УДК 159.98
Минигалиева Мариям Равильевна
Калужский государственный университет [email protected]
СТРАТЕГИИ И СХЕМЫ САМОПОНИМАНИЯ КЛИЕНТОВ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ
Статья посвящена изучению схем и стратегий понимания клиента в ситуации мультикультурного психологического консультирования, направлениям их изменения в процессе диалога.
Ключевые слова: стратегии понимания, схемы понимания, этнокультурные особенности понимания.
Этнопсихологические проблемы консультативной психологической помощи - новый, интенсивно развивающийся раздел этнопсихологии. Он развивается в процессе обобщающих транстеоретических и компаративистских исследований, в рамках которых осуществляется поиск множественного соответствия: ценностных установок консультативной помощи, психотерапевтических мифов, заложенных в них способов интерпретации, осмысления происходящего с клиентом, психологических методик и техник общения с ним. Выявление транстеоретических феноменов психологической помощи предполагает:
- изучение развития психотерапевтических «мифов» и онтологических схем психики, базисных концептов, в процессе развитии психологии как теории и практик самосовершенствования человека, в том числе ее этнокультурных вариантов;
- анализ специфики организации консультативного взаимодействия в связи с особенностями («типом») клиента и его проблем, в том числе его этнокультурной принадлежностью [5; 12; 18; 21; 23; и др.], а также - личностными и этнокультурными особенностями самого консультанта.
Психологическое консультирование как специальным образом организованный диалог, направленный на помощь клиенту в решении задач развития его личности и межличностных отношений, представляет собой процесс построения и развития взаимопонимания его субъектов. Взаимопонимание предполагает построение смысла происходящего в их внутреннем и внешнем мирах субъектами диалогического взаимодействия. Такого рода построение может осуществляться, в зависимости от личностных, половых, возрастных, этнокультурных и иных особенностей субъектов с помощью тех или иных схем и стратегий понимания. Стратегия понимания - процессуальный стереотип преобразования смысловой информации, схема понимания - содержательный (понятийный) стереотип преобразования смысловой информации [10]. В процессе взаимодействия психолога с клиентом используемые ими схемы и стратегии могут как существенно различаться, так и быть сходными. Сходство или различие стереотипов понимания происходящего обусловливает субъективную и объективную продуктивность помогающего диалога. Среди множественных факторов, вносящих вклад в выбор стратегии
понимания, важным является этнокультурная принадлежность клиента и консультанта.
Здесь исследователи сталкиваются также с одной из важнейших проблем этнопсихологии - проблемой соотношения культурно-специфических общечеловеческих обыденных и профессиональных способов осмысления человеком себя и мира, связанных с ними систем ценностей, моделей общения и способов осмысления человеком себя и мира. Психотерапевтический контакт представляет собой культурный феномен: обладающий определенной специфичностью выделенных аспектов взаимодействия психолога и клиента, и реализующийся в ряде типичных для данной ситуации взаимодействия и культуры вариантов. При этом значение ситуации или феномена, их осмысление, во многом определяется особенностями этнокультурного плана: принадлежность клиента и консультанта к той или иной этнической группе модифицирует осмысление происходящего. Результат осмысления феномена, проблемы, с которой клиент обратился за помощью, или ситуации взаимодействия, обладает свойством эмерджентности: возникает в процессе диалога. Эмерджентность понимания предполагает возможность и необходимость изменений стратегий и схем понимания в консультативном диалоге. При невозможности изменений - встает задача согласования используемых субъектами стереотипов осмысления, их конгруэнтности.
