УДК 159.9
doi:10.52210/2224669X_2022_1_69
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ПАТОЛОГИЕЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДИСКУРСИВНО-ОЦЕНОЧНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СОЦИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СЕТЯХ
Р.Е. Барабанов
Аннотация. До настоящего времени вопросам исследования качества жизни в оториноларингологии не уделялось должного внимания. Бытует мнение, что если в процессе лечения и реабилитации улучшаются клинико-функциональные показатели, то качество жизни тоже улучшается. Слабым звеном оценки эффективности лечебно-социализирующих, а также реабилитационных мероприятий является то, что клинико-параклинические данные оцениваются исключительно медицинскими. Нет четкого понимания происходящих изменений с точки зрения психологии. Важную роль в ней играет целостное развитие личности и качество жизни лиц с особыми образовательными потребностями (ООП).
Ключевые слова: качество жизни, лица с особыми образовательными потребностями, нарушение голоса.
PSYCHOLOGICAL AND MEDICAL-PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO VOCALLY IMPAIRED INDIVIDUALS IN IMPROVING THE QUALITY OF LIFE THROUGH TEACHING DISCURSIVE AND EVALUATIVE BEHAVIOR IN SOCIAL EVALUATION NETWORKS
R.E. Barabanov
Abstract. Until now, the issues of studying the quality of life in otorhinolaryngology have not been given due attention. There is an opinion that if clinical and functional indicators improve in the process of treatment and rehabilitation, then the quality of life also improves. A weak point in evaluating the effectiveness of therapeutic and socializing, as well as rehabilitation measures, is that clinical and paraclinical data are evaluated exclusively by medical workers. There is no clear understanding of the ongoing changes in terms of psychology. An important role in it is played by the holistic development of the personality and the quality of life of individuals with special educational needs (SEN).
Keywords: quality of life, individuals with special educational needs, voice impairment.
В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает проблема качества жизни населения. Важную роль в ней играет целостное развитие личности и качество жизни лиц с особыми образовательными потребностями (ООП). Термин «человек с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)» используется как в широком гуманистическом, так и в научном контексте.
В научном контексте данный термин важен, поскольку ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном развитии, так как лицами с особыми образовательными потребностями могут быть юноши и девушки с патологией голосового аппарата.
Нарушение голоса является одной из наиболее распространенных патологий гортани в оториноларингологии среди молодого населения, занимая третье место в структуре болезней дыхательной системы и второе в структуре всей ЛОР-патологии. При этом патологическое изменение голоса может быть следствием таких речевых расстройств как дизартрия, ринолалия и заикание.
В отношении этих, а также других лиц с патологией соматического, а также психофизического развития к середине 2000-х гг. в странах Северной Америки и Западной Европы стали широко применять термин «люди с особыми потребностями». Несмотря на то, что данный термин появился в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «People with Special Needs».
Социально-психологический взгляд на особые потребности основан на идее особых отношений субъекта с социальным окружением, которые выступают источником личностного развития. Эта идея подчеркивает в термине «особые образовательные потребности» его социально-психологический характер. Такой подход предполагает, что образовательный процесс должен иметь комплексный характер и обеспечивать решение целей и задач опережающего развития.
Изучение психологического компонента качества жизни лиц с нарушением голоса приобретает особую актуальность в юношеском возрасте. Одним из ведущих векторов развития в этом возрастном периоде является социальное становление личности. В качестве психологических особенностей общения в юношеском возрасте авторы выделяют следующие:
- стремление удовлетворить ведущие социальные потребности: признание, самоутверждение, приобретение нового опыта и т.д.;
- ориентация на построение зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
Общение затрагивает все референтные сферы взаимодействия: дружба, любовь, учеба, профессия и т.д. Важнейшие задачи юношества связаны с количественным расширением диапазона социальных ролей и интересов, а также их качественным преобразованием, нацеленным на возрастание самостоятельности и индивидуальной ответственности.
Таким образом, юношеский возраст характеризуется активной социализацией, в процессе которой вербальная коммуникация выступает важнейшим инструментом, фрустрация которого может негативно отражаться на решении возрастных задач личностного развития, и закономерно приводит к снижению качества жизни.
Стоит отметить, что несмотря на остроту данного вопроса в современной России, проблематика качества жизни с акцентированием ее составляющих элементов в контексте особых образовательных потребностей исследована недостаточно для формирования комплексной модели качества жизни лиц с ООП. Поэтому представляется весьма актуальным изучение проблемы психологических составляющих качества жизни юношей и девушек с особыми образовательными потребностями.
Исходя из существующей проблемы, нами были сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования.
Цель исследования - выявить психологические условия и разработать комплексную философскую, психологическую, медицинскую, педагогическую программу формирования нравственного научного мировоззрения лиц с патологией голосового аппарата на основе обучения дискурсивно-оценочному поведению в социально-оценочных сетях.
