Научная статья на тему 'Изучение структуры качества жизни лиц с патологией голосового аппарата'

Изучение структуры качества жизни лиц с патологией голосового аппарата Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА / ПАТОЛОГИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Р. Е.

В статье представлены результаты проведенного исследования субъективной оценки качества жизни лицами с особыми образовательными потребностями (на примере людей с патоло-гией голосового аппарата) и здоровыми респондентами. На основе полученных данных определена структура качества жизни лиц с нарушением голоса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение структуры качества жизни лиц с патологией голосового аппарата»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYCHOLOGY

УДК 159.9.072.43

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦ С ПАТОЛОГИЕЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Р.Е. Барабанов

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного исследования субъективной оценки качества жизни лицами с особыми образовательными потребностями (на примере людей с патологией голосового аппарата) и здоровыми респондентами. На основе полученных данных определена структура качества жизни лиц с нарушением голоса.

Ключевые слова: качество жизни, особые образовательные потребности, субъективная оценка, патология голосового аппарата.

STUDY OF THE STRUCTURE OF THE QUALITY OF LIFE OF PERSONS WITH A PATHOLOGY OF THE VOCAL APPARATUS

R.E. Barabanov

Abstract. This article describes the results of a study, whereby subjective assessment of the quality of life by persons with special educational needs (using the example of people with a pathology of the voice apparatus) and healthy respondents was compared. Based on the data obtained, the structure of the quality of life of persons with voice disorders was determined.

Keywords: quality of life, special educational needs, subjective assesment, pathology of the voice apparatus.

На сегодняшний день исследование качества жизни населения является одной из центральных задач, направляющих развитие прикладного аспекта общественных наук. Термин «качество жизни» используется учеными для оценки общего благополучия отдельно взятого человека или населения в целом. Довольно трудно дать определение этому понятию, так как оно состоит из целого набора объективных и субъективных измерений, которые могут изменяться с течением времени, с приобретением человеком нового опыта [2; 4; 9]. Каждая дисциплина ориентируется на свои подходы и концепции, а это означает, что термин «качество жизни» приобретает различное толкование и предполагает использование разных способов измерения.

В работах, посвященных качеству жизни, главным образом преобладает средовой подход, ориентированный на изучение условий жизни (социально-экономических, социально-политических, медицинских). В противовес этому в современных концепциях все чаще формулируется идея первостепенной значимости таких социально-психологических параметров качества жизни, как обще-бытовая активность, психологическое благополучие, возможности реализации своего личностного потенциала и т.п. [5; 9; 13].

Теоретические основы в отношении психологических составляющих качества жизни, а также факторов, формирующих это качество, были заложены в трудах М. Аргайла (1987),

Н.С. Маликова (2002), Г. Альбрехта (1999), Р. Винховена (1994), Э. Дайнера (1984), И.А. Джи-дарьян (1995), Г.М. Зараковского (2009), К. Рифф (1995), М. Реплей (2003), Т.Н. Савченко (2004), Ф. Пеонидиса (2006), Д. Хайброна (2007) и др. [23]. Однако, несмотря на рост числа исследований по проблеме качества жизни у здоровых респондентов и различных групп лиц с особыми потребностями, многие вопросы психологических составляющих качества жизни остаются недостаточно изученными. Подчеркивается, что исследования структуры качества жизни при психической и соматической патологиях характеризуются широким, но в то же время, фрагментарным рядом методологий, как с точки зрения дизайна исследований, так и используемого инструментария, основанного больше на представлениях разработчиков опросников качества жизни о субъективном мире респондентов [7; 28; 37].

Важно подчеркнуть, что большинство измерителей качества жизни были созданы в Северной Америке и Великобритании, а их перевод и транскультуральная адаптация для использования в других странах сопряжены со значительными затратами времени, в связи с чем многие опросники существуют только на языке оригинала [35; 36].