Именно этот аспект анализа все четче вырисовывается в современных исследованиях стратегий и схем понимания [1;4; 13, с. 138, 15; 17; 20], в которых отмечается связь 1) ценностного потенциала (особенностей), 2) индивидуальной и культурно-специфичной (lay epistemology) эпистемологии клиента, 3) распространенными в культуре клиента моделями общения. В выборе стратегий и схем понимания, модели общения с консультантом, для клиента наибольшую роль играет оппозиция «индивидуальные - общекультурные ценности». Для консультанта к этой оппозиции добавляются «профессиональные ценности», связанные с ними стереотипы осмысления и модели общения. В ходе консультативного контакта, как процесса освоения норм психотерапевтического взаимодействия, клиент стоит перед задачей соотнесения собственных ценностей и ценностей другого человека и может присваивать ценности психотерапевта (проходя
Таблица 1
Стратегии и успешность понимания клиентов как обыденных психологов
Количество респондентов Стратегии понимания клиентами других людей (как «клиентов»)
Женщины Мужчины
Объясне- ние Интерпре- тация Диало- гизация Объясне- ние Интерпре- тация Диало- гизация
«успешные» 5 5 10 4 11 5
«неуспешные» 10 0 0 6 4 0
Всего 15 5 10 10 15 5
процесс индоктринации). Это предполагает возможность изменения стереотипов понимания клиента, их сближение со стереотипами консультанта.
Что касается понимания консультанта, отмечается неоднозначный характер взаимосвязи а) личной эпистемологии (personal epistemology) консультанта, его системы ценностей, регулирующих понимание специалистом себя и мира, б) его теоретической ориентации, определяющей способы преобразования смысловой информации и техники работы с клиентом. Если сравнивать вклад этнокультурных факторов и факторов, связанных с принадлежностью консультанта конкретной психотерапевтической школе, можно сказать, что вклад последних будет более значимым и определяющим по отношению к выбору стереотипов понимания и моделей общения с клиентом. Однако, детерминация выбора стратегии и схем понимания клиента и модели общения с ним в первую очередь не столько нормами конкретного психотерапевтического мифа, сколько ценностно-смысловой позицией консультанта в целом [3; 19; 22; др.].
Эмпирическая часть нашего исследования была посвящена анализу особенностей схем и стратегий понимания, используемых клиентами и консультантами разных этнических групп, а также процессам их изменения в более или менее успешном помогающем взаимодействии.
Гипотеза: Развитие способности к пониманию себя и другого человека в психологическом консультировании может быть описано как процесс смены и повышение степени конгруэнтности предпочитаемых субъектом стратегий понимания себя и другого человека. Каждая из стратегий понимания связана с определенными схемами понимания, содержащими как обыденные, так и профессиональные психологические понятия. Схемы понимания клиентов отличаются большим числом обыденных, консультантов - профессиональных понятий.
Процедуры исследования стратегий и схем понимания себя и другого человека (консультанта) клиентами включали контент-анализ документов разного типа. В первой части исследования - моделирующем ситуацию консультирования эксперименте - клиентам (30 женщинам и 30 мужчинам в возрасте от 25 до 55 лет, проходивших психологическое консультирование у специалистов Москвы, Калуги, Екатеринбурга), предлагалось
выбрать из предложенных пяти экспериментальных проблемных ситуаций две наиболее понравившиеся и прокомментировать их, выступив, по сути, в роли консультантов. Выборка состояла из клиентов, оценивших свой опыт психотерапии (около
1,5 месяцев) как «весьма успешный и эффективный» («такого никогда еще не было», «стало легче дышать») (40 мужчин и женщин), а также из клиентов, чьи впечатления от психотерапевтического взаимодействия были скорее неопределенны или негативны («бесполезная трата времени», «не знаю, хочу ли продолжать») (20 мужчин и женщин). Нас интересовали, в первую очередь, стратегии и схемы понимания клиентом как «обыденным психологом» других людей (табл. 1).
Выделенные стратегии понимания можно описать так:
а) обнаружение, выделение уже существующего, присущего ситуации смысла - значения (объяснение), критерием понимания в этой стратегии выступает объективная (сточки зрения социальных стереотипов и норм) истина - «правда» его бытия. Неизвестная субъекту информация дополняется на основе стандартных, повторяющихся обыденных схем;
б) создание смысла, не заданного изначально (интерпретация), критерием понимания выступает субъективная правда - «истина» человеческого бытия. Субъект восполняет недостающую информацию, трансформируя (переформулируя) ситуацию, изменяя ее структуру на основе профессиональных и квазипрофессиональных знаний и мифов;
в) возникновение смысла в процессе диалога как «со-значения» (диалогизация), построение общего смыслового пространства, «общего языка» с клиентом. Эта стратегия во многом ориентирована на развитие самопонимания другого как центрального явления консультативного взаимодействия. Критерием понимания выступает «искренность» переживаний человека. Основным способом заполнения смысловых пробелов между высказываниями клиента выступает интеграция доступных субъекту данных и организация совместного обсуждения полученных «интегрирующих впечатлений» в общении с другим.
