ПСИХОЛОГИЯ
PSYCHOLOGY
УДК: 159.9.072.43
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ИХ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ
Р.Е. Барабанов
Аннотация. В статье представлены результаты исследования корреляционных связей в психологических составляющих качества жизни лиц с особыми образовательными потребностями (на примере людей с патологией голосового аппарата) и здоровых респондентов. На основе полученных данных выделены индивидуально-личностные особенности лиц с нарушением голоса и их здоровых сверстников.
Ключевые слова: голос, нарушение голоса, патология гортани, качество жизни, юноши и девушки, психологическое благополучие, особые образовательные потребности.
ANALYSIS OF THE CORRELATION BETWEEN PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF THE QUALITY OF LIFE AMONG VOCALLY CHALLENGED TEENS AND THEIR HEALTHY COUNTERPARTS
R.E. Barabanov
Abstract. This article presents the results of a study of correlations between the psychological components of the quality of life of people with special educational needs (e.g., people with vocal pathology) and healthy respondents. Based on the data obtained, the individual and personal characteristics of persons with voice disorders and their healthy counterparts have been described herein.
Keywords: voice, voice disorder, laryngeal pathology, quality of life, teens, psychological well-being, speciall educational needs.
В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает проблема качества жизни населения, особенно в контексте заболеваний и инвалидности. Важную роль в ней играет целостное развитие личности и качество жизни лиц с особыми образовательными потребностями (ООП).
Согласно определению, которое дает Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина), лицо с особыми образовательными потребностями - это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который появился
во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознало необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к людям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
Термин «человек с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)» используется как в широком социальном, так и в научном контексте [4]. В научном контексте данный термин важен, поскольку ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном развитии, так как лицами с особыми образовательными потребностями могут быть как люди с психофизическими нарушениями, так и те, кто не имеет таковых (в нашем случае - юноши и девушки с патологией голосового аппарата). В отношении последних особые образовательные потребности обусловлены социокультурными факторами.
Нарушение голоса является одной из наиболее распространенных патологий гортани в оториноларингологии среди молодого населения, занимая третье место в структуре болезней дыхательной системы и второе в структуре всей ЛОР-патологии. При этом патологическое изменение голоса может быть следствием таких речевых расстройств как дизартрия, рино-лалия и заикание.
До настоящего времени вопросам исследования качества жизни в оториноларингологии не уделялось должного внимания. Бытует мнение, что если в процессе лечения и реабилитации улучшаются клинико-функциональные показатели, то качество жизни тоже улучшается [1; 3]. Слабым звеном оценки эффективности лечебно-социализирующих, а также реабилитационных мероприятий является то, что клинико-параклинические данные оцениваются исключительно медицинскими работниками (по итогам повторных консультаций, осмотров, диспансеризации и МСЭ). Нет четкого понимания происходящих изменений с точки зрения психологии. Отсутствует психологическая реабилитация и сопровождение.
Исходя из всего вышесказанного, в настоящем исследовании мы ставили перед собой цель - проанализировать взаимосвязи выделенных нами основных психологических составляющих качества жизни у участников исследования.
В этой связи нам было необходимо решить следующую задачу: проанализировать групповые различия в корреляционных связях относительно психологических составляющих качества жизни юношей и девушек с особыми образовательными потребностями и их здоровыми сверстниками.
Эмпирическая база исследования. Для проведения исследования нами была отобрана экспериментальная и контрольная группы, общей численностью 196 человек.
Исследование экспериментальной группы проводилось на базе ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России». За период с марта 2017 г. по январь 2018 г. в опросе приняли участие 96 человек, которые являлись пациентами отделений фониатрии и патологии гортани ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России». Из них 85 взрослых (средний и поздний юношеский возраст) и 11 подростков (ранний юношеский возраст) с нарушением голоса в возрасте от 16 до 27 лет (48 юношей и 48 девушек) - учащиеся различных вокально-эстрадных отделений московских вузов. Средний возраст 21±1,6 года.