Несмотря на это, по мнению ряда авторов [3; 5; 9; 16; 20], с позиции психологических составляющих качество жизни представляет собой трехкомпонентную структуру: удовлетворенность (когнитивная оценка удовлетворенности различными аспектами жизни), приятные и неприятные эмоции (хорошее или плохое настроение). Е. Diener полагает, что эти три составляющие качества жизни объединяются, чтобы создать единый индекс психологического благополучия. Автор высказывает мысль о том, что человек будет обладать высоким уровнем качества жизни при условии, если в большинстве случаев он ощущает удовлетворение от жизни и в некоторых ситуациях он может испытывать неприятные эмоции и переживания [30]. Представители другого теоретического подхода анализируют качество жизни как позитивное психологическое функционирование индивида Основоположником этого подхода считается C.D. Ryfff, которая в своих исследованиях указывает на прямую зависимость между психологическими компонентами качества жизни и структурными элементами данных теорий [34]. По мнению автора, понятие «самопринятие» является основополагающим и связано не только с понятиями «чувство собственного достоинства» и «самоуважение», но и включает в себя признание человеком своих сильных и слабых сторон, что определяет функциональность качества жизни. Данные понятийные категории также могут быть соотнесены с понятием индивидуации К.-Г. Юнга и положительной оценкой индивидуального прошлого человека, представленной в работах Э. Эриксона элементом эго-интеграции [33; 34; 40].

В отечественных исследованиях концептуальная разработка психологических составляющих качества жизни принадлежит А.В. Ворониной. Она предлагает данный феномен рассматривать как системное качество человека, которое формируется у него в процессе жизни и основано на сохранении психофизиологических функций. Автор приходит к выводу, что уровень качества жизни отражает взаимосвязь между психическими и соматическими процессами. Многоуровневая структура качества жизни, разработанная А.В. Ворониной, состоит из психосоматического здоровья, социальной активности, психического здоровья и психологического здоровья, которые в процессе формирования и развития человека дают ему новое видение себя, мира вокруг, новые возможности для реализации своего творческого потенциала [8].

Что касается изучения структуры качества жизни различных групп респондентов, в том числе имеющих сомато-психические заболевания, в современных российских условиях, то по данным Е.А. Мильке и Е.В. Свистуновой (2016), у подростков с избыточным весом качество жизни представлено такими категориями как «Положительные отношения с окружающими», «Управление окружением», «Автономия», «Социальная активность» и «Самопринятие». При этом все они, как отмечают авторы исследования, становятся значимыми в связи с тем, что избыточный вес искажает восприятие своего тела подростами, снижая степень принятия себя в целом и способствуя возникновению депрессивных настроений, чувства изолированности

и ненужности. У подростков с избыточной массой тела возникает больше трудностей в общении с окружающими людьми, умении отстаивать свои интересы и взгляды, контролировать свою деятельность [19].

Исследуя качество жизни детей с интеллектуальной недостаточностью, А.М. Щербакова и Е.А. Осипова (2016) отмечают, что многолетняя реабилитационная работа позволяет включить детей с выраженной умственной отсталостью в социальный контакт, помогает выделить предпочитаемый ими вид деятельности, развить эмоциональный интеллект, что является подтверждением повышения качества их жизни [26].

Немало научных работ посвящено также изучению структуры качества жизни у больных эпилепсией. В этом отношении ряд авторов [10; 15; 18] выделяет как минимум 5 субсфер, которые в совокупности и представляют собой психологическую структуру качества жизни больных эпилепсией. Среди этих субсфер исследователи выделяют «Здоровье» (восприятие себя здоровым на когнитивном уровне), «Энергичность», «Эмоциональное благополучие» (для многих пациентов эта субсфера может рассматриваться как синоним качества жизни вообще [28; 31]), «Когнитивное функционирование», «Социальное функционирование», «Работа» (или «Профессиональная активность»). При этом полученные данные неоднократно были подтверждены на основе многофакторного линейного регрессионного анализа и не вызывают сомнений.

