Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия и понимания в психологическом консультировании'

Проблемы взаимодействия и понимания в психологическом консультировании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1240
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОНИМАНИЕ / ТЕОРИЯ ПОЛЯ / КОНТАКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобкова Марина Геннадьевна

В работе обсуждается проблема научности в психотерапии и психологическом консультировании. Существующая терминологическая разобщенность понятийного аппарата сужает возможность психологов в разработке стратегий и техник решения проблем клиента. Автор предлагает рассмотреть качество психотерапевтического и психоконсультационного процессов через феномены «взаимодействие» и «понимание». В статье представлены определения этих двух понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия и понимания в психологическом консультировании»

УДК 159.9 + 615.832.9

М.Г. БОБКОВА ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ*

В работе обсуждается проблема научности в психотерапии и психологическом консультировании. Существующая терминологическая разобщенность понятийного аппарата сужает возможность психологов в разработке стратегий и техник решения проблем клиента. Автор предлагает рассмотреть качество психотерапевтического и психоконсультационного процессов через феномены «взаимодействие» и «понимание». В статье представлены определения этих двух понятий.

Ключевые слова: психотерапия, психологическое консультирование, взаимодействие, понима-

ние, теория поля, контакт.

За последние двадцать лет отечественная психология неузнаваемо изменилась. Численность дипломированных психологов выросла в десятки раз, и подавляющее большинство из них, в отличие от предыдущего поколения, занято не исследовательской и преподавательской, а практической психологической работой. Это не просто количественные перемены, изменился социальный статус психологии, она все больше превращается в самостоятельную социальную сферу, и в связи с этим происходят радикальные структурные преобразования всей дисциплины. Поэтому глобальная методологическая проблема современной отечественной психологии состоит в выстраивании новой системы отношений между психологической наукой и практикой. Вместе с тем, научные основы психотерапии и психологического консультирования находятся на стадии разработки.

Обобщение данных литературы по психотерапии и психологическому консультированию (Б.Д. Карвасарский [12], Н.Н. Обозов [16], М.А. Гулина [11], А.Ф. Копьев [14], А.Б. Орлов [17], В.А. Ташлыков [23], Г.С. Абрамова [2], В.А. Абабков [1] и др.) показывает существование различных концепций к раскрытию содержания как психотерапевтического, так и консультативного процессов. В понимании предмета, объекта, содержания, методов, а также эффективности психологического консультирования и психотерапии наблюдается отсутствие четких теоретических ориентиров. У практикующих психологов нет единства понимания в различии границ между психотерапевтической и консультативной

* Печатается в рамках реализации ФЦП «Научные и на 2009-2013 годы НК-393П (17).

деятельности, что создает зоны многозначности и неопределенности во взаимодействии субъектов данных видов деятельности.

Не систематизированность понятийного аппарата сужает возможность продуктивного взаимодействия психологов в разработке стратегий и техник решения проблем клиента, тогда как, по мнению ведущих специалистов (З. Фрейд [25], К. Роджерс [20], Р Гринсон [10], О. Кернберг [13], Б.Д. Карвасарский [12] и др.), качество психотерапевтического взаимодействия является одним из важнейших факторов, определяющих успех психотерапии и консультирования. Именно эта наиболее трудная даже для описания и обобщения процессуальная часть психотерапии, и тем более, консультирования, не развивалась в отечественной науке до недавнего времени.

Мы предлагаем рассмотреть феномен взаимодействие в психотерапии и психологическом консультировании через категорию «поле». Содержательная наполненность понятия «поле взаимодействия» разными авторами описывается по-разному, поэтому имеет смысл соотнести терминологии.

Категория «поле» привнесена в психологию из естествознания. В.В. Горбачев [9] указывает, что содержание «поле взаимодействия» субъекта с объектом живой и неживой природы принципиально отличается. Объект живой природы (человек) обладает собственной субъективностью, обладает способностью изменять содержание своей интенции в зависимости от того как, он воспринимается субъектом.

научно-педагогические кадры инновационной России»

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

159

Психология

Гештальт-психолог К. Левин характеризует теорию поля как «метод анализа причинных отношений и построения научных конструктов» [15, с. 240]. При этом взаимодействие предполагает активность обоих партнеров, каждый из них является одновременно воспринимающим другого и воспринимаемым. По мнению К. Левина, «социальное поле на деле является эмпирическим пространством, которое столь же реально, как и физическое» [15, с. 318].

Гештальт-терапия ссылается на теорию «поле организм/окружающая среда», где «организм/ окружающая среда» необходимо понимать как «контакт», который происходит между данным организмом и его окружающей средой, между субъектом и тем, что не является субъектом. М. Парлетт считает, что, взаимодействуя со средой, организм образует «контактную границу», здесь организм выступает как основной элемент, а окружающая среда является другой частью поля, причем сам организм включен в это поле. «Нет четко обозначенных границ «внутреннего» и «внешнего», единое поле является местом встречи обоих реальностей» [18].

Практически все определения контакта указывают на несколько специфических черт данного феномена в психотерапевтическом / консультативном процессах. George R.L., Cristiani T.S. [26] отмечают, что с помощью контакта происходит исследование переживаний клиента, взаимный обмен переживаниями, что способствует доверительным отношениям, при котором создаются условия для поддержки нового поведения клиента. При смене клиента меняется и специфика контакта.