Исследование контрольной группы проводилось на базе АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА». За период с сентября 2017 г. по июнь 2018 г. в исследовании приняли участие 100 человек, которые являлись студентами 1-4 курсов вуза, а также колледжа МФЮА. Из них 82 взрослых (средний и поздний юношеский период) и 18 подростков (ранний юношеский период) в возрасте от 16 до 27 лет (50 юношей и 50 девушек). Средний возраст был 19±1,4 года.
Дизайн исследования. Процедура исследования представляла собой заполнение обеими выборками девяти опросников разной измерительно-объективизирующей и целеуста-навливающей направленности.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных проводился с использованием программы математической обработки информации SPSS версии 22.0. Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: критерия Колмагорова-Смирнова и для сравнения коэффициентов корреляции между множеством пар полученных признаков, а также для установления между ними статистических взаимосвязей нами был использован корреляционный анализ Спирмена.
В результате можно говорить о следующих данных.
На основании проведенного анализа нормальности распределения по критерию Кол-магорова-Смирнова мы определили, что распределение является нормальным. Поэтому мы применили критерий корреляции Пирсона для определения статистических взаимосвязей. Мы проанализировали возможность взаимосвязей между всеми показателями используемых в исследовании опросников, характеризующих основные компоненты качества жизни.
В результате мы обнаружили, что основные шкалы опросников в группе юношей и девушек с нарушением голоса в большинстве случаев значимо взаимосвязаны между собой. Так, нацеленность на результат значимо взаимосвязана с общим локусом контроля-Жизнь (г=0,549 при р<0,01), эмоциональными переживаниями (г=0,367 при р<0,01), сферой общения (г=0,264 при р<0,01) и здоровьем (г=0,59 при р<0,01). Можно предположить, что в данной группе удовлетворенность жизнью, реализация своего внутреннего потенциала связаны с глубиной осознавания себя в мире через здоровье (чувствование, выражение своих смыслов, эмоций), с пониманием и способностью регулировать свои взаимоотношения с окружающими, со способностью влиять на ход событий, и с состоянием вовлеченности, эмоциональной приверженности к осуществляемой личностью деятельности. Это обусловлено тем, что вышеназванные способности являются личностными ресурсами, которые психологический компонент при своей положительной выраженности гармонично сочетает. Вовлеченность значимо взаимосвязана с жизнестойкостью (г=0,682 при р<0,01). Экзистенциальная испол-ненность значимо взаимосвязана со смысложизненными ориентациями (г=1,000 при р<0,01), личностной активностью (г=0,56 при р<0,01), самостоятельностью (г=0,205 при р<0,05), позитивными отношениями с окружающими (г=0,251 при р<0,05) и отношением к работе (г=0,275 при р<0,01).
Поскольку, как было отмечено выше, именно психологические компоненты качества выступают интегративной детерминантой, объединяющей в единый феномен благополучие личности, представляется важным рассмотреть взаимосвязи компонентов качества жизни с учетом двусторонней направленности корреляционной взаимосвязи. И здесь первым компонентом в корреляции мы поставим показатель когнитивизации.
Исходя из результатов математического анализа, мы можем заключить, что чем ярче удовлетворение от доверительных близких отношений с другими, тем выше у личности уровень социальной интеграции, при этом позитивное отношение с окружающими влияет на способность ощущать себя частью какой-либо общности и получать внутренний ресурс от этого. Наряду с этим показатель «Позитивные отношения с окружающими» включает также способность к эмпатии, к построению близких отношений. Чем выше развита эта способность, тем более развита способность понимать, осознавать, идентифицировать и управлять своими эмоциями, проявлять чуткость в отношении других людей, и тем выше уровень коммуникативной компетенции личности. Именно поэтому с позитивными отношениями коррелирует эмоциональный компонент (г=0,405 при р<0,01). При этом указанные
выше способности являются непременным условием построения близких доверительных отношений (что чрезвычайно важно в ситуации болезни).