Помимо этого, особое внимание исследователей привлекает группа лиц с врожденными пороками сердца. Здесь авторы отмечают, что качество жизни пациентов после операции Фонтена несколько ниже, чем среднестатистические показатели «здоровых» респондентов, хотя и достаточно высоки. В данном случае картина качества жизни представлена такими категориями, как «физическое функционирование», «ролевое функционирование», «общее здоровье», «жизнеспособность», «социальное функционирование», «эмоциональное функционирование», «психологическое здоровье» [24; 25]. Как мы видим, выявленные показатели качества жизни пациентов с врожденными пороками сердца обеспечивают им ведение активного образа жизни без каких-либо существенных физических, социальных и психологических проблем. Но нас в данном случае в большей степени интересует другая не менее серьезная соматическая патология, связанная с нарушением деятельности дыхательной системы, а именно - гортани и голосового аппарата.

Патология голосового аппарата (гортанная патология) - одна из наиболее распространенных в соматической медицине, в частности - в оториноларингологии [14]. Сведения о распространенности нарушений голоса в нашей стране и по данным авторов зарубежной литературы весьма разнятся. Согласно результатам обследования голоса в США, Японии, Израиле и ряде других стран, проведенного Д.К. Вильсоном (1990), процент голосовых нарушений колеблется от 1,5 до 21 % [2]. По данным исследовательской работы Ю.С. Василенко (2003) известно, что частота хронических заболеваний голосового аппарата среди взрослых составила около 60 случаев на 10 000 городских жителей, а среди людей, имеющих речевые профессии, нарушениями голоса страдали до 40 % [3]. Разброс результатов обследования голосовой функции может быть объяснен различиями в критериях, лежащих в основе исследований, в возрасте испытуемых и в условиях проведения экспептизы. При этом в последнее десятилетие возрастает число больных молодого трудоспособного возраста, у которых на фоне гортанной патологии развивается инвалидность, что требует специальной организации образовательного и трудового пространства [14; 21]. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос изучения качества жизни лиц с патологией голоса и сопоставление этих данных с группой здоровых респондентов. На наш взгляд, в рамках образовательного пространства это позволит разработать траекторию качественной социально-психологической помощи студентам, целью которой станет повышение уровня качества жизни и реализация индивидуальных образовательных траекторий.

В связи с традиционным стремлением к объективизации измерения качества жизни, исследования людей, живущих с соматической патологией, в большей мере сосредоточены

на изучении объективных средовых переменных. Действительно, во многих странах мира проблема изучения и повышения качества жизни лиц с тем или иным соматическим заболеванием решается в первую очередь улучшением социально-экономических условий их существования и оптимизацией оказываемой им медико-реабилитационной помощи (как в системе здравоохранения, так и в системе образования и социальной защиты) [1; 35; 36]. В этом отношении, одной из целей и тактических задач деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации является повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этой работы в период до 2025 г. Министерством планируется осуществить ряд мероприятий, предусматривающих «совершенствование систем медико-социальной экспертизы, реабилитации, сопровождения и социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидов, создание равных возможностей для них во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи».

Таким образом, большинство государственных программ социального развития, как и большинство научных исследований, ведущихся в этом направлении, сосредоточено на изучении качества жизни с точки зрения внешних по отношению к субъекту условий существования. Вследствие этого работы, посвященные изучению качества жизни лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями (к коим относятся и лица с патологией голосового аппарата [21; 22]), зачастую сосредоточены на негативных сторонах и последствиях заболевания (низкий уровень жизни, снижение социальной включенности, выявление степени физической и психологической неполноценности). При этом анализ общетеоретических взглядов на проблему качества жизни в разных отраслях науки показывает, что исследователями признается, в том числе, и высокая значимость субъективного аспекта качества жизни, который касается внутреннего содержания человеческой жизни - вопросов счастья, субъективного благополучия личности в условиях тех или иных жизненных обстоятельств [3; 4; 9; 16; 17; 20; 23]. В связи с этим нами была предпринята попытка изучения субъективной оценки качества жизни лицами с патологией голосового аппарата и здоровыми людьми, выявление категорий качества жизни и их дальнейшее сравнение между собой в обеих группах респондентов.