Дж. Бьюдженталь [6] указывал, что уровень контакта между консультантом и клиентом, психотерапевтом и пациентом должен быть близким настолько насколько это возможно.

Однако важное значение для построения психотерапевтического / консультационного взаимодействия имеет не только сам по себе контакт, а также способ осознания, восприятия себя и мира как некоторой ценности. В. Тэхкэ отмечает, что сближение психотерапевта / консультанта с пациентом / клиентом может быть достигнуто лишь посредством вступления с ним в эмпирическое взаимодействие, помогающее специалисту получить объективные знания о психической реальности пациента / клиента. Как утверждает В. Тэхкэ, максимальное понимание психики другого человека возможно лишь через максимальное

использование собственной психики как воспринимающего, регистрирующего и делающего заключение инструмента [24, с. 103].

В обобщающих теоретических и конкретноэмпирических исследованиях психотерапии и психологического консультирования понимание рассматривается как основное условие и фактор изменений, личностного развития пациента/клиента в процессе взаимодействия со специалистом.

Современные и классические исследования понимания можно разделить на три группы исследований.

Авторы первой группы исследований (Г.М. Андреева [3], Е.И. Горбачева [8] и др.) рассматривают понимание как объяснение, сосредоточивая свое внимание на предметном характере понимания, выступающем как процесс обнаружения значения проблемной ситуации, высказывания или поступка человека. Критерием понимания как объяснения является внеположен-ная миру объективная истина.

Во второй группе исследований (Е.Ю. Савин [22], В.Н. Порус [19] и др.) понимание выступает преимущественно интерпретация, как процесс познающего субъекта, обладающего различными и в разной мере субъективно доступными и полезными стратегиями (типами, способами) понимания реальности. В данной группе исследованиях подчеркивается наличие у субъекта способности к созданию новых способов осмысления происходящего.

Третья группа исследований (К. Роджерс [20], М.М. Бахтин [4], М. Бубер [5], Б. Ванденфельс [7], А.Ф. Копьев [14] и др.) рассматривает понимание как условие возникновения смысла в процессе диалога. Понимание выступает уже как сопереживание реальности, способ организации эффективного межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Процесс понимания тесно взаимосвязан со спецификой внутреннего строения и функционирования ценностной системы практикующего психолога, так как на самом деле полное понимание субъективной действительности не возможно, важно лишь желание понять и его трансляция. Объективная ограниченность возможностей понимания по отношению к неопределенным и многосмысленным ситуациям помогает психотерапевту / консультанту слушать своей внутренний голос и настраиваться на внутренний мир другого.

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Следовательно, проблема понимания психотерапевтом / консультантом своего пациента / клиента строится по трем принципам: объяснение, интерпретация и «со-значение» (понимание). Путь профессионального понимания лежит через опыт психотерапевта / консультанта, способ его проникновения в процессе взаимодействия, который определяется его ориентацией на тот или иной психотерапевтический методов, так и личностными предпочтениями психотерапевта / консультанта.

Дальнейшее наше изучение будет связано с изучением специфики содержания психотерапевтического метода исходя из понятий взаимодействия и понимания. При этом взаимодействие мы будем понимать как феномен, происходящий в определенном пространстве и времени, порождающий активность обеих сторон в процессе психотерапии / консультирования, где каждая из которых является одновременно воспринимающей и воспринимаемой. Понимание нами будет рассматриваться как целостное переживание и сопереживание реальности, способ организации эффективного психотерапевтического/консультационного взаимодействия.

Библиографический список

1. Абабков В.А. Проблема научности в психотерапии. - СПб.: Изд.-во С.-Петербург, ун-та, 1998. - 76 с.

2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 264 с.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 237 с.

4. Бахтин М.М. Этика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

5. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика. 1995. - 464 с.

6. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

7. Вандерфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «чужом» // Логос. -1994. - №> 6. - С. 77-97.

8. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимания // Вопросы психологии. - 1994. - №> 5. - С. 78-85.

9. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. - М.: Экономистъ, 2001. - 448 с.

10. Гринсон Р. Практика и техника психоана-

лиза. - Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. -337 с.

11. Гулина М.А. Теоретическая и консультативная психология. - СПб.: Изд-во «Речь», 2001. -352 с.

12. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 304 с.

13. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 464 с.

14. Копье в А. Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. - 1996. - №> 4. - С. 44-54.

15. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.

16. Обозов Н.Н. Психологическое исследование и консультирование. - СПб.: АППИМ, 1998. -214 с.

17. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии. - 2002. - N° 3. - С. 3-19.

18. Парлетт М. Раздумье о теории поля // Журнал практического психолога. - 2003. - N° 3. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// gestaltline.eom//printon 182html, свободный.

19. Пору с В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания / Под ред. И.Т.Ка-савина. - М.: Политиздат, 1990. - С. 256-278.

20. Роджерс К. Человекоцентрированный/ клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2 . - С. 48-58.

21. Романенко О.К. Практическая гештальтте-рапия. - М.: Фолиум, 1995. - 112 с.

22. Савин Е.Ю.Понимание как форма познавательной активности субъекта. - Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 1996. - 80 с.

23. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л.: Медицина, 1984. - 182 с.

24. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: Психоаналитический подход. - М.: Академический проект, 2001. - 576 с.

25. Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ // «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда. Пер с нем. и англ. / Под ред. Дж. Сан-длера. - М.: МГ Менеджент, 1998. - С. 15-60.

26. George R.L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Cоциокинетика, № 4, 2009

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.