Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯВ ФОРМАТЕ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА)'

ОТРАЖЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯВ ФОРМАТЕ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
448
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куценко Надежда Юрьевна, Ярославцева Ирина Владиленовна

Предпринята попытка анализа закономерного отражения принципов экзистенциальной традиции в практике психологического консультирования. Указано, что в современной психологической науке происходит укоренение экзистенциальной традиции и обращение исследователей и практиков к ее ключевому методу - феноменологическому. На основании анализа авторитетных научных источников обоснована актуальность заявленной темы. В качестве примера для исследования отражения экзистенциальной традиции в практике психологического консультирования выбран гештальт-подход, имеющий явную феноменологическую направленность. Определено, что цикл контакта психологического консультирования в аспекте гештальт-подхода отражает содержание феноменологической редукции. Показано, что в своей сути этапы взаимодействия психолога-консультанта с клиентом феноменологически ориентированы (предполагают эмпатию, «присутствие» и т. д.), при этом ключевым всегда выступает принцип диалогизма. Кроме того, указана важность обращения консультанта к субъективному опыту клиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL TRADITION IN PSYCHOLOGICAL COUNSELING (THE CASE OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN THE VIEW OF THE GESTALT APPROACH)

The article analyzes natural realization of the principles of the existential tradition in psychological counseling. The existential tradition is taking root in the modern psychological science, and more and more researches and practitioners turn to the phenomenological method being the key one. The urgency of the topic has been justified by the analysis of the authoritative scientific sources. The Gestalt method being clearly phenomenological in orientation has been used as an example of for studying the evidence of the existential tradition in psychological counseling. The cycle of contact of psychological counseling in the framework of the Gestalt approach reflects the content of phenomenological reduction. The stages of the interaction of a counseling psychologist with a client prove to be essentially phenomenological (suggest empathy, “presence”, etc.), with the principle of dialogism being the key one. Besides, psychologist’s appealing to the subjective experience of the client is of great importance.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯВ ФОРМАТЕ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА)»

с? -

Серия «Психология»

И З В Е С Т И Я

2021. Т. 35. С. 45-55

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

УДК 159.9.01

https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.45

Отражение экзистенциальной традиции в практике психологического консультирования (на примере психологического консультирования в формате гештальт-подхода)

Н. Ю. Куценко

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия

И. В. Ярославцева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Предпринята попытка анализа закономерного отражения принципов экзистенциальной традиции в практике психологического консультирования. Указано, что в современной психологической науке происходит укоренение экзистенциальной традиции и обращение исследователей и практиков к ее ключевому методу - феноменологическому. На основании анализа авторитетных научных источников обоснована актуальность заявленной темы. В качестве примера для исследования отражения экзистенциальной традиции в практике психологического консультирования выбран гештальт-подход, имеющий явную феноменологическую направленность. Определено, что цикл контакта психологического консультирования в аспекте гештальт-подхода отражает содержание феноменологической редукции. Показано, что в своей сути этапы взаимодействия психолога-консультанта с клиентом феноменологически ориентированы (предполагают эмпатию, «присутствие» и т. д.), при этом ключевым всегда выступает принцип диалогизма. Кроме того, указана важность обращения консультанта к субъективному опыту клиента.

Ключевые слова: психологическое консультирование, гештальт-подход, феноменологическая редукция, экзистенциальный подход, экзистенциализм.

Для цитирования: Куценко Н. Ю., Ярославцева И. В. Отражение экзистенциальной традиции в практике психологического консультирования (на примере психологического консультирования в формате гештальт-подхода) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 35. С. 45-55. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.45

Введение

Актуальность обращения к экзистенциализму в психологии обусловлена в первую очередь постепенным укоренением экзистенциальных традиций в практике психологического консультирования [Леонтьев, 2003, 2016]. Как отмечает Д. А. Леонтьев, в XX в. экзистенциализм был достаточно мощной, но все-таки маргинальной школой, которая развивалась в стороне от основной линии психологической науки и психологических сообществ (из выступления Д. А. Леонтьева на Петербургской неделе психологии. Тема вы-

ступления «Экзистенциализм как мировоззрение», 2016 г.). Однако в XXI в. ситуация меняется: современная психология, по словам Д. А. Леонтьева, становится все более чувствительной и восприимчивой к экзистенциальным идеям. При этом ученый говорит, что в настоящее время большинство психотерапевтов и психологов не считают экзистенциализм в психологии отдельной школой или направлением. Скорее они рассматривают его как особый подход в консультировании и психотерапии, который отличается акцентом на взаимоотношения, спонтанность, гибкость и свободу от религиозных догм и доктрин.