Эмпирическая база исследования

Для проведения исследования нами была отобрана экспериментальная и контрольная группы, общей численностью 90 человек.

Исследование экспериментальной группы проводилось на базе ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России». За период с декабря 2016 г. по март 2017 г. в опросе приняли участие 45 человек, которые являлись пациентами отделения фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России». Из них 29 взрослых (поздний юношеский период) и 16 подростков (ранний юношеский период) с нарушением голоса в возрасте от 16 до 25 лет (21 юноша и 24 девушки) - учащиеся различных вокально-эстрадных отделений. Средний возраст 20±1,4 года. В структуре гортанной патологии преобладала гипотонусная дисфония - 20 пациентов (46 %); узелки голосовых складок - 17 случаев (40 %); мутационная дисфо-ния - 5 пациентов (9 %); афония - 3 пациента (5 %).

Исследование контрольной группы проводилось на базе АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА». За период с сентября по декабрь 2016 года в опросе также приняли участие 45 человек, которые являлись студентами 1-4 курсов бакалавриата, а также колледжа. Из них 36 взрослых (поздний юношеский период) и 9 подростков (ранний юношеский период) в возрасте от 16 до 23 лет (23 юноши и 22 девушки). Средний возраст был 19±1,3 года.

Процедура исследования

Процедура исследования представляла собой написание обеими выборками развернутых эссе на тему качества жизни, целью которого было выявление субъективной оценки качества жизни. Инструкция при этом звучала следующим образом: «Поразмышляйте на тему качества жизни человека. Как Вы понимаете качество жизни? Что такое качество жизни для Вас лично? Ответ запишите в виде небольшого эссе (перед ответом укажите свой возраст и пол)». Пример одного из таких эссе представлен на рисунке 1.

Результаты исследования

На первом этапе субъективная оценка качества жизни здоровых респондентов и респондентов с заболеванием голосового аппарата обрабатывалась при помощи контент-анализа. В результате на основе экспертной оценки текстов-самоотчетов были получены 54 категории. Выделение категорий производилось на основе аксиологической модели Спренджера.

На втором этапе выявленные категории качества жизни были подвергнуты математической обработке, а именно - факторному анализу, который применялся для изучения взаимосвязей между значениями выделенных переменных и определения структуры качества жизни с выявлением факторных нагрузок в тех или иных категориях (показателях) качества

Рисунок 1. Образец эссе респондента с патологией голосового аппарата

жизни, которые автоматически были объединены в большие группы компонент. Наряду с этим, в процессе обработки данных был привлечен также Н-критерий Крускала-Уоллиса для проверки равенства значений в обеих выборках. Для всех выше описанных целей использовалась программа математической обработки информации SPSS версии 22.0. В результате на основе анализа повернутой матрицы компонентов удалось получить следующие данные.

В группе респондентов, имеющих патологию голосового аппарата, выявлены такие категории качества как «самопринятие», «самореализация», «продуктивность», «калокагатия (гармония)», «самоценность», «психологическое благополучие», «здоровье», «саморегуляция», «активный образ жизни» (таблица 1). Как мы видим, большинство из этих категорий носят интроспективный характер и обращены ко внутреннему потенциалу человека. Таким образом, выделенные категории являются значимыми для группы респондентов с патологией голосового аппарата.

Таблица 1

Результаты факторного анализа в группе респондентов с патологией голосового

аппарата (экспериментальная группа)

Показатели качества жизни Факторные нагрузки Структурные компоненты КЖ

Принятие 0,824 Самопринятие

Медицинские услуги 0,599

Понимание/взаимопонимание 0,579

Семья/дети 0,562

Дружба/друзья 0,564

Общение 0,690

Удовлетворенность собой 0,545

Уровень самооценки 0,533

Здоровье 0,766

Карьера 0,538 Самореализация

Социальное положение 0,547

Самореализация/саморазвитие 0,544

Самостоятельность 0,551

Самоорганизация 0,570

Целеполагание 0,695 Продуктивно сть

Мотивация 0,520

Востребованность 0,508

Достижение целей 0,537

Удовлетворенность собой 0,543

Уровень самооценки 0,579

Принятие 0,537 Калокагатия (гармония)