Объект исследования - процесс становления, мировоззрение и качество жизни лиц с патологией голосового аппарата.
Предмет исследования - содержание мировоззрения, психологические и медико-педагогические составляющие программы обучения дискурсивно-оценочному поведению в социально-оценочных сетях для лиц с патологией голосового аппарата.
Гипотеза исследования заключается в следующем. Психические процессы, образования и состояния личности формируются и корректируются другими людьми. Патология голосового аппарата создает затруднения в становлении, социализации детей и молодежи. Эти затруднения могут быть компенсированы специально разработанными в ходе исследования образовательными программами, основанными на дискурсивно-оценочных практиках по всем вопросам качества жизнедеятельности, направленными на формирование научного нравственного мировоззрения.
Для достижения цели и реализации поставленных задач был применены следующие методы: анализ и синтез, дискурсивно-оценочный метод.
Достоверность и надежность полученных данных оценивались на основе методов математической статистики, в качестве которых использовались коэффициент корреляции Пирсона, угловое преобразование Фишера, критерий U Манна-Уитни, факторный анализ, Т-критерий Вилкоксона.
Обработка полученных данных выполнялась с помощью пакета статистических программ «SРSS 22.0».
В основу исследования была заложена концепция Г.М. Зараковского, где психологическая составляющая качества жизни выступает ведущим критерием для оценки всех жизненных свойств. Автором предлагается проводить оценку качества жизни посредством изучения социально-психологического состояния населения, которое определяется через совокупность психологических и психофизиологических характеристик, имеющих различную значимость в жизни сообщества, или отдельного индивидуума. При этом в современной психологии термин «качество жизни» зачастую связывается с понятием «счастье», которое в многочисленных исследовательских работах представлено довольно разнообразно. Например, В.И. Меренков определяет это понятие как «показатель успешной адаптации субъекта к условиям своей жизни». Виктор Франкл связывает его с «осознанием смысла жизни». М. Селигман связывает счастье с «субъективным благополучием личности». Общим в определениях, как отмечает Г.М. Зараковский, является то, что счастье во многом представляется в форме позитивного эмоционального состояния, доминирующего в жизни человека за счет различных факторов и составляющего субъективный блок качества жизни.
На основе имеющихся в современных исследованиях идей и представлений о качестве жизни и его элементах мы предлагаем интегрированную модель качества жизни, в которую включены как внешние факторы, то есть реальная жизненная ситуация того или иного субъекта в отношении уровня здоровья, социального взаимодействия, возможности удовлетворения духовных и образовательных потребностей, наличия материальных благ, так и внутренние, психологические (субъективные) элементы (рисунок 1).
Таким образом, качество жизни, на наш взгляд, представляет собой недифференцированное продолжительное состояние внутренней удовлетворенности, основанное на системе индивидуальных ценностей и мотивов, включающее положительные оценки и отношение к индивидуальной ситуации развития, а также поведенческую активность, в которой реализуются действия по поддержанию и улучшению качества жизни субъекта. Интегрированная модель качества жизни включает в себя объективные (внешние по отношению к субъекту условия, позволяющие удовлетворять потребности различного уровня) и субъективные (психологические) элементы. Психологические элементы выполняют системообразующие и ресурсообеспечивающие функции.
В данном контексте ресурсный (или личностный) потенциал индивида обеспечивает личность с особыми потребностями возможностью сохранять высокое качество жизни, проявлять активную жизненную позицию; проживать собственные эмоции, не фиксируясь и не замыкаясь на проблемах здоровья; удовлетворять потребности высшего порядка. Пси-
Рисунок 1. Модель субъективных и объективных элементов качества жизни
хические ресурсы представляют собой не единичный конструкт, а систему взаимосвязанных элементов, включающих в себя жизнестойкость, совладающее поведение, эмоциональную устойчивость, коммуникативные качества, мотивацию к достижению, положительную самооценку и позитивное самоотношение.
В случае с голосовой патологией - она является важнейшим объективным фактором, влияющим на качество жизни субъекта. Патогенез патологии голоса связан с психогенными факторами, что позволяет относить эти нарушения к группе психосоматических заболеваний. С этим связана необходимость комплексных исследований неблагоприятных эмоциональных состояний, в том числе эмоционального напряжения как триггеров развития патологии голоса.
В юношеском возрасте голосовая патология в значительной степени снижает качество жизни в связи с фрустрированностью важнейших потребностей возраста: социализации, профессионализации, самореализации, жизненного планирования и целеполагания. В юношеском возрасте индивидуальные регуляторные и компенсаторные механизмы находятся на этапе формирования, что чаще всего не позволяет личности самостоятельно осуществлять внутреннюю работу по улучшению субъективного качества жизни.