Данные стратегии понимания различны: на уровне ценностно-смыслового потенциала, на уровне предпочитаемой субъектами модели общения, на уровне содержательных и динамических харак-
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 1S
теристик понимания. Результаты исследования стратегий понимания клиентов показали, что в отношении оценок успешности/эффективности психотерапии респонденты, чьи стратегии осмысления других людей относятся к объясняющим, скорее склонны считать свой психотерапевтический опыт неудачным, или - реже - перенимать объяснительные модели других людей, удовлетворяясь объяснением происходящего, обозначенным в проблемных ситуациях одним из участников (обычно «близким по духу», «понятным»). Респонденты, оценивающие свой опыт психотерапии позитивно, чаще реализуют стратегии интерпретации и диалогизации: «непонятное» выступает как 1) «пока непонятное», 2) «мне непонятное» или 3) «не требующее понимания».
Исследование схем понимания клиентов (табл. 2) показало, что клиенты склонны включать в них как обыденные, так и специально-психологические понятия и взаимосвязи, отражающие представления о сути человеческого бытия и
Стратегии и схемы
межличностных отношений, возникающих в развитии личности и ее отношения с миром проблем, представления о путях преобразования ситуации, решении возникающих проблем. Кроме того, встречались и иные специальные понятия - научные, биологические, экономические и т.д., в том числе в их «обыденных», квазинаучных интерпретациях и понятия из сферы искусства, религии.
Т.о., понятия, составляющие основу схем осмысления клиентами предложенных проблемных ситуаций различны:
- в случае схем клиентов, использующих стратегию объяснения, наблюдается нечеткое определение понятий, отсутствие рефлексии правильности употребления повседневных и специальных понятий, отсутствие обоснований необходимости использования специальных понятий, их разграничения внутри предлагаемых объяснений и т.д.;
- в случае схем, используемых клиентами, реализующими стратегию интерпретации, наблюдаются попытки учета комплексного характера реа-
Таблица 2
[я психолога-консультанта
Типы понятий Понятия - смысловые центры различных схем понимания
Объяснение Интерпретация Диалогизация
Обыденные понятия Проблема Необъяснимая ситуация Нервный срыв, неуравновешенность, ссора, стыд, ненависть, зависть, ужас Привычка, причины Право, правильность, правдивость Сложная ситуация, вина, неоднозначный человек Сейчас Доброта, истинность, истинное знание, «на самом деле», конфликт, противоречие Переживание Боль Близость Взросление Искренность Успех Ответственность Цели
е и н 3 е Непрофессионализм Внушение, самовнушение, «вбить в голову», объяснить, воспитывать Разубеждение Направленное и постоянное воздействие Зона компетентности Встреча, принятие Трансляция ответственности, помочь найти свое решение Человечность
Психологические понятия аме о р П Психологический кризис, проблемная ситуация Комплекс неполноценности, фобия, защита, рефлекс Представления о собственности, границы личности Депрессия, комплекс Эдипа (Электры), стремление к превосходству Когнитивный диссонанс, сопротивление, трансфер Субъективность Здесь-и-теперь Экзистенциальная фрустрация Страх успеха Самоактуализация Выход за пределы Конфликтный, личностный потенциал Аутентичность, конгруэнтность
е и н 3 е Интервенция Отсрочить, изменить интервенцию Естественный (возрастной и т.д.) кризис Возможность помощи Проработка Сознавание Инсайт Катарзис Диалог, подтверждение, терапевтические отношения Личностный рост, саморазвитие
Иные понятия а аме о р П Социальная стратификация Экономический, социальный и т.д. кризис / Г енетический дефект Психоз, психопатия Г ендерные проблемы Историко-культурный кризис, экономи-ческий дисбаланс, уровни проблемы Психопатология, ремиссия и обострение. Толерантность Взаимодействие поколений и исторических эпох, объективные аспекты Духовность, духовная смерть и возрождение, преображение
Решение Лечение Социальная помощь Социальная изоляция Юридическая помощь Вмешательство специалистов Социальная поддержка, комплексное вмешательство Комплексная проблема, комплексный подход Духовная поддержка
лизуемых проблем. Часто - осознанное разделение «обыденных версий» и «профессиональных» версий, с упоминание того, к какому аспекту человеческой жизнедеятельности относится то или иной понятие, обсуждается проблема возможности помощи, решение проблемы описывается в терминах изменения клиента или его социокультурной ситуации, - а не только как интервенция психолога;
- в случае схем клиентов, использующих стратегию диалогизации, используют обыденные и профессиональные понятия, рефлексируя их сходства и различия, соотносят психологическое, обыденное понимание проблемной ситуации и личности, ее развития с концепциями, предлагаемыми в рамках религиозных и иных практик осмысления человеческой жизнедеятельности.