Ощущение нужности 0,625

Поддержка 0,506

Хорошие отношения с семьей 0,678

Понимание/взаимопонимание 0,528

Отсутствие стресса 0,633

Гармония 0,785

Активный образ жизни 0,739

Принятие 0,506 Самоценность

Поддержка 0,501

Доверие 0,588

Качественные мед. услуги 0,516

Благоприятные соц. условия 0,519

Уважение 0,508

Вера 0,571

Удовлетворенность собой 0,610

Отсутствие стресса 0,595

Хорошее настроение 0,570 Психологическое благополучие

Самореализация/саморазвитие 0,522

Любимое дело 0,532

Хорошие отношения с семьей 0,557

Благополучие близких 0,555

Мир 0,501

Дециальность 0,548

Отсутствие стресса 0,518

Гармония 0,523

Хорошее настроение 0,544 Здоровье

Отдых/спокойствие 0,540

Мир 0,527

Радость/удовольствие 0,516

Удовлетворенность собой 0,520

Отсутствие стресса 0,508

Уровень самооценки 0,532

Здоровье 0,566

Любовь 0,503 Саморегуляция

Целеполагание 0,601

Самореализация/саморазвитие 0,593

Самоорганизация 0,574

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гармония 0,511

Любимое дело 0,512 Активный образ жизни

Хорошие отношения с семьей 0,571

Мир 0,522

Отсутствие стресса 0,632

Активный образ жизни 0,757

Это можно связать с тем, что лица, имеющие нарушение голоса, на момент исследования находились на этапе лечения, что оказывало фрустрирующее воздействие на них, была нарушена коммуникация. При этом важно отметить, что у представителей данной группы на фоне заболевания и изменения социальной активности нередко формируется субъективное ощущение неполноценности, низкая самооценка и неуверенность в себе [6]. Такие особенности эмоционально-личностной сферы обусловлены попаданием респондентов представленной группы в стрессовую ситуацию, а именно, в ситуацию переживания болезни и ограничения профессиональной деятельности, их общий эмоциональный фон характеризуется нестабильностью реакций, тревогой, нарастающей субклинически выраженной депрессией и вегетативным возбуждением [6; 21]. На фоне давности заболевания (у 75 % пациентов около двух лет) уровень стресса чрезмерно повышается вследствие снижения порога стрессоустойчивости в связи с общей астенизацией организма [6; 21; 22]. На этом фоне причиной специфичности для лиц с патологией голосового аппарата выше перечисленных категорий могут служить имеющиеся признаки психоэмоционального напряжения в связи с длительностью нахождения на амбулаторном и/или стационарном лечении, что вынуждает пациентов на протяжении долгого времени заниматься вопросами собственного здоровья в ущерб образованию, профессиональной деятельности и социальной активности (в такие моменты для них особо значимым становится помощь и поддержка родных, друзей, коллег и т.д.) [6; 14].

Так как больные зачастую сталкиваются с ситуацией, когда со стороны окружающих к ним обращены «неудобные» вопросы относительно их голоса, заставляющие смущаться или стыдиться, они стесняются себя и других, ощущая физическую «неполноценность», опасаются вступать в контакт с посторонними людьми и даже родственниками [6]. В связи с этим вполне очевидным является наличие таких субъективных категорий качества жизни как «самопринятие» и «самоценность». Важно отметить, что лица с нарушением голоса в наибольшей степени подвержены страху перед незнакомыми, перед будущим, по сравнению со здоровыми людьми, и этот страх занимает доминирующую позицию над интересом, который в норме способствует расширению социальных связей и отношений, включению

человека в происходящие вокруг него события [5; 7]. Поэтому в данном случае мы выделяем также такие категории как: «активный образ жизни» и «самореализация».

В группе же здоровых респондентов выявлены такие категории, как «принятие/понимание», «мотивационная направленность», «самореализация», «социальная направленность», «смысложизненные ориентации», «общение», «жизнестойкость», «самоотдача» (таблица 2). Таким образом, выделенные категории являются значимыми для данной группы респондентов.