Чем выше свобода личности, то есть способность независимо от социального давления мыслить и принимать решения, тем развитее внутри личностный эмоциональный компонент, включающий в себя понимание и управление своими эмоциями. В то же время выраженный эмоциональный компонент является предпосылкой развитой способности самостоятельно мыслить и принимать решения в согласии с собой и своими целями.
Личностная исполненность, включая способность осознавать, выбирать или создавать условия в окружающем пространстве для реализации собственных ценностей и потребностей, значимо взаимосвязана со сферой общения, включая способность к открытому конструктивному общению с миром. В то же время именно личностная исполненность во взаимосвязи с самоактивацией позволяет свободно ориентироваться в окружающей среде.
Кроме того, представляется интересной взаимосвязь управления средой с вовлеченностью и эмоциональным компонентом. Чем более выражено ощущение уверенности в овладении средой, тем более возможна эмоциональная и интеллектуальная приверженность деятельности. Возможно, ощущение причастности усиливает интерес и желание активно действовать в значимой сфере и противостоять трудностям (в том числе в области здоровья).
Позитивно выраженный показатель самостоятельности, содержащий направленность на реализацию и развитие своего личностного потенциала, стремление совершенствоваться, значимо взаимосвязан с жизнестойкостью, вовлеченностью, контролем и принятием риска.
Чем яснее для «болезненной» личности определены цели в жизни, чем отчетливее чувство осмысленности своего настоящего, прошлого и будущего, тем более конструктивно личность взаимодействует с окружающей средой (особенно, если вопрос касается выбора и следования рекомендациям лечебно-оздоровительного процесса). Данный тезис подтверждают тесные взаимосвязи показателя «Цели в жизни» с локусом контроля-Жизнь, эмоциональными переживаниями, сферой общения, ответственностью, самостоятельностью, а также вовлеченностью. В то же время связь с позитивными отношениями с окружающими, автономией, управлением средой, личностным ростом, самопринятием и осмысленностью благоприятно сказывается на развитии личностного потенциала, что помогает формулировать собственные цели в жизни.
Свобода личности и когнитивный компонент связаны со способностью к самотрансцен-денции, то есть способностью воспринимать экзистенциальную значимость происходящего, переживая собственное внутреннее отношение к пережитому в соотнесении с собственными ценностями. Возможно, осознавая и принимая разные стороны своей личности, человек в лучшей степени адаптируется к внешней ситуации, что делает его способным к выходу за пределы себя, то есть самотрансцендентным.
Таким образом, чем развитее способности, выражающиеся в психологических компонентах качества жизни, тем лучше развиты и выражены целеполагающие, личностные и эмоциональные установки. И наоборот, развитие вышеназванных установок обуславливает развитие и раскрытие способностей и психологических компонентов качества жизни. Составляя единое целое и взаимо поддерживая друг друга, данные компоненты формируют объективное качество жизни, ощущаемое личностью в настоящем на разных уровнях.
В группе условно здоровых респондентов, с точки зрения наличия/отсутствия связей между компонентами экзистенциальной исполненности и остальными показателями качества жизни удивительным кажется их отсутствие. Хотя в этом случае возможной интерпретацией могло бы стать то, что исследуемая выборка респондентов изначально характеризуется низкой выраженностью экзистенциального компонента. Возможно, личностные особенности испытуемых более развиты и ориентированы на эмоциональную и поведенческую составляющую
(так как юноши и девушки из этой группы являются студентами творческих вузов и основная задача для них - это учебная и профессиональная самореализация). В этой связи поведенечски они нацелены на развитие своей как общепрофессиональной компетентности, так и общебытовой, по отношению к внешнему миру. Для ребят из этой группы особое значение имеют возможности реализации себя в мире, а также осмысление своей жизни и целей в ней.
Структуру качества жизни для них составляют три элемента: ментальный, эмоционально-чувственный и волевой. Все вместе эти элементы формируют единый показатель качества жизни.