Такая картина, в целом свидетельствует о том, что клиенты, как обыденные психологи склонны вести себя тремя основными способами:
- опираться на собственные схемы и способы, не рефлексируя их источников и не осознавая циклического характера даваемых ими объяснений («психически болен - потому что похож на психически больного», «зачем вмешиваться - само пройдет»), часто некритически принимая объяснения, даваемые ситуации одним из ее участников («я думаю, они правы - дети сейчас - не то, что раньше», «я бы тоже не смогла жить так»);
- опираться на свои и быть открытым к заимствованию чужих схем в сочетании с сознательными попытками их рефлексивного осмысления («не знаю, подойдет ли здесь «комплекс Эдипа», но какие-то проявления, несомненно, похожи»), поэтому способны к осознанному обнаружению и сопоставлению позиций участников ситуации («правыми и виноватыми могут оказаться все, - дело не в этом: главное, в чем они себя считают виноватыми сами и в чем они считают виноватыми других»);
- включать возможные интерпретации в «диалогическую игру», осмысляя не только моменты личностных ограничений и межличностных проблем клиента, но и возможности, ресурсы клиента и его отношений («на самом деле, это может быть что угодно, главное искренни ли участники в своих позициях и друг с другом») - клиенты стремятся побудить к рефлексии и самих участников ситуации, сознательному использованию употребляемых ими понятий, обращают внимание на возможное недопонимание, обосновывая невозможности изменения ситуации неготовностью или неделанием одного из участников, а не «фатальным характером» проблем. Клиенты могут использовать схемы, встречающиеся у респондентов других стратегий с оговорками типа: 1) «на первый взгляд это кажется..., но...», 2) «хотя она, по-видимому, хочет всем доказать, что ..., мне кажется», 3) «несмотря на кажущийся избыток информации, не со-
всем понятно..». Т.о., гипотеза о том, что каждая из стратегий понимания соотносится с определенным набором схем понимания, в целом нашла свое подтверждение.
Понимание клиентом консультанта, в отличие от самопонимания, не является основной задачей, выступая скорее как «инструментальная», а не «терминальная» ценность: наряду с осмыслением клиентом ситуации взаимодействия с консультантом, она является фактором, определяющим возможность и направление дальнейшего развития самопонимания. У клиентов относительно слабо развито желание и умение слушать другого человека, работать с его понятиями, субъективной картиной мира, беднее используемые схемы понимания, многие из которых носят характер обобщенных социальных стереотипов относительно конкретных социальных ситуаций, что придает пониманию клиента «разорванный» характер, обусловливает явления типа «черно-белого» мышления и других алогизмов и неточностей, описанных, например, в когнитивной психотерапии и НЛП [1; 6; и др.]. В процессе консультирования, однако, происходит развитие понимания клиента: изменение его стратегий и обогащение схем.
Библиографический список
1. Бендлер Р. Используйте ваш мозг для изменения. - М.: Прагма, 1991. - 184 с.
2. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
3. Васко А., Гарсия-Маркес Л., Драйден У. Психотерапевт, познай самого себя // Московский психотерапевтический журнал. - 1996. - N° 3. - С. 164199.
4. Вердильоне А. Мое ремесло: Свидетельство психоаналитика. - СПб.: Новый Геликон, 1993. - 240 с.
5. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 17-25.
6. Гаранян Н.Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. - 1996. - № 3. - С. 29-48.
7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
8. Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,
1998. - 24 с.
9. Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов // Вопросы психологии. -
1999. - № 1. - С. 77-88.
10. Минигалиева М.Р. Взаимопонимание в консультативном диалоге. - М., Калуга: МГТУ, Манускрипт, 2002. - 210 с.
11. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
12. СосландА. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. - М.: Логос, 1999. - 368 с.
13. Фаррели Ф., Брандсма Дж. Провокационная терапия. - Екатеринбург: УрГУ, 1997. - 216 с.
14. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.
15. Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизор-ство. - СПб.: Б.С.К., 1997. - 236 с.
16. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. -М.: Класс, 2000. - 576 с.
17. Brammer L.M., Abrego E.J. & Shostrom E.L. Therapeutic counseling and psychotherapy. - Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall. 1989, 1993. -380 р.
18. Cormier L.Sh., Cormier W.H. Interviewing
strategies for helpers. - Calif., Pacific Grove: Brooks / Cole Publ. Comp., 1991. - 670 p.
19. Highlen P. S. & Hill C.E. Factors affecting client change in individual counseling // Handbook of Counseling Psychology / C.D. Brown & R.W. Lent (Eds.) - New York: John Wiley, 1984. - P. 334-396.
20. Hosford R., & de Visser L. Behavioral approaches to counseling. - Washington, DC: American Personnel and Guidance Association Press, 1974.
21. Karusu T.B. Psychoterapies: An Owerview // Amer. J. Psychiat. - 1977. - V. 134. - № 8. - P. 851863.
22. Mahoney M.J. Cognition and behavior modification. - Ballinger: Cambrige, 1974. - 240 p.
23. Pedersen P. Handbook of cross-cultural counseling and therapy. - Westport, CT: Greenwood Press, 1987. - 400 p.
УДК 371.014
Ваулина Лидия Николаевна
кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Понятие «Учиться всю жизнь» означает необходимость постоянного обучения на протяжении всей сознательной жизни. В данной статье речь идет о роли межкультурной коммуникации в профессиональной сфере в системе обучения на протяжении всей жизни.
Ключевые слова: система высшего образования, обучение на протяжении всей жизни, межкультурная коммуникация в профессиональной сфере, межкультурное взаимодействие, компетенция, компетентность.
Российская высшая школа вовлечена в процесс формирования взаимно совместимых национальных образовательных и научных систем. Его рамки заданы Болонской декларацией. Вузы ведут интенсивный поиск продуктивной реализации положений Болонского процесса. При этом учитываются зарубежные инновации и отечественные традиции. В контексте кадрового обеспечения инновационных процессов возрастает роль системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающей и систему образования высококвалифицированными кадрами. «Кадры решают все». Известная истина актуальна и сегодня. Нужны специалисты, способные решать вопросы перспективного развития. Стратегическое развитие вуза предполагает правильную постановку целей, анализ перспектив и разработку стройной системы развития, соответствующую требованию времени, а также квалифицированную и эффективную реализацию принятой стратегии.
Учитывая тот факт, что система высшего образования с вступлением в Болонский процесс погружена в перманентный международный проект, было бы неразумным не использовать международное сотрудничество для повышения эффективности этого самого проекта. Итак, далее речь пойдет о меж-
культурной коммуникации в профессиональной сфере, а именно, в сфере высшего образования.
Исследование актуальных вопросов межкультурной коммуникации в российской действительности позволяет констатировать, что, во-первых, сфера высшего профессионального образования должна развивать и формировать у обучаемых навыки и умения конструктивного межкультурного взаимодействия как в быту, так и на рабочем месте. Это необходимо для мирного сосуществования с представителями иных лингвокультур и для восприятия многообразия языков и культур как фактора взаимообогащения. Межкультурное взаимодействие является неотъемлемой составляющей инновационных процессов в различных сферах жизнедеятельности современного общества и, соответственно, международное сотрудничество, направленное на обмен знаниями, опытом, идеями, обеспечивает их когнитивную составляющую. Развитие общества, следовательно, зависит от состояния образования и образованности граждан, которые способны обратиться к национально-культурным традициям и вести полноценные контакты с другими народами и странами.
Во-вторых, международное сотрудничество университетов направлено на повышение качества образования через ознакомление участников образо-