Таблица 2

Результаты факторного анализа в группе здоровых респондентов (контрольная группа)

Показатели качества жизни Факторные нагрузки Структурные компонентыг КЖ

Принятие 0,917 Принятие/взаимопонимание

Любовь 0,814

Ощущение нужности 0,805

Поддержка 0,674

Хорошее настроение 0,583

Понимание/взаимопонимание 0,540

Гармония 0,557

Целеполагание 0,932 Мотивационная направленность

Мотивация 0,922

Востребованность 0,763

Свобода личности 0,757

Самореализация/саморазвитие 0,540

Достижение целей 0,533

Путешествия 0,548 Самореализация

Карьера 0,821

Социальное положение 0,763

Доверие 0,652

Самореализация/саморазвитие 0,625

Образование 0,554

Самоорганизация 0,562

Медицинские услуги 0,867 Социальная направленность

Социальные услуги 0,824

Политическая обстановка 0,822

Благоприятные соц. условия 0,615

Любимое дело 0,583

Одежда 0,880 Смысложизненные ориентации

Еда 0,713

Любимое дело 0,660

Образование 0,554

Отдых/спокойствие 0,754

Благополучие близких 0,608

Уважение 0,845 Общение

Хорошие отношения с семьей 0,623

Понимание/взаимопонимание 0,588

Благополучие близких 0,518

Дружба/друзья 0,514

Общение 0,563

Хобби 0,586 Жизнестойко сть

Самореализация/саморазвитие 0,566

Отдых/спокойствие 0,554

Семья/дети 0,703

Дружба/друзья 0,618

Вера 0,542

Самостоятельность 0,635

Самоорганизация 0,554

Поддержка 0,501

Свобода личности 0,537

Самореализация/саморазвитие 0,557

Вера 0,860 Самоотдача

Дециальность 0,785

Самоотдача 0,936

Радость/удовольствие 0,583

Приведенные выше результаты можно связать с тем, что в контрольной группе испытуемые находились вне лечебных мероприятий, их учебной и профессиональной деятельности ничто не угрожало, они пребывали в относительно благоприятных условиях по сравнению с членами экспериментальной группы, которые были отлучены от своих повседневных обязанностей и работы, должны были соблюдать голосовой режим, вследствие чего, можно допустить, они больше подвергались влиянию стрессовых воздействий. При этом членов контрольной группы отличает от экспериментальной наличие жизнестойкости и самоотдачи, что может усиливать устойчивость к фрустрации и способствовать развитию социальной активности.

Также в процессе обработки данных на основе Н-критерия Крускала-Уоллиса были выявлены достоверные различия между исследуемыми группами по следующим параметрам:

1. Для группы респондентов с патологией голосового аппарата характерна более высокая значимость ценностей здоровья, общения, понимания/взаимопонимания и принятия на уровне самопринятия (р<0,05), самоорганизации, саморазвития и социального положения на уровне реального поведения - самореализации (р<0,01), целеполагания, уровня самооценки и удовлетворенности собой на уровне активной деятельности (активной трудовой жизни) - продуктивности (р<0,05), ощущения нужности, хороших отношений с семьей, отсутствия стресса, гармонии и активного образа жизни на уровне гармоничного функционирования личности - калокагатии (р<0,05) и активного образа жизни (р<0,01), отсутствия стресса, удовлетворенности собой, веры и доверия на уровне осознания смысла в своей жизни -самоценности (р<0,05), хорошего настроения, хороших отношений с семьей, благополучия близких, здоровья, спокойствия, дециальности и отсутствия стресса на уровне психологического благополучия (р<0,05) и общего здоровья (р<0,05). Социальная направленность для них - важная, но не самая главная сфера в жизни (р<0,05). Кроме того, для лиц с патологией голосового аппарата более значимы ценности саморегуляции (р<0,05) и менее значимы ценности смысложизненных ориентаций (р<0,05), характерна большая ориентация на свои чувства (р<0,05), переживания (р<0,05), способность адаптироваться к переменам в жизни (р<0,05), убежденность в том, что в жизни многое зависит от внешних условий (р<0,05).