Нацеленность на результат у данной группы респондернтов значимо взаимосвязана с эмоциональными переживаниями, локусом контроля-Жизнь, ответственностью, самостоятельностью, работой, автономией, личностным ростом, самопринятием, осмысленностью и позитивными отношениями с окружающими. Вовлеченность значимо взаимосвязана с жизнестойкостью и личностной активностью, самоконтролем. Экзистенциальная исполненность значимо взаимосвязана с позитивными взаимоотношениями с окружающими.
Таким образом, группы респондентов различаются между собой по средним показателям определенных признаков: управление средой, личностный рост, автономия, экзистенциальная исполненность, психологическое благополучие, жизнестойкость, вовлеченность, локус контроля-Жизнь, самодистанцирование и ответственность. Не выявлено значимых различий между средними показателями баланса аффекта у представленных групп испытуемых с разным уровнем соматического здоровья.
Группа условно здоровых респондентов характеризуется самыми высокими показателями по шкалам: управление средой, личностный рост и автономия, оптимистичность и самоконтроль - по сравнению с группой юношей и девушек, имеющих гортанную патологию. Данная группа также характеризуется средним уровнем выраженности ответственности и наименее выраженной способностью самодистанцироваться по сравнению с группой больных респондентов. Показатели личностной активности значительно выше у группы здоровых лиц, чем юношей и девушек с особыми потребностями. При этом значения показателя сферы общения лишь немного различаются у представленных групп.
Группа респондентов с нарушением голоса характеризуется наиболее выраженными способностями самодистанцироваться и ответственностью, а также средне выраженными способностями управления средой, автономии, принятия риска, переживанием негативных эмоций по сравнению с другой группой.
Значимые различия между группой респондентов с нарушением голоса и группой условно здоровых респондентов выявлены по следующим показателям: управление средой (выше у группы здоровых респондентов), автономия (выше у группы здоровых респондентов), личностный рост (выше у группы здоровых респондентов), самостоятельность (выше у группы здоровых респондентов), экзистенциальная исполненность (выше у группы с особыми потребностями), самодистанцирование (выше у группы с нарушением голоса), смыс-ложизненные ориентации (четче определены у группы с особыми потребностями).
Таким образом, цель исследования достигнута, задача решена. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании и психокоррекции личности, осуществляемых практическими психологами и социально-психологическими службами (в том числе в рамках организации лечебно-оздоровительного и образовательного процессов). Описание системы основных компонентов качества жизни позволяет адресно направить внимание психолога (реабилитолога) на те стороны развития личности, которые затрудняют полноценное включение человека в социальную среду. Основываясь на понимании взаимосвязи различных компонентов качества жизни, можно определить новые подходы в рамках психологической диагностики и терапии различных соматических болезней. Кроме того,
полученные результаты могут быть использованы в процессе построения учебных курсов по психологии здоровья и психологического благополучия личности.
Библиографический список
1. Барабанов Р.Е. Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса. Современные исследования и разработки в фониатрии. Beau Bassin, 2018.
2. Барабанов Р.Е. К вопросу о структуре качества жизни лиц с патологией голосового аппарата // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 2.
3. Барабанов Р.Е., Фанталова Е.Б. Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4.
4. ЛеонтьевД.А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011 г., Москва). М., 2011.
5. Bowling A. Measuring disease: a review of disease-specific quality of life measurement scales. Buckingham, 2011. Vol. 43.
6. Diener E., SuhE.M., LucasR.E., SmithH.L. Subjective Well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125 (2).
7. Fairclaugh L.D. Design and Analysis of Quality of Life Studies in Clinical Trials. Charman & Hall/CRC. 2012.
8. Hajiran H. Toward a quality of life theory: net domestic product of happiness // Social Indicators Research. 2008. Vol. 75.
9. JahodaM. Current concepts of positive mental health. N.Y., 1958.
10. Lyubomirsky S., SheldonK.M., Schkade D. Pursuing happiness: The architecture of sustainable change // Review of General Psychology. 2005. Vol. 9.
11. RyffC.D., SingerB. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9.
Р.Е. Барабанов
психолог отделения комплексной реабилитации ГБУ ЦССВ «Южный» ДТСЗН г. Москвы,
преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]