Укоренение экзистенциальной традиции в практической психологии продиктовано прежде всего состоянием современного общества, которое характеризуется мыслителями как «антропологический сдвиг» - переход от парадигмы модерна к парадигме постмодерна [Дугин, 2009]. То есть сама историческая ситуация может быть определена как «пограничная» (К. Ясперс). Именно в такие моменты истории наблюдается всплеск интереса ученых к экзистенциальной проблематике и обострение экзистенциальных проблем среди населения («экзистенциальное неблагополучие» в терминологии М. Бубера). Таким образом, сама ситуация требует включения экзистенциальных принципов в контекст психологического консультирования. В связи с чем экзистенциальный подход можно считать матрицей взаимодействия психотерапевта/консультанта и клиента независимо от выбранного психологом направления своей деятельности. Р. Мэй отмечает: «... любой психотерапевт является экзистенциальным в той мере, в какой он является хорошим терапевтом» [Мэй, 2017, с. 18]. Указанное выше положение подтверждается тем фактом, что психологическая помощь чаще всего направлена на работу с экзистенциальными переживаниями человека: страхом, чувством вины, одиночеством, поиском себя, чувством заброшенности и т. д.

Кроме того, современная практическая психология, как утверждают исследователи, исходит из ключевых феноменологических принципов: диало-гизма (диалогическое взаимодействие с клиентом на протяжении всего консультативного процесса), беспредпосылочности (отказ от оценок, убеждений, стереотипов), присутствия («участие» в рассказе клиента), эмпатии. Также ученые говорят о важности принципов консультативного альянса (доверие и открытость), неманипулятивного подхода (стимулирование клиента к принятию ответственности) и безоценочного принятия (Р. Мэй).

В этой связи В. В. Знаков пишет: «Сегодня экзистенциальные вопросы человеческого существования воспринимаются учеными как вызов, вследствие чего в фокусе внимания экзистенциально ориентированных психологов оказываются экзистенциальные проблемы человека» [Знаков, 2015, с. 8]. Для их решения в рамках прикладной психологии возникает необходимость в теоретико-методологических обоснованиях тех техник, методов и подходов, которые она использует. В свою очередь экзистенциально ориентированному консультанту необходимо осознавать, что эффективная профессиональная деятельность включает в том числе и понимание оснований, диктующих методологическую специфику того подхода, в рамках которого он работает.

Обозначенные выше вопросы определяют цель настоящей работы, которая видится нам в исследовании проблемы отражения экзистенциальной традиции в практике психологического консультирования. В качестве иллюстрации был выбран гештальт-подход, поскольку в нем наиболее ярко прослеживается использование основного метода экзистенциального подхода - феноменологического.

Анализ научной литературы подтверждает актуальность заявленной проблемы, сегодня отмечается повышение внимания исследователей и психологов-практиков к экзистенциальной традиции. В рамках обозначенной темы интерес представляют работы зарубежных психологов: А. Лэнгле [Лэнгле, Уколова, Шумский, 2018], Р. Мэя [2001, 2017], И. Ялома [2017]. Именно в трудах данных авторов предпринята попытка последовательного анализа экзистенциализма в психологии, описания его теоретической структуры и тактических приемов. В нашей стране популяризации экзистенциального подхода способствуют работы Д. А. Леонтьева [2003, 2016], В. В. Знакова [2015], В. Б. Шумского [2008]. При этом экзистенциальные вопросы Д. А. Леонтьевым рассматриваются с позиций деятельностно-смыслового подхода, В. В. Знаковым - в рамках психологии бытия. Детальный анализ структуры и содержательной специфики экзистенциальной теории, а также история становления экзистенциальной традиции в психологии представлены в исследовании Н. Ю. Куценко и И. В. Ярославцевой [2020].