2. Для условно здоровых же респондентов характерно принятие/взаимопонимание (р<0,05), мотивационная направленность - уверенность в возможности влиять на события и следование своим целевым установкам (р<0,05), более значимы ценности социальной направленности и обще-бытовых ориентаций: медицинские и социальные услуги, политическая обстановка, любимое дело, одежда, еда, отдых и т.д. (р<0,05), работа рассматривается как источник получения денег для существования и развития социального статуса; одной из главных целей является обеспечение финансового благополучия (р<0,05). Вместе с тем для здоровых респондентов важно общение и самоотдача (р<0,05).

Таким образом, полученные результаты выявили различия в субъективной оценке качества жизни лицами с патологией голосового аппарата и здоровыми респондентами. Эти различия проявились в ценностных ориентациях, а, следовательно, и субъективном понимании качества жизни и ее структурных компонентах. При этом структурно только лишь компонент «Самореализация» присутствует и в той, и в другой группе респондентов. Связано это, скорее всего, с тем, что и здоровые люди, и те, кто имеет какой-либо соматический недостаток, стремятся к раскрытию своих собственных возможностей, выражению своей внутренней

сущности на внешнем социокультурном уровне. Вопрос в данном случае только один: как психологические составляющие качества жизни влияют на развитие внутренней картины болезни у лиц с патологией голосового аппарата.

Заключение

Таким образом, исследование качества жизни и его структуры у респондентов с особыми образовательными потребностями (на примере лиц с патологией голосового аппарата) и здоровых людей позволило выявить основные структурные составляющие качества жизни, что в последующем даст возможность с позиции психологии описать само понятие качества жизни, а затем определить влияние на качество жизни различных факторов и личностных характеристик (среди которых могут быть и мотивационная направленность, жизненные ориентации, совладающее поведение, внутренний/внешний контроль, саморегуляция, самооценка, самоуважение, самопринятие, оптимизм/пессимизм, жизнерадостность, жизнестойкость, психические защиты и т.д.). В итоге на основе полученных данных мы сможем оценить реабилитационный потенциал у больных с патологией голосового аппарата и найти особый подход к их психологической реабилитации как в условиях лечебно-оздоровительной, так и образовательной среды.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Айвазян С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения. Ч. I: Методология анализа и пример ее применения // Мир России. 2002. Т. Х. № 4.

3. Алмакаева А.М. Субъективное восприятие качества жизни: теоретико-методологические и методические аспекты анализа: дис. ... канд. соц. наук. Самара, 2007.

4. АндреенковаН.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5(99).

5. АргайлМ. Психология счастья / пер. с англ., общ. ред. и вступ. ст. М.В. Кларина. СПб., 2003.

6. Барабанов Р.Е., Фанталова Е.Б. Особенности эмоционально-личностной сферы у лиц с нарушением голоса // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4.

7. Бурковский Г.В, Левченко Е.В, Тейлор Р. Сравнительный анализ двух инструментов для измерения качества жизни психически больных (ВОЗКЖ-ЮО и ЛКОЛП). // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2008. № 1.

8. ВоронинаА.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21.

9. Головина Г.М. Структура показателя общей удовлетворенности жизнью // Качество жизни: критерии, оценки. Отечественный и зарубежный опыт: тезисы Международного научного семинара, г. Москва, 24-25 октября. М., 2002.

10. Гусев Е.И, Гехт А.Б, Мильчакова Л.Е. и др. Качество жизни и стресс у больных с симптоматической парциальной эпилепсией: Сборник статей Российской Академии наук. М., 2002.

11. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.

12. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006.

13. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. М., 2009.

14. Казарина О.В. Научное обоснование совершенствования фониатрической помощи в Российской Федерации: дис. ... канд. мед. наук. М., 2014.