Научной основой технологии дискурсивно-оценочной практики лиц с дефектами голосового аппарата для улучшения качества их жизни является глобальный экологический принцип - не вредить среде обитания, другим людям и себе (среде, соседям, себе). Из гло-
бального экологического принципа проистекает глобальный этический принцип - вести себя надо так, чтобы не причинять вреда другим людям, себе и среде обитания.
Важно использовать различные группы методов, позволяющие не только решать задачи коммуникации такой категории лиц, но и удовлетворять их потребности в развитии различных качеств и ресурсных состояний, повышающих общее качество жизни. В числе основных групп методов психолого-педагогического сопровождения мы рассматриваем общепедагогические методы, специальные методы, ориентированные на дискурсивно-оценочную технологию, методы обучения командному взаимодействию, интерактивные методы, основанные на активном включении респондентов в эко-нравственный процесс, а также методы, нацеленные на активизацию внутренних ресурсов при затруднениях в принятии решений.
При этом психологические составляющие качества жизни в контексте юношества и особых образовательных потребностей (на фоне имеющейся соматической патологии) важно изучать в связке ресурсных качеств и системообразующих элементов. Авторская модель качества жизни, представленная выше, позволяет сформировать собственное определение этой междисциплинарной научно-практической категории. Предлагаемая модель, а также авторское понятие качества жизни и особых образовательных потребностей с позиций психологического подхода является методологическим основанием планирования и проведения дальнейшего эмпирического исследования.
Автором была разработана психолого-педагогическая программа обучения лиц с дефектами голосового аппарата с использованием философских категорий афтепостмодерна; обоснованы практические рекомендации психологам и педагогогам по обучению технологии дикурсивно-оценочных практик лиц с дефектами голосового аппарата в социально-оценочных сетях; внедрены практические психологические рекомендации лицам с дефектами голосового аппарата по вербальному поведению в социально-оценочных сетях.
В итоге исследования автором доказано, что наличие дефекта голосового аппарата препятствует полноценному участию в вербальном общении со сверстниками и взрослыми. Дискурсивно-оценочное поведение в социально-оценочных сетях позволяет успешно социализироваться личности с дефектом голосового аппарата, создавать и занимать рабочие места в цифровой экономике, медицине, образовании, науке, безопасности, праве и улучшать качество собственной жизнедеятельности за счет активного участия в обсуждении и оценивании всех вопросов жизнедеятельности в социально-оценочных сетях нового поколения.
Научение лиц с дефектами голосового аппарата экологическому поведению в информационно-коммуникационном пространстве заключается в освоении экологического императива (вести себя так, чтобы не навредить другим и себе), и психолого-педагогическим приемам использования социально-оценочных сетей нового поколения для осуществления влияния на улучшение качества жизни других людей и собственной жизнедеятельности.
Качество жизни определяется другими и способностью самого субъекта выстраивать коммуникации, производить и осуществлять обмен социально-значимой информацией, влиять на минимизацию социального паразитизма, порождающего неравенство и низкое качество жизни людей.
Анализ психологических и медико-педагогических возможностей дискурсивно-оце-ночного поведения в социально-оценочных сетях показал, что у субъекта, осуществляющего данный вид поведения, происходит мобилизация его психических состояний, возникает чувство социального оптимизма, солидарности с другими, что способствует социализации и улучшению качества его жизни.
Дискурсивно-оценочное поведение в социально-оценочных сетях обладает компенсаторными возможностями для лиц с патологией голосового аппарата.
Программа обучения дискурсивно-оценочному поведению в социально-оценочных сетях для лиц с патологией голосового аппарата заключается в использовании определенного набора психологических и медико-педагогических целенаправленных воздействий, обеспечивающих соблюдение экологического стандарта поведения в информационных средах и участие во влиянии на улучшение качества жизни других людей и собственной жизнедеятельности.
Участие в решении фундаментального противоречия действительности - неравенства посредством научения использованию социально-оценочных сетей, направленных на минимизацию социального паразитизма, своевременных ротаций из административных иерархий, распределяющих общественные блага, социопатов, - позволяет улучшить качество жизнедеятельности.
В ходе исследования автор исследовал дискурсивно-оценочную деятельность в социально-оценочных сетях, разработал психологическую модель данной деятельности, и создал программу обучения этой деятельности для лиц с патологией голосового аппарата. Основное содержание диссертации в которой можно более подробно ознакомится с исследованием указано в списке литературы.
Библиографический список
1. Барабанов Р. Е. Анализ корреляции психологических компонентов качества жизни юношей и девушек с нарушением голосового аппарата и их здоровых сверстников // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 2.
2. Барабанов Р. Е. Изучение структуры качества жизни лиц с патологией голосового аппарата // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2019. № 1.
3. Барабанов Р.Е. Психологические аспекты изучения юношества (в контексте заболеваний и качества жизни) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 3.
Р.Е. Барабанов
старший научный сотрудник, медицинский психолог 2-ого педиатрического отделения клиники МЕДСИ, г. Москва E-mail: [email protected]