Перечисленные авторы отражают в своих работах масштабность и значимость экзистенциальной традиции для современной психологии в целом и психологического консультирования в частности.

Методология исследования

Применительно к предмету настоящего исследования использовались следующие группы общенаучных методов:

— системного анализа. С помощью данного метода были выявлены связи внутри исследуемого предмета (например, устойчивая связь этапов консультативного процесса) в его взаимодействии с внешней средой (в частности, этапов гештальт-подхода с феноменологической редукцией);

— структурно-функциональный. Было показано, что содержание цикла контакта (этапов консультативного процесса) полностью отражает процесс феноменологической редукции. Метод позволил рассмотреть предмет исследования как структурную целостность, где каждый элемент имеет определенное функциональное значение.

Результаты исследования

Детальный анализ структуры консультативного процесса каждого направления в свете экзистенциализма - сложная и кропотливая работа историков психологии. Формат настоящей работы позволит лишь проиллюстрировать отражение экзистенциальной традиции в содержательной направленности психологического консультирования. Для этого мы выбрали гештальт-подход, поскольку его представители, наряду с гуманистически

ориентированными психологами, первыми взяли на вооружение феноменологический метод, предложенный Э. Гуссерлем, включили в свою практику категориальный аппарат феноменологии и экзистенциальной философии. В связи с этим А. М. Улановский отмечает: «Среди первых, кто способствовал переориентации феноменологии с чисто исследовательских задач на задачи психологической практики, были Ф. Перлз и К. Роджерс, которые стали использовать феноменологические самоописания клиента в качестве способа работы с переживаниями и удержания необходимого эмоционального контакта в процессе терапии» [Улановский, 2016, с. 134].

Процесс психологического консультирования подразумевает поэтапное взаимодействие психолога и клиента. Детальное рассмотрение этапов консультативной сессии представлено в работах Ю. Е. Алешиной [2000], Р. Кочюнаса [1999], Н. Д. Линде [2018] и других исследователей. В настоящей работе мы остановимся на этапах консультативной беседы, предложенной Ю. Е. Алешиной, и на примере гештальт-подхода проанализируем, как традиции экзистенциализма отражаются в консультативном процессе. При этом отметим, что структура консультативного процесса Ю. Е. Алешиной в общем виде совпадает с циклом контакта в гештальт-консультировании. Проясним понятия.

Контакт - это взаимодействие человека с окружающей средой, с другими людьми. При этом, согласно положениям гештальт-подхода, не каждое взаимодействие является контактом. Главным условием контакта выступает выделение некоей фигуры - потребности, переживания, интереса. В этой связи актуальным для гештальт-консультанта становится обнаружение способов контакта клиента с окружающей средой.

Цикл контакта - модель, представляющая процесс разрешения переживания (удовлетворение желания, потребности и т. д.). Модель была предложена еще Ф. Перлзом и П. Гудманом, с тех пор она была незначительно модифицирована, но в основе своей осталась практически неизменной [Перлз, 2001]. В литературе существуют и другие названия: «цикл опыта», «цикл удовлетворения потребностей». Авторы концепции предполагали определенную последовательность этапов цикла контакта: преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт.

Первым этапом консультативной сессии является «начало беседы»: знакомство, создание комфортной атмосферы и т. д. Безусловно, данный этап - ключевой, именно от удачного установления контакта будет зависеть весь ход консультации. Ю. Е. Алешина отмечает: «Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником» [Алешина, 2000, с. 13]. Важными на этом этапе становятся элементы «подлинного» диалога: знакомство по имени, отзывчивость, внимание к клиенту, вежливость и т. д. «С самого начала беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие - это прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидится на консультанта, замкнется, почувствует себя неуверенно и

одиноко...» [Алешина, 2000, с. 13]. Поэтому необходимо в первую очередь избегать «неудачных слов» (например, «проблема», «стыд» и т. д.). Не стоит фиксировать внимание клиента на проявлении с его стороны чувства неловкости: «Не бойтесь», «Не стесняйтесь» - подобных реплик лучше избегать.