15. Котов A.C., Рудакова И.Г, Морозова О.С. Факторы, снижающие общую оценку связанного со здоровьем качества жизни у больных эпилепсией. // Неврологический журнал. 2011. № 11.

16. Кулайкин В.И. Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах: дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2006.

17. Маликов Н.С. К вопросу о содержании понятия «качество жизни» и его измерению // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 2.

18. Меликян Э.Г. Качество жизни больных эпилепсией: дис. ... д-ра. мед. наук. М., 2012.

19. Мильке Е.А, Свистунова Е.В. Субъективная оценка психологического благополучия и качества жизни подростками с избыточным весом // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. № 2 (16).

20. Папура А.А. Категория «качество жизни» в психологических исследованиях // Прикладная психология и психоанализ. 2014. № 3.

21. Распространенность голосовой патологии среди мужчин и женщин России / Т.В. Камардина, И.С. Глазунов, Л.А. Соколова, Л.А. Лукичева // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. Т. 5. № 1.

22. Ройзетбаум Н.Ф. Патология голоса: словарь-справочник. М., 1991.

23. Савченко Т.Н., ГоловинаГ.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М., 2006.

24. СагатовИ.Е. Качество жизни пациентов с врожденными пороками сердца в отдаленные сроки после гемодинамической коррекции // Бюллетень НЦССХРАМН: материалыы XI Ежегодной сессии НЦССХ им. А.Н. Бакулева с Всероссийской конференцией молодых ученых. М. 2007. Т. 8. № 3.

25. Сагатов И.Е. Перспективы развития исследования качества жизни больных с врожденными пороками сердца в Казахстане // Центрально-Азиатский журнал сердечно-сосудистой хирургии: сборник статей и тезисов III Съезда Ассоциации сердечно-сосудистых хирургов стран Центральной Азии. 2009. № 4.

26. Щербакова А.М., Осипова Е.А. Субъективное качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в программы совместной игровой деятельности // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. № 2 (16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Albrecht G.L., DevliegerP.J. The disability paradox: high quality of life against all odds // Social Science and Medicine. 1999. Vol. 48. № 8.

28. BertoP. Quality of life in patients with epilepsy and impact of treatments // Pharmacoeconomics. 2002. Vol. 20. № 15.

29. Diner E., Larsen R.J. Temporal stability and cross-situational consistency of affective, behavioral, and cognitive responses // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. № 5.

30. Diener E. Measuring Quality Of Life: economic, social and subjective indicators // Social Indicators Research. 1997. № 40.

31. Haybron D.M. Life Satisfaction, Ethical Reflection, and the Science of Happiness // Journal of Happiness Studies. 2007. Vol. 8. № 1.

32. Peonidis F. Quality of life as a Philosophically Interesting Concept // Skepsis. 2006. № 17.

33. RapleyM. Quality of Life Research: A Critical Introduction. London: Sage Publications, 2003.

34. Ryff C.D., Keyes L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 4.

35. Skevington S.M., O'ConnellK.A. Can we identify the poorest quality of life? Assessing the importance of quality of life using the WHOQOL-IOO // Qual Life Res. 2004a. Vol. 13. № 1.

36. Skevington S.M., Sartorius N., Amir M. Developing methods for assessing quality of life in different cultural settings. // Soc Psychiatry Epidemiol. 2004b. Vol. 39. № 1.

37. Taylor J, Jacoby A, Baker G.A. et al. Factors predictive of resilience and vulnerability in new-onset epilepsy // Epilepsia. 2011. Vol. 52. № 3.

38. Veenhoven R. Is happiness a thait? // Social indicators research. 1994. Vol. 32. № 35.

39. Veenhoven R. Greater Happiness for a Greater Number. Is that Possible and Desirable? // Journal of Happiness Studies. 2010. Vol. 11. № 5.

40. Wessman A.E., Ricks D.F. Mood and Personality. N.Y., 1966.

Р.Е. Барабанов

психолог отделения комплексной реабилитации

ГБУ ЦССВ «Южный» ДТСЗН г. Москвы,

преподаватель кафедры психолого-педагогических и творческих дисциплин

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.