия, является неверной попыткой смягчить или избежать более тяжелых чувств» [4, с. 161].

В процессе психологического консультирования работа с переживанием клиента является одной из актуальных задач. Именно она позволяет соотнести консультативное взаимодействие с реальными потребностями клиента, неудовлетворение которых и приводит его к визиту к психологу. Значительная часть клиентов, как показывает анализ консультативного взаимодействия, демонстрирует тенденцию к уходу от собственных переживаний, их игнорированию, использует разнообразные психологические защиты. Если консультант также будет оставаться лишь в когнитивной плоскости анали-

за внутреннего процесса клиента, консультативное взаимодействие явно потеряет в своей глубине. В связи с этим обозначение задач консультанта по отношению к процессу переживания клиента является весьма актуальной задачей.

Обозначим основные, на наш взгляд, задачи консультанта по отношению к переживанию клиента.

1. Обеспечивать оптимальный контакт клиента с переживанием в ходе консультативного взаимодействия. Это означает, что важно добиваться того, чтобы клиент по возможности хорошо прочувствовал то, о чем идет диалог, слышал то, как в нем отзывается и то, что обсуждается, и контакт с терапевтом.

2. Учить клиента искать и устанавливать контакт с собственным переживанием, удерживать его и прояснять субъективные смыслы, заложенные в переживании, получая, таким образом, прямой доступ к собственным потребностям.

3. Способствовать тому, чтобы клиент осознавал, рефлексировал свое привычное отношение к тому или иному переживанию и обращение с ним. Это помогает клиенту найти внутреннюю дистанцию по отношению к привычному способу обрабатывать переживание, перестать быть его заложником, создает базу для положительной динамики в данной области.

4. Консультант является для клиента прообразом хорошей родительской фигуры, дающей опыт адекватного отношения к пережи-

ванию клиента и его регуляции. Это означает, что в ходе взаимодействия он является тем человеком, который замечает переживания клиента и помогает клиенту самому их заметить, правильно символизировать переживания, относится к ним принимающим и безоценочным образом и помогает понять стоящие за переживанием потребности, а также найти подходящий способ удовлетворить их.

Таким образом, переживание может быть понято как форма, в которой субъекту непосредственно, феноменологически дан (представлен) личностный смысл какого-либо явления, события, ситуации. В качестве основных признаков (характеристик) переживания могут быть названы: довербальный характер, доступность символизации, различная степень воспринимаемой отчетливости, наличие внутренней дистанции субъекта по отношению к переживанию, внутренняя динамичность, возможность субъекта по совершению внутреннего действия по отношению к переживанию. Основными задачами консультанта по отношению к переживанию клиента являются: обеспечение оптимального контакта клиента с переживанием в ходе психотерапевтического взаимодействия; обучение поиску и установлению контакта с переживанием; помощь в рефлексии собственного отношения к переживанию и моделирование такого опыта в положительном ключе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 13-23.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского государственного ун-та, 1984. 200 с.

3. Джендлин Ю.Т. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 448 с.

4. Мак-Вильямс Н. Формулирование психоаналитического случая. М.: Независимая фирма «Класс», 2015. 328 с.

5. Улановский А.М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2016. 255 с.

REFERENCES

1. Bassin F.V. (1973) K razvitiyu problemy znacheniya i smysla [Towards the Development of the Problem of Meaning and Meaning]. Voprosy psihologii, no. 6, pp. 13-23 (in Russian).

2. Vasilyuk F.E. (1984) Psihologiya perezhivaniya [Psychology of Experience]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publishing. 200 p. (in Russian).

3. Gendlin E.T. (1982) Focusing. 2nd rev. ed. Bantam. 224 p.

4. McWilliams N. (1999) Psychoanalytic Case Formulation. 1st ed. The Guilford Press. 240 p.

5. Ulanovsky A.M. (2016) Fenomenologicheskaya psihologiya. Kachestvennye issledovaniya i rabota s perezhivaniem [Phenomenological Psychology. Qualitative Research and Work with Experience]. Moscow: Smysl Publishing. 255 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.