В аспекте гештальт-подхода на первом этапе осуществляется прекон-такт: «На этом этапе тело является фоном, а телесные влечения и средовые стимулы - "фигурой"; это "данности", или ид опыта» [Перлз, 2001]. Цель преконтакта - создание безопасности, формирование необходимого уровня доверия. На данном этапе взаимодействия с клиентом необходимо делать акценты на том, что в современном консультировании принято обозначать «пониманием», «открытостью», «присутствием» и т. д. Эти проявления личности - экзистенциальные в своей сути, и их смысл высвечивается в соотнесении с главным методом экзистенциализма - феноменологическим. «Установить хороший контакт с клиентом, правильно организовать беседу с самого начала - это значит во многом обеспечить гарантию эффективности консультирования» [Алешина, 2000, с. 14].

Второй этап - расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. Главная задача консультанта - разобраться в проблемах клиента, «понять, с чем связаны основные конфликты и тревоги» [Там же]. Ключевым на данном этапе становится диалог между клиентом и консультантом. Н. В. Клюева даже использует термин «феноменологический диалог» (в противовес рационализированному и логическому), суть которого видит в «экзистенциальном взаимодействии»: «Консультант приобщается к жизненному миру клиента, пытается понять особенности его существования. Равноправие участников феноменологического диалога, взаимное уважение и принятие, сопереживание, ориентация на взаимопонимание, сотворчество и соразвитие, налаживание отношений содействия и сотрудничества - конституирующие характеристики феноменологического диалога» [Клюева, 2009, с. 105]. Р. Мэй, ссылаясь на М. Бубера, использует термин «встреча», Г. С. Салливан употребляет выражение «соучаствующий наблюдатель», Л. Бинсвангер, А. Лэнгле оперируют термином «присутствие». В гештальт-подходе, помимо термина «диалог», также используются «встреча» и «присутствие» [Перлз, 2001].

Диалог в гештальт-подходе (как и в любой экзистенциально ориентированной практике) эмпатичен по своей сути. «Эмпатия - чувство более глубокое, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми» [Мэй, 2001, с. 51]. Поэтому данный этап в цикле контакта гештальт-подхода определен как «контактирование».

«Принимая данности и используя их энергию, самость приближается, оценивает, манипулирует и т. д. набором объективных возможностей. Это активная и произвольная деятельность по отношению как к телу, так и к

среде - использование ego-функции», - пишет Ф. Перлз [2001, с. 342]. Следовательно, целями этапа контактирования можно считать «набор энергии», необходимой для дальнейшей работы (для самораскрытия и решения проблемы), и определение фигуры.

Третий этап - коррекционное воздействие. На данном этапе самым эффективным способом оказания воздействия является акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности [Алешина, 2000]. Однако главный диалог, выстраиваемый в русле феноменологической редукции, - это диалогический обмен между внешним и внутренним миром человека [Немцева, 2013]. А. Лэнгле, например, считает, что основная причина всех страданий человека - потеря этого диалога. Клиент в этом случае говорит примерно следующее: «Я себя не узнаю», «Не знаю себя», «Я себя не понимаю» и т. д.

Экзистенциальный подход в данном случае нацелен на решение человеком вопросов: «Присутствую ли я в своем мире? В своей жизни? В отношениях с партнером/ребенком/родителями? Или я копия себя, желание моих родителей?» и т. д. (из выступления А. Лэнгле на 7-м заседании Московского общепсихологического семинара под руководством профессора Б. С. Братуся, МГУ. Тема выступления «Экзистенциальная психология и психотерапия», 2008 г.). Такое взаимодействие между внешним и внутренним миром человека и можно назвать проявлением экзистенции. Осуществляется этот диалог на фоне глубокой личностной рефлексии. Полагаем, что данный вид диалога в контексте гештальт-подхода происходит в финальном контакте, который, по мнению Ф. Перлза, представляет «спонтанное, бескорыстное, среднего залога отношение с достигнутой фигурой» [Перлз, 2001, с. 194]. Цель консультанта на данном этапе - помочь клиенту найти максимальный контакт с самим собой.

Четвертый этап - завершение беседы, постконтакт в гештальт-подходе - подразумевает подведение итогов и прощание. В контексте гештальт-подхода цель постконтакта - ассимиляция полученного опыта.

Наглядно соотношение структуры цикла контакта в консультировании в аспекте гештальт-подхода с последовательностью феноменологической редукции [Куценко, 2019] отражено в табл.

Таблица

Соотношение этапов цикла контакта гештальт-подхода в психологическом консультировании с последовательностью феноменологической редукции

Цикл контакта в гештальт-подходе (этапы консультативного процесса) Цель гештальт-подхода / консультативного процесса Феноменологическая редукция (Э. Гуссерль)

Преконтакт (начало беседы) Достижение безопасности (формирование необходимого уровня доверия), исследование фона / знакомство, создание комфортной атмосферы Психологическая редукция (беспристрастное/объективное «исследование» потока переживаний)

Окончание табл.

Цикл контакта в гештальт-подходе (этапы консультативного процесса) Цель гештальт-подхода / консультативного процесса Феноменологическая редукция (Э. Гуссерль)

Контактирование (расспрос клиента) «Набор энергии» для дальнейшей работы по самораскрытию и решению проблемы, выделение фигуры / формулирование и проверка консультативных гипотез Эйдетическая редукция («схватывание» сущности опыта / усмотрение чистого переживания)

Финальный контакт (коррекцион-ное воздействие) Слияние с фигурой, цель консультанта на данном этапе - помочь клиенту найти максимальный контакт с самим собой Трансцендентальная редукция (интендиро- вание феномена / «заключение в скобки» мира и эмпирической субъективности)

Постконтакт (завершение беседы) Ассимиляция полученного опыта, фигура уходит в фон Осмысление (свободное наполнение ситуации смыслом)

Анализ соотношения этапов цикла контакта с последовательностью феноменологической редукции показывает феноменологическую ориентированность содержания цикла контакта в психологическом консультировании в формате гештальт-подхода.

Заключение

Проведенный анализ позволяет заключить следующее.

1. В своей сути этапы цикла контакта (преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт; в классической схеме консультирования: начало беседы, расспрос клиента, коррекционное воздействие, завершение беседы) отражают содержание феноменологической редукции:

- на этапе преконтакта (начала беседы) исследуется фон (в терминологии Э. Гуссерля [2008] - сознание, внутренний мир);

- этап контактирования полностью соответствует этапу феноменологической редукции - эйдетическому, поскольку речь идет об установлении контакта, при котором все выходящее за пределы фигуры переносится в фон («вынесение за скобки», по Гуссерлю). Определяется фигура (феномен);

- финальный контакт - фаза единения с фигурой (например, с желаемым объектом). Процесс равен интендированию феномена, если пользоваться феноменологической терминологией. На данном этапе граница между человеком и объектом желания стирается, что согласуется с одним из базовых принципов экзистенциального подхода - неразделения на субъект и объект;

- постконтакт - осмысление контакта (желание уходит в фон).

2. Основным проявлением экзистенциальной традиции в рамках гештальт-подхода выступает феноменологически ориентированный диалог между консультантом и клиентом. В связи с чем полагаем, что в контексте настоящего исследования правомерно будет говорить о принципе диалогиз-

ма в консультативном процессе. То есть ключевой для консультанта является феноменологическая установка: главное - переживания клиента, которые не поддаются оценке со стороны психолога. Любое теоретическое объяснение этих переживаний - вторично.

3. Для экзистенциально ориентированного психолога, прежде всего гештальт-консультанта, всегда важен субъективный опыт человека, поскольку именно он будет ключом к экзистенции. В этом смысле психолог-консультант никогда не выступает в роли простого наблюдателя, он всегда «присутствует» в мире клиента, как было сказано выше. Это своего рода усилие, направленное на очищение собственного сознания от влияния всех теорий и интерпретаций, это попытка как можно ближе «подойти» к клиенту и получить доступ к субъективной открытости: «Это попытка пережить, познать феномены на собственном опыте, во всей полноте их реальности, так, как они предстают перед нами. Для этого необходима особая установка, заключающаяся в открытости и готовности выслушать. Это два аспекта психотерапевтического искусства слушать, которое считается само собой разумеющимся и кажется очень простым, но в действительности является исключительно сложным» [Мэй, 2017, с. 23].

Таким образом, традиции экзистенциализма в консультативном процессе (в нашем примере - гештальт-подходе) отражены в следующем:

- каждый этап цикла контакта / консультативной сессии феноменологически ориентирован, т. е. предполагает эмпатию, «присутствие», «открытость» со стороны консультанта и т. д.;

- ключевым в процессе консультативной беседы является принцип диалогизма, выступающий основой феноменологического метода;

- для гештальт-консультанта (как и консультанта любого другого направления) важен субъективный опыт клиента, выступающий ключом к переживаниям человека.

Список литературы

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. : Класс, 2000. 208 с.

Гуссерль Э. Идея феноменологии : Пять лекций. СПб. : Гуманит. акад., 2008. 224 с.

Дугин А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М. : Евраз. движение, 2009. 149 с.

Знаков В. В. Постижение как проблема психологии человеческого бытия // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 16, № 4. С. 8-17.

Клюева Н. В. Экзистенциальная традиция в психологическом консультировании. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 2009. 120 с.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М. : Акад. проект, 1999.

240 с.

Куценко Н. Ю. Опыт феноменологии в контексте экзистенциального подхода в психологическом консультировании // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, № 1. С. 39-47.

Куценко Н. Ю., Ярославцева И. В. Структурно-содержательный анализ экзистенциальной теории в ее значении для практики психологического консультирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 152-162.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.

Леонтьев Д. А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3-15.

Линде Н. Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. М. : Аспект Пресс, 2018. 272 с.

Лэнгле А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования. М. : Юрайт, 2018. 403 с.

Мэй Р. Возникновение экзистенциальной психологии // Теория и практика экзистенциальной психологии. М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2017. С. 5-48.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. : Класс, 2001. 144 с. Немцева А. В. Человек и его телесность: социально-философский аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7(156). С. 60-63.

Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2001. 384 с. Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М. : Смысл, 2016. 225 с.

Шумский В. Б. Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 173 с.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. : Класс, 2017. 576 с.

Existential Tradition in Psychological Counseling (the Case of Psychological Counseling in the View of the Gestalt Approach)

N. Yu. Kutsenko

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

I. V. Yaroslavtseva

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The article analyzes natural realization of the principles of the existential tradition in psychological counseling. The existential tradition is taking root in the modern psychological science, and more and more researches and practitioners turn to the phenomenological method being the key one. The urgency of the topic has been justified by the analysis of the authoritative scientific sources. The Gestalt method being clearly phenomenological in orientation has been used as an example of for studying the evidence of the existential tradition in psychological counseling. The cycle of contact of psychological counseling in the framework of the Gestalt approach reflects the content of phenomenological reduction. The stages of the interaction of a counseling psychologist with a client prove to be essentially phenomenological (suggest empathy, "presence", etc.), with the principle of dialogism being the key one. Besides, psychologist's appealing to the subjective experience of the client is of great importance.

Keywords: psychological counseling, Gestalt approach, phenomenological reduction, existential approach, existentialism.

For citation: Kutsenko N.Yu., Yaroslavtseva I.V. Existential Tradition in Psychological Counseling (the Case of Psychological Counseling in the View of the Gestalt Approach). The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2021, vol. 35, pp. 45-55. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.45 (in Russian)

References

Aleshina Yu.Ye. Individualnoye i semeynoye psikhologicheskoye konsultirovaniye [Individual and family psychological counseling]. Moscow, Klass Publ., 2000, 208 p. (in Russian)

Husserl E. Ideya fenomenologii: Pyat lektsiy [The idea of Phenomenology: Five lectures.]. Saint Petersburg, Gumanitarnaya akademiya Publ., 2008, 224 p. (in Russian)

Dugin A.G. Postfilosofiya. Tri paradigmy v istorii mysli [Polylobate. Three paradigms in the history of thought]. Moscow, Yevraziyskoye dvizheniye Publ., 2009, 149 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Znakov V.V. Postizheniye kak problema psikhologii chelovecheskogo bytiya [Comprehension as a problem of psychology of human being]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Univ. [Bulletin of the St. Petersburg University], 2015, series 16, no. 4, pp. 8-17. (in Russian)

Klyuyeva N.V. Ekzistentsialnaya traditsiya v psikhologicheskom konsultirovanii [Existential tradition in psychological counseling]. Yaroslavl, YarGU Publ., 2009, 120 p. (in Russian)

Kochyunas R. Osnovy psikhologicheskogo konsultirovaniya [Basics of psychological counseling]. Moscow, Akademicheskiy proyekt Publ., 1999, 240 p. (in Russian)

Kutsenko N.Yu. Opyt fenomenologii v kontekste ekzistentsialnogo podkhoda v psikhologicheskom konsul'tirovanii [Experience of phenomenology in the context of an existential approach in psychological counseling]. Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Baikal State University], 2019, vol. 29, no. 1, pp. 39-47. (in Russian)

Kutsenko N.Yu., Yaroslavceva I.V. Strukturno-soderzhatelnyj analiz ekzistencial'noj te-orii v eyo znachenii dlya praktiki psihologicheskogo konsul'tirovaniya [Structural-meaningful analysis of existential theory in its significance for the practice of psychological counseling]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2020, vol. 22, no. 1, pp. 152-162. (in Russian)

Leont'yev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy realnosti [Psychology of Meaning: nature, Structure and Dynamics of Semantic Reality]. Moscow, Smysl Publ., 2003, 487 p. (in Russian)

Leont'yev D.A. Ekzistentsialnyy podkhod v sovremennoy psikhologii lichnosti [Existential approach in modern personality psychology]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2016, no. 3, pp. 3-15. (in Russian)

Linde N.D. Psikhologicheskoye konsultirovaniye: Teoriya i praktika [Psychological counseling: Theory and practice]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2018, 272 p. (in Russian)

Langle A.A., Ukolova Ye.M., Shumskiy V.B. Sovremennyy ekzistentsialnyy analiz: is-toriya, teoriya, praktika, issledovaniya [Modern Existential Analysis: history, theory, practice, research]. Moscow, Yurayt Publ., 2018, 403 p. (in Russian)

May R. Vozniknoveniye ekzistentsial'noy psikhologii [Emergence of existential psychology]. Teoriya i praktika ekzistentsial'noy psikhologii [Theory and practice of existential psychology]. Moscow, Institut obshchegumanitarnykh issledovaniy Publ., 2017, pp. 5-48. (in Russian)

May R. Iskusstvo psikhologicheskogo konsul'tirovaniya [The Art of Psychological Counseling]. Moscow, Klass Publ., 2001, 144 p. (in Russian)

Nemtseva A.V. Chelovek i yego telesnost: sotsialno-filosofskiy aspekt [Man and his physicality: socio-philosophical aspect]. Vestnik orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2013, no. 7(156), pp. 60-63. (in Russian)

Perlz F. Teoriya geshtaltterapii [Theory of Gestalt therapy]. Moscow, Institut Obshchegumanitarnykh issledovaniy Publ., 2001, 384 p. (in Russian)

Ulanovskiy A.M. Fenomenologicheskaya psikhologiya: kachestvennyye issledovaniya i rabota sperezhivaniyem [Phenomenological Psychology: Qualitative Research and Work with Experience]. Moscow, Smysl Publ., 2016, 225 p. (in Russian)

Shumskiy V.B. Ontologicheskoye i personalisticheskoye napravleniya v ekzistentsialnoy psikhologii [Ontological and personalistic trends in existential psychology]. Cand. sci. diss. Moscow, 2008, 173 p. (in Russian)

Yalom I. Ekzistentsialnaya psikhoterapiya [Existential psychotherapy]. Moscow, Klass Publ., 2017, 576 p. (in Russian)

Куценко Надежда Юрьевна Kutsenko Nadezhda Yurievna

кандидат философских наук, доцент Candidate of Sciences (Philosophy),

Байкальский государственный университет Associate Professor Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Baikal State University e-mail: ny.kutsenko@yandex.ru 11, Lenin st., 664003, Irkutsk,

Russian Federation e-mail: ny.kutsenko@yandex.ru

Ярославцева Ирина Владиленовна

доктор психологических наук, профессор, заведующая, базовая кафедра медицинской психологии Иркутский государственный университ Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: ya-irk@yandex.ru

Yaroslavtseva Irina Vladilenovna

Doctor of Sciences (Psychology),

Professor, Head of the Basic Department

of Medical Psychology

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

Russian Federation

e-mail: ya-irk@yandex. ru

Дата поступления: 01.01.2021 Received: January, 